Научная статья на тему 'К вопросу о правовых нормах как составляющих социальных норм деятельности'

К вопросу о правовых нормах как составляющих социальных норм деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
290
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудка Е. Г.

В статье раскрываются теоретические подходы к нормогенезу. Дается сущностная характеристика социальных норм, рассматривается составляющие социальных норм деятельности – правовые нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовых нормах как составляющих социальных норм деятельности»

- проблемы с работой или учебой;

- расстройства сна, изменение режима сна.

Таким образом, можно сделать вывод, что интернет-зависимость является одним из способов аддиктивной реализации. К настоящему времени не наблюдается массовой Интернет-зависимости, Интернет в большинстве случаев является одним из способов коммуникации.

Список литературы:

1. www.psycom.net.

2. www.ipo.tue.nl/ipo/people/mrauterb.html.

3. Кудрявцев В. Интернет, или «экологически чистый» наркотик // Воспитание школьников. - 1995. - № 5. - С.35.

4. www.psyinst.ru/seminar.php?id=770.

К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ НОРМАХ КАК СОСТАВЛЯЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Дудка Е.Г.*

Педагогический колледж, г. Орск

В статье раскрываются теоретические подходы к нормогенезу. Дается сущностная характеристика социальных норм, рассматривается составляющие социальных норм деятельности - правовые нормы.

В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на фундаментальный вопрос: «Что является нормой?» более или менее ясен. В реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным и нужным делом.

Норма указывает на границы, пределы, в которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к функционированию, остается самим собой, не утрачивает сущность [1].

Существуют два подхода к нормогенезу - социально-исторический и системно-конструктивный. Согласно социально-историческому подходу отмечает В. Файвишевский - нормогенез (формирование норм) в любом обществе (догосударственном и государственном) представляет собой процесс взаимодействия стихийности и сознательности. Объективный процесс формирования норм, который всегда и во всех обществах носит стихийный характер,

* Педагог-психолог, преподаватель психологии, аспирант Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

необходимо отличать от субъективного осознанно-целенаправленного процесса их формулирования (устно или письменно) соответствующими авторитетными и властными инстанциями коллектива, общества, государства [8].

На процесс нормогенеза существенное влияние оказывает то обстоятельство, что у человека как биосоциального существа сохраняются и продолжают действовать в социальном контексте и обрамлении, наряду с социальным началом и под его контролем, также и определенные биологические инстинкты, влечения, позывы, реакции и т.д.

Системно-конструктивный подход предлагает О. Геннисаретский. Он считает, что наше общество прошло путь от табу, обычаев, нравов до юридического институционализма. Настало время социологам и социальным психологам «научиться складывать кубики». Задача состоит в том, как выразить структуированность муниципального сообщества, объединяющего различные общества, в том числе и неорганизованные (не имеющие юридического лица) в организационно-деятельных схемах так, чтобы организационно-управленческая работа была, в каком-то смысле, адекватна тем процессам, которые протекают в поселении.

Область применения норм, полагает А. А. Ивин - очень широка. Нормы играют принципиально важную роль в жизни общества. Самым общим образом нормы можно разделить на правила (правила игры, грамматики, логики и математики, обычая и ритуала), предписания (законы государства, команды и т.п.) и технические нормы, говорящие о том, что нужно сделать для достижения результата [3].

Одним из многих классов норм (технические стандарты и нормы и т.д.) являются социальные нормы, которые реализуются в человеческих взаимоотношениях, социальном взаимодействии - также считает А. Крылов [6].

Социальные нормы - это некие образцы, предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях, считает Е. Андриенко [2].

Для социальных норм характерны следующие черты:

1. социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:

- людей;

- общественные отношения, то есть отношения ме^ду людьми и их коллективами;

- поведение людей. Таким образом, социальные нормы формируют социальные структуры и регулируют социально значимое поведение человека;

2. объективность. Общество как сложный социальный организм (система) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Они возникают как результат нормативного

обобщения, нормативной фиксации устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодействия ме^ду людьми. Потребность в закреплении и воспроизведении этих необходимых обществу отношений и актов деятельности человека и порождает феномен социально-нормативного регулирования.

