УДК 342
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ
С. В. Деманова
кандидат юридических наук,
доцент кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский государственный университет E-mail: claire [email protected]
Введение. Одной из целей принятия Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является закрепление современных требований к образовательному процессу, связанных с внедрением новых форм реализации образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. В статье рассмотрены вопросы правового регулирования использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования. Результаты. На примере работы Института электронного и дистанционного обучения, являющегося структурным подразделением ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», определены возможности, преимущества и недостатки элек-
тронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования в регионе с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Заключение. Организации высшего образования могут применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ высшего образования в соответствии с нормами действующего законодательства и в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации.
Ключевые слова: высшее образование, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, информационная среда, субъекты образовательного процесса.
© Деманова С. В., 2014
С В. Деманова. Электронное обучение в вузе как фактор развития образовательной политики
Введение
Российская Федерация провозгласила область образования приоритетной. В последнее десятилетие Правительством РФ утвержден ряд политико-правовых документов, определяющих государственную стратегию в сфере образования, среди которых: Национальная доктрина образования в Российской Федерации [1], Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2], Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [3]. Приоритетные направления государственной политики в сфере образования сформированы с учетом целей и задач, представленных в стратегических документах, таких как Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации [4], Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
[5] и др.
Результаты
Данными программными документами предусмотрен ряд мероприятий по созданию технических и технологических условий, которые позволят всем субъектам образовательного процесса эффективно использовать современные электронные образовательные ресурсы в процессе обучения, в том числе и расширение использования дистанционных образовательных технологий. Особенно это становится актуальным в современных условиях формирования системы непрерывного образования (обучение на протяжении всей жизни - life-long learning).
Так, например, для решения проблемы доступности общего образования для детей-инвалидов был реализован проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий
[6]. В результате системой были охвачены более 70% обучающихся от общего числа детей-инвалидов.
Для обеспечения доступности сферы высшего образования в 2013 г. стал реализоваться проект по обучению на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей [7]. Право на получение бесплатного обучения на подготовительных отделениях вузов позволит молодым женщинам адаптироваться к новым социальным условиям, повысит уровень знаний, что в дальнейшем позволит им, при успешной
сдаче ЕГЭ, реализовать свое конституционное право на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе в организациях высшего образования. Следует заметить, что в реализации данного проекта принимает участие 51 вуз в 50 субъектах Российской Федерации. Саратовский государственный университет (далее - СГУ) входит в число вузов, участвующих в данном проекте, так как располагает подготовительным отделением и высококвалифицированным профессорско-преподавательском составом, который может обеспечить высокий уровень подготовки молодых женщин. Отметим, что обучение на подготовительном отделении возможно по очной, очно-заочной и заочной формам, в том числе и с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
В современных условиях модернизации системы высшего образования Российской Федерации все больше внимания уделяется развитию электронных образовательных интернет-ресурсов. Одной из важнейших проблем в образовательной сфере является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий. Необходимо заметить, что использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит по большей части эпизодический характер. Таким образом, можно констатировать, что целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества высшего образования пока не создана.
1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) [8], который предусматривает возможность использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Так, законодательно были введены и закреплены такие понятия, как «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии», «условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды» и др.
Под электронным обучением понимается организация учебного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, способствующих передаче
Известия Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 1, ч. 1
по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников (п. 1 ст. 16). Дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) - это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (п. 2 ст. 16).
Отметим, что в соответствии с Законом № 273-ФЗ при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и ДОТ вузы обязаны обеспечить функционирование информационно-образовательной среды, которая должна включать в себя электронные информационные ресурсы (вычислительная техника, периферийное оборудование); электронные образовательные ресурсы (базы данных, электронные библиотеки, сайты, порталы); совокупность информационных (программное обеспечение) и телекоммуникационных (компьютерные сети, сеть Интернет, Интранет, цифровое телевидение, технологии ■т-й) технологий, что позволит обеспечить освоение образовательных программ высокого качества и в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Порядок использования ДОТ, утвержденный Минобрнауки РФ, устанавливает правила их использования (виды учебных занятий, требования к уровню подготовки преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала, учебно-методическим материалам
и др.) [9].
