Научная статья на тему 'ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В 2019-2020 ГГ.: ПОИСК НОВЫХ МОДЕЛЕЙ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В 2019-2020 ГГ.: ПОИСК НОВЫХ МОДЕЛЕЙ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАУЧНО-КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УНИВЕРСИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Антон Александрович, Марченко Алина Максимовна

В работе анализируется действующее законодательство Российской Федерации в сфере науки и технологий за 2019-2020 гг. Авторами рассматриваются такие вопросы, как создание научно-образовательных центров мирового уровня, развитие научного кадрового потенциала. В работе отмечается приверженность официального курса на развитие университетской науки по американской модели. Данная официальная установка нашла выражение в новом национальном проекте «Наука и университеты», которым предполагается проведение конкурса среди университетов для формирования пула национальных исследовательских и национальных опорных университетов. Именно эти университеты получат дополнительную финансовую поддержку своих программ академического стратегического лидерства. Одним из важных условий победы в данном конкурсе определяется создание консорциумов образовательных организаций высшего образования, научных организаций и предприятий реального сектора экономики. По своей сути задача консорциумов - находить формы внедрения полученных научных результатов в производство товаров, работ и услуг. В этом смысле консорциумы схожи с кластерами по американскому типу сотрудничества вузов ибизнеса. Особое внимание в статье уделяется государственной поддержке в виде предоставления грантов в форме субсидирования из средств федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF LEGISLATION IN THE FIELD OF SCIENCE AND TECHNOLOGY IN 2019-2020

The paper analyzes the current legislation of the Russian Federation in the field of science and technology for 2019-2020. The authors consider such issues as the creation of world-class scientific and educational centers, the development of scientific personnel potential. The paper notes the commitment of the official course towards the development of university science according to the American model. This official directive has found expression in a new national project “Science and Universities”, which is supposed to hold acompetition among universities to form a pool of national research and national flagship universities.These universities will receive additional financial support for their academic strategic leadership programs. One of the important conditions for winning this competition is the creation of consortia of educational institutions of higher education, scientific organizations and enterprises of the real sector of the economy. In essence, the task of consortia is to find forms of introducing the obtained scientific results into the production of goods, works and services. In this sense, consortia are similar to clusters for the American type of cooperation between universities and business. Particular attention in the article is paid to state supportin the form of grants in the form of subsidies from the federal budget.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В 2019-2020 ГГ.: ПОИСК НОВЫХ МОДЕЛЕЙ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

МОНИТОРИНГ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ НАУКИ

ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ В 2019-2020 гг.: ПОИСК НОВЫХ МОДЕЛЕЙ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭО!: 10.19181/smtp.2021.3.1.4

Васильев Антон Александрович1, Марченко Алина Максимовна1

1 Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

АННОТАЦИЯ

В работе анализируется действующее законодательство Российской Федерации в сфере науки и технологий за 2019-2020 гг. Авторами рассматриваются такие вопросы, как создание научно-образовательных центров мирового уровня, развитие научного кадрового потенциала. В работе отмечается приверженность официального курса на развитие университетской науки по американской модели. Данная официальная установка нашла выражение в новом национальном проекте «Наука и университеты», которым предполагается проведение конкурса среди университетов для формирования пула национальных исследовательских и национальных опорных университетов. Именно эти университеты получат дополнительную финансовую поддержку своих программ академического стратегического лидерства. Одним из важных условий победы в данном конкурсе определяется создание консорциумов образовательных организаций высшего образования, научных организаций и предприятий реального сектора экономики. По своей сути задача консорциумов - находить формы внедрения полученных научных результатов в производство товаров, работ и услуг. В этом смысле консорциумы схожи с кластерами по американскому типу сотрудничества вузов и бизнеса. Особое внимание в статье уделяется государственной поддержке в виде предоставления грантов в форме субсидирования из средств федерального бюджета.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

наука, научно-технологическое развитие, научно-кадровый потенциал, научная деятельность, законодательство, университеты

БЛАГОДАРНОСТИ:

Исследование выполнено при поддержке гранта Президента Российской Федерации для молодых докторов наук «Научное право: российское и международное измерение», № МД-233.2021.2.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Васильев А. А., Марченко А. М. Обзор законодательства в сфере науки и технологий в 2019-2020 гг.: поиск новых моделей правового регулирования // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 1. С. 68-79.

