Научная статья на тему 'Государственное задание как инструмент управления системой СПО'

Государственное задание как инструмент управления системой СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / КОНТРОЛЬНЫЕ ЦИФРЫ ПРИЁМА / НОРМАТИВ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сатдыков А. И.

Подавляющее большинство рабочих и служащих готовятся в государственных образовательных организациях. Инструментом, управляющим процессом распределение обучающихся по специальностям и финансированием реализации профессиональных программ является государственное задание. Детальное рассмотрение механизма формирования государственного задания с учётом вступившего в силу с 1 сен­тября 2013 года нового закона об образовании позволяет выделить клю­чевые аспекты, регулирование которых позволят проводить региональ­ным органам власти необходимую политику в сфере среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное задание как инструмент управления системой СПО»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ СПО

© Сатдыков А.И.*

Федеральный институт развития образования, г. Москва

Подавляющее большинство рабочих и служащих готовятся в государственных образовательных организациях. Инструментом, управляющим процессом распределение обучающихся по специальностям и финансированием реализации профессиональных программ является государственное задание. Детальное рассмотрение механизма формирования государственного задания с учётом вступившего в силу с 1 сентября 2013 года нового закона об образовании позволяет выделить ключевые аспекты, регулирование которых позволят проводить региональным органам власти необходимую политику в сфере среднего профессионального образования.

Ключевые слова среднее профессиональное образование, государственное задание, контрольные цифры приёма, норматив финансирования реализации профессиональной программы.

Система образования представляет собой сложную социальную систему, выполняющую чрезвычайно важную роль в обществе - это и воспитание граждан, и профессиональная подготовка, и социальный лифт. Одной из её подсистем является среднее профессиональное образование (далее СПО), на которую возложена в первую очередь функция подготовки рабочих и служащих для экономики. Управление этой сложной системой осуществляется государственными органами власти посредством различных инструментов - установлением федеральных образовательных стандартов (ФГО-Сы), лицензированием образовательной деятельности, аккредитацией образовательных программ. Государственное задание на реализацию образовательных программ является одним из наиболее значимых инструментов управления, поэтому понимание его механизмов, особенно в свете вступления в силу с 1 сентября 2013 года ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [2] (далее закон об образовании), очень важно для проведения разумной образовательной политики в регионе.

Система СПО претерпела значительные изменения в связи с нововведениями закона. Система начального профессионального образования (НПО) перестала существовать - образовательные программы НПО входят в систему СПО. Образовательные программы системы СПО теперь делятся на два уровня - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена.

* Заместитель руководителя Цента управления образованием и развития высшей школы.

На конец 2010 года в системе СПО было 2586 образовательных организаций и 2356 в системе ДПО. Из них только 9 % являются негосударственными. Доля обучающихся не за счёт бюджета составляла в системе СПО до 30 %. Основным заказчиком рабочих и служащих является государство, которое исполняет не только регулирующие функции, но и в значительной степени финансирует эту сферу.

Содержание образования регулируется при помощи ФГОСов и примерных образовательных программ. На кого учить также регламентировано государством, все профессии и специальности перечислены в специальных перечнях ДПО и СПО [7]. Следующий важный вопрос - сколько человек необходимо по каждой специальности для российской экономики, во сколько обойдётся их подготовка для бюджета и т.д. Эти управленческие задачи формируются в государственном задании.

Термин «государственное задание» определяется в статье 6 Бюджетного кодекса РФ [1] как документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Под государственной услугой понимаются услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами [1]. Реализация профессиональных программ среднего профессионального образования является государственной услугой, оказываемой в сфере образования и науки и числится в ведомственных перечнях государственных услуг федеральных и региональных органов исполнительной власти [8].

