Научная статья на тему 'Современные подходы формирования энокультурной компетенции студентов вуза'

Современные подходы формирования энокультурной компетенции студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ ВУЗА / CULTURAL STUDIES / AXIOLOGY / COMPETENCEETHNO-CULTURAL COMPETENCE / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / CULTURE / ETHNIC CULTURE / PROFESSIONAL TRAINING / HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанова Айгуль Явдатовна

В статье анализируется аспект об этнокультурной подготовке специалистов и с учетом этнокультурных целей и ценностей образовательной системы использование современных подходов формирования этнокультурной компетенции студентов вуза. В ней рассматриваются педагогические подходы, которые представляют собой научно обоснованный выбор характера взаимодействия в образовательном процессе, осуществляемый в целях максимального развития учащейся молодежи. В статье выделены и рассмотрены культурологический (этнокультурное образование с точки зрения этнокультурного развития студентов и формирования их гуманитарной культуры), аксиологический (организация образовательного процесса с точки зрения общечеловеческих ценностей) и компетентностный (формирование компетентной личности в этнокультурном аспекте) подходы, предполагающие развитие таких важных аспектов разносторонней личности, как социальный, культурный, эстетический, эмоциональный, прогностический, прагматический и рефлексивный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO FORMATION OF ANACULTURE COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS

The article analyzes the aspect of the ethno-cultural training and taking into account the ethnic and cultural goals and values of the educational system to use modern approaches of formation of ethnocultural competence of the university students. The article deals with pedagogical approaches that are science-based selection of character interaction in the educational process carried out in order to maximize the development of young students. The article highlighted and discussed the cultural approach (ethnic and cultural education from the perspective of ethno-cultural development of students and the formation of their humanitarian culture), the axiological approach (the organization of the educational process in terms of human values) and the competence approach (the formation of a competent person in the ethno-cultural aspect). The article reveals the possibilities of development of such important aspects versatile personality as social, cultural, aesthetic, emotional, prognostic, pragmatic and reflective.

Текст научной работы на тему «Современные подходы формирования энокультурной компетенции студентов вуза»

- по организации самостоятельной подготовки;

- по управлению групповой учебной работой (в малых группах на самостоятельной подготовке).

Основные результаты этапа можно выразить в следующих обобщениях.

Во-первых, изменилась результативность самостоятельной подготовки по дисциплинам профессионального блока.

Во-вторых, в сознании курсантов профессиональная ответственность прочно связана с образом офицера Вооруженных сил Российской Федерации как условие «вхождения» в офицерский корпус.

В-третьих, у большинства курсантов сформирована уверенность, что усложнение профессиональных задач офицера обязательно ведет к повышению «градуса ответственности», а следовательно, для ответственного отношения необходимы прочные профессиональные знания, умения и навыки, которые можно и необходимо развивать в процессе самостоятельной подготовки.

Достижение этих результатов создает предпосылки для развития профессиональной ответственности и находит свое подтверждение на следующем этапе развития профессиональной ответственности курсантов.

Этап саморазвития профессиональной ответственности курсантов младших курсов в самостоятельной подготовке по дисциплинам профессионального блока сохранял содержание и организационные формы педагогического взаимодействия, но основные усилия были сосредоточены на актуализации диалектического противоречия между стремлением брать ответственность на себя и возможностью проявить ответственное отношение.

В процессе эксперимента, на самоподготовке по дисциплинам профессионального блока мы стремились специально создавать условия для проявления ответственного отношения курсантов к учебной и военно-профессиональной деятельности, к своему профессиональному развитию за счет:

- увеличения ответственных поручений на самоподготовку. К концу 2-го курса обучения ответственные поручения из единичных случаев становились обязательной практикой организации самостоятельной подготовки в целом, а не только по дисциплинам, объединенным экспериментом;

- усиления самостоятельности курсантов, курсантских подразделений при одновременном снижении внешнего контроля;

- организации личного участия курсантов в планировании собственного образовательного процесса. Поскольку такие формы развития профессиональной ответственности мы еще не описывали, остановимся на них подробнее.