йО!: 10.19181/Бт^р.2021.3.1.4

Наука в современной России поставлена в число приоритетов на уровне государственной научно-технической политики. В связи с целью, обозначенной Президентом Российской Федерации, согласно которой Российская Федерация должна быть в числе 5 стран мира, которые реализуют научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития [1], а также в целях привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих учёных и молодых перспективных исследователей, в России реализуется национальный проект «Наука». В официальных документах Минобрнауки РФ продолжает реализацию концепции университетов как центров научно-технологического развития по англосаксонской модели, а также ставит задачу по более глубокой интеграции науки и образования с выходом на создание инновационных продуктов. Задачу такой интеграции вкупе с инновационным эффектом, по мысли правительства, должны решать консорциумы, которые объединят научные организации, организации высшего образования и бизнес-структуры.

В рамках данного национального проекта существует федеральный проект «Развитие научной и научно-производственной кооперации» [2], где одной из важнейших задач является создание 15 научно-образовательных центров мирового уровня (далее - НОЦ). При этом создание рассматриваемых центров, согласно паспорту проекта, должно осуществляться путём объединения университетов с научными организациями и организациями, осуществляющими деятельность в соответствующем секторе экономики. На сегодняшний день в России действует 5 таких НОЦ, которые реализуют свою деятельность в конкретной сфере.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики», НОЦ имеют законодательно установленную возможность на получение государственной поддержки в виде предоставления грантов в форме субсидирования из средств федерального бюджета. Однако до сентября 2020 года оставался не урегулированным вопрос о том, какие критерии существуют для участия в конкурсном отборе для получения указанной государственной поддержки, что затрудняло реализацию данного права.

Министерство науки и высшего образования России в целях конкретизации и устранения неопределённости в рассматриваемом вопросе 23 сентября 2020 года утвердило данные критерии, в число которых вошли:

1. критерии, характеризующие кадровый и инфраструктурный научно-исследовательский, экономический (инновационный) потенциал НОЦ;

2. критерии, характеризующие вовлечённость субъекта Российской Федерации в реализацию программы деятельности НОЦ;

3. критерии, характеризующие научно-технологический потенциал субъекта Российской Федерации в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р [3].

При рассмотрении критериев, указанных в приказе Министерства науки и высшего образования от 23.09.2020 № 1227 «Об утверждении критериев отбора программ деятельности научно-образовательных центров мирового уровня», остаются некоторые вопросы, которые, по нашему мнению, должны быть детализированы. Так, например, не конкретизированным является положение о том, какая именно доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей должна присутствовать в качестве кадрового потенциала или какая доля работников организаций, участвующих в создании НОЦ, должна пройти обучение по дополнительным профессиональным программам в соответствии с направлениями деятельности центра.

Ввиду необходимости развития научного кадрового потенциала России, который осуществлял бы научные исследования, способствующие благоприятному развитию научной и образовательной среды, ещё в 2010 году Правительством России было принято Постановление от 09.04.2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих учёных в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения и государственные научные центры Российской Федерации». Согласно данному Постановлению, на конкурсной основе для развития науки и инноваций в высшей школе, государственных академиях наук, государственных научных центрах Российской Федерации и повышения качества высшего образования выделяются гранты [4]. Ввиду принятия рассматриваемого Постановления в России с 9 апреля 2010 года реализуется программа «мегагрантов», которая направлена на международное сотрудничество российских вузов и научных организаций с учёными мирового уровня и ведущими зарубежными научно-образовательными центрами в сферах науки, образования и инноваций, целью которой является создание под руководством учёных мирового уровня, в том числе российских учёных, проживающих за рубежом, в российских образовательных и научных организациях лабораторий, проводящих исследования на передовых рубежах развития науки и технологий. При этом научные исследования, на которые выделяется грантовая поддержка, должны быть проведены в течение трёх лет с момента получения гранта, однако данный срок может быть продлён ещё на два года. При этом необходимо отметить, что до 2020 года оставался не урегулированным вопрос о том, какие документы, кроме заявки для участия в конкурсе на получение данного гранта, должны быть представлены участниками, так как правила предоставления рассматриваемого гранта содержали в себе формулировку «и иные документы» без конкретизации, что вызывало затруднения при подготовке к конкурсу. Учитывая сложившуюся неопределённость в вопросе предоставления конкурсной документации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2020 № 59 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства

Российской Федерации» были внесены изменения, конкретизирующие перечень документов, которые совместно с заявкой на участие в конкурсе должны быть представлены претендентами на получение гранта, а именно: сопроводительное письмо за подписью руководителя (лица, исполняющего обязанности руководителя) образовательной организации или научной организации, документы, подтверждающие полномочия лица, действующего от имени образовательной организации или научной организации, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и другие [4].

