Научная статья на тему 'Особенности содержания программ профессиональной подготовки будущих учителей технологии в Иркутской области'

Особенности содержания программ профессиональной подготовки будущих учителей технологии в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ "ТЕХНОЛОГИЯ" / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / TEACHER OF TECHNOLOGY / SUBJECT AREA "TECHNOLOGY" / PROFESSIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL STANDARDS / MAIN EDUCATIONAL PROGRAM / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогалева Е. В., Третьякова Л. Р.

Введение. В статье рассматриваются особенности содержания программ подготовки учителей технологии в Иркутской области с учетом требований документов российского законодательства и региональных проектов. Согласно новой концепции преподавания предметной области «Технология», технологическому образованию в школе отводится ведущая роль для вхождения обучающихся в мир технологий и приобретения базовых навыков работы с современным оборудованием, знакомством с миром профессий. Изменяется статус предметной области «Технология» в соответствии с ее ключевой ролью в обеспечении связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека. Преобразование подходов к реализации предметной области «Технология» ставит вопрос о готовности будущих учителей технологии реализовывать обновленное содержание подготовки школьников в регионе. Методология. В основу статьи положен структурно-системный анализ нормативных документов российского законодательства, эмпирические методы исследования, концептуальная составляющая предметной области «Технология» и компетентностный подход. Результаты. В статье рассмотрены особенности новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, выбраны типы задач профессиональной деятельности при подготовке будущих учителей технологии, обоснован выбор совмещения профилей подготовки. Ориентируясь на изменения содержания школьного образования по технологии, требования нового образовательного стандарта высшего образования и профессиональные стандарты педагогических работников, авторы рассмотрели ключевые аспекты основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями обучения «Технология» «Дополнительное образование» и предложили свой вариант содержания предметной части подготовки студентов. Заключение. Представлены инвариантная и вариативная части предметной подготовки будущих учителей технологии через модули и их содержание, отражающие как традиционные, так и новые дидактические единицы. Разработанное содержание основано на изменяющихся требованиях к технологической подготовке школьников, профессиональных и образовательных стандартах и учитывает запрос на опережающую подготовку будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогалева Е. В., Третьякова Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CONTENT OF THE TRAINING PROGRAMMES OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY IN IRKUTSK REGION

Introduction. The article discusses the features of the content of training programs for teachers of technology in the Irkutsk region, taking into account the requirements of the documents of the Russian legislation and regional projects. According to the new concept of teaching the subject area “Technology”, technological education in the school plays a leading role for the entry of students into the world of technology and the acquisition of basic skills with modern equipment, familiarity with the world of professions. The status of the subject area “Technology” is changing in accordance with its key role in ensuring the connection of fundamental knowledge with transforming human activity. The transformation of approaches to the implementation of the subject area “Technology” raises the question of the readiness of future teachers of technology to implement the updated content of training of students in the region. Materials and Methods. The article is based on the structural and system analysis of normative documents of the Russian legislation, empirical research methods, conceptual component of the subject area “Technology” and competence approach. Results. The article deals with the features of the new Federal state educational standards of higher education, the types of tasks of professional activity in the preparation of future teachers of technology, the choice of combining training profiles. Focusing on changes in the content of school education on technology, the requirements of the new educational standard of higher education and professional standards of teachers, the authors considered the key aspects of the basic educational program of bachelors in the direction of “Pedagogical education” with two profiles of training “Technology” “Additional education” and offered their own version of the content of the subject part of training students. Conclusions. Invariant and variable parts of subject training of future teachers of technology through modules and their contents reflecting both traditional, and new didactic units are presented. The developed content is based on the changing requirements for technological training of schoolchildren, professional and educational standards and takes into account the request for advanced training of future teachers.

Текст научной работы на тему «Особенности содержания программ профессиональной подготовки будущих учителей технологии в Иркутской области»

3. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obnazovaniya» [On approval of the state program of the Russian Federation "Development of Education"]. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (accessed 30.01.2019). (In Russian).

4. O federal'noj programme «Podgotovka i perepodgotovka rezerva upravlencheskih kadrov (2010-2021 gody)» [About the federal program "Training and retraining of the managerial personnel reserve (2010-2021)"]. Order of the Government of the Russian Federation of April 22, 2010 No. 636-p. Available at: https://base.garant.ru/198135/ (accessed 30.01.2019). (In Russian).

