Научная статья на тему 'К вопросу о правовой основе применения защитных электрошоковых устройств и других технических средств в учреждениях УИС'

К вопросу о правовой основе применения защитных электрошоковых устройств и других технических средств в учреждениях УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
300
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ОСНОВА / LEGAL BASIS / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ / TECHNICAL MEANS OF SUPERVISION AND CONTROL / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ И НАДЗОРА / TECHNICAL MEANS OF PROTECTION AND SUPERVISION / СИСТЕМА НЕЛЕТАЛЬНОГО ЭЛЕКТРОШОКОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / SYSTEM OF NON-LETHAL ELECTROSHOCK INFLUENCE / ЗАЩИТНОЕ ЭЛЕКТРОШОКОВОЕ УСТРОЙСТВО / PROTECTION ELECTRIC SHOCK DEVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кареев В. В., Семенец М. Ю.

В статье рассматривается вопрос нормативно-правового регулирования применения технических средств и, в частности, системы нелетального электрошокового воздействия в качестве средства охраны на объектах УИС. Проведен анализ состояния данной проблемы на сегодняшний день и предложены пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кареев В. В., Семенец М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On legal basis of protection electric shock devices use and other technical means in FPS institutions

In the article the authors consider issues of standard and legal regulation of application of technical means and, in particular, system of not lethal electroshock impact as means of protection in the bodies of FPS. They also offer analysis of this problem conditions today and ways of its solutions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовой основе применения защитных электрошоковых устройств и других технических средств в учреждениях УИС»

научный раздел

в. в. кареев v. v. kareev

доцент кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, полковник внутренней службы

м. ю. семенец m. y. semenets

воспитатель центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Рязанской области, лейтенант полиции

К вопросу о правовой основе применения защитных электрошоковых устройств и других технических средств в учреждениях УИС

On legal basis of protection electric shock devices use and other technical means in FPS institutions

Аннотация. В статье рассматривается вопрос нормативно-правового регулирования применения технических средств и, в частности, системы нелетального электрошокового воздействия в качестве средства охраны на объектах УИС. Проведен анализ состояния данной проблемы на сегодняшний день и предложены пути ее решения.

Ключевые слова: правовая основа, технические средства надзора и контроля, инженерно-технические средства охраны и надзора, система нелетального электрошокового воздействия, защитное электрошоковое устройство.

Abstract. In the article the authors consider issues of standard and legal regulation of application of technical means and, in particular, system of not lethal electroshock impact as means of protection in the bodies of FPS. They also offer analysis of this problem conditions today and ways of its solutions.

Key words: legal basis, technical means of supervision and control, technical means of protection and supervision, system of non-lethal electroshock influence, protection electric shock device.

Как известно, в уголовно-исполнительной системе (УИС) до сих пор не внедрена практика использования защитных электрошоковых устройств (ЗЭШУ). Согласно ГОСТ Р 50940-96 «Устройства электрошоковые. Общие технические условия» ЗЭШУ - устройство, применяемое для защиты (охраны) стационарных и подвижных объектов гражданского и ведомственного назначения от несанкционированного проникновения и воздействия. Очевидно, что спектр применения ЗЭШУ на объектах УИС достаточно широк. На наш взгляд, использование ЗЭШУ является не-

обходимым условием перехода на прогрессивные способы охраны объектов УИС, в частности - способ оперативного дежурства караулов по охране. Но внедрению ЗЭШУ на объектах УИС мешает в том числе и отсутствие необходимой нормативно-правовой базы.

В современной юридической литературе имеется определенный подход к интерпретации правовой основы применения технических средств для охраны объектов уголовно-исполнительной системы. В частности, технические средства (ТС) могут использоваться лишь тогда, когда имеется прямое указание закона или

подзаконного нормативного правового акта на возможность их применения. В случае отсутствия такого указания применение ТС возможно, но оно не должно противоречить закону и принципам существующей нормативно-правовой системы. При этом правовую основу использования ТС составляет система установленных законом и подзаконными актами принципов и правил, определяющих условия допустимости и возможности, цели и порядок применения технических средств и соответствующих им методов [1].

