Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ДОГОВОРА СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА'

ПОНЯТИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ДОГОВОРА СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1675
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА / CONTRACT OF SOCIAL HIRING / ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ / LIVING QUARTERS / УЧЕТ НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ / ACCOUNTING FOR PEOPLE IN NEED OF BETTER HOUSING CONDITIONS / ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CONCLUSION / ИЗМЕНЕНИЕ / CHANGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дамбаева Изабелла Владимировна, Курманбаев Мелис Мажитович

В статье рассматривается договор социального найма, который обладает неоднозначной правовой природой. Анализируются особенности договора социального найма жилого помещения, проводится разграничение его с договором найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Раскрываются условия для постановки граждан на учет для нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядок заключения и изменения договора социального найма. Анализируя правовую природу и значение договора социального найма, на основе норм действующего законодательства и судебной практики, авторы приходят к выводу, что социальный наем остается единственным доступным способом решения жилищной проблемы малоимущих граждан, нуждающихся в жилище.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дамбаева Изабелла Владимировна, Курманбаев Мелис Мажитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT, CONCLUSION AND CHANGE OF THE CONTRACT OF SOCIAL HIRING

In the article viewed the contract of social hiring, that has an ambiguous legal nature. It analyzed the features of the contract of social hiring of a living quarters, its distinction is made with the contract of hiring a dwelling premise of a social housing stock. It disclosed the conditions for registering of citizens for according for people in need of better housing conditions, the procedure of concluding and changing of the contract of social hiring. Analyzing the legal nature and significance of the contract of social hiring, on the basis of the norms of the current legislation and judicial practice, the author comes to the conclusion that social hiring remains the only available way of solving the housing problem of needy citizens in need of housing.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ДОГОВОРА СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА»

1. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd: Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ / (red. ot 29.07.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. № 14. st. 1652.

2. O zakupkah tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskih lic: Federal'nyj zon ot 18.07.2011 № 223-FZ (red. ot 07.06.2017) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 30 (ch. 1). st. 4571.

3. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 05.12.2017) // Rossijskaya gazeta. 2001. 31 dekabrya. № 256,

4. O poryadke razrabotki tipovyh kontraktov, tipovyh uslovij kontraktov, a takzhe o sluchayah i usloviyah ih primeneniya: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 2 iyulya 2014 g. № 606 / Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 iyulya 2014 g. № 28 st. 4053.

5. Ob utverzhdenii Pravil podgotovki normativnyh pravovyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti i ih gosudarstvennoj registracii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13.08.1997 № 1009 (red. ot 31.07.2017) // Rossijskaya gazeta. 1997. 21 avgusta. № 161.

6. Ob utverzhdenii tipovyh uslovij kontraktov, predusmatrivayushchih privlechenie k ispolneniyu kontraktov subpodryadchikov, soispolnitelej iz chisla sub"ektov malogo predprinimatel'stva, social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.12.2016 № 1466 (red. ot 07.10.2017) / [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612270012.

7. O raz"yasnenii polozhenij Federal'nogo zakona ot 5 aprelya 2013 g. № 44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd: Pis'mo Ministerstva ehkonomicheskogo razvitiya RF ot 27 sentyabrya 2016 g. № D28i-2543 / [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://goszakaz.gov-murman.ru/documents/npa44/2543.pdf.

8. Golovshchinskij K.I., SHamrin A.T. Osnovnye napravleniya sozdaniya i razvitiya kompleksnoj federal'noj kontraktnoj sistemy v Rossijskoj Federacii : preprint WP8/2011/02. M.: Izd. dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2011. 60 s.

9. Koroleva M.A. Primenenie zarubezhnogo opyta v otechestvennoj praktike razmeshcheniya gosudarstvennogo zakaza: [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/34306/1/urrr_2015_136.pdf .

МУСТАФИН РАФАЭЛЬ ФАИЛЬЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса и международного права, Кубанский государственный университет.

