EDN: YBVRBL
Е.В. Белюсова - к.э.н, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
E. V. Belyusova - candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department of Regional, Municipal Economics and Management, Ural State Economic University, Yekaterinburg, Russia;
Н.В. Сбродова - старший преподаватель кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
N.V. Sbrodova - senior lecturer of the department of regional, municipal economics and management, Ural State Economic University, Yekaterinburg, Russia.
К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН ON THE ISSUE OF SOME MEASURES AIMED AT PROVIDING HOUSING FOR CERTAIN CATEGORIES OF CITIZENS,
IMPLEMENTED AT THE MUNICIPAL LEVEL
Аннотация. Статья посвящена анализу мероприятий, реализуемых на муниципальном уровне, нацеленных на обеспечение жилыми помещениями граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий), проанализированы факторы, определяющие динамику очередности граждан на получение социального жилья, раскрыты причины, вследствие которых в последние 20 лет осуществляется неуклонное сокращение числа лиц, включенных в муниципальную очередь. Изучены предусмотренные действующим законодательством механизмы, направленные на предоставление социального жилья. Дана оценка эффективности предпринимаемых мер, направленных на предоставление жилья, оказание иных мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан указанных категорий. Обозначена необходимость внедрения таких инструментов жилищного обеспечения как долгосрочная аренда социальное наемное жилье. Анализ произведен на примере муниципального образования «город Екатеринбург».
Abstract. The article is devoted to the analysis of measures implemented at the municipal level aimed at providing residential premises to citizens registered as needing residential premises provided under social tenancy agreements (recognized as needing improved housing conditions); the factors determining the dynamics of the priority list of citizens to receive social housing, the reasons are revealed due to which in the last 20 years there has been a steady reduction in the number of persons included in the municipal queue. The mechanisms provided for by current legislation aimed at providing social housing have been studied. An assessment is made of the effectiveness of measures taken aimed at providing housing and providing other measures of social support to provide housing for citizens of these categories. The need to introduce such housing tools as long-term rent and social rental housing is outlined. The analysis was carried out using the example of the municipal formation «Ekaterinburg city».
Ключевые слова: жилое помещение, договор социального найма, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, улучшение жилищных условий.
Keywords: residential premises, social tenancy agreement, registration of citizens as those in need of residential premises provided under social tenancy agreements, improvement of housing conditions.
Главной направленностью действий управленческих структур в сфере жилищного обеспечения выступает создание условий для проживания максимально большого числа граждан в благоустроенном и комфортном жилье. В отсутствие целенаправленных действий в пределах закрепленных властных полномочий в сфере жилищных правоотношений с целью повышения уровня жилищной обеспеченности стоимость жилья будет формироваться, главным образом, вследствие конъюнктуры рынка, а не реальных затрат на его создание, граждане с низким уровнем доходов не смогут являться полноправными участниками рынка жилья, объемы капитального ремонта и сноса пришедшего в негодность фонда будут значительно меньше установленных параметров и так далее [20].
Потребность в снижении остроты жилищной проблемы является прямым следствием необходимости обеспечения неотъемлемого права каждого жителя нашей страны на получение жилого помещения по тем или иным основаниям.
Как отмечено в статье [21], рыночные механизмы оказывают влияние на все сферы жизни общества, включая сферы, связанные с распределением материальных и иных благ малообеспеченным слоям населения, а потому получателями бесплатного жилья могут быть лишь лица с низкими доходами. Повышение уровня жилищной обеспеченности таких граждан осуществляется посредством исконно сложившегося механизма, предусматривающего получение последними жилого помещения по договору социального найма.
Реализация же властных полномочий правительственных структур заключается в выработке инструментов, способствующих самым различным слоям населения в повышении качества жилищного обеспечения. Особое место среди них занимают лица, не имеющие достаточных доходов, чтобы приобрести жилое помещение в собственность или арендовать по рыночным ценам.
В отношении таких лиц разработаны специальные программы, которые во главу угла ставят не только рыночную эффективность, но и социальную остроту вопроса.
Рост жилищной обеспеченности отдельных слов населения, которые не могут являться эффективными участниками рынка жилья, - понятие полиэдрическое, оно содержит не только приобретение жилья с использованием механизмов бюджетной поддержки, и его предоставление очередникам, но и мероприятия, направленные на формирование очередности на получение социального жилья [19].
Включение в очередь на получение социального жилья является обязанностью муниципальных органов, функции же по обеспечению жильем распределены между региональными и муниципальными, такое распределение проистекает из принципа административной децентрализации публичной власти, предполагающего дифференциацию функций государственных и муниципальных органов при едином предмете ведения - социальное обеспечение жильем [19].
