Научная статья на тему 'Переход на прогрессивные способы охраны на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы. Актуальные проблемы и пути их решения'

Переход на прогрессивные способы охраны на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы. Актуальные проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2241
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / концепция развития уголовно-исполнительной системы / система охраны / инженерно-технические средства охраны / прогрессивные способы охраны. / criminal executive system / concept of development of criminal executive system / system of protection / engineering and technical means of protection / progressive methods of protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игорь Семенович Цаплин

Статья посвящена актуальным вопросам реформирования системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов и их объектов. Рассматриваются проблемы при организации охраны объектов, обосновывается необходимость внедрения прогрессивных способов охраны на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Игорь Семенович Цаплин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transition to progressive methods of protection at the present stage of development of the penal system: current problems and their solutions

The article is devoted to the topical issues of reforming the system of protection of correctional institutions and pre-trial detention centers and their facilities. The problems in the organization of protection of objects, the necessity of introduction of progressive methods of protection at the present stage of development of the penal system.

Текст научной работы на тему «Переход на прогрессивные способы охраны на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы. Актуальные проблемы и пути их решения»

УДК 343.8 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10225

ПЕРЕХОД

НА ПРОГРЕССИВНЫЕ СПОСОБЫ ОХРАНЫ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Актуальные проблемы и пути их решения

Игорь Семенович ЦАПЛИН, ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: aplin.ig@yandex.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам реформирования системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов и их объектов. Рассматриваются проблемы при организации охраны объектов, обосновывается необходимость внедрения прогрессивных способов охраны на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, концепция развития уголовно-исполнительной системы, система охраны, инженерно-технические средства охраны, прогрессивные способы охраны.

Annotation. The article is devoted to the topical issues of reforming the system of protection of correctional institutions and pre-trial detention centers and their facilities. The problems in the organization of protection of objects, the necessity of introduction of progressive methods of protection at the present stage of development of the penal system.

Keywords: criminal executive system, concept of development of criminal executive system, system of protection, engineering and technical means of protection, progressive methods of protection.

Одним из приоритетных направлений служебной деятельности ФСИН России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»1 является обеспечение надежной охраны объектов, недопущение побегов подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных из-под охраны.

Надежная система охраны подразумевает недопущение подготовки и осуществления побегов спецконтингента из учреждений уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), с мест

работы и при транспортировке под конвоем, а также массовых беспорядков, что способствует обеспечению безопасности общества в целом от преступных посягательств вышеуказанной категории лиц.

Между тем выполнение данной задачи значительно осложняют недоукомплектованность и изношенность инженерно-технических средств охраны (далее — ИТСО), моральная и физическая их усталость, отсутствие возможности их регулярного пополнения и обновления, недоукомплектованность подразделений охраны учреждений УИС личным составом, что не-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

гативно сказывается на надежности охраны объектов УИС.

Так, на 1 января 2010 г. современными интегрированными системами безопасности (далее — ИСБ) было оборудовано лишь 50,1% от общего количества охраняемых объектов. На 49,9% объектах использовались технические системы обеспечения охраны, разработанные в 60-е — 70-е годы прошлого века. Более 35% технических средств охраны выслужили по два и более срока эксплуатации, 27,9% охранных сооружений требовали капитального ремонта. Такое положение дел вызывало серьезную озабоченность у руководства ФСИН России.

Низкую способность комплексов ИТСО в части обеспечения надежности охраны, вынуждающую использовать устаревшие способы охраны с выставлением постов на периметрах объектов УИС, и необходимость модернизации системы охраны с целью создания условий для применения экономически более выгодных и целесообразных способов охраны отмечали многие ученые, в том числе Е.Е. Масленников2, С.В. Прокофьев3, С.В. Черняев4.

На 1 января 2010 г. выставлением часовых на наблюдательных вышках охранялось 87,1% объектов и только 12,9% учреждений охранялись способами оперативного дежурства и патрулирования с использованием караулов оптимальной численности.

При этом мы не можем согласиться с позицией Р.Г. Налбандяна относительно бессистемности проводимой ФСИН России работы с 2004 по 2009 г. по укреплению надежности охраны5.

В условиях роста численности осужденных к лишению свободы и заключенных под стражу, продолжающегося ухудшения криминогенного состава осужденных, высокой их побеговой активности и крайне недостаточного финансирования УИС проводимые ФСИН России организационно-практические мероприятия, связанные с выгораживанием 15-метровой полосы местности, прилегающей к внутренней запретной зоне учреждений, установкой в ней «нулевых» и «минусовых» рубежей обнаружения, увеличением плотности ИТСО во внутренней запретной зоне, установкой постов караульных собак во внешней запретной зоне, позволили создать резерв времени, необходимый сотрудникам дежурных смен и караулов для задержания нарушителей в пределах территории объекта и были, на наш взгляд, единственно правильными направлениями деятельности учреждений и органов УИС по повышению надежности изоляции

спецконтингента и недопущению побегов из-под охраны.