В конце этапа саморазвития, по наблюдениям и оценкам командиров и преподавателей, мы добились мотивированного участия курсантов в развитии профессиональной ответственности и значительного снижения необходимости во внешнем контроле, что подтверждают результаты, полученные на заключительной ступени формирующего эксперимента - сравнительном исследовании.

Выводы: Исходя из вышеизложенного установлено, что апробируемые формы: позволяют решать задачи развития ответственности; не требуют внесения дополнительного содержания в образовательный процесс; не изменяют существенно нагрузку преподавателя, не создают рисков потери общей эффективности обучения и воспитания курсантов; удовлетворяют познавательные интересы курсантов, что способствует развитию профессиональной ответственности.

Литература:

1. Алехин И.А. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Военный университет, 2003: 377.

2. Барабанщиков А. В. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. М.: ВПА им В. И. Ленина, 1980: 280.

3. Карсанов Э. Х. Военно-профессиональное воспитание будущих офицеров внутренних войск МВД России :моногр. СПб.: Астерион, 2013.

4. Копайгородский А. С. Совершенствование воинского воспитания курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации: дис. ... канд.пед. наук: 13.00.08. М., 2013: 245

5. Разгонов В.Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2016: 23.

Педагогика

УДК 378.14.015.62

специалист по учебно-методической работе Султанова Айгуль Явдатовна

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Набережночелнинский институт (филиал) (г. Набережные Челны)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье анализируется аспект об этнокультурной подготовке специалистов и с учетом этнокультурных целей и ценностей образовательной системы использование современных подходов формирования этнокультурной компетенции студентов вуза. В ней рассматриваются педагогические подходы, которые представляют собой научно обоснованный выбор характера взаимодействия в образовательном процессе, осуществляемый в целях максимального развития учащейся молодежи. В статье выделены и рассмотрены культурологический (этнокультурное образование с точки зрения этнокультурного развития студентов и формирования их гуманитарной культуры), аксиологический (организация образовательного процесса с точки зрения общечеловеческих ценностей) и компетентностный (формирование компетентной личности в этнокультурном аспекте) подходы, предполагающие развитие таких важных аспектов разносторонней личности, как социальный, культурный, эстетический, эмоциональный, прогностический, прагматический и рефлексивный.

Ключевые слова: культурология, аксиология, компетентность, компетенция, этнокультурная компетенция, этнокультурное образование, культура, этнокультура, профессиональная подготовка, студенты вуза.

Annotation. The article analyzes the aspect of the ethno-cultural training and taking into account the ethnic and cultural goals and values of the educational system to use modern approaches of formation of ethnocultural competence of the university students. The article deals with pedagogical approaches that are science-based selection of character interaction in the educational process carried out in order to maximize the development of young students. The article highlighted and discussed the cultural approach (ethnic and cultural education from the perspective of ethno-cultural development of students and the formation of their humanitarian culture), the axiological approach (the organization of the educational process in terms of human values) and the competence approach (the formation of a competent person in the ethno-cultural aspect). The article reveals the possibilities of development of such important aspects versatile personality as social, cultural, aesthetic, emotional, prognostic, pragmatic and reflective.

Keywords: cultural studies, axiology, competenceethno-cultural competence, ethno-cultural education, culture, ethnic culture, professional training, high school students.