Таким образом, образовательные организации высшего образования могут использовать электронное обучение и ДОТ при реализации образовательных программ различного уровня и направленности во всех предусмотренных законодательством об образовании формах обучения частично или в полном объеме.
По последним данным, в Европе более 90% студентов вовлечены в учебный процесс посредством электронного обучения. Более 80% вузов предоставляют услуги с использованием ДОТ.
В России получение высшего образования с использованием дистанционных образовательных технологий также является актуальным. Однако по использованию ДОТ и электронного обучения Россия занимает лишь 44-е место.
В СГУ осуществляет свою работу Институт электронного и дистанционного обучения. С 2008 г. СГУ начал разрабатывать систему дистанционного образования, которая делает воз-
можным получение образования независимо от места проживания и удаленности обучающегося от головного вуза. В настоящее время более 1 тыс. студентов обучаются по заочной форме с применением ДОТ по различным направлениям, например «Психология», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», профиль подготовки - «Экспертно-кон-сультационная деятельность», «Педагогическое образование» и др. [10].
В рамках Инновационной образовательной программы СГУ были определены 12 точек установки классов дистанционного доступа (11 по Саратовской области и 1 в Волгоградской области), которые стали материально-технической базой для внедрения системы дистанционного образования «Ipsilon 2.0» в регионе. Классы дистанционного доступа выполняют функции локальных методических центров (с. Александров Гай, г. Балаково, с. Балтай, г. Вольск, г. Ершов, г. Камышин, г. Красноар-мейск, г. Красный Кут, г. Петровск, г. Пугачев, г. Ртищево, р.п. Степное), они оснащены оборудованием для проведения видеоконференций (проекторы, интерактивные доски, веб-камеры), объединены в локальную сеть с общим доступом к информационно-образовательным ресурсам СГУ регионального и федерального уровней, оснащены подключением к сети Интернет. Отметим, что система дистанционного образования Ipsilon - собственное уникальное программное решение Института электронного и дистанционного обучения СГУ.
Заключение
Система электронного обучения и ДОТ позволяют получить высшее образование независимо от места нахождения обучающегося (т.е. территориально удаленного от головного вуза); сочетать традиционные методики преподавания с системой видеоконференций (лекции, семинары, консультации, промежуточная аттестация и др.) в режиме реального времени, особенно при групповом обучении; дает возможность общения между студентами и преподавателями как в режиме форума, так и в системе сообщений; обеспечить доступ к базам данным электронных библиотек, а также к учебно-методическим материалам в режиме off-line, когда доступ в сеть Интернет затруднен или недоступен [11].
Однако, наряду с рядом преимуществ, необходимо остановиться на некоторых проблемных вопросах, возникающих при получении высшего образования с использованием дистанционных образовательных технологий.
С. В. Деманова. Электронное обучение в вузе как фактор развития образовательной политики
Во-первых, необходима хорошая техническая оснащенность обучающихся, а именно наличие широкополосного Интернета по проводной связи и оборудования для передачи видео- и голосовой связи ^еЬ-камера, микрофон). Во-вторых, необходимость постоянного доступа к источникам информации, т. е. возможность работать в удаленном режиме с полнотекстовой базой электронных изданий и справочно-правовыми системами. Нередко в отдаленных регионах такая возможность вузами пока не реализована, а доступ к библиотечным фондам на традиционных носителях (книги, журналы и прочие материалы) у обучающихся также отсутствует. В-третьих, отсутствие очного общения обучающихся и преподавателя, т. е. нет индивидуального подхода, и еще немаловажный фактор - недостаток практических занятий. Как считают некоторые исследователи, существуют особенности дистанционной педагогики. Например, в практике использования ДОТ возникает немало проблем, в том числе и методические, что ведет к разработке новой учебной методики со смещением акцента на самостоятельное изучение предметов. Кроме того, при обучении с использованием ДОТ отсутствует постоянный контроль над обучающимися и, как справедливо отмечает Л. Аверченко, возникают проблемы аутентификации пользователя при проверке знаний [12, с. 156].
