Научная статья на тему 'О ПРАВОВЫХ АКТАХ, ФОРМИРУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКЕ'

О ПРАВОВЫХ АКТАХ, ФОРМИРУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Образование / правовое регулирование образования / модернизация системы образования / приоритетные направления / научная деятельность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хусаинова Ш.М.

Автор в статье рассматривает нормативные правовые акты, которые формируют изменения в системе образования. Сегодня в Российской Федерации существует множество программ и концепций, направленных в первую очередь на модернизацию системы высшего образования и науки. Проанализированы государственные программы, ориентированные на развитие научного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРАВОВЫХ АКТАХ, ФОРМИРУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКЕ»

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-11-82-86 NIION: 2021-0079-11/22-195 MOSURED: 77/27-025-2022-11-195

ХУСАИНОВА Шахнура Маноновна,

Заведующая кафедрой «Правоведение» Института экономики и торговли Таджикского коммерческого университета

в Худжанде, e-mail: mail@law-books.ru

О ПРАВОВЫХ АКТАХ, ФОРМИРУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКЕ

Аннотация. Автор в статье рассматривает нормативные правовые акты, которые формируют изменения в системе образования. Сегодня в Российской Федерации существует множество программ и концепций, направленных в первую очередь на модернизацию системы высшего образования и науки. Проанализированы государственные программы, ориентированные на развитие научного потенциала.

Ключевые слова: Образование, правовое регулирование образования, модернизация системы образования, приоритетные направления, научная деятельность.

KHUSAINOVA Shakhnura Manonovna

Head of the Department "Law" Institute of Economics and Trade Tajik Commercial University in Khujand

ABOUT LEGAL ACTS FORMING CHANGES IN THE SYSTEM

OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION AND SCIENCE

Annotation. The author in the article examines the normative legal acts that form changes in the education system. Today in the Russian Federation there are many programs and concepts aimed primarily at modernizing the system of higher education and science. The state programs focused on the development of scientific potential are analyzed.

Key words: Education, legal regulation of education, modernization of the education system, priority areas, scientific activity.

Be

h

»своем Послании Федеральному Собрали ию РФ от 01.03.20181 Президент РФ обратил внимание на то, что именно знания и уровень технологического прогресса являются основой национальной конкурентоспособности, а также определяющим фактором повышения качества жизни. В дальнейшем приоритетные цели и задачи научно-технологического развития были регламентированы указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях раз-

вития Российской Федерации на период до 2030 года»2 и «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»3.

Сегодня в Российской Федерации существует множество программ и концепций, направ-

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // "Российская газета", N 46, 02.03.2018

2 Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" // Собрание законодательства РФ, 27.07.2020, N 30, ст. 4884

3 Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 (ред. от 15.03.2021) "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 05.12.2016, N 49, ст. 6887.

ленных в первую очередь на модернизацию системы высшего образования и науки.

К таковым программам можно отнести Государственную программу РФ «Развитие Образования»1. Упомянутая программа, оценивает существующий уровень развития образования, регламентирует национальные цели и задачи, поставленные перед субъектами образовательного администрирования и что самое главное - устанавливает критерии и правила предоставления субсидий и софинансирования за счёт средств Федерального бюджета. Подобная регламентация обеспечивает структурированность и целео-риентированность образовательной и научной деятельности, наиболее эффективное распределение и расходование бюджета.

Ключевой государственной программой, ориентированной на развитие научного потенциала, является Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»2. Данная государственная программа регламентирует существующие пробелы в развитии тех или иных научных областей и указывает на необходимость финансирования процедур по устранению последних. Упомянутая программа также устанавливает субсидирование и софинансирование тех или иных научно-исследовательских программ, а также декларирует критерии конкурсного отбора научно-исследовательских программ и мероприятий, способствующих развитию приоритетных научных направлений.

