64
Международный журнал
4. Бодрунов С.Д. Ноономика. М.: Культурная революция, 2018. 432 с.
5. Добрынин А.И., Ивлева Е.С., Плотников В.А. Социально-экономические программы роста экономики и качества жизни // Экономика и управление. 2006. № 1 (22). С. 23-30.
6. Бабич Т.Н., Положенцева Ю.С., Папова Л.В., Чернышов И.А. Особенности трансформации экспортно--импортных отношений в условиях санкционного давления // Вестник Академии знаний. 2022. № 52 (5). С. 30-36.
7. Плотников А.В. Пути преодоления современного санкционного кризиса в России // Экономическое возрождение России. 2022. № 4 (74). С. 132-138.
8. Плотников В.А. Перспективы экономического развития в условиях постнормальности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 6 (138). С. 15-21.
9. Цехомский Н.В. Инвестиционная поддержка промышленного развития в условиях санкций // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2022. № 4 (54). С. 5-9.
10. Зубатов М.А. Проблемы и перспективы развития рынка медицинских услуг // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения: сборник научных статей 13-ой Международной научно-практической конференции (23-24 июня 2023 года), Фин. ун-т при Правительстве РФ, в 2-х томах, Том 1. Курск: Фин. ун-т при Правительстве РФ, Курский ф-л, 2023. С. 375-378.
11. Крестьянинова О.Г. Исследование сущности медицинских услуг как экономической категории // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 3 (117). С. 155-160.
12. Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Положенцева Ю.С., Некипелова А.С. Дифференциация регионов в соответствии с фазами развития: модифицированная методика оценки структурного цикла // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 15-19.
13. Вертакова Ю.В., Пожидаев С.Ю., Арцыбашева В.О., Яи Лю. Экономико-математическая оценка влияния инвестиционной деятельности на пространственное развитие региона // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 13. № 4. С. 123-134.
14. Мороз Н.А., Плотников В.А. Дифференциация российского экономического пространства как фактор обеспечения экономической безопасности // Экономика и управление. 2018. № 1 (147). С. 70-78.
15. Крестьянинова О.Г. Медицинский туризм: сущность и перспективы развития // Технико-технологические проблемы сервиса. 2019. № 3 (49). С. 66-69.
16. Швец Ю.Ю. Поиск взаимосвязи между экономической безопасностью и показателями здравоохранения // Горизонты экономики. 2023. № 1 (74). С. 53-61.
17. Швец Ю.Ю. Применение робастного анализа как инструмента мониторинга социально-экономической безопасности территории в сфере здравоохранения // Друкеровский вестник. 2023. № 4 (54). С. 209-225.
18. Рагозин А.В. Теневая экономика - первоисточник платности в общественном здравоохранении // Медвестник. 05.09.2023. URL: https://medvestnik.ru/content/articles/ Tene-vaya-ekonomika-pervoistochnik-platnosti-v-obshestvennom-zdravoohranenii.html.
19. Состав денежных доходов и расходов населения Санкт-Петербурга / Петростат, 2023. URL: https://78.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ДенежньIе0/o20доходьI_40(4).pdf.
20. О ситуации на потребительском рынке услуг в Санкт-Петербурге в 2021 году: экономический доклад / Петростат. СПб., 2022. 14 с.
21. О ситуации на потребительском рынке услуг в Санкт-Петербурге в 2022 году: экономический доклад / Петростат. СПб., 2023. 14 с.
22. Сахарова С.М., Репичев А.И., Адаменко А.А. Концепция стратегического публичного управления в современных условиях // Вестник Академии знаний. 2022. № 52 (5). С. 228-235.
EDN: WFRHVJ
Е.В. Белюсова - к.э.н, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
E. V. Belyusova - candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department of Regional, Municipal Economics and Management, Ural State Economic University, Yekaterinburg, Russia;
А.Н. Пестряков - к.т.н, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
A.N. Pestryakov - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Regional, Municipal Economics and Management, Ural State Economic University, Yekaterinburg, Russia.
К ВОПРОСУ О ПРИНЯТИИ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЬЕ ON THE ISSUE OF ACCEPTING POOR CITIZENS FOR REGISTRATION AS THOSE IN NEED OF HOUSING
Аннотация. Статья посвящена анализу подходов в регионе к оценке имущественного положения граждан в целях отнесения к категории малоимущих и ведению жилищного учета таких граждан, рассмотрены вопросы установления механизма порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан с указанной целью, исследованы этапы принятия на жилищный учет, проанализирована динамика очередности малоимущих граждан в муниципалитете, изучены факторы ее определяющие. Проанализировано содержание нормативно-правовой базы, регламентирующей осуществление жилищного учета малоимущих граждан. Обоснована целесообразность включения в систему жилищного учета в 2005 году не только собственно оценки обеспеченности жилой площадью, но и расчета имущественного положения граждан, явившееся следствием пространственного проявления процесса имущественного расслоения населения в результате рыночных преобразований. Даны предложения по совершенствованию жилищного обеспечения малоимущих граждан. Анализ произведен на примере Свердловской области и муниципального образования «город Екатеринбург».
