Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ МЕЖДУНАРОДНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ МЕЖДУНАРОДНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдукадыров Абдухафиз Абдукудусович

В статье рассматривается вопрос профессионально-технического образования как важного фактора устойчивого развития в экономике и социальных процессах. Это процесс формирования нового стиля мышления, имеющего долгосрочное воздействие на экономику социальные процессы и развитие личности. Решающее значение для формирования мышления, ориентированного в будущее, играет процесс профессионально-технического обучения соответствующей компетентности. В этом и есть возможный вклад профессионального образования в достижение устойчивого развития. В связи с этой целью координируется и поддерживается развитие профессионально-технического образования и обучения, определяемое требованиями рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдукадыров Абдухафиз Абдукудусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INTERNATIONAL AND REGIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF VOCATIONAL EDUCATION

The article deals with the issue of vocational education as an important factor in sustainable development in the economy and social processes. This is the process of forming a new style of thinking that has a long-term impact on the economy, social processes and personal development. The process of vocational training in relevant competence plays a decisive role in the formation of a future-oriented mindset. This is the possible contribution of vocational education to the achievement of sustainable development. In connection with this goal, the development of vocational education and training, determined by the requirements of the labor market, is coordinated and supported.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ МЕЖДУНАРОДНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 323 (575,3)

К ВОПРОСУ МЕЖДУНАРОДНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Абдукадыров А. А.

Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики

Профессиональное образование - это устойчивое развитие в экономике, в экологии и в социальных процессах. Это процесс формирования нового стиля мышления, имеющего долгосрочное воздействие на экономику, экологию, социальные процессы и развитие личности. Решающее значение для формирования мышления, ориентированного в будущее, играет развитие в процессе профессионального обучения соответствующей компетентности. В этом и есть возможный вклад профессионального образования в достижение устойчивого развития. В связи с этой целью координируется и поддерживается развитие профессионального образования и обучения определяемое требованиями рынка труда. С намерением плодотворного сотрудничества министерства и управления, а также работодателей и общественных организаций, осуществляющих государственную политику в сфере профессионального образования и обучения [1, с. 146].

Профессиональное образование представляет собой особый сектор системы образования, открытый миру труда и занятности, и функционирующий в центре проблем социально-экономического развития государства [2, с. 95]. Тесная взаимосвязь с социально-экономическим комплексом позволяет, профессиональному образованию в решении приоритетных задач устойчивого развития:

- в поиске динамичного баланса в экономическом и социальном прогрессе, уважение культурных различий, учет экологических ценностей и лимитов во имя выживания нынешнего и грядущих поколений. Являясь интегральным компонентом обучения, в течение всей жизни играет решающую роль в новой эпохе, как эффективный инструмент в обеспечении мира, разумного природопользования, социального сплочения и формирования интернациональных, гражданских качеств;

- профессиональное образование будущего не только должно обеспечивать занятость индивидов в информационном обществе, но и прививать им гражданскую ответственность за сохранение природы и благополучие окружающих.

При Правительстве Республики Таджикистан был образован координационный Совет профессионального образования и обучения. Положения данного Совета были подготовлены в сотрудничестве с Программой поддержки реформ и развития профессионального образования и обучения в Республике Таджикистан международной организацией ^К) и утверждены постановлением Правительства Республики Таджикистан от 14 октября 2014 года. Деятельность данного Совета осуществляется в соответствии с указанным положением. Это научно-технические нововведения, развитие экономического и культурного опыта, укрепление связи между учебными заведениями, организациями и предприятиями, управление различными формами организации правовой и общественной собственности.

Международное сотрудничество в области профессионального образования и обучения опирается главным образом на традиционные контакты с бывшими союзными республиками.

Профессиональное образование и обучение посвящено исследованию вопросов международного сотрудничества в области профессионального образования, учебно-методического процесса и опирается на традиционные контакты с бывшими союзными республиками.

