Научная статья на тему 'Проектное управление как метод совершенствования системы высшего образования (на примере Иркутской области)'

Проектное управление как метод совершенствования системы высшего образования (на примере Иркутской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY / NATIONAL PROJECT / FEDERAL PROGRAM / PROJECT MANAGEMENT / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большедворская Марина Владимировна, Блинникова Анна Валерьевна

Введение. Статья посвящена проблеме развития системы высшего образования в Иркутской области, а именно недостаточной корреляции содержания образовательных практик с задачами социально-экономического развития области. Актуальность и значимость статьи заключается в обосновании метода решения проблемы путём внедрения проектного управления активизации участия вузов региона в реализации федеральных программ, входящих в национальные проекты «Образование» и «Наука». Материалы и методы. Даётся характеристика метода проектного управления, который в настоящее время инициирован на федеральном уровне правительственными постановлениями и указом Президента; в Иркутской области распоряжением министерства образования области о реализации национального проекта «Образование», федерального проекта «Демография»; инициативой разработки «Концепции развития высшего образования Иркутской области». Результаты исследования. В данном разделе показано, какие результаты реализации внедрения проектов по федеральным программам национальных проектов уже получены системой образования Иркутской области, какие результаты могут быть получены в дальнейшем. Заключение. Потенциал высшего образования Иркутской области позволит решить задачи подготовки специалистов для региона посредством реализации проектов и партнёрства с государственными и коммерческими структурами. Ожидаемые эффекты и результаты: ориентация перечня профессий и специальностей на топ-50 востребованных профессий и специальностей; повышение качества подготовки выпускников; совершенствование условий функционирования системы высшего образования; сокращение образовательных программ, не востребованных рынком труда Иркутской области; расширение практики целевого обучения; увеличение количества иностранных студентов; уменьшение миграции молодёжи из области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Большедворская Марина Владимировна, Блинникова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGEMENT AS A METHOD OF IMPROVING THE HIGHER EDUCATION SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE IRKUTSK REGION)

Introduction.The paper addresses the issue of development of the higher education system in the Irkutsk region, namely, the insufficient correlation between the content of educational practices and the objectives of socio-economic development of the region. The relevance and significance of the study lie in the substantiation of a method to deal with the issue through the adoption of project management by more actively involving regional universities in the implementation of Federal programs of national projects Education and Science. Materials and methods. The paper presents a characteristic of the project management method, which is currently initiated at the Federal level by the government regulations and presidential decree; in the Irkutsk region by the resolution of the Ministry of Education on the implementation of the national project Education, the Federal project Demography; and an initiative to introduce a “development concept of higher education of the Irkutsk region”. Research result. This section shows what project results have already been achieved and can be achieved in the future. Conclusion. The potential of higher education in the Irkutsk region will allow solving the problems of training specialists for the region through the implementation of projects and partnerships with state and commercial entities. Expected effects and results include orientation toward the top 50 popular professions and specialties, improvement in the quality of graduate training, enhancement of the conditions for the functioning of the higher education system, reduction in the educational programs that are not demanded by the labor market of the Irkutsk region, expansion of the practice of targeted training, increase in the number of foreign students, and decrease in the migration of young people from the region.

Текст научной работы на тему «Проектное управление как метод совершенствования системы высшего образования (на примере Иркутской области)»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 378.1

Проектное управление как метод совершенствования системы высшего образования (на примере Иркутской области)

М. В. Большедворская

Региональный институт кадровой политики, г. Иркутск

А. В. Блинникова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. Введение. Статья посвящена проблеме развития системы высшего образования в Иркутской области, а именно недостаточной корреляции содержания образовательных практик с задачами социально-экономического развития области. Актуальность и значимость статьи заключается в обосновании метода решения проблемы путём внедрения проектного управления - активизации участия вузов региона в реализации федеральных программ, входящих в национальные проекты «Образование» и «Наука».

Материалы и методы Даётся характеристика метода проектного управления, который в настоящее время инициирован на федеральном уровне правительственными постановлениями и указом Президента; в Иркутской области - распоряжением министерства образования области о реализации национального проекта «Образование», федерального проекта «Демография»; инициативой разработки «Концепции развития высшего образования Иркутской области». Результаты исследования. В данном разделе показано, какие результаты реализации внедрения проектов по федеральным программам национальных проектов уже получены системой образования Иркутской области, какие результаты могут быть получены в дальнейшем.

Заключение. Потенциал высшего образования Иркутской области позволит решить задачи подготовки специалистов для региона посредством реализации проектов и партнёрства с государственными и коммерческими структурами. Ожидаемые эффекты и результаты: ориентация перечня профессий и специальностей на топ-50 востребованных профессий и специальностей; повышение качества подготовки выпускников; совершенствование условий функционирования

Ключевые слова:

Для

цитирования:

Дата поступления статьи в редакцию: 10 февраля 2020 г.

системы высшего образования; сокращение образовательных программ, не востребованных рынком труда Иркутской области; расширение практики целевого обучения; увеличение количества иностранных студентов; уменьшение миграции молодёжи из области.

высшее образование, университет, национальный проект, федеральная программа, проектное управление.

Большедворская М. В., Блинникова А. В. Проектное управление как метод совершенствования системы высшего образования (на примере Иркутской области) // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 232-248.

