Здесь можно добавить короткие видео с цифрами. При выборе всегда необходимо обращать особое внимание на несколько важных аспектов:
1. Правильное произношение с хорошим акцентом. На просторах интернета огромное количество всевозможных роликов, коротких тематических мультфильмов, обучающих фильмов.
2. Надежность источника. Необходимо выбирать аудио и видео материалы известных, по возможности британских или американских сайтов, которые помогут избежать плохого акцента и/или неверного произношения. Стоит отметить, что именно из-за неверного произношения дома или в школе дети позже произносят слова с ошибками. Помимо того, что нужно профильное образование важно еще и уметь и иметь возможность практиковать язык в среде, с людьми для которых английский является родным.
3. Качественная музыка и визуальный ряд. Без большого количества деталей, чтобы не отвлекать от темы. Звук не должен быть слишком громким и заглушать произношение букв, слов или выражений. Также видео не должно иметь слишком много деталей. Все что не помогает ребенку освоить материал, отвлекает его. Если вы учите буквы- пусть это будут только буквы, если цвета - то только цвета. Дополнительные слова или персонажи нужны только если они усиливают основную тему.
4. Показать как выглядят эти цифры. Всегда необходимо удостоверяться на 100%, что объяснили ребенку, то что вы проходите и что вы от него хотите. Нет ничего менее эффективного чем рассказывать о том, какой же вкусный киви, если ребенок понятия не имеет что это. Слова ничего не значат, если они не подкреплены четкими и яркими, хорошо запоминающимися образами.
Where are you from? I am from Kazan...
Эта фраза сама по себе не является жизненно необходимой. Но важность ее заключается в том, что она поможет ребенку выстроить, пусть даже минимальный диалог. Особенно этот вопрос будет в тему при поездках с детьми за границу, где вопрос откуда вы довольно часто задают и если ребенок сможет на него ответить, да еще и сам спросить, - это будет огромным толчком для него и для родителей изучать английский язык. Нет ничего более мотивирующего, чем ответить на вопрос или приветствие совершенно постороннего иностранца. Хотя нет, еще более мотивирующим будет, если он вас поймет.
Параллельно ребенок учит местоимение you. В дальнейшем нужно видоизменить конструкцию на where is he from, where are they from и т.д.
Выводы. Темы и их стыковка идут по аналогии с предыдущим. В результате получается целостная картина, которая в последующем уже «обрастает» словарным запасом, новыми фразами, выражениями и идиомами. Конструктор растет и усложняется по мере взросления ребенка и по мере появления запроса на те темы, которые ребенок будет проходить в начальной, средней школе и далее в университете и/ или компании, где английский является необходимостью. Принципиально важно для педагогов, применяющих данную методику, следовать этим критериям и не допускать тематических «разрывов», когда темы не скреплены в четкую многогранную и одновременно прозрачную систему.
Для родителей, воспитателей и других участников процесса обучения данная методика позволит контролировать прогресс ребенка, держать под контролем все нюансы, не углубляясь в конкретные темы. Помимо этого, система блоков, когда каждый урок - это отдельный блок, позволит быстро вернуть ребенка в учебный процесс после долгого отсутствия, подготовившись лишь к тем урокам, которые он пропустил.
Литература:
1. Доман Г., Доман Д. Гармоничное развитие ребенка // М.: Аквариум. - 1996. - Т. 442. - С. 219.
2. Gardner H. E. Intelligence reframed: Multiple intelligences for the 21st century. - Hachette UK, 2000.
3. Kangas J. et al. Enhancing children's participation in early childhood education through participatory pedagogy. - 2016.
4. Ord J. John Dewey and Experiential Learning: Developing the theory of youth work // Youth & Policy. -2012. - Т. 108. - С. 55-72.