Региональная сеть учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, - это совокупность учреждений, размещенных на территории региона (области, города, района), реализующих основные и дополнительные образовательные программы [1, с. 135].

Под оптимизацией сети понимаются количественные и качественные изменения, направленные на достижение полного ее соответствия целям функционирования при минимизации требуемых ресурсов.

Оптимизация региональной сети профессионально-технического образования должна основываться на выборе решений, которые максимально соответствовали бы как глобальным целям устойчивого социально-экономического развития региона и страны, так и поддержанию тенденций роста уровня образования в рамках индекса развития человеческого потенциала.

Она должна осуществляться на основе анализа и прогноза долгосрочных изменений в демографической базе контингентов учащихся разных уровней образования;

Обеспечивать комплексного учета всех основных факторов общественных потребностей регионов (текущие и перспективные потребности рынка труда, образовательные потребности населения, структуру, качество и стоимость образовательных программ, демографические прогнозы, прогнозы развития отраслей и регионов и территориального расселения населения, прогнозы развития других образовательных учреждений регионов, социальные аспекты развития педагогических коллективов и др.).

Выявление, согласование и реализация интересов всех взаимодействующих сторон в поиске оптимального пути развития сети учебного заведения профессионально -технического образования, с учетом необходимости решения социальных проблем молодежи взрослого населения, возможны только при реализации следующих принципов:

- долгосрочности (рассмотрение процесса оптимизации сети как долгосрочного с выделением первоочередных, среднесрочных и долгосрочных мероприятий);

- согласованности (объединение усилий и возможностей всех сторон в конструктивном решении спорных вопросов: учета их интересов и обеспечение взаимосогласованного контроля);

- реалистичности (стремление к поиску реалистичных решений);

- научности (принятие решений на основе глубокого и всестороннего изучения всех факторов).

Необходимость решения проблемы оптимизации сети учебные заведения профессионально - технического образования Республика Таджикистан в ограниченные сроки требует выполнения следующих условий:

- объединения этапов работы (анализа, прогноза и оптимизации), выбора четких схем и алгоритма работы, согласования показателей и методов решения проблем и на уровне региона;

- прозрачных и одинаково понимаемых на всех уровнях управления методов оптимизации;

- надежных механизмов предоставления информации, от учебного заведения региона к Министерству образования и науки Республики Таджикистан.

Оптимизации профессионально - технического образования в различных регионах должна основываться на единство подходов к целям, условиям, ресурсам, возможностям и аргументам, обусловливающим выбор направлений оптимизации.

Обеспечение объемов и структуры подготовки кадров по учебным специальностям (единичным квалификациям) в учебные заведения ПТО осуществляется в соответствии с перспективными потребностями предприятий различных форм собственности всех отраслей экономики; перспективами развития услуг населению на уровне государственных социальных стандартов [1, с. 384].

При подготовке объемов кадров для отраслей народного хозяйства разных форм собственности, учитывать особенности формирования потребности в кадрах организаций частной собственности и новым требованиям к квалификации кадров, проявившиеся у них.

Государственно-частное партнерство как механизм взаимодействия государства и предпринимательского сообщества, требует особого внимания в плане эффективного решения государственных задач при ограниченном бюджете, объединения ресурсов и распределения рисков между государством и частным сектором в соответствии с Законом Республики Таджикистан «О государственно-частном партнерстве».

Основная цель данного сотрудничества это привлечение в экономику частных инвестиций, обеспечение доступа к инфраструктуре и повышение качества услуг.

Механизм государственно - частного партнерства также является средством для развития и укрепления человеческого потенциала как в государственном, так и в частном секторах.

Партнерство государства и частного сектора в процессе развития может играть важную роль в реализации стратегических планов и программ. Реальное и полноценное партнерство всех заинтересованных сторон в проектах развития может обеспечить снижение уровня коррупции, а также повысить результативность вложенных ресурсов как государственного, так и частного секторов.