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-232-248

Введение

Развитие федеральной образовательной системы диктует необходимость построения в Иркутской области образовательной экосистемы, основным предназначением которой является выстраивание тесной взаимосвязи между процессом развития способностей личности (сфера образования) и оптимальным использованием человеческих ресурсов (сфера экономики). Региональная образовательная экосистема должна непрерывно обновляться, тем самым предоставляя обучающимся новые образовательные возможности, а промышленности и бизнесу - творческие, высококвалифицированные кадровые ресурсы. Образовательный процесс в такой экосистеме поддерживается новыми образовательными технологиями и постоянно модернизируемым содержанием, ориентированным на практику и меняющуюся социокультурную ситуацию. Региональная образовательная экосистема основывается на ценностях современной цивилизации, и её эффективное функционирование должна обеспечивать современная педагогика. Частью этой экосистемы является высшее образование Иркутской области.

По показателю числа студентов на 10 тыс. жителей, составляющему около 440, Иркутская область занимает 19-е место среди всех регионов России и 4-е среди регионов Ассоциации инновационных регионов России. Высшее образование Иркутской области обладает значительным потенциалом благодаря наличию крупных университетов. Всего на территории Иркутской области 25 организаций высшего образования имеют лицензии на ведение образовательной деятельности, фактически осуществляют подготовку по программам высшего образования 19 из них. Выделяется пять групп организаций высшего образования, имеющих отраслевую специфику дея-

тельности, которые устанавливаются в соответствии с долей контингента студентов

1 курса, обучающихся по выделенной группе направлений подготовки и специальностей: медицинской - 1; сельскохозяйственной - 1; творческой - 1; спортивной - 1; транспортной - 1. Одна организация высшего образования имеет статус национального исследовательского университета (ИРНИТУ) и входит в проект «5-100». Военные учебные центры (военные кафедры) имеются в ИРНИТУ и Иркутском государственном университете (ИГУ). Значительная по площади территория Иркутской области, а также особенности транспортной системы стимулируют организации высшего образования осуществлять деятельность не только в областном центре, но и в таких городах, как Ангарск, Тулун, Нижнеудинск, Братск, Усть-Илимск, Усть-Кут. Организация обеспечения профессиональными кадрами северных территорий требует пристального внимания в отношении технической оснащённости и доступности, а также уровня подготовки профессорско-преподавательского состава (III 1С).

Иркутская область имеет достаточно высокие показатели остепенённости сотрудников вузов. Всего ППС в головных вузах региона - 3 258 человек. В общей численности ППС в 2019 году имеют учёную степень доктора наук - 14 %, кандидата наук - 62 %. Учёное звание профессора имеют 304 человека (12 %), учёное звание доцента - 1 504 человека - 57 % от общего числа входящих в ППС, имеющих учёную степень. Средняя остепенённость по вузам составляет 71,6 %. Среди государственных вузов Иркутской области по остепенённости лидирует Ангарский государственный технический университет (АнГТУ) - 87,9 %, Иркутский государственный аграрный университет (ИрГАУ) - 82,9 %. Распределение ППС по возрасту: от 55 лет и старше - 48 %; от 40 лет до 55 лет - 35 %; моложе 25 лет до 35 лет - 11 %. Налицо тенденция увеличения доли работников пенсионного возраста и уменьшение притока молодых кадров. Также отмечается уменьшение количества студентов за последние 10 лет, на конец 2019 года в головных образовательных организациях высшего образования Иркутской области обучаются свыше 68 000 студентов, из них около 41 000 по очной форме обучения, чуть более 32 000 за счёт бюджетных средств бюджетной системы РФ. 2,1 % обучаются в частных вузах. Большая часть студентов обучается по программам бакалавриата (64 %, специалитет - 21 %, магистратура -15 %), преобладающая форма обучения - очная (63 %, заочная - 36 %, очно-заочная - 3 %). Уменьшение контингента обучающихся в государственных вузах на 51 %, в негосударственных - на 93 %. Произошло это из-за сокращения сети организаций высшего образования и за счёт существенного сокращения количества студентов заочной и вечерней форм обучения. Данные статистики показывают изменение соотношения обучающихся очной и заочной форм обучения от 1 к 1 до 2 к 1. Прогнозируется, что это соотношение сохранится в ближайшие 5 лет. 99 % обучающихся предпочли государственные вузы, 1 % - негосударственные. В вузы Иркутской области в 2019 году принято около 17 000 человек. На бюджетной основе по программам высшего образования поступили 10 065 обучающихся. Из них по программам бакалавриата - 5 192 тыс. чел., магистратуры - 2 277 тыс. чел., специалитета -

2 169 тыс. чел., ординатуры - 292 чел., аспирантуры - 135 чел. Почти 52 % бюджетных мест приходится на область знаний «Инженерное дело, технологии и технические науки», что говорит о перспективах развития Иркутской области и обеспечении его кадрами в промышленности, а также о перспективах необходимости тесного взаимодействия и сотрудничества с бизнесом. 47,3 % обучаются за счёт средств федерального бюджета, 52,7 % - с полным возмещением стоимости обучения. В вузах

Иркутской области студенты обучаются по наиболее реализуемым в Российской Федерации направлениям подготовки - 46 из 57 [1].