Также необходимо отметить, что важная роль в развитии кадрового научного потенциала России отводится и национальному проекту «Наука и университеты», о необходимости подготовки которого сообщило Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Данный проект позволит достичь к 2030 году одну из национальных целей - возможность для самореализации и развития талантов - и будет включать в себя четыре федеральных проекта, а именно: «Интеграция», «Исследовательское лидерство», «Инфраструктура», «Кадры». Особый интерес в рассматриваемом национальном проекте представляет федеральный проект «Исследовательское лидерство», который в качестве главного своего показателя, на реализацию которого он направлен, выделяет повышение привлекательности карьеры учёного для выпускников вуза, а к одной из важнейших задач, решение которой позволит достичь указанного показателя, относит увеличение доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей. По нашему мнению, реализация данного проекта, безусловно, является положительным аспектом государственной политики в области подготовки квалифицированных научных работников.

Одним из важнейших актов, направленных на развитие научного и интеллектуального потенциала Российской Федерации, в настоящее время является распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)» (далее - Программа), целью которой выступает получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, природы, необходимых для устойчивого научно-технологического, социально-экономического и культурного развития страны, укрепления её национальной безопасности и обеспечения научного лидерства в определении мировой научной повестки на долгосрочный период [5].

Структура Программы включает в себя шесть подпрограмм, каждая из которых предусматривает свои направления деятельности, а также задачи, которые должны быть реализованы. Кроме того, рассматриваемое распоряжение Правительства Российской Федерации закрепляет в себе такие направления реализации Программы, к числу которых относится, например, проведение аналитических и прогнозных исследований, направленных на выявление больших вызовов и совершенствование системы стратегического планирования, обеспечение конкурентоспособности и научного лидерства Российской Федерации, создание условий для опережающего развития страны за счёт получения прорывных результатов фундаментальных и поисковых

научных исследований, в том числе путём формирования необходимого ресурсного обеспечения, популяризации науки, научных знаний, достижений науки и техники [6] и другое.

Особой интерес при рассмотрении направлений реализации Программы вызывает такое направление, как создание проектов класса «мегасайенс», т. е. создание проектов, содержание которых позволило бы выйти за рамки уже существующих знаний в области фундаментальных наук. При этом проекты класса «мегасайенс» не являются новыми для мирового научного развития, а предметом широкого обсуждения они стали начиная с 1960-х гг., когда на международном уровне был поднят вопрос о необходимости реализации прорывных научных исследований, важных для будущего всего человечества [7, с. 40].

Так, подпрограмма 3 «Фундаментальные и поисковые научные исследования, проводимые на крупных научных установках и объектах класса "мегасайенс"» «Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)» в качестве своей цели предусматривает развитие системы эффективной международной кооперации в сфере науки, технологий и инноваций, обеспечение эффективного и взаимовыгодного международного научно-технологического сотрудничества с целью повышения роли российской науки в мире и привлечения иностранных партнёров к участию в проведении научных исследований в Российской Федерации, что, по нашему мнению, способствует развитию междисциплинарных исследований, а также получению научных исследований мирового уровня. Кроме того, Программа предусматривает план фундаментальных и поисковых научных исследований на 2021-2030 годы, в котором определяются конкретные области научных знаний и направлений науки с указанием перечня приоритетных направлений, в рамках которых должны производиться исследования, а также основные научные задачи и ожидаемые прорывные результаты на период действия Программы.

Актуальным и важным в настоящее время, ввиду реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [8], федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», существующего в рамках национального проекта «Образование» [9], является разработанный Министерством науки и высшего образования РФ в 2020 году проект Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки российских образовательных организаций высшего образования в целях научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и регионального развития» [10], целью которого является реализация комплекса мер государственной поддержки программ развития российских образовательных организаций высшего образования.

Согласно проекту рассматриваемого Постановления, реализация программы государственной поддержки будет осуществляться в рамках Программы стратегического академического лидерства начиная с 2021 года. Задача дан-

ной программы будет состоять в том, чтобы обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социальном и экономическом развитии регионов, а также в увеличении научно-образовательного потенциала научных организаций и университетов.