Современный этап реформирования жилищного обеспечения отдельных категорий очередников стартовал с принятием пакета законов в декабре 2004 года (включая Жилищный кодекс РФ) и федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы [Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 21.11.2023)], которая, как отмечено в статье [2], предусматривала возможность сокращения к 2010 году времени ожидания в очереди на жилье с 15-20 лет до 5-7 лет.
Этот процесс продолжается и в современный период. Повышение жилищной обеспеченности россиян является одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года [Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 21.11.2023)].
Одним из итогов внедрения положений Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года [Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 3268-р) URL: http://static.government.ru/media/files/ (дата обращения: 29.11.2023)], также заявлено, что к 2030 году средний срок ожидания в очереди на получение бесплатного жилья не должен превышать 5 лет.
Говоря о распределении расходных полномочий между государственными и муниципальными органами власти, необходимо отметить, что обеспечение жильем малоимущих граждан отнесено к исключительной компетенции муниципальных органов.
Расходные полномочия по обеспечению жильем ряда категорий очередников (ветераны войны, инвалиды, военнослужащие, уволенные в запас, и так далее) относятся к компетенции государственных органов.
В Свердловской области полномочия по обеспечению жильем отдельных категорий очередников закреплены за министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области [Постановление Правительства Свердловской области от 05.09.2012 № 963-ПП «Об утверждении Положения, предельного лимита штатной численности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области» [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2023)].
Учет граждан осуществляется муниципальными органами по месту жительства заявителей. Интересным представляется исследование данного механизма на примере Екатеринбурга.
Как указано в статье [1], удельный вес семей, обеспеченных жильем менее 15 кв.м общей площади (учетной нормы, позволяющей в соответствии с ранее действовавшим законодательством гражданам быть включенные в очередь на получение социального жилья) в 1994 году составлял 45 %, в 2003 году - уже 35 %.
По состоянию на 01.01.2006 в Администрации города Екатеринбурга состояло на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, 18 073 семьи (таблица 1).
По состоянию на 01.01.2023 на таком учете состоит уже 8803 семьи.
Необходимо отметить, что с принятием нового Жилищного кодекса РФ жилищный учет претерпел существенные изменения. Так, до 2005 года в очередь на получение социального жилья принимались граждане, отвечающие следующим критериям:
1) обеспеченность менее установленной в регионе нормы площади жилья (учетная норма);
2) отнесение к той или иной льготной категории граждан (одинокие родители, многодетные семьи, дети -сироты, инвалиды и так далее).
Уровень доходов таких граждан и стоимость принадлежащего им имущества, как правило, при принятии на жилищный учет в расчет не принимались.
Жилищный кодекс РФ, вступивший в силу 01.03.2005, прямо закрепил обязанность муниципальных органов власти осуществлять постановку на учет для получения бесплатного жилья малоимущих граждан.
С этого момента для данной категории граждан критериями принятия на жилищный учет явились:
1) обеспеченность менее установленной в муниципалитете нормы площади;
2) уровень доходов и стоимость подлежащего налогообложению имущества.
Однако, действующее законодательство не исключает и возможность принятия на жилищный учет лиц отдельных категорий без учета уровня их доходов.
В Свердловской области полномочия по ведению учета таких граждан также переданы с регионального уровня на муниципальный [Закон Свердловской области от 20.02.2006 № 3-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» [Электронныйресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.11.2023)].
Как следует из анализа таблицы 1, доля семей, улучшивших жилищные условий с использованием бюджетных средств, от общего числа семей, состоящих в муниципальной очереди в Екатеринбурге, в 2005 году составляла 1,2 %, в 2022 - 0,6 % (Рассчитано автором по: [3-18]). Число семей, состоящих на жилищном учете в муниципалитете в 2022 году составило 48,7 % к уровню 2005 года (Рассчитано автором по: [3-18]).
Данная статистика убедительно свидетельствует, что столь значительное сокращение очередности обусловлено, в первую очередь, не эффективностью механизмов прямого бюджетного финансирования обеспечения таких граждан жильем, но в большей степени мероприятиями по инвентаризации очередности, исключению граждан из очереди по различным основаниям, включая самостоятельное улучшение жилищных условий.
При этом число семей, состоящих в муниципальной очереди, в период с 2005 по 2016 годы сокращалось на 2-4 % в год, а в период с 2017 по 2022 годы - на 7-15 % в год (Рассчитано автором по: [3-18]).
Данное обстоятельство является прямым следствием диверсификации инструментов межведомственного взаимодействия в распоряжении муниципальных органов при инвентаризации очередности.