Ещё одной институциональной отраслью, нуждающейся в развитии, насыщении новыми кадрами, а также внедрении инноваций, является государственное управление народным хозяйством. В связи с чем Правительством РФ утверждён государственный План3 подготовки упомяну-

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». // Собрание законодательства РФ, 01.01.2018, N 1 (Часть II), ст. 375.

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 15.04.2019, N 15 (часть III), ст. 1750.

3 Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 N 142 (ред. от 23.07.2020) "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 - 2024/25 учебных годах и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 - 2024/25 учебных годах", "Положением о Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций

той категории специалистов и введена особая национальная программа, направленная в том числе и на исполнение данного Плана - Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика»4. Вышеописанная программа отражает приверженность РФ действующим международным соглашениям5, содержащим концепции межгосударственного научного развития.

Помимо вышеописанных государственных программ, ориентированных непосредственно на развитие образовательного и научного потенциала, Правительством РФ приняты ряд национальных программ, лишь фрагментарно регулирующих различные аспекты науки и высшего образования.

В данном контексте представляет собой немалую ценность Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество»6. Упомянутая программа несёт в себе отражение государственной политики информатизации и компьютеризации. Кроме того, приоритетная значимость реализации политики развития информационных технологий и внедрения

народного хозяйства Российской Федерации", "Положением о конкурсном отборе специалистов, работни-

ков органов и организаций, уполномоченных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять функции по организации подготовки управленческих кадров, для подготовки в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 - 2024/25 учебных годах", "Положением об отборе российских образовательных организаций для участия в реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 - 2024/25 учебных годах", "Положением об организации и подготовке сотрудников иностранных организаций в рамках взаимных обменов в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 - 2024/25 учебных годах") // Собрание законодательства РФ

18.02.2019 №7 ч.2 ст. 670

4 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 12.09.2022) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" // "Собрание законодательства РФ", 05.05.2014, N 18 (часть II), ст. 2162.

5 Решение Совета глав правительств СНГ "О Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2030 года" (Принято 06.11.2020) // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ http://cis. т^к.Ьу/

6 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" // "Собрание законодательства РФ", 05.05.2014, N 18 (часть II), ст. 2159.

последних в том числе и в научный, а также образовательный процессы, устанавливается Приказами Президента РФ.1 Стоит также отметить, направленность такой категории нормативно правовых актов как приказы Президента РФ на обеспечение как сохранности российских научных инноваций, так и информационной безопасности образовательного процесса в целом.

Также к данному перечню следует отнести Государственную программу Российской Федерации «Доступная среда»2. Упомянутая программа является актом, направленным на реализацию на территории РФ положений, установленных Конвенцией ООН «О правах инвалидов»3. Одной из важнейших задач данной программы выступает создание инклюзивной среды с целью беспрепятственной реализации инвалидами, а также детьми-инвалидами права на получение высшего образования. Обеспечение реализации права на получение высшего образования в данном случае, согласно мнению ряда теоретиков4, заключается в своевременном создании инфраструктуры, предоставлении того или иного специфического оборудования учащимся в зависимости от характера нарушения здоровья, диагноза. Обязанность формирования соответствующей инклюзивной инфраструктуры ложится на руководство организаций высшего образования, а контроль за исполнением - на Прокуратуру РФ.

Стоит также отметить существующие региональные программы поддержки науки и высшего образования. Примерами данного спектра

1 Указ Президента Российской Федерации от 02.03.2022 № 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 07.03.2022, N 10, ст. 1468

Указ Президента РФ ОТ 1 мая 2022 Г. N 250 "О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.05.2022, N 18, ст. 3058

Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 04.04.2022, N 14, ст. 2242

2 Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 18.10.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" // "Собрание законодательства РФ", 15.04.2019, N 15 (часть II), ст. 1746 (начало); "Собрание законодательства РФ", 15.04.2019, N 15 (часть III), ст. 1746 (продолжение).