При этом, в соответствии с проектом Постановления Правительства России, образовательным организациям высшего образования на конкурсной основе из федерального бюджета будут выделяться гранты в форме субсидий, на которые они могут реализовать свои программы развития вузов в таких сферах, как сетевое межинституциональное взаимодействие с другими вузами, интеграция университетской и академической науки, развитие научного, образовательного и инновационного потенциала вуза, повышение конкурентоспособности системы высшего образования и регионального развития и иные. Очевидно, что ключевым критерием для отбора университетов будет создание консорциумов образовательных организаций, научных организаций и предприятий реального сектора экономики. Консорциумы ещё один из способов за последние 25 лет интеграции науки и образования, коммерциализации научных разработок (совместные лаборатории, кафедры, базовые кафедры, НОЦы, МИПы и т. п.). Консорциумы во многом напоминают американский аналог слияния университетов и промышленных предприятий в некую ассоциацию для финансирования исследований и решения проблем управления интеллектуальной собственностью1.

Также в Постановлении Правительства России закреплены требования, которым должен соответствовать вуз для участия в конкурсе для получения государственной поддержки. К числу таких требований относится удовлетворение одной из пяти групп критериев.

Например, первая группа критериев включает в себя необходимость для вуза с 2018 года не менее одного раза войти в первые 500 позиций не менее чем одного институционального рейтинга ARWU, QS, THE и (или) в первые 100 позиций не менее одного предметного (отраслевого) рейтинга ARWU, QS, THE. Вторая группа критериев предусматривает, что в году, который предшествует году проведения конкурса на получение государственной поддержки, совокупный объём финансового обеспечения вуза из всех источников должен составлять не менее 1,0 млрд рублей, а удельный вес финансового обеспечения от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в общих доходах должен быть не менее 5%. Кроме того, ко второй категории относится и обязательное требование, что по состоянию на 1 октября года, предшествующего году проведения конкурса, численность студентов очной формы обучения в вузе должна составлять не менее 4000 человек и др. При этом если первая, вторая и третья категории содержат в себе исключительно самостоятельные требования по реализации именно этих критериев, то в четвёртой и пятой категориях содержатся обязательные положения, о выполнении критериев первых трёх групп.

Рассматриваемый проект Постановления Правительства Российской Федерации, как и Программа стратегического и академического лидерства,

1 Организация инновационной деятельности в университетах США. Сборник информационно-аналитических материалов. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2011. С. 35.

в результате анализа, по нашему мнению, является положительной тенденцией развития науки и образования России, потому что у вузов появляется возможность в результате конкурсного отбора на получение субсидирования в виде гранта, что позволит, исходя из цели данного Постановления Правительства России, развивать образовательную и научную деятельность. Также в связи с тем, что соблюдение определённой группы критериев является обязательным требованием для участия в конкурсе, и, соответственно, необходима детальная подготовка вузов, это, по нашему мнению, способствует детальной проработке всех направлений работы организации, осуществляющей образовательную деятельность, что в последующем повысит уровень и качество подготовки обучающихся.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день важным вопросом для научного сообщества Российской Федерации является объединение двух значимых учреждений науки, осуществляющих финансовую поддержку научной и научно-технической деятельности, а именно: Российского фонда фундаментальных исследований (далее — РФФИ) и Российского научного фонда (далее — РНФ). Каждый из фондов в качестве своей цели ставит финансовую, грантовую и организационную поддержку юридических и физических лиц в области научных исследований, а РНФ дополнительно ещё и подготовку научных кадров, развитие научных коллективов, которые занимают лидирующие позиции в определённой области науки. По мнению научного сообщества, данное объединение фондов и создание одного крупного имеет спорный характер в связи с тем, что РФФИ зарекомендовал себя как фонд, который играет важную роль для развития научной деятельности в субъектах Российской Федерации, так как финансирование науки через региональные бюджеты не является достаточным, а грантовая поддержка, осуществляемая именно РФФИ, способствует развитию науки в различных её отраслях. Кроме того, деятельность двух самостоятельных фондов позволяет осуществлять конкуренцию различных научных идей, что в целом способствует развитию научной мысли. Учитывая стремительное развитие научной деятельности, существующее в настоящее время, вопрос объединения рассматриваемых фондов является очень важным и дискуссионным, так как грантовая поддержка имеет большое значение в развитии научно-технического потенциала России.