Педагогика
УДК 378.14.015.62
специалист по учебно-методической работе Султанова Айгуль Явдатовна
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Набережночелнинский институт (филиал) (г. Набережные Челны)
К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация. В статье анализируется аспект об этнокультурной подготовке специалистов и с учетом использования педагогических принципов формирования этнокультурной компетенции студентов вуза. Актуальность использования данных принципов заключается в том, что они представляют собой научно обоснованный выбор характера взаимодействия в образовательном процессе, осуществляемый в целях максимального развития учащейся молодежи. В статье выделены и рассмотрены принцип диалога культур (организация образовательной деятельности с целью обучения культуре с ее этнонациональным и межкультурным компонентами); принцип ориентации на гуманитарные ценности (развитие полноценной социализации студента в полиэтническом мире на основе знаний и ценностных представлений о различных этносах); принцип активности (создание предпосылок для развития интеллектуального и природного потенциала студента); принцип культурологического насыщения содержания учебного материала (активизация познавательной активности студентов для создания мотивации к более глубокому изучению этнокультурной тематики), что предполагает развитие таких важных аспектов разносторонней личности, как культурный, социальный, прагматический и прогностический.
Ключевые слова: культурология, гуманитарные ценности, педагогический принцип, компетенция, этнокультурная компетенция, этнокультурное образование, диалога культур, этнокультура, профессиональная подготовка, познавательная активность, студенты вуза.
Annotation. The article analyzes the aspect of the ethno-cultural training and considering the use of pedagogical principles of formation of ethno-cultural competence of high school students. The urgency of the use of these principles is that they are evidence-based selection of character interaction in the educational process carried out in
order to maximize the development of young people. The article highlighted and discussed the principle of dialogue of cultures (the organization of educational activities with the aim of learning the culture with its ethno-national and cross-cultural components); the principle focus on human values (the development of a full socialization of students in a multi-ethnic world based on knowledge and ideas about the value of different ethnic groups); principle activity (creation of preconditions for the development of intellectual and natural potential of the student); the principle of cultural saturation content of the material (the activation of cognitive activity of students to create a motivation for deeper study of ethno-cultural subjects). All this involves the development of such important aspects of the multifaceted personality as cultural, social, pragmatic and prognostic.
Keywords: Cultural and humanitarian values, pedagogical principle, competence, ethno-cultural competence, ethno-cultural education, dialogue of cultures, ethnic culture, professional training, cognitive activity, high school students.
Введение. Сегодня, как никогда возрастает роль и значение культуры, которая является одним из важнейших элементов нации, формирующей ее цивилизационность и единство. И в этом процессе образование играет очень важную роль, поскольку с его целями, содержанием и подходами оно призвано воспитать таких граждан страны, которые бы понимали и осознавали свою роль в обществе; были бы верны избранным им ценностям, вопреки давлению извне; готовы были бы служить идеалам гуманизма и культуры; были бы заинтересованы в решении этнокультурных проблем и готовности жить в полиэтническом обществе. Однако состояние этнокультурной идентичности можно достичь, как показывает практика, только через создание социокультурного пространства, с которым тесным образом связано и этнокультурное образование, особенно, если дело касается формирования этнокультурной компетенции. И этому в большой степени способствуют, как нам представляется, определенные педагогические принципы, которые приравниваются по своей значимости к педагогическим подходам, поскольку их связывают цели, содержание, методы, средства и формы того или иного педагогического процесса. Более того, и сами функции педагогических принципов согласуются с педагогическими подходами по таким параметрам, как: а) комплексный подход к целеполаганию; б) обеспечение структурного построения педагогического процесса (отбор содержания, форм, методов и т.д.); в) структуризация критериев эффективности намеченного педагогического процесса; г) использование их как опоры для обоснования закономерностей развития самого педагогического процесса. Исходя из этого, педагогические принципы должны включать в себя следующее: объективность (он должен формулироваться на основе объективных педагогических закономерностей); ориентированность (ориентация на разрешение определенных противоречий для формирования стратегии взаимодействия субъектов в педагогическом процессе); системность (в соответствии с целью, содержанием, средствами, методами и формами обучения принцип должен выступать системообразующим фактором в формировании того или иного вида культуры обучаемого); аспектность (каждый принцип должен раскрывать новые возможности совершенствования процесса формирования компетенций); дополнительность (желательно, чтобы выбранные принципы дополняли предыдущие, не заменяя их); теоретическая и практическая значимость (те или иные сформулированные принципы должны иметь значение как, например, для формирования этнокультурной компетенции студентов вуза, так и для совершенствования собственно образовательной практики [2]. Таким образом, педагогические принципы должны выступать в качестве нормативного требования, а также критерием для повышения эффективности педагогической практики. Исходя из исследуемой проблематики, мы ориентируемся на следующие принципы:
- принцип диалога культур;
- принцип ориентации на гуманитарные ценности;
- принцип активности;
- принцип культурологического насыщения содержания учебного материала.
