Научная статья на тему 'Роль локального правотворчества образовательной организации в регулировании удалённых форм взаимодействия с обучающимися'

Роль локального правотворчества образовательной организации в регулировании удалённых форм взаимодействия с обучающимися Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ФОРМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ / КОЛЛИЗИОННАЯ ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / NETWORK FORM / LAWS ON EDUCATION / LOCAL ACTS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION. E-LEARNING / REMOTE TECHNOLOGY / AN INDIVIDUAL TRAINING PLAN / HOMESCHOOLING / COLLISIONAL PRACTICE OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безвиконная Елена Владимировна

В условиях реформирования образовательного законодательства актуализируется задача устранения коллизий в практике работы образовательных организаций посредством принятия необходимых локальных актов. Новизна статьи заключается в системном анализе пробелов образовательного законодательства в сфере регулирования удалённых форм взаимодействия с обучающимися через призму сложившейся практики локального правотворчества образовательных организаций основного общего образования. Предметная область нашего исследования локальные акты образовательной организации, принимаемые для организации удалённых форм взаимодействия с обучающимися в соответствии с требованиями образовательного законодательства. Для выявления коллизий правоприменительной практики используется системный методологический подход, обеспечивающий возможность устранения пробелов в действующем законодательстве посредством принятия локальных актов. Автор обращает внимание на недооценку потенциала локальных актов в регулировании вопросов удалённого взаимодействия как вне, так и внутри образовательной организации, которых совершенно недостаточно для устранения пробелов в действующем законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LOCAL LAW-MAKING by an EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE REGULATION OF distance FORMS OF INTERACTION WITH STUDENTS

In the conditions of the educational legislation reformation, the task of eliminating collisions in the practical work of educational organizations is being actualized through the pass of the necessary local acts. The novelty of the article is a systematic analysis of the educational legislation gaps in the field of regulating distance forms of interaction with students, through the prism of the established practice of local lawmaking by basic general education organizations. The subject area of our study is educational organization local acts taken to organize distance forms of interaction with students in accordance with the requirements of educational legislation. To identify conflicts of law enforcement a practice, a systematic methodological approach is used ensuring those current legislation gaps elimination through the local acts adoption. The author draws attention to the underestimation of the local acts potential in regulating the issues of distance interaction both off and within the educational organization, which are completely insufficient to fill the current legislation gaps.

Текст научной работы на тему «Роль локального правотворчества образовательной организации в регулировании удалённых форм взаимодействия с обучающимися»

УДК 374.1 Б01 10.17238/188П1998-5320.2017.30.85

Е. В. Безвиконная,

Омский государственный педагогический университет

РОЛЬ ЛОКАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ УДАЛЁННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

В условиях реформирования образовательного законодательства актуализируется задача устранения коллизий в практике работы образовательных организаций посредством принятия необходимых локальных актов. Новизна статьи заключается в системном анализе пробелов образовательного законодательства в сфере регулирования удалённых форм взаимодействия с обучающимися через призму сложившейся практики локального правотворчества образовательных организаций основного общего образования. Предметная область нашего исследования - локальные акты образовательной организации, принимаемые для организации удалённых форм взаимодействия с обучающимися в соответствии с требованиями образовательного законодательства. Для выявления коллизий правоприменительной практики используется системный методологический подход, обеспечивающий возможность устранения пробелов в действующем законодательстве посредством принятия локальных актов. Автор обращает внимание на недооценку потенциала локальных актов в регулировании вопросов удалённого взаимодействия как вне, так и внутри образовательной организации, которых совершенно недостаточно для устранения пробелов в действующем законодательстве.

Ключевые слова: сетевая форма, образовательное законодательство, локальные акты образовательной организации, электронное обучение, дистанционные технологии, индивидуальный учебный план, обучение на дому, коллизионная практика образовательной организации.