3 "Конвенция о правах инвалидов" (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) Бюллетень международных договоров. 2013. N 7. С. 45 - 67.; // Собрание законодательства РФ. 11 февраля 2013 г. N 6. Ст. 468.

4 «Проблемы формирования доступной среды для инвалидов» Магомедова А.Г. Юридический вестник ДГУ т.36 2020 г. №4

нормативной базы являются: Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)»5, Государственная программа «Развитие образования Нижегородской области»6 Государственная программа Краснодарского края «Развитие образования»7. Перечисленные программы демонстрируют усилия субъектных центров (Правительств) в части поддержания уровня процентной вовлечённости населения в процесс высшего образования.

На сегодняшний день российская система правового регулирования научной деятельности, согласно мнению ряда правоведов, содержит в себе множество пробелов и коллизий. Особенно остро встаёт вопрос о необходимости изменения образовательной и научной политики в связи с вводимыми западными странами санкциями и отказа от налаживаемого годами научного сотрудничества, проведения совместных научно-исследовательских проектов.

Так более 500 нормативно-правовых актов, регулирующих критерии оценки компетенций научных сотрудников, содержат в себе требования о размещении исследователями научных статей в таких зарубежных информационных базах как Scopus и Web of Science.8 На сегодняшний день редакционные коллегии упомянутых издательств проводят дискриминационную политику в отношении российских учёных на почве гражданской принадлежности, что находит отражение в ряде официальных заявлений и даже в частных декларациях9. Данное обстоятельство говорит о необходимости не просто введения временного приостановления учёта индексации публикаций

5 Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 N 450-ПП (ред. от 29.03.2022) "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")"

6 Постановление Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 N 301 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования Нижегородской области URL: http://www.consultant.ru/ regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW187&n=787 71&dst=100028#DYneBITgvShVsQPW1

7 Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 939 (ред. от 22.05.2018) "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие образования" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.06.2018)

8 Путило Н. В., Шуплецова Ю. И. Правовое регулирование научной деятельности в Российской Федерации: общие тенденции через призму частных проблем // Управление наукой: теория и практика. 2019. № 1. С. 96-109.

9 Политический манифест крупнейших научных издательств за подписью, в том числе, Elsevier, Springer Nature, Walters Kluwer // URL: https://mailchi. mp/4851e2a74119/joint-publisher-statement

российских ученых в международных базах данных и участия в зарубежных научных конференциях, а о создании собственной международной системы оценки результативности научных исследований и разработок, дальнейшей отмене устаревшей нормативно-правовой базы.

Одним из самых исторически болезненных для России вопросов является вопрос «оттока умов»1. В одном из своих интервью2 Президент РФ - Путин В.В. обозначил два пути решения данной проблемы, одним из которых является метод советского императивного регулирования, зачастую посягающего на основные права и свободы граждан и включающего в себя такие меры как ограничение возможности выезда специалистов, а также их передвижения внутри страны (особенно это касается специалистов Военно-промышленного комплекса). Вторым же методом, которого на сегодняшний день придерживается государство, является метод (режим) максимального благоприятствования научно-исследовательской деятельности, сосредоточение усилий для внедрения инноваций, создание достойных условий труда, установление Правительством РФ различных льгот и поощрений в пользу упомянутой категории специалистов (не только для !Т сферы), повышение престижа профессии учёного.

Ещё одной коллизией правого регулирования научной деятельности выступает отсутствие чёткого регламентирования статуса такого субъекта правоотношений как исследователь в действующих нормативно-правовых актах в сфере науки и образования. Так, согласно ряду исследо-ваний3, на сегодняшний день присутствует множество вариаций дефиниций такого статуса как учёный, а именно: «ведущие учёные»4, «выдающиеся учёные» и «учёные мирового класса»5, «вид-

1 Пушкевич С. А., Юревич М. А. Миграционные паттерны научных кадров в Беларуси и России // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2. № 4. С. 188

2 Путин назвал два возможных пути предотвращения «утечки мозгов» РБК // URL: https://www.rbc.ru/ society/27/02/2020/5e5764309a794785623267d3_