Введение. В новых социально-экономических условиях в системе подготовки специалистов начинают применяться подходы, которые ориентированы на этнокультурный контекст, что можно считать специфической особенностью современного отечественного образования, где ее методологическая часть детерминируется необходимостью этнокультурологического содержания. Этим объясняется актуальность этнокультурной подготовки специалистов, способствующая совершенствованию функционирования и развития образовательной системы с учетом этнокультурных целей и ценностей. С этим, в частности, связаны современные подходы формирования этнокультурной компетенции студентов вуза, которые могут быть направлены на профильный и общекультурный уровень подготовки студентов с тем, чтобы позволить им грамотно выстраивать иерархию этнокультурных ценностей и в целом воспринимать культуру как целостное явление. Это связано еще и с тем, что в современном обществе индивид с его индивидуальными особенностями и устремлениями является важнейшей ценностью; и понимание этого становится ключевым в такой сфере, как образование. Исходя из этого, мы предприняли исследование наиболее продуктивных педагогических подходов формирования этнокультурной компетенции студентов вуза, отвечающих потребностям современных образовательных реалий.

Формулировка цели статьи: анализ аспекта об этнокультурной подготовке специалистов с учетом этнокультурных целей и ценностей образовательной системы. Выделение и рассмотрение педагогических подходов культурологический (этнокультурное образование с точки зрения этнокультурного развития студентов и формирования их гуманитарной культуры), аксиологический (организация образовательного процесса с точки зрения общечеловеческих ценностей) и компетентностный (формирование компетентной личности в этнокультурном аспекте).

Изложение основного материала статьи: Как известно, педагогические подходы представляют собой научно обоснованный выбор характера взаимодействия в образовательном процессе, который осуществляется в целях максимального развития личности [17]. Как показало исследование, для формирования этнокультурной компетенции студентов вузов педагогической практике используются различные педагогические подходы, которые ориентируются на развитие условий самореализации личности в тех или иных видах деятельности, а также на предметное обеспечение собственно развивающей образовательной среды. К этим подходам, в частности, мы бы отнесли такие, как: культурологический, аксиологический и компетентностный подходы.

Начнем мы с культорологического подхода, поскольку он может оказывать большое влияние на этнокультурное развитие студентов и формирование их гуманитарной культуры. Отсюда, задача преподавателей заключается в приобщении студентов к культурному потоку реальной действительности. При этом, культурологический подход обеспечивает объективную связь молодого человека с культурой своего этноса как системой ценностей; а это способствует его развитию как человека культуры и становлению его как этнокультурной личности. Таким образом, мы можем сказать, что культурологический подход активизирует приобщение студента к общечеловеческой культуре.

Об этом в свое время писал Л.Н. Гумилев, считавший, что культурологический подход позволяет рассматривать само этнокультурное образование с точки зрения концепции этногенеза, где выделяется возможность изучения этнической культуры индивида, развития этносов как человеческих общностей, а также человеческой цивилизации в целом [7]. Таким образом, рассматривая человека и этносы в разных этно-национальных культурных системах (т.е. на разных ступенях развития отдельного народа), мы акцентируем внимание на том, что формирование этнокультурной компетенции студентов на основе культурологического подхода дает возможность увязать его с вузовской подготовкой, тем самым, вводя студентов одновременно и в контекст культуры своего этноса, и в общечеловеческую культуру. Об этом размышляют и исследователи Н.Б. Крылова, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова, которые считают, что личностное развитие студента, а значит, перевод его из пассивного объекта в активного субъекта часто происходит под воздействием культуры в процессе его социокультурного творчества; исходя, при этом, из культурных традиций этноса и его лучших достижений в области национальной культуры [14, 21, 22].

Более того, культурологический подход позволяет рассматривать учебные предметы в вузе (на его общекультурном пространстве) и как совокупность элементов культуры, являющиеся определенными регуляторами образовательного процесса и качества развития личности студента. Так, исследователь Е.В. Бондаревская утверждает, что культурологический подход подпитывает образование теми или иными культурными смыслами, наделяя его сутью культурного процесса, который принимает черты культуросообразной образовательной среды, где все компоненты служат человеку, проявляющего свою индивидуальность и способность к культурному саморазвитию, в частности, в контексте этнокультурных ценностей [4]. Таким образом, культурологический подход можно рассматривать как обучение в рамках культуры, где, например, формирование этнокультурной компетенции студентов вуза опирается на самую сущность культуры и ее ценности. При этом, выделяется и собственно ценностное значение образования, что исследователь Т.А. Писарева распределяет на следующие компоненты: 1) государственная ценность образования (она заключается в моральном, интеллектуальном, научном, техническом и культурном потенциале данного общества); 2) общественная ценность образования (она определяется образованием профессиональных и конкурентоспособных специалистов, умеющих решать любые социально значимые задачи в данных исторических условиях); 3) личностная ценность образования (она заключается в

осознанном проявлении человеком его разнообразных познавательных потребностей, его мотивации к реализации своего потенциала [16].

