Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ УЧИЛИЩА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллоев Саади Абдукундузович

В статье анализируется состояние среде-специальных учебных заведений медицинского профиля Согдийской области Республики Таджикистан в первые годы независимости республики. Отмечено, что в начале 90-х гг. прошлого столетия здравоохранение Ленинабадской (Согдийской) области переживало сложный этап функционирования. Прекратилось финансирование учреждений здравоохранения. Постепенно проводились реформирование отрасли. Это в полней мере касалось и систему среднего медицинского образования. В предлагаемой статье рассмотрены вопросы организации учебного процесса, функционирование цикловых учебных комиссий и кабинетов в Худжандском медицинском училище и его филиалов. Обобщено деятельность руководителей и преподавателей медицинского училища. Также, анализированы организация учебно - производственной практики, социальной защиты учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MEDICAL PROFILE IN NORTHERN TAJIKISTAN IN THE PRIMARY

The article analyzes the state of the medium-special educational institutions of the medical profile of the Sughd region of the Republic of Tajikistan in the first years of independence of the republic. It is noted that in the early 1990s of the last century, the health care of the Leninabad (Sughd) region was going through a difficult stage of functioning. Funding for health care facilities has been cut off. The industry was gradually reformed. This fully applied to the system of secondary medical education. The proposed article deals with the organization of the educational process, the functioning of cyclic educational commissions and offices at the Khujand Medical School and its branches. The activities of the leaders and teachers of the medical school are summarized. Also, the organization of educational and industrial practice, social protection of students are analyzed.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 37:61 (575.3)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ

Абдуллоев С. А.

Худжандский медицинский колледж имени Ю.Б. Исхоки

Трудный период в деятельности средних-специальных учебных заведений медицинского профиля, да и в целом в сфере медицинского обслуживания наступил после распада СССР и приобретения государственной независимости Таджикистана (9 сентября 1991 года). Республика перешла к новым формам управления, финансирования и предоставления услуг системы здравоохранения, которые были связаны комплексными изменениями переходного периода. С распадом СССР и началом гражданской войны в Таджикистане прекратилась финансирование здравоохранения. Республика вынужденно перешла к неформальным платежам, что негативно повлияло на бедные слои населения.

В начале 90-х гг. прошлого столетия здравоохранение Ленинабадской (Согдийской) области переживало сложный этап функционирования. Начались сложные реформы в медицинской отрасли, связанные с пересмотром социально-политических, хозяйственно-экономических и психологических подходов сложившихся в Советский период. Необходимо было сохранить всего лучшего от системы охраны здоровья населения, что осталось от предыдущей эпохе. Это в полней мере касалось и систему среднего медицинского образования.

Несмотря на трудности, таджикское правительство с первых лет провозглашения Таджикистаном независимости стал разрабатывать и внедрять национальную политику здравоохранениях [7]. Министерство здравоохранения республики с целью обеспечения равного доступа населения к медицинским услугам за счет пациентов разработал программу, в соответствии с которым был создан страховой пакет для уязвимых слоев населения, была создана система взимания официальной со выплаты с других слоев населения [6, с. 3]. Изменения коснулись и учебные заведения медицинского профиля. Наряду с разрешением на функционирование частной медицинской практики, которая тогда ограничивалась в основном аптеками, стоматологией и небольших диагностических учреждений, в высших и средних медицинских образовательных учреждениях открывались группы с коммерческим обучением, т.е. студентов стали принимать на учебу на договорной основе.

В первые годы государственной независимости Таджикистана по сравнению с другими республиками центрально азиатского региона в республике насчитывалось меньше работников на душу населения. Во многих районах и городах, особенно в сельских местностях не хватало врачей и специалистов среднего медицинского персонала. Поэтому руководство республики обратило внимание на улучшение и расширение подготовки медсестер [6, с. 18]. Нехватка кадров была обусловлена и утечкой кадров, т.е. уходом многих работников здравоохранения за границу. Как отмечают Гафур Ходжамуродов и Бернд Речел «В период с 1990 до 1999 г., около 10000 врачей и 39 000 среднего медицинского персонала оставили сектор здравоохранения, особенно в ходе гражданской войны. Несмотря на то что медицинские учебные заведения остаются привлекательными для студентов, выпускники обычно не остаются в учреждениях здравоохранения, и система продолжает терять квалифицированных сотрудников» [6, с. 109].

В тот период неравномерным оставалась распределение кадров с географической и функциональной точки зрения. Большая часть работников здравоохранения сосредотачивались в городе Душанбе, центре Согдийской области-Худжанде, в то время наименьшая плотность медицинских работников наблюдался в Хатлонской области и районах республиканского подчинения. Неадекватное управление кадрами, низкая заработной плата, устаревшие медицинские оборудования, плохое состояние медучреждений являлись причинами ухода медработников из учреждений здравоохранения.

Начало 1990-х гг. ХХ века было неимоверных периодом трудностей, которая была связана распадом СССР, экономическим кризисом, охватившим все стороны жизни населения, началом и ходом братоубийственной войны в Таджикистане[1]. Хотя гражданская война (вооруженные боестолкновения) не распространились в Согдийскую область, наблюдался экономический хаос и социальная деградация в жизни населения. Общие процессы экономической стагнации негативно повлияли на среднюю медицинскую школу в конце 1980-х-начала 1990-х гг. Резко ухудшилось социальное положение преподавателей, сотрудников и учащихся медицинских училищ Согдийской области. Анализ архивных материалов и беседа с преподавателями (ветеранами) показывает, что преподавательский корпус в медучилищах, несмотря на трудности времени, продемонстрировали преданность профессии, готовность к освоению и педагогических и научных инноваций, участвовали в деятельности различных Ассоциаций медицинских учебных заведений среднего звена и т.д.

Анализ деятельности Худжандского медицинского училища в деле организации учебного процесса показывает, что коллектив преподавателей с целью организации учебно-воспитательного процесса особое внимание уделял вопросам оптимизации традиционного обучения в соответствии с принципами дидактики и внедрения новых методик обучения.

При Худжандском медучилище действовали филиалы в различных городах и районах Ленинабадской области и ряде медицинских учреждениях города Худжанда. В 1991-1992 учебном году общее руководство филиалами была возложена на зав. филиалами медучилища Э.К. Олимовой, которая часто выезжала в Ганчи, Зафарабад, Ура-тюбе, Кайрак-кум, Исфару и Матча для оказания методической помощи филиалам расположенных в этих городах и районах [2, л. 104].

В 1991-1992 учебном году Ура-тюбинский филиал ХМУ в количестве 68 учеников преобразовался в самостоятельное медицинское училище [2, л. 7]. В 1992-1993 учебном году Пенджикентский филиал ХМУ был преобразован в самостоятельное учебное заведение-Пенджикенский медучилище. В связи с чем личные дела 104 студентов были переданы из ХМУ в Пенджикентское медучилище, т.е. Пенджикентское медучилище был создан на базе филиала ХМУ [3, л. 21].

В 1992-1993 учебном году Худжандский медицинский училище организовал 8 филиалов в различных городах и районах, а также в ряде медицинских учреждениях города Худжанда. Так, филиалы были организованы в районах Айни (зав.филиала- Турсунов Валерий), Матче (зав. филиала- Махкамов Мумин), городах Исфара (зав. филиала-Хамрокулов Абдуллатиф) и Кайраккум (зав. филиала-Хафизов Абдумалик), в Областной клинической больнице (зав. филиала- Азизов Мирзо), городской больнице Худжанда (зав. филиала-Хомидов Нумон), в поликлинике №5 (зав. филиала-Азимов Абдукаюм) и областном СЭС (зав. филиала- Мадалиев Иброгим) [3, л. 17].

В филиалах на преподавательскую работу в основном привлекались практические врачи медицинских учреждений. Так, в 1992-1993 учебном году в филиале района Айни ХМУ были привлечены на преподавательскую деятельность 21 человек. Каждому преподавателю выделялись учебные часы по почасовой форме обучения от 30 до 212 часов [3, л. 3]. Оплата велась по почасовой форме. В некоторых филиалах работали и штатные преподаватели. Например, в 1992-1993 учебном году в Матчинском филиале в качестве основных преподавателей медучилища Махкамову Мумину (преподаватель дисциплин санитарного дела, терапии и методический руководитель) было выделено 714 часов учебной нагрузки. Курбанову Сангину (преподавателю учебных дисциплин хирургия, физиология и методический руководитель) было выделено 550 часов учебной нагрузки [3, л. 20].

В Худжандском медучилище с целью качественной подготовки медицинских кадров среднего звена в 1992-1993 учебном году функционировали 17 кабинетов (акушерства и гинекологии, русского языка и литературы, анатомии с физиологией, химии, внутренних болезней, хирургии, микробиологии, микро с/т микр. исследования, физфоспитания, физики и математики, зуботехники, начальной военной подготовки, общественный дисциплин, гигиен. с/т с/г исследования, тех. лекарств и фармацевтики, детских болезней, фармакологии), где на работу были привлечены 17 заведующих кабинетов и 23 лаборантов.

Кабинеты при медицинском училище являлись учебно-воспитательными центрами. Кабинеты постоянно пополнялись учебно-методической литературой, организовывались педагогические чтения, проводились занятия педагогической лектории, При кабинетах

функционировали школы молодых специалистов-медиков, организовались семинары для руководителей академических групп, создавались наглядные пособия, подытоживались передовой опыт преподавателей учебных дисциплин и т.п. [8, с. 16]

А также в кабинетах функционировали цикловые учебные комиссии по основам общественных наук (председатель-Алиев Н.А.), по физвоспитанию (председатель-Жила В.Т.), по языку и литературе (председатель-Тураходжаева Ф.), по физике и математике (председатель-Касымова М.), по химии и биологии (председатель- Садуллаева Х.Р.), по химии и биологии (председатель-Абдуназаров А.), по фармацевтике (председатель- Хван В.И.), по терапевтике (председательАхмадбекова М.С.), по гигиене и эпидемиологии (председатель- Мамадова М.), по педиатрии (председатель- Бабаева М.), по хирургии (председатель- Фозилов А.), по акушерству и гинекологии (председатель-Гафарова Р.Ш.), по зуботехническим дисциплинам (председатель-Исаков М.) [3, л. 28-31]. В задачу цикловых учебных комиссий входили контроль за преподаванием дисциплин цикла, обсуждение занятий, организация взаимопосещения занятий, обсуждение и рекомендация к печати вспомогательных учебных пособий и т.д.

Преподаватели училища постоянно с целью улучшения своей квалификации участвовали на региональных методических совещаниях и на республиканских семинарах.

В училище постоянно действовал методический совет, ежемесячно проводились ее заседания, организовались конференции, открытые теоретические и практические занятия, где обсуждались важнейшие вопросы совершенствования учебного процесса, укрепление материально-технической базы, пути усовершенствования навыков и опыта работы преподавателей, улучшении методики разработки и применения различных средств обучения и т.п.

В ХМУ в начале 90-х гг. ХХ века в связи с финансовыми трудностями организовывались платные услуги. Так, в соответствии с приказом директору училища в связи с дефицитом и удорожанием писчей бумаги, копирки и других канцелярских принадлежностей справки учащимся выдавались в размере 1 рубля, а выпускникам прошлых лет в размере 3 рублей [3, л. 79].

В начале 90-х гг. прошлого столетия при ХМУ существовали 3 общежития: 1) общежитие №3 в 33 мкр., д.69 «а», 2) Общежитие «Садаф» и 3) Общежитие по ул.Шуро № 52. В общежитиях училища были созданы все условия для продуктивной учёбы и нормального отдыха учащихся.

Преподаватели Худжандского медучилища имени академика И.П. Павлова активно участвовали в различных конференциях всесоюзного, республиканского, регионального уровня. Так, методист Л.Ф. Белозери и преподаватель училища М. Ахмадбекова были участниками конференции смотра передового опыта ССУЗ, которая проходила в Душанбе с 10.06 по13. 06 1991 года [2, с. 84]. Лаборант медучилища М. Ахмеджанова участвовала в семинар-совещании по доклинической практике сестринского дела, которая проходила в июне 1991 года в Душанбе [2, л. 87].

В Худжандском медучилище учебно - производственная практика организовались в соответствии учебных планов и программ, утвержденных главным управлением учебных заведений МЗ СССР от 1986 года. Документация практики оформлялось в соответствии с приказом МЗ СССР №546 от 11.06.1969 г., П.21.22.23 [2, л. 23]. Часто практика проводилась в бактериологической, санитарно-химической и клинико-диагностической лабораториях медицинских учреждения Ленинабадской области. К числу важнейших объектов прохождения практики относились Ленинабадская областная клиническая больница, Ленинабадская городская больница №1, областной родильный дом, инфекционная больница, детская больница, медсанчасть шёлкового комбината, СУБ Ява и др.

Учащиеся -практиканты в лечебных учреждения следили за санитарным режимом, готовили больных к обходу врача, измеряли артериальное давление больного, ставили горчичники, при помощи гинекологов обследовали беременных женщин и т.п.

В ХМУ особое внимание уделялось социальной поддержке учащихся, прежде всего из малообеспеченных семей.

Стипендии выдавались учащимся в соответствии рекомендацией стипендиальных комиссий колледжа. Так, в Худжандском медколледже на основании Постановления Правительства Республики Таджикистан за № 488 от 8 декабря 1998 года «Об увеличении

суммы стипендии по причине увеличения заработной планы работников бюджетной сферы» был создан стипендиальная комиссия в составе 11 человек под председательством директора колледжа М.И. Иномджанова [4, л. 20]. На работу стипендиальной комиссии привлекались председатели общественных организаций (профсоюз, совет девушек), классные руководители, старосты групп.

Много сил и внимания она уделяла улучшению жилищно-бытовых условий учащихся, организации их самостоятельности, досуга и разумного отдыха, развитию творческих способностей учащихся. Она много уделяла внимание укреплению учебной дисциплины, улучшения качества знаний, воспитании медицинских работников среднего звена.

Существенный вклад в развитии Худжандского медколледжа внес Рофиев Х.К. Он в ноябре 1978 года был назначен директором медучилища и на протяжении 16 лет (до 1994 года) руководил этим учебным заведением. Х.К. Рофиев отличался высокой организаторской способностью. Был признан в качестве высококвалифицированного специалиста, грамотного организатора, умело сочетавшего педагогическую работу с научно- исследовательской и административной деятельностью. При его руководстве училищем были предприняты успешные шаги по налаживанию учебного процесса, внедрения передовых учебных методик, воспитательной работы с учащимися. Если в первом году директорства Рофиева Х.К. в училище поступали 300-320 учащихся, то в 1993 году в училище поступали 1100 учащихся. Круг специальностей, по которым подготавливались медицинские кадры средней категории постоянно расширилось. Кадры готовились по таким специальностям, как, медсёстры детских лечебных учреждений, медсёстры лечебных учреждений, медсёстры акушерства, гинекологии, фельдшер, фельдшер-лаборант, фельдшер-диагностик, санитарно-эпидемиологический фельдшер, фармацевт, стоматолог.

По инициативе Рофиева Х.К. филиалы училища в Канибадаме и Ура-тюбе были преобразованы в самостоятельные учебные заведения- медучилища. Кроме этого при Худжандском медучилище были организованы 4-х месячные курсы повышения квалификации терапевтов. На этих курсах также проходили обучение специалисты сестринского дела, медсёстры и фельдшеры дезинфекционного, санитарно-эпидемиологического профиля.

Со стороны Рофиев Х.К особое внимание было уделено вопросам кадровой обеспеченности училища. В Худжандском медучилище работали более 200 преподавателей и сотрудников, которые успешно проводили учебные занятия, вели учебно-методическую работу, руководили производственной практикой, налаживали воспитательную работу. В училище работали 16 преподавателей с учеными степенями. В училище постоянно проводились региональные, республиканские и всесоюзные семинары.

При нем училище получил новый облик, ремонтировались кабинеты, приобретались оборудования для ведения образовательного процесса. По инициативе Х.К. Рофиева учебные кабинеты оснащались современными техническими средствами обучения, значительно укрепилась материально-техническая база училища, были построены и сданы в эксплуатацию ряд вспомогательных зданий, которые способствовали улучшению качества обучения в учебном заведении.

После ухода с должности директора медколледжа Х.К. Рофиева руководили колледжом Усмонов Мулло Усмонович (1994-1995 гг.) и Махмудов Эшонходжа Махмудович (1995-1996 гг.)

К числу опытных преподавателей Худжандского медучилища 90-х гг. прошлого столетия относятся Мухиддинов Наджмидин, Джуманбаева Офият Домуллоджоновна, Махмудов Э, Олимов Э.К., Туйчиев Т. Сайдуллаев Х.Р. и др.

Постепенно стали появляется учебные заведения инновационного типа. Медицинские училища уделяли особое внимание подготовке кадров среднего звена повышенного уровня, основанного на сотрудничестве с высшими учебными заведениями медицинского профиля. С середине 90-х гг. ХХ века медицинские училища активно преобразовались в колледжи. Так, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Таджикистан от 26 августа 1996 года за № 196-а Худжандский медучилище был преобразован в медицинский колледж. Директором колледжа был назначен доктор медицинских наук, профессор Бобоходжаев Мухаммад Ходжаевич (основание приказ Министра здравоохранения Республики Таджикистан от 30 августа 1996, № 186) [5, л. 62]. Причиной преобразования

медицинских училищ в колледжи послужили внедрение новых образовательных технологий, стремление к новому, развитие внебюджетной подготовки специалистов.

Качество подготовки кадров среднего медперсонала в колледже зависело от уровня налаживания учебного процесса, ведения учебно- методических работ, организации и проведения циклов и специализаций.

Такая структура организации учебного процесса (организация учебного процесса посредством предметных циклических комиссий) способствовала налаживанию должного контроля над преподаванием учебных дисциплин, организации учебно-методических работ, улучшения качества образования и подготовки высококвалифицированных кадров -медицинских работников среднего персонала.

Таким образом, средние профессиональные медицинские учебные заведения активно стали внедрят новшества в систему образования, преподавательский корпус успешно включился в процесс модернизации учебных программ (создании авторских программ) и методического обеспечения учебного процесса среднего медицинского образования в Республике Таджикистан. Средние медицинские училище стали функционировать в рамках систем непрерывного образования. Начиная с конца 90-х гг. ХХ века стали внедрять многоуровневую систему среднего медицинского образования.

Литература

1. Алимов Б. Социально-экономические и политические процессы в Республике Таджикистан: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. -Худжанд, 2008.

2. ГАСО.-Ф.292.-Оп.6.- Ед.хр.116. -ЛЛ. 7,23, 84, 87, 104.

3. ГАСО.-Ф.292.-Оп.6.- Ед.хр.118. -ЛЛ. 3, 17, 20-21, 28-31, 79.

4. ГАСО.-Ф.292.-Оп.6.- Ед.хр.131.-Л.20.

5. ГАСО.-Ф.292.-Оп.6.- Ед.хр.7.-Л.62.

6. Ходжамуродов Г., Бернд Р. Таджикистан: Обзор системы здравоохранения. 2010. - № 12(2). - 154 с.

7. Маннонов А. 30 лет государственной независимости: как развивалось здравоохранение Таджикистана [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.narodnava.ti/index.php7option=com_content&view =article&id=14786:30-&catid=111:k-tritsiti-letiu&Itemid=269 (Дата обращения: 15.11.2022)

8. Рахимов Т., РацабоваМ. Коллеци тиббииХуцанд. -Хуцанд, 2012. - 64 с.

ФАЪОЛИЯТИ МУАССИСАХОИ МИЁНАИ МАХСУСИ ТИББЙ ДАР ТОЧИКИСТОНИ ШИМОЛЙ ДАР МАРХАЛАИ АВВАЛИ ИСТЩЛОЛИ ЧУМХУРЙ

Дар мацола вазъи муассисадои тадсилоти миёнаи махсуси тиббии вилояти Сугди Чумдурии Точикистон дар солдои аввали истицлоли чумдурй мавриди тадлил царор гирифтааст. Кайд карда мешавад, ки дар ибтидои солдои 90-ум дар асри гузашта нигаддории тандурустии вилояти Ленинобод (Сугд) мардалаи душвори фаъолиятро аз cap мегузаронд. Маблаггузории муассисадои нигаддории тандурустй цатъ гардид. Тадричан ислодоти сода ба род монда шуд. Ин ба низоми маълумоти миёнаи тиббй низ дахл дошт. Дар мацолаи пешнидодшуда ташкили раванди таълим, фаъолияти комиссиядои сиклии таълимй ва кабинетдои омузишгоди тиббии Хучанд ва филиалдои он мавриди тахдил царор дода шуданд. Фаъолияти рохбарону муаллимони омузишгоди тиббй чамъбаст карда шудааст. Инчунин ташкили тачрибаомузии таълимию истедсолй, дифзи ичтимоии хонандагон тадлил карда шудааст.

Калидвожадо: тиб, тадсилоти тиббй, омузишгоддои тиббй, раванди таълим, омузгорон.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ

В статье анализируется состояние среде-специальных учебных заведений медицинского профиля Согдийской области Республики Таджикистан в первые годы независимости республики. Отмечено, что в начале 90-х гг. прошлого столетия здравоохранение Ленинабадской (Согдийской) области переживало сложный этап функционирования. Прекратилось финансирование учреждений здравоохранения. Постепенно проводились реформирование отрасли. Это в полней мере касалось и систему среднего медицинского образования. В предлагаемой статье рассмотрены вопросы организации учебного процесса, функционирование цикловых учебных комиссий и кабинетов в Худжандском медицинском училище и его филиалов. Обобщено деятельность руководителей и преподавателей медицинского училища. Также, анализированы организация учебно - производственной практики, социальной защиты учащихся.

Ключевые слова: медицина, медицинское образование, медицинские училища, учебный процесс, преподаватели.

ACTIVITY OF SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MEDICAL PROFILE IN NORTHERN TAJIKISTAN IN THE PRIMARY

The article analyzes the state of the medium-special educational institutions of the medical profile of the Sughd region of the Republic of Tajikistan in the first years of independence of the republic. It is noted that in the early 1990s of the last century, the health care of the Leninabad (Sughd) region was going through a difficult stage of functioning. Funding for health care facilities has been cut off. The industry was gradually reformed. This fully applied to the system of secondary medical education. The proposed article deals with the organization of the educational process, the functioning of cyclic educational commissions and offices at the Khujand Medical School and its branches. The activities of the leaders and teachers of the medical school are summarized. Also, the organization of educational and industrial practice, social protection of students are analyzed.

Keywords: medicine, medical education, medical schools, educational process, teachers.

Дар борам муаллиф

Абдуллоев Саъдй Абдукундузович

Муаллими калони кафедраи чамъиятшиносй

Коллечи тиббии шахри Хучанд

ба номи Ю.Б. Исхокй

735700, Ч,умхурии Точикистон, ш. Хучанд,

к. Ч,ура Зокир, 29

Об авторе

Абдуллоев Саади Абдукундузович Старший преподаватель кафедры обществоведение

Худжандский медицинский колледж имени Ю.Б. Исхоки

735700, Республика Таджикистан, г. Худжанд, ул. Джура Зокир, 29

About the author

Abdulloev Saadi Abdukunduzovich

Senior Lecturer of the Department of Social Science Khujand Medical College named after Y.B.Ishoki 735700, Republic of Tajikistan, Khujand, Jura Zokir st., 29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.