Охрана подавляющего большинства исправительных учреждений и следственных изоляторов осуществлялась, да и продолжает в настоящее время осуществляться, посредством выставления часовых способом наблюдения с вышек в сочетании с применением ИТСО. Такой способ охраны предусматривает применение большой численности личного состава и ИТСО, требует немалых затрат на содержание системы охраны.

Наиболее рациональным решением представляется оптимизация системы охраны для каждого конкретного объекта, поиск такого соотношения сил и средств системы охраны, при котором обеспечивалось бы ее эффективное функционирование при минимальных затратах на содержание. По сути, это перевод подразделений охраны учреждений на прогрессивные и экономичные способы несения службы, а именно, оперативное дежурство караула и выставление часовых способом патрулирования по установленной тропе6.

Согласно Инструкции по охране следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, являющейся ведомственным нормативным правовым актом, для выполнения служебных задач подразделениями охраны создается система охраны объектов, которая должна отвечать характеру и особенностям охраняемого объекта, степени его оборудования ИТСО, обстановке, иметь глубину и обеспечивать надежность охраны, наиболее эффективное и экономное их использование.

Выбор способа охраны объекта определяется, в основном, следующими факторами: состоянием ИТСО, их плотностью и соответствием нормативным требованиям, конфигурацией объекта, подготовленностью персонала охраны.

Количество постов охраны периметра зависит от протяженности, конфигурации периметра и рельефа местности в запретной зоне объекта. Просматриваемость поста на всем его протяжении — это одно из основных условий при охране объекта способом наблюдения с вышек. Любые изгибы периметра в пределах поста создают «мертвые» зоны, неконтролируемые часовыми. Перекрытие периметров объектов с учетом их конфигурации, наличия плохо просматриваемых направлений осуществляется более частым выставлением постов, что влечет увеличение объемов службы и нагрузки на личный состав. Поэтому возможность сокращения постов на периметре определяется с учетом данного фактора.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

Если при охране объекта выставлением часовых способом наблюдения с вышек обеспечивается просматриваемость периметра на всем его протяжении, то возможно сокращение постов на периметре без снижения надежности охраны. При этом существующая плотность ИТСО и их техническое состояние должны быть достаточными для задержания нарушителя на время действий часового.

Оперативным дежурством караула должны охраняться объекты, оборудованные комплексом ИТСО по первой категории, обеспечивающим выдачу достоверного сигнала о нарушении запретной зоны, своевременный выход резервной группы караула к месту нарушения и пресечение побега во внешней запретной зоне. При этом сокращаются посты на периметре объекта, непрерывно службу на постах несут часовой-оператор пульта управления техническими средствами охраны и часовой контрольно-пропускного пункта учреждения. В караульном помещении в постоянной готовности к действиям по сигналам технических средств охраны находятся резервные группы.

Реализация такого варианта возможна на объектах, оборудованных ИТСО по первой категории. Это позволит пересмотреть систему охраны объекта, с последующим ее переводом на способ оперативного дежурства караула и способ патрулирования.

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р7 (далее — Концепция УИС), предполагается создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных ИТСО, передовых технологий и подходов к безопасности учреждений УИС.

Концепцией УИС предусмотрены мероприятия по изменению системы охраны учреждений УИС и их объектов, ее модернизации и переходу на прогрессивные способы ее обеспечения, позволяющие выполнять задачи по изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с привлечением оптимальной численности персонала.

Предполагается увеличить высоту предупредительного и основного ограждений охраняемых объектов до 6 м, модернизировать контрольно-пропускные пункты для пропуска людей в учреждения, оборудовать их системами контроля и управления доступом с функцией идентификации личности.

Контрольные площадки для пропуска транспорта предусматривается переоборудовать в шлюзы и оснастить их системой видеонаблюдения, снять с периметров посты караульных собак, сократив их численность и затраты на содержание.

Весомой составляющей комплекса ИТСО объектов, имеющих отгороженные запретные зоны периметра (за исключением воспитательных колоний), должны стать защитные электрошоковые устройства, оборудование которыми предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1193 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы»8.

Система организации охраны объектов исправительных учреждений и следственных изоляторов должна учитывать как состояние ИТСО, так и предусматривать меры по обеспечению надежности их эксплуатации. ИТСО необходимо применять в строгом соответствии с их тактико-техническими данными, учитывать конкретные условия эксплуатации и требования нормативных правовых актов, не допуская снижения надежности охраны объектов исправительных учреждений и следственных изоляторов9.

Модернизация комплексов ИТСО позволит создать условия для оптимизации объемов службы и численности подразделений, обеспечивающих безопасность учреждений УИС и их объектов, изменить тактику действий при выполнении задач по охране10.