Исходя из этого, с учетом формирования этнокультурной компетенции студентов вуза, культурологический подход осуществляет следующую свою методологическую функцию:

- наполняет культурологической составляющей содержание традиционных учебных дисциплин, которые часто в силу своей специфики бывают ограничены рамками стандартов образования;

- наполняет дисциплины естественно-научного цикла общекультурной тематикой и ценностями конкретной этнической культуры;

- формирует, расширяет и укрепляет междисциплинарные связи в общем образовательном процессе;

- способствует появлению новых дисциплин этнокультурного и в целом гуманитарного цикла.

Отсюда, реализация культурологического подхода в процессе формирования этнокультурной

компетенции студентов вуза может привести к следующим показателям:

- формирование образовательных циклов в рамках национальной и этнической культуры;

- поворот этнокультурного процесса к каждому студенту как центру воспитательного процесса вуза, создавая максимальные благоприятные условия для развития способностей молодого человека с учетом этнокультурного осознания им окружающей жизни;

- наполнение содержания образовательного процесса потребностями и проблемами современного студента, отсюда - организация образовательного процесса в вузе как целостной системы совместной продуктивной деятельности преподавателей и студентов;

- культивирование индивидуальности и самобытности личности студента в контексте развития его этнокультурной компетенции;

- постоянное повышение профессионального педагогического мастерства иэтнокультурной компетентности преподавателей.

Отсюда, этнокультурное образование в вузе должно быть ориентировано на развитие студентов как субъектов конкретного эпоса, способных к своей культурной идентификации в условиях современной цивилизации. В связи с этим, необходимо решать следующую комплексную задачу в контексте таких аспектов, как: 1) поликультурный аспект - приобщение студентов к общечеловеческим культурным ценностям; 2) этнокультурный аспект - формирование личности в направлении повышения ее культуры с учетом этнического самосознания; 3) межкультурный аспект - формирование личности, уважающей и принимающей культуры других народов. А для этого необходим следующий подход - аксиологический, который и позволяет организовывать образовательный процесс с точки зрения общечеловеческих ценностей; и в основе его должно лежать утверждение ценности личности студента и в этом контексте ценности обучения, образования и воспитания в целом.

Как считают отечественные исследователи, аксиологический подход рассматривает ценностные ориентации в качестве нравственного ресурса самоактуализации индивида в тех или иных видах его деятельности [1, 5, 10, 12]. При этом, данный подход, используемый в формировании этнокультурной компетенции студентов вуза, включает ориентацию молодых людей и на национальные ценности, несущие в себе как ценности коммуникативного характера (межэтническое, межкультурное общение); как ценности организующего характера (этническое и культурное самоопределение); как ценности мотивирующего характера (стремление к самореализации в поликультурной среде). Таким образом, аксиологический подход должен тесно увязывать теорию и практику формирования этнокультурной компетенции студентов вуза, где ценности конкретного студента неотделимы от образовательных ценностей, в которых интерес к самим этнокультурным ценностям и обусловлен процессом гуманизации образовательного процесса. И здесь очень важно отметить, что этническая культура личности - это всегда сложное образование, поскольку оно складывается из эмоционального, интеллектуального, ценностного и далее деятельностного компонентов, которые должны быть, при этом, скреплены устойчивым этническим самосознанием, диктующим определенные правила поведения, детерминируемые нормами этикета, характерными для данного этноса. Этим и обуславливается использование аксиологическогоподхода, поскольку важнейшей задачей этнокультурного образованияявляется формирование общечеловеческих ценностей; а если говорить о формировании этнокультурной компетенции, то и об этнической идентификации личности. Отсюда, ориентируя студентов на общечеловеческие ценности через этническую культуру, мы рассматриваем аксиологический подходкак важнейший компонент процесса обучения, где сегодня овладение профессиональными знаниями осуществляется, так или иначе, через преломление общей и национальной культуры.