5. Gosudarstvennaya programma Kemerovskoj oblasti «Razvitie sistemy obrazovaniya Kuzbassa» na 2014-2025 gody [State program of the Kemerovo region "Development of the education system in Kuzbass" for 2014-2025]. Resolution of the Board of the Administration of the Kemerovo Region of September 4, 2013 No. 367. Available at: http://obrazovanie42.rf/ media/uploads/documents/gosprogramma.pdf (accessed 30.01.2019). (In Russian).

6. Polozhenie o formirovanii rezerva upravlencheskih kadrov Kemerovskoj oblasti i organizacii raboty s rezervom [Regulations on the formation of a reserve of managerial personnel of the Kemerovo region and the organization of work with the reserve]. Resolution of the Board of the Administration of the Kemerovo Region of November 26, 2013 No. 54. Available at: http://old. ako.ru/official/strukt/KADR_REZERV/default.asp?n=1&ns=25 (accessed 30.01.2019). (In Russian).

7. Programma (plan meropriyatij) «Razvitie i obnovlenie kadrovogo potenciala regional'noj sistemy obrazovaniya na 2019-2023 gody» [Program (plan of measures) "Development and updating of the personnel potential of the regional education system for 2019-2023"]. Order of the Department of Education and Science of the Kemerovo Region dated December 19, 2018 No. 2267. Available at: http://obrazovanie42.rf/documents/1037/(accessed 30.01.2019). (In Russian).

УДК/UDC 378.14(571.53) Е. В. Рогалева, Л. Р. Третьякова

E. Rogaleva, L. Tretyakova

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

FEATURES OF THE CONTENT OF THE TRAINING PROGRAMMES OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY IN IRKUTSK REGION

Введение. В статье рассматриваются особенности содержания программ подготовки учителей технологии в Иркутской области с учетом требований документов российского законодательства и региональных проектов. Согласно новой концепции преподавания предметной области «Технология», технологическому образованию в школе отводится ведущая роль для вхождения обучающихся в мир технологий и приобретения базовых навыков работы с современным оборудованием, знакомством с миром профессий. Изменяется статус предметной области «Технология» в соответствии с ее ключевой ролью в обеспечении связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека. Преобразование подходов к реализации предметной области «Технология» ставит вопрос о готовности будущих учителей технологии реализовывать обновленное содержание подготовки школьников в регионе.

Методология. В основу статьи положен структурно-системный анализ нормативных документов российского законодательства, эмпирические методы исследования, концептуальная составляющая предметной области «Технология» и компетентностный подход.

Результаты. В статье рассмотрены особенности новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, выбраны типы задач профессиональной деятельности при подготовке будущих учителей технологии, обоснован выбор совмещения профилей подготовки. Ориентируясь на изменения содержания школьного образования по технологии, требования нового образовательного стандарта высшего образования и профессиональные стандарты педагогических работников, авторы рассмотрели ключевые аспекты основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями обучения «Технология» — «Дополнительное образование» и предложили свой вариант содержания предметной части подготовки студентов.

Заключение. Представлены инвариантная и вариативная части предметной подготовки будущих учителей технологии через модули и их содержание, отражающие как традиционные, так

и новые дидактические единицы. Разработанное содержание основано на изменяющихся требованиях к технологической подготовке школьников, профессиональных и образовательных стандартах и учитывает запрос на опережающую подготовку будущих учителей.

Introduction. The article discusses the features of the content of training programs for teachers of technology in the Irkutsk region, taking into account the requirements of the documents of the Russian legislation and regional projects. According to the new concept of teaching the subject area "Technology", technological education in the school plays a leading role for the entry of students into the world of technology and the acquisition of basic skills with modern equipment, familiarity with the world of professions. The status of the subject area "Technology" is changing in accordance with its key role in ensuring the connection of fundamental knowledge with transforming human activity. The transformation of approaches to the implementation of the subject area "Technology" raises the question of the readiness of future teachers of technology to implement the updated content of training of students in the region.

Materials and Methods. The article is based on the structural and system analysis of normative documents of the Russian legislation, empirical research methods, conceptual component of the subject area "Technology" and competence approach.

