3. Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осуждёнными к наказанию в виде ограничения свободы : постановление Правительства РФ от 31.03.2010 № 198 // Российская газета. 2010. 07 апреля.
4. По делу о проверке конституционности положений статей 77.1, 77.2, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А. А. Кизимова : постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2002 № 16-П // Российская газета. 2002. 05 декабря.
УДК 343.81
Е. Е. Масленников О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
E. E. Maslennikov SOME ACTUAL PROBLEMS OF PROTECTION OF THE INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM
В статье рассматриваются отдельные актуальные проблемы, касающиеся обеспечения охраны учреждений уголовно-исполнительной системы. Предложены направления совершенствования служебной деятельности подразделений охраны.
The article considers some actual problems concerning the protection of the institutions of the penal system. Suggested ways of perfection of service activity of protection divisions.
Ключевые слова: инженерно-технические средства охраны и надзора; надёжность охраны; внедрение передового опыта; побег из-под охраны; совершенствование служебной деятельности.
Keywords: engineering and technical means of protection and supervision, reliability of protection, introduction of advanced experience, escape from the protection, perfection of service activity.
Современные условия несения службы, определённые ведомственными нормативными актами, предусматривают повышение эффективности работы по обеспечению надёжности охраны учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) и их объектов, сокращение количества побегов, модернизацию и оптимизацию оснащения учреждений комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора (далее - ИТСОН). В настоящее время в ходе реализации мероприятий, определённых концептуальными положениями развития охраны учреждений УИС на период до 2020 г., проводятся работы по строительству и реконструкции основных и предупредительных ограждений охраняемых объектов, оборудованию учреждений УИС современными интегрированными системами безопасности и т. д. Несмотря на
достигнутые положительные результаты в области инженерно-технического оснащения охраняемых объектов УИС, согласимся с точкой зрения А. В. Хабарова, что в сфере применения ИТСОН в исправительных учреждениях (далее - ИУ) существует ряд проблем:
- отставание темпов поставки новых технических средств вместо устаревших, находящихся в эксплуатации ИУ;
- низкая эффективность применения технических средств из-за неудовлетворительного состояния инженерных заграждений и их низкой задерживающей способности;
- низкая эффективность применения средств видеонаблюдения без научно обоснованной и четко сформулированной тактики их применения;
- нехватка квалифицированных специалистов по эксплуатации и ремонту имеющихся в исправительных колониях технических средств, а также поступающей современной аппаратуры1.
Низкая способность комплексов ИТСОН в части обеспечения надёжности охраны учреждений УИС и их объектов не способствует переходу на прогрессивные способы охраны, вынуждая использовать способ с выставлением часовых на наблюдательных вышках. Вследствие устаревания или износа капитальный ремонт либо реконструкция инженерных сооружений зачастую нецелесообразен и экономически невыгоден. Модернизация и оптимизация системы охраны учреждений УИС обусловливает совершенствование их инженерно-технического оснащения с применением современных технологий и перспективных технических средств, в том числе системы нелетального электрошокового воздействия (далее - СНЭВ). Актуальной проблемой в рассматриваемом аспекте считаем отсутствие соответствующей регламентации ведомственными нормативными актами порядка эксплуатации и применения СНЭВ, что затрудняет её внедрение в служебную деятельность учреждений и органов УИС.
На наш взгляд, в обеспечении охраны учреждений УИС (в зависимости от конфигурации периметра охраняемого объекта, расположения вблизи жилых зданий и сооружений и т. д.) актуализировался вопрос о необходимости использования оружия несмертельного действия, которое при обычном применении не приводит к гибели или серьёзным травмам лиц, против которых оно направлено. Основная цель использования такого оружия - нейтрализация, а не поражение противника2. Оружие несмертельного действия может использоваться в охране учреждений УИС, расположенных в городской черте, поскольку в случае
1 Хабаров А. В. Организация и правовые основы деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в сфере инженерно-технического обеспечения безопасности осуждённых и персонала : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Псков, 2012. С. 23.
2 Оружие несмертельного действия [Электронный ресурс] // Википедия. URL://http://ru.wikipedia.org/?oldid=62463183 (дата обращения: 12.10.2014).
непредумышленного ранения вред здоровью и физическому состоянию посторонних граждан сводится к минимуму.
Приходится констатировать, что серьёзной проблемой является недостаточная обеспеченность подразделений охраны средствами малой механизации для обработки запретных зон учреждений УИС. Централизованная поставка таких средств не осуществляется.