МУСТАФИНА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры земельного, трудового и экологического права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина. ПЕРЕДРИЙ ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА - старший преподаватель кафедры гражданского процесса и международного права, Кубанский государственный университет.

MUSTAFIN, RAFAEL F. - Ph.D. in Law, Department of civil procedure and international law, Kuban state University (mustafinrf@yandex. ru).

MUSTAFINA, SVETLANA A. - Ph.D. in Law, Senior Lecturer, Department of land, labor and environmental law, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin (grisertel666@yandex.ru).

PEREDRIJ, TATJYANA E. - Senior Lecturer, Department of civil process and international law, Kuban state University (mustafinrf@yandex.ru).

УДК 347.254

ДАМБАЕВА И.В., КУРМАНБАЕВ М.М. ПОНЯТИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ДОГОВОРА СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА

Ключевые слова: договор социального найма, жилое помещение, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, заключение, изменение.

В статье рассматривается договор социального найма, который обладает неоднозначной правовой природой. Анализируются особенности договора социального найма жилого помещения, проводится разграничение его с договором найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Раскрываются условия для постановки граждан на учет для нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядок заключения и изменения договора социального найма. Анализируя правовую природу и значение договора социального найма, на основе норм действующего законодательства и судебной практики, авторы приходят к выводу, что социальный наем остается единственным доступным способом решения жилищной проблемы малоимущих граждан, нуждающихся в жилище.

DAMBAEVA, I.V., KURMANBAEV, M M. CONCEPT, CONCLUSION AND CHANGE OF THE CONTRACT OF SOCIAL HIRING

Keywords: contract of social hiring, living quarters, accounting for people in need of better housing conditions, conclusion, change.

In the article viewed the contract of social hiring, that has an ambiguous legal nature. It analyzed the features of the contract of social hiring of a living quarters, its distinction is made with the contract of hiring a dwelling premise of a social housing stock. It disclosed the conditions for registering of citizens for according for people in need of better housing conditions, the procedure of concluding and changing of the contract of social hiring. Analyzing the legal nature and significance of the contract of social hiring, on the basis of the norms of the current legislation and judicial practice, the author comes to the conclusion that social hiring remains the only available way of solving the housing problem of needy citizens in need of housing.

С переходом к рыночным отношениям в экономике государство признало жилье не только социальным благом, но и товаром. Жилое помещение является объектом гражданских прав, при этом ГК РФ указывает его как объект недвижимости в ст. 130 [1; 2].

Внедряя новые формы удовлетворения жилищных потребностей граждан в условиях рыночной экономики (приватизация, приобретение готового жилья на первичном и вторичном рынке, участие в долевом строительстве, ипотечное кредитование и др.),

государство стремится решить жилищный вопрос. Но, несмотря на предпринимаемые государством шаги, для значительной части населения страны единственным способом решения жилищной проблемы остается социальный наем.

Отсутствие в России эффективных и «недорогих» способов улучшения жилищных условий вынудило законодателя предусмотреть в новом ЖК, помимо критерия нуждаемости в «квадратных метрах», и нормы о малоимущности, что в условиях рыночной экономики представляется логичным. В ГК РФ в ст. 672 [3] договор социального найма жилого помещения урегулирован как вид договора, противостоящий коммерческому найму.

Договор социального найма имеет много общих черт с договором найма жилого помещения в государственном и общественном жилищном фонде, имевший место в ЖК РСФСР [4], посредством которого обеспечивалась потребность в жилье всех нуждающихся, независимо от их имущественного положения [5, с.181]. Действующая ныне аналогичная конструкция ориентирована не только на тех, кто нуждается в жилье, но и на тех, кого ЖК РФ относит к малоимущим. Согласно ст. 60 ЖК РФ [6], данный договор представляет собой одну из вариаций договора найма жилого помещения [7, с.167]. Наиболее близкой к рассматриваемому договору является договор найма жилого помещения в жилищном фонде социального использования, введенный ФЗ №217-ФЗ [8]. Существенным отличием такого договора от договора социального найма является то, что на стороне наймодателя могут выступать как органы публично-правовых образований, так и собственники частного жилищного фонда. Для заключения такого договора не требуется признание гражданина малоимущим, а это значит, что для немалоимущих граждан повышаются доступность и шансы получения жилья [9, с.781]. В отличие от договора социального найма, который является бессрочным, вышеуказанный договор найма носит срочный характер.