Согласно отчетным материалам ФСИН России, на 1 января 2018 г. обеспеченность учреждений УИС интегрированными системами безопасности доведена до 81,3%; обеспеченность следственных изоляторов биометрическими системами распознавания личности составила 66,8%, в учреждениях УИС в интересах охраны находилось в эксплуатации более 32,7 тыс. камер видеонаблюдения.

С 2011 по 2017 г. проведена работа по обеспечению оптимизации количества постов караульных собак, в результате которой численность караульных собак уменьшилась на 79,2% и сокращены затраты на их содержание.

Количество учреждений, охраняемых прогрессивными способами несения службы, в 2017 г. по сравнению с 2010 г. увеличилось на 72,57 % — с 93 до 339 учреждений. При этом из 339 учреждений, охраняемых прогрессивными способами несения службы, способом патрулирования ох-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

раняются 19 учреждений, оперативным дежурством караула — 194 учреждения, смешанным способом — 126 учреждений.

На базе объектов УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСИН России по Ульяновской области проведены опытные испытания систем электрошокового воздействия различных предприятий-изготовителей для определения возможности их применения в учреждениях уголовно-исполнительной системы. По результатам испытаний в настоящее время проводятся мероприятия по оснащению запретных зон периметра одного из следственных изолятора УФСИН России по г. Москва защитным электрошоковым устройством.

В дальнейшем потребуется разработка отдельной ведомственной инструкции по использованию в учреждениях УИС электрошоковых устройств, согласованной с прокуратурой Российской Федерации11.

Изучение показало, что в целях реализации Концепции УИС Федеральной службой исполнения наказаний проводится значительная работа по переводу подразделений охраны объектов УИС на прогрессивные способы несения службы.

Необходимо отметить, что результатом такой работы по модернизации системы охраны, переводу объектов на прогрессивные способы охраны стало значительное укрепление надежности охраны учреждений УИС: в 2017 г. количество побегов из-под охраны осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в сравнении с 2010 г. уменьшилось с 11 до 2 случаев.

Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время прогрессивными способами охраняется лишь 38% от общего количества охраняемых объектов, что явно недостаточно.

При этом изучение показало, что наличие нормативных и правовых актов, методических документов в целом позволяют активнее выполнять мероприятия инженерно-технического обеспечения по подготовке объектов для перехода на прогрессивные способы охраны.

Мы разделяем точку зрения Г.Н. Налбандя-на о том, что на местах нередко с нежеланием принимают управленческие решения о переводе охраны учреждений и их объектов на прогрессивные способы охраны, даже если объекты оборудованы комплексом ИТСО по первой категории12.

В заключение необходимо отметить, что на исследование и реализацию возможностей совершенствования системы охраны объектов в условиях недофинансирования УИС должны

быть направлены в настоящее время основные усилия ФСИН России. Выполнение мероприятий, определенных Концепцией УИС, по переходу на прогрессивные способы охраны объектов УИС позволит перераспределить средства с целью дальнейшего перевооружения УИС и решить главную задачу — в условиях ограниченного финансирования обеспечить надежную изоляцию осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и не допустить их побеги из-под охраны.

1 Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4109.

2 Масленников Е.Е. О некоторых актуальных проблемах обеспечения охраны учреждений уголовно-исполнительной системы / Вестник Кузбасского ин-та ФСИН. 2014. № 4. С. 43.

3 Прокофьев C.B. Перевод учреждений УИС на прогрессивные способы охраны и конвоирования в рамках реализации основных положений Концепции развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года / Уголовно-исполнительная система России: проблемы и перспективы: Матер. Междунар. науч. конф. адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов // Под общ. ред. Е.А. Тимофеевой. Самара: Самарский юрид. ин-т ФСИН России, 2015. С. 217.

4 Черняев C.B. Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС / Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф.: В 2 т. Воронеж: Науч. кн., 2013. Т. 1. С. 381.

5 Налбандян Р.Г. О некоторых организационно-правовых проблемах внедрения прогрессивных способов охраны учреждений уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2010. № 4. С. 57—60.

6 Котляр В.Н. Совершенствование системы охраны и надзора как одно из направлений реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2013. № 1. С. 7.

7 Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

8 Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 г. № 1193 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы» // СЗ РФ. 2014. № 47. Ст. 6553.

9 Барабанов Н.П., Масленников Е.Е., Акчурин A.B. Организационно-правовые основы деятельности подразделений охраны в территориальном органе уголовно-исполнительной системы / Монография. Рязань: Академия ФСИН России, 2013. С. 139.

10 Макаров Д.Г. Перспективы развития службы охраны в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 7. С. 9.

11 Налбандян Р.Г. Указ. соч. С. 60.

12 Там же. С. 57—60.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.