Применительно к УИС правовая основа использования технических средств в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, представляет собой систему законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, которые, во-первых, определяют допустимость использования достижений научно-технического прогресса в уголовно-исполнительной деятельности, во-вторых, регламентируют организацию, порядок, условия, способы и результаты применения ТС в обеспечении правопорядка и безопасности в учреждениях УИС.

Нормативно-правовое регулирование применения ТС в УИС включает в себя нормы Конституции и законов Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти. Заметим, что законодательными нормами, как правило, устанавливается общая допустимость и возможность применения ТС в обеспечении правопорядка и безопасности в учреждениях УИС. Вместе с тем вопросы организации, порядка и условий использования технических средств, способов их применения находятся в сфере подзаконного (в большей мере ведомственного) нормативно-правового регулирования.

Применение того или иного вида технических средств в УИС может быть установлено ведомственным (подзаконным) актом, но не определено законом. Это в первую очередь относится к использованию инженерно-технических средств в охране исправительных учреждений (ИУ). В ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) фактически не регламентируется применение администрацией ИУ технических средств охраны, а уделено внимание лишь техническим средствам надзора и контроля, отсутствуют

нормы, разрешающие использование в охране и надзоре инженерных средств (колючей проволоки, электрического тока, ограждений, заграждений и т. д.) [2].

Несмотря на указанные в УИК РФ пробелы в части отсутствия прямого указания на использование инженерных и технических средств охраны, эти средства все же активно применяются в УИС, поскольку цель их использования, отраженная в ведомственных нормативных правовых актах, не противоречит цели и задачам уголовно-исполнительного законодательства. Вместе с тем совершенствование правовой основы использования технических средств в УИС во многом связано с устранением таких пробелов в уголовно-исполнительном законодательстве.

Применение технических средств в обеспечении правопорядка и безопасности в учреждениях УИС обусловлено надлежащим документальным оформлением, регламентируемым нормативными правовыми актами [3]. Документальное оформление использования технических средств в УИС включает в себя фиксирование:

- принятого решения о необходимости применения технических средств (например, установления ЗЭШУ);

- факта применения технических средств (в рапорте, акте, справке, протоколе);

- факта (результатов) использования (или предъявления) данных, полученных в процессе применения технических средств.

По нашему мнению, оптимальное содержание правовой основы применения ЗЭШУ как средства обеспечения безопасности учреждений УИС должно определяться наличием в ее составе правовых актов, в нормах которых следует закрепить:

- допустимость использования ЗЭШУ при обеспечении безопасности и правопорядка в учреждениях, исполняющих наказания;

- меры ответственности за неправомерное использование технических средств;

- порядок организации, тактики и методики применения ЗЭШУ в охране учреждений УИС;

- использование результатов применения ЗЭШУ;

- регламент обеспечения учреждений и органов УИС необходимыми техническими средствами;

- порядок и условия привлечения специалистов по применению технических средств;

- перечень квалификационных требований к персоналу УИС по освоению и применению ЗЭШУ и других технических средств в своей профессиональной деятельности.

В качестве возможного примера внедрения и использования достижений науки и техники в УИС мы предлагаем обратить внимание на систему нелетального электрошокового воздействия (СНЭВ), одним из элементов которой и является ЗЭШУ. Стоит отметить, что СНЭВ не относится к специальным средствам, определяемым перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, или к средствам вооружения и не подпадает под положения Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Согласно положениям ГОСТ Р 50940-96 «Устройства электрошоковые. Общие технические условия» по своей сущности, принципам применения и характеру воздействия СНЭВ позиционируется разработчиком как охранно-защитная инженерно-техническая система (комплекс), использующая в качестве воздействующего фактора электрический ток [4].

Основу базового элемента системы высоковольтного импульсного генератора «СНЭВ» составляет соответствующее требованиям ГОСТ защитное электрошоковое устройство «ОХРА-О», воздействие которого не вызывает изменений, превышающих предельно-допустимый уровень даже для гражданского оружия, и не выходит за пределы норм допустимого воздействия на человека электрошоковых устройств, искровых разрядников и электризуемых заграждений отечественного производства.

