УДК 378.147.88
Авксентьева Елена Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных и коммуникационных технологий Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена elena. avksentieva@gmail. com Elena Yu. Avksentieva Ph.D., assistant professor of information and communication technologies, Russian State Pedagogical University them. AI Herzen [email protected]
Нормативно-правовой аспект внедрения электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в вузе
Regulatory aspects of the implementation of e-learning and distance learning technologies in the implementation of educational programs at the university
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и предлагаются возможные решения нормативно-правового обеспечения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в высших учебных заведениях России.
Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронные образовательные ресурсы.
Annotation. The article discusses the problems and possible solutions regulatory support e-learning and distance learning technologies in higher educational in Russia.
Keywords: eLearning, distance education technologies, e-learning resources.
В Российской Федерации разработаны и приняты важнейшие законодательные акты, внесены изменения в базовые законы образования, легализующие применение дистанционного обучения на практике.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» к существующему понятию «дистанционные образовательные технологии» (далее - ДОТ) ввел понятие «электронное обучение» (далее - ЭО):
«Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее
обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса»[1].
«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»[1].
Закон закрепляет возможность применения технологий независимо от форм получения образования.
«При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»[1].
Введены требования к электронной информационно-образовательной
среде.
«При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения»[1].
Введен важный пункт относительно места осуществления образовательной деятельности.
«При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательного учреждения или его филиала независимо от мест нахождения обучающихся»[1].
2. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 N 31823) определяет порядок применения ЭО и ДОТ в образовательных организациях.
Разрешено применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при текущей и итоговой государственной аттестации (прежде было запрещено); должны быть созданы условия для применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологии; описаны требования к единой информационной среде и пр.[2].
3. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют требования к условиям реализации образовательных программ. Пример (в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 № 1975):
«Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам»[3].
4. Еще в 2002 году в законодательстве было четко определено то, что дистанционное образование - это не новая форма обучения, а лишь образовательная технология. (Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации (приказ Министра образования РФ № 4452, от 18 декабря 2002г., пункт 3): «Образовательный процесс с использованием дистанционного обучения может осуществляться образовательными учреждениями по очной, очно-заочной (вечерней), заочной
формам получения образования, в форме экстерната или при сочетании указанных форм».
5. Вопросы трудовых отношений рассмотрены в ФЗ Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о дистанционной работе.
6. Требования к лицензированию: Положение о лицензировании образовательной деятельности от 28 октября 2013 г. N 966.
7. Требования к аккредитации: ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 ноября 2013 г. N 1039 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Анализ существующего нормативно-правового обеспечения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в российских вузах выявил проблемные зоны, связанные с недостаточностью правовых норм и слабым развитием нормативно-правовой базы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (регламентация требований к учебно-методическим материалам, системам и процессу администрирования электронного и дистанционного обучения, информационной поддержке электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, электронным библиотекам, подготовке тьюторов и преподавателей-тьюторов и т.п.).
Для внедрения и обеспечения бесперебойного функционирования системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в высшем учебном заведении требуется нормативная поддержка по следующим направлениям:
- учет работы преподавателя по созданию курсов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- определение соотношения норм рабочего времени учебной нагрузки и работы по созданию курсов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- решение проблемы финансирования инновационной работы преподавателя по созданию электронного контента;
- учет работы специалистов по информационным технологиям по созданию курсов для электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- учет рабочего времени дистанционного часа работы преподавателя-тьютора и соотношение с академическим часом;
- создание регламента индивидуальной и коллективной работы участников учебного процесса при использовании системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- методика учета посещаемости обучающимися дистанционных занятий;
- создание полной инструктивно-методической базы по использованию допущенных электронных образовательных ресурсов;
- создание системы подготовки ИКТ-компетентных кадров и профессиональной подготовки преподавателей и учебно-вспомогательного персонала по применению электронных образовательных ресурсов;
- создание механизмов формирования, отбора и распространения электронных образовательных ресурсов;
- организация работы экспертных советов по электронным образовательным ресурсам;
- создание механизмов распространения лучших учебно-методических материалов, создаваемых преподавателями с применением ИКТ, а также мотивации и стимулирования преподавателей-авторов;
- решение вопросов авторского права на создаваемые продукты.
Важно отметить, что при создании электронного учебно-методического комплекса для электронного обучения и дистанционных образовательных технологий возникает проблема сертификации и лицензирования готового электронного продукта. Вопросы авторского права на комплексы электронного обучения регулируются Законом РФ от 13 ноября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».
