Научная статья на тему 'Реализация этнокультурного образования в системе высшего образования'

Реализация этнокультурного образования в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CULTURAL IDENTITY / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / EFFICIENCY OF EDUCATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленов Владимир Игоревич

В данной статье обоснована необходимость реализации этнокультурной компоненты в системе высшего образования. Автор подробно рассматривается сущность этнокультурного образования в контексте внедрения Федерального государственного образовательного стандарта. Рассматривается сущность данной категории. Особое внимание уделяется технологиям, которые позволяют наиболее успешно изучить историю, культуру, обычаи и традиции своего народа и других этносов. Затронут вопрос об эффективности этнокультурного образования через раскрытие основных параметров эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеленов Владимир Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of ethnocultural education in the system of higher education

In this article the necessity of realization of ethno-cultural component in the system of higher education is justified. The author examines in detail the essence of ethno-cultural education in the context of the implementation of the Federal state educational standard. The essence of this category is considered. Special attention is paid to technologies that allow the most successful study of the history, culture, customs and traditions of their people and other ethnic groups. The issue of efficiency of ethno-cultural education through the disclosure of the main parameters of efficiency is touched upon.

Текст научной работы на тему «Реализация этнокультурного образования в системе высшего образования»

- способность осознавать различия в этно-культуре при социокультурном самоопределении.

В совокупности все представленные выше умения и составляют этнокультурную компетенцию студента, овладев которой хотя бы частично можно достаточно успешно самореализация в поликультурной обществе и максимально безболезненно адаптироваться к этнокультурной образовательной среде.

Какуже отмечалось, что здесь особая задача стоит перед преподавателями вуза, которые должны в своей профессиональной деятельности осуществлять передачу этнокультурных знаний, оповещая представителей студенческого сообщества о сущности и значении информации в развитии поликультурной общества. Для этого в их арсенале есть специальные психолого-педагогические средства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что этнокультурная образовательная среда оказывает колоссальное влияние на становление и развитие личности студента. При ее правильной организации упрощается процедура адаптации студента к процессу обучения. В этой связи колоссальное значение приобретает личность преподавателя, который, в свою очередь, выполняет не только обучающую функцию, но и воспитательную, передавая студентам толерантное отношение к другим этносами и их культурам. Только в подобных условиях мы получим специалистов, адекватных нынешним жизненным реалиям.

Примечания:

1. Бидова Б. Б. Формирование толерантности студента в поликультурной образовательной среде // Педагогика высшей школы. - 2016. - №1.

2. Бобоеров З.Х. Психологическая проблема личностного самоопределения студентов в условиях этнокультурной образовательной среды // Педагогика и психология образования. - 2014. -№3.

3. Васькова H.A., Садова Н.Г., Григоренко И.Н. Особенности развития личности студента // Научные труды Дальрыбвтуза. - 2007. - №19.

4. Изиева Б.А. Формирование этнокультурной компетенции у студентов вуза // Известия Дагестанского педагогического университета. - 2015.

- №3.

5. Косогорова Л.В. Этнокультурная образовательная среда как фактор освоения декоративно-прикладного искусства студентами вуза // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. - 2012. - №1.

6. Сафронова О.В. Роль преподавателя в воспитании студентов вуза // Евразийский союз учёных. -2016.-№27.

7. Соколова П.Ю. Сотрудничество семьи и школы как фактор социализации младших школьников в условиях этнокультурной образовательной среды // Гуманитарные науки и образование. -2012,-№2.

8. Трофимова Е.Д. Этнокультурная образовательная среда школьника // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №10-12.

9. Шапран Ю. П., Шапран О. И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура // Молодой ученый. - 2015. - №7.

Ю.Ярычев Н. У. Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности студента // Педагогика высшей школы. - 2016.

- №1.

00 1-Н

О си

-О X

2

г-

CU

си

ч

s

57

REAUZA T/ON OF ETHNOCULTURAL EDUCA T/ON IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCA T/ON

Zelenov Vladimir Igorevich, Postgraduate student, Department of Psychology and Pedagogy RUDN University, Moscow

In this article the necessity of realization of ethno-cultural component in the system of higher education is justified. The author examines in detail the essence of ethno-cultural education in the context of the implementation of the Federal state educational standard. The essence of this category is considered. Special attention is paid to technologies that allow the most successful study of the history, culture, customs and traditions of their people and other ethnic groups. The issue of efficiency of ethno-cultural education through the disclosure of the main parameters of efficiency is touched upon.

Keywords: ethno-cultural education; higher education; cultural identity; ethno-cultural competence; efficiency of education; Federal state educational standard.

РЕАЛИЗАЦИЯЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УДК 378.1

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ * ВАК РФ 13.00.08

В данной статье обоснована необходимость реализации этнокультурной ком- ©Зеленое В.И., 2018 поненты в системе высшего образования. Автор подробно рассматривается сущность этнокультурного образования в контексте внедрения Федерального государственного образовательного стандарта. Рассматривается сущность

* Работа выполнена при грантовой поддержке РФФИ грант № 16-36-000-22-ОГН.

данной категории. Особое внимание уделяется технологиям, которые позволяют наиболее успешно изучить историю, культуру, обычаи и традиции своего народа и других этносов. Затронут вопрос об эффективности этнокультурного образования через раскрытие основных параметров эффективности. Ключевые слова: этнокультурное образование; высшее образование; культурная идентичность; этнокультурные компетенции; эффективность образования; федеральный государственный образовательный стандарт.

ЪС

ш

ъс о ш

< а

ш

*

58

ЗЕЛЕНОВ Владимир Игоревич, аспирант, кафедра Психологии и педагогики, Российский университет дружбы и народов, Москва

Реформирование отечественной системы высшего образования предопределило необходимость внедрения этнокультурной компоненты. Обусловлен данный факт во многом тем, что на территории Российской Федерации проживает огромное количество различных этносов, объединенных языковыми, культурными и историческими традициями и обычаями. Это подтверждается Основным законом России - Конституцией, согласно которой Федеральный государственный образовательный стандарт в обязательном порядке должен учитывать региональные, национальные и этнокультурные потребности народов, проживающих на территории страны [5]. Для того, чтобы эти субъекты успешно коммуници-ровали друг с другом, необходимо активно реализовывать этнокультурное образование на всех уровнях, но в особенности в системе высшего образования. Причин тому несколько. К ним можно отнести следующие концептуальные моменты:

- Россия является многонациональным государством и характеризуется поликультурной средой, что требует налаживания связей между субъектами государства;

- стирание существующих ранее границ между государствами;

- интегративные процессы, происходящие на мировой арене, предопределили миграцию населения из одних (менее развитых стран) в другие (более социоэкономических развитые);

- в связи с функционированием рыночных отношений усилилась необходимость организации экономических связей в целях закупки оборудования, сырья и материалов за рубежом, поставки товаров собственного производства за границу, усиления конкурентоспособности России и ее субъектов хозяйствования;

- всеобщая информатизация общества;

- представители цивилизованного общества должны уважать другие этносы и т.д.

Кроме этого, именно в студенческие годы личность находится в таком состоянии, когда этнокультурные ценности воспринимаются максимально адекватно. При этом преподаватель может привить уважение к другим народам и их культуре.

Перечисленные моменты свидетельствуют о том, что этнокультурное образование, суть которого состоит в реализации целенаправленного педагогического процесса приобщения студентов к этническим культурам в образовательных учреждениях, на основе взаимодействия с семьёй, учреждениями культуры и средствами массовой информации [2], способно оказать позитивное влияние на становление студента как личности, так и профессионала. Это, в свою очередь, помогает стать ему полноценным человеком, способным здраво мыслить, принимать необходимые решения, решать возможные конфликты цивилизованным образом и т.д.

Е.П. Чехордуна, В.В. Аммосова, Н.П. Карпова, рассматривая содержание этнокультурного образования, в качестве его главной цели выделяют воспитание духовно-нравственной личности, которая

знает, уважает и продолжает традиции своей семьи, этноса [10]. То есть они основной упор делают на изучение культурно-исторического наследия и ценностей собственного народа. Однако, по нашему мнению, это не вполне корректно. Поэтому целесообразно принимать во внимание историю, обычаи и традиции представителей других этносов, их взаимосвязи с другими культурами и цивилизациями.

Действительно, этнокультурное образование обладает колоссальным педагогическим потенциалом в формировании у студентов этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения. Оно выступает важным средством профилактики межнациональных конфликтов.

Такое образование формирует понимание духовных ценностей других этносов посредством подробного изучения ценностной системы своего народа. При этом оно обладает двойственным характером:

- с одной стороны, обеспечивает взаимодействие между людьми с различными культурными традициями;

- с другой стороны, обеспечивает сохранение культурной идентичности собственного народа.

Кроме того, этнокультурная компонента образования оказывает выраженное позитивное воздействие на формирование патриотического сознания личности. При этом важным шагом на пути формирования патриотизма является этническая идентификация. По мнению З.В. Медведевой, именно с ней тесно связано воспитание гражданско-патриотических качеств, интернационализма, нравственности личности [6].