Требуют корректировки существующие нормы контроля за службой караулов и служебных нарядов. Считаем, что использование систем видеонаблюдения и видеоархивов допускает пересмотр продолжительности и количества проверок, исключает проявление формализма, низкого качества контроля за несением службы.
Актуализировались вопросы, касающиеся недопущения совершения побегов из-под охраны с использованием летательных аппаратов (ИК-17 УФСИН России по Вологодской области, март 2012 г.). В этой связи необходимо совершенствовать тактику совместных действий караулов и сотрудников дежурных смен, взаимодействия отделов и служб учреждений и территориальных органов УИС при происшествиях. Соответствующие изменения должны быть внесены в планы действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств, планы охраны и надзора учреждений УИС.
В 2013 г. произошли изменения организационно-штатных структур подразделений охраны. В результате проведённой оптимизации численность службы охраны сократилась на 9130 единиц. Сокращение численности привело к снижению коэффициента с 6,23 до 4,47 ед. на суточный пост1. Оно проведено практически без уменьшения объёма выполняемых подразделениями охраны задач, в условиях роста количества временных караулов по конвоированию и охране осуждённых и содержащихся под стражей лиц в медицинские учреждения системы здравоохранения для оказания экстренной и плановой медицинской помощи2. Очевидно, что увеличение служебной нагрузки может отразиться на результативности выполнения подразделениями охраны служебных задач по обеспечению охраны учреждений УИС.
Требует дальнейшего совершенствования институт кураторства, повышение его значимости, когда каждый сотрудник вышестоящего органа управления УИС несёт персональную ответственность за определённое направление деятельности курируемого подразделения охраны. Для искоренения формализма и самоустранения кураторов от оказания практической и методической помощи учреждениям УИС, утраты
1 Хабаров А. В. Актуальные вопросы реформирования подразделений охраны и конвоирования в рамках мероприятий по реализации основных положений Концепции развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года // Сб. тез. выступлений участников Международного пенитенциарного форума (Рязань, 5-6 декабря 2013 г.). Рязань: Академия ФСИН России, 2013. С. 162.
2 О результатах обеспечения охраны объектов уголовно-исполнительной системы в 2013 году и мерах по повышению её эффективности в 2014 году : обзорное письмо ФСИН России от 19.03.2014 № исх-08-11155.
контроля за деятельностью подведомственных подразделений необходимо на более высоком уровне организовывать работу по изучению и внедрению в повседневную деятельность передового опыта по обеспечению надёжности охраны учреждений УИС, качественному анализу обстановки и прогнозированию её развития1.
Современное состояние обеспечения охраны объектов УИС позволяет подразделениям охраны достаточно успешно реализовывать функцию, касающуюся осуществления изоляции осуждённых и содержащихся под стражей лиц, недопущения совершения ими побегов из-под охраны, проникновения на охраняемые объекты УИС нарушителей, перемещения запрещённых к использованию предметов, обеспечения сохранности материальных средств учреждений УИС и т. д. Результативность реализации этой функции в дальнейшем зависит от решения актуальных проблем служебной деятельности подразделений охраны.
Литература
1. Масленников Е. Е. Совершенствование организационных основ функционирования службы охраны территориального органа уголовно-исполнительной системы в условиях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1. С. 14-16.
2. О результатах обеспечения охраны объектов уголовно-исполнительной системы в 2013 году и мерах по повышению её эффективности в 2014 году : обзорное письмо ФСИН России от 19.03.2014 № исх-08-11155.
3. Оружие несмертельного действия [Электронный ресурс] // Википе-дия. Режим доступа: Ы1р://га^к1ре&а.о^/?о1&<=62463183 (дата обращения: 12.10.2014).
4. Хабаров А. В. Актуальные вопросы реформирования подразделений охраны и конвоирования в рамках мероприятий по реализации основных положений Концепции развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года // Сб. тезисов выступлений участников Международного пенитенциарного форума (Рязань, 5-6 декабря 2013 г.). Рязань: Академия ФСИН России, 2013. С. 158-164.
5. Хабаров А. В. Организация и правовые основы деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в сфере инженерно-технического обеспечения безопасности осуждённых и персонала : автореф. дис. .канд. юрид. наук. Псков, 2012.
1 Масленников Е. Е. Совершенствование организационных основ функционирования службы охраны территориального органа уголовно-исполнительной системы в условиях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1. С. 16.