Законом об образовании устанавливается, что среднее профессиональное образование в России является общедоступным и бесплатным. Ответственность за СПО возложено на региональные органы власти и на региональный бюджет. Региональные органы власти должны обеспечить всех желающих средним профессиональным образованием. Это необходимо учитывать при составлении государственного задания образовательным организациям. На федеральном уровне все профессиональные образовательные организации СПО входят в состав высших учебных заведений в качестве подразделений.

Государственное задание в соответствии с п. 3 ст. 69.2 БК РФ [1] формируется для бюджетных и автономных учреждений в соответствии с решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Государственное задание является, таким образом, связующим звеном между органом власти и образовательной организацией, которая непосредственно реализует государственную услугу.

Учредителем профессиональных образовательных организаций является, как правило, региональный орган исполнительной власти - региональное министерство образования, здравоохранения, экономического развития и прочие. Оно же является, как правило, главным распорядителем бюджетных средств. Государственные профессиональные образовательные организации являются в основе своей бюджетными или автономными учреждениями.

В п. 3. ст. 100 закона об образовании говорится, что контрольные цифры приёма (далее КЦП) распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Т.о. получение КЦП за счёт бюджетных ассигнований возможно при наличии государственной аккредитации независимо от того, государственная или негосударственная это образовательная организация. Только в случае последней документ будет называться не государственное задание, а просто договор.

Вопрос установления контрольных цифр приёма является центральным вопросом в образовательной политике. Именно от него зависит, сколько специалистов будет выпущено на рынок - сколько в общем объёме и по отдельным категориям - инженеров, экономистов, биологов и прочих. П. 4 Правил установлении КЦП [4] определяет, что КЦП устанавливаются с целью обеспечения воспроизводства и развития инновационного потенциала экономики, создания условий для развития научных школ в профессиональном образовании.

Для образовательной организации КЦП устанавливаются в рамках общих объёмов КЦП. Общие объёмы КЦП устанавливаются, согласно п. 4 Правил, Министерством образования и науки РФ (далее МОН РФ) [4] и региональными министерствами образования для СПО. Общие объёмы - это то количество студентов, распределённое по специальностям, профессиям СПО и формам обучения, которое в грядущем учебном году региональный орган исполнительной власти в сфере образования устанавливает для системы СПО на грядущий год, которое будет обучаться за счёт бюджета региона. Образовательные организации участвую в конкурсе по распределению, чтобы получить часть общих КЦП и государственного финансирования, соответственно.

Органом, определяющим КЦП по СПО является МОН РФ и региональные министерства образования. Согласно п. 4 и п. 5 Правил [4] заинтересованные министерства отправляют в МОН РФ предложения по КЦП. Наряду с предложениями министерств учитываются предложения других главных распорядителей бюджетных средств, общероссийских объединений работодателей. Министерства обязываются учитывать потребности экономики России в квалифицированных кадрах, анализы рынков труда, предложения общероссийских объединений работодателей, предложения федеральных го-

сударственных органов и стратегические ориентиры развития реального сектора экономики и прочее.

В полномочия регионального органа государственной власти в сфере образования входит проведение конкурса на распределение контрольных цифр приёма. Министерство также определяет состав комиссии, которая будет проводить конкурс [6]. Критерием принятия решения комиссией об установлении является показатель потенциал образовательной организации. Данный показатель рассчитывается как среднее из восьми показателей деятельности образовательной организации СПО.

Важно отметить, что в новом законе об образовании решение о назначении КЦП принимает комиссия, назначаемая региональным министерством образования. Однако государственное задание на обучение по программе СПО в рамках полученных КЦП профессиональная образовательная организация получает от своего учредителя.

В случае если в конкурсе принимала участие и получила КЦП негосударственная образовательная организация, то с ней региональное министерство образования заключает договор, в котором также обговариваются КЦП, порядок и размер предоставления субсидий.

Финансирование государственного задания происходит исходя из норматива финансирования на оказание единицы услуги [5]. Единицей услуги в системе СПО является реализация программы СПО на одного обучающегося. При расчёте КЦП одновременно осуществляется и расчёт норматива финансирования оказании услуги [5]. По каждой профессии или специальности должен быть определён свой норматив в зависимости от сложности профессии и её приоритетности и прочих факторов.