Вузы Иркутской области в настоящее время входят в различные рейтинги, стоит отметить, что в 2009 году вузы региона не входили ни в какие рейтинги и проделали за этот период огромную работу. Webometrics: в этом рейтинге анализируется полнота представления вуза в сети Internet, профессорско-преподавательский состав, контингент обучающихся. После сравнения содержания сайтов вузов формируется рейтинг научно-исследовательской деятельности университета. ИГУ в 2019 году занимает 43-е место среди российских вузов. А в общем мировом рейтинге ИГУ расположился на 2 833 месте (всего 11 995 мест) и стал единственным вузом региона, вошедшим в предметный рейтинг университетов мира «Round University Ranking (RUR) - 2018» по гуманитарным и социальным наукам. Среди российских вузов по гуманитарному направлению ИГУ занял 7-е место, всего в рейтинге представлено 25 вузов страны. В общем списке - на 368-м месте из 605 вузов мира. В общем зачёте по социальным наукам ИГУ находится на 531-м месте из 603, также занимает 31-е место среди 45 российских университетов. В методологии рейтингов RUR учитывается 20 показателей и 4 направления деятельности. По гуманитарным наукам среди российских вузов в направлении «Интернационализация» ИГУ занял - 3-е место, «Обучение» - 4-е место, «Исследования» - 18-е место, «Финансовая устойчивость» - 11-е место. В рейтинге по социальным наукам ИГУ занимает 18-е место по направлению «Исследования», 35-е - по «Образованию» и «Интернационализации» и 43-е по направлению «Финансовая устойчивость». Рейтинг QS-BRICS формируется британской компанией QuacquarelliSymonds с 2013 года, ИГУ в него входит с самого начала составления. ИГУ в рейтинге 2019 года находится на позиции 211-220. Прорывом можно считать вхождение в список 2019 года ещё одного крупного высшего учебного заведения - ИРНИТУ, который расположился на 351 из 400 позиций (среди российских вузов - 87). Данные национального рейтинга Интерфакс за 2019 год отражены в таблице [4].

Таблица

Национальный рейтинг Интерфакс, 2019 год

Table

The national ranking of Interfax, 2019

Показатели/ вузы ИГУ ИрНИТУ ИрГУПС БГУ ИрГАУ АГТУ БрГУ

Сводный 51 34 198-206 161-164 283-290 318 245

Образование 53-54 135-136 277-282 178-180 238-239 296-297 225

Бренд 35-36 103-106 236-240 190-195 327 253-254 241

Исследования 99 45-46 115-118 241-243 244-251 161-163 221

Социализация 25 23 213-214 86 277-278 321 290

Интернационализация 102-106 72-74 155-158 200-204 270-271 327 299

Инновации 69-73 31 158-159 135-138 199-200 281 90

Главная задача высшего образования Иркутской области - усиление вклада высшей школы в экономическое, социальное и культурное развитие области посредством:

1) построения системы высшего образования, отвечающей потребностям кластерной региональной экономики, посредством ориентации на перспективные и востребованные работодателями профессии; сокращения образовательных программ, не востребованных рынком труда Иркутской области; расширения практики целевого обучения;

2) качественной подготовки выпускников с учётом требований работодателей региона и мировых стандартов;

3) создания современных условий функционирования вузов, включая инфраструктуру;

4) выстраивания механизмов общественного-государственного управления в образовании, социального партнёрства образовательных организаций с работодателями;

5) активного вовлечения вузов в решение приоритетных задач социально-экономического развития региона.

Обзор литературы. Материалы и методы

Проблема исследования: недостаточная корреляция содержания образовательных практик вузов с задачами социально-экономического развития Иркутской области, национальными проектами «Образование», «Наука», федеральными целевыми программами.

Метод решения проблемы. Один из методов решения проблемы высшего образования Иркутской области, инициированный на уровне государства, - проектное управление. На федеральном уровне в 2018 году постановлением Правительства Российской Федерации [9] определён порядок внедрения проектов: национальных, федеральных, ведомственных, региональных; установлена функциональная структура проектной деятельности в стране. Департамент проектной деятельности Правительства России наделён функциями проектного офиса, Научно-образовательный центр проектного менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - функциями Центра компетенций проектной деятельности.

В 2013-2014 гг. были приняты программы развития здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта, жилищной системы и образования. С 2018 года эти программы должны осуществляться в режиме проектного управления. Постановлением Правительства Российской Федерации 2017 года [6] определён порядок создания, реализации, оценки проектов (программ).

Проектное управление («проект» в переводе с латинского - «брошенный вперёд») предполагает прогнозируемое, спланированное будущее при наличии конкретной, ясной, измеряемой, достижимой цели; сбалансированных мероприятий; определённых ролей участников проекта; минимизированных рисков; просчитанных отклонений от плана; эффективного управления изменениями; ограниченного времени реализации проекта. В центре процесса реализации проекта находится качественное выполнение намеченных мероприятий и получение качественного результата проекта.

Любой проект зиждется на трёх столпах - чёткая цель, наличие ресурсов, ограничение во времени. Проект всегда имеет ограничения, прежде всего, это ограниченное время достижения поставленной цели, если это условие нарушается, то проект

перетекает в повседневный производственный или управленческий процесс. Ограничение финансовых ресурсов отражается в составлении сметы проекта, расчёте стоимости каждого мероприятия. Ограничены и кадровые ресурсы проекта. Проект реализуется командой, в которой определяются роли, ставятся задачи, определяются функции каждого участника. Все элементы проектной деятельности взаимосвязаны, например, если в ходе реализации проекта необходимо сократить сроки проекта, то необходимо будет привлечь дополнительных людей в команду, что приведёт к увеличению бюджета проекта. Ещё одной характерной чертой проекта является «уникальность». Уникальный проект - проект, который никогда не разрабатывался, не внедрялся.