Анализируя реализуемые в рассматриваемом периоде некоторые механизмы, нацеленные на рост жилищной обеспеченности муниципальных очередников, представляется возможным сделать вывод, что к числу основных инструментов повышения качества жилищного обеспечения таких граждан относится:
1) приобретение с использованием прямого бюджетного финансирования жилых помещений для предоставления по договорам социального найма либо в собственность;
2) предоставление социальных выплат на приобретение жилья;
3) предоставление единовременных денежных выплат на приобретение жилья;
4) предоставление по договорам социального найма освободившихся помещений муниципального жилищного фонда.
С использованием названных инструментов с 2005 года по 2022 год жилыми помещениями за счет средств бюджетов всех уровней обеспечено более 3,5 тыс. семей граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации города Екатеринбурга (таблица 1).
Реализуя мероприятия, направленные на повышение качестве жилищного обеспечения малоимущих граждан, Администрация города Екатеринбурга за счет муниципальных средств осуществляет приобретение (строительство, участие в долевом строительстве) жилых помещений для предоставления на условиях социального найма малоимущим гражданам. Доля таких семей по данным на 2022 год составляет 13,6 % от общего числа семей, состоящих на жилищном учете в муниципальной очереди в Екатеринбурге [3].
Обеспечение жильем отельных категорий очередников, также состоящих в муниципальной очереди на получение бесплатного жилья в Екатеринбурге, осуществляется при непосредственном взаимодействии министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Администрации города Екатеринбурга за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Формой государственной поддержки граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф, вынужденных переселенцев, граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, являлось предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом [Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «Обутверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугам граждан Российской Федерации» [Электронныйресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2023)].
Формой государственной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, инвалидов вследствие общего заболевания являлось в рассматриваемом периоде получение очередниками жилья по договорам социального найма и выдача уведомлений о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья [Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2023); Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2023); Постановление Правительства Свердловской области от 28.04.2006 № 357-ПП «О порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2023)].
Таблица 1 - Сведения об обеспечении жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории _муниципального образования «город Екатеринбург» в 2003-2022 годах*_
Год 1. Количество семей граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семей 2. Количество семей граждан, обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств, семей 3. Общая площадь жилых помещений, предоставленных для обеспечения жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также приобретенных таким гражданами с использованием средств бюджетов всех уровней, кв.м
2005 18073 212 10388,3
2006 17362 213 10173,9
2007 17029 271 12286,9
2008 16780 164 7657,7
2009 17051 281 15377,6
2010 16145 451 21691,2
2011 16040 494 20013,1
2012 15836 147 7044,7
2013 15349 241 10491,7
2014 15340 244 9602,3
2015 15147 188 8718,4
2016 14577 183 8648,4
2017 12577 164 7387,1
2018 11387 117 5169,5
2019 10853 92 3234,2
2020 10251 79 2987,1
2021 9438 64 2142,0
2022 8803 55 2181,1
* Составлено авторами по: [3-18].
В ходе такой синергии в исследуемом периоде муниципальные органы осуществляли ведение очередности граждан указанных категорий, подготовку и направление в областное министерство и подведомственные ему организации предложений по распределению жилья и учетных дел очередников, выдачу уведомлений и сертификатов очередникам, заключение договоров социального найма жилых помещений, приобретенных государственными органами за счет средств вышестоящих бюджетов.
Проведенный анализ свидетельствует об ограниченном наборе инструментов политики повышения жи-
лищной обеспеченности населения, сложившемся в современном периоде, и необходимости дифференциации мер жилищной поддержки граждан, в частности, через инструменты долгосрочной аренды и социального наемного жилья.
Источники:
Белюсова Е.В. Тенденции формирования и развития рынка жилья в крупнейшем городе // Известия УрГЭУ, 2006. - №№ 3 (15).
Белюсова Е.В. Влияние федеральной жилищной политики на развитие локального рынка жилья // Труды Всероссийского симпозиума по экономической теории. ринбург. - 2003. - С. 405 - 407.
«город
- Екате-
2022
2023
2021
2020
2019
2018
2016
2015
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2022
2021
2020
2019
2018
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
URL: https://екатеринбург.рф/для рабо-URL: https://екатеринбург.рф/для рабо-
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 04.10.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 04.10.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 04.10.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 04.10.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 04.10.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 04.10.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 04.10.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023).
Итоги социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» в ты/экономика/развитие/итоги/ (дата обращения: 15.11.2023).
Кузнецова Е.В. Отдельные аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами исполнительной власти Оренбургской области в вопросах обеспечения жильем отдельных категорий граждан // Вопросы российского и международного права. - 2023. -Том 13. - № 5А. - С. 77-86. DOI: 10.34670/AR.2023.40.68.008// Научная электронная библиотека Elibrary. URL: https:// www.elibrary.ru/ download/elibrary_54606985_21275765.pdf (дата обращения: 28.11.2023).
