Научная статья на тему 'Этнокультурная образовательная среда как фактор формирования личности студента'

Этнокультурная образовательная среда как фактор формирования личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ETHNO-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / STUDENT''S PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленов Владимир Игоревич

В статье рассматривается сущностно-содержательная характеристика этнокультурной образовательной среды, на основе чего сформулированы вывод о том, что она оказывает достаточно большое влияние на становление и развитие личности студента. При ее правильной организации упрощается процедура адаптации студента к процессу обучения. В этой связи колоссальное значение приобретает личность преподавателя, который, в свою очередь, выполняет не только обучающую функцию, но и воспитательную, передавая студентам толерантное отношение к другим этносами и их культурам. В итоге приходим к выводу, что только в подобных условиях мы получим специалистов, адекватных нынешним жизненным реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-cultural educational environment as a factor of student''s personality formation

The article deals with the essential-content characteristic of ethno-cultural educational environment, on the basis of which the conclusion is formulated that it has a sufficiently large impact on the formation and development of the student's personality. With its correct organization, the procedure for adapting the student to the learning process is simplified. In this regard, the personality of the teacher, who, in turn, performs not only an educational function, but also an educational one, passing to students the Toler antenna attitude to other ethnic groups and their cultures, is of great importance. As a result, we come to the conclusion that only in such conditions we will get specialists adequate to the current realities of life.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная образовательная среда как фактор формирования личности студента»

На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика, которая показала положительную динамику уровня сформированное™ умений оценивания предметных планируемых результатов и уровня мотивации к чтению на уроках литературного чтения у учащихся в экспериментальном классе.

Рисунок 2 - Уровень сформированное™ мотивации к чтению и мотивов чтения у учащихся вторых классов на контрольном этапе эксперимента

Примечание: 1 - интересно; 2 - заставляют родители; 3 - желание быть грамотным и умным; 4 - нравится получать хорошие оценки; 5 - нравится, когда хвалят родители; 6 - беспокойство отстать от товарищей (одноклассников); 7 - поручение учителя; 8 - стремление к новым знаниям; 9 - симпатия к учителю и его похвала; 10 - желание найти ответы на поставленные вопросы.

В результате проведенного исследования выявлено, что уровень сформированности умений оценивания собственного чтения и уровень сформированности действий для достижения желаемого результата у учащихся экспериментального класса выше:уровень сфор-мированности умений самооценивания чтения повысился на 43% по сравнению с исходным. Он выразился в адекватной самооценке чтения. Причем возросла внутренняя готовность "помочь себе" в достижении желаемого результата по чтению на 51%. На констатирующем этапе эксперимента показатели уровня сформированности умений самооценивания чтения и уровня сформированности действий

для достижения желаемого результата были соответственноо 36% и 28%.Также отмечается повышение мотивации к чтению с преобладанием внутренних мотивов, таких как: наличие интереса, желание быть грамотным и умным, стремление к новым знаниям, а также желание найти ответы на поставленные вопросы.

Таким образом, реализация комплекса средств формирования умений оценивания предметных планируемых результатов по литературному чтению в начальных классах способствует положительной динамике формирования умений самооценивания и взаимооценивания, а также уровня мотивации к чтению у учащихся начальной школы на 1 уроках литературного чтения.

Работа может быть продолжена в направлении разработки модели оценивания планируемых результатов учащихся на уроках литературного чтения.

Примечания:

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. 4.1 - 5-е изд., перераб. / руководители проекта: A.M. Кондаков, Л.П. Кези-на. - М.: Просвещение, 2011. - 400с. - (Стандарты второго поколения).

2. Баранова О.И., Начарова Л.А. Диагностика самооценки чтения и мотивации к чтению у учащихся начальных классов / О.И. Баранова, Л.А. Начарова //Успехи современной науки и образования.-2016. - Т. 1. - № б,- С. 60-62.

3. Начарова Л.А. Алгоритм действий для учащихся начальных классов к урокам литературного чтения как средство формирования умений оценивания собственного чтения вслух и понимания прочитанного / Л.А. Начарова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2017. - С. 50-53.

4. Кац Э.Э. Литературное чтение: 2-й кл. : учебник ¡33. Кац. - М.: Астрель, 2012. - 143 с. - (Планета знаний).

СО

1-Н

О си

-О X

2

г-

CU

си

ч

S

53

ETHNO-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF STUDENT'S PERSONALITY FORMATION Zelenov Vladimir Igorevich, Postgraduate student, Department of Psychology and Pedagogy RUDN University, Moscow

The article deals with the essential-content characteristic of ethno-cultural educational environment, on the basis of which the conclusion is formulated that it has a sufficiently large impact on the formation and development of the student's personality. With its correct organization, the procedure for adapting the student to the learning process is simplified. In this regard, the personality of the teacher, who, in turn, performs not only an educational function, but also an educational one, passing to students the Toler antenna attitude to other ethnic groups and their cultures, is of great importance. As a result, we come to the conclusion that only in such conditions we will get specialists adequate to the current realities of life.