Введение. Образовательное законодательство Российской Федерации находится на этапе своего становления, расширяется локальное правотворчество, обеспечивающее образовательную организацию инструментами разрешения коллизий (с правом применения этих инструментов). Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в статье 11 предусматривает принцип вариативности содержания образовательных программ [2], предоставляя возможность самостоятельного выбора субъектами образовательных правоотношений форм получения образования. В качестве одной из инноваций образовательного законодательства оказывается сетевая форма реализации образовательных программ, а также электронное обучение и дистанционные образовательные технологии [11, с. 37], которые объединены нами в категорию «удалённые формы взаимодействия с обучающимися», подразумевающую периодичность или полное отсутствие прямого контакта педагогического работника и обучающегося. Предметная область нашего исследования - локальные акты образовательной организации, принимаемые для организации удалённых форм взаимодействия с обучающимися в соответствии с требованиями образовательного законодательства. Для выявления коллизий правоприменительной практики используется системный методологический подход, обеспечивающий возможность устранения пробелов в действующем законодательстве посредством принятия локальных актов. Целью статьи становится обоснование возможностей локального правотворчества в регулировании удалённых форм взаимодействия в образовательной организации среднего образования.

Программа исследования. Удалённое взаимодействие с обучающимися осуществляется как непосредственно в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне данных организаций. Использование удалённых форм взаимодействия в рамках образовательной организации становится возможным в отношении определённых категорий обучающихся (лица с ограниченными возможностями здоровья, лица с выдающимися способностями), а также при наступлении определённых обстоятельств (превышение эпидемиологического порога, труднодоступность, семейные обстоятельства и т. д.). Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, удалённые формы реализуются в форме самообразования и семейного образования. В центре нашего внимания окажутся формы удалённого взаимодействия, реализуемые в рамках образовательной организации, поскольку сложившаяся коллизионная практика общеобразовательных организаций затрагивает такие технологии получения образования, как электронное обучение,

дистанционные технологии; а также её отдельные формы - обучение по индивидуальному учебному плану и обучение на дому.

В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из технологий удалённого взаимодействия выступает электронное обучение, предполагающее использование информации, находящейся в базах данных, при реализации образовательных программ, и обеспечивающее её обработку посредством информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [2]. В отличие от дистанционного обучения электронное предполагает обязательное непосредственное (диалоговое) взаимодействие обучающегося и педагогического работника. В целях разъяснения положений рамочного федерального закона издаётся Приказ Министерства образования и науки России от 09.01.2014 № 2 [4]. Использование технологий электронного обучения становится возможным при проведении учебных занятий, практик, текущем контроле успеваемости обучающихся, проведении промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации.

Условия реализации электронного обучения образовательной организацией, согласно Приказу Министерства образования и науки РФ, предусматривают обеспечение гласности и доступности информации, консультирование (сопровождение) обучающихся, самостоятельное определение объёма аудиторной (внеаудиторной) нагрузки, потенциальную возможность отсутствия аудиторных занятий, профессиональную подготовку преподавателей посредством получения дополнительного профессионального образования. Основными условиями реализации технологии электронного обучения оказываются: наличие электронных информационных и образовательных ресурсов, телекоммуникационных технологий, инструментов и механизмов их использования в образовательном процессе, которые закрепляются в договоре о сетевом сотрудничестве образовательной организации с обладателями исключительных прав на данные инновационные продукты.

Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, утверждённые Письмом Минобрнауки России от 10.04.2014 № 06-381, устанавливают единые требования к системе электронного обучения [5]. В частности, разработчик электронного курса должен иметь полный контроль над курсом (начиная с изменения настроек и заканчивая правкой содержания курса). Предусматриваются различные способы оценки работы обучающихся, в том числе возможность создания собственных шкал для оценки результатов обучения по заданным критериям в электронном журнале. Обязательным условием становится интегрированная электронная почта, позволяющая отправлять копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии преподавателей и другую учебную информацию.