Социальные нормы, наряду с санкциями, групповыми ритуалами, отношениями, совместной деятельностью и др. выступают в качестве особых компонентов любой социальной группы, в том числе и студенческой, определяющих меру ее устойчивости. Они объективны, неперсонифици-рованы, не зависят от мнения групп и индивидов. Это социальные эталоны, установления модального должного, с точки зрения общества, поведения (приемлемого или запрещенного), которые выполняют функцию интеграции, упорядочивания жизни групп, индивидов, общества [4].

В отличие от естественных норм физических и биологических процессов, социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного-классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного - отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.

Главное в норме - ее предписывающий характер, считают К. Б. Бэком и Л. Фестингером. Норма - однородное множество предписаний, которые подсказывают разумные и проверенные способы деятельности и способы решения в конфликтных ситуациях. Соблюдение норм приводит к исключению влияния случайных ситуаций, устанавливают стандартность, общепонятность, предсказуемость поведения.

Нравственные нормы и законы - сложные или высшие социальные нормы [6]. Правовые нормы - нормы закона - носят исторический характер -полагает А. Крылов. Они нейтральны (равнообязательны), текстуально закреплены, изданы компетентными государственными органами, содержат четкое, однозначное описание вариантов поведения. Нормы права - специфическая социальная техника, цель которой в том, чтобы люди соблюдали желательное социальное поведение под страхом принуждения, которое применяется в случае противоправного поведения. Нормы права в отличие от моральных норм разрабатываются, требуют посредничества стабильной власти, в то время как моральные нормы складываются стихийно. Общим является то, что они основываются на имеющихся представлениях о справедливо сти.

Правовые нормы отличаются большей регламентированностью, они скоординированы в системы законов. Санкции и принуждение у правовых

норм более жесткие, включая применение силы; моральные нормы имеют оценочную нагрузку. Нормы закона - часть правовых норм. Ключевое понятие в определении закона - порядок и справедливость [4].

Понятие обязанности можно уяснить путём противопоставления его другим видам необходимости. В зависимости от основания, утверждения о необходимости, выделяют два её вида: логическую и физическую. Нормативная же необходимость и есть обязанность. Логически необходимо то, что вытекает из законов логики. Физически необходимо то, что вытекает из законов природы. Нормативно необходимо то, что вытекает из законов или норм общества, т.е. то, отрицание чего противоречит таким законам или нормам. Что касается взаимных связей трех видов необходимости, то предполагается, что действие, вменяемое в обязанность, должно быть логически и физически возможно. Невозможно сделать то, что противоречит законам логики и природы. Не является, поэтому, разумным обязывать человека сделать то, что заведомо превышает его силы. Однако, если необходимое, в силу законов природы и логики, реально существует, то из обязательности какого-то действия не следует, что оно непременно выполняется. Принципы морали, законы государства, правила, обычаи и ритуалы, как известно, нередко нарушаются. Реальные системы норм, особенно включающие в себя тысячи норм, обычно не вполне последовательны. В них, тем или иным путём, появляются нормы, одна из которых запрещает что-то, другая разрешает это же самое; одна требует сделать что-то, а другая предписывает воздержаться от этого [3].

Социальные нормы (в том числе и правовые) функционируют всегда в рамках некоторой их системы. С этим связана трудность перехода от старых норм к новым. Невозможно изменить все нормы одновременно. Новые нормы в любой области деятельности часто входят в противоречие с уже сложившимся укладом жизни и поэтому встречают сопротивление [3] Социальные правовые нормы являются составляющими социальных норм деятельности, которые изучил Г. Балл. Деятельность понимается автором как функционирование человеческих общностей и индивидов, существенную роль в котором играет система сознательных целей.

Норма, принимаемая субъектом (индивидуальным или коллективным), в том числе выбираемая им из предложенных обществом вариантов, сплошь и рядом не реализуется им в таком виде, в каком существует в общественном сознании и общественной практике. Модификация (доопределение) нормы субъектом детерминируется его знаниями, умениями и в особенности установками и мотивами. При этом следует различать два типа доопределения норм:

- искажающее доопределение (переопределение) заданной извне нормы, когда последняя не реализуется или реализуется только частично, будучи фактически подменена другой нормой (обычно такой, реализация которой легче и привычнее для субъекта);

- обогащающее доопределение, когда, полностью реализуя предложенную извне норму, субъект (индивидуальный или коллективный) вместе с тем предъявляет к себе и выполняет дополнительные, повышенные требования.

