предприятия. Без него кредитор не представляет способности и готовности предприятия выплачивать взятые в кредит денежные средства, так как не имеет сведений о его финансовом состоянии, тем самым никакая организация не сможет получить кредит, без анализа данных бухгалтерского учета.
Использованные источники:
1. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.abc-people.com/typework/economy/bu3.htm (дата обращения 18.11.2016).
2. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. auditfin. com/fin/2002/1/ryatsuk/ryatsuk. asp (дата обращения 18.11.2016).
3. Методики оценки кредитоспособности предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bizoffice.ru/afhd/metodiki/metodiki-ocenki-kreditosposobnosti-predpriatia-v-tom-chisle-zarubezhnye.html (дата обращения 18.11.2016).
4. Овчинникова, Ирина Васильевна Бухгалтерский финансовый учет : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / И. В. Овчинникова, Е. И. Левина; ФГБОУ ВО «Кузбас. гос. техн. ун-т им. Т. Ф. Горбачева», Каф.упр. учета и анализа Кемерово, 2016 424 с.
УДК 365.22
Степанов Д.В.
факультет Государственное и Муниципальное Управление Оренбургский Государственный Университет
Институт Менеджмента Россия, г. Оренбург ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЖИЛЬЯ МАЛОИМУЩИМ
ГРАЖДАНАМ
В статье рассматриваются понятие площади жилого помещения, нормы его предоставления, учетная норма. Проанализированы критерии определения малоимущих граждан. Даны рекомендации по расчету имущественной обеспеченности.
Ключевые слова: Площадь жилого помещения, учетная норма, малоимущие граждане, социальное жилье
На получения социального жилья основными претендентами признаются граждане Российской Федерации, которые признаны органом власти: малоимущим или нуждающимся в предоставлении жилья. Обе эти неоднозначные и сложные категории имеют право на заключение договора социального найма.
Право гражданина на улучшение жилищных условий подтверждается
путем проведения непростых вычислений по формула, содержащим ряд параметров, показатели которых меняются ежеквартально, а информация размещена в различных источниках.
В городе Москва социальное жилье могут получить только малоимущие, администрацией установлены жесткие ограничения, да и стоимость жилья имеют высокую стоимость. В городе Санкт-Петербурге к малоимущим гражданам добавляются многодетные семьи с тремя и более детьми, ветераны Великой Отечественной войны или боевых действий, инвалиды, Герой Советского Союза, также реабилитированные ленинградцы, потерявшие жилище в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями.
Для того чтобы получить гражданину статус малоимущего и нуждающегося в предоставлении жилья следует собрать немаленький пакет документов, и выполнить ряд условий. Разобраться в технологии определения правоспособности и алгоритме постановки на учет на получение социального жилья, помогут гражданину обладание необходимой правовой базой. Гарантом право на жилье выступает Конституция Российской Федерации, но она не определяет механизм и условия его получения. Для этого имеется Жилищный Кодекс Российской Федерации, вступивший в действие 1 марта 2005 года.
Так в Жилищном Кодексе определены основные принципы, условия социального найма; основные требования к претендентам на получение социального жилья.
Граждане, которые предполагают, что имеют право на улучшение жилищных условий за счет государства, должны в первую очередь изучить главу седьмую Жилищного Кодекса, так как все остальные подзаконные и законодательные акты должны не противоречить Кодексу.
Рассмотрим более подробно определение социального жилья. Социальное жилье это жилое помещение, принадлежащие государству или муниципалитету, которое предоставляется по договору бессрочного социального найма.
Сегодня к социальному жилью относятся, те жилые помещения, которые не прошли приватизацию и находятся в государственном или муниципальном жилищном фонде. Так к жилому помещению относится недвижимое имущество, которое несет следующие признаки: изолированность, и главное пригодность для проживания людей. Заметим, что к недвижимому имуществу относятся, в том числе космические корабли и океанические лайнеры, но по Жилищному Кодексу установлены ограничения «Жилой дом», «квартира» и «комната». Значимыми для понимания части положений Кодекса являются термины «общая площадь помещения», «площадь жилого помещения», «учетная норма площади».
В соответствии с п. 5. Ст. 15 Жилищного Кодекса к общей площади жилого помещения относится суммарная площадь всех частей жилого помещения, также кухня, ванная и туалет, чуланы, за исключением балкона,
лоджии, веранды и террас. Понятие жилой площади жилого помещения совпадает с определением квартиры по «Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», на эту инструкцию ссылаются СНИПы. В соответствии с инструкцией «показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей».
Другими словами конкретно этот показатель должен по идее определять уровень обеспеченности граждан жильем. Но на деле, некоторые субъекты, включая Москву, имеют собственные представления об обеспеченности граждан жильем. Так Закон города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» расшифровывает основные понятия, где описания общей площади жилого помещения сходится с Жилищным Кодексом Российской Федерации (п. 4. ст. 1 Закона Москвы), но для определения социальных норм не используются, все нормы площади жилого считаются с учетом балконов и лоджий. В Законе Москвы общая площадь упоминается лишь однажды - в статье 39 о праве жителей города Москвы на замену собственного жилого помещения на жилое помещение меньшего размера.