В целях соблюдения требований образовательного законодательства организации в случае принятия решения о реализации технологии электронного обучения рекомендуется принять серию локальных актов, предусмотренных Уставом. В частности, возможно принять следующие акты:

• Положение об электронной форме обучения;

• Положение о ведении электронного классного журнала;

• Положение о ведении электронного дневника;

• Положение об уроке с использованием 1Т-технологий;

• Положение об использовании электронной формы обучения при обучении детей на дому;

• Положение об электронном документообороте и др.

Для принятия взвешенного решения о формах реализации технологии электронного обучения образовательной организации необходимо в положении предусмотреть все возможные его варианты. В качестве возможных вариантов могут выступать: использование технологий при проведении аудиторных занятий, при обучении на дому, в предпрофильном (профильном) образовании (факультативы, отдельные предметы и элективные курсы, комплекс предметов учебного плана), в период временного отсутствия на учебных занятиях (в период сезонных эпидемий) и т. д. Положение об электронной форме обучения как локальный акт образовательной организации должен предусматривать указание на все возможные варианты использования технологии. Для предотвращения возможных коллизий рекомендуется предусмотреть в положении следующие позиции:

1. Выбор предметов изучения осуществляется учащимися или родителями (законными представителями) по согласованию с образовательной организацией, которое подтверждается заявлением

родителей и приказом директора. Для обеспечения самостоятельности выбора электронного обучения рекомендуется сделать следующее уточнение: «При отсутствии технической возможности использования информационно-коммуникационных сетей или отказе родителей (законных представителей) обучающегося от электронного обучения, ученику должна быть предоставлена возможность изучать соответствующий предмет в очной форме».

2. В положении должны быть предусмотрены все возможные формы электронного обучения: работа с электронным учебником, просмотр видеолекций, прослушивание аудиокассет, компьютерное тестирование, электронный дневник, электронная почта, программа Skype и т. д.

3. Основаниями для открытия групп электронного обучения по профильным учебным предметам или для углубления знаний по отдельным предметам являются:

• назначение ответственного за организацию электронного обучения из числа педагогических работников;

• назначение помощника (тьютора), который будет находиться в непосредственном очном контакте с обучающимися, оказывать им техническую и организационную помощь, из числа педагогических работников;

• установление стимулирующих выплат педагогическим работникам, осуществляющим контроль за процессом электронного обучения, оформление документации образовательной организации по результатам обучения (в рамках инновационной деятельности).

Наряду с общим положением об электронной форме обучения образовательная организация, согласно статье 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и Письму Министерства образования и науки РФ от 15.02.2012 г. №АП-147/07 [7] вправе принять положение об электронном классном журнале. Подтверждением данного права становится и Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. №2769-р «Об утверждении концепции региональной информатизации» [3].

Положение об электронном классном журнале в обязательном порядке должно включать общие положения, в которых указывается на то обстоятельство, что электронный журнал является функциональной заменой бумажного классного журнала (без анкетных, медицинских и других дополнительных данных), его ведение является обязательным для каждого учителя и классного руководителя. С целью уточнения электронной платформы, на которой осуществляется функционирование журнала, стоит внести уточнение: «Электронным классным журналом называется электронный сервис Системы "Дневник.ру" (включающий базу данных), предоставляющий доступ к электронному журналу 24 часа в сутки, 7 дней в неделю». В обязательном порядке закрепляются правила и порядок работы с электронным классным журналом, процедура выставления итоговых оценок, осуществления контроля и хранение данных, права (ответственность) пользователей (преимущественно солидарная). Принятие данного локального акта представляется необходимым, прежде всего, с точки зрения возможности распределить функциональные обязанности между администрацией, заместителем директора (модератором) и пользователями (учителями, классными руководителями, родителями (законными представителями) и обучающимися).