В этой связи, аксиологический подход способствует формированию нравственных качеств молодых людей на основе приобщения их к этнической культуре, что условно протекает в следующей последовательности: а) студенты вначале приобретают ценностные знания, отражающие принятые в современном обществе отношения к людям, самим себе, окружающему миру; б) затем следует формирование ценностных ориентаций, что происходит параллельно с приобретением этнокультурных знаний; в) далее развиваются ценностные отношения к основным требованиям этнической культуры; г) в ходе организации соответствующей деятельности этнокультурной направленности у студентов формируются чувство толерантности и уважения к другим культурам.

Отсюда, формирование этнокультурной компетенции студентов вуза преподносится во взаимосвязи с отечественной и мировой культурами с целью воспитания интернационального сознания как залога формирования демократических норм межнационального общения. Именно к этому призывали в свое время педагоги-просветители Щ. Марджани, К. Насыри, которые через свою просветительскую деятельность вели к культурным преобразованиям существующей жизни путем освоения народного искусства (поэзии, музыки, живописи) [23, 15]. И сегодня имеется немало исследований, где раскрывается значение национальной культуры в системе образования и воспитания учащейся молодежи. Так, например, в работах отечественных исследователей в качестве этнокультурного воспитания рассматриваются важнейшие элементы татарской национальной культуры (устное народное творчество, музыкальный фольклор, праздники, традиции, обряды и т.д.) [19, 6, 24]. Этим, в частности, обусловлены проблемы, связанные с формированием культуры межнациональных отношений студентов в полиэтническом образовательном пространстве. Сюда мы относим и развитие аксиологической ориентации молодых людей путем обогащения их сознания специфическими ценностями этнических культур; и культурное просвещение студентов с целью расширения их

этнокультурных представлений; и формирование мировоззрения в контексте национальной культуры; и приобщение молодежи к продуктивному межкультурному взаимодействию. Следует отметить, что более эффективно решаются эти проблемы междисциплинарно в рамках различных курсов или специализаций.

Итак, происходящие в настоящее время социально-экономические преобразования в такой многонациональной стране, как Россия, неизбежно ведут к изменениям и в системе высшего образования, где во всех его звеньях приоритетными начинают становиться как общечеловеческие ценности, так и ценности культур различных этносов. А для этого нужны определенные научные знания с возможностью их реализации в соответствующей практической деятельности; т.е. это означает приобретенного опыта не только в репродуктивной, но и творческой деятельности в рамках, например, этнической культуры. А для этого всегда необходима мотивация, в основе которой, так или иначе, лежат ценностные отношения личности к окружающей действительности. К этому мы относим и такое качество, как компетентность, которая определяется развитием специфических особенностей личности, на что, собственно, и направлен компетентностный подход, который мы далее и рассмотрим.

Так, компетентностный подход в контексте формирования этнокультурной компетенции студентов вуза предусматривает и формирование компетентной в этнокультурном аспекте личности, которая, являясь результатом соответствующей организации образовательного процесса, должна владеть не только профессиональными и этнокультурными знаниями, но и уметь грамотно использовать эти знания. Однако уровень сформированности этнокультурной компетенции можно оценить только в процессе соответствующей деятельности. Например, студенты в ходе прохождения специализированной практики примеряют на себе роль специалиста конкретной профессии, демонстрируя качества, присущие ей. И на этом этапе можно оценить в определенной степени обладание студентами этнокультурной компетентностью, как, собственно, и другими профессиональными компетенциями с тем, чтобы выявить недостатки илиперспективы в системе организации учебного процесса. Об этом, в частности, рассуждает исследователь Г.К. Селевко, который считает, что ключевым звеном при организации образовательного процесса важно признавать результаты формирования компетенций [17].