Необходимо заметить, что законодательство об образовании запрещает использовать дистанционные образовательные технологии при проведении производственной практики и итоговой государственной аттестации, что совершенно правильно.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс электронного обучения и использование ДОТ наряду с бесспорными преимуществами имеет ряд недостатков и спорных вопросов.
Итак, использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий будет способствовать развитию высшего образования в стране и даст возможность реализации конституционного права на высшее образование в отдаленных и труднодоступных местностях, а значит, повысит возможности граждан на получение высшего образования независимо от места жительства.
Список литературы
1. О национальной доктрине образования в Российской Федерации : постановление Правительства РФ
от 04.10.2000 № 751 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 41, ст. 4089.
2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5489.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» : распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 21, ст. 2671.
4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212) // Рос. газ. 2008. № 34.
5. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы : по становление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (ред. от 26.12.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 10, ст. 1377; 2014. № 2 (часть I), ст. 96.
6. Реализация мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» на 20112012 гг. : письмо Минобрнауки РФ от 10.07.2011 № 06-1277 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации дистанционного образования детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации в 2011-2012 гг.») // Вестн. образования. 2011. № 22. Ноябрь. С. 55.
7. О проведении эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более ребенка, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования : письмо Минтруда России от 13.12.2013 № 12-6/10/1-5708 // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
8. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03 февраля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598; 2014. № 6, ст. 562.
9. Об использовании дистанционных образовательных технологий : приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 № 137 // Рос. газ. 2005. № 179.
10. Иванова Н., Матутин А. Система дистанционного образования на платформе «Ipsilon 3.0» // Иннопо-лис. 2012. № 2. С. 7-9.
11. Институт электронного и дистанционного обучения // Саратовский государственный университет: [сайт]. URL: http://www.sgu.ru/structure/openedu/ (дата обращения: 15.02.2014).
12. Аверченко Л. Дистанционная педагогика // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2011. № 2. С. 150-156.
Известия Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 1, ч. 1
Electronic Education in a High School as a Factor of the Development of the State Education Policy in the Regions
S. V. Demanova
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia
E-mail: claire [email protected]
Introduction. One of the purposes of the Federal Act «Education in the Russian Federation» of 29 December 2012 № 273-FZ is the consolidation of modern requirements to the educational process associated with the introduction of new forms of educational programs, educational technologies, forms and methods of teaching. The article describes the legal regulation of the use of e-learning and distance learning technologies in the implementation of higher education programs. Results. On the example of the Institute of electronic and distance learning, a structural subdivision of the Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky, were identified opportunities, advantages and disadvantages of e-learning and distance learning technologies in the educational programs of higher education using of information systems, information and telecommunications networks including the Internet. Conclusion. Organization of higher education may use e-learning and distance education technologies in the implementation of higher education programs in accordance with applicable law and the procedure established by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.
Key words: higher education, e-learning, distance education technologies, information environment, subjects of educational process.
References
1. O nacional'noj doktrine obrazovanija v Rossijskoj Federacii: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.10.2000 № 751 [Russian Federation Government Resolution of 04.10.2000 № 751 on the National Doctrine of Education in the Russian Federation]. Collection of legislation of the Russian Federation, 2000, no. № 41, article 4089 (in Russian).
2. O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomiches-kogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda»): rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 08.08.2009) [Russian Federation Government Decree of 17.11.2008 № 1662- r (edition from 08.08.2009) on the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020 (with the «Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020»)]. Collection of legislation of the Russian Federation, 2008, no. 47, article 5489 (in Russian).
3. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija na 2013-2020 gody»: rasporjazhenie pravitel'stva RF ot 15.05.2013 №792-r [Russian Federation Government Decree of 15.05.2013 № 792-r on Approval of the state program of the Russian Federation «Development of Education for 2013-2020»]. Collection of legislation of the Russian Federation, 2013, no. 21, article 2671 (in Russian).
4. Strategija razvitija informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom RF 07.02.2008 № Pr-212) [Strategy of Information Society Development in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation 07.02.2008 № Pr-212). Rossiiskaya gazeta [Russian newspaper], 2008, no. 34 (in Russian).
5. O Federal'noj celevoj programme razvitija obrazovanija na 2011-2015 gody: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 07.02.2011 № 61 (red. ot 26.12.2013 [Government
Decree of 07.02.2011 № 61 (edition from 26.12.2013) on the Federal Target Program of Education Development for 2011-2015]. Collection of legislation of the Russian Federation, 2011, no. 10, article 1377; 2014, no. 2 (part 1), article 96 (in Russian).
6. Realizacija meroprijatija «Razvitie distancionnogo obrazovanija detej-invalidov» prioritetnogo nacional'nogo proekta «Obrazovanie» na 2011-2012 gg.: pis'mo Minobrnauki RF ot 10.07.2011 № 06-1277 «O meto-dicheskih rekomendacijah» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendacijami po organizacii distancionnogo obra-zovanija detej-invalidov v subektah Rossijskoj Federacii v 2011-2012 gg.») [Implementing the measure «Development of distance education for disabled children» priority national project «Education» for 2011-2012: A letter from the Russian Ministry of Education 10.07.2011 № 06-1277 «About methodical recommendations» (with the «Guidelines for the organization of distance education for children disabled children in the Russian Federation in 2011-2012»)]. Educational journal, 2011, no. 22, November. P. 55 (in Russian).
7. O provedenii jeksperimenta po obucheniju molodyh zhenshhin v vozraste do 23 let, imejushhih odnogo i bolee rebenka, na podgotovitel'nyh otdelenijah federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija: Pis'mo Mintruda Rossii ot 13.12.2013 № 12-6/10/1-5708 [A letter from the Ministry of Labour of Russia 13.12.2013 № 12-6/10/1-5708 on the Experiment to train young women aged under 23 years who have one child or more children at the preparatory departments of the federal government educational institutions of higher education]. SPS Konsul 'tant Pljus (in Russian).
8. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 29.12.2012. № 273-FZ (red. ot 03.02.2014) [Federal law of 29.12.2012 № 273-FZ (edition from 03.02.2014 ) on Education in the Russian Federation]. Collection of legislation of the Russian Federation, 2012, no. 53 (pt. 1), article 7598; 2014, no. 6, article 562 (in Russian).
А. С. Бурданова. Место предпринимательской свободы в конституционной модели экономики
9. Ob ispol'zovanii distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij: prikaz Minobrnauki RF ot 06.05.2005 № 137 [On the use of remote educational technologies. The order of the Russian Ministry of Education 06.05.2005 № 137]. Rossiiskaya gazeta [Russian newspaper], 2005, no. 179 (in Russian).
10. Ivanova N., Matutin A. Sistema distancionnogo obra-zovanija na platforme «Ipsilon 3.0» [System of distance education platform «Ipsilon 3.0»]. Innopolis, 2012, no. 2, pp. 7-9 (in Russian).
11. Institut jelektronnogo i distancionnogo obuchenija [Institute of Electronic and distance learning]. Saratov State University. Sait. Avialable at: http://www. sgu.ru/structure/openedu/ (accessed 15 Februery 2014).
12. Averchenko L. Distancionnaja pedagogika [Distance education]. Personnel officer. Personnel management, 2011, no. 2, pp. 150-156 (in Russian).