Научная статья на тему 'О СОСТОЯНИИ СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОМ ТАДЖИКИСТАНЕ В ГОДЫ ГОРБАЧЕВСКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ'

О СОСТОЯНИИ СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОМ ТАДЖИКИСТАНЕ В ГОДЫ ГОРБАЧЕВСКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перестройка / здравоохранение / подготовка кадров / медицинское образование / медицинское училище / учебный процесс / reconstruction / health care / personnel training / medical education / medical school / educational process

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдуллоев Саъди Абдукундузович

Рассматривается состояние подготовки медицинских кадров среднего звена на Севере Таджикистана в условиях перестройки общественно-экономических отношений в 1985-1991 гг. Осуществлен анализ системы подготовки кадров для медучреждений на примере Ленинабадского (Худжандского) медицинского училища. Обобщены данные по увеличению набора студентов, улучшению учебной базы, совершенствованию преподавательского коллектива училища. Констатировано, что творческая работа преподавателей была направлена на совершенствование форм и методов учебно-воспитательного процесса, изучение и распространение положительного опыта преподавания, повышение идейно-политического уровня педагогического мастерства педколлектива. Проанализирована деятельность педсоветов и совещаний при директоре медучилища, предметно-цикловых комиссий по укреплению материально-технической базы, совершенствованию учебно-методической работы, организации воспитательных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STATE OF SECONDARY SPECIAL MEDICAL EDUCATION IN NORTHERN TAJIKISTAN IN THE YEARS OF GORBACHEV'S RECONSTRUCTION

The article dwells on the state of training of mid-level medical personnel in the north of Tajikistan under the conditions of the reconstruction aimed at socio-economic relations in 1985-1991. The author of the article conducted an analysis beset with the personnel training system for medical institutions on the example of Leninabad (Khujand) medical school. In his article the author summarized the data concerned with increasing students` enrollment, the educational grounds improvement and teaching staff improvement at school. It was stressed that teachers` creativity was aimed at the improvement of forms and methods of the educational process, the study and dissemination of positive teaching experience, increasing ideological and political level of the teaching staff`s pedagogical skills. The author canvassed the activities of teachers` councils and meetings under the director of medical school, subject-cycle commissions to strengthen the material and technical grounds; the improvement of educational and methodological work and organization of educational activities being taken into account as well.

Текст научной работы на тему «О СОСТОЯНИИ СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОМ ТАДЖИКИСТАНЕ В ГОДЫ ГОРБАЧЕВСКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ»

5.6 (07 00 00) ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ 5.6 ИЛМ^ОИ ТАЪРИХ 5.6. HISTORICAL SCIENCES

5.6.1(07 00 02) ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 5.6.1 ТАЪРИХИ ВАТАН 5.6.1 HOME HISTORY

УДК: 930

DOI 10.24412/2413-2004-2023-1-5-12

О СОСТОЯНИИ СРЕДНЕ- Абдуллоев Саъди Абдукундузович, СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО соискатель кафедры истории

ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОМ таджикского народа религиоведения ТАДЖИКИСТАНЕ В ГОДЫ ТГУПБП (Худжанд, Таджикистан) ГОРБА ЧЕВСКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ

ДАР БОРАИВАЗЪИ ТАХСИЛОТИ Абдуллоев Саъди Абдукундузович, МИЁНАИ МАХСУСИ ТИББИ ДАР унвонцуи кафедраи таърихи халци

ТО ЦИКИСТОНИ ШИМОЛИДАР тоцик ва диншиносии ДДХрСТ СОЛХрИ БОЗСОЗИИ ГОРБА ЧЁВИ (Хуцанд, Тоцикистон)

ON THE STATE OF SECONDARY Abdulloyev Sa^di Abduqunduzovich, claimant SPECIAL MEDICAL ED UCA TION IN for candidate degree of the department of the NORTHERN TAJIKISTAN IN THE YEARS history of Tajik nation and religious studies OF GORBACHEV'S RECONSTRUCTION under the TSULBP (Khujand, Tajikistan)

E-MAIL: isomatdinov1961@mail.ru

Рассматривается состояние подготовки медицинских кадров среднего звена на Севере Таджикистана в условиях перестройки общественно-экономических отношений в 1985-1991 гг. Осуществлен анализ системы подготовки кадров для медучреждений на примере Ленинабадского (Худжандского) медицинского училища. Обобщены данные по увеличению набора студентов, улучшению учебной базы, совершенствованию преподавательского коллектива училища. Констатировано, что творческая работа преподавателей была направлена на совершенствование форм и методов учебно-воспитательного процесса, изучение и распространение положительного опыта преподавания, повышение идейно-политического уровня педагогического мастерства педколлектива. Проанализирована деятельность педсоветов и совещаний при директоре медучилища, предметно-цикловых комиссий по укреплению материально-технической базы, совершенствованию учебно-методической работы, организации воспитательных мероприятий.