Авторами ЗЭШУ «ОХРА-О» являются российские военные ученые в области боевого применения электрической энергии. ЗЭШУ «ОХРА-О» производится в России, сертифицировано в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50940-96 и ОСТ 78.01.0009-2002 уполномоченным органом по сертификации - ФКУ «НПО „Специальная техника и связь"» МВД России.

Производители и поставщики оружия, оружиеведы и юристы, в том числе занимающиеся правоприменительной практикой оружейного законодательства, также понимают под СНЭВ систему электрошокового воздействия на человеческий организм, не приводя-

щую к летальному исходу, предназначенную для использования в целях обеспечения безопасности и защиты объектов гражданского и ведомственного назначения от несанкционированного воздействия. Принцип действия СНЭВ основан на генерировании электрических импульсов, выходные параметры которых соответствуют требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В настоящее время ряд нормативных правовых актов регламентируют отдельные вышеперечисленные вопросы, связанные с процессом внедрения и использования достижений науки и техники в УИС, однако существующие пробелы в правовом регулировании обусловливают необходимость дальнейшей проработки проблемы совершенствования правовой основы этой деятельности.

По нашему мнению, необходимо начинать с внесения соответствующих изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Например, термин «технические средства надзора и контроля» (ст. 83 УИК РФ) можно трактовать неоднозначно. Одна из его составляющих - это технические средства надзора за осужденными, то есть с практической точки зрения та техника, которая используется службой безопасности с целью повышения эффективности профессиональной деятельности по обеспечению надзора в ИУ Другая составляющая - это технические средства контроля. В существующей редакции ст. 83 УИК РФ средства контроля и технические средства надзора стоят как бы на одной параллели: есть средства контроля и есть средства надзора. Вместе с тем понятия «контроль» и «надзор» могут соотноситься друг с другом как часть и целое [5]. Известно, что надзор в исправительных учреждениях реализуется путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных. Следовательно, технические средства, используемые в процессе организации надзора с целью гласного, открытого контроля за поведением осужденных, являются составляющими более широкого понятия «технические средства надзора».

Закрепленный в УИК РФ обобщенный термин «технические средства надзора и контроля» фактически не получил своего

понятийного определения в законодательных и подзаконных актах. Ведомственными актами Минюста России и ФСИН России регламентируются вопросы оборудования и технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, а не технических средств надзора и контроля. Там же содержатся определения понятия инженерных и технических средств охраны и надзора. Соответственно, в учреждениях уголовно-исполнительной системы применяются инженерно-технические средства охраны (ИТСО) и инженерно-технические средства надзора (ИТСН). И в охране, и в надзоре есть группа средств, которые относятся к инженерным средствам, и набор средств, которые относятся к техническим средствам.

Представляется целесообразным нормативное закрепление в ст. 83 УИК РФ требования безопасности применения в ИУ инженерных и технических средств. Его суть сводится к тому, что используемые инженерные и технические средства при правопослушном поведении осужденных не должны наносить вред их здоровью, а также причинять вред персоналу, иным лицам и окружающей природной среде. Имеется в виду, что эти специфичные средства не должны причинять какой-либо преднамеренный, умышленный вред здоровью осужденных. Вместе с тем риск причинения вреда здоровью осужденного может иметь место при совершении им преступления или грубого нарушения установленного порядка отбывания наказания. Кроме этого, нельзя забывать и о субъектах применения данных средств в ИУ остальном персонале и иных лицах, находящихся на территории исправительного учреждения. Использование инженерных и технических средств должно быть безопасным для их здоровья, а также не причинять вред окружающей среде.

Следовательно, наличие в ст. 83 УИК РФ нормы, обязывающей администрацию ИУ под расписку уведомлять осужденных о применении технических средств надзора и контроля, может означать, с одной стороны, не только закрепление факта того, что каждое действие осужденного находится в поле зрения администрации, которая применяет для этого соответствующие технические средства, но, с другой стороны, и то, что отдельные инженерные и технические средства при соверше-

нии, например, побега способны причинить вред здоровью правонарушителя.