3 Васильев А. А., Путило Н. В. Правовой статус учёного как фактор научно-технологического развития России // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 2. С. 58

4 Указ Президента РФ от 06.07.1995 № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 № 538 «О мерах государственной поддержки создания и развития научных центров мирового уровня» // "Собрание законодательства РФ", 10.07.1995, N 28, ст. 2642,

5 Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О

Стратегии научно-технологического развития Россий-

ные учёные»6, «результативные учёные»7; «учёные, работающие в российских организациях и имеющие статьи в научных изданиях первого и второго квартилей, индексируемых в международных базах данных»8, «учёный-хранитель государственного первичного эталона единицы величины»9. Вышеперечисленный перечень вариаций толкования дефиниции «учёный» однозначно можно назвать произвольным и требующим если не упразднения, то упорядочения.

Также российским нормотворцем (в том числе ведомственным) введена такая возрастная профессиональная категория как «молодые учёные»10. Однако стоить отметить, что данная

ской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 05.12.2016, N 49, ст. 6887.

Постановление Правительства РФ от 14.03.2014 № 187 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия образования"» // "Собрание законодательства РФ", 24.03.2014, N 12, ст. 1285.

6 Указ Президента РФ от 26.04.2016 № 200 «О премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации». // "Собрание законодательства РФ", 02.05.2016, N 18, ст. 2607.

7 Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)» // "Собрание законодательства РФ", 18.01.2021, N 3, ст. 609.

8 Приказ Минобрнауки России от 16.04.2019 № 234 «Об утверждении методик расчёта целевых и дополнительных показателей для мониторинга национального проекта "Наука" и федеральных проектов "Развитие научной и научно-производственной кооперации", "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации"» // URL: https://online.consultant.ru/riv/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=325368#PH3iNITFqs 3wA219_

9 Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 734 «Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений». // "Собрание законодательства РФ", 04.10.2010, N 40, ст. 5066.

10 Приказ Минстроя России от 29.11.2018 № 766/пр «Об утверждении формы государственного жилищного сертификата, выдача которого осуществляется молодым учёным в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", и требований к его заполнению, а также отдельных форм документов, применяемых при реализации мероприятий по обеспечению жильём молодых учёных указанной государственной программы» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: Ь|Мр:// www.pravo.gov.ru

Приказ Минобрнауки России от 03.12.2018 № 69н «О некоторых вопросах предоставления молодым учёным организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, социальных выплат на приобретение жилых помещений» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru

институциональная категория включает в себя ряд факультативных подкатегорий: «молодые российские учёные — кандидаты наук и доктора наук»1.

После изучения полного перечня актов, устанавливающих «видовое разнообразие» российских учёных, напрашивает вывод о необходимости закрепления функционального критерия разделения научных работников на:

I. педагогических работников, деятельность которых в сфере образования не связана с научной работой;

1 Приказ Минобрнауки России от 30.03.2020 № 503 «Об определении Порядка проведения экспертизы заявок на участие в конкурсе на получение грантов Президента Российской Федерации в форме субсидий в области науки из федерального бюджета для государственной поддержки молодых российских учёных - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации» // URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202008210020?rangeS ize=1

II. научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования, в деятельности которых сочетаются педагогическая и исследовательская компоненты;

III. научных работников научных организаций и образовательных организаций высшего образования, в работе которых преобладает научная работа как трудовая функция.

Предполагаемый перечень существенно упростит определение статуса научных сотрудников и поспособствует устранению возникшей коллизии.

Также вижу необходимым устранить пробел в действующем законодательстве путём разработки и закрепления статуса такого субъекта научно-исследовательских отношений как самостоятельного, инициативного исследователя, научная деятельность которого не сопряжена с заключением трудового договора или иных соглашений о проведении НИОКТР.

штшшмшттшшттмшшштшшттмш^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.