Рассмотрим понятие «общая площадь», так площадь жилого помещения включает в себя все помещения которые находятся за входной дверью: комнаты, кухны, туалет, ванная комната, террасы, балконы. В Жилищном Кодексе Российской Федерации нет методики расчета жилого помещения, как впрочем, нет и понятия «просто» площади. Но в то же время Жилищный Кодекс Российской Федерации в п. 7. Ст. 57. Указано следующее: «При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности». В статье 50 прописана именно такая формулировка, посвященной норме предоставления и учетной норме.
Московское правительство воспользовалось неточностью в Жилищном Кодексе Российской Федерации и в Законе Москвы ввело понятие площади жилого помещения как «суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас» (п.3 ст.1). Для балконов и лоджий никакого понижающего коэффициента при этом в Законе Москвы не предусмотрено. Такое же понимание площади использовано в Москве для определения норм предоставления и учетных норм.
Понятие площади жилого помещения в Инструкции прописана общая площадь квартиры, рассчитанная как «сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими
коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0». Показатель общей площади квартиры используется для «государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей». Соответственно этот показатель нужен для статистики валового вода в эксплуатацию - в нем нельзя не учитывать площадь балконов, так они тоже строятся и должны влиять на статистику, хотя и с понижающим коэффициентом.
Мы видим, что московские власти сумели воспользоваться лазейкой и для определения социальных норм используют вовсе не те показатели площади. Незаконность такой методики доказать невозможно - Жилищный Кодекс Российской Федерации, хотя и непонятен по трактовкам. Но в тоже время является законом более высокого ранга, чем Инструкция.
В соответствии с п. 1. Ст. 50 Жилищного Кодекса Российской Федерации норма предоставления это «минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма». Органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают исходя из местных реалий нормы. Соответственно с этой нормой будет осуществляться предоставление жилья.
В соответствии с Законом Москвы п. 5 ст. 1. «норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой».
И наконец, п. 3. ст. 20 Законы Москвы: «Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека».
Рассмотрим, что такое учетная норма. Учетная норма - это минимальный размер жилого помещения в расчете на одного жильца. Как гласит п. 4. ст. 50 Жилищного Кодекса Российской Федерации граница уровня обеспеченности общей площадью жилья отсчитывается по учетной норме. Как известно учетная норма устанавливается местным органом самоуправления.
Учетная норма устанавливается местным органом самоуправления. По существующей учетной норме в каждом конкретном регионе принимается решение, нуждается гражданин ли в улучшении условий или нет. Согласно п.5 ст. 50 Жилищного Кодекса Российской Федерации учетная норма не может превышать норму предоставления, хотя следовало бы сформулировать наоборот - норма предоставления не может быть меньше учетной нормы, то есть или столько же, или либо больше.
Аналогичная ситуация с нормой предоставления в городе Москва, учетная норма исходит именно от площади жилого помещения, в том числе
с лоджиями и балконами. Сегодня в соответствии с п. 3. ст.9 Закона Москвы норма на одного человека составляет 10кв. м. Это значит, для того чтобы быть признанным в улучшении жилищных условий, к примеру, в однокомнатной квартире площадью 33 кв. м. должно быть зарегистрировано минимум четыре человека, при этом никто из них не должен иметь другой жилой площади в собственности или пользовании.
Отнесение к категории «малоимущие» по Жилищному Кодексу Российской Федерации, совершенно не означает принадлежность людей, зарплата которых ниже прожиточного минимума.
В этом случае критерием отнесения семьи к категории малоимущих служит возможность приобретения жилого помещения для обеспечения всех членов семьи по норме предоставления жилой площади, рассматривая среднюю стоимость домовладений в регионе.
Семья признается малоимущей, при условии что имущественная обеспеченность семьи меньше стоимости жилплощади, которую необходимо приобрести для обеспечения членов семьи по норме предоставления на одного человека. Довольно затруднительно определить является или нет семья малоимущей. В формулу расчета входят большое количество не всегда очевидных показателей. Понятие «член семьи» в данном случае выступает как правовая категория. Она означает людей живущих на одной площади в рамках одного лицевого счета. В семьях, где лицевые счета разделены, то и семьи врозь, в этом случае не учитывается родная кровь.
Доход семьи и стоимость имущества, подлежащего налогообложению это составляющие имущественной обеспеченности. Разница между ежемесячным совокупным доходом членов семьи и суммарным прожиточным минимумом, умноженную расчетный период в месяцах, показывает доход семьи. Совокупный период берется за последние два года на момент подачи заявления.
Стоимость имущества семьи складывается из собственности, принадлежащей членам семьи, за исключением помещений, пригодных к проживанию. Стоимость жилья, находящегося в собственности членов семьи, при исчислении имущественной обеспеченности не прибавляется к доходам, но учитывается при определении обеспеченности жильем.
Остается собрать необходимый пакет документов и встать на очередь для получения социального жилья.
Использованные источники:
1. Конституция РФ
2. Жилищный кодекс РФ