Abstract. The article is devoted to the analysis of approaches in the region to assessing the property status of citizens in order to classify them as low-income and maintaining housing records of such citizens, considers the issues of establishing a mechanism for determining the amount of income and the value of citizens' property for this purpose, examines the stages of acceptance for housing registration, analyzes the dynamics of the priority order low-income citizens in the municipality, its determining factors have been studied. The content of the legal framework regulating the implementation of housing registration of low-income citizens is analyzed. The expediency of including into the housing accounting system in 2005 not only the actual assessment of the provision of living space, but also the calculation of the property status of citizens, which was a consequence of the spatial manifestation of the process of property stratification of the population as a result of market transformations, is substantiated. Proposals are given to improve housing provision for low-income citizens. The analysis was carried out using the example of the Sverdlovsk region and the municipal formation city of Yekaterinburg.
Ключевые слова: малоимущие граждане, жилищный учет, муниципальная очередь, оценка имущественного положения.
Keywords: low-income citizens, housing registration, municipal queue, assessment of property status.
Несмотря на то, что современные рыночные реалии предполагают активные действия граждан, направленные на повышение своей жилищной обеспеченности, в жилищной сфере продолжает использоваться такой инструмент как получение социального жилья в отношении отдельных категорий граждан [33].
Анализ Конституции РФ [24] и Жилищного кодекса РФ [3] свидетельствует о том, что преобладающей формой роста жилищной обеспеченности малоимущих слоев населения является получение жилья по договору социального найма [27].
Дефиниция «малоимущие лица» возникла в жилищной сфере с принятием Жилищного кодекса РФ (2005 год), который предлагает следующий алгоритм отнесения граждан к числу малоимущих и включению последних в жилищную очередь [23, 27, 33]:
1) отнесение гражданина к категории малоимущих исходя из уровня дохода и стоимости подлежащего налогообложению имущества;
2) низкий уровень жилищной обеспеченности в сравнении с нормативно закрепленными критериями.
Методики выявления малоимущих лиц и их включения в жилищную очередь устанавливается специальными
региональными законами, тем самым порождая дифференциацию подходов в каждом субъекте РФ [25, 26].
Собственно же признание граждан малоимущими и их постановка на учет производится муниципальными органами по правилам, закрепленным в региональных законах.
Установление взаимосвязи между доходами населения и стоимостью имущества с возможностью получения бесплатного жилья, введенное Жилищным кодексом РФ, стало новеллой в системе жилищного обеспечения.
Естественно-гуманитарные исследования № 6 (50), 2023_65
Хотя несколько бессистемные попытки установить подобную корреляцию предпринимались в законодательстве и ранее, но практического применения не имели.
В частности, редакция областного закона [4], прекратившая свое действие в декабре 2004 года, к числу категорий граждан, претендующих на включение в жилищную очередь, относила лиц, имеющих в расчете на каждого члена семьи доходы ниже уровня, устанавливаемого Правительством Свердловской области, и не имеющих недвижимого или иного имущества, подлежащего государственной регистрации, стоимостью свыше тысячекратного минимального размера заработной платы. При этом данная норма являлась не подлежащей применению до введения нового Жилищного кодекса РФ.
Включение в систему жилищного учета в 2005 году не только собственно оценки обеспеченности жилой площадью, но и расчета имущественного положения граждан, явилось следствием дифференцирования жилищной обеспеченности в ходе разделения имущественного положения в результате рыночных преобразований.
Так, как показано в статье [2], оценка зависимости между площадью занимаемого жилья и финансовым положением семей, проведенная среди рядка российских городов в 1993-1994 годах, продемонстрировала следующую картину: порядка 85-90 % семей, имея весьма различный уровень финансовой обеспеченности занимали сходное по размеру жилье, лишь 5-10 % населения с самыми низкими доходами и 5 % семей с самым высоким уровнем благосостояния были обеспечены жильем соответственно немного ниже или чуть выше среднего.
Приведенная структура наглядно свидетельствовала, что в начале 1990-х годов какая-либо конвергенция между уровнем жилищной обеспеченности и финансовым положением населения в России практически не наблюдалась.
