Научная статья на тему 'О некоторых организационно-правовых проблемах внедренияпрогрессивных способов охраны учреждений уголовно-исполнительной системы'

О некоторых организационно-правовых проблемах внедренияпрогрессивных способов охраны учреждений уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
401
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖБА ОХРАНЫ / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ И НАДЗОРА / ОХРАНЯЕМЫЙ ОБЪЕКТ / СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY UNIT / IT SECURITY ASSURANCE IN PRISONS / STRICTLY GUARDED FACILITY / SAFETY ASSURANCE SYSTEMS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Налбандян Рубен Григорьевич

в статье рассматриваются проблемы, возникающие в сфере охраны учреждений уголовно-исполнительной системы, и обосновывается необходимость внедрения прогрессивных способов охраны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Налбандян Рубен Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF IT SECURITY ASSURANCE IN PRISONS

the article deals with operating secure, safe and orderly prisons and development of IT security assurance in prisons

Текст научной работы на тему «О некоторых организационно-правовых проблемах внедренияпрогрессивных способов охраны учреждений уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.82 r.g. NALBANDYAN*

ББК 67.409.13

Н23

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF IT SECURITY ASSURANCE IN PRISONS

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, возникающие в сфере охраны учреждений уголовно-исполнительной системы, и обосновывается не-обходимостьвнедрения прогрессивных способов охраны.

Ключевые слова: служба охраны, инженерно-технические средства охраны и надзора, охраняемый объект системы безопасности.

РУБЕН

ГРИГОРЬЕВИЧ

НАЛБАНДЯН*

О НЕКОТОРЫХ ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМАХ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ СПОСОБОВ ОХРАНЫ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Annotation: the article deals with operating secure, safe and orderly prisons and development of IT security assurance in prisons.

Key words: security Unit, IT security assurance in prisons, strictly guarded facility, safety assurance systems.

Мероприятия, проводимые в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) в течение последних пяти лет, внесли определенные позитивные изменения в организацию и несение службы охраны учреждений и объектов УИС. Увеличение объемов бюджетного финансирования способствовало улучшению оборудования объектов инженерно-техническими средствами охраны и надзора (ИТСОН). В целях организации наблюдения за внутренними и внешними запретными зонами охраняемых объектов практически повсеместно в учреждениях УИС были установлены системы видеонаблюдения, значительно увеличилось количество служебных собак, применяемых для охраны объектов и осуществления надзора.

Вместе с тем существенных изменений, касающихся повышения качества несения службы подразделениями охраны, снижения служебной нагрузки на сотрудниковотделов охраны учреждений, не произошло. Наоборот, нагрузка на сотрудниковподразделений охраны возросла.

Можно назвать следующие факторы резкого увеличения служебной нагрузки на сотрудников, непосредственно несущих службу по охране объектов

- отсутствие действенного научного подхода к совершенствованию системы управления подразделениями охраны УИС;

- недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки значительного числа сотрудников отделов охраны УИС; отсутствие до 2010 г. специализации образовательных учреж-

* Оперуполномоченныйоперативного отдела ФБУ ИЗ-77/2 (УФСИН России по г. Москве).

Е-mail: nalbru@mail.ru.

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

дений ФСИН России по подготовке специалистов для подразделений охраны;

- постоянное увеличение объема задач без дополнительного обеспечения численности персонала охраны и выделения финансирования для их реализации. Практически во всех регионах страны фактическая численность младшего инспекторскогосостава отделов охраны учреждений составляет чуть больше половины от ее расчетной численности, более чем 1/3 которой составляют женщины.

Несмотря на то что «более 50 % объектов системы оснащены интегрированными системами безопасности отечественного производства»1, на местах нередко с нежеланием прини -мают управленческие решения о переводе охраны учреждений и их объектов на способ оперативного дежурства караулами. Даже если такие решения принимаются, часовые продолжают нести службу на наблюдательных вышках.