В отличие от технологии электронного обучения дистанционные технологии предполагают опосредованное взаимодействие педагогических работников и обучающихся посредством информационно-телекоммуникационных сетей. С учётом разнообразия моделей применения технологии (полностью дистанционное, частично дистанционное) при принятии решения об использовании данной технологии удалённого взаимодействия образовательная организация исходит из наличия (отсутствия) специализированной дистанционной оболочки (платформы) [13, ^ 28], возможности сочетать очные и дистанционные формы проведения занятий. С формально-юридических позиций принципиальное значение имеет наличие условий реализации программ с использованием дистанционных технологий: локальных актов, материально-технической базы, уровня кадрового состава и возможности информационно-методического сопровождения педагогических работников, задействованных в реализации программы [12, а 68-69].

В рамках локальных актов образовательной организации рекомендуется определить все ключевые вопросы реализации дистанционных (частично дистанционных) программ. Возможно принятие следующих актов:

1. Положение о применении электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при реализации образовательных программ или Положение об использовании технологий дистанционного обучения в образовательном процессе;

2. Приказ о назначении ответственных за внедрение и применение дистанционных образовательных технологий;

3. Договор об организации обучения с применением средств дистанционных образовательных технологий (сетевая форма);

4. Требования к рабочему месту педагогического работника, осуществляющего реализацию обучения с применением средств дистанционных образовательных технологий.

Положение о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в первую очередь должно включать в себя указание на условия применения ДОТ и ЭО - карантин по причине низких температур или во время эпидемиологических вспышек; при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья; иных случаях, делающих невозможным обучение в формах, определённых Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом образовательной организации. С учётом возможности использования ДОТ при всех формах получения образования или при их сочетании, проведения различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации (за исключением ГИА) [6] следует в положении оговорить все возможные формы. Поскольку ДОТ не является самостоятельной формой получения образования, а лишь дополняет и поддерживает существующие формы получения образования (очное, очно-заочное, заочное), постольку данная норма должна быть закреплена в положении. Необходимыми условиями применения технологий удалённого взаимодействия оказывается высокий уровень профессиональной подготовки руководителей, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, поэтому в положении стоит предусмотреть обязанность образовательной организации обеспечить повышение квалификации (профессиональную переподготовку) всех сотрудников, задействованных в реализации программы [14, с. 65]. Обязательным для включения в положение оказывается перечень прав и обязанностей родителей (законных представителей), обучающихся, педагогических работников, администрации во избежание возможных конфликтных ситуаций. Поскольку часы дистанционного обучения включаются в расписание образовательной организации, поэтому данная норма с уточнением: «Все данные о текущей и промежуточной аттестации обучающихся в дистанционной форме вносятся в классные журналы» может быть включена в положение о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. При наличии в Уставе образовательной организации указания на право реализовывать с использованием ДОТ образовательные программы, не включённые в перечень основных образовательных программ, и права оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе и на внебюджетной основе, данное условие должно быть предусмотрено и в положении.

Результаты и их интерпретация. При реализации программ с использованием ЭО и ДОТ образовательная организация сталкивается с проблемой оплаты труда педагогических работников, задействованных в применении данных технологий. Ключевой причиной возникающих коллизий становится норма Трудового кодекса ч. 1. ст. 144, предусматривающая возможность установления оплаты труда педагогических работников в соответствии с коллективным договором (соглашением), локальными актами образовательной организации [1]. Аналогичной позиции придерживается Министерство образования и науки Российской Федерации в своём письме от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06 [6]. Базовая часть оплаты труда за проведение занятий с группой обучающихся в дистанционной форме определяется на основе нормативов времени, затрачиваемого на выполнение видов педагогической деятельности в отношении одного обучающегося (формы занятий с каждым обучающимся (индивидуальные онлайн и офлайн консультации по e-mail, телефону, ICQ, Skype и т. п.), предусмотренные учебно-тематическим планом; проверка самостоятельных (домашних) работ обучающихся; проведение итоговой аттестации по образовательной программе, курсу, модулю программы). В случае, если коллективным договором не предусмотрены нормативы времени на выполнение педагогической деятельности в отношении одного обучающегося, предусматриваются выплаты компенсационного характера, порядок, размеры и условия их применения, в частности, выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Для разрешения возможных противоречий, повышения мотивации педагогических работников, вовлечённых в образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ, рекомендуется в Положении об оплате труда педагогических работников преподающих с использованием дистанционных