Согласно данным, приведенным по Свердловской области [1], к 2003 году подобная аддикция выглядела иначе. Так, обеспеченность жильем менее 9 кв.м была характерна для 22 % самых неимущих семей. Среди 10 % семей с самыми высокими дохода лишь 7 % от их числа были занимали жилые помещение из расчета менее 15 кв.м на человека, а среди семей с самыми низкими доходами в жилье из расчета менее 15 кв.м занимали более 60; таких семей. Критерию жилищной обеспеченности более 30 кв.м на человека корригировали 27 % самых финансово обеспеченных семей и 6 % самых бедных. Все это послужило основой для установления нового порядка ведения жилищного учета. Рассмотрим данный порядок на примере Свердловской области.
В настоящее время в Свердловской области на региональном уровне закреплены подходы к оценке муниципальными органами имущественного положения граждан в целях отнесения к категории малоимущих и ведению жилищного учета таких граждан [5, 6].
Указанными документами устанавливается порядок организации учета, принятия решения о признании граждан и членов их семей малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, определяется перечень документов, предоставляемых гражданами, и информация, запрашиваемая муниципальными органами.
Основой для разработки таких подходов послужили методические рекомендации для региональных и муниципальных органов, разработанные Министерством регионального развития РФ [32].
Рассмотрение вопроса о принятии граждан на жилищный учет в муниципалитетах Свердловской области включают в себя следующие этапы:
1) запрос в налоговых органах, органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество, органах технической инвентаризации, информации о стоимости имущества, являющегося предметом налогообложения налогом на имущество физических лиц, земельным налогом, в государственных и муниципальных - о признании помещения непригодным для проживания, дома аварийным (в случае, если в заявлении о принятии на учет отражена данная информация);
2) анализ и выявление обстоятельств, приведших к ухудшению жилищных условий, в течение последних пяти лет;
3) проверка наличия оснований для признания граждан нуждающимися в жилье.
Такие основания поименованы в статье 51 Жилищного кодекса РФ, одним из которых является обеспеченность заявителя жильем менее учетной нормы, которая в Екатеринбурге, начиная с 2005 года, составляет 10 кв.м на человека;
4) осуществление расчетов, необходимых для установления наличия (отсутствия) оснований для отнесения к числу малообеспеченных лиц.
По результатам четырех этапов рассмотрения заявлений граждан муниципальные органы принимают решение о постановке в очередь или отказе постановки в очередь. При этом, если на втором или третьем этапе выявлены основания для отказа в принятии на жилищный учет, третий и (или) четвертый этапы не проводятся. И это правильно, поскольку третий и, особенно, четвертый этапы оказываются самыми сложными.
Отнесение заявителей к числу неимущих лиц осуществляется по следующему алгоритму:
1) определяется суммарный размер дохода и стоимости подлежащего налогообложению имущества;
2) определяется сумма величин прожиточного минимума на душу населения Свердловской области, с коэффициентом 2, утвержденных региональными властями, за 36 месяцев, предшествующих январю года, в котором подано заявление о постановке на жилищный учет;
3) вычисляется разность между суммарной величиной размера дохода и стоимости имущества и определенным согласно методики прожиточным минимумом;
4) определятся общая площадь жилого помещения, которое предоставляется потенциальному очереднику (либо его семье) исходя из установленной в муниципалитете нормы предоставления, в Екатеринбурге при-
66
Международный журнал
меняется критерий из расчета 16 кв.м общей площади жилого помещения на человека;
5) устанавливается гипотетическая стоимость жилого помещения, которое может быть предоставлено потенциальному очереднику (либо его семье) исходя из установленной в муниципалитете нормы предоставления и стоимости 1 кв.м жилого помещения, сложившейся в границах населенного пункта. Такую стоимость муниципальные органы рассчитывают на основании статистических данных о динамике цен на жилье и ежеквартально утверждают муниципальным актом;
6) вычисляют 18 процентов от гипотетической стоимости жилого помещения;
7) вычисляют разность величин, полученных в результате вычислений, приведенных в пунктах 3) и 6).
В случае, если по результатам расчетов образуется отрицательная величина, то заявителя смело можно относить к числу малоимущих лиц.
Необходимо отметить, что все вышеназванные показатели рассчитываются в зависимости от состава семьи заявителя.
В крупнейшем муниципальном образовании Свердловской области - Екатеринбурге - жилищный учет малоимущих начал осуществляться с 2006 года, после принятия необходимой нормативной базы на муниципальном уровне [28-30], которая урегулировала органы в структуре местной власти, уполномоченные на осуществление такого учета, порядок определения рыночной стоимости транспортных средств, находящихся в распоряжении граждан, порядок проверки сведений, представленных заявителями, порядок обновления списков очередников, порядок определения стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, учетную норму площади жилья и ному предоставления жилья и так далее.