Keywords: ethno-cultural educational environment; student's personality; ethno-cultural competence; basic educational program; educational space.

ЪС

I

LU

о

UJ

УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08

©Зеленое В.И., 2018

ЭТНОКУЛЬ ТУРНАЯ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА *

В статье рассматривается сущностно-содержательная характеристика этнокультурной образовательной среды, на основе чего сформулированы вывод о том, что она оказывает достаточно большое влияние на становление и развитие личности студента. При ее правильной организации упрощается процедура адаптации студента к процессу обучения. В этой связи колоссальное значение приобретает личность преподавателя, который, в свою очередь, выполняет не только обучающую функцию, но и воспитательную, передавая студентам толерантное отношение к другим этносами и их культурам. В итоге приходим к выводу, что только в подобных условиях мы получим специалистов, адекватных нынешним жизненным реалиям.

Ключевые слова: этнокультурная образовательная среда; личность студента; этнокультурные компетенции; основная образовательная программа; образовательное пространство.

I

< а

ш

54

ЗЕЛЕНОВ Владимир Игоревич, аспирант, кафедра Психологии и педагогики филологического факультета, Российский университет Дружбы народов, Москва

Формирование личности студента осуществляется под влиянием различных факторов, в том числе целенаправленного образовательного процесса, специфики образовательного пространства, в котором он оказывается, обучаясь в вузе и т.д. Особое значение в этих условиях приобретает этнокультурная образовательная среда, что наиболее характерно для Российской Федерации, на территории которой проживает множество народов, обладающих своим языком, культурой, историческим наследием. Именно она выступает одним из наиболее значимых факторов развития личности, предоставляет возможность молодым людям идентифицировать себя в обществе, удовлетворить возникающие потребности в обучении, воспринимать весь процесс образования как личностную ценность [7].

Следует отметить, что к настоящему времени накопилось множество исследований, посвященных рассмотрению вопросов, касающихся образовательной среды, ее типологии, структурной организации [9]. Но несмотря на достаточно большой объем информации, многие моменты, имеющие существенное значение, до сих пор не решены. В частности это касается рассмотрения этнокультурной образовательной среды в качестве одного из факторов формирования личности студентов. Именно поэтому следует детально изучить существующиеточки зрения на сущностно-содержатель-ную характеристику данного феномена.

На сегодняшний день, можно вполне обоснованно утверждать, что этнокультурное образование становится элементом, достаточно распространенным в педагогической терминологии. При этом ее целесообразно рассматривать как диалектическое единство обучающего и воспитательного компонента, единство национального и общечеловеческого, нравственного и художественного, воспитания, осуществляемого в специально организованной культурной среде [8].

З.Х. Бобоеров предлагает понимать под этнокультурной образовательной средой вуза составной элемент всей образовательной среды, которая является совокупностью условий, влияющей на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому вза-

* Работа выполнена при грантовой поддержке РФФИ грант № 16-36-000-22-ОГН.

имодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящийся к пониманию других этнокультур [2].

Л.В. Косогорова считает, что этнокультурная образовательная среда факультета - это определенный педагогический феномен, который обладает весьма сложной природой и состоит из множества компонентов и факторов. При этом она выступает как некая целостность, которая, в свою очередь, состоит из трех структурных уровней организации, среди которых целесообразно выделить следующие [5]:

- динамическая целостность, органично сочетающая взаимодействия пространственных отношений, возникающих в различных сферах, в том числе архитектурной, материальной, технической, социокультурной, информационной, педагогической и др.;

- совокупность компонентов, выстроенных по определенному принципу: кафедра, факультет, группа, кафедра, организация, в котором студенты проходят практику и т.д.;

- некая духовная общность, которая возникает в процессе взаимодействия между субъектами и способствует профессионально-личностному становлению будущего выпускника вуза и специалиста определенной области.