В республике действует Закон «О государственно-частном партнерстве», который определяет правовые, экономические и организационные основы государственно - частного партнерства, порядок реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере инфраструктуры и социальных услуг и защищает интересы государства и частного сектора. Учрежден Совет по государственно-частному партнерству, который является совещательным органом при Правительстве Республики Таджикистан.

Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 июля 2013 года, №289 создано Государственное учреждение «Центр реализации проектов государственно-частного партнерства».

Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 июня 2013 года, № 250 в качестве Уполномоченного государственного органа по государственно-частному партнерству определен Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан.

Утвержден Перечень инфраструктурных объектов и социальных услуг, в отношении которых не распространяется Закон Республики Таджикистан «О государственно-частном партнерстве» ГЧП - (утвержден постановлением Правительства Республики Таджикистан от 4 сентября 2014 года, № 581) [1, с. 18].

Несмотря на принятые институциональные меры, в области развития государственного частного партнерства сохраняются следующие проблемы:

- несовершенство форм взаимодействия государства и частного сектора при реализации проектов ГЧП;

- непривлекательность среды, в частности отсутствие значимых поддержек, стимулов и гарантий со стороны государства для привлечения ресурсов частного сектора в реализации проектов ГЧП;

- слабость механизма государственного самофинансирования проектов ГЧП;

- слабая осведомленность участников ГЧП о механизме и отдельных его форм, практике их применения и возможных социально-экономических результатах;

- слабый кадровый потенциал ГУ «Центр реализации проектов ГЧП» по разработке, предоставлении и реализации проектов, в том числе привлечении средств частного сектора;

- отсутствие профессионально подготовленных специалистов в сфере ГЧП, способных подготовить и сопровождать потенциальные проекты;

- ограниченность ресурсов, в том числе финансовых и человеческих для институционального развития таких структур, как ГУ «Центр реализации проектов ГЧП» и организаций-заказчиков;

- ограниченность источников дополнительного (внебюджетного) долгосрочного финансирования проектов ГЧП;

- отсутствие четкого и однозначного подхода в интегрировании концессионных договоров в ГЧП;

- отсутствие формы и порядка учета, а также индикаторов и системы мониторинга проектов ГЧП;

- отсутствие инициаций со стороны организаций - заказчиков (центральных и местных исполнительных органов государственной власти) в реализации проектов посредством механизма ГЧП, в частности в социально направленных отраслях;

- наличие рисков, в том числе экономических и политических, таких как частое изменение тарифной или фискальной политики государства, смены руководства

организаций-заказчиков и их команды, и другие неблагоприятные риски, оказывающие негативные воздействия на частный сектор;

- неразвитость рынка долгосрочного финансирования.

Основные приоритеты:

- совершенствование законодательной основы ГЧП на основе адаптации мирового опыта использования методов и средств ГЧП, применение более совершенных форм и механизмов взаимодействия государства и частного сектора при реализации проектов ГЧП;

- создание благоприятной среды, в том числе, системы значимых поддержек, стимулов и гарантий для привлечения ресурсов частного сектора в реализацию проектов ГЧП;

- налаживание государственно-частного диалога между участниками процесса ГЧП для обмена мнениями и формирования единого подхода к проблематике ГЧП;

- разработка отраслевых и территориальных программ развития ГЧП;

- организация форумов и круглых столов по вопросам ГЧП.

Основные задачи и направления действий для достижения основных приоритетов:

- разработка территориальных и отраслевых программ развития ГЧП, предусматривающих цели и задачи по его развитию;

- совершенствование нормативной правовой базы в сфере ГЧП, в том числе по вопросам взаимодействия участников ГЧП и интеграции Закона «О концессиях» в Закон «О ГЧП»;

- повышение кадрового потенциала ГУ «Центр реализации проектов ГЧП» в направлении разработки, предоставление и успешного реализации проектов ГЧП;

- регулярная оценка деятельности ГУ «Центр реализации проектов

ГЧП» в целях улучшения деятельности работников центра;