Итак, продукт проекта (конечный результат - уникальный результат) достигается на основании функционирующей внутренней структуры проекта, взаимосвязанных последовательных или параллельных мероприятий посредством управления рисками, финансами, командой, изменениями, качеством, содержанием, поставками, сроками, коммуникационными процессами и др.

Проектное управление условно можно разделить на два вида: традиционное (каскадное) и гибкое.

Традиционное проектное управление (каскадная модель) включает в себя 4 стадии: инициация проекта, разработка, реализация, завершение. Переход к следующей стадии осуществляется последовательно, окончание первого процесса является началом второго и т. д. Такой вид проектирования широко применим в проектно-ориентированных отраслях (строительство, обрабатывающая промышленность, цифровые технологии и т. д.), применяется он и в образовании. В свою очередь, образование является процессно-ориентированной отраслью, и гибкое управление проектами также может быть применимо.

Гибкое проектное управление (Agile в переводе с английского - подвижный, гибкий) - управление мини-проектами, нацеленными на один общий результат. Деятельность, направленная на достижение поставленной цели, не делится на стадии, а состоит из мини-проектов (подпроектов), которые объединены управлением, единой целью. Первая стадия - инициация проекта протекает так же, как и в традиционном проектировании, а затем последующие стадии (планирование, разработка, реализация, завершение) проводятся в рамках подпроектов. Такая работа позволяет быстрее и качественнее реагировать на необходимость изменений подпроектов, без влияния на другие подпроекты. Основные идеи Agile-метода: люди важнее процессов, работающий продукт важнее документации, взаимопонимание с заказчиком важнее условий договора, необходимые изменения в ходе реализации проекта важнее первоначального плана. Гибкий метод проектирования строится на следующих принципах [10]:

- удовлетворение клиента за счёт ранней и бесперебойной работы команды проекта;

- изменения требований даже в конце разработки;

- взаимодействие заказчика с разработчиками на протяжении реализации проекта;

- мотивированная команда, обеспеченная нужными условиями работы, поддержкой и доверием;

- передача информации через личные контакты;

- функционирующий продукт проекта - лучший результат;

- все участники проекта готовы к определённому темпу работы;

- особое внимание - улучшению процесса и продукту проекта (нет предела совершенству!);

- простота - искусство не делать лишней работы;

- самоорганизованная команда проекта;

- постоянная адаптация к изменяющимся обстоятельствам.

Указ Президента Российской Федерации 2018 года [5] предполагает решение задач развития страны путём внедрения национальных проектов (программ), один из которых - национальный проект (НП) «Образование» [3]. В его рамках предусмотрена реализация федеральных проектов (ФП): «Современная школа»; «Успех каждого ребёнка»; «Современные родители»; «Цифровая школа»; «Учитель будущего»; «Молодые профессионалы»; «Новые возможности для каждого»; «Социальная активность»; «Экспорт образования»; программа «Социальные лифты для каждого». НП «Наука» [11] разделён на ФП: «Развитие научной и научно-производственной кооперации», «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации», «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок».

Каждый регион должен добавить региональную компоненту в федеральные проекты. В Иркутской области [7] из НП «Образование» будут реализовываться проекты: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей, и имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессиональною образования)», «Социальная активность», из проекта «Демография» - «Содействие занятости женщин - создание яслей».

Климатические условия, большая географическая протяжённость, неравномерная плотность населения и связанная с этим удалённость значительной части населения от больших культурных, научных и образовательных центров в Иркутской области обусловливают актуальность проблемы недостаточного владения педагогическими работниками цифровыми навыками, которые традиционно рассматриваются как компетенции в области применения персональных компьютеров, а между тем в их число должны быть включены навыки грамотного пользования информационно-коммуникационными сетями и дистанционными форматами обучения для приобретения необходимых знаний и опыта, умения передать их обучающимся. По мере повсеместного создания в образовательных организациях цифровой обучающей среды недостаточное владение цифровыми навыками оборачивается для педагога профессиональным дефицитом, требующим незамедлительного восполнения.

Модернизации требует система повышения квалификации, гарантирующая переход от метода «трансляции» знаний к исполнению роли тьютора. Для этого нужны принципиально новые информационные и методологические ресурсы, а также новый организационный механизм, реализующий непрерывные форматы повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Именно с целью формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» решается задача модернизации системы методической поддержки педагогических работников путём создания правовых, организационных и финансовых механизмов перехода на новые модели организации повышения квалификации, в том числе активно использующие дистанционные формы обучения.

Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческих и педагогических кадров требуют большей степени мобильности и

гибкости системы повышения квалификации, отвечающей на запросы педагогов и образовательных организаций.

В рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» в регионе должны быть созданы два центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, которые будут выполнять роль локомотивов модернизации системы повышения квалификации, основными направлениями работы которых станут:

- реализация программ дополнительного профессионального образования «эксклюзивного» содержания;

- организация, сопровождение и развитие программ стажировок;

- формирование и сопровождение деятельности площадок для развития профессиональных педагогических сообществ;

- внедрение моделей «горизонтального обучения»;

- активное использование цифровых технологий при реализации образовательных проектов.