Формулировка цели и задач статьи. Анализ аспекта об этнокультурной подготовке специалистов и с учетом использования педагогических принципов формирования этнокультурной компетенции студентов вуза. Выделение и рассмотрение принцип диалога культур (организация образовательной деятельности с целью обучения культуре с ее этнонациональным и межкультурным компонентами); принцип ориентации на гуманитарные ценности (развитие полноценной социализации студента в полиэтническом мире на основе знаний и ценностных представлений о различных этносах); принцип активности (создание предпосылок для развития интеллектуального и природного потенциала студента); принцип культурологического насыщения содержания учебного материала (активизация познавательной активности студентов для создания мотивации к более глубокому изучению этнокультурной тематики).
Изложение основного материала статьи. Этот ряд мы начнем с принципа диалога культур, поскольку он, как соответствующий этнической культуре, существующий и реализуемый в рамках ее пространства, предполагает максимальное использование его и в формировании этнокультурной компетенции студентов вуза. Речь идет в данном случае о сочетании этнической культуры студентов и многообразии культур в полиэтнической России. Отсюда, этот принцип означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на ценности культуры, на освоение студентами достижений родной и мировой культуры, принятие определенных социокультурных норм и следование им [7]. Исходя из этого, данный принцип при формировании этнокультурной компетенции предполагает такую организацию образовательной деятельности студентов, при которой важнейшей целью и содержанием обучения становится культура с ееэтнонациональным и межкультурным компонентами. Действительно, любое народное творчество, как показывает практика, способно формировать у студентов и определенную культуру самого восприятия материального мира, мотивируя их на сохранение духовных ценностей своего народа, ведя, при этом, диалог культур разных эпох и этносов. Отсюда, знание истоков этнокультурных традиций должно составлять неотъемлемую часть духовной культуры студента.
С точки зрения национальной культуры исторические и географические факторы обуславливают сегодня расположение многих регионов России на стыке восточной и западнойцивилизаций: что и объясняет многообразие культурного богатства нашей страны. А это налагает на полиэтническое обществоучет и соблюдение ценностей и традиций всех распространенных в ней национальных культур (русской, татарской,марийской, мордовской, чувашской и т.д.). Данное важное обстоятельство иформирует такое соотношение, как «образование - культура», в рамках которого генерируются такие ценности, как: духовность и диалог, событийность и соучастие, взаимообогащение и интеграция и т.д. Тем самым, культура
определяется как связующее звено организации образования, которое и само должно выступать в качестве модели культуры. Иначе говоря, в образовании должны концентрироваться и воспроизводиться в любом масштабе важнейшие процессы, происходящие или ожидаемые в культуре; т.е. культура и образование, по сути, должны зеркально отражать друг друга [10]. А это значит, что вуз должен быть заинтересован в активной поддержке идеидиалога культур, принцип которого можно рассматривать как необходимый элемент формирования этнокультурной компетенции студентов вуза. И в этом плане принцип диалога культур может стать наиболее ориентированным на особенности студента как познающего субъекта. Вуз обучает не только профессиональной коммуникации, приобретению нового жизненного опыта, но и умению слушать, задавать квалифицированные вопросы[5]. И возможность полноценного участи в диалоге часто зависит от уровня национального самосознания индивида, то его этнокультурной компетентности, терпимости, способности к эмпатии, готовности к установлению контактов, т.е. продуктивному общению в контексте диалога культур[8].