С 2012 года, следуя логике законодательства о муниципальных и государственных услугах, постановка на жилищный учет таких граждан осуществляется в рамках муниципальной услуги [31].
Справки для постановки на жилищный учет, собирается гражданами по принципу «одного окна» через многофункциональные центры, часть документов муниципальные органы запрашивают сами.
Динамика числа малоимущих граждан, состоящих на жилищном учете в 2006-2022 годах, представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Сведения о принятии малоимущих граждан на учет нуждающихся в жилье в Екатеринбурге
в 2005-2022 годах [7-22]
Наименование показателя 2005 2006 2007 2008 9 о о 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
1. Количество семей граждан, состоящих на 18073 17029 15349 10853
учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам соци- ю 00 ю 17051 т ю т о 6 36 00 40 гп т § 11387 10251 9438 8803
ального найма, семей
2. Количество малоимущих граждан, состоящих
на учете в качестве нуждающихся в жилых 0 Я (Я о сч 8 о Я — 3 9 т 6 о 8
помещениях, предоставляемых по договорам т — — — — — — — — — — — —
социального найма, семей
3. Удельный вес, малоимущих граждан, состоя-
щих на учете в качестве нуждающихся в жилых СЛ о" СЛ СЛ ю сл °9 оо" о9 9 7 3 8 6
помещениях, предоставляемых по договорам 5 00 о —
социального найма, в общем числе муниципаль-
ных очередников, %
Как видно из анализа данной таблицы, начиная с внедрения изменившейся системы жилищного учета до 2020 года, наблюдается неуклонный рост числа малоимущих граждан, состоящих на жилищном учете. Лишь в последние два года отмечена несколько отрицательная динамика данного показателя, что обусловлено мероприятиями, проводимыми муниципальными органами, по инвентаризации очередности.
Наблюдается и неуклонный рост доли малоимущих граждан в общем числе очередников с 0,3 % в 2006 году до 13,6 % в 2022 году. Интересно, что подобная динамика происходит на фоне систематического сокращения общей очередности, сформировавшейся в бытность Жилищного кодекса РСФСР, когда при постановке в очередь проверка имущественного положения не осуществлялась. Данное обстоятельство является прямым следствием ужесточения системы жилищного учета, поскольку в современный период для включения в очередь необходимо подтвердить помимо недостатка жилой площади, еще и низкий уровень благосостояния.
В свою очередь, усложнились и критерии оценки собственно жилищной обеспеченности: так, если до 2005 год действовала единая по всей Свердловской области учетная норма в размере 15 кв. м на человека, то после 2005 года - ее размер по городу Екатеринбургу составил 10 кв. м на человека.
Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что система жилищного учета малоимущих граждан в Свердловской области и, в частности, в Екатеринбурге является сформированной и достаточно полно разработанной. Но нельзя забывать, что жилищный учет малоимущих граждан не является самоцелью. Цель - это предоставление жилья таким граждан. На практике же предоставление жилья таким гражданам происходит в очень длительный срок, что связано с ограниченностью фонда социального жилья, находящегося в распоряжении муниципалитетов, и нехваткой средств в местных бюджетах для пополнения такого фонда.
В качестве механизма разрешения данной проблемы представляется правильным проработать вопрос на законодательном уровне о предоставлении финансовой поддержки из региональных бюджетов местным бюджетам для формирования фонда муниципального жилья.
Естественно-гуманитарные исследования № 6 (50), 2023
67
Источники:
Белюсова Е.В. Тенденции формирования и развития локального рынка жилья в крупнейшем городе / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических
наук / Уральский государственный экономический университет. - Екатеринбург. - 2006. - 200 с.
Гузанова А. Потребности и спрос на жилье в крупнейших российских городах // Вопросы экономики. - 1994. - № 10.
Жилищный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 11.12.2023).
Закон Свердловской области от 04.05.1995 № 14-ОЗ «О предоставлении жилища в Свердловской области» [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 11.12.2023).
Закон Свердловской области от 22.07.2005 № 96-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 11.12.2023). Закон Свердловской области от 22.07.2005 № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 11.12.2023).
