Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОСНОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО НАЙМУ СЛУЖЕБНОГО ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОСНОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО НАЙМУ СЛУЖЕБНОГО ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛУЖЕБНОЕ ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ / ПРАВООТНОШЕНИЕ ПО НАЙМУ СЛУЖЕБНОГО ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СЛУЖЕБНОГО ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ / ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / TENANCY FOR EMPLOYEES / BASIS OF LEGAL RELATIONSHIP OF TENANCY FOR EMPLOYEES / HOUSING / LEGITIMACY OF AN OCCUPATION OF HOUSING / HOUSING CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Папушина Наталья Юрьевна

Статья посвящена вопросам описания начального элемента основания правоотношения по найму служебного жилого помещения, который автором определяется как административно-организационное правоотношение. Указывая на наличие правоотношения, охватывающего формирование жилищного фонда служебных жилых помещений, автор приходит к выводу о том, что такое правоотношение носит комплексный характер, проявляя одновременно черты как гражданско-правового, так и административного правоотношения. Если черты гражданско-правового отношения проявляются в закреплении воли собственника относительно судьбы принадлежащего ему имущества, то черты административного правоотношения связаны с применяемым методом правового регулирования. При этом в качестве правосубъектной предпосылки для принятия решения об отнесении жилого помещения к числу служебных жилых помещений выступает компетенция соответствующего органа, а само формирование данного акта как волевого действия происходит в отношениях власти и подчинения. По мнению автора, существование административно-организационного правоотношения, прекращающееся изданием акта применения права - решения о включении жилого помещения в число служебных жилых помещений, - выступает в качестве обязательного элемента действительности заключаемого в дальнейшем договора найма служебного жилого помещения. Сам же акт о включении жилого помещения в число служебных жилых помещений должен быть принят до предоставления жилого помещения в качестве служебного жилого помещения. Отступление от этого правила влечет недействительность заключаемого в последующем договора найма служебного жилого помещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND ORGANIZATIONAL LEGAL RELATION AS THE LEGAL RELATION BASIS ELEMENT ON TENANCY FOR EMPLOYEES

This article is devoted to questions of the description of an initial element of the legal relation basis on tenancy for employees, which is defined by the author as administrative and organizational legal relation. Pointing at the existence of the legal relation covering formation of a housing stock of corporate housing, the author comes to a conclusion that such legal relation has an integrated nature showing at the same time features of both civil and administrative legal relation. If features of the civil law relation are shown in fixing of the owner will concerning the fate of his property, then features of administrative legal relation are connected with the applied method of legal regulation. At the same time the competence of appropriate authority acts as a personable prerequisite for making decision on reference of housing to the number of corporate housing, and formation of this act as act of will happens in the relations of the power and submission. According to the author, the existence of administrative and organizational legal relation stopping by the publication of the administrative enactment - the decision on inclusion of housing to the number of corporate housing, - acts as an obligatory element of validity of the tenancy for employees contract signed further. The act of inclusion of housing to the number of corporate housing has to be adopted before granting housing as corporate. Derogation from this rule attracts invalidity of the tenancy for employees contract of housing signed in the subsequent.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОСНОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО НАЙМУ СЛУЖЕБНОГО ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ»

13. Practice Direction (Mareva Injunctions and Anton Piller Orders) [1994] 617.

14. Gee and Andrews (1987) 160 (wfr).

15. Dine and McEvoy (1989) 240 (wfr).

16. Harrison (1992) 1511 (wfr).

17. Rosseel NV vs. Oriental Commercial and Shipping (UK) Ltd [1991] ILPr 347.

18. S&T Bautrading vs. Bertil Nordling [1998] ILPr 151.

19. Samuel (2001) 156-157 (wfr).

20. Chartered Bank vs. Daklouche [1980] 1 WLR 107.

21. Barclay-Johnson vs. Yuill [1980] 1 WLR 1259.

22. Supreme Court Act 1981. S 37(3).

23. Babanaft International Co. SA vs. Bassatne and Another [1990] Ch. 13, 234 (per Kerr LJ).

24. Republic Haiti and Others vs. Duvalier and Others [1990] 1 QB 202.

25. Derby & Co. Ltd. and Others vs. Weldon and Others [1990] Ch. 48.

26. The Civil Procedure Rules 1998 // [Электронный ресурс] URL: https://www.legislation.gov.uk/uksi/1998/3132/contents/made (дата обращения: 18 июня 2018)

27. Convention On Jurisdiction and the Enforcement of Judgments in Civil and Commercial Matters 2007 // [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/world/agreements/downloadFile.do?fullText=yes&treatyTransId=13041 (дата обращения: 18 июня 2018)

28. Tunik, L'exécution en Suisse des mesures provisionelles étrangères: un état des lieux de la pratique // Semaine Judicaire. 2005. II. PP. 298-300.

29. B.Canada Ltd., C. Trust Company, and D. Trust Corporation vs. A., ER 1998 47, 27 February 1998.

30. Noradèle Radjai, Patrice Le Houelleur, Freezing Defendant's Assets: Enforcement of a Worldwide Freezing Injunction in Switzerland. Chambers. 2009.

БАРАНОВСКАЯ МАРИЯ ИГОРЕВНА - соискатель кафедры международного частного и гражданского права им. С.Н. Лебедева МГИМО (Университет) МИД России.

BARANOVSKAYA, MARIA I. - applicant, Department of International Private and Civil Law named after S.N. Lebedev, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Russian Foreign Ministry (m.baranovsky@mail.ru).

УДК 349.444

ПАПУШИНА Н.Ю.

АДМИНИСТРАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ОСНОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО НАЙМУ СЛУЖЕБНОГО ЖИЛОГО

ПОМЕЩЕНИЯ

Ключевые слова: служебное жилое помещение, организационное правоотношение, правоотношение по найму служебного жилого помещения, предоставление служебного жилого помещения, Жилищный кодекс Российской Федерации

Статья посвящена вопросам описания начального элемента основания правоотношения по найму служебного жилого помещения, который автором определяется как административно-организационное правоотношение. Указывая на наличие правоотношения, охватывающего формирование жилищного фонда служебных жилых помещений, автор приходит к выводу о том, что такое правоотношение носит комплексный характер, проявляя одновременно черты как гражданско-правового, так и административного правоотношения. Если черты гражданско-правового отношения проявляются в закреплении воли собственника относительно судьбы принадлежащего ему имущества, то черты административного правоотношения связаны с применяемым методом правового регулирования. При этом в качестве правосубъектной предпосылки для принятия решения об отнесении жилого помещения к числу служебных жилых помещений выступает компетенция соответствующего органа, а само формирование данного акта как волевого действия происходит в отношениях власти и подчинения. По мнению автора, существование административно-организационного правоотношения, прекращающееся изданием акта применения права - решения о включении жилого помещения в число служебных жилых помещений, - выступает в качестве обязательного элемента действительности заключаемого в дальнейшем договора найма служебного жилого помещения. Сам же акт о включении жилого помещения в число служебных жилых помещений должен быть принят до предоставления жилого помещения в качестве служебного жилого помещения. Отступление от этого правила влечет недействительность заключаемого в последующем договора найма служебного жилого помещения.

PAPUSHINA, N.Yu.

ADMINISTRATIVE AND ORGANIZATIONAL LEGAL RELATION AS THE LEGAL RELATION BASIS ELEMENT

ON TENANCY FOR EMPLOYEES

Keywords: tenancy for employees, basis of legal relationship of tenancy for employees, housing, legitimacy of an occupation of housing, the Housing Code of the Russian Federation

This article is devoted to questions of the description of an initial element of the legal relation basis on tenancy for employees, which is defined by the author as administrative and organizational legal relation. Pointing at the existence of the legal relation covering formation of a housing stock of corporate housing, the author comes to a conclusion that such legal relation has an integrated nature showing at the same time features of both civil and administrative legal relation. If features of the civil law relation are shown in fixing of the owner will concerning the fate of his property, then features of administrative legal relation are connected with the applied method of legal regulation. At the same time the competence of appropriate authority acts as a personable prerequisite for making decision on reference of housing to the number of corporate housing, and formation of this act as act of will happens in the

relations of the power and submission. According to the author, the existence of administrative and organizational legal relation stopping by the publication of the administrative enactment - the decision on inclusion of housing to the number of corporate housing, - acts as an obligatory element of validity of the tenancy for employees contract signed further. The act of inclusion of housing to the number of corporate housing has to be adopted before granting housing as corporate. Derogation from this rule attracts invalidity of the tenancy for employees contract of housing signed in the subsequent.

Динамика жилищного правоотношения в целом и правоотношения по найму служебного жилого помещения, в частности, не может рассматриваться в отрыве от общей теории правоотношения, раскрывающей связь между его правосубъектной предпосылкой и юридико-фактическим основанием, единство которых раскрывается через совокупность взаимных субъективных прав и юридических обязанностей. Проводимый анализ, помимо сугубо научного, имеет и важное практическое значение, поскольку способствует правильному применению действующего законодательства в случае возникновения спора между сторонами правоотношения по найму жилого помещения. Так, дефект одного элемента основания правоотношения по найму служебного жилого помещения приводит к пороку всего правоотношения в целом, что на практике влечёт выселение лица из занимаемого им жилья.

Ответ на вопрос об основании правоотношения по найму служебного жилого помещения предполагает необходимость определения порядка его предоставления и занятия, формирующего правообразующий юридический состав. Вычленение отдельных элементов такого состава позволяет говорить о наличии трех самостоятельных правоотношений, единство которых и определяет основание правоотношения по найму служебного жилого помещения. Будучи взаимно обусловленными, они образуют строгую последовательность, отражающую естественное движение правоотношений: от момента определения круга жилых помещений до вселения в жилое помещение конкретного работника. Применительно к такому элементу основания правоотношения по найму служебного жилого помещения как договор найма автором ранее приводились некоторые суждения [1], основывающиеся на необходимости выделения в основании правоотношения по найму служебного жилого помещения самостоятельного элемента - административно-организационного правоотношения.

Анализ положений статьи 99 Жилищного кодекса РФ [2], позволяет отметить, что предоставление служебных жилых осуществляется на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. По сути, сам законодатель указывает на существование неких правоотношений, предшествующих предоставлению служебного жилого помещения.

Если обратиться к доктрине, то, например, П.Н. Дятлов, характеризуя пользование служебными жилыми помещениями, писал: «Помещение должно быть отнесено к категории служебных до поселения в нём нанимателя, который должен знать, что поселяется в служебное помещение, предоставленное ему в связи с трудовыми отношениями, и в случае их прекращения обязан освободить его» [3, 155]. Сходная точка зрения сформулирована А.Г. Потюковым, который полагает, что «жилая площадь может рассматриваться в качестве служебной лишь при наличии следующих условий ... до вселения в него работника помещение оформлено как служебное...»[4, 23].

Следовательно, непосредственному занятию жилого помещения, предоставляемого в качестве служебного, предшествует правоотношения, охватывающие формирование специализированного жилищного фонда, из которого осуществляется предоставление жилого помещения, а также непосредственно сам порядок предоставления, после чего заключается договор найма жилого помещения, т.е. существует некое организационное правоотношение, существующее до возникновения найма служебного жилого помещения.

Идея выделения в предмете гражданского права самостоятельного организационного правоотношения предложена О.А. Красавчиковым, определявшим организационные отношения как «построенные на началах координации или субординации социальные связи, которые направлены на упорядочение (нормализацию) иных общественных отношений, действий их участников либо на формирование социальных образований., среди которых можно выделить

организационно-предпосылочные (образующие), организационно-делегирующие,

организационно-контрольные и организационно-информационные правоотношения» [5, 53-54].

Примечательно, что правоотношения, складывающиеся на этапе предоставления жилого помещения О.А. Красавчиков вообще не относил к жилищным, поскольку «социальные связи, формирующиеся с момента подачи заявления до вселения - это определенная система общественных отношений, важнейшей социальной функцией которых является обеспечение законного предоставления и последующего закрепления жилого помещения за гражданином в целях удовлетворения жилищной потребности. Цель, конечно, окрашивает указанную систему этих социальных связей в строго определенные «жилищные тона», но не делает эти отношения жилищными» [6, 150].

Б.М. Гонгало, описывая основания изменения жилищных правоотношений, обращал внимание на то, что «правовые отношения по поводу предоставления жилого помещения по сути своей являются организационными правоотношениями. Они имеют своей целью формирование жилищного правоотношения, т. е. являются средством реализации права на получение жилого помещения, приводят к возникновению субъективного права на конкретное жилое помещение» [7, 16].

Н.П. Воронина, обосновывая идею единого жилищного правоотношения, включающего в себя стадию предоставления жилого помещения, наиболее точно выразила общую идею сторонников гражданско-правовой природы организационного правоотношения по предоставлению жилого помещения. По её мнению, о гражданско-правовой природе «образующегося жилищного отношения свидетельствует применение к нему гражданско-правового метода регулирования... Юридическое равенство участников жилищного правоотношения сохраняет на всем протяжении его развития, и носитель права на получение жилого помещения не становится после вынесения административного акта ни подчиненным, ни даже обязанным лицом» [8, 5-6].

Однако такой подход оставляет за рамками наличие субординационных связей, в которых лицо, обладающее субъективным правом, для его реализации должно обращаться к лицу (органу), обладающему соответствующими властными полномочиями. Реализация таких полномочий (например, путем принятия решения о постановке лица на учёт нуждающихся) упорядочивает реализацию прав обратившегося лица. Так, О.С. Иоффе отмечал, что «если бы орган, осуществляющий функцию организации и управления, являлся даже носителем обязанности в конкретном административном правоотношении, то поскольку эта обязанность, как и соответствующее ей право другой стороны, имеют своим объектом организационно-управленческую деятельность данного органа, постольку и в этом правоотношении носителем власти является данный орган...» [9, 66].

Кроме того, определение исключительно гражданско-правовой природы организационного правоотношения по предоставлению жилого помещения игнорирует такое проявление как возможность защиты нарушенного права в рамках специальных процедур. В действующем нормативном регулировании такая защита осуществляется в рамках процессуальных процедур Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации [10], исключающих равенство сторон такого спора, в том числе в части исполнения обязанности по представлению доказательств.

Вместе с тем, теории жилищного права известны и такие подходы, в рамках которых организационное правоотношение по предоставлению жилого помещения рассматривалось как административное.

Например, Ю.Г. Басин отмечал, что «первоначальной предпосылкой отношений является административная деятельность ... обращение к органам..., постановка на учет..., вынесение решения о предоставлении квартиры - все это этапы развития административной деятельности, завершающиеся актом закрепления жилой площади за определенным гражданином в форме выдачи ордера» [11, 23].

В качестве административно-правового правоотношение по предоставлению жилого помещения в разное время В.Ф. Чигир [12, 46], Р.А. Ханнанов [13, 12], А.Н. Кичихин, И.Б. Марткович, Н.А. Щербакова [14, 128], обобщая научные представления которых можно выделить два основных тезиса, выдвигавшихся в качестве обоснования административной

природы данного отношения. Первый сводился к исполнительно-распорядительной деятельности специальных органов в связи с предоставлением жилого помещения, а второй - к исключению из таких правоотношений граждан, поскольку они не наделены возможностью оспаривать действия таких органов. Действующее правовое регулирование предоставило возможность оспаривания любых решений органов и должностных лиц, коль скоро они затрагивают права или законные интересы граждан. Первый же из тезисов, по нашему мнению, лишь подчеркивает применимость к отношениям, связанным с предоставлением жилого помещения, по большей части императивного метода правового регулирования, что отнюдь не исключает определенный дуализм организационного правоотношения по предоставлению жилого помещения.

Кирсанов К.А., описывая правоотношения, входящие в предмет жилищного права, отмечает, что в него «в качестве его структурного элемента входят организационные правоотношения, которые по своей отраслевой принадлежности могут быть как гражданско-правовыми, так и административно-правовыми». К числу последних учёный относит отношения по поводу включения и исключения жилых помещений из жилищного фонда, а также отношения, связанные с постановкой на учёт нуждающихся в жилых помещениях [15].

Мы вполне согласны с высказанным тезисом, но с определенной оговоркой. Действительно, отношения по включению жилых помещений в определенный жилищный фонд и постановке на учёт нуждающихся основаны на началах субординации, в силу чего для них в значительной степени характерен разрешительный тип правового регулирования, что позволяет поименовать их в качестве административных правоотношений. Одновременно такие правоотношения имеют и сугубо гражданско-правовые черты. К примеру, установление статуса служебного жилого помещения тесно связано с реализацией ограниченного вещного права (например, права хозяйственного ведения у унитарного предприятия), в чем проявляется именно гражданско-правовой характер организационного отношения по включению жилого помещения в специализированный жилищный фонд. Поэтому в рамках настоящего исследования мы исходим из предположения о том, что административно-организационное правоотношение, входящее в основание правоотношения по найму служебного жилого помещения, носит комплексный характер, поскольку его становление и развитие «осуществляется с использованием как административно-правового, так и гражданско-правового методов регулирования общественных отношений» [7, 16].

Именно сочетание методов правового регулирования приводит к эффекту, на который обратил внимание Б.М. Гонгало. Он заключается в том, что общее правило, гласящее, что организационное отношение и правовое отношение, возникающее в результате развития организационного правоотношения, отмечены единством субъектного состава, применительно к жилищным правоотношениям не действует. Наоборот, здесь обнаруживается такое проявление организационного жилищного правоотношения, в силу которого правоотношение по поводу предоставления жилого помещения и жилищно-правовое отношение имеют различный субъектный состав [7, 17].

Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» [16] включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В пункте 13 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» установлено, что для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы:

а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;

б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение;

в) технический паспорт жилого помещения;

г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Из содержания данного пункта усматривается, что в качестве заявителя, т.е. лица, заинтересованного во включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд может выступать как сам собственник такого имущества, так и лицо, обладающее ограниченным вещным правом на него (хозяйственного ведения или оперативного управления). Коль скоро инициатором обращения выступает лицо, обладающее вещными правами на жилые помещения, т.е. способное определять судьбу вещи в зависимости от своих потребностей, допустимо предположить, что материальная предпосылка административно-организационного правоотношения определяется нуждаемостью владельца жилого помещения в привлечении специалистов на определенные должности, работа в которых предоставляет возможность получения служебного жилого помещения, в силу чего им и принимается решение об обращении с заявлением об изменении правового режима конкретных жилых помещений. При этом заявитель при обращении с просьбой о включении жилого помещения в число служебных жилых помещений не должен обосновывать свою нуждаемость, представлять этому какое бы то ни было подтверждение. Ему достаточно лишь заявить о своём желании изменить правовой режим конкретного жилого помещения и представить уполномоченному органу требуемый пакет документов.

Одновременно с предоставлением правоустанавливающих документов на жилое помещение, о включении которого в число служебных жилых помещений, просит его собственник или владелец, последний должен представить технический паспорт, а также заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям. Не подвергается сомнению, что любое недвижимое имущество, введенное в эксплуатацию в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, имеет технический паспорт, отражающий его основные характеристики (год постройки, материал стен, процент износа и т.п.). Вместе с тем, такой технический паспорт может быть изготовлен на весь многоквартирный жилой дом, а не на конкретную квартиру. Также не исключены случаи, когда технический паспорт был изготовлен задолго до обращения с заявлением об отнесении жилых помещений к служебным жилым помещениям. По нашему мнению, требование о предоставлении технического паспорта жилого помещения будет выполнено при условии наличия такого документа в отношении конкретной квартиры вне зависимости от даты его изготовления, поскольку он служит лишь целям установления основных технических характеристик жилого помещения.

В отличие от технического паспорта заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым требованиям должно быть составлено непосредственно перед обращением с заявлением о включении жилого помещения в число служебных жилых помещений. Хотя в законе отсутствуют требования к форме заключения, а равно лицу его дающему, мы находим обоснованным предположить, что такое заключение должно быть дано с соблюдением требований законодательства об экспертной деятельности, учитывая, что в нём должно быть отражено соответствие конкретной квартиры требованиям пригодности для проживания и благоустроенности.

Заявление об отнесении жилого помещения к служебным жилым помещениям рассматривается уполномоченным органом в течение тридцати дней, в течение которых должно быть принято решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение трёх рабочих дней с даты принятия такого решения, а копия решения направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отказ в отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к этому виду жилых помещений. В частности, применительно к служебным жилым помещениям это несоответствие требованиям об отдельности и изолированности, коль

скоро служебным жилым помещением может быть только квартира или жилой дом, пригодности для проживания и благоустроенности применительно к требованиям соответствующего населенного пункта, а также требованиям о принадлежности жилого помещения лицу, заявившему о своём желании использовать его в качестве служебного жилого помещения. Никакие иные обстоятельства, в том числе наличие спора относительно данного имущества, исходя из буквального толкования пункта 14 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», органом, принимающим решение о включении жилого помещения в число служебных жилых помещений, приниматься во внимание не могут.

Вместе с тем, на судьбу принимаемого решения существенное влияние оказывает и то обстоятельство, свободно ли от прав третьих лиц жилое помещение, о включении которого в число служебных жилых помещений, просит заявитель. До включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд должна производиться его юридическая «очистка», т.е. проверка наличия прав иных лиц на данное жилое помещение. В противном случае лица, занимающие такое жилое помещение, вправе оспаривать принятое решение по мотивам нарушения их прав, уже существовавших к моменту изменения назначения жилья.

При этом действующее федеральное нормативное регулирование не предоставляет органу, принимающему решение о включении жилого помещения в число служебных жилых помещений, право требовать от заявителя предоставления сведений об отсутствии прав или притязаний на данное имущество со стороны третьих лиц. Понимая опасность наличия притязаний со стороны третьих лиц, органы местного самоуправления вводят дополнительные требования о предоставлении помимо документов, перечисленных в пункте 13 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42, к примеру, выписки из домовой книги [17].

Отчасти решить данную проблему можно путем внесения соответствующих изменений в Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», предоставив органу, принимающему решение о включении жилого помещения в число служебных жилых помещений, право получать сведения в порядке межведомственного взаимодействия о наличии судебных споров в отношении испрашиваемого жилого помещения. Но и в этом случае в отношении ситуаций, когда вопрос о правах лиц, занимающих испрашиваемое жилое помещение, не стал предметом судебного разбирательства, остаётся надеяться на добрую совесть заявителя, поскольку установить наличие притязаний, не обретших форму иска, не представляется возможным.

Подводя итоги, необходимо отметить, что существование административно-организационного правоотношения, прекращающееся изданием акта применения права -решения о включении жилого помещения в число служебных жилых помещений - до принятия уполномоченным органом решения о предоставлении жилого помещения выступает в качестве обязательного условия действительности договора найма служебного жилого помещения, а соответственно, и существования правоотношения по найму служебного жилого помещения. В силу чего механизм принятия решения о включении жилого помещения в число служебных жилых помещений сходен для жилых помещений, входящих в состав как государственного, так и муниципального жилищных фондов. Само действующее правовое регулирование указывает на единообразность отношений, складывающихся в связи с включением жилого помещения в число служебных жилых помещений, вне зависимости от того, относится оно к государственному или муниципальному жилищному фонду. Здесь следует отметить, что в качестве правосубъектной предпосылки для принятия решения об отнесении жилого помещения к числу служебных жилых помещений выступает компетенция соответствующего органа, а само формирование данного акта как волевого действия происходит в отношениях власти и подчинения, хотя и с определенными особенностями.

Специфика административно-организационного правоотношения заключается и в том, что его субъекты не являются одновременно субъектами правоотношения по найму служебного жилого помещения. Точнее, только один из этих субъектов - заявитель, т.е. лицо, подающее заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений

специализированного жилищного фонда, в дальнейшем может сохранять свое участие в самом правоотношении по найму служебного жилого помещения, выступая в нём в качестве наймодателя. Орган же, принимающий решение о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд в качестве служебного жилого помещения, в непосредственные отношения с нанимателем не вступает. Вместе с тем, в любом случае решение о включении конкретного жилого помещения в число служебных жилых помещений должно быть принято до принятия решения о его предоставлении определенному лицу, поскольку иное означало бы недействительность заключаемого впоследствии договора найма.

Литература и источники:

1. Папушина Н.Ю. Договор найма как элемент основания правоотношения по найму служебного жилого помещения // Aктуальные вопросы развития юридической науки и практики в современных условиях. Сборник статей но материалам международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2017. С. 210-214.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Парламентская газета. 2005. 15 января. № 7-В.

3. Жилищные права и обязанности советских граждан (по законодательству Союза ССР и Украинской ССР): Юридический справочник / Отв. ред. В.П. Цемко. Киев: Наук. думка, 1988. 304с.

4. Потюков A.r. Жилищное нраво. Учебно-методическое пособие для студентов заочного обучения. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та. 1973. 95с.

5. Красавчиков ОА. Категории науки гражданского нрава. Избранные труды в двух томах. Том 1. 2-е изд., стер. M.: Статут, 2017. 494с.

6. Красавчиков ОА. Основы жилищного законодательства: предмет регулирования и юридическая природа/ Основы советского жилищного законодательства. Mежвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1981. 150с.

7. Гонгало БЖ. Основания изменения жилищных правоотношений: Дисс. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1984. 200с.

8. Воронина Н.П. Правообразующие юридические факты в советском жилищном нраве: Aвтореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1982. 15c.

9. Иоффе О.С. Обязательственное нраво // Избранные труды: В 4 т. Т. III. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 837c.

10. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 года № 21-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 10. ст. 1391.

11. Басин Ю.Г. Вопросы советского жилищного нрава. Aлма-Aта: Газетно-журнальное издательство нри ЦК КПП Казахстана, 19б3. 244с.

12. Чигир В.Ф. Советское жилищное нраво. Mmœ: Вышэйшая школа, 19б8. 228c.

13. Ханнанов РА. Основания возникновения советских жилищных правоотношений: Диссертация канд. юрид. наук. Свердловск, 1971. 188c.

14. Кичихин A.K, Mарткович И.Б., Щербакова KA. Жилищные нрава. Пользование и собственность: Комментарии и разъяснения / нод ред. И.Б. Mартковнча. M.: Юристъ, 1997. 440с.

15. Кирсанов KA. Организационные отношения в предмете жилищного нрава // Власть Закона. 2011. № 4. С. 129-132.

16. Постановление Правительства РФ от 2б января 200б года № 42 (ред. от 18.07.201б) «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» // Российская газета. 200б. 17 февраля. № 34.

17. Решение Новосибирского городского Совета депутатов от 28 сентября 2005 года № 94 (ред. от 28.03.2018) «О Положении о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска» // Вечерний Новосибирск. 2005. 18 октября. № 202.

References and Source

1. Papushina N.YU. Dogovor najma kak ehlement osnovaniya pravootnosheniya po najmu sluzhebnogo zhilogo pomeshcheniya // Aktual'nye voprosy razvitiya yuridicheskoj nauki i praktiki v sovremennyh usloviyah. Sbornik statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2017. S. 210-214.

2. ZHilishchnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2004 goda № 188-FZ (red. ot 29.07.201B) // Parlamentskaya gazeta. 2005. 15 yanvarya. № 7-8.

3. ZHilishchnye prava i obyazannosti sovetskih grazhdan (po zakonodatel'stvu Soyuza SSR i Ukrainskoj SSR): YUridicheskij spravochnik / Otv. red. V.P. Cemko. Kiev: Nauk. dumka, 1988. 304s.

4. Potyukov A.G. ZHilishchnoe pravo. Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov zaochnogo obucheniya. L.: Izd-vo Leningrad. un-ta. 1973. 95s.

5. Krasavchikov O.A. Kategorii nauki grazhdanskogo prava. Izbrannye trudy v dvuh tomah. Tom 1. 2-e izd., ster. M.: Statut, 2017. 494s.

6. Krasavchikov O.A. Osnovy zhilishchnogo zakonodatel'stva: predmet regulirovaniya i yuridicheskaya priroda/ Osnovy sovetskogo zhilishchnogo zakonodatel'stva. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Sverdlovsk, 1981. 150s.

7. Gongalo B.M. Osnovaniya izmeneniya zhilishchnyh pravootnoshenij: Diss. ... kand. yurid. nauk. Sverdlovsk, 1984. 200s.

8. Voronina N.P. Pravoobrazuyushchie yuridicheskie fakty v sovetskom zhilishchnom prave: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Sverdlovsk, 1982. 15c.

9. Ioffe O.S. Obyazatel'stvennoe pravo // Izbrannye trudy: V 4 t. T. III. SPb.: YUridicheskij centr Press, 2004. 837c.

10. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii ot 08 marta 2015 goda № 21-FZ (red. ot 19.07.2018) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015. № 10. st. 1391.

11. Basin YU.G. Voprosy sovetskogo zhilishchnogo prava. Alma-Ata: Gazetno-zhurnal'noe izdatel'stvo pri CK KP Kazahstana, 19б3. 244s.

12. CHigir V.F. Sovetskoe zhilishchnoe pravo. Minsk: Vyshehjshaya shkola, 19б8. 228c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Hannanov R.A. Osnovaniya vozniknoveniya sovetskih zhilishchnyh pravootnoshenij: Dissertaciya kand. yurid. nauk. Sverdlovsk, 1971. 188c.

14. Kichihin A.N., Martkovich I.B., SHCHerbakova N.A. ZHilishchnye prava. Pol'zovanie i sobstvennost': Kommentarii i raz"yasneniya / pod red. I.B. Martkovncha. M.: YUrist", 1997. 440s.

15. Kirsanov K.A. Organizacionnye otnosheniya v predmete zhilishchnogo prava // Vlast' Zakona. 2011. № 4. S. 129-132.

16. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 2б yanvarya 200б goda № 42 (red. ot 18.07.201б) «Ob utverzhdenii Pravil otneseniya zhilogo pomeshcheniya k specializirovannomu zhilishchnomu fondu i tipovyh dogovorov najma specializirovannyh zhilyh pomeshchenij» // Rossijskaya gazeta. 200б. 17 fevralya. № 34.

17. Reshenie Novosibirskogo gorodskogo Soveta deputatov ot 28 sentyabrya 2005 goda № 94 (red. ot 28.03.2018) «O Polozhenii o poryadke upravleniya i rasporyazheniya zhilishchnym fondom, nahodyashchimsya v sobstvennosti municipal'nogo obrazovaniya goroda Novosibirska» // Vechernij Novosibirsk. 2005. 18 oktyabrya. № 202.

ПАПУШИНА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА - судья Новосибирского областного суда. PAPUSHINA, NATALYA Yu. - Novosibirsk regional cort, judge (papushinanatalya@yandex.ru)

УДК 341.23

АНОСОВА Е.М.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В НАПРАВЛЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СПЕЦИФИКА

Ключевые слова: международное право, экологическая политика, окружающая среда, экологическая безопасность, международные неправительственные организации, правовая оценка, политико-правовое пространство.

Статья посвящена анализу продуктивности международных организаций, действующих в контексте обеспечения состояния экологической безопасности. Особое внимание уделено правовой оценке и организационной специфике деятельности международных организаций по обеспечению экологической безопасности с акцентом на том, что непосредственную актуальность приобретает правовая оценка их функционирования и результатов деятельности в плане исключения / минимизации факторов, отрицательно влияющих на состояние экологической безопасности. Подчёркнуто, что в основу процесса оценки деятельности государств, их объединений, международных организаций положена юридическая оценка событий, явлений, фактов, а также общественных ценностей и потребностей, интересов и вызовов, интенций и ожиданий, с помощью которой юридически обязательное базируется на ценностных основах общества и занимает определённую иерархическую позицию в качественной характеристике социальных отношений. Сделан вывод о том, что в правовой оценке деятельности неправительственных природоохранных организаций, в плоскости концепции rule of law, безусловно необходимым следует признать обеспечение максимально широкого доступа к правосудию субъектов правоотношений и создания на разных уровнях эффективных учреждений и организаций с целью решения проблематики поддержания / повышения уровня экологической безопасности.

ANOSOVA, E.M.

ACTIVITIES OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS FUNCTIONING IN THE DIRECTION OF ECOLOGICAL SAFETY: LEGAL ASSESSMENT AND ORGANIZATIONAL SPECIFICS

Keywords: international law, environmental policy, environment, environmental security, international non-governmental organizations, legal assessment, political and legal space.

The article is devoted to the analysis of productivity of international organizations operating in the context of environmental safety. Particular attention is paid to the legal assessment and organizational specifics of the activities of international organizations to ensure environmental safety, with the emphasis on the fact that the immediate relevance is the legal assessment of their functioning and performance in terms of exclusion / minimization of factors that adversely affect the state of environmental safety. It is emphasized that the process of assessing the activities of States, their associations, international organizations is based on the legal assessment of events, phenomena, facts, as well as social values and needs, interests and challenges, intentions and expectations, through which the legally binding is based on the values of society and takes a hierarchical position in the qualitative characteristics of social relations. It is concluded that in the legal assessment of the activities of non-governmental environmental organizations, in terms of the concept of rule of law, it is certainly necessary to recognize the provision of the widest possible access to justice of legal entities and the establishment at different levels of effective institutions and organizations to address the issues of maintaining / improving environmental safety.

Актуальность статьи обусловлена потребностью поиска новых подходов к анализу современной жизни мирового сообщества с учетом фактора экологической безопасности. Деятельность специализированных международных организаций в сфере обеспечения экологической безопасности, осуществляемая как реакция на запросы и вызовы глобализированного мира, является сложным процессом, с присущими ему внутренними и внешними противоречиями, исследование которых требует обращения к новым аспектам научного знания, обусловленным взаимопроникновением юриспруденции, экологии, политологии, социологии.

Проблематика охраны природы и обеспечения экологической безопасности в аспекте деятельности международных организаций нашла отражение в исследованиях как российских так и зарубежных исследователей. В частности, Н. Разгельдеев и Е. Максимова анализируют вопросы правового регулирования экспертной деятельности в сфере охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности населения; деятельность международных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.