Н.У. Ярычев исходит из позиции рассмотрения поликультурной среды, которая сильно отличается оттрадиционной монокультуры ой образовательной среды, прежде всего, своей инновационностью. Это можно объяснить следующими моментами [10]:

- инновация - это отдельная система, которая состоит из кардинально нового качественного содержания и нацелена на трансформацию качественного состояния новой социосистемы, включённой в определённую сферу жизнедеятельности общества и регулирующей определённую деятельность человека. Каждый структурный элемент данной системы утрачивает свою самостоятельность и получает принципиально иной смысл;

- инновация представляет собой процесс, полный жизненный цикл которого включает такие стадии, как возникновение, освоение, распространение;

- образовательная среда, характеризующаяся поликультурной ТБ, с точки зрения инновационного подхода характеризуется наличием определенных качественных характеристик, свойственных различным системам, которые возникают на основе диалогово-деятельност-ного пространства и способствуют внедрению в образование актуально-значимых практик. При этом данные практики ориентированы на

формирование толерантности и позитивно влияют на развитие всей системы образования, а также суть субъекта, находящегося и функционирующего в нем;

- инновационный характер этнокультурной образовательной среды обладает качественной определённостью, которая способна существенным образом изменить состояние традиционной образовательной среды за счёт приобретения возможности оформления инновационное™ в качестве собственного системного признака. Характерной чертой в данном случае выступает способность этнокультурной образовательной среды воспроизводить себя в принципиально новом качестве, то есть в полной мере реализовать потенциал саморазвития.

С данной позицией соглашается Б.Б. Бидо-ва, которая в качестве одной из основополагающих характеристик этнокультурной образовательной среды выделяет культурное многообразие её субъектов, которое определяется преимущественно многообразием смысловых доминант восприятия мира и человека в нем [1 ]. Это, в свою очередь, выступает источником альтернативных точек зрения представителей самых разных культур. Можно сказать, что в данной среде происходит инициация процесса ознакомления студента с другой культурой, способствует расширению культурного пространства становления личности, провоцирует выбор личностно-значимых ценностей в процессе интеграции в сознании личности различных культурных сред, культивирует толерантность как нравственный идеал через развитие культурного плюрализма.

Проанализировав представленные позиции относительно сущности этнокультурной образовательной среды, можно сделать вывод о том, что это достаточно сложный феномен, который охватывает социальные нормы, традиции, культурные и исторические ценности. Все это делает общение и взаимодействие между этносами более простым, понятным, а также формирует толерантное отношение друг к другу, что особенно актуально в поликультурной обществе.

Следует подчеркнуть, что именно в студенческом возрасте можно сформировать адекватную всесторонне развитую личность. Так, например, некоторые специалисты, изучающие становление и развитие личности, рассматривают студента с трёх позиций - психологической, социальной и биологической [3]. В данном контексте для личности студента характерны наименьшие величины латентного

ЪС

ш

ъс о ш

<

С1 ш

56

периода реакций на самые простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Если сравнивать данную возрастную группу с другими, то можно отметить, что в юношеском возрасте преобладает наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логичес-ких задач и т.д. Иными словами, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, которые основываются на всех процессах биологического, психологического, социального развития, которые предшествовали данному этапу.

Кроме того, период, с которого начинается совершеннолетие, считается периодом наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления основных черт характера и их стабилизации и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека. Кроме того, с началом данного периода связано начало "экономической активности", то есть вовлечение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи.

Одним из признаков нравственного развития в анализируемом возрастном периоде выступает усиление сознательных мотивов поведения. Это проявляется в том, что в значительной степени укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах. К ним можно отнести следующие:

- целеустремленность;

- решительность;

- настойчивость;

- самостоятельность;

- инициативность;

- умение владеть собой и своими чувствами и эмоциями.

Учитывая вышеизложенные характеристику личностных качеств, присущих студенту, можно сказать, что именно в этом возрасте, попадая в этнокультурную образовательную среду, можно приобщить человека к другим культурам, сформировать с представителями других этносов устойчивые взаимоотношения, основанные на взаимоуважении и поддержке.

При этом важное значение приобретает роль педагога в формировании личности студента в этнокультурном образовательном пространстве, которая проявляется в том, что он может корректироваться поведение отдельного человека, наставлять его, обосновы-

вая свою позицию, в определенной степени контролировать и т.д. [6]. Так, роль преподавателя вуза состоит не только в том, что он выступает носителем и "передатчиком" информации. Он, являясь специалистом, обладающим определенным набором знаний и умений, собственным накопленным опытом и сложившимся мировоззрением, жизненными установками и ценностями, особенностями профессионального поведения, не только передает знания и профессиональные умения. Он способен приобщить студентов к определенной культуре. Это означает, что педагог несет ответственность не только за профессионально выполняемые обязанности, непосредственно связанные с обучением, но и через передачу собственного коммуникативного опыта формирует личностный облик образованного и культурного специалиста.