В п. 3 ст. 83 УИК РФ указано, что перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако не конкретизируется властный уровень данных актов. Очевидно, что порядок применения технических средств - это область ведомственного нормотворчества. Этого нельзя однозначно утверждать, говоря о перечне этих средств, разрешенных к применению в ИУ. В настоящее время фактически отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий перечень технических средств надзора и контроля. Косвенно к нему можно отнести классификацию видов инженерных и технических средств охраны и надзора, содержащуюся в соответствующих нормативных правовых актах Минюста России, а также далеко не полный Перечень инженерно-технических средств охраны и надзора для органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденный приказом ФСИН России от 03.03.2005 № 38. Но опять же, в указанных актах есть перечень и наименования инженерно-технических средств охраны и надзора, а не технических средств надзора и контроля, как обозначено в УИК РФ.

Вместе с тем согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314) директор ФСИН России вносит Министру юстиции Российской Федерации предложения о принятии на вооружение уголовно-исполнительной системы образцов специальной техники для последующего представления в Правительство Российской Федерации. Следовательно, вопрос о перечне основных групп инженерных и технических средств охраны и надзора, разрешенных к использованию в исправительных учреждениях, можно отнести к компетенции Правительства Российской Федерации. В подобном перечне указываются не конкретные модели, марки, наименования этой аппаратуры, а только их обобщенные видовые названия. Перечень технических средств охраны и надзора не включает в себя систему нелетального электрошокового воздействия, что, по нашему мнению, требует корректировки. Например, в МВД России

данный вопрос урегулирован ведомственным нормативным правовым актом*.

Таким образом, с целью совершенствования правового регулирования использования технических средств в исправительных учреждениях нами предлагается новая редакция названия и содержания ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации:

«Статья 83. Применение инженерных и технических средств охраны и надзора

1. Администрация исправительных учреждений вправе использовать инженерные и технические средства охраны и надзора для предупреждения и пресечения побегов и других преступлений, нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных и иных лиц.

2. Инженерные и технические средства не должны причинять преднамеренного вреда здоровью осужденных. Их применение должно быть безопасным для персонала и иных лиц, находящихся на территории исправительного учреждения, а также для окружающей среды.

3. Администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении инженерных и технических средств охраны и надзора.

4. Перечень инженерных и технических средств охраны и надзора устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок применения указанных средств регламентируется нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний».

Следует отметить, что процесс совершенствования правового регулирования использования защитных электрошоковых устройств в УИС сдвинулся с мертвой точки. Так, согласно п. 22 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы объекты (территории), имеющие отгороженные запретные зоны периметра (за исключением воспитательных колоний), дополнительно могут оснащаться защитными электрошоковыми устройствами [6]. ^

*Приказом МВД России от 19.12.2011 № 1261 «О внесении изменений в Наставление по оборудованию охраняемых внутренними войсками МВД России важных государственных и войсковых объектов инженерно-техническими средствами охраны и организации их эксплуатации от 18.04.2007 № 370» средства нелетального электрошокового воздействия отнесены к ТСО, определено их предназначение и место в системе охраны объектов (п. 17, 50, 261) [4].

1. Дудаков С., Фролов А., Холод М. Перспективы развития инженерно-технических средств, применяемых для оборудования периметров объектов охраны УИС Минюста России (часть 1) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2005. № 6. С. 18-26.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 24.11.2014) (документ опубликован не был). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Епифанов С. С. Совершенствование правовой основы использования научно-технических достижений в обеспечении правопорядка и безопасности в учреждениях, исполняющих наказания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 5. С. 10-14.

4. Нормативно-правовое обоснование применения СНЭВ // Системы защиты СНЭВ : [сайт]. URL: http://www.snev.ru/index.php?option=com_content& view=article&id=65&Itemid=144 (дата обращения: 13.12.2015).

5. Епифанов С. С. Оптимизация правовой основы применения научно-технических средств в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2010. № 4. С. 17-20.

6. Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы : пост. Правительства Рос. Федерации от 14.11.2014 № 1193. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.