Вопрос финансирования реализации программ среднего профессионального образования является крайне важным. Финансирование реализации государственного задания должно быть достаточным для успешной подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена. Ясно, что достаточное финансирование подготовки по всем профессиям и специальностям невозможно - необходимо выделить особо важные и приоритетные для региона и туда в первую очередь направлять средства.

Норматив затрат на оказание государственной услуги распадается на две составляющие:

- нормативные затраты на оказание образовательной организацией государственной услуги;

- норматив затрат на содержание имущества образовательной организации.

В первую составляющую включаются затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (оплата труда, материалы) и затраты на общехозяйственные нужды (коммунальные платежи, затрату на содержание движимого и недвижимого имущества, услуги транспорта, свя-

зи и т.д.). Норматив затрат на содержание имущества рассчитывается с учётом затрат на электроэнергию, отопление и налоги.

Приказом Министерства образования и науки РФ № 596 от 09.08.2012 утверждён порядок определения нормативных затрат на выполнение государственных услуг в сфере образования и нормативных затрат на содержание имущества учреждений. Этот норматив распространяется на федеральные образовательные учреждения. В регионах установлены региональными министерствами, департаментами соответствующие порядки определения нормативных затрат.

В докладе был рассмотрен механизм формирования государственного задания в системе СПО. Данный механизм полностью не вступил в действие на практике, так как учитывает изменения в законодательстве, вступившие в силу с 1 сентября 2013 года в связи с новым законом об образовании. Центральными аспектами государственного задания являются контрольные цифры приёма - от них зависит выпуск специалистов для региональной экономики, нормативы финансирования реализации образовательных программ - от финансирования зависит во многом качество обучения, и конкурсные процедуры - они определяют какая образовательная организации будет заниматься обучением. Все эти аспекты согласно законодательству относятся к ведению региона и могут и должны быть использованы им для проведения образовательной политики в сфере среднего профессионального образования в соответствии со стратегическими планами развития экономики региона.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [Принят Гос. Думой 17 июля 1998 года, в ред.федер. закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ, по состоянию на 29 сентября 2013 г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 №273 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: Постановление Правительства РФ № 671 от 02.09.2010 № 671 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4. Об утверждении правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приёма граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального и высшего образования за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета: Постановление Правительства РФ от 17.04.13 № 350 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. О методических рекомендациях по расчёту норматива затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государствен-

ных учреждений: Приказ Министерства Финансов РФ от 29.10.2010 № 137н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

6. Об утверждении порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.07.2013 №560 // Справоч-но-правовая система «Консультант Плюс».

7. Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.09.2009 № 355 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

8. Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Минобрнауки России федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности: утв. Минобрнауки России 31.07.2013 N АП-94/04вн // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

9. Клейнер Г.Б. Мезоэкономика развития / Г.Б. Клейнер. - М.: Наука, 2011.

10. Клячко Т.Л. Государственное регулирование численности студентов в ВУЗах / Т.Л. Клячко. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 220 с.

11. Аналитический доклад о состоянии и тенденциях развития нового механизма нормативного финансирования государственного задания не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации, находящихся в 8 федеральных округах [Электронный ресурс] / Под руководством О.К. Ястребовой. -Режим доступа: http://www.mirkin.ru/_docs/reporH0042013.pdf.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ NET-SCHOOL, КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© Сытенькая Н.А.*

Гимназия № 3, г. Астрахань Астраханский государственный университет, г. Астрахань

В настоящее время мониторинг осваиваться и в системе образования, где он реализуется как комплексное, динамическое, аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные из-

* Учитель информатики МБОУ г. Астрахани «Гимназия N° 3», магистрант факультета Бизнеса и экономики Астраханского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.