образовательных технологий, а также иных работников, занятых в оказании образовательных услуг с использованием дистанционных технологий, закрепить порядок и критерии оценки результативности реализации программ. В качестве показателей, отражающих динамику учебных достижений обучающихся, могут использоваться:

- средний балл, полученный группой обучающихся, проходивших обучение на базе дистанционных технологий, по результатам итоговой аттестации по предмету;

- отношение среднего балла, полученного группой обучающихся, проходивших обучение на базе дистанционных технологий, по результатам итоговой аттестации по предмету к среднему баллу по этому же предмету до прохождения обучения на базе дистанционных технологий.

В качестве самостоятельной формы удалённого взаимодействия выступает индивидуальный учебный план. Согласно п. 3. ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «обучение по индивидуальному учебному плану... предполагает принятие образовательной организацией Положения об обучении по индивидуальному учебному плану. Последний представляет собой форму организации обучения, основанную на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующую реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав обучающихся на выбор образовательного пути на фиксированном этапе обучения» [10, а 87-88]. Содержание и порядок согласования индивидуального учебного плана регламентируется положением об обучении по индивидуальному учебному плану и приказом руководителя образовательной организации.

Положением предусматривается право обучающихся, их законных представителей, по согласованию с педагогическим советом, на выбор предметов индивидуального учебного плана. Следует предусмотреть категории обучающихся, в отношении которых предусматривается предоставление права на обучение по индивидуальному учебному плану. В частности, к последним могут относиться: обучающиеся с повышенными образовательными потребностями и особыми интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования; победители и призёры муниципальных, региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников в период подготовки к участию в региональных и заключительных этапах интеллектуальных мероприятий; обучающиеся, находящиеся на инвалидности или длительном лечении по причине травмы или заболевания и не имеющие возможности обучаться по обычной системе; с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к освоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье, личными причинами обучающегося. Не следует ограничиваться перечислением исчерпывающего перечня категорий обучающихся, а предусмотреть его расширение толкованием, указанием «по другим основаниям».

Для перехода обучающегося на индивидуальный учебный план рекомендуется предусмотреть в положении основания для принятия данного решения: 1. Рекомендации учителей-предметников, педагога-психолога; 2. Медицинские показания; 3. Приглашения на соревнования и т. д.; 3. Желание и возможности обучающегося; 4. Согласие родителей (законных представителей). В противном случае могут возникнуть коллизии в практике работы образовательной организации.

Положение об обучении по индивидуальному учебному плану должно предусматривать его разработку на период изучения темы, учебную четверть, полугодие, учебный год и включать: отрезок времени, покрываемый планом; общий срок выполнения, который может совпадать с выбранным отрезком обучения, но может и отличаться от него, если план предполагает ускоренный или замедленный темп обучения; временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек - сроков представления заданий, контрольных срезов, зачётов и т. п. Обучающимся по индивидуальным учебным планам должно быть предоставлено право на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в очной форме. Обязательным условием, включаемым в положение, становятся следующие позиции: «Обучающиеся по индивидуальным учебным планам аттестуются только по предметам, включённым в этот план. Промежуточную аттестацию обучающегося, проводимую в формах, определённых индивидуальным учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации обучающихся по индивидуальным учебным планам по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации признаются академической задолженностью».

Государственная итоговая аттестация обучающихся по индивидуальному учебному плану возможна только при отсутствии академической задолженности (ФЗ № 273 п. 9 Ст. 58). Данная

норма должна быть предусмотрена положением. Стоит предусмотреть и перечень документов, сопровождающих организацию обучения по индивидуальному учебному плану. В частности, это должны быть: а) письменное заявление родителей на обучение детей по индивидуальному учебному плану; б) приказ по образовательной организации; в) расписание занятий, консультаций, зачётов, письменно согласованное с родителями и утверждённое руководителем; г) журнал учёта проводимых занятий, зачётов. В качестве возможного дополнения положения об обучении по индивидуальному учебному плану может стать уточнение вариантов организации обучения (на дому, в образовательной организации).