- развитие нормативно - правовой базы, регулирующей выпуск и обращение ценных бумаг в проектах ГЧП;

- принятие мер, в том числе подготовку изменений в законодательство по созданию благоприятной среды для частного сектора в проектах ГЧП, включая вопросы поддержки, стимулирования, гарантий и финансирования проектов ГЧП со стороны государства;

- анализ деятельности действующих ГУП на предмет их соответствия принципам рыночной экономики;

- разработка форм и порядка учета проектов ГЧП, а также индикаторов и системы мониторинга проектов;

- разработка процедур и документации по привлечению операционных компаний (инвесторов - операторов) к реализации ГЧП проектов;

- изучение проблем, с которыми может столкнуться страна в контексте привлечения частного капитала для развития инфраструктуры.

Ожидаемые результаты:

- количество и объем финансирования проектов ГЧП ощутимо возрастёт;

- кадровый потенциал ГУ «Центр реализации проектов ГЧП» совершенствуется в соответствии с требованиями времени;

- разработана целевая программа по развитию ГЧП;

- усовершенствована нормативно - правовая база в сфере ГЧП, в том числе по вопросам взаимодействия участников ГЧП и интеграции Закона «О концессиях» в Закон «О ГЧП»;

- создана система стимулов, государственных поддержек и гарантий для привлечения ресурсов частного сектор.

Вся предпринимательская деятельность в Таджикистане требует наличия юридической регистрации. В соответствии с таджикским законодательством, малым предпринимателем признается юридическое лицо, удовлетворяющее следующим требованиям:

- частные предприниматели или компании с ограниченной (менее 25 %) государственной собственностью;

- предприниматели с ограниченным оборотом (не превышающим четырехкратное пороговое значение, предусматриваемое Налоговым кодексом);

- предприниматели, на которых работают менее 30 наемных работников в несельскохозяйственных отраслях и до 50 работников в сельскохозяйственном секторе;

- предприниматели, не занимающиеся производством подакцизных товаров, производством алюминия, добычей полезных ископаемых, банковским делом и страхованием, инвестициями и биржевыми операциями.

В 2005 г. общее количество зарегистрированных в Таджикистане частных предприятий составляло около 45000, а к 2008 г. этот показатель вырос до 63000. В 2009 г. данный показатель снизился на две трети из-за сокращения экономической конъюнктуры, обусловленной продовольственным и финансовым кризисами.

В 2010 г. сектор снова стал расти, но более медленными темпами, чем в предшествующий период. Зарегистрированные хозяйствующие субъекты представлены в основном частными и коллективными предприятиями, с небольшой долей государственных предприятий в 2012 г.

В Таджикистане было зарегистрировано 206300 хозяйствующих субъектов:

- Из них большинство (177 000) составляли индивидуальные предприниматели;

- 29000 были юридическими лицами (компании);

- 321 хозяйствующий субъект был представлен зарубежными компаниями или их филиалами.

Региональное распределение зарегистрированных хозяйствующих субъектов варьирует в зависимости от регионального размещения. В 2012 г. большинство предприятий было зарегистрировано в столице, городе Душанбе (24 %), и окружающих его районах республиканского подчинения (24 %). Почти треть зарегистрированных предприятий приходится на Хатлонскую область (30 %), и четверть - на Согдийскую область (24 %).

Наименьшая доля зарегистрированных предприятий 4% приходится на Горно-Бадахшанскую автономную область по причине ее малой доли в общей численности населения и небольшого экономического потенциала [1, с. 16-23].

В соответствии с действующим законодательством Республики Таджикистан в настоящее время к частной форме собственности отнесены более 70-80 % предприятий промышленности, более 80 % предприятий строительства, более 75-85 % предприятий розничного торговли.