году // 2022,
«город Екатеринбург» в 2020 году // 2021,
«город Екатеринбург» в 2019 году // 2020,
«город Екатеринбург» в 2018 году // 2019,
«город Екатеринбург» в 2015 году // 2016,
«город Екатеринбург» в 2014 году // 2015,
«город Екатеринбург» в 2013 году // 2014,
«город Екатеринбург» в 2012 году // 2013,
«город Екатеринбург» в 2011 году // 2012,
«город Екатеринбург» в 2010 году // 2011,
URL:
URL:
URL:
URL:
URL:
URL:
URL:
URL:
URL:
URL:
«город Екатеринбург» в 2009 году // 2010, URL: «город Екатеринбург» в 2008 году // 2009, URL:
Шр$://екатеринбург.рф/для рабо-Шр$://екатеринбург.рф/для рабо-Шр$://екатеринбург.рф/для рабо-Шр$://екатеринбург.рф/для рабо-Шр$://екатеринбург.рф/для рабо-Шр$://екатеринбург.рф/для рабо-Шр$://екатеринбург.рф/для рабо-Шр$://екатеринбург.рф/для рабо-Шр$://екатеринбург.рф/для рабо-Шр$://екатеринбург.рф/для рабо-Шр$://екатеринбург.рф/для рабо-Шр$://екатеринбург.рф/для рабо-Шр$://екатеринбург.рф/для рабо-Шр$://екатеринбург.рф/для рабо-Шр$://екатеринбург.рф/для рабо-Шр$://екатеринбург.рф/для рабо-
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в 2022 году // 2023, URL: ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 04.10.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в 2021 ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 04.10.2023). Итоги социально-экономического развития муниципального ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 04.10.2023). Итоги социально-экономического развития муниципального ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 04.10.2023). Итоги социально-экономического развития муниципального ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 04.10.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в 2017 году // 2018, URL: ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 04.10.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в 2016 году // 2017, URL: ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 04.10.2023). Итоги социально-экономического развития муниципального ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023). Итоги социально-экономического развития муниципального ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023). Итоги социально-экономического развития муниципального ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023). Итоги социально-экономического развития муниципального ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023). Итоги социально-экономического развития муниципального ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023). Итоги социально-экономического развития муниципального ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023). Итоги социально-экономического развития муниципального ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023). Итоги социально-экономического развития муниципального ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в 2007 году // 2008, URL: ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023).
Казакова Г.В., Лонская С.В. Некоторые проблемы порядка признания гражданина малоимущим в целях получения им жилого помещения по договору социального найма // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2012. - № 3. - С. 159 -166 // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/aгticle/n/nekotorye-problemy-poryadka-priznaniya-grazhdanLna-maloimuschLm-tselyah-poluchenLya-im-zhLlogo-pomeschenLya-ро-dogovoru-sotsialnogo (дата обращения: 11.12.2023).
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 11.12.2023).
Максименко А.В. Предоставление жилого помещения по договору социального найма // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2011. - № 2. - С. 15 - 19 // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predostavleme- zhilogo- pomescheniya- po- dogovoru- sotsialnogo-nayma (дата обращения: 11.12.2023).
Максименко А.В., Озеров И.Н. Предоставление социального жилья в условиях постиндустриального общества // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2014. - № 2 (1). - С. 109 - 113 // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article /n / predostavlenie- sotsialnogo- zhilya-v-usloviyah-postindustrialnogo-obschestva (дата обращения 11.12.2023).
Масленникова Л.В., Косенко В.О. Признание граждан малоимущими в целях постановки на их учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по законодательству Краснодарского края // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - №100(06). - С. 1 - 17 //Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priznanie-grazhdan- maloimuschimi- v- tselyah- postanovki-ih-na-uchet-v-kachestve-nuzhdayuschihsya-v-zhilyh-pomescheniyah-po-zakonodatelstvu (дата обращения: 11.12.2023).
Постановление Главы города Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 11.12.2023). Постановление Главы Екатеринбурга от 26.06.2006 № 568 «Об организации работы по признанию граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования «город Екатеринбург» [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 11.12.2023).
Постановление Главы Екатеринбурга от 26.06.2006 № 569 «О мерах по организации ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на территории муниципального образования «город Екатеринбург» » [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 11.12.2023).
Постановление Администрации города Екатеринбурга от 02.07.2012 № 2863 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 11.12.2023).
Приказ Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 № 17 «Об утверждении методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 11.12.2023).
Селиванова Е.С., Мяконькая Т.А. Основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма жилого помещения: направления совершенствования жилищного законодательства // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. - 2019. - Т. 6. - № 3. - С. 77-83. DOI: 10.23683/2313-61382019-6-3-12 // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-i-poryadok-predostavleniya-zhilyh-pomescheniy-po-dogovoru-sotsialnogo-nayma-zhilogo-pomescheniya-napravleniya (дата обращения: 11.12.2023).
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
26
27
28
29
30
31
32
33