Наконец, одним из способов организации удалённого взаимодействия с обучающимися в образовательной организации становится обучение на дому. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 10. Ст. 66 уточняет круг субъектов, имеющих право обучения на дому: обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении, и дети-инвалиды. Данное индивидуальное обучение на дому может быть организовано во всех видах общеобразовательных организаций в которые зачислен обучающийся, в том числе при сочетании очного и надомного обучения (комбинированные занятия) [11, а 36].

В Положении об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому как локальном акте образовательной организации должны быть предусмотрены основания для организации обучения на дому. А именно, медицинское заключение (справка ЛПУ с датой и номером ВК), заявление родителей (законных представителей). На основании заключения медицинской организации и заявления родителей (законных представителей) издаётся приказ руководителя образовательной организации об организации индивидуального обучения на дому, разрабатывается индивидуальный учебный план, в основе которого учебный план, по которому обучается данный обучающийся, определяются преподаватели, которые будут вести предметы учебного плана. При назначении преподавателей, которые будут заниматься с детьми, необходимо соблюдать образовательный ценз учителей-предметников, образовательный процесс по определённому предмету должны осуществлять специалисты именно по этому предмету. После этого необходимо издание приказа о назначении нагрузки педагогических работников, порядке организации работы по индивидуальному учебному плану и расписании.

В соответствии с образовательным законодательством требуется включить в положение обязанность образовательной организации в течение учебного года обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей, обучающихся на дому, а также осуществление безвозмездного психолого-педагогического консультирования ребёнка и родителей (законных представителей). В случае использования технологий ЭО и ДОТ в образовательной организации в положении может быть предусмотрено их применение при организации обучения на дому, при наличии персонального компьютера с возможностью воспроизведения звука и видео; стабильного канала подключения к Интернету; программного обеспечения для доступа к удалённым серверам с учебной информацией и рабочими материалами [8]. В зависимости от использованных форм, обучение на дому реализуется в виде следующих моделей:

1. Обучение в Центре дистанционного обучения.

2. Обучение на дому.

3. Обучение на основе сетевого сотрудничества.

Согласно Письму Министерства образования и науки РФ, «при обучении детей-инвалидов возможна реализация основных образовательных программ посредством дистанционных образовательных технологий, за исключением промежуточной и итоговой аттестации» [5]. При расчёте фонда оплаты труда доля педагогических работников, непосредственно участвующих в осуществлении учебного процесса посредством использования дистанционных технологий, и иного персонала целесообразно определять в пропорции не менее чем 60 % к 40 %. Таким образом, обеспечиваются условия для применения дистанционных технологий. Для разрешения возникающих коллизий в практике деятельности образовательной организации необходимо в пределах локального акта - Положения об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому -предусмотреть, что в случае «невозможности организовать обучение на дому больного ребёнка силами своего педагогического коллектива, администрация общеобразовательного учреждения имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данном учреждении». Следует предусмотреть также права и обязанности участников образовательных отношений и необходимое доку-ментационное обеспечение (заявление родителей, справка медицинского учреждения, приказ по

школе, приказ отдела образования, расписание занятий на каждого обучающегося, утверждённое директором школы, учебный план на каждого обучающегося, журнал надомного обучения).

Выводы. Применение образовательной организацией удалённых форм взаимодействия с обучающимися сталкивается с объективными трудностями, связанными с пробелами в образовательном законодательстве, а также с низкой правовой культурой локального правотворчества. Возможность самоорганизации, предусмотреной Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», вступает в противоречие с неготовностью образовательной организации к использованию потенциала локального правотворчества для разрешения возникающих коллизий. Разрешение коллизий возможно только посредством дальнейшего реформирования образовательного законодательства и рационального использования образовательной организацией возникающих пробелов посредством разработки и принятия локальных актов.