Оценивая перспективы сокращения приема на обучение в учебные заведения, необходимо учитывать обоснованность разработанных прогнозов развития предприятий в регионах. Необоснованность прогнозов развития отраслей и занятости в регионах следует признать основным фактором сложившихся диспропорций в подготовке кадров и появления перепроизводства кадров отдельных отраслевых групп. Движение работающих по отраслям экономики т.е. отраслям промышленности после периода 1995-1998 гг., когда соотношение между численностью принимаемых и увольняемых работников складывалось в пользу расширения доли принимаемых, практически по всем отраслям, в последние годы имеет обратную тенденцию.

По всем отраслям экономики, относимым к сфере материального производства (кроме лесного хозяйства и связи), и по всем остальным отраслям промышленности, численность уволенных значительно превышала, а численность принимаемых на работу уменьшалось. Основная численность в трудоустройстве выпускников профессионально - технического образования, в основном базировались на более крупных промышленных предприятиях.

Важнейшие параметры, которые будут определять перспективы потребности регионов в кадрах, связаны с экономическим положением предприятий и секторов экономике. Экономически несостоятельные предприятия, развивающие заинтересованность отношений с учебными заведениями сегодня, могут оказаться в иной ситуации уже в ближайшей перспективе.

Оценивая сложившееся финансовое состояние и потенциальные возможности организаций и предприятия. Секторов экономики как заказчиков по подготовки рабочих кадров следует предположить о принятие нового «Закона Республики Таджикистан о банкротстве»:

В первых стороны, приведет большие и крупные предприятия к реконструкцию;

Во вторых к появлению новых собственников предприятий (работодателей) и вероятнее всего представителей частного капитала.

Отношенин профессионально - технического образования по прежние функции и взаимосвязи базового предприятия по значительном мере. При оценке степени соотвестия сложившихся прием абутурентов в учебного завидения для подготовка специалистов для сфери народного хозяйства по требование рынка труда.

При оценке степени соответствия сложившихся объемов приема в учебные заведения профессионально-технического образования и подготовки на производстве по отраслевым группам профессий.

При оценке масштабов приемов по отраслевым группам профессий транспорта, жилищно - коммунального хозяйства, промышленности, строительства и других отрасли народного хозяйствам. Необходимо иметь в виду в том, что соответствии с принятым в государственной статистике учетом в числе занятых по отраслям материального производства учтены и все занятые в сфере предоставления платных услуг.

В связи с особой важностью определения место профессионально-технического образования в подготовке кадров для сферы представления платных услуг населению важно выделить самостоятельным разделом потребности в кадрах этой сферы. Особым срезом анализа подготовки в ПОО должны быть масштабы подготовки по профессиям, которые учтены в численности занятых в легкой промышленности (швей, портных, закройщиков, вязальщиц).

В настоящее время объем подготовки по названным профессиям достаточно высок [1, с. 51]. В течении последних двух лет профессия швеи является избыточной на рынке труда всех регионов республики. Однако, при сокращении приемов нужно иметь в виду, что значительная часть подготовки по названным профессиям ориентирована на бытовое обслуживание населении в том, числе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- пошив и ремонт одежды;

- вязание и ремонта трикотажных изделий;

При прогнозировании приемов по названной группе профессий следует учитывать необходимость обеспечения социальных стандартов бытового обслуживания населения, особенно в сельской местности.

Контингенты обучающихся по общестроительным профессиям должны анализироваться не только с учетом массовой занятости строителей в организациях строительной отрасли и на строительных предприятиях других отраслей, в сфере услуг населению (строительстве и ремонте жилья и др.), но и на предприятиях жилищного коммунального хозяйства.

Рационализация учреждений профессионального образования обусловлена в первую очередь, необходимостью учета значительных в выпусках из базовых школ при общей тенденции их в перспективе.

Таким образом, тенденция к снижению численности выпускников базовых учебное заведении о выдвигает проблему их распределения по каналам дальнейшего обучения и трудоустройства для всех регионов республики. Решение проблемы оптимизации учебного заведения профессионального образования и обучения предлагает следующие преобразования как с учебных заведений, так в контингентах:

- сокращение подготовки по основным образовательным программам на основе базовой школы;

- открытие на базе профессионального образования, расположенных в районных центрах или других поселках городского типа и др.,

- изменение сети при реализации принципа интеграции учебных заведений профессионального образования и обучения и развития на их базе многопрофильных профессий, особенно на больших и средних городах с численностью населения от 50 тыс. чел., насыщенных учреждениями профессионального образования.