Значительная трансформация научного знания, стремительное и динамичное развитие различных областей науки, необходимость фундаментальных научных исследований в Российской Федерации, а также государственная политика, направленная на развитие науки, способствовали тому, что 2021 год, согласно Указу Президента Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 812 [11], был объявлен годом науки и технологий. Согласно Указу, Правительство Российской Федерации разработает план основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года науки и технологий, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого Года науки и технологий.

Несмотря на то, что наука и технологии находятся в центре внимания высших органов государственной власти Российской Федерации, по-преж-

нему не решён целый ряд задач: статус и роль РАН, принятие обновлённого закона по науке и инновациям, повышение объёма финансирования науки и технологий из бюджета до уровня стран-лидеров, укрепление и повышение престижа профессии учёного, популяризация науки, снятие барьеров и ограничений в сфере международного научно-технического сотрудничества, критерии оценки труда учёного и субъектов научного права.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. 14 мая. № 20. Ст. 2817.

2. Паспорт национального проекта «Наука» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. URL: http:// pravo.gov.ru (дата обращения: 15.11.2020).

3. Приказ Минобрнауки России от 23.09.2020 № 1227 «Об утверждении критериев отбора программ деятельности научно-образовательных центров мирового уровня» // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. URL: http://pravo.gov. ru (дата обращения: 17.11.2020).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 220 «О мерах по привлечению ведущих учёных в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения и государственные научные центры Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. 19 апреля. № 16. Ст. 1907.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2020 № 59 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ» // Собрание законодательства РФ. 2020. 03 февраля. № 5. Ст. 543.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)» // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 15.12.2020).

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)» // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 15.01.2021 г.).

8. Болтинова, О. В. Правовое регулирование мегасайенс-проектов в России / О. В. Болтинова, Л. Л. Арзуманова // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 7. С. 39-42.

9. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2020. 27 июля. № 30. Ст. 4884.

10. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки российских образовательных организаций высшего образования в целях научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и содействия региональному развитию» // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов : [сайт]. URL: https://regulation.gov.ru (дата обращения 31.10.2020).

11. Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2020 № 812 «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий: указ Президента РФ » // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 28.01.2021).

Статья поступила в редакцию 09.02.2021. Принята к публикации 26.02.2021.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Васильев Антон Александрович anton_vasiliev@mail.ru

Доктор юридических наук, доцент, директор Юридического института, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Алтайского государственного университета, Барнаул, Россия

Марченко Алина Максимовна a.marchenko1994@mail.ru

Аспирантка, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

REVIEW OF LEGISLATION IN THE FIELD OF SCIENCE AND TECHNOLOGY IN 2019-2020

DOI: 10.19181/smtp.2021.3.1.4

Anton A. Vasiliev1, Alina M. Marchenko1

1Altai State University, Barnaul, Russian Federation

Abstract. The paper analyzes the current legislation of the Russian Federation in the field of science and technology for 2019-2020. The authors consider such issues as the creation of world-class scientific and educational centers, the development of scientific personnel potential. The paper notes the commitment of the official course towards the development of university science according to the American model. This official directive has found expression in a new national project "Science and Universities", which is supposed to hold a competition among universities to form a pool of national research and national flagship universities. These universities will receive additional financial support for their academic strategic leadership programs. One of the important conditions for winning this competition is the creation of consortia of educational institutions of higher education, scientific organizations and enterprises of the real sector of the economy. In essence, the task of consortia is to find forms of introducing the obtained scientific results into the production of goods, works and services. In this sense, consortia are similar to clusters for the American type of cooperation between universities and business. Particular attention in the article is paid to state support in the form of grants in the form of subsidies from the federal budget.

Keywords: science, scientific and technological development, scientific and personnel potential, scientific activity, legislation, universities

Acknowledgements: The research was carried out with the support of the grant of the President of the Russian Federation for young doctors of science "Scientific law: Russian and international dimension" № Mfl-233.2021.2.

For citation: Vasiliev, A. A. and Marchenko, A. M. (2021). Review of legislation in the field of science and technology in 2019-2020. Science Management: Theory and Practice. Vol. 3, no. 1. Pp. 68-79.