Библиографический список

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Парламентская газета от 5 января 2002 г. № 2-5.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). ст. 7598.

3. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2769-р «Об утверждении Концепции региональной информатизации» // Собрание законодательства РФ. № 2. 12.01.2015. ст. 544.

4. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» // Российская газета. № 86. 16.04.2014.

5. Письмо Минобрнауки России от 10.04.2014 № 06-381 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/6238 (Дата обращения: 10.12.2017).

6. Письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь1р://минобрнауки.рф/документы/6250 (Дата обращения: 10.12.2017).

7. Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 № АП-147/07 (с изм. от 21.10.2014) «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ppt.ru/docs/pismo/minobrnauki/n-AP147-07-35684 (Дата обращения: 10.12.2017).

8. Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 № 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ppt.ru/docs/pismo/minobrnauki/n-07832-30426 (Дата обращения: 10.12.2017).

9. Аванесова Т. П. Терминологические подходы к определению понятия «технология электронного обучения» // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2013. - № 1. -С. 36-39.

10. Вегержинская О. А., Прошина И. И. Обучение учащихся средней (полной) общей школы по индивидуальным учебным планам: из опыта работы // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2013. - № 2 (22). -С. 87-92.

11. Годовникова М. М. Особенности взаимодействия с родителями детей, получающих образование на дому // Научные труды SWORLD. - 2014. - Т. 16. - № 3. - С. 33-37.

12. Коротаева Е. В. О взаимодействии субъектов в дистанционной форме обучения // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. - С. 68-73.

13. Лучанинов Д. В. Интерактивное информационное взаимодействие средствами MOODLE для формирования творческой инициативы студентов в использовании средств информационных технологий // Открытое образование. - 2014. - № 6 (107). - С. 28-33.

14. Пимонов Р. В., Сергеенков В. Ю. Подходы к осуществлению контроля учебного процесса при реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Вестник современной науки. - 2015. - № 9-2 (9). - С. 64-67.

E. V. Bezvikonnaya,

doctor of political Sciences, candidate of historical Sciences, associate Professor, head.

the Department of law, state and municipal management, e-mail: bezvikonnaja@rambler.ru Omsk state pedagogical University, 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation

THE ROLE OF LOCAL LAW-MAKING BY AN EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE REGULATION OF DISTANCE FORMS OF INTERACTION WITH STUDENTS

In the conditions of the educational legislation reformation, the task of eliminating collisions in the practical work of educational organizations is being actualized through the pass of the necessary local acts. The novelty of the article is a systematic analysis of the educational legislation gaps in the field of regulating distance forms of interaction with students, through the prism of the established practice of local law-making by basic general education organizations. The subject area of our study is educational organization local acts taken to organize distance forms of interaction with students in accordance with the requirements of educational legislation. To identify conflicts of law enforcement a practice, a systematic methodological approach is used ensuring those current legislation gaps elimination through the local acts adoption. The author draws attention to the underestimation of the local acts potential in regulating the issues of distance interaction both off and within the educational organization, which are completely insufficient to fill the current legislation gaps.

Keywords: network form, the laws on education, local acts of the educational organization. e-learning, remote technology, an individual training plan, homeschooling, collisional practice of educational organizations.

References

1. The labour code of the Russian Federation of 30 December 2001 № 197-FZ. Parlamentskaja gazeta From January 5, 2002, no. 2-5.

2. Federal law of 29.12.2012 no. 273-FZ (as amended on 03.07.2016) «On education in Russian Federation». Sobranie zakonodatel'stva RF, 31.12.2012, no. 53 (part 1). Article 7598.

3. The decree of the RF Government dated 29.12.2014 no. 2769-R «On approving the concept of regional Informatization». Sobranie zakonodatel'stva RF, no. 2, 12.01.2015, Article 544.