Министерство образования Иркутской области выступает инициатором разработки «Концепции развития высшего образования Иркутской области». Порядок управления реализацией системы мероприятий определяется государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональной нормативной базой. Коллаборативное участие необходимо для реализации задач и показателей ФП: «Экспорт образования»; «Новые возможности для каждого»; «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок»; «Молодые профессионалы»; «Развитие передовой инфраструктуры исследований и разработок в Российской Федерации»; «Информационная инфраструктура»; НП «Цифровая экономика». Проект «5-100» - максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

Должен быть предусмотрен комплексный мониторинг реализации мероприятий, в том числе достижения планируемых результатов. Контроль и организация комплексного мониторинга хода реализации мероприятий возлагаются на государственного заказчика Концепции или на специализированную организацию, которая определяется на основе конкурса. Результаты мониторинга, отчёты о выполнении мероприятий и годовые доклады о ходе реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией, должны быть размещены на сайте государственного заказчика.

В целях обеспечения запросов всех заинтересованных акторов - участников реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией, реализации общественного-государственного управления их реализацией государственным заказчиком создаётся Координационный совет. В его состав входят представители государственного заказчика и всех участников реализации Концепции, в том числе общественных и профессиональных сообществ.

Состав Координационного совета утверждается Правительством региона, его основными задачами являются: рассмотрение тематики проектов и мероприятий Концепции развития высшего образования; рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией, и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Концепции; выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации мероприятий Концепции развития высшего образования и разработка предложений по их решению.

Заказчиком Концепции и мероприятий по её реализации является министерство образования Иркутской области.

Разработчиком и координатором - Координационный совет при Правительстве Иркутской области.

Предложения по основным участникам реализации Концепции.

1. Органы исполнительной власти Иркутской области:

- министерство экономического развития

- министерство труда и занятости

- министерство финансов

- министерство социального развития, опеки и попечительства

- министерство по молодежной политике

- министерство строительства, дорожного хозяйства.

2. Организации высшего образования и филиалы вузов на территории Иркутской области.

3. Производственные предприятия.

4. Общественные объединения и организации.

5. Средства массовой информации.

6. ОГУК «Молодёжный кадровый центр».

7. Точка кипения ФГБОУ ВО ИРНИТУ.

Основные участники реализации Концепции:

- принимают участие в обсуждении Концепции, определении тематики проектов и мероприятий Концепции, обсуждении хода и итогов реализации этих мероприятий;

- участвуют в реализации мероприятий и проектов в рамках Концепции в соответствии со своими полномочиями на основе законодательства Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Органы исполнительной власти координируют действия всех участников реализации Концепции высшего образования, исполняют основные мероприятия, берут на себя функции мониторинга и контроля расходования средств и достижения поставленных результатов.

Образовательные организации участвуют в построении совместной работы с общеобразовательными организациями по профильной подготовке, проводят мероприятия по информированию и мотивации обучающихся, способствуют повышению качества подготовки.

Производственные предприятия и региональные министерства участвуют в исполнении мероприятий, предусмотренных Концепцией, и программы популяризации науки и образования, формируют заказ на подготовку кадров по востребованным направлениям, инициируют активность в отношении профориентации школьников, выступают партнёрами образовательных организаций в подготовке востребованных кадров. Участвуют в разработке законодательства (закон о молодом специалисте).

Средства массовой информации участвуют в информировании населения в целях популяризации науки и образования, доведении до сведения родителей и детей данных о перспективных для регионального рынка труда профессиях, а также в мотивации обучающихся к получению высшего образования.

Результаты исследования

Федеральные программы, в рамках которых уже развивается система высшего образования области, и есть перспективы дальнейшего развития - это «Экспорт

образования», «Новые возможности для каждого», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Социальные лифты для каждого».

Цель федеральной программы «Экспорт образования» [12] - повысить конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг посредством создания модели деятельности вуза по экспорту образования (с 2021 года - во всех вузах страны), а именно увеличение числа студентов-иностранцев до 435 000 обучающихся; обучение в летних и зимних школах (не менее 15 000 ежегодно); реализация образовательных программ, прошедших международную аккредитацию. Элементы модели: образовательные программы на английском языке, онлайн-образование, интернет-навигатор, летние программы обучения; реклама российского высшего образования за рубежом. В настоящее время в вузах Иркутской области обучаются 3 464 иностранных студента как из стран ближнего, так и из стран дальнего зарубежья. Вузы региона имеют высокий экспортный потенциал, многие вузы десятилетиями его успешно реализуют. Новой ступенью в увеличении экспорта высшего образования стало открытие в 2018 году в ИРНТУ Института БРИКС. Данный проект осуществляется вузом при непосредственной поддержке Правительства Иркутской области. В соответствии с дорожной картой реализации проекта запланированные результаты, в частности по интернационализации образования и по развитию сетевого формата обучения, ожидаются в 2019-2020 году.