Results. The article deals with the features of the new Federal state educational standards of higher education, the types of tasks of professional activity in the preparation of future teachers of technology, the choice of combining training profiles. Focusing on changes in the content of school education on technology, the requirements of the new educational standard of higher education and professional standards of teachers, the authors considered the key aspects of the basic educational program of bachelors in the direction of "Pedagogical education" with two profiles of training "Technology" — "Additional education" and offered their own version of the content of the subject part of training students.

Conclusions. Invariant and variable parts of subject training of future teachers of technology through modules and their contents reflecting both traditional, and new didactic units are presented. The developed content is based on the changing requirements for technological training of schoolchildren, professional and educational standards and takes into account the request for advanced training of future teachers.

Ключевые слова: учитель технологии, предметная область «Технология», профессиональные стандарты, образовательные стандарты, основная образовательная программа, компетенции.

Keywords: teacher of technology, subject area "Technology", professional standards, educational standards, the main educational program, competence.

Введение

В Указе Президента РФ от 07.05.2018 даны рекомендации для правительства РФ, а именно: «При разработке национального проекта в сфере образования отразить обеспечение на уровне основного общего и среднего образования обновление и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» [4].

Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности [1 ].

С учетом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 г. и названного указа Министерством просвещения Российской Федерации была разработана и утверждена Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы. В этой концепции, в частности, отмечена необходимость опережающей подготовки педагогических работников и их дополнительного профессионального образования с целью совершенствования содержания и методов технологического образования школьников.

Цель статьи — обосновать выбор и предложить содержание подготовки учителей технологии в вузе с учетом требований документов российского законодательства и региональных проектов.

Методология

Для достижения цели был применен структурно-системный анализ нормативных документов российского законодательства, связанных с организацией образовательного процесса. В основу статьи положены эмпирические методы исследования, концептуальная составляющая предметной области «Технология» и компетентностный подход.

Результаты

Единственной образовательной организацией на рынке образовательных услуг в Иркутской области, осуществляющей подготовку учителей технологии, является Педагогический институт Иркутского государственного университета, более пятидесяти лет выпускающий специалистов этого профиля.

В 2019 г. прием на обучение по программам бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» будет осуществляться по новым федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО). При разработке новых основных образовательных программ (ООП), направленных на подготовку будущих учителей технологии, необходимо учесть меняющиеся требования к содержанию и методам преподавания предметной области «Технология» в школе.

Ключевой особенностью принятых ФГОС ВО, в отличие от предыдущих, является соотнесение их содержания с профессиональными стандартами, соответствующими профессиональной деятельности выпускников, а именно: «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»; «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [2].

Еще одной существенной особенностью новых стандартов является практически двукратное увеличение зачетных единиц на практики (учебную и производственную) обучающихся по программам бакалавриата. Увеличен объем времени и на обязательную часть учебного плана. Среди прочих отличий можно отметить отсутствие деления программы на прикладной и академический бакалавриат. При этом у образовательной организации сохранилось право выбрать не менее одного типа образовательных задач (педагогический, проектный, методический, организационно-управленческий, культурно-просветительский, сопровождения). Один из перечисленных типов образовательных задач должен являться основным. Требования к результатам освоения программы выпускниками бакалавриата представлены в стандарте в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции формируются на основе профессиональных стандартов с опорой на обобщенные трудовые функции. При этом профессиональные компетенции могут быть установлены в качестве обязательных и (или) рекомендуемых [2].

С целью отбора оптимального содержания ООП рассмотрим вектор развития технологического образования в общеобразовательных организациях, направление которого определено в Концепции преподавания предметной области «Технология». В ней обозначено, что содержание должно адекватно отражать смену жизненных реалий и формировать пространство для профессиональной ориентации и самоопределения личности. Например, следует ввести в учебный предмет «Технология» такие разделы (модули), как «Черчение» (включая компьютерное), «Промышленный дизайн», «30-моделирование», «Прототипирование», «Цифровое производство», «Аддитивные технологии», «Нанотехнологии», «Агро- и биотехнологии», «Робототехника», «Технологии умного дома и интерьера вещей» [1 ].

При этом концепция не исключает изучения традиционных для данного учебного предмета разделов, таких как «Кулинария», «Технология обработки...» различных материалов (древесины, металла, тканей и др.).

Примерная основная образовательная программа основного общего образования по технологии не предусматривает деления на подгруппы по гендерному признаку в обязательном порядке. Данный вопрос при разработке основной образовательной программы каждая школа решает

самостоятельно, учитывая интересы обучающихся, материально-техническую базу и кадровые возможности [3].