Возможности компетентностного подхода, ориентированного на приобретение студентами значимых компетенций рассматриваются сегодня многими отечественными исследователями, которые выделяют в нем следующие значимые элементы:

- сочетание в компетентностном подходе двух базовых понятий - «компетенция» и «компетентность» как взаимосвязанные качества личности, обращенные к определенному кругу предметов и процессов и владение индивидуумом соответствующими компетенциями, включающие его отношение к ним и, собственно, его предмету деятельности [3];

- в целеполагание компетентностного подхода должны входить не результаты получения знаний, умений и навыков, а реальная возможность обучаемого к их применению;

- идеи общего и личностного развития студентов (сформулированные в концепциях развивающего и личностно-ориентированного образования) должны быть отражены в сущности компетентностного подхода [8, 9, 11, 20].

Исходя из этого, этнокультурная компетенция представляет собой совокупность знаний, умений, навыков индивида по отношению к культурным ценностям своего и иных народов, а в этнокультурную компетентность мы включаем его способность применять в процессе профессиональной деятельности имеющиеся у него знания, умения и навыки, отражающие в себе культурный компонент. Все это, в конечном счете, должно способствовать продуктивному межэтническому взаимодействию студентов на этапе их обучения в вузе, где на первый план и должна выходить проблема разработки учебно-методических комплексов таким образом, чтобы преподавание дисциплин заключало в себе культурологический контент. Отсюда, компетентностный подход в качестве основного результата образования определяет способность и готовность выпускников вуза к использованию полученных знаний, умений и навыков для самостоятельного решения проблем, а также способность к самоопределению, культурной самоидентификации и развитию индивидуального подхода к выполнению своих профессиональных обязанностей. Таким образом, компетентностный подход при формировании этнокультурной компетенции подразумевает, прежде всего, не информированность студента, а его умение разрешать проблемы профессионального, культурного и личностного характера [2]. То есть этнокультурная компетенция студента - это тот круг вопросов, в которых он обладает познаниями и опытом, которые затем переходят в его компетентность, определяя и его уровень этнокультурной образованности. В связи с этим, задача преподавателей при организации образовательного процесса должна учитывать межпредметную связь с использованием традиционных форм обучения, инновационных информационных технологий и современных подходов к изучению проблем формирования этнокультурной компетенции обучаемых разного возраста. Все это исследователь Г.М. Королева относит к субъективному параметру деятельности преподавателя в современной социокультурной среде [13]. Например, при определении подходов к формированию этнокультурной компетенции студентов можно использовать обычаи и традиции данного этноса, его устное народное творчество, рукодельные ремесла и художественно-изобразительное искусство. Главное, чтобы студенты не изолировались в предложенных им фрагментах этнокультуры; важно, чтобы овладение навыками и умениями традиционной культуры давало им возможность демонстрировать их в современном социально-культурном процессе. И в этом контексте компетентностный подход помогает развивать у студентов этнокультурные и социально-профессиональные компетенции с точки зрения компетенций взаимодействия и компетенций деятельности.

Так, компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию, предполагают умение проявлять общность с коллективом и окружающими; сотрудничество, толерантность и уважение к другому (включая его национальность, религию, статус и т.д.); умение разрешать, а главное, предотвращать конфликты; способность к социальной мобильности; умение вести устный и письменный диалог; способность чтить и соблюдать традиции, ритуал и этикет другого этноса; и в целом, проявление межкультурной компетенции, решая коммуникативные задачи в ходе иноязычного общения.

Что касается компетенций, относящихся к деятельности, то к ним можно отнести следующие: умение ставить и решать этнокультурные задачи; изыскивать средства и способы осуществления этнокультурной деятельности; умение проектировать и моделировать, прогнозировать и исследовать этнокультурную деятельность, а также проявлять продуктивность в этой деятельности.