DOI: 10.19181/smtp.2021.3.1.4

REFERENCES

1. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 07.05.2018 № 204 (red. ot 21.07.2020) «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda» [Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of 07.05.2018 (ed. of 21.07.2020) "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024"]. (2018). Collection of Legislation of the Russian Federation. No. 20. May 14. Art. 2817.

2. Pasport natsional'nogo proekta «Nauka» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16) [Passport of the national project "Science" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 16 of 24.12.2018)]. Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru (accessed 15.11.2020).

3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 23.09.2020 № 1227 «Ob utverzhdenii kriteriev otbora programm deyatel'nosti nauchno-obrazovatel'nykh tsentrov mirovogo urovnya» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1227 of 23.09.2020 "On approval of criteria for selecting programs for the activities of world-class scientific and educational centers"]. Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo. gov.ru (accessed 17.11.2020).

4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 09.04.2010 № 220 «O merakh po privlecheniyu vedushchikh uchenykh v rossiiskie obrazovatel'nye organizatsii vysshego obrazovaniya, nauchnye uchrezhdeniya i gosudarstvennye nauchnye tsentry Rossiiskoi Federatsii» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 09.04.2010 No. 220 "On measures to attract leading scientists to Russian Educational organizations of Higher Education, scientific institutions and State scientific centers of the Russian Federation"]. (2010). Collection of Legislation of the Russian Federation. No. 16. April 19. Art. 1907.

5. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 28.01.2020 № 59 «O vnesenii izmenenii v nekotorye akty Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii: postanovlenie Pravitel'stva RF» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 28.01.2020 No. 59 "On Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation"]. (2020). Collection of Legislation of the Russian Federation. No. 5. 03 February. Art. 543.

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 31 dekabrya 2020 goda № 3684-r «Ob utverzhdenii Programmy fundament al'nykh nauchnykh issledovanii v Rossiiskoi Federatsii na dolgosrochnyi period (2021-2030 gody)» [Decree of the Government

of the Russian Federation No. 3684-r of December 31, 2020 "On Approval of the Program of Fundamental Scientific Research in the Russian Federation for the long-term period (2021-2030)"]. Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru (accessed 15.12.2020).

7. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 31 dekabrya 2020 goda № 3684-r «Ob utverzhdenii Programmy fundamental'nykh nauchnykh issledovanii v Rossiiskoi Federatsii na dolgosrochnyi period (2021-2030 gody)» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 3684-r of December 31, 2020 "On Approval of the Program of Fundamental Scientific Research in the Russian Federation for the long-term period (20212030)"]. Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru (accessed 15.01.2021).

8. Boltinava, O. V. and Arzumanova, L. L. (2019). Legal regulation of magicians projects in Russia. Actual problems of Russian law. No. 7. Pp. 39-42. (In Russ.).

9. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 21.07.2020 № 474 «O natsional'nykh tsel-yakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation No. 474 of 21.07.2020 "On National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030"]. (2020). Collection of Legislation of the Russian Federation. No 30. July 27. Art. 4884.

10. Proekt postanovleniya Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii «O merakh gosudarstven-noi podderzhki rossiiskikh obrazovatel'nykh organizatsii vysshego obrazovaniya v tselyakh nauchnogo, tekhnologicheskogo i kadrovogo obespecheniya ekonomiki i sotsial'noi sfery, povysheniya global'noi konkurentosposobnosti sistemy vysshego obrazovaniya i sodeistviya regional'nomu razvitiyu» [Draft Resolution of the Government of the Russian Federation "On measures of State support for Russian Educational Organizations of Higher Education for the purpose of scientific, technological and personnel support of the economy and social sphere, improving the global competitiveness of the higher education system and promoting regional development"]. Federal portal of draft regulatory legal acts. URL: https://regula-tion.gov.ru/ (accessed 31.10.2020).

11. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 25.12.2020 № 812 «O provedenii v Rossiiskoi Federatsii Goda nauki i tekhnologii: ukaz Prezidenta RF» [Decree of the President of the Russian Federation of 25.12.2020 No. 812 "On Holding the Year of Science and Technology in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation"]. Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru (accessed 28.01.2021).

The article was submitted on 09.02.2021. Accepted on 26.02.2021.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Vasiliev Anton anton_vasiliev@mail.ru

Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, Altai State University, Barnaul, Russian Federation

Marchenko Alina a.marchenko1994@mail.ru

Graduate student, Altai State University, Barnaul, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.