Изменение в контингентах учебных заведений должно осуществляться не только с позиций критерия удешевления профессионального образования и обучения, но с учетом интересов населения на местах - обеспечения равнодоступности учебных заведений профессионально-технического образования для граждан региона.

Разработка предложений по разрешению проблема оптимизации профессионального образования и обучения осуществляется совместными усилиями органов местного

управления и координационных комиссий региона, руководителей местных органов управления образованием, служба занятности. Разработку мер по изменению статуса учебного заведения или иные радикальные преобразования осуществляет областное управление образования по согласованию с Министерством образования и науки Республики Таджикистан.

Процедурно система работы по определению направлений совершенствования сети учреждениям профессионального образования и обучения на долгосрочную перспективу при одновременной оптимизации всей сети учебного заведения может, реализована в три этапа[1, с.43-49].

На первом этапе учреждение профессионального образования и обучения вносит ориентировочные предложения, которые включают:

- анализ сложившихся объемов подготовки и переподготовки рабочих кадров;

- определение ориентировочных показателей отраслевой структуры занятности на долгосрочную перспективу и изменения объемов подготовки рабочих кадров;

- разработку показателей по распределению выпускников школ региона по каналам дальнейшего обучения;

- планирование трудоустройства, подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических работников и руководителей в связи с изменениями в основных и дополнительных программах обучения;

- подготовку региональных документов, необходимых для разработки проекта оптимизации сети профессионального образования и обучения.

В заключении отметим, что последующие этапы выполняются в основном на уровне региональных органов управления образования и включают на втором этапе разработку обобщенных предложений региональных органов по оптимизации сети профессионального образования и обучения и согласование на третьем этапе этих предложений с министерством, рассматривающим их с учетом общегосударственных потребностей.

Литература

1. Ашуров С.Б. Проблемы и перспективы профессионально-технического развития трудовых ресурсов Таджикистана / С.Б. Ашуров. - Душанбе: Ирфон, 2007. - 146 с.

2. Волохин И. С. Подготовка рабочих кадров - важнейшая социально-экономическая задача народного хозяйства Таджикистана: Обзорная информация. / И.С.Волохин. - Душанбе: Ирфон, 1980. - 51 с.

3. Гафурова Э. Расширяется сотрудничество // Содружество «Россия и Таджикистан». / Э.Гафурова. -Худжанд, 2010. - №11. - С. 20 - 21.

4. Закон Республики Таджикистан о государственно-частном партнерстве, г. Душанбе, 13 декабря 2012 года, № 439. - С. 18.

5. Набиев В.М. Эмомали Рахмон - Основатель мира и единства таджиков // Ученые записки. - Худжанд, 2016. -№ 2 (47). - 284 с.

6. Национальный план действий по реформированию системы начального профессионального образования и обучения в Республике Таджикистан на 2006-2015 годы. - Душанбе, 2006. - С.43 - 49.

7. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Верховного Совета Республики Таджикистан. - Душанбе: Шарки Озод, 2009. - 95 с.

8. Рахимов Ф.К., Мирзоев А.Н., Раджабов Р.О., Шарипов Т.А. Классификатор профессий рабочих, должностей служащих тарифных разрядов. - Душанбе, 2013.

9. Рынок труда и трудовой миграции в Согдийской области (Отчет). -Душанбе: Международная Организация по Миграции (МОМ), 2011. - 135 с.

10. Сабирова К.Д. Вклад международных организаций в улучшении качества образования ГБАО и ее интеграции в мировое образовательное пространство // Вестник Таджикского национального университета: серия гуманитарных наук. - Душанбе, 2014. - № 3/1(128). - С. 16 - 23.