Теперь к вопросу о предмете договора социального найма. В качестве такового выступает жилое помещение, представляющее собой жилой дом, квартиру, часть жилого дома или квартиры. Необходимо иметь в виду, что жилое помещение должно быть передано нанимателю в состоянии, не требующем проведения текущего ремонта, и соответствующее предъявляемым требованиям.

Пример из практики.

Так, В.Г. обратился в суд с иском к МКУ г. Твери «Управление Муниципальным жилищным фондом» о возложении обязанности устранить недостатки жилого помещения, провести в квартире ремонтные работы. Ключи от квартиры, предоставленной по договору социального найма, были переданы истцу гражданином, занимавшим ранее данную квартиру без заключения договора социального найма. В заявлении, адресованном ответчику, наниматель указал, что квартира требует проведения ремонта. Специалисты наймодателя обследовали квартиру, составили акт осмотра, в котором было отмечено, что жилое помещение пригодно для дальнейшего проживания после проведения косметического ремонта. Суд в удовлетворении исковых требований отказал на том основании, что жилое помещение не признано непригодным для проживания в установленном законом порядке; имеющиеся недостатки квартиры были известны нанимателю на момент заключения договора социального найма, в связи с чем он мог отказаться от его заключения [10].

Представляется, что социальный наем, в любом случае, останется наиболее востребованным способом улучшения жилищных условий для тех, кто не в состоянии приобрести необходимый метраж на рынке, и кому не подходит, хоть и недорогой, но все-таки временный (срочный) наем жилого помещения в жилищном фонде социального использования. Таким образом, договор социального найма является единственной моделью имущественного найма, в основе которой безвозмездность передачи жилого помещения в бессрочное пользование. Думается, что в дальнейшем ситуация не изменится. А использование иных моделей, в том числе ипотечного кредитования, в свете роста объема банкротств граждан-ипотечников вряд ли будет востребовано по причине экономической нестабильности в стране, устойчивого негативного отношения населения к предлагаемым финансовым инструментам решения жилищных проблем.

Модель социального найма, как никакая другая правовая конструкция, в полной мере отвечает принципу социальной справедливости, ведь всегда будет соответствующая социальная прослойка, нуждающаяся в помощи государства в решении жилищных проблем.

Для приобретения права пользования жилым помещением по социальному найму необходимо наличие юридического состава, в который входят: - распоряжение главы соответствующего органа публично-правового образования; - заключение (оформление) самого договора. По общему правилу, договор социального найма заключается с гражданами, вставшими на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в предусмотренном законом порядке.

ЖК РФ, как указано выше, кроме критерия нуждаемости в «расширении» жилой площади, содержит норму о малоимущности гражданина. В связи с этим количество претендентов на постановку на учет для нуждающихся существенно уменьшилось.

При постановке на указанный учет имущественное положение претендентов на «социальное» жилье определяется с учетом дохода семьи. Претенденты на постановку на учет для улучшения жилищных условий должны предоставить в орган публичной власти соответствующие документы (справки НДФЛ, справки о наличии или отсутствии движимого и недвижимого имущества в собственности и др.). На основании представленных заявителем документов производится соответствующий расчет и делается заключение о признании или непризнании гражданина малоимущим в целях постановки на учет.

Таким образом, ЖК РФ устанавливает два условия постановки гражданина на учет: -нуждаемость в улучшении жилищных условий; - признание малоимущим.

Критерий нуждаемости в улучшении жилищных условий определяется соответствующим органом публично-правового образования.