С учетом планов Министерства просвещения РФ и Российской академии образования РФ содержание предметной области «Технология» будет представлено инвариантной (обязательной] и вариативной частями на всех уровнях общего образования, а именно:

— на уровне начального общего образования:

• инвариантные модули: Мир технологий и профессий, Технологии работы с бумагой и картоном, Технологии работы с пластичными материалами, Технологии работы с природными материалами, Технологии работы с текстильными материалами;

• модули по выбору: Технологии работы с конструктором, Робототехника, Информационно-коммуникационные технологии;

— на уровне основного общего образования:

• обязательные модули: Производство и технологии, Технологии обработки материалов, пищевых продуктов;

• вариативные модули: Робототехника, Автоматизированные системы, 3D-моделирование, Прототипирование, Макетирование, Компьютерная графика и черчение, Растениеводство, Животноводство;

— на уровне среднего общего образования будет представлена как общеобразовательная технологическая и профильная технологическая подготовки обучающихся в 10-11-х классах с возможностью получения профессии.

В Иркутской области принят к реализации региональный проект «Современная школа», который предполагает, что в 42 муниципальных образованиях школьникам будет обеспечена возможность изучать предмет «Технология» на базе организаций, имеющих оснащенные места, в том числе на базе технопарков «Кванториум». В рамках проекта обновят содержание и методы обучения предметной дисциплины «Технология», а региональный проект «Успех каждого ребенка» нацелен на доступность дополнительного образования. У каждого школьника должна быть возможность профессионального самоопределения.

В ближайшее время в Иркутской области будет создано шесть детских технопарков «Кванториум» и 20 мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности и малых городах. Таким образом будет обеспечена доступность дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей.

Изменение подходов к обучению предметной области «Технология» ставит вопрос о готовности учителей технологии реализовывать обновленное содержание подготовки обучающихся в регионе.

Исходя из вышесказанного, а также учитывая возможности приобретения выпускниками вуза компетенций, обеспечивающих их востребованность в сфере основного общего, среднего общего и дополнительного образования, Педагогический институт Иркутского государственного университета (ИГУ] считает целесообразным осуществлять подготовку будущих учителей технологии по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки», дополнив профиль «Технология» профилем «Дополнительное образование». При этом дополнительное образование в данном случае подразумевает художественно-эстетическую и научно-техническую направленности.

Рассмотрим ключевые аспекты основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Технология — Дополнительное образование». Разрабатывая программу, мы ориентируемся на изменения по технологии на уровне основного общего образования, требования нового ФГОС ВО и профессиональные стандарты, указанные выше.

Выбираем педагогический тип задач профессиональной деятельности как основной, проектный тип задач — как дополнительный. К педагогическим типам задач в этом случае относятся:

• профессиональная деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

• совместная учебная и воспитательная деятельность обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;

• учебная деятельность на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.

К проектным задачам относятся:

• проектирование содержания образовательных программ и их элементов с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые учебные предметы;

• проектирование собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

В результате освоения программы у выпускников бакалавриата должны быть сформированы

универсальные и общепрофессиональные компетенции, отраженные в образовательном стандарте, а также профессиональные компетенции, которые образовательная организация проектирует исходя из задач профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что требования к результатам освоения программы по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», выраженные в компетенциях, согласно ФГОС ВО, отражают лишь общекультурную, коммуникативную, психолого-педагогическую подготовку выпускника, а содержание подготовки, связанной с формированием специальных знаний, необходимых для реализации предметных областей, согласно федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования, среднего общего образования и программам дополнительного образования детей, является ответственностью образовательной организации, реализующей подготовку бакалавров по направлениям «Педагогическое образование» и «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)».

В этой связи представляется актуальным рассмотреть содержание подготовки учителя технологии, который может осуществлять образовательную деятельность и в качестве педагога дополнительного образования, в части его предметной подготовки с учетом как профессиональных компетенций, определенных образовательной организацией, так и компетенций, представленных в стандарте. Это содержание можно представить учебными дисциплинами (модулями), в ходе освоения которых и будут формироваться требуемые знания, умения для выполнения трудовых действий, выраженные в компетенциях.