Часть работ по созданию комплексов может быть вменена в качестве функциональных обязанностей преподавателей университета, однако это не снимает проблемы авторских отношений между администрацией вуза и авторами продукта, поэтому вопрос авторства учебно-методического комплекса для электронного обучения должен быть четко регламентирован в нормативно-правовой базе университета.
Вторая сторона данной проблемы - вопрос о включении в учебно-методические комплексы электронного обучения элементов (текстов, изображений, аудио- и видеокомпонентов), находящихся под защитой авторских прав и прав интеллектуальной собственности.
В настоящий момент обозначенные вопросы разрешимы лишь в рамках локальных нормативных актов вуза, регламентирующих процесс внедрения и использования как электронного обучения, так и дистанционных технологий обучения в образовательном процессе.
Как пути решения, так и форма документа (положение, приказ, распоряжение, договор и пр.) являются индивидуальными для образовательной организации.
Должны быть урегулированы юридические отношения между всеми участниками процесса внедрения электронного обучения: авторами курсов обучения, специалистами по информационным технологиям, тьюторами, администрацией вуза.
Предполагается следующий комплект документации для внедрения электронного обучения в вузе на основе действующего законодательства:
1. Форма приказа ректора о поддержке дистанционного обучения. Решение о развитии и поддержании существующей системы обучения и направлениях работы после внедрения системы дистанционного обучения.
2. Форма положения о центре дистанционного обучения. Регламентирует деятельность управления заочного, очно-заочного, очного обучения центра дистанционного обучения, цели и виды деятельности, права и ответственность.
3. Форма заявления на передачу персональных данных. Согласие на обработку персональных данных в рамках выполнения Федерального закона от 27.09.2006 №152-ФЗ и законодательства Российской Федерации.
4.Методика стимулирования преподавателей, использующих дистанционные образовательные технологии.
Механизм материального стимулирования преподавателей, осуществляющих педагогическую деятельность в соответствии с инновационными подходами к предоставлению образовательных услуг в условиях внедрения современных информационных технологий.
5.Положение о порядке создания и постановки на учет электронных учебных курсов.
Нормативная база.
Схема создания электронного курса.
Процесс создания электронного учебного курса.
Порядок экспертизы учебно-методических материалов.
Прием электронного учебного курса в эксплуатацию.
6. Инструкция о порядке бухгалтерского учета электронных учебных курсов.
Определение электронного учебного курса.
Порядок создания служебного произведения.
Порядок оценки электронных учебных курсов.
Порядок принятия к учету и учет выбытия электронного учебного курса (в качестве основного средства, а также в качестве нематериального актива)
Налоговый учет электронного учебного ресурса.
Делопроизводство в организации учета служебных произведений.
7. Постановка на учет электронных учебных курсов, не оформленных в установленном порядке в срок.
8. Форма авторского договора о передаче исключительных прав на использование произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания.
Создание локальных актов позволит систематизировать и унифицировать подходы к процессу организации электронного обучения и определить четкие правила, определяющие права и обязанности участников процесса на всех этапах. Тем не менее, создание локальных нормативных актов не решает общую проблему внедрения электронного обучения, связанную с нормативно-правовым обеспечением на региональном уровне и на уровне государства.
При отсутствии законодательной базы финансирование инновационной работы преподавателя может осуществляться из внебюджетных источников (грантов, конкурсов и пр.)
Литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 N 31823).
3. Федеральные государственные образовательные стандарты. Пример (в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 № 1975).
References:
1. Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ (ed. From 25.11.2013) "On Education in the Russian Federation."[Federal'nyi zakon ot 29.2.012 #273-FZ (red. ot 25.11.2013) "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Fedetsii"].
2.The Order of the Russian Ministry of 09.01.2014 N 2 "On approval of the application by organizations, provides education, e-learning, distance learning technologies in the implementation of educational programs" (Registered in the Ministry of Justice of Russia 04.04.2014 N 31823).[ Prikaz Minobrnauki Rossii ot 09.01.2014 #2 "Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizatsiyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii pri realizatsii obrazovatel'nykh programm" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 04.04.2014 #31823.]
3.Federal state educational standards. Example (as amended by the Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 31.05.2011 № 1975).[ Federal'nye obrazovatel'nye standarty. Primer (v redaktsii Prikaza Minobrnauki RF ot 31.05.2011 #1975.]