РОЧ,ЕЪ БА МАСЪАЛАИ ХДМКОРИИ БАЙНАЛМИЛАЛЙ ВА МИНТАЦАВЙ ДАР СОХДИ ТАХСИЛОТИ КАСБЙ

Дар ма^ола масъалаи тадсилоти касбй-техникй дамчун омили мудими рушди устувор дар щтисодиёт ва раванддои ичтимой баррасй мешавад. Ин раванди ташаккули услуби нави тафаккурест, ки ба щтисодиёти раванддои ичтимой ва ташаккули шахсият таъсири тулонй дорад. Барои ташаккули тафаккури ба оянда нигаронидашуда раванди таълими касбии босалодият адамияти далкунанда дорад. Дар ин садми эдтимолии тадсилоти касбй дар ноил шудан ба рушди устувор мадфуз аст. Мадз тадсилоти касбй метавонад чидати ноил

шудан ба рушди устувор сахми чашмрас дошта бошад. Вобаста ба ин хадаф рушди тахсилоти касбию техникй, ки бо талаботи бозори мехнат муайян шудааст, хамоханг ва дастгирй карда мешавад.

Вожахои калидй: тахсилоти касбй, хамкории байналмилалй ва минтакавй, чузъи таркибии таълим, салохият, шурои хамохангсоз, раванди таълимй-методй.

К ВОПРОСУ МЕЖДУНАРОДНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается вопрос профессионально-технического образования как важного фактора устойчивого развития в экономике и социальных процессах. Это процесс формирования нового стиля мышления, имеющего долгосрочное воздействие на экономику социальные процессы и развитие личности. Решающее значение для формирования мышления, ориентированного в будущее, играет процесс профессионально-технического обучения соответствующей компетентности. В этом и есть возможный вклад профессионального образования в достижение устойчивого развития. В связи с этой целью координируется и поддерживается развитие профессионально-технического образования и обучения, определяемое требованиями рынка труда.

Ключевые слова: профессионально-техническое образование, международное и региональное сотрудничество, интегральный компонент обучения, компетентность, координационный совет, учебно-методический процесс.

ON THE ISSUE OF INTERNATIONAL AND REGIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF VOCATIONAL EDUCATION

The article deals with the issue of vocational education as an important factor in sustainable development in the economy and social processes. This is the process of forming a new style of thinking that has a long-term impact on the economy, social processes and personal development. The process of vocational training in relevant competence plays a decisive role in the formation of a future-oriented mindset. This is the possible contribution of vocational education to the achievement of sustainable development. In connection with this goal, the development of vocational education and training, determined by the requirements of the labor market, is coordinated and supported.

Key words: vocational education, international and regional cooperation, integral component of education, competence, coordinating council, educational and methodological process.

Дар бораи муаллиф

Абдукадиров Абдухафиз Абдукудусович

Номзади илмхои таърих, дотсенти кафедаи таърих ва диншиносй

Донишгохи давлатии хукук, бизнес ва сиёсати Точикистон

735700, Ч,умхурии Точикистон, ш. Хучанд, 17 мкр-н., хонаи 1 Тел.: (+992) 939 50 04 55 E-mail: okt31sugd@mail.ru

Об авторе

Абдукадыров Абдухафиз Абдукудусович

Кандидат исторических наук, доцент кафедры

истории и религиоведения

Таджикский государственный университет

права, бизнеса и политики

735700, Республика Таджикистан, г. Худжанд,

17 мкр-р., дом 1

Тел.: (+992) 939 50 04 55

E-mail: okt31sugd@mail.ru

About the author

Abdukadyrov Abdukhafiz Abdukudusovich

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Religious Studies

Tajik State University of Law, Business and Politics

735700, Republic of Tajikistan, Khujand City, 17 microdistrict., home 1 Ph.: (+992) 939 50 04 55 E-mail: okt31 sugd@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.