Таким образом, поиск эффективных путей этнической ориентации студента приводит к определению сущностной роли системы обучения в вузе, которая и требует разработку и внедрение компетентностного подхода к формированию этнокультурной компетенции студентов.

Выводы. В заключение отметим, что предложенные нами методологические подходы не выступают автономно, а логично дополняют друг друга; и их совокупность наблюдается, прежде всего, в рамках личностно-ориентированной образовательной парадигмы, позволяющей обеспечивать как процесс формирования этнокультурной компетенции студентов, так и качество образования. При этом, данные подходы мы рассматриваем как образовательный ресурс, направленный на такие важные аспекты развития разносторонней личности, как социальный, культурный, эстетический, эмоциональный, прогностический, прагматический и рефлексивный. Тем самым, студенты должны получить возможность сознательно следовать в своей этнокультурной деятельности тому или иному методологическому подходу с целью реализации своих замыслов в рамках формирования этнокультурной компетенции.

Литература:

1. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - Москва: МГУ, 2001.

2. Белоусова И.Я. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся в процессе реализации предметов регионального компонента. URL: http://www.informio.ru/publications/id146

3. Бермус А.Г. Система качества профессионально-педагогического образования / А.Г. Бермус. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 2002.

4. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. - Ростов н/Д.: РГПИ, 1993.

5. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. №6

6. Валеева Р.А., Шигапова Э.М. Гуманизация воспитания: интеграция ценностей национальных традиций. - Казань: Изд-во "Отечество", 2012.

7. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: «ДИ-КАРТ», 1992.

8. Зимняя, И. А. Компетентностный подход: каково его место в системе подходов к проблемам образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

9. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. С. 23-29.

10. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: Феникс, 1999.

11. Каспаржак А.Г. Школа возможностей и возможности школы // Вопросы образования. 2009. № 3

12. Кирьякова А.В. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: Монография.- М.: 2000.

13. Королева Г.М. Развитие этнокультурной компетентности педагогов в современной социокультурной среде // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 8. — С. 280—283.

14. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.

15. Насыри К. Избранные произведения. - Казань:Таткнигоиздат, 1977.

16. Писарева Т.А. Общие основы педагогики. Конспект лекций. М.: ЭКСМО, 2008.

17. Селевко Г.К Современные образовательные технологии. — Народное образование, 1998.

18. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [Текст] / В.В. Сериков Волгоград: Перемена. 1994.

19. Харисова Л.А. Педагогический потенциал национальной культуры. Монография / Л.А. Харисова. -Казань: ТАН- ЗАРЯ, 1996.

20. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001.

21. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

22. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000. С. 50-67

23. Юзеев А.Н. Мировоззрение Ш.Марджани и арабо-мусульманская философия. - Казань,1992. -С. 30-31

24. Явгильдина З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании. Учеб.пособие для студентов муз. ф-тов. - Казань: Изд-во Казанск. гос. пед. ун-та, 2003.

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); обучающийся Коротеева Олеся Дмитриевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО

СОЦИАЛИЗАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

Аннотация. Статья посвящена проблеме инклюзивного дополнительного образования и его роли в социализации глухих детей. Выявлены особенности восприятия глухих детей, определено значение совместных с обычными детьми творческих занятий в системе дополнительного образования. Рассмотрен мастер-класс как наиболее благоприятная форма проведения творческих занятий с глухими детьми.

Ключевые слова: Инклюзия, дополнительное образование, творчество, социализация, психология успеха, мастер-класс.

Annotation. The article is devoted to the problem of inclusive supplementary education and its role in the socialization of deaf children. The features of perception of deaf children are revealed, the significance of joint creative activities with ordinary children in the system of additional education is determined. A master class is considered as the most favorable form of conducting creative activities with deaf children.

Keywords: Inclusion, additional education, creativity, socialization, the psychology of success, master class.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.