Ключевые слова: перестройка, здравоохранение, подготовка кадров, медицинское образование, медицинское училище, учебный процесс

Вазъияти тайёр кардани кадруои дарацаи миёнаи тиббй дар шимоли Тоцикистон дар шароити бозсозии муносибатуои ицтимоию ицтисодии солуои 1985-1991 баррасй шудааст. Тащили низоми тайёр кардани кадруо дар муассисауои миёнаи тиббй дар мисоли омузишгоуи тиббии Ленинобод (Хуцанд) сурат гирифтааст. Масъалауои зиёд кардани цабули талабагон, беутар намудани базаи таълимй,такмил додани уайъати

педагогии омузишгоуи тибби ба риштаи таулил кашида шудаанд. Зикр шудаст, ки фаъолияти эцодии омузгорон ба такмили шаклу усулуои раванди таълим, омухтан ва паун кардани тацрибаи мусбати таълим, баланд бардоштани дарацаи гоявию сиёсии мауорати омузгории коллективи педагоги нигаронида шудааст. Фаъолияти Шурои педагоги ва мацлисуои назди директори омузишгоууои тибби, комиссияуои сиклию фанни оид ба таукими базаи моддию техники, беутар намудани кори таълимиву методи, ташкили кори тарбияви мавриди таулил царор гирифтааст.

Калидвожа^о: бозсози,тандурусти, тарбияи кадруо, таусилоти соуаи тиб, омузишгоуи

тибби, раванди таълим

The article dwells on the state of training of mid-level medical personnel in the north of Tajikistan under the conditions of the reconstruction aimed at socio-economic relations in 1985-1991. The author of the article conducted an analysis beset with the personnel training system for medical institutions on the example of Leninabad (Khujand) medical school. In his article the author summarized the data concerned with increasing students' enrollment, the educational grounds improvement and teaching staff improvement at school. It was stressed that teachers' creativity was aimed at the improvement of forms and methods of the educational process, the study and dissemination of positive teaching experience, increasing ideological and political level of the teaching staff s pedagogical skills. The author canvassed the activities of teachers' councils and meetings under the director of medical school, subject-cycle commissions to strengthen the material and technical grounds; the improvement of educational and methodological work and organization of educational activities being taken into account as well.

Key words: reconstruction, health care, personnel training, medical education, medical school,

educational process

В годы советской власти подготовка кадров среднего звена для учреждений здравоохранения осуществлялась в Таджикистане в средне-специальных учебных заведениях (ссузах) медицинского профиля. После начала горбачевской перестройки (с апреля 1985 г.), наряду с изменениями во всех сферах политической и социально -экономической жизни, преобразовательные меры осуществлялись и в сфере образования, в частности в системе подготовки кадров среднего звена медицинского профиля. Данный период в научной исторической литературе охарактеризован как переходный [7].

В системе среднего медицинского образования наметился ряд инновационных тенденций, которые были связаны, во-первых, с научно-техническим прогрессом, осуществляемым в масштабах СССР, в результате чего в медицине и фармацевтике внедрялись новшества научно-технического характера; во-вторых, с реформированием системы здравоохранения в целом, и в частности в системе подготовки кадров для медучреждений, для чего реализовывались государственные программы. В частности была принята государственная программа реформирования среднего профессионального образования в СССР: приказом Министерства образования СССР от 28 июня 1991г. «О введении высшего сестринского образования» в стране была положена основа для становления системы многоуровневого сестринского образования [3, с.12].

В конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия на территории Таджикской ССР функционировали 8 медицинских училищ, которые относились к категории ссузов. В 1990 году ежегодный план приёма учащихся в них составлял 3500 человек. Данное количество не удовлетворяло потребности республики в медицинских кадрах со средним

образованием. Этот вопрос был обсужден 17 мая 1990 года коллегией Минздрава республики, где обсуждался вопрос «О состоянии подготовки медицинских работников со средним образованием в Таджикской ССР». Указывалось, что низкой остается обеспеченность средними медработниками на 10 тысяч населения по регионам республики: в Хатлонской области -60,7; в Ленинабадской (ныне Согдийской) области -70,3; в Душанбе - 128,0; в Ленинском (ныне Рудакийском) районе - 82,2; в целом по республике - 71,7, тогда как среднесоюзный показатель составлял 116,9 [2, с.7]. Как видно из этих данных, только в г.Душанбе показатель был выше общесоюзного уровня.

Должность медика у населения всегда считалась популярной. К поступлению в учебные заведения медицинского профиля стремились многие выпускники средних школ. В рассматриваемый период популярность медицинских училищ Согдийской области, прежде всего Худжандского медучилища, оставалась высокой.

В годы перестройки директором Ленинабадского (Худжандского) медицинкого училища имени И.П. Павлова являлся Хамдам Кутбиддинович Рофиев. Его старания были направлены на увеличение набора учащихся, улучшение учебной базы, совершенствование преподавательского состава. Благодаря профессиональным и организаторским способностям Х.К. Рофиеву удалось мобилизовать коллектив педагогов и сотрудников училища на более результативную и творческую работу.

При выборе будущей профессии выпускники школ стабильно придерживались трех позиций: во-первых, абитуриенты исходили из того, что при завершении медицинского училища или колледжа они повысят социальный статус и материальное положение; во -вторых, выбор профессии медика способствует исполнению желания служить народу: в-третьих, в выборе профессии значительную роль играл фактор случайности. Вдобавок ко всему этому, профессия медика относится к одной из массовых интеллигентских профессий, в которой могут успешно реализовать себя и мужчины, и женщины. Все это вызывало у многих молодых лиц желание избрать профессию медицинского работника. Мотивацию выбора профессии медработника А. П. Василькова разъясняла реализацией стремления лечить людей, облегчить их страдания, возможностю оказывать медицинскую помощь себе и близким, престижностью профессии и пр.[5].

В Ленинабадском (Худжандском) медучилище работа приёмной комиссии организовывалась в соответствии с Положением о приёмной комиссии ссуза, утвержденным приказом Минздрава и ССО СССР № 165 от 14 марта 1986 года. В начале 90-х гг. конкурс во время вступительных экзаменов в медицинские училища был очень высоким. Так, в Ленинабадское медучилище в 1990-1991 учебном году при плане приёма учащихся по дневной форме обучения в количестве 810 человек, подали заявления 2 432 человека (3 заявления на 1 место). При наборе 8-классников, при плане приёма 150 человек подали заявления 542 (3,6 заявления на 1 место). На базе 10 классов, при плане набора 450 человек подали заявления 1520 (3,4 заявления на 1 место). На вечернее отделение при плане набора 210 человек подали заявления 218 [2, с.9].

В Ленинабадском медицинском училище на базе выпускников средних школ (т.е. окончивших десять классов) готовили медицинских работников среднего профиля по следующим специальностям: -акушерское дело; -лечебное дело; -лаборант-диагностик; - стоматолог-ортопед; -санитарное дело.

На базе 8 классов в основном готовили специалистов по санитарному делу.

В филиалах училища, которые функционировали начиная с 1975 года, ежегодно обучались 700-750 учащихся [6, с.11]. По данным архивных материалов, филиалы действовали в Айнинском (заведующий Самаров Шахоб), Матчинском (заведующий Махкамов Мумин), Ганчинском (ныне Деваштичский) районах (заведующий Назаров Шукур), в городах Пенджикенте (заведующий Хабибова Сарварой), Исфаре (заведующий Хамрокулов Абдуллатиф) и Кайраккуме (ныне Гулистон) (заведующий Хафизов Абдумалик). В областной клинической больнице, в городской больнице №1, в поликлинике №1 г. Худжанда готовили специалистов по санитарному делу. Начиная с 1987 года при ГОБ №1 и поликлинике №5, а также при инфекционной больнице, Худжандском кардиологическом диспансере функционировало и вечернее отделение [2, с. 36].