4. The order of the Russian Ministry of 09.01.2014 no. 2 «On approval of the Procedure for the application of organizations engaged in educational activities, e-learning, distance educational technologies in implementation of educational programs». Rossijskaja gazeta, no. 86, 16.04.2014.

5. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 10.04.2014 № 06-381 «O napravlenii metodicheskih rekomendacij» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendacijami po ispol'zovaniju jelektronnogo obuchenija, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologijpri realizacii dopolnitel'nyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm») [Letter of the Ministry of education of Russia dated 10.04.2014, no. 06-381 «About the direction of the methodical recommendations» (together with «Methodical recommendations on the use of e-learning, distance educational technologies in the implementation of additional professional educational programs»)]. access mode: http://MHHo6pHayKH.p$/goKyMeHra/6238

6. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 21.04.2015 № VK-1013/06 «O napravlenii metodicheskih rekomendacij po realizacii dopolnitel'nyh professional'nyh programm» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendacijami po realizacii dopolnitel'nyh professional'nyh programm s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij, jelektronnogo obuchenija i v setevoj forme») [A letter of the Russian Ministry of 21.04.2015 no. VC-1013/06 «About the direction of the methodical recommendations on the implementation of additional professional programs» (together with «Metho d-ical recommendations on the implementation of additional professional programs using distance educational technologies, e-learning and networked form»)]. access mode: http://MHHo6pHayKH.p$/goKyMeffra/6250

7. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 15.02.2012 № AP-147/07 (s izm. ot 21.10.2014) «O metodicheskih rekomendacijah po vnedreniju sistem vedenija zhurnalov uspevaemosti v jelektronnom vide» [The Ministry of education and science of Russia letter dated 15.02.2012 no. AP-147/07 (Rev. from 21.10.2014) «On methodological recommendations on the implementation of systems logging of performance in electronic form». ] access mode: http://ppt.ru/docs/pismo/minobrnauki/n-AP147-07-35684

8. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 10.12.2012 № 07-832 «O napravlenii Metodicheskih rekomendacij po organizacii obuchenija na domu detej-invalidov s ispol'zovaniem dis-tancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij» [Letter of the Ministry of education of Russia from 10.12.2012 no. 07-832 «About the direction of the Methodical recommendations on organization of home schooling of disabled children using remote educational technologies».] access mode: http ://ppt.ru/docs/pismo/minobrnauki/n-07832-30426

9. Avanesova T. P. Terminological approaches to definition of concept «technology of e-learning». Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta, 2013, no. 1, pp. 36-39.

10. Gagarinskaya O. A., Proshina I. I. Education secondary (complete) general school individual education plans: from experience. VestnikKRAUNC. Gumanitarnye nauki, 2013, no. 2 (22), pp. 87-92.

11. Sadovnikova M. M. Peculiarities of interaction with parents of children receiving education at home. Nauchnye trudy SWORLD, 2014, T. 16, no. 3, pp. 33-37.

12. Korotaeva E. V. The interaction of actors in the form of distance learning. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2014, no. 3, pp. 68-73.

13. Luchaninov D. V. Interactive communication tools MOODLE for formation of the creative initiative of students in the use of information technologies. Otkrytoe obrazovanie, 2014, no. 6 (107), pp. 28-33.

14. Pimonov R. V., Sergeenkov Y. V. Approaches to the control of the learning process when implementing e-learning and distance learning technologies. Vestnik sovremennoj nauki, 2015, no. 9-2 (9), pp. 64-67.

Поступила в редакцию 4.09.2017 © Е. В. Безвиконная, 2017

Автор статьи: Елена Владимировна Безвиконная, доктор политических наук, кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой правоведения, государственного и муниципального управления, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: bezvikonnaj a@rambler. ru

Рецензенты:

Н. С. Макарова, доктор педагогический наук, профессор кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет.

С. В. Матюшенко, профессор кафедры криминологии, психологии и педагогики, Омская академия МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.