Бюджетные финансовые затраты территориальных органов УИС на ИТСОН оцениваются миллионами рублей. Только в 2009-2010 гг. запланирована централизованная поставка в учреждения 200 интегрированных систем безопасности на общую сумму около 1800 млн руб.2 Значительные бюджетные средства расходуются на содержание необоснованно возросшей численности сотрудниковкинологической службы и большое количество служебных собак. При таких масштабах расхода государственных средств закономерно возникает вопрос об эффективности их использования, так как более 80 % побегов и попыток к совершению побегов осужденныхи лиц, содержащихся под стражей, зарегистрированы на территории постоянных объектов

Практика показывает, что обеспечить надежную охрану учреждений УИС и их объектов, исключить побеги осужденных и лиц, содержащихся под стражей, путем преодоления основного ограждения, опираясь только на физическую охрану, осуществляемую сотрудниками отделов охраны учреждений, невозможно. Назрела необходимость поиска новых инновационных подходов к развитию системы охраны учреждений УИС, внесению качественных изменений в организацию службы подразделений охраны, методы осуществления профессиональной деятельности.

Актуальность инновационного развития системы охраны учреждений УИС в современных условиях определена необходимостью

- замены устаревшей в техническом и моральном плане системы управления и организации охраны объектов УИС, способов орга-

низации и несения службы по охране учреждений;

- разработки новой концепции и соответствующей ведомственной нормативной базы, обеспечивающих внедрение новой системы организации и деятельности по охране учреждений, исполняющих наказания.

Уточним, какой смысл и содержание вкладывается в понятие «концепция». Концепция (от лат. сопсерйо - понимание, система) - это система взглядов на что-либо, основная мысль3. Концепция имеет и прикладное значение, на ее основе разрабатываются программы, нормативные акты, конкретные мероприятия, связанные с проведением реформ.

Концепцию реформирования службы охраны УИС можно определить как совокупность новых взглядов и предложений, объединенных общим замыслом (целью), направленных на качественное изменение организации охраны учреждений и их объектов, с учетом новых требований, предъявляемых к ее функционированию.

Исследования вопросов правового регулирования деятельности подразделений охраны уголовно-исполнительной системы, проводимые нами, показали, что концептуальных изменений в организации охраны учреждений УИС и их объектов на протяжении 60 лет не проводилось. Определение действующей концепции организации охраны в ведомственных нормативных актах не дано, однако ее замысел понятен: создание системы охраны с использованием сил и средств подразделений охраны, способных выдать сигнал тревоги сотрудникам караула и дежурной смены на ранних стадиях преодоления осужденным или лицом, содержащимся под стражей, охранных инженерных сооруженийс целью их задержания дежурной сменой или караулом. В действующем нормативно-правовом акте по охране учреждений УИС предусматривается задержание осужденного, совершающего побег, во внешней запретной зоне (то есть после совершения преступления) и при непосредственном его преследовании.

С учетом современных требований, предъявляемых к охране учреждений УИС и их объектов, когда каждому факту побега осужденного или лица, содержащегося под стражей, придается большой общественный резонанс, необходимо разработать новую концепцию, гарантированно исключающую возможность преодоления осужденными или лицами, содержащимися под стражей, линии охраны и обеспечивающую их задержание при попытке совершения побега путем преодоления основного ограждения.

Изучение практики учреждений УИС России последних лет показало, что работа по укреплению надежности охраны объектов велась бессистемно, по пути развития, связанному с внесением в большей мере количественных, а не качественных изменений. Основные усилия подразделений охраны учреждений были направлены на наращивание инженерных и технических средств охраны во внутренней запретной зоне, создание «нулевых» и даже «минусовых» рубежей обнаружения, усиление охраны путем «кольцевания» периметров охраняемых объектов постами караульных собак, организацию патрулирования периметра охраняемых объектов с внутренней и внешней стороны запретных зон кинологом со служебной собакой.

Выбор способа охраны объекта определяется при разработке плана охраны и зависит от ряда обстоятельств, в том числе степени оборудования периметра объекта ИТСОН. Инженерные заграждения должны обеспечивать задержание нарушителя на время, необходимое часовому для поражения нарушителя в результате прицельной стрельбы и выхода резервной группы к месту нарушения.

В настоящее время, в период проведения реформ уголовно-исполнительной системы, необходимо подготовить научно обоснованную концепцию по внедрению прогрессивных способов системы охраны, разработать новую систему организации службы охраны и предложить ее для внедрения в практику деятельности подразделений охраны.

Изучение опыта зарубежных стран по организации охраны пенитенциарных учреждений, а также отечественного опыта привели к идее (как к одному из вариантов) возможности возврата использования в охране учреждений УИС электризуемых средств отталкивающего воздействия с целью предупреждения и пресечения побегов из мест лишения свободы.