Изучая психологическое содержание норм и их связь с мотивацией, ценностными ориентациями, установками, другими лично стными свойствами, формирование и изменение норм, зададимся вопросом: «Чем опасна позиция государства, предлагающего внесение изменений в закон по-существу «косметического характера?» На этот вопрос ответ находим у А. Крылова: «Каждая из нормативных систем (кодексов) имеет свою ограниченную сферу действия в развитых обществах. Распад, отсутствие общепринятых норм обозначается термином «аномия» и на поведенческом уровне выступает как отчужденность».

Аномия - это характеристика внутреннего состояния, когда начинают появляться различные нарушения в форме депрессии, психопатологической дезорганизации личности, деперсонализации вплоть до самоубийств.

Отчужденность - это либо отстранение индивида от окружающего мира, либо недостаточная интеграция личности. При этом отчужденность не обязательно ведет к асоциальному поведению, но усиливает многие виды отклоняющегося поведения и враждебные установки и нередко рассмат-ривается как крайняя форма выражения аномии. Таким образом, отчужденность на личностном уровне - это рассогласованность чувств, когда они перестают казаться субъекту нормальными.

Отчужденность можно представить как многомерное свойство из пяти компонентов: чувство бессилия и чувство бессмысленности (не ясно, во что верить, пониженный уровень ожиданий), отсутствие норм, изоляция от ценностей и общества, чуждость всему [4].

Таким образом, возникает острая необходимость появления новых социальных правовых норм, которые будут соответствовать современным законам общественного развития, являясь «естественными», так как в постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу, бывает просто трудно выбрать линию неотклоняющегося поведения.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 1989.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: Академия, 2003.

3. Балл, Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 25-34.

4. Драч Г.В. Культурология / Г.В. Драч. - Ростов-н/Д., 1996.

5. Ивин А.А. Логика: учебное пособие / А.А. Ивин. - 2-е. изд. - М.: Знание, 1998.

6. Крылов А.А. Психология / А.А. Крылов. - СПб., 1995.

7. Колесникова Г.И. Девиантное поведение / Г.И. Колесникова. - Рос-тов-н/Д., 2007.

8. Файвишевский В.А. Биологически обусловленные бессознательные мотивации в структуре личности / В.А. Файвишевский. - Тбилиси: Мец-ниереба, 1980.

ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ПРОЦЕССОВ В КОМАНДООБРАЗОВАНИИ © Мучник Е.Р.*

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Работа освещает вопрос командообразования с точки зрения стадий развития команды и содержательного осмысления каждой стадии актуальными социально-психологическими процессами.

Одной из ключевых задач современной социальной психологии является командообразование. При необъятном количестве публикаций по этому направлению исследований по-прежнему открытыми для социальной психологии стоят вопросы о механизмах функционирования команд, руководителя и их взаимосвязи в динамике. Такое положение объясняется сложностью и многогранностью феномена командообразования. Под командообразованием в данном исследовании понимается естественный процесс группового развития, касающийся организационных групп, который может направляться руководителем. Управление командообразованием имеет своей целью наиболее безболезненное прохождение этапов развития и вывод группы к этапу «высокоэффективной команды» по типологии Дж. Катценбаха [7].

Для определения сути механизмов в исследовании впервые в отечественной психологии была эмпирически применена модель функционального руководства командой С. Заккаро [6]. Автор описывает четыре командных процесса, влияющих на эффективность команды: это когнитивные, мотивационные, аффективные и координационные процессы. Когнитивные процессы С. Заккаро описывает через разделяемые ментальные модели, коллективную переработку информации, метакогнитивную деятельность команды. Мотивационные процессы - через чувство коллективной эффективности, сплоченность команды. Аффективные процессы автор раскрывает

* Аспирант кафедры Социальной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.