При этом, методическим ориентиром здесь должно стать обучение студентов как субъектов диалога культур [9]. Это означает, что принцип диалога культур способствует продуктивному способу коммуникации двух и более культур, где каждая из сторон признает другую какравную, уважая ее этническую уникальность, и на этой основе углубляет свою самоидентичность. Поэтому именно в пространстве межэтнического диалога, где достоинство этнического самосознания органично соединяется с отказом от этнических стереотипов; где уважается и принимаетсясамобытность иной культуры. Это и есть проявление этнокультурной компетенции, ведущей к повышению уровня морально-психологических качеств личности студента. А для этого обучение культуре диалога должно предполагать развитие культурологических и этнокультурных, междисциплинарных и коммуникативных умений и навыков. Отсюда принцип диалога культур способствует обучению культуре диалога на основе изучения национальных культур, что включается в целом в общий культурный контекст. На основе принципа диалога культур студенты учатся способам эффективного взаимодействия с окружающими; они вырабатывают собственную позицию в межэтническом взаимодействии; они учатся видеть и анализировать всевозможные точки зрения, приходя к совместному решению.
Как показывает практика, введение в образовательный процесс вуза разнообразных мероприятий, посвящённых изучению культуры других национальностей, имеет большое и воспитательное значение, поскольку приводит к диалогу культур в поликультурном пространстве, оказывая положительное влияние на отношение студентов к культуре разных народов. И в этой связи, очень важен, как нам представляется, такой принцип, как принцип ориентации на гуманитарные ценности. Важность данного принципа связана с тем, что с позиции гуманизации образования собственно образовательная система развивается с учетом признания приоритетных ценностей, как-то: гармонизация взаимоотношений и интересов преподавателя и студента в условиях их развитая и саморазвития; как приобщение всех субъектов образовательного процесса к гуманитарной культуре; какгуманизация профессиональной деятельности без разделения на «технарей» и «гуманитариев»; как увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах вуза; как формирование культуры мышления студентов на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации; как ориентация на социокультурные и индивидуальные программы развития и т.д. Добавим сюда и мнение исследователя Г.Н. Волкова, который считает, что для развития общечеловеческой культуры огромное значение имеет глубокое изучение культуры своего народа [6], что представляет собой результат его интеллектуальной и творческой деятельности. Иэтнокультурная компетенция, предполагающая готовность к межкультурному диалогу, позволяет индивиду выходить и на уровень принятия общечеловеческих ценностей. При этом, принцип ориентации на гуманитарные ценности содействует и полноценной социализации студента в полиэтническом мире, когда на основе знаний и ценностных представлений о конкретном этносе молодые люди приходят к осознанию, а главное, к воспроизводству морально-этических и этно-эстетических воззрений своего народа. И результатом этнокультурного воспитания становится целостное восприятие и освоение системы ценностных ориентиров.
Отсюда, принцип ориентации на гуманитарные ценностиспособствует формированию такой личности, которая способна сохранять и продолжать самобытные традиции своего этноса, культура которого может стать своеобразной защитой, охраняющей от тлетворного влияния массовой информации, распространяющей идеи насилия и жестокости на националистической почве. Вот почему так важно формирование у студентов глубокого интереса к позитивному прошлому своего народа, его национальным ценностям и всего того, из чего складывается отечественная и мировая культура. Таким образом, на основепринципа ориентации на гуманитарные ценности формируется базовая культура личности с цельюприобщения ее к народному творчеству своего народа; осуществляется знакомство с народно-прикладным искусством своего региона;формируется представление о родном крае и воспитывается уважение и любовь к его прошлому и настоящему. При этом, практика показывает, что кропотливая работа преподавателей в рамках развития у студентов этнокультурной компетенции в контексте принципа ориентации на гуманитарные ценности способствует формированию у студентов позитивных ценностных отношений к этнической культуре как таковой и деятельности, связанной с ее актуализацией, что, в конечном счете, позволяет, помимо овладения общепрофессиональных умений, решать и такую задачу, как воспитание у молодых людей желания открывать новые для себя области национальной культуры, в которой столь важное место занимает терпимость к проявлению специфических особенностей иных этнических культур.И для этого необходимо, чтобы студенты проявляли активную деятельность во многих ее видах, включая и этнокультурную, для чего мы обращаемся к следующему принципу - принципу активности.