Обязательная часть учебного плана основной образовательной программы подготовки по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «Технология — Дополнительное образование», должна включать модули: Социально-гуманитарный, Коммуникативный, Здоровья и безопасности жизнедеятельности, Психолого-педагогический, Методический, Общетехнический и Дополнительное образование. Часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная), будет состоять из модулей: Цифровые технологии, Основы предметных знаний по профилю программы, — и модулей по выбору: Дизайн и изготовление костюма или Индустриальные технологии и промышленное производство.

Далее остановимся на содержании предметной подготовки будущих учителей технологии. Она будет реализовывать через «Общетехнический» модуль, который включает в себя, в частности, следующие дидактические единицы: Физические основы техники, Прикладную механику, Техническое черчение, Машиноведение, Технологии конструкционных материалов, Организацию и технологии современного производства. Модуль «Дополнительное образование» представлен через организацию дополнительного образования, проектирование дополнительных образовательных программ, социальное партнерство в дополнительном образовании, а также сопровождение профессионального самоопределения. Модуль «Цифровые технологии» включает: Робототехнику, ЗО-моделирование, Прототипирование, Макетирование, Автоматику и электронику. Модуль «Основы предметных знаний» по профилю программы представлен через Технологию приготовления пищи, Техническое и декоративно-прикладное творчество, Растениеводство и животноводство, Основы дизайна и др.

Предметная подготовка осуществляется и через вариативную часть учебного плана, где обучающиеся имеют возможность выбрать модули для изучения.

Особая роль в содержании подготовки кадров для школы и системы дополнительного образования в основной образовательной программе отводится педагогической и технологической практикам, которые направлены на закрепление и углубление теоретической подготовки, приобретение практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности в организациях основного общего, среднего общего и дополнительного образования.

Заключение

Предложенный выше подход к разработке содержания подготовки по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «Технология — Допол-

нительное образование», основан на изменяющихся требованиях к технологической подготовке школьников, профессиональных стандартах педагогических работников и образовательном стандарте высшего образования с учетом запроса на опережающую подготовку будущих учителей. Это дает возможность выпускникам образовательной программы быть востребованными как в общеобразовательных, так и организациях дополнительного образования.

Литература

1. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/ (дата обращения: 07.02.2019].

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки] [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 № 125. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%20 3++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 07.02.2019].

3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15; ред. от 07.02.2019] [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/. (дата обращения: 07.02.2019].

4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1195467/ (дата обращения: 07.02.2019].

References

1. Koncepciya prepodavaniya predmetnoj oblasti «Tekhnologiya» v obrazovatel'nyh organizaciyah Rossijskoj Federacii, realizuyushchih osnovnye obshcheobrazovatel'nye programmy [The concept of teaching the subject area 'Technology" in educational institutions of the Russian Federation, implementing the basic educational programs]. Available at: https://docs. edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa/. (accessed 07.02.2019]. (In Russian].

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki] [On approval of the Federal State Educational Standard of higher education-bachelor's degree in the direction of 44.03.05 Teacher education (with two profiles of training]]. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 22.02.2018 no. 125. Available at: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf. (accessed 07.02.2019]. (In Russian].

3. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya (odobrena resheniem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob'edineniya po obshchemu obrazovaniyu, protokol ot 08.04.2015 № 1/15; red. ot 07.02.2019] [Approximate basic educational program of basic general education (approved by the decision of the federal educational and methodical association for general education, protocol dated 08.04.2015 no. 1/15; edition dated 07.02.2019]]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/. (accessed 07.02.2019]. (In Russian].

4. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [On national goals and strategic objectives of the Russian Federation for the period up to 2024]. Available at: http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1195467/. (accessed 07.02.2019]. (In Russian].

УДК/UDC 378.147 И. В. Семенова

I. Semenova

ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНЖЕНЕРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

THE INTEGRATION OF THE LICENSED TECHNOLOGY

IN ENVIRONMENTAL ENGINEERING DISCIPLINE AS A METHOD OF INCREASING THE COMPETENCE OF GRADuATES HIGHER EDuCATIONAL

Введение. В статье представлены базовые положения инновационной методики по внедрению в образовательный процесс передовых лицензионных технологий. Основные условия внедрения — продолжительный срок эксплуатации на промышленных предприятиях России, обеспеченность студентов современной учебной и методической литературой по новым технологиям, личная мотивация и профессиональная квалификация преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.