Важно отметить, что этнокультурное образование занимает важное место в системе высшего образования. Это можно объяснить также тем, что на одной площадке (группа, курс, факультет и другая образовательная среда) мирно сосуществуют представители различных этносов, причем не только являющихся жителями одного государства, но и иностранных граждан.

В настоящее время перед студентами, которые получают высшее образование и обучаются с представителями других этносов, встает ряд специфических задач. Среди них целесообразно выделить следующие [7]:

- распространение идей диалога, взаимопонимания и сотрудничества всех культур;

- вытеснение массовой обезличенной культуры высокой и разнообразной культурой, воспринимающей и обогащающей культурное

наследие десятков цивилизации и стран, этнических групп;

- глобализация по принципу "столкновения культур".

Учитывая перечисленные особенности, необходимо отметить, что система высшего образования становится одним из главных инструментов реализации этнокультурных ценностей. При этом во внимание принимаются специфические черты конкретных регионов, включая следующие:

- национальный компонент;

- своеобразие образовательных организаций;

- экономическую привязанность к рынку труда;

- уникальные исторические особенности этнических культур региона.

Все это требует, чтобы при реализации этнокультурного образования в системе высше- ■ го образования учитывалось, что оно является составной частью государственного образования России как полиэтнической страны. Оно становится одним из мощнейших инструментов социализации студентов и нацелено на воспитание гражданской компетентности посредством усвоения этнокультурных ценностей, включенности в коммуникативные каналы межличностных, межкультурных взаимодействий на муниципальном, региональном и федеральном уровне.

Вместе с тем, в основных нормативно-правовых актах, регламентирующих процесс обучения, в том числе Закон РФ "Об образовании", Национальная доктрине образования в РФ до 2025 года и др., ключевые акценты делаются на следующих моментах:

- формировании российской гражданской идентичности студентов;

-единствеобразовательного пространства, которое устанавливается за счет формулирования единых требований к конечным результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;

- сохранении и развитии культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа России.

Большое значение в представленных нормативно-правовых документах играет процесс формирования этнокультурной компетенции, то есть совокупности определенных знаний, умений и навыков, которые позволяют личности наиболее корректно оценивать специфику и условия взаимодействия с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с

со

1-Н

о си

-О X

2

г-си

си

ч

Ё

59

ЪС

ш

ъс о ш

<

С1 ш

60

целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия [4]. Она помогает индивиду стать более адекватным, уметь поддерживать отношения на уровне согласия и взаимного доверия и совместного сотрудничества и не допускать пренебрежения чужой культурой, их ценностями, языком и т.д.

Можно сказать, что формирование этнокультурной компетентности в настоящее время становится доминирующим. Это в свою очередь, порождает необходимость разработки учебных программ для студентов вузов, начиная с первого курса, что вполне объяснимо. Действительно, освоение традиционной культуры способствует личности понять, какие общие черты связывают всех людей в народной культуре и чем от них отличается собственная этнокультура.

Несмотря на то, что этнокультурная компонента в системе высшего образования существует достаточно недавно, органам власти и представителям науки и общественности стало очевидно дальнейшее совершенствование реализации этнокультурного образования. Так, наиболее приоритетными направлениями развития этнокультурного образования выступают следующие:

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к представителям других культур;

- развитие этнической идентичности, знание истории языка, культуры своего народа, своего региона;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование коммуникативной компетентности в общении с представителями других этносов;

-умениеучитывать этнокультурные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно поэтому этнокультурное образование в решении различных задач играет достаточно важную роль, так как студент, получая высшее образование, изначально представляет соответствующий регион, который отличается неповторимыми особенностями системы образования, быта, культуры, языка, истории, отражает особенности бытия этноса, а также имеет множество общих традиций обучения и воспитания [2].

Для того, чтобы этнокультурное образование приносило существенные результаты, требуется применение особых технологий, которые базируются на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этноп-

сихологии, философии, культурологии, социокультурной деятельности и других смежных отраслях науки.

Существует мнение, что этнокультурное образование непосредственно связано с устным народным творчеством, музыкальным и танцевальным фольклором, играми, ремеслами, промыслом, которые характерны для конкретного типа социальной общности. Основываясь на данном тезисе, К.А. Строков вкладывает в каждый вид этнокультурных технологий определенное целевое назначение и содержание. Так, он предлагает рассматривать следующие виды технологий [8]:

- обучения ритуалам, обрядам и другим видам мифотворчества;

- обучение мастерству;

- исследование и наставничество;

- проектирование этнокультурных программ.