Следует отметить, что принцип активности, используемый в формировании этнокультурной компетенции студентов вуза, не отвергает традиционной системы обучения, когда в центре образовательного процесса находится деятельность преподавателя, структурируемая по алгоритму: изложение учебного материала - восприятие его студентами - понимание полученной ими информации - ее обобщение и запоминание. Принцип активности, в этой связи, усиливает процесс обучения, ориентируя его на продуктивное взаимодействие преподавателя и студента, где важнейшую роль играет уже самостоятельное добывание студентами знаний и проявление ими творческих способов работы в их познавательной деятельности. Это известная сегодня концепция развивающего обучения, качество которой определяется не столько полученным объемом знаний, сколько развитием личностного потенциала молодого человека, делающего его способным к постоянному воспроизводству информационного материала, в частности, умения искать и анализировать информацию этнокультурной направленности, мобильности и стремления к
расширению своего культурного кругозора. Принцип активности, условно говоря, создает предпосылки, на основе которых студент развивает свой интеллектуальный и природный потенциал. Это обычно «работает» по такой схеме, как: восприятие информации - осмысление ее сути - воспроизведение - запоминание -трансляция. То есть мы имеем наличие субъектности студента как активно действующего лица в образовательном процессе, где молодой человек проявляет заинтересованность в объективном знании себя и своих возможностей, тем самым, исподволь формируя у себяготовность к социальной и профессиональной мобильности.
Следует отметить, в этой связи, проявления активности студента в обучении обусловливается как самой логикой (происходит активизация познавательной деятельности), так и развитием мотивации, определяющей у него не только наличие устойчивой установки на преодоление затруднений, но и умение осуществлять «самостимуляцию» и «самомотивацию» деятельности. Для этого преподаватели используют различные активные методы обучения, позволяющие повысить интерес, например, к самооценке этнокультурных знаний и способностей, привить навык групповой работы в рамках этнокультурной деятельности и коллективных разработок по изучению национально-региональной культуры, а также развить проблемное мышление, ориентируя студентов на решение задач, связанных с этнокультурными различиями. В контексте формирования этнокультурной компетенции особую значимость приобретает качество формирования у студентов мотивации к изучению народных традиций и готовности к позиционированию в условиях социально-культурной деятельности. И для познавательной устойчивости к этнокультурному образованию на основе познавательной активности необходим учет следующих условий: обучение владению навыками преодоления личностно-психологических барьеров в межэтническом общении; развитие умения грамотно извлекать и доходчиво транслировать информацию с аргументацией своей точки зрения; воспитание чувства ответственности за добросовестную работу с историческими документами, справочной информацией, материалами прессы и т.д., связанными с определенными вопросами этнокультурного характера.
Отсюда, принцип активности при формировании этнокультурной компетенции студентов способствует развитию у них ощущения объективной связи с культурой как системой ценностей и созданию на этой основе целостной картины мира. Тем самым, у студента развиваются такие качества личности, как: способность к сотрудничеству, стремление к этическим нормам общения,активность в устранении конфликтов, обладание развитым чувством ответственности за судьбу страны и т.д. При этом, принято считать, что жизнь индивида представляет собой непрерывную адаптацию к условиям постоянно меняющейся среды (отсюда, необходимость повышения уровня этнокультурной адаптивности), что связано с выработкой новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей, в частности, организации продуктивной межкультурная и межэтнической коммуникации. И здесь опора на принцип активности может осуществляться на любых уровнях: при развитии интеллектуальных и профессиональных качеств, при совершенствовании культурологического мировоззрения, при развитии различных сторон психики студентов, при выработке у них реактивного поведения, при формировании способности к рефлексии и эмоциональной стабильности, при повышении уровня степени интернальности (ответственности за свои поступки) и т.д.