Учебный процесс велся в соответствии с учебными планами подготовки медицинских сестер. Согласно учебному плану, утвержденному в 1982 году, в медучилищах преподавались следующие дисциплины: общий уход за больными, внутренние болезни с основами патологии и уходом за больными, хирургические болезни с уходом за больными, детские болезни с уходом за детьми, акушерство и гинекология с уходом за больными, инфекционные болезни с уходом за больными и основами эпидемиологии, нервные и психические болезни с уходом за больными, кожные и венерические болезни с уходом за больными, уход за больными с заболеваниями глаза, уха, горла и носа, физиотерапия, массаж, ЛФК, начальная военно-медицинская подготовка, основы медицинской психологии, этики и деонтологии, охрана труда, основы реаниматологии и анестезиологии, а также предметы узкой специальности.

В конце 80-х гг. ХХ века в училище были приняты новые учебные планы. В соответствии с ними творческая работа преподавателей была направлена на совершенствование форм и методов учебно-воспитательного процесса, изучение и распространение положительного опыта преподавания, повышение идейно -политического уровня и педагогического мастерства педколлектива. Из преподавателей педагогическим мастерством, талантом, высокой эрудицией отличались Х.Р. Юсупова, С. А. Ашурбеков, А. И Маннонова, А. Абдуназаров, В.Т. Жила, А. Алешина, Л.Ф. Белозер, Н. Алиев [2, с. 2].

В 1988 г. был принят новый учебный план по специальности «Сестринское дело» [4]. Планировалось вести занятия по следующим основным дисциплинам: сестринское дело, терапия, хирургия с основами реанимации, педиатрия, акушерство и гинекология, инфекционные болезни с основами микробиологии и эпидемиологии, нервные и психические болезни с основами психологии, кожные и венерические болезни, специализация, начальная военно-медицинская подготовка.

В соответствии с новым учебным планом подготовки медицинских сестер особое внимание уделялось подготовке качественно нового сестринского персонала. На медсестер возлагалась обязанность пропагандировать среди населения здоровый образ жизни; вести профилактическую работу по выявлению заболеваний; участвовать в лечебном процессе; оказывать качественную доврачебную медицинскую помощь; осуществлять реабилитацию, уход за инвалидами, пожилыми людьми и т.д.

В Ленинабадском (Худжандском) медучилище на должном уровне была поставлена профориентационная работа. Для привлечения к учёбе в училище подготовленной молодёжи принимались некоторые меры. Из ведущих преподавателей и сотрудников назначались ответственные по проведению профориентационной работы. Все преподаватели училища закреплялись за школами. Преподаватели обеспечивались

папками, в которых содержались доклады, квалификационная характеристика каждой специальности, фотографии, красочно оформленные альбомы из жизни и деятельности училища, путевки. При посещении школ и учреждений здравоохранения преподаватели проводили беседы и лекции о профессии медработника. Организовывался день открытых дверей, когда в училище приходили будущие выпускники школ городов и районов области. В период приёма документов членами приёмной комиссии проводилось собеседование с поступающими на профориентационные темы. Это способствовало правильному выбору профессии.

В областной газете «Ленинабадская правда» обязательно печатались объявления (на таджикском и русском языках) о приеме учащихся в училище. Преподаватели выступали по радио, где сообщали информацию об училище. При училище для поступающих организовывались подготовительные курсы по русскому языку, химии и математике.

Состояние материально-технической базы медучилищ республики, в т.ч. Ленинабадского медучилища, не отвечало необходимым требованиям. В те годы в большинстве училищ занятия проводились в две смены, учебные комнаты и лаборатории не соответствовали установленным нормативам ни по качеству, ни по количеству. Специализированные кабинеты были оснащены старым оборудованием. Кабинеты филиалов зачастую находились на жилой площади.

Почти все медицинские училища республики испытывали серьезные трудности в укомплектовании штатными преподавателями, особенно по клиническим дисциплинам. Укомплектованность штатными преподавателями составляла всего 44%.

Из-за полной укомплектованности штатных врачебных должностей в базовых лечебно-профилактических учреждениях преподаватели медучилищ не могли совмещать педагогическую работу с лечебной, что снижало их профессиональный уровень. Все это отрицательно сказывалось на качестве подготовки медицинских работников среднего звена.