Конечно, на сегодняшний день этнокультур-ныхобразовательныхтехнологий гораздо больше. Большинство из них связано с всеобщей информатизацией и компьютеризацией общества. Например, С.Н. Федорова выделяет [9]:

- дискуссии, экскурсии, показы, демонстрации в рамках проведения лекционных занятий;

- диспуты, инсценировки, игры, шоу, аукционы, относящиеся к семинарам;

- практикумы-обряды;

- мастер-классы в ходе лабораторных занятий;

- дни этнопедагогики, культуры;

- конференции, круглые столы, симпозиумы;

-деловые игры;

- тренинги и т.д.

Однако независимо от выбранного типа, необходимо грамотно адаптировать их к возрастным и профессиональным особенностям студентов. Именно подобный подход позволит направить образовательный процесс в правильное русло.

В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта особое внимание должно уделяться качеству этнокультурного образования. Для этого необходимо оценивать основные показатели его эффективности, среди которых целесообразно отметить следующее:

- соответствие образовательных программ этнокультурного образования основным положениям государственных образовательных стандартов и базовым потребностям всех участников образовательных отношений;

- ресурсное обеспечение этнокультурного образования в вузе, включая нормативно-пра-

вовое, учебно-методическое, кадровое, материально-техническое, информационно-технологическое и др.;

- понимание и использование этнокультурных констант, овладение этнокультурными ценностями, реализация приобретенных навыков и опыта.

Этнокультурное образование в системе высшего образование должно рассматриваться как целостный процесс формирования у студентов национального самосознания, которое определяет нормы поведения человека в пол иэтн и ческой среде, обусла вл и вает а кти в-ную деятельность в области бережного отношения и охраны традиционной культуры, а также как процесс, возводящий человека, являющегося изначально носителем культуры соответствующего региона, к российской и мировой культуре.

Таким образом, этнокультурное образование в настоящее время занимает особое место в системе высшего образования. Его реализации, с одной стороны, должно способствовать осознанию студентом своих корней, которое он занимает в системе общественных координат, а с другой - привить ему уважение к другим культурам [1]. При этом изучение культуры других этносов должно способствовать формированию чувства равенства, достоинства, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечивать межкультурный диалог представителей различных национальностей.

Примечания:

1. Гессен С. Проблема национального образования // Первое сентября. - 1996. - №20.

2. Григорьева М.И., Журавлёва H.H. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - Том 6.-2012,- №2.

3. Зеленов В.И. Сущность формирования этнокультурных ценностей студентов в системе высшего образования // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы 11-й Международной научно-практической конференции. - Самара : СГСПУ, 2016.

4. Изиева Б.А. Формирование этнокультурной компетентности у студентов вуза // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2015. - №3.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от30.12.2008 N 6-ФКЗ, от30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 04.08.2014. N31. Ст. 4398.

6. Медведева З.В. Этнокультурные образователь- ; ные технологии в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2012. -№1.1.

7. Общее и особенное в становлении российской идентичности учащихся в пол и культур ном пространстве России : материалы Международной научно-практической конференции. - М., 2016.

8. Строков К.А. Современные технологии подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности : учеб. пособие. - Тамбов : ТГУ, 2000.

9. Федорова С.Н. Этнокультурные технологии в современном образовательном процессе // Образовательные технологии и общество. - 2016. -№3. - Т.19.

10.Чехордуна Е.П., Аммосова В.В., Карпова Н.П. Этнокультурное образование и общественная экспертиза в условиях внедрения ФГОС // Человек и образование. - 2013. - №3(36).

СО

1-Н

О си

-О X

2

г-

CU

си

ч

S

61

THE FORMATION OF TERMINOLOGICAL CULTURE OF THE TECHNICAL PROFILE STUDENTS

llicheva Oiga Aleksandrovna, Senior Lecturer, Department of Foreign languages, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino

Currently, the cultural component is more important for education than socialization. These components of the educational paradigm are interconnected. Thus, successful socialization of a person is impossible without culture. The main objective of the current policy of Russian education is to ensure the quality of education by preserving its fundamental nature and compliance with current and future needs of the state, society and the individual. The purpose of this article is to determine the conditions for the formation of the terminological culture of students of technical profile. To achieve this goal, the author needs to solve a number of problems, namely: to determine the diversity of relations between culture and language, culture and communication; to determine the structure of professional and terminological culture, as well as knowledge, skills that a student must have. The materials of this article can be used in the work on the formation of terminological culture among students of technical profile in the classroom in the Russian language, as well as an independent work.

Keywords: communication; professional culture; terminology of culture; personality; development of personality; the culture of the students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.