Следует отметить, что в процессе освоения этнокультурной деятельности студент воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность познавать традиционные ценности и на этой основе этнокультурные традиции и в целом этническую культуру. И в этой деятельности студент не просто рассматривает многообразие действительности, а изучает выделенные в ней внутренние основы этого многообразия. То есть, таким образом, в познавательной деятельности студента происходит переход от абстрактного к конкретному, от общего к частному, что ведет, в конечном счете, на основе понимания материальной и духовной культуры к умению понимать внутренний мир людей. И здесь мы видим, что в результате формирования у студента теоретического сознания и теоретического мышления у него происходи развитие мышления эмпирического.В связи с этим, принцип активности в рассматриваемом нами контексте, так или иначе, будет связан с пространством события, где бытийное пространство субъектов характеризуется определенной структурно-смысловой общностью; где, разделяя на сознательном уровне те или иные ценности этноса как такового, студент остро реагирует на те воздействия, что могут угрожать этим ценностям. И здесь этнокультурность молодого человека представляет собой реалистичное и адекватное восприятие окружающего мира и себя в нем, т.е. умение ценностно относиться к окружающей социально-культурной среде и стремление к осознанию своего места в системе как общей, так и этнической культуры. Этому, в частности, способствует следующий педагогический принципформирования этнокультурной компетенции студентов вуза - принцип культурологического насыщения содержания учебного материала.
Принцип культурологического насыщения содержания учебного материалапредполагает активизацию познавательной активности студентов, способствуя мотивации к более глубокому изучению такой, например, этнокультурной тематики, как: возникновение этнических культур;становление и развитие родного края и его народа (даты и события из жизни данного региона);особенности менталитета народа (национально-психологические особенности его представителей), населяющего этот край;нормы и ценности разных этнических культур, включая родную;сведения об основных хозяйственных занятиях и быте народов; культурно-исторические события и история взаимоотношений между народами; этнокультурное разнообразие и взаимозависимость этнических культур; культурные достижения и его особенности (литература, музыка и т.д.) своего народа.
При этом очень важно использование сравнительно-историческогометода, представляющего собой параллельное изучение этнокультур и выявление общего и особенного в их развитии. Отсюда, при использовании принципа культурологического насыщения содержания учебного материала важно также опираться на следующий ряд принципов:
- занимательность материала - включение в культурологический материал такие сведения и факты из истории, культуры иобраза жизни этносов,которые вызывали бы у студентов неподдельный интерес и потребность к познанию окружающего мира;
- комплексность презентации материала - представление информационного материала разными средствами (вербальными, наглядными, практическими, например, этнографическое исследование), т.е. получение информации на различных уровнях восприятия;
- субъектность - информация этнокультурного характера должна затрагивать интересы студента, в частности, удовлетворять его интересы в этнокультурной сфере; быть значимой для него и способствовать его саморазвитию и самообучению в интересующей его области;
- достоверность информации - сведения этнокультурной направленности (или иного характера) предлагаемые студентам, должны быть строго основаны на научных фактах или достоверных исследованиях;
- вариативный подход к информации - предлагаемая информация, основанная на объективности и доказательности, тем не менее,должна допускать вариативность точек зрения;
- доступность информации - информация этнокультурного характера должна иметь четкую логику изложения и учитывать осознанное восприятие ее студентами;
- последовательность информации - изучение культур, включающее в себя множество этнических культур России и мира, должно начинаться с изучениякультуры своего народа и региона, где он проживает.