Приведем примеры учетных норм и норм предоставления.

Таблица 1. Учетные нормы и нормы предоставления (на примере нескольких субъектов РФ)

№ Название ППО Учетная норма (в кв. метрах общей площади на 1 человека) Норма предоставления (в кв. метрах общей площади на 1 человека)

1 Москва [11] 10,0 кв. м. площади жилого помещения для отдельных квартир. 15,0 кв.м. площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям 18,0

2 Санкт-Петербург[12] 9,0 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах; 15,0 кв.м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах 18, 0 - на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; 33, 0 - для одиноко проживающего гражданина.

3 Екатеринбург^ 3 ] 10,0 16,0

4 Тамбов [14] не более 14,0 16,0

Следует отметить «отраслевой» характер критерия малоимущности в жилищном праве, отличного, например, от критериев признания малоимущими в праве социального обеспечения. В жилищном праве малоимущность связана с отсутствием у граждан возможности самостоятельно решить жилищную проблему. При этом законодательство четко прописывает порядок сбора и оценки соответствующих документов (налогового учета, ГИБДД и т.д.) на предмет установления способности или неспособности граждан самостоятельно улучшить свои жилищные условия.

Таблица 2. Правовые основы признания граждан малоимущими (на примере нескольких субъектов РФ)

№ Название ППО Правовые основы

1 Москва Закон г. Москвы от 25.01.2006 №7 [15]

2 Санкт-Петербург Закон Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65

3 Екатеринбург Закон Свердловской области от 22.07.2005 № 96-ОЗ [16] Закон Свердловской области от 22.07.2005 № 97-ОЗ [17] Постановление Главы Екатеринбурга от 26.06.2006 № 568 [18]

4 Тамбов Закон Тамбовской области от 28.12.2015 № 613-З[19]

Пример из судебной практики:

А. обратилась в суд с иском к администрации Кузьмино-Гатьевского сельсовета Тамбовского района о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, об обязании ответчика поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В заявлении А. указала, что она проживает с детьми на территории Тамбовского района более десяти лет. Администрацией было отказано в удовлетворении заявления, в связи с тем, что А. не представила необходимые документы для постановки на учет на улучшение жилищных условий. Представитель ответчика суду пояснил, что для постановки на учет истец обязана была представить также жилищные документы с прежнего адреса, для проживающих на площади менее 5 лет. А. указанные в законе данные о регистрации не представила. В связи с этим ей было отказано в постановке на учет. В судебном заседании установлено, что А. является гражданкой РФ, постоянно проживает на территории Тамбовского района. Является многодетной матерью, что подтверждается удостоверением. Постоянно проживает на территории области вместе с детьми. Данное обстоятельство подтверждается справками администрации, образовательных учреждений, показаниями свидетелей. Также установлено, что на территории Тамбовской области и г. Тамбова право собственности на недвижимое имущество за А. не зарегистрировано. При таких обстоятельствах, суд, оценивая все доказательства в их совокупности, считает исковые требования А. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме [20].

Отметим, что договор социального найма может быть заключен и с гражданами, не состоящими на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Например, в случае снятия статуса «общежитие» с соответствующего дома с нанимателями жилых помещений в нем заключаются договоры социального найма с правом приватизации жилых помещений при условии документального подтверждения законности вселения в общежитие. Критерии нуждаемости и малоимущности значения не имеют, что логично ввиду длящего характера жилищных правоотношений, возникших при первоначальном вселении граждан в общежитие, на что указывает ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ [21]. Следует в то же время отметить, что ситуации с заключением договоров социального найма с жителями «бывших» общежитий не всегда однозначны. Например, в ведомственные общежития вселение производилось на т.н. «койко-места» по нормам общежития (не менее 6 кв.м. на человека). Зачастую кто-то из сонанимателей комнаты, которые не являются членами одной семьи (например, это два работника предприятия, вселенные в комнату по путевкам, в которых указано на предоставление «койко-места»), обращается в суд с требованием признать его единственным нанимателем по договору социального найма. Судебная практика по этому вопросу однозначна: речь может идти только о совместном пользовании комнатой сонанимателями на условиях социального найма [22; 23]. Заключение договора с одним из сонанимателей такой комнаты невозможен ввиду наличия второго сонанимателя (тот факт, что кто-то из сонанимателей вселился в комнату раньше другого, правового значения не имеет, значение имеет законность вселения).

Выход из ситуации, воспринимаемый судами в качестве приемлемого в подобных случаях один: совместное инициирование сонанимателями приватизации жилого помещения

с перспективой достижения в будущем соответствующего соглашения между гражданами, но уже в статусе собственников жилого помещения. В противном случае, при отсутствии согласия хотя одного из сонанимателей, граждане остаются в статусе сонанимателей спорного жилого помещения. Напомним, что приватизация в настоящее время не ограничена каким-либо сроком, что, по нашему мнению, усугубляет проблему сохранения и пополнения жилищного фонда социального использования для выполнения государством социальной функции. Списки очередников (претендентов на получение жилья по социальному найму) насчитывают многие тысячи.

Договор социального найма может быть заключен с нанимателем служебного жилого помещения в случае удовлетворения его заявления о снятии с жилого помещения статуса «служебного». Правда, при этом гражданин должен состоять или иметь право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

«Реанимация» договора социального найма возможна в случае «расприватизации» (деприватизации) жилого помещения. Как правило, причинами такого решения граждан является тяжелое материальное положение (сложности с содержанием жилища, в том числе с несением расходов на капитальный ремонт; налоговое бремя). Немаловажен и фактор безопасности. Одинокому гражданину преклонного возраста легко стать жертвой «черных» риелторов (примеров по стране, к сожалению, много), а заключение договора пожизненного содержания с иждивением также содержит немалые риски, в том числе криминального характера. Утрата статуса собственника в такой ситуации - это меньшее из зол.

Рассмотрим регламентированные жилищным законодательством случаи изменения договора социального найма.

Дееспособный член семьи нанимателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному ДСН вместо первоначального нанимателя. Возникающие споры в связи с признанием члена семьи нанимателем разрешаются в судебном порядке.

Изменение договора возможно также при объединении граждан, проживающих в одной квартире и пользующихся в ней жилыми помещениями по отдельным договорам социального найма, в одну семью. Такое требование может быть заявлено как в том случае, граждане, проживающие в одной квартире, в совместном заявлении только выразили намерение объединиться в одну семью. Важно, чтобы волеизъявление граждан об объединении в одну семью не было фиктивным (например, с целью незаконности переуступки жилой площади). В то же время закон не предусматривает возможности «разделения» ДСН, т.е. возможности заключения одним из членов семьи нанимателя отдельного договора социального найма на изолированную часть жилого помещения, например, на изолированную комнату (подобная норма имела место в прежнем ЖК). Позиция законодателя понятна и направлена на уменьшение, а потом, возможно, и «искоренение» коммунальных квартир.

Отметим, что в основе изменения ДСН лежит принцип диспозитивности, реализуемый исключительно одной стороной договора - нанимателем (и членами его семьи). Законодатель при регулировании рассматриваемой договорной модели обращает особое внимание на учет интересов всех членов семьи нанимателя жилого помещения.

Таким образом, договор социального найма является достаточно гибким («эластичным») и одновременно универсальным средством. ЖК РФ, в отличие от ГК РФ, имеет строго социальную направленность, направленность на обеспечение интересов граждан, нуждающихся в содействии государства в решении своих жилищных проблем.

Литература и источники

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 52-ФЗ (ред. от 09.01.2018) // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

2. Федеральный закон от 03.07.2016 № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» //СЗ РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4248.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.04.2018) / СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410.

4. Жилищный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) // Ведомости ВС РСФСР. 1983. № 26. Ст. 883.

5. Чулюкова С.А., Белоновская И.Д. Договор социального найма и современные проблемы его реализации // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. №3. С. 181.

6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N° 188-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // СЗ РФ. 2005. M>1 (часть 1). Ст.14.

7. Камышанский В.П. Гражданское право: в 2 частях. Часть 2. М.: Юнити-Дана, 2011. 751 с.

8. Федеральный закон от 21.07.2014 №217-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования» // СЗ РФ. 2014. M 30 (Часть I). Ст. 4218.

9. Миронов В.П. Сравнительный анализ соотношения договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования и договора социального найма // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2015 год. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина. Краснодар, 2016. С. 779-782.

10. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 22 августа 2013 г. по делу M33-3075 // СПС Консультант Плюс.

11. Закон г. Москвы от 14.06.2006 M 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. 26 июля.

12. Закон Санкт-Петербурга от 19.07.2005 M 407-65 (ред. от 02.12.2015 г.) «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 28 июля.

13. Постановление Главы города Екатеринбурга от 31 августа 2005 г. M 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург»» // Вечерний Екатеринбург. 2005. 13 сентября.

14. Решение Тамбовской городской Думы от 30.03.2005 M 675 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городе Тамбове» // Наш город Тамбов. 2005. 4 апреля.

15. Закон г. Москвы от 25.01.2006 M 7 (ред. от 28.12.2016 г.) «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. 15 февраля.

16. Закон Свердловской области от 22.07.2005 M 96-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» // Собрание законодательства Свердловской области. 2005. M 7-4 (2005). Ст. 1047.

17. Закон Свердловской области от 22.07.2005 M 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области»// Собрание законодательства Свердловской области. 2005. M7-4 (2005). Ст. 1048.

18. Постановление Главы Екатеринбурга от 26.06.2006 M 568 «Об организации работы по признанию граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования «город Екатеринбург»» // Вечерний Екатеринбург. 2006. 8 июля.

19. Закон Тамбовской области от 28.12.2015 M 613-З (ред. от 23.05.2017 г.) «О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области» // Тамбовская жизнь. (специальный выпуск). 2015. 31 декабря. M 103(1650).

20. Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 10.02.2012 г. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://sud22.tmb.sudrf.ru.

21. Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. M1 (часть 1). Ст. 15.

22. Определение ВС РФ от 28 июля 2009 г. N 77-В09-5 // СПС Гарант.

23. Койку ставили на место. Верховный суд разъяснил правила приватизации бывших общежитий. / URL: https://rg.ru/2016/10/04/verhovnyj-sud-raziasnil-pravila-privatizacii-byvshih-obshchezhitij.html (дата обращения 10.05.2018).

References and Source

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 M 52-FZ (red. ot 09.01.2018) H SZ RF. 1994. M32. St. 3301.

2. Federal'nyj zakon ot 03.07.2016 M 315-FZ «O vnesenii izmenenij v chast' pervuyu Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» //SZ RF. 2016. M 27 (chast' II). St. 4248.

3. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 26.01.1996 M 14-FZ (red. ot 29.04.2018) / SZ RF. 1996. M5. St. 410.

4. ZHilishchnyj kodeks RSFSR (utv. VS RSFSR 24.06.1983) // Vedomosti VS RSFSR. 1983. M 26. St. 883.

5. CHulyukova S.A., Belonovskaya I.D. Dogovor social'nogo najma i sovremennye problemy ego realizacii // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2015. M3. S. 181.

6. ZHilishchnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 M 188-FZ (red. ot 03.04.2018) H SZ RF. 2005. (chast' 1). St.14.

7. Kamyshanskij V.P. Grazhdanskoe pravo: v 2 chastyah. CHast' 2. M.: YUniti-Dana, 2011. 751 s.

8. Federal'nyj zakon ot 21.07.2014 M217-FZ (red. ot 03.07.2016) «O vnesenii izmenenij v ZHilishchnyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti zakonodatel'nogo regulirovaniya otnoshenij po najmu zhilyh pomeshchenij zhilishchnogo fonda social'nogo ispol'zovaniya» H SZ RF. 2014. M 30 (CHast' I). St. 4218.

9. Mironov V.P. Sravnitel'nyj analiz sootnosheniya dogovora najma zhilogo pomeshcheniya zhilishchnogo fonda social'nogo ispol'zovaniya i dogovora social'nogo najma // Nauchnoe obespechenie agropromyshlennogo kompleksa: sbornik statej po materialam 71-j nauchno-prakticheskoj konferencii studentov po itogam NIR za 2015 god. Kubanskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet imeni I.T. Trubilina. Krasnodar, 2016. S. 779-782.

10. Apellyacionnoe opredelenie sudebnoj kollegii po grazhdanskim delam Tverskogo oblastnogo suda ot 22 avgusta 2013 g. po delu N^33-3075 // SPS Konsul'tant Plyus.

11. Zakon g. Moskvy ot 14.06.2006 M 29 «Ob obespechenii prava zhitelej goroda Moskvy na zhilye pomeshcheniya» / Vestnik Mehra i Pravitel'stva Moskvy. 2006. 26 iyulya.

12. Zakon Sankt-Peterburga ot 19.07.2005 M 407-65 (red. ot 02.12.2015 g.) «O poryadke vedeniya ucheta grazhdan v kachestve nuzhdayushchihsya v zhilyh pomeshcheniyah i predostavlenii zhilyh pomeshchenij po dogovoram social'nogo najma v Sankt-Peterburge» // Sankt-Peterburgskie vedomosti. 2005. 28 iyulya.

13. Postanovlenie Glavy goroda Ekaterinburga ot 31 avgusta 2005 g. M 824 «Ob utverzhdenii uchetnoj normy ploshchadi zhilogo pomeshcheniya i normy predostavleniya ploshchadi zhilogo pomeshcheniya, dejstvuyushchih na territorii municipal'nogo obrazovaniya «gorod Ekaterinburg»» // Vechernij Ekaterinburg. 2005. 13 sentyabrya.

14. Reshenie Tambovskoj gorodskoj Dumy ot 30.03.2005 M 675 «Ob ustanovlenii normy predostavleniya ploshchadi zhilogo pomeshcheniya po dogovoru social'nogo najma i uchetnoj normy ploshchadi zhilogo pomeshcheniya v gorode Tambove» // Nash gorod Tambov. 2005. 4 aprelya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Zakon g. Moskvy ot 25.01.2006 №2 7 (red. ot 28.12.2016 g.) «O poryadke priznaniya zhitelej goroda Moskvy maloimushchimi v celyah postanovki ih na uchet v kachestve nuzhdayushchihsya v zhilyh pomeshcheniyah» // Vestnik Mehra i Pravitel'stva Moskvy. 2006. 15 fevralya.

16. Zakon Sverdlovskoj oblasti ot 22.07.2005 №2 96-OZ «O priznanii grazhdan maloimushchimi v celyah predostavleniya im po dogovoram social'nogo najma zhilyh pomeshchenij municipal'nogo zhilishchnogo fonda na territorii Sverdlovskoj oblasti» // Sobranie zakonodatel'stva Sverdlovskoj oblasti. 2005. № 7-4 (2005). St. 1047.

17. Zakon Sverdlovskoj oblasti ot 22.07.2005 №2 97-OZ «Ob uchete maloimushchih grazhdan v kachestve nuzhdayushchihsya v predostavlyaemyh po dogovoram social'nogo najma zhilyh pomeshcheniyah municipal'nogo zhilishchnogo fonda na territorii Sverdlovskoj oblasti»// Sobranie zakonodatel'stva Sverdlovskoj oblasti. 2005. №7-4 (2005). St. 1048.

18. Postanovlenie Glavy Ekaterinburga ot 26.06.2006 №2 568 «Ob organizacii raboty po priznaniyu grazhdan maloimushchimi v celyah predostavleniya im po dogovoram social'nogo najma zhilyh pomeshchenij municipal'nogo zhilishchnogo fonda na territorii municipal'nogo obrazovaniya «gorod Ekaterinburg»» // Vechernij Ekaterinburg. 2006. 8 iyulya.

19. Zakon Tambovskoj oblasti ot 28.12.2015 №2 613-Z (red. ot 23.05.2017 g.) «O realizacii zhilishchnyh prav otdel'nyh kategorij grazhdan, prozhivayushchih na territorii Tambovskoj oblasti» // Tambovskaya zhizn'. (special'nyj vypusk). 2015. 31 dekabrya. №2 103(1650).

20. Reshenie Tambovskogo rajonnogo suda Tambovskoj oblasti ot 10.02.2012 g. // EHlektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://sud22.tmb.sudrf.ru.

21. Federal'nyj zakon ot 29.12.2004 N 189-FZ (red. ot 01.07.2017) «O vvedenii v dejstvie ZHilishchnogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2005. №21 (chast' 1). St. 15.

22. Opredelenie VS RF ot 28 iyulya 2009 g. N 77-V09-5 // SPS Garant.

23. Kojku stavili na mesto. Verhovnyj sud raz"yasnil pravila privatizacii byvshih obshchezhitij. / URL: https://rg.ru/2016/10/04/verhovnyj-sud-raziasnil-pravila-privatizacii-byvshih-obshchezhitij.html (data obrashcheniya 10.05.2018).

ДАМБАЕВА ИЗАБЕЛЛА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра управления и права Уральского государственного аграрного университета (div.66@yandex.ru)

КУРМАНБАЕВ МЕЛИС МАЖИТОВИЧ - старший преподаватель кафедры гражданского права Уральского государственного экономического университета (melis66@yandex.ru)

DAMBAEVA, ISABELLA V. - Ph.D. in Laws, Associate Professor, Department of Management and Law, Ural State Agrarian University (div.66@yandex.ru)

KURMANBAEV, MELIS M. - senior lecturer, Department of civil law of the Ural State Economic University (melis66@yandex.ru)

УДК 447.454.3

НОВИКОВ С.Н.

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

Ключевые слова: суд, доказательства, строительный подряд, существенные условия, предмет договора, срок, цена.

В настоящей статье рассмотрены разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, материалы судебной практики о существенных условиях договора строительного подряда. Проанализированы судебные споры, сделаны выводы о допущении ошибочного толкования норм материального права, что влечет переоценку и иное толкование исследованных судами доказательств.

NOVIKOV, S.N.

DISPUTED QUESTIONS OF LAW-ENFORCEMENT PRACTICE OF THE CONTRACT OF BUILDING WORKS

Keywords: court, evidences, building works, essential conditions, the contract object, period, price.

In this article viewed the explanations of the Presidium of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation, the Supreme Court of the Russian Federation, materials of judicial practice on the essential conditions of a building works. It analysed the precedents, it makes the conclusions on the assumption incorrect interpretation of norms of material law, that entails a reassessment and different interpretation of investigated by the courts evidences.

Правовое регулирование договора строительного подряда, традиционно для договорных отношений, нашло свое закрепление в Гражданском кодексе РФ [1]. Так, в соответствии с п. 1 ст. 740 ГК РФ, по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект, либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Условиями договора, которые прямо или косвенно названы в ГК РФ, являются: предмет, срок выполнения (окончания) работ, цена подлежащей выполнению работы или способ ее определения, размер и порядок финансирования и оплаты работ, способ обеспечения исполнения обязательств [2]. При этом учеными высказаны разные точки зрения по поводу существенных условий договора, начиная с мнения о том, что существенными являются только те условия, которые в законодательстве так прямо и обозначаются как «существенные», и кончая суждением, согласно которому существенными являются буквально все условия каждого конкретного договора (контракта) [3], [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.