Идея организации охраны учреждений и объектов УИС с использованием таких электризуемых (электрошоковых) систем, изначально предусматривающих нелетальное воздействие на лицо, совершающее побег, ненова. В истории охраны учреждений и объектов УИС нашей страны для этих целей применялась система «Кактус».

Следует заметить, что инженерно-технические системы широко используются в охране пенитенциарных учреждений в зарубежных странах. Так, в Англии тюрьмы закрытого типа насыщены электронной техникой, предназначенной для раннего оповещения о несанкциониро-

ванных действиях осужденных. В пенитенциарных учреждениях этой страны службы охраны нет, служебные собаки не применяются. Конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляется частными охранными предприятиями.

Практика деятельности пенитенциарных систем некоторых зарубежных стран свидетельствует о том, что можно обеспечить надежность охраны без использования часовых с огнестрельным оружием на вышках посредством технических средств и мощных инженерных ограждений.

В пенитенциарных учреждениях США охранные системы проектируются так, чтобы они гарантировали максимальную надежность охраны при минимальном количестве средств охраны и соответственно финансовых затрат. Вокруг учреждения оборудуются заборы высотой от 6 до 10 м в зависимости от режима содержания осужденных, которые оканчиваются козырьком из колючей проволоки с отталкивающим электрошоковым эффектом.

Организация охраны отечественныхучрежде-ний УИС с использованием электризуемых средств отталкивающего воздействия внесет существенные изменения в построение системы, повлияет на структурно-функциональное обеспечение охраны учреждений УИС, способы несения службы. Как показывает опыт пенитенциарных систем зарубежных стран, такая организация исполнения наказаний обеспечивает надежное функционирование системы охраны осужденных, исключающее возможность совершения ими побегов из мест лишения свободы.

Рассматриваемый нами вариант системы охраны учреждений и объектов, по существу, не потребует оборудования охраняемого объекта двумя запретными зонами (внешней и внутренней). Он будет предусматривать:

- одну запретную зону с предупредительным ограждением и надписью «Запретная зона. Проход запрещен»;

- ограждение, оборудованноеэлектризуемы-ми средствами отталкивающего воздействия, по которомуи будет проходить линия охраны;

- маскировочный забор высотой не менее 6 м с козырьком высотой 0,9 м из армированной скрученной колющей ленты (АСКЛ), одновременно являющейся линейной частью электризуемой (электрошоковой) системы отталкивающего (нелетального) воздействия;

- тропу наряда и тропу техника ИТСОН, с наблюдательными вышками, которые могут быть использованы при усилении охраны объектов

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

На наш взгляд, такая система охраны наполовину сократит территории, занятые запретными зонами, расходы на их оборудование и содержание. Отпадет необходимость использования в целях усиления охраны служебных собак на блок-постах, постах свободного ока-рауливания, глухой привязи и патрулирования внутренней зоны периметра объекта. Это сэкономит значительные финансовые средства, расходуемые на их содержание. Так, по состоянию на 1 января 2010 г. штатная численность вожатых караульных собак составляла более 1300 человек, среднемесячное денежное содержание одного вожатого караульных собак примерно 10 тыс. руб. Всего караульных собак было около 10 тыс., кормление одной служебной собаки обходилось в сумму около 70 руб. в день.

В результате внедрения новой системы охраны сократится численный состав караула по охране учреждений и их объектов, будут созданы объективные условия для принятия решения об охране объектов способом оперативного дежурства караулом.

Как показала практика, применение системы «Кактус» в охране учреждений УИС и их объектов имело большое предупредительное значение. Осужденные письменно уведомлялись об использовании систем электризуемых средств отталкивающего воздействия и, зная об эффективности таких систем, фактически не предпринимали попыток преодолеть охранные сооружения запретных зон, оборудованныеэлек-тризуемыми средствами.

Возможность применения при осуществлении правоохранительной деятельности в случаях, определенных законом, электризуемых средств отталкивающего воздействия (элект-рошоковых средств) рассматривается и в других ведомствах, в частности в органах внутренних дел (полиции). Так, на XVI Международном форуме «Технологии безопасности -2010» отечественные специалисты представили новый жезл сотрудника ГИБДД, оснащенный стреляющим и сигнальным картриджем. В настоящее время рассматривается вопрос об оснащении сотрудников ГИБДД жезлом