Данный принцип связан, в частности, с тем, что народы России относятся к разным цивилизационным типам, отсюда, этнокультурное образование должно иметь интегративный процесс, в котором увязаны разные культурные источники: русский, национальный (например, татарский) и общечеловеческий. И принцип культурологического насыщения содержания учебного материала предполагает в ходе формирования этнокультурной компетенции студентов вуза взаимодействие национальной культуры с культурами народов России и мировой культурой. Этопозволяет обеспечить такое образование, когда родная культура и язык выходят далее на общероссийское и мировое культурное пространство. В итоге студенческая аудитория вовлекается в систему координат общенациональной культуры, интеграции культур других этносов и мировой культуры. Иначе говоря, принцип культурологического насыщения содержания учебного материала способствует погружению студентов в систему родной культуры с дальнейшим выходом на многонациональное российское и мировое культурное пространство. Этот контекст и формулирует такую актуальность, как структурирование процесса этнокультурного образования в вузе, что ведет, в конечном счете, квозрождению региональных культурных традиций.
Следует отметить, что у многих исследователей сегодня возрастает интерес к своему национальному наследию: отечественной истории и искусству, родному языку и народным обычаям[1,3,4,6], поскольку именно этнокультурный материал, содержащий в себе традиции культуры этноса, в целом способствует и процессу становления личности молодого человека, когда он осмысливает свое предназначение в окружающем социокультурном пространстве. Именно этнорегиональный характер содержания учебной деятельности часто помогает обогащению субъектного опыта молодых людей этнокультурными особенностями своего региона, и особенно психологией этноса с его национальными обычаями, традициями, художественной культурой и т.д. Все это, в конечном итоге, и создает предпосылки к формированию этнокультурной компетенции студентов.
Выводы. В заключение отметим, что использование выше приведенных принципов всегда должно быть оправдано в практике высшей школы с тем, чтобы способствовать обогащению культурологического и практического опыта студентов; развитию у них понимания наличия разных возможностей использования методов познания культур; принятию этнокультурных различий; желанию искать и анализировать информацию этнокультурной направленности; мотивации к пониманию родной культуры; поиску своей национально-культурной идентичности и, в конечном счете, активной трансляция этнических ценностей.
Литература:
1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1 / В.И. Андреев. -Казань.: Издво Казан. унта, 1996. - 552 с.
3. Асланов, И.И. Воспитание школьников в многонациональном коллективе. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1982. 115 с.
4. Бромлей, Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - М.: Наука, 1987, - 333 с.
5. Валеев, А.А., Кондртьева, И.Г. Факторы успешного обучения иноязычному профессиональному общению // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-16318
6. Волков, Г.Н. Педагогика любви: избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. М.: Магистр-Пресс, 2002. - 460 с.
7. Дистервег, Адольф. «О природосообразности и культуросообразности в обучении». «Народное образование», 1998, № 7.
8. Пантелеева, М.В., Валеева, Р.А. Формирование межкультурной компетенции в условиях поликультурного взаимодействия (на материале американских исследований // Фундаментальные исследования.-№5 (4). - 2014. - C. 854-859.
9. Сафонова, В.В. Межкультурный диалог: методический вызов, проблемы и перспективы развития в языковой педагогике. Сборник «Языки в современном мире: материалы X международной конференции». Москва, 2012. С 48-59
10. Федорец, Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития). - Л., 1990. - С. 23
Педагогика
УДК 378
преподаватель кафедры специальных дисциплин Сурцев Александр Владимирович
Северокавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, майор полиции (г. Нальчик)
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОТРУДНИКУ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ КАК ЗАЩИТНИКУ ПРАВОПОРЯДКА
Аннотация. В статье выявлены современные требования предъявляемые к сотруднику органов внутренних дел как защитнику правопорядка. Сделан вывод о том, что сегодня все более важную роль играет профессионал и компетентный работник, его образование, интеллект, образованность, профессиональное поведение. В условиях политической и социальной напряженности, особенно важна стрессоустойчивость сотрудников полиции. Ее важно воспитывать, формировать, развивать, так как сотрудники постоянно сталкиваются со специфическими психологическим условиями профессиональной деятельности, когда необходимо призывать свою волю и устойчивость к негативным воздействиям, противостоять реальной опасности.
Ключевые слова: современные требования, сотрудник органов внутренних дел, защитник правопорядка, профессионализм, компетентность.