Экспорт (коммодификация) образования Иркутской области обеспечивается путём:

- реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение экспортного потенциала регионального высшего образования (по количеству иностранных обучающихся) и по трудоустройству лучших из них на территории Иркутской области (5 % трудоустроенных по окончании образовательной программы к 2024 году);

- создания межвузовского центра по продвижению вузов региона за рубежом, проведения олимпиад и конкурсов в целях привлечения иностранных абитуриентов для изучения русского языка и освоения профессиональных программ;

- развития инфраструктуры высшего образования: проектирования, строительства, реконструкции учебных и учебно-лабораторных корпусов, зданий библиотек, общежитий, спортивных и иных объектов;

- обеспечения реализации образовательных программ и научной деятельности в системе высшего образования региона. Кампус как сосредоточение инноваций (Smart city). Строительство Дома молодёжи и студентов в качестве точки взаимодействия вузов по реализации творческого потенциала студентов. Разработка механизма софинансирования строительства и реконструкции, передача земли в собственность;

- реализации части проекта «Информационный портал» на иностранном языке, обеспечивающий возможность иностранным гражданам ознакомиться с конкурентными преимуществами вузов региона (корректный перевод, хорошие рекламные тексты, проведение виртуальных дней открытых дверей для иностранных студентов, виртуальных путешествий по вузу, стримов, презентационная площадка вузов на английском или других языках);

- проведения лекций и семинаров на английском языке, стажировки преподавателей. Разработки программы межвузовского сотрудничества, разработки механизмов взаимодействия стейкхолдеров для осуществления стажировок;

- сопровождения иностранных студентов на бытовом уровне (создание струк-

туры, оказывающей студентам-иностранцам поддержку: памятка первокурсника, навигационные материалы, памятка с описанием культурных особенностей и др.);

- повышения уровня толерантности в обществе, принятия иностранцев обществом;

- создания уникальных онлайн-курсов MOOC8 на международных образовательных платформах (Coursera, iTunes University, Oxademy и др.);

- расширения сотрудничества с международными рекрутинговыми агентствами и ассоциациями, участия в международных ярмарках образовательных программ в странах, которые рассматриваются в качестве основных целевых рынков иностранных абитуриентов.

Программа «Социальные лифты для каждого» [12] предусмотрена для организации конкурсов (35 конкурсов с участием 1,7 млн граждан России к 2024 году), которые позволят выявить активных, талантливых специалистов и граждан. Для реализации программы создан общественный фонд «Социальный лифт». Администратор ФП - А. Г. Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия - страна возможностей» [12]. В целях поддержки талантливой молодёжи и их закрепления в вузах в 2018 году Правительством Иркутской области поддержано решение о предоставлении ежемесячной выплаты лучшим выпускникам образовательных организаций. По итогам отбора в 2019 году 222 человека, имеющие почетный знак «Золотая медаль "За высокие достижения в обучении"» или 100 баллов по результатам одного из ЕГЭ, будут получать денежную выплату в размере 5 000 руб. в течение трёх лет за счёт средств областного бюджета. Принимаемые меры уже показывают положительную динамику по увеличению количества выпускников-«высокобалльников» в вузах региона.

Федеральная программа «Новые возможности для каждого» [12] предполагает задействовать ресурсы высшего образования страны для создания системы непрерывного профессионального обучения граждан посредством создания интеграционной платформы непрерывного образования. Проект предполагает формирование системы непрерывного обновления профессиональных знаний работающих граждан, приобретения новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики, участие не менее 20 % научно-педагогических работников в реализации программ непрерывного образования, обучение по программам непрерывного образования минимум 3 млн человек. В ноябре - декабре 2019 года Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета в рамках проекта провела курс повышения квалификации «Предпринимательство через всю жизнь»; факультет сервиса и рекламы - курс «Непрерывное образование: сквозные технологии цифровой экономики»; институт дополнительного образования - курс «Использование технологий арт-терапии при работе с детьми с особыми образовательными потребностями»; юридический институт - курс «Непрерывное образование: практические основы правовой охраны природы». Активным участником реализации федерального проекта в 2020 году будет БГУ [2]. Всего в 2019 году обучено 3 500 граждан.

Большие возможности для вузов открывает программа «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» [8] -создание онлайн-курсов, которые могут использовать не только обучающиеся вуза, но и студенты других учебных заведений, возможность создавать портфолио студентов на информационном ресурсе «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»; создание 100 центров опережающей профессиональной

подготовки.

Впервые на государственном уровне разработана программа развития науки -НП «Наука», который нацелен не решение следующих задач: пятое место России среди ведущих стран мира в приоритетных научных областях; привлекательность для учёных работы в России; опережающие затраты на научные исследования по сравнению с ростом ВВП страны. Реализацией проекта занимаются научно-исследовательские организации, но система высшего образования также примет участие. Будет создано 15 научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня. Иркутская область совместно с Республикой Бурятия планирует создание НОЦ с целью исследований мирового уровня, коммерциализации разработки, подготовки кадров для решения исследовательских задач [2].

Заключение

Итак, имеющийся потенциал высшего образования Иркутской области позволит решить задачи удовлетворения потребности регионального рынка труда в квалифицированных специалистах на основе государственно-частного партнёрства; взаимодействия с коммерческими структурами; расширения практики целевого обучения; совершенствования организационных, правовых, финансово-экономических условий посредством проектного управления.