Говоря о становлении личности в этнокультурном образовательной среде целесообразно затронуть вопросы о формировании в процессе обучения этнокультурных компетенций. Данное понятие сравнительно новое для российской образовательной системы, однако все чаще и чаще оно появляется в употреблении. Это обусловлено принятием и реализацией федеральных государственных образовательных стандартов. В этой связи Б.А. Изиева отмечает, что к основным этнокультурным компетенциям можно отнести следующие [4]:

- владение этнокультурными правилами поведения и нормами морали и нравственности;

- понимание и учет исторических фактов становления различных типов культур, владение базовыми способами освоения и передачи культурного опыта;

- готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений;

- владение культурой мышления, знанием его общих законов, способность в письменной и устной речи грамотно оформить его результаты;

- умение осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознавать необходимость знания второго языка в современных реалиях;

- владеть системой психологопедагогичес-ких средств анализа и оценки этнокультуро-логических знаний;

- осознавать сущность и значение информации в развитии поликультурного общества;

- способность осознавать различия в этно-культуре при социокультурном самоопределении.

В совокупности все представленные выше умения и составляют этнокультурную компетенцию студента, овладев которой хотя бы частично можно достаточно успешно самореализация в поликультурной обществе и максимально безболезненно адаптироваться к этнокультурной образовательной среде.

Какуже отмечалось, что здесь особая задача стоит перед преподавателями вуза, которые должны в своей профессиональной деятельности осуществлять передачу этнокультурных знаний, оповещая представителей студенческого сообщества о сущности и значении информации в развитии поликультурной общества. Для этого в их арсенале есть специальные психолого-педагогические средства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что этнокультурная образовательная среда оказывает колоссальное влияние на становление и развитие личности студента. При ее правильной организации упрощается процедура адаптации студента к процессу обучения. В этой связи колоссальное значение приобретает личность преподавателя, который, в свою очередь, выполняет не только обучающую функцию, но и воспитательную, передавая студентам толерантное отношение к другим этносами и их культурам. Только в подобных условиях мы получим специалистов, адекватных нынешним жизненным реалиям.

Примечания:

1. Бидова Б. Б. Формирование толерантности студента в поликультурной образовательной среде // Педагогика высшей школы. - 2016. - №1.

2. Бобоеров З.Х. Психологическая проблема личностного самоопределения студентов в условиях этнокультурной образовательной среды // Педагогика и психология образования. - 2014. -№3.

3. Васькова H.A., Садова Н.Г., Григоренко И.Н. Особенности развития личности студента // Научные труды Дальрыбвтуза. - 2007. - №19.

4. Изиева Б.А. Формирование этнокультурной компетенции у студентов вуза // Известия Дагестанского педагогического университета. - 2015.

- №3.

5. Косогорова Л.В. Этнокультурная образовательная среда как фактор освоения декоративно-прикладного искусства студентами вуза // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. - 2012. - №1.

6. Сафронова О.В. Роль преподавателя в воспитании студентов вуза // Евразийский союз учёных. -2016.-№27.

7. Соколова П.Ю. Сотрудничество семьи и школы как фактор социализации младших школьников в условиях этнокультурной образовательной среды // Гуманитарные науки и образование. -2012,-№2.

8. Трофимова Е.Д. Этнокультурная образовательная среда школьника // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №10-12.

9. Шапран Ю. П., Шапран О. И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура // Молодой ученый. - 2015. - №7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю.Ярычев Н. У. Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности студента // Педагогика высшей школы. - 2016.

- №1.

00 1-Н

О си

-О X

2

г-

CU

си

ч

s

57

REAUZA T/ON OF ETHNOCULTURAL EDUCA T/ON IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCA T/ON

Zelenov Vladimir Igorevich, Postgraduate student, Department of Psychology and Pedagogy, RUDN University, Moscow

in this article the necessity of realization of ethno-cultural component in the system of higher education is justified. The author examines in detail the essence of ethno-cultural education in the context of the implementation of the Federal state educational standard. The essence of this category is considered. Special attention is paid to technologies that allow the most successful study of the history, culture, customs and traditions of their people and other ethnic groups. The issue of efficiency of ethno-cultural education through the disclosure of the main parameters of efficiency is touched upon.

Keywords: ethno-cultural education; higher education; cultural identity; ethno-cultural competence; efficiency of education; Federal state educational standard.

РЕАЛИЗАЦИЯЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УДК 378.1

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ * ВАК РФ 13.00.08

В данной статье обоснована необходимость реализации этнокультурной ком- ©Зеленое В.И., 2018 поненты в системе высшего образования. Автор подробно рассматривается сущность этнокультурного образования в контексте внедрения Федерального государственного образовательного стандарта. Рассматривается сущность

* Работа выполнена при грантовой поддержке РФФИ грант № 16-36-000-22-ОГН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.