Annotation. The article identifies modern requirements for an employee of the internal affairs bodies as a defender of law and order. It is concluded that today a professional and competent employee plays an increasingly important role, his education, intellect, education, professional behavior. In conditions of political and social tensions, the stress resistance of police officers is especially important. It is important to educate, shape, develop, as employees are constantly faced with specific psychological conditions of professional activity, when it is necessary to call upon their will and resistance to negative influences, to confront real danger.
Keywords: modern requirements, employee of internal affairs bodies, lawyer, professionalism, competence.
Введение. Реформирование, модернизация, новые социально-экономические условия предъявляют новые требования к сотруднику органов внутренних дел как защитнику правопорядка. Возможность достижения достаточного уровня профессионализма сотрудников правоохранительных органов имеет ввиду наличие необходимых учебно-организационных условий для их профессионального развития.
Изложение основного материала статьи. Известно, что профессионализм сотрудника органов внутренних дел как защитнику правопорядка может быть сформирован в ходе специального профессионального правового образования.
Профессионализм, согласно, А.И. Турчинову, понимается как «высший стандарт профессиональной деятельности, характеризующий личностные возможности исполнителя, его свободу выбора наиболее удобных и соответствующих конкретной ситуации способов деятельности. Базу профессионализма создают высшая квалификация, мастерство и целеполагание в трудовой деятельности» [8, с. 33]. Известно еще одно распространенное понятие «профессионализма» как «глубокого и всестороннего знания в овладении прикладными умениями и навыками в конкретной области общественно полезной деятельности [2, с. 46].
Сегодня все более важную роль играет профессионал и компетентный работник, его образование, интеллект, образованность, профессиональное поведение. Но высшей степенью воспитания профессионала является его компетентность. Компетентность, по мнению И.А. Зимней, это «степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности» [3, с. 4]. Определяя термин «компетентность», многие авторы называют его достаточно проблемным и двусмысленным в правовом аспекте, так как существует законодательное определение понятия «компетентность», но в то же время данный термин не встречается в действующих нормативно-законодательных актах. Принцип, который не получил юридического закрепления и практической реализации в правоохранительных органах, остается принцип «профессиональная компетентность сотрудника» органов внутренних дел. Вместе с тем, важно, чтобы в полиции работали не только высокопрофессиональные, образованные, но и компетентные люди.
Имеющийся недостаточный объем теоретических и прикладных знаний у специалистов юридического профиля отражается на качестве работы и профессиональной деятельности сотрудников. Хорошим разрешением данной ситуации по пополнению недостающих знаний, умений, навыков сотрудников МВД является существующая разветвленная система повышения квалификации, когда на плечи сотрудников-профессионалов с большим стажем ложиться ответственность за устранение и пополнение недостающих знаний специалистов-слушателей курсов.
Один из принципов формирования профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел как защитников правопорядка является принцип постоянного динамизма, который перекликается с системой постоянного повышения квалификации и ее принципом - «Образование через всю жизнь». Даже если учитывать, что на работу в органы внутренних дел приходят работать современные высококвалифицированные специалисты, нужно понимать, что через несколько лет полученные ими знания устаревают в связи с высокой скоростью технологизации и информатизации, цифровизации общества, и конкретно, системы МВД. Поэтому сотрудникам в процессе профессиональной деятельности постоянно важно повышать профессиональные знания через использование новых моделей образования: а) через дистанционное обучение получение второго и последующего образования; б) систематическое прохождение аттестаций и курсов дополнительного образования.
В процессе получения дополнительного образования специалисты получают возможность совершенствовать профессиональную компетентность, основные качества, знания, умения и профессиональные навыки.
Требования к формированию профессионализма и профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел тесно связаны со спецификой профессиональной деятельности, профессиональной сферой и теми способами, которые используют полицейские на практике. При этом важно отметить тот факт, что в ходе реализации своей профессиональной деятельности специалисты органов внутренних дел решают самые разные вопросы, проблемы разного характера.