Ожидаемые эффекты и результаты:

1) ориентация перечня профессий и специальностей на топ-50 востребованных профессий и специальностей, приведение количественного и профильного состава выпускников вузов в соответствие с запросами рынка труда посредством корректировки структуры и объёмов контрольных цифр приёма по образовательным программам;

2) повышение качества подготовки специалистов, снижение дисбаланса между ожиданиями работодателей и уровнем подготовки выпускников;

4) совершенствование организационных, правовых, финансово-экономических условий функционирования системы высшего образования;

5) развитие системы взаимодействия бизнеса с вузами в рамках государственно-частного партнёрства с целью повышения эффективности трудоустройства выпускников;

6) активное вовлечение вузов в решение приоритетных задач социально-экономического развития региона;

7) построение системы высшего образования, отвечающей потребностям региональной экономики, посредством ориентации на перспективные и востребованные работодателями профессии, сокращения образовательных программ, не востребованных рынком труда Иркутской области, расширения практики целевого обучения;

8) увеличение объёма целевой подготовки;

9) увеличение количества иностранных граждан, обучающихся в вузах региона;

10) торможение тенденции интеллектуального вымывания молодёжи.

Заявленный вклад авторов

Большедворская М. В.: теоретическое обоснование метода решения поставленной проблемы; практическая реализация метода внедрения национальных и федеральных проектов в системе высшего образования; оформление и редактирование статьи.

Блинникова А. В.: постановка проблемы, цели и задач исследования; практическая реализация проектного метода управления; обработка количественных результатов; характеристики высшего образования области.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения: 10.02.2020).

2. Научно-образовательный центр «Байкал»: межрегиональный проект с международным участием [Электронный ресурс]. URL: http://www.isc.irk.ru/ru/press/news/nauchno-obrazovatelnyy-centr-baykal-mezhregonalnyy-proekt-s-mezhdunarodnym-uchastiem (дата обращения: 10.02.2020).

3. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]: утверждённый на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 3 сентября 2018 г. № 10. URL: https://base.garant. ru/72192486/ (дата обращения: 10.02.2020).

4. Национальный рейтинг Интерфакс [Электронный ресурс]. URL: https://academia. interfax.ru/ru/ratings/?rating=1&year=2019&page=1 (дата обращения: 10.02.2020).

5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 10.02.2020).

6. О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242. URL: http://static.government.ru/media/files/4 Ue0BsRwAAhG1zB00h9k3NhxuANaUiXA.pdf (дата обращения: 10.02.2020).

7. О реализации национального проекта «Образование» в Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: https://irkobl.ru/sites/minobr/meropriytie/nac_proekt_obrazovanie/ (дата обращения: 10.02.2020).

8. О реализации отдельных мероприятий, направленных на создание и развитие информационного ресурса «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 8 мая 2019 г. № 570. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201905130010 (дата обращения: 10.02.2020).

9. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288. URL: http://static.government.ru/media/files/gLitA0z6PB0UreUV4A0A0v1otm 15jdo.pdf (дата обращения: 10.02.2020).

10. Основополагающие принципы Agile-манифеста [Электронный ресурс]. URL: http://agilemanifesto.org/iso/ru/principles.html (дата обращения: 10.02.2020).

11. Паспорт национального проекта «Наука» [Электронный ресурс]: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. URL: http://government.ru/info/35565/ (дата обращения: 10.02.2020).

12. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. URL: https: http://government.ru/ projects/selection/741/35566/ (дата обращения:10.02.2020).

Список литературы

13. Федеральный проект «Новые возможности для каждого». Открытие лаборатории дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://bgu.ru/news/newsdetail. aspx?id=6631 (дата обращения: 10.02.2020).

References

1. Informatsionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam provedeniya monitoringa ef-fektivnosti deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya [Information and analytical materials on the results of monitoring the effectiveness of higher education institutions]. Available at: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (accessed: 10.02.2020). (In Russian)

2. Nauchno-obrazovatel'nyyi tsentr «Baykal»: mezhregional'nyi proekt s mezhdunarod-nym uchastiem [Science and Education Center "Baikal": an inter-regional project with international participation]. Available at: http://www.isc.irk.ru/ru/press/news/nauchno-obra-zovatelnyy-centr-baykal-mezhregionalnyy-proekt-s-mezhdunarodnym-uchastiem (accessed: 10.02.2020). (In Russian)

3. Natsional'nyi proekt «Obrazovanie» utverzhdennyi na zasedanii Prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proek-tam 3 sentyabrya 2018 g. № 10. [National project "Education" approved by the Presidential Council for Strategic Development and National Projects no. 10 of September 3, 2018] Available at: https://base.garant.ru/72192486/ (accessed: 10.02.2020). (In Russian)

4. Natsional'nyi reiting Interfaks [National Interfax Rating]. Available at: https://aca-demia.interfax.ru/ru/ratings/?rating=1&year=2019&page=1 (accessed: 10.02.2020). (In Russian)

5. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2018 goda no. 204. [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation until 2024, Order of the President of the Russian Federation no. 204 of May 7, 2018]: Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (accessed: 10.02.2020). (In Russian)

6. O razrabotke, realizatsii i ob otsenke effektivnosti otdel'nykh gosudarstvennykh programm Rossiyskoy Federatsii: postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 12 oktyabrya 2017 g. no. 1242. [On the development, implementation and evaluation of the effectiveness of individual state programs of the Russian Federation. Resolution of the Government of the Russian Federation no. 1242 of October 12, 2017]. Available at: http://stat-ic.government.ru/media/files/4Ue0BsRwAAhG1zB00h9k3NhxuANaUiXA.pdf (accessed: 10.02.2020). (In Russian)

7. O realizatsii natsional'nogo proekta «Obrazovanie» v Irkutskoy oblasti [On the implementation of the national project "Education" in the Irkutsk region]. Available at: https:// irkobl.ru/sites/minobr/meropriytie/nac_proekt_obrazovanie/ (accessed: 10.02.2020). (In Russian)

8. O realizatsii otdel'nykh meropriyatiy, napravlennykh na sozdanie i razvitie informat-sionnogo resursa «Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossiyskoy Federatsii», federal'nogo proekta «Molodye professionaly (Povyshenie konkurentosposobnosti professional'nogo obrazovaniya)» natsional'nogo proekta «Obrazovanie»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 8 maya 2019 g. no. 570. [On the implementation of individual measures aimed at creating and developing the information resource "Modern Digital Educational Environment in the Russian Federation", the federal project "Young Professionals (Improving the Competitiveness of Vocational Education)" of the national project "Education": Resolution of the Government of the Russian Federation no. 570 of May 8, 2019]: Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201905130010 (accessed: 10.02.2020). (In Russian)

9. Ob organizatsii proektnoy deyatel'nosti v Pravitel 'stve Rossiyskoy Federatsii posta-novlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 31 oktyabrya 2018 g. no. 1288. [On the organization of project activity in the Government of the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation no. 1288 of October 31, 2018]: Available at: http:// static.govemment.ru/media/files/gLitA0z6PBOnreUV4AOA0v1otm15jdo.pdf (accessed: 10.02.2020). (In Russian)

10. Osnovopolagayushchie printsipy Agile-manifesta [Fundamental Principles of the Agile Manifest]. Available at: http://agilemanifesto.org/iso/ru/principles.html (accessed 10.02.2020). (In Russian)

11. Pasport natsional'nogo proekta «Nauka» utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam, protokol ot 24 dekabrya 2018 g. no. 16. [Passport of the national project "Science" approved by the Presidential Council for Strategic Development and National Projects no. 16 of December 24, 2018]. Available at: http://government.ru/info/35565/ (accessed: 10.02.2020). (In Russian)

12. Pasport natsional'nogo proekta «Obrazovanie» utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam, protokol ot 24 dekabrya 2018 g. no. 16. [Passport of the national project "Education" approved by the Presidential Council for Strategic Development and National Projects no. 16 of December 24, 2018]. Available at: https: http://government.ru/projects/selection/741/35566/ (accessed: 10.02.2020). (In Russian)

13. Federal'nyi proekt «Novye vozmozhnosti dlya kazhdogo». Otkrytie laboratorii dis-tantsionnogo obucheniya [Federal project "New opportunities for everyone." Opening of a distance learning laboratory]. Available at: http://bgu.ru/news/newsdetail.aspx?id=6631 (accessed: 10.02.2020). (In Russian)

Project Management as a Method of Improving the Higher Education System (on the Example of the Irkutsk Region)

Marina V. Bolshedvorskaya

Regional Institute of Personnel Policy, Irkutsk

Anna V. Blinnikova

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. Introduction.The paper addresses the issue of development of the higher education system in the Irkutsk region, namely, the insufficient correlation between the content of educational practices and the objectives of socio-economic development of the region. The relevance and significance of the study lie in the substantiation of a method to deal with the issue through the adoption ofproject management by more actively involving regional universities in the implementation of Federal programs of national projects Education and Science.

Materials and methods. The paper presents a characteristic of the project management method, which is currently initiated at the Federal level by the government regulations and presidential decree; in the Irkutsk region - by the resolution of the Ministry of Education on the implementation of the national project Education, the Federal project Demography; and an initiative to introduce a "development concept of higher education of the Irkutsk region".

Research result. This section shows what project results have already been achieved and can be achieved in the future.

Conclusion. The potential of higher education in the Irkutsk region will allow solving the problems of training specialists for the region through the implementation of projects and partnerships with state and commercial entities. Expected effects and results include orientation toward the top 50 popular professions and specialties, improvement in the quality of graduate training, enhancement of the conditions for the functioning of the higher education system, reduction in the educational programs that are not demanded by the labor market of the Irkutsk region, expansion of the practice of targeted training, increase in the number offoreign students, and decrease in the migration of young people from the region.

Keywords: Higher education, university, national project, Federal program, project management.

Большедворская Марина Владимировна

кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой развития воспитательных систем

ORCID https://orcid.org/0000-0002-1596-1272

Региональный институт кадровой политики

664035, Россия, г. Иркутск, ул. Рабочего штаба, 19а

тел.: +7(3952)484921 e-mail: [email protected]

Блинникова Анна Валерьевна

кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной информатики и документоведения

ORCID https://orcid.org/0000-0001-8553-2679

Иркутский государственный университет

664003, Россия. г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1

тел. +7 (3952)426417 e-mail: [email protected]

Bolshedvorskaya Marina Vladimirovna

Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor, Head of the Department of Educational Systems Development

ORCID https://orcid.org/0000-0002-1596-1272

Regional Institute of Personnel Policy

19 a Rabochego Shtaba St, Irkutsk, Russia,664035

tel.: +7(3952)484921 e-mail: [email protected]

BlinnikovaAnna Valerievna

Candidate of Sciences (Philosophy), Associate Professor of the Department of Applied Informatics and Documentation

ORCID https://orcid.org/0000-0001-8553-2679

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Irkutsk State University

1 Karl Marx St, Irkutsk, Russia, 664003

tel.: +7(3952)426417 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.