На педсоветах и совещаниях при директоре медучилища рассматривались важные вопросы, решение которых способствовало повышению качества подготовки специалистов. В 1989-1990 учебном году методическую работу в училище осуществляли 12 предметно-цикловых методических комиссий, в которые объединялись 72 штатных преподавателя. На заседаниях циклических комиссий обсуждались учебно -организационные и методические вопросы. В частности рассматривались результаты взаимопосещения текущих и открытых занятий, разрабатывались методические рекомендации, оценивалось качество подготовки дидактических материалов (схем и таблиц, раздаточного материала, вопросников, опорных конспектов, задачников, деловых игр и т.д.) Организовывались педагогические чтения на общую тему «Воспитание у учащихся гуманности и милосердия». Для молодых преподавателей организовывались специальные занятия по изучению методики преподавания и ведению учебной документации, посещались их занятиях с последующим анализом. В училище преподаватели проводили занятия с применением ТСО. Как отмечалось в отчете зам. директора по учебной работе Н.М. Мухитдинова, в течение учебного года 1025 занятий было проведено с применением технических средств обучения [2, с.3].

Следует отметить, что в те годы Худжандское медицинское училище имени И.В. Павлова являлось базовым учебным заведением Ленинабадской области. Оно было научно-методическим центром, где проводились мероприятия по апробации и распространению инновационных подходов к подготовке медицинских сестёр, акушеров, фельдшеров, зубных техников. В Худжандском медучилище велась подготовка кадров среднего звена по широкому спектру специальностей

здравоохранения на очень высоком научно-методическом уровне. Преподавательский состав уделял большое внимание этике сестринского дела и гуманитарным аспектам профессии медицинского работника.

Начиная с 1987 года руководство медучилища стало уделять внимание модернизации содержания образования: в учебный процесс успешно внедрялись информационные технологии, были приняты меры по внедрению новых предметов и курсов с учетом требований ситуации на рынке медицинских и фармацевтических услуг.

В середине 1980-х гг. в Согдийской области были созданы дополнительные самостоятельные медицинские училища. Это было обусловлено востребованностью медицинского труда в Таджикистане.

Вторым самостоятельным медицинским учебным заведением среднего специального профиля являлось Канибадамское медучилище, которое было образовано в соответствии с приказом управления здравоохранения Ленинабадской области от 7 декабря 1986 года за № 201. Первым директором Канибадамского медучилища являлся Джумабой Рахимбердиев. Официальное открытие Канибадамского медучилища состоялось 30 августа 1987 года.

При ХМУ действовали филиалы в различных городах и районах Ленинабадской области и в ряде медицинских учреждений Худжанда. В конце 1980-х гг. общее руководство филиалами было возложено на зав. филиалами медучилища Э.К. Олимова, который часто выезжал в Ганчинский, Зафарабадский районы, Ура-Тюбе, Кайраккум, Исфару и Матчинский район для оказания методической помощи филиалам, расположенным в этих городах и районах [1, с.104].

Согласно данным за 1990 год, работа профкома училища была направлена на социальную защиту преподавателей, сотрудников и учащихся. Под постоянным контролем находились 276 учащихся, проживающих на частных квартирах, 889 иногородним учащимся выдавались талоны на получение мяса, сахара, моющих средств. Путевки от профкома на санаторно-курортное лечение получили 8 учащихся, 120 учащихся были обеспечены талонами на диетическое питание [2, с. 5].

Был указан и ряд проблем и недостатков в деятельности училища: не все учебные базы имели комнаты для учащихся, не было налажено проведение медосмотра учащихся перед проведением учебно-производственной практики, не всегда выполнялись планы по организации открытых занятий, слабо велся контроль над качеством проведения воспитательных часов.

В медучилище важное внимание уделялось политико-воспитательной работе с учащимися. В начале учебного года первокурсникам назначались кураторы. Они начинали работу с составления планов, где в первую очередь учитывались мероприятия по адаптации и профориентации учащихся. В первый день обучения (1 сентября) проводились мероприятия, посвященные Дню знаний. В училище в первую неделю обучения проводились собрания с учащимися отделения, в которых принимали участие представители дирекции, общественных организаций.

Основные мероприятия воспитательного характера проводились с учащимися на воспитательных часах. Каждую среду в училище обязательно планировалось проведение в учебных группах политико-воспитательных часов. В это время обсуждалось участие учащихся на занятиях, их успеваемость, посещение ими библиотек, обеспеченность учебниками, жилищно -бытовые условия учащихся, проживающих в общежитиях и на частных квартирах. Кураторы обязательно посещали

частные квартиры с целью обследования жилищно -бытовых условий учащихся и составляли акты.