Мащенко Ю.А. Повышение качества жилищного обеспечения граждан как стратегическое направление государственной социально-экономической политики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2019. - № 2. - С. 142 - 150 // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: file:///C:/Users/630-teach/Downloads/povyshenLe-kachestva-zhi]lischnogo-obespecheniya-grazhdan-kak-s1trategicheskoe-napravlenLe-gosudarstvennoy-sotsiaMo-ekonomicheskoy-politiki.pdf (дата обращения: 28.11.2023).
Тархова О.Ю., Вакула А.И., Родина М.Е. К вопросу о механизмах решения жилищной проблемы // Юристъ-Правоведъ - 2019. - № 4 (91). - С. 51 - 56 // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: k-voprosu-o-mehanizmah-resheniya-zhilischnoy-problemy%20(1).pdf (дата обращения: 28.11.2023).
году //
году //
году //
году //
году // 2017 году //
году // 2017
году //
2014 году //
году //
году //
году //
году //
году //
году //
году //
URL: https://екатеринбург.рф/для рабо-
URL: https://екатеринбург.рф/для рабо-
URL: https://екатеринбург.рф/для рабо-
URL: https://екатеринбург.рф/для рабо-
URL: https://екатеринбург.рф/для рабо-
URL: https://екатеринбург.рф/для рабо-
URL: https://екатеринбург.рф/для рабо-
URL: https://екатеринбург.рф/для рабо-
URL: https://екатеринбург.рф/для рабо-
URL: https://екатеринбург.рф/для рабо-
URL: https://екатеринбург.рф/для рабо-
URL: https://екатеринбург.рф/для рабо-
URL: https://екатеринбург.рф/для рабо-
URL: https://екатеринбург.рф/для рабо-
3
4
5
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
EDN: FBNUIG
Е.А Болотнова - к.э.н., доцент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.A Bolotnova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
В.В. Шоль - к.э.н., доцент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
V.V. Shol - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
Я.А. Зубкова - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
Ya.A. Zubkova - student of accounting and finance faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
О.В. Панфёрова - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
O.V. Panfyorova - student of accounting and finance faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ PROBLEMS ANALYSIS OF FINANCIAL STABILITY OF AGRICULTURAL ENTERPRISES
Аннотация. В настоящее время организации испытывают трудности в поддержании финансовой устойчивости в связи со сложившейся геополитической ситуацией и пережитками коронавирусных ограничений. Финансовая устойчивость заключается в способности организации сохранять свою финансовую стабильность и способность выполнять свои финансовые обязательства в течение длительного периода времени. Она достигается путем поддержания баланса между доходами и расходами, управлением кредиторской, дебиторской задолженностями, а также капиталом и рисками. Финансовая устойчивость также связана с финансовой отчетностью, включая показатели ликвидности, рентабельности и финансовой устойчивости. Организации с высокой финансовой устойчивостью могут лучше справляться с экономическими кризисами и изменениями рынка, а также привлекать инвесторов и кредиторов. Сельскохозяйственные организации наиболее подвержены рискам разного рода, что ставит ее финансовую устойчивость под удар. В статье разберем основные проблемы анализа финансовой устойчивости сельскохозяйственного предриятия.
Abstract. Currently, organizations are experiencing difficulties in maintaining financial stability due to the current geopolitical situation and remnants of corona-virus restrictions. Financial stability is the ability of an organization to maintain its financial stability and ability to meet its financial obligations over a long period of time. It is achieved by maintaining a balance between income and expenses, managing accounts payable and receivable, as well as capital and risks. Financial strength is also related to financial reporting, including measures of liquidity, profitability and financial strength. Organizations with strong financial strength can better cope with economic crises and market changes, and attract investors and lenders. Agricultural organizations are most exposed to various types of risks, which puts their financial stability at risk. In the article we will analyze the main problems of analyzing the financial stability of an agricultural enterprise.
Ключевые слова: финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность, собственные средства, риски.
Keywords: financial stability, solvency, liquidity, own funds, risks.
В настоящее время организации испытывают трудности в поддержании финансовой устойчивости в связи со сложившейся геополитической ситуацией и пережитками коронавирусных ограничений. Финансовая устойчивость заключается в способности организации поддерживать постоянную платежеспособность. Сельскохозяйственные организации наиболее подвержены рискам разного рода, что ставит ее финансовую устойчивость под удар. Рассмотрим более подробно, с какими именно рисками могут столкнуться сельскохозяйственные организации, при осуществлении своей деятельности (рисунок 1).