Кураторы и преподаватели отдельных дисциплин, часто посещая библиотеку училища, анализировали обеспеченность библиотеки учебниками, давали рекомендации по приобретению новых книг, прежде всего книг учебно -методического характера.

Особое внимание уделялось спортивно-массовой работе. При училище функционировали различные спортивные кружки и секции, занятия которых регулярно проводились два раза в неделю. В начале 90-х гг. при училище функционировали спортивные секции по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, настольному теннису. В секции были привлечены 86 человек: в секцию легкой атлетики - 18 человек, волейбола-20, баскетбола - 20, в секцию настольного тенниса - 16, в шахматную секцию - 12 [2, с.12]. Учащиеся активно участвовали в различных соревнованиях. Так, в 1990 году команда баскетболистов заняла 1 -е место в областных соревнованиях, шахматистки училища также стали победителями областных соревнований, команда волейболистов училища заняла 3-е место в городских соревнованиях.

Мероприятия политико-воспитательного, культурно-массового и спортивного характера были направлены на гармонизацию и демократизацию воспитательного процесса, формирование культуры межнациональных отношений, поднятие национального самосознания, воспитание интернационализма, сознательного, творческого отношения к труду, здоровью личности. Преподаватели часто посещали общежития учащихся, где проводилась целенаправленная, планомерная политико-воспитательная работа.

Таким образом, в годы горбачевской перестройки в подготовке среднего медперсонала в существовавших медицинских училищах республики произошло много перемен. В истории Худжандского медучилища как в зеркале отразилась сначала перестройка, а затем переход к новым, рыночным отношениям. Выпускники училища были востребованы, стали работать на должностях, соответствующих их квалификации, во всех лечебно-профилактических учреждениях города и республики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ:

1. Государственный архив Согдийской области (ГАСО).- Ф.292. - Оп.6.- Ед.хр.116. Л.104.

2. ГАСО.-Ф.292.-Оп.6.- Ед.хр.117. Л.2,3,5,7,9,12,36.

3. Зюлин В. В. Государственная политика Российской Федерации в области среднего медицинского и фармацевтического образования (конец 1980-х - 2005 гг.): автореф. дисс. канд. ист. наук / В. В.Зюлин. - Москва, 2008. - 18 с.

4. История развития сестринского дела // https://www.dentoday.ru /products /01809.php (дата обращения: 01.09.2022).

5. Мотивы выбора профессии медицинской сестры// https://cyberleninka.ru /article/n /motivy-vybora-professii-meditsinskoy-sestry (дата обращения: 01.09.2022).

6. Рауимов Т.К., Рацабова М. Коллеци тиббии Хуцанд ба номи академик И.П. Павлов / Т.К. Рауимов, М. Рацабова. - Хуцанд, 2012. - 20 с.

7. Тамаш Краус. Перестройка и передел собственности в Советском Союзе: политические трактовки и исторические свидетельства / https://scepsis. net/ library /id_2612.html (дата обращения: 01.09.2022).

REFERENCES:

1. State archive of Sughd region (SASR). - F. 292. - Inv.6. - Sheet116. Case.104.

2. SASR. - File 292. - Inv. 6. - Sheet 117. Cases 2,3,5,7,9,12,3 6.

3. Zyulin V. V. State policy of the Russian Federation in the field of secondary medical and pharmaceutical formation (referring to the late of 1980-ies - 2005): synopsis of candidate dissertation in history / V.V. Zyulin. -M., 2008. - 18p.

4. The history of nursing development // https://www.dentoday.ru/products/01809.php (the date of appeal: 09/01/2022).

5. Motives for choosing a nursing profession // https://cyberleninka.ru /article/n /motivy-vybora-professii-meditsinskoy-sestry (the date of appeal: 09/01/2022).

6. Rahimov, T.K. Rajabov M. Khujand medical college named after academician I.P. Pavlov / T.K. Rahimov, M. Rajabov. - Khujand, 2012. - 20p.

7. Tomas Kraus. Reconstruction and redistribution of property in the Soviet Union: political interpretations and historical evidence / https://scepsis. net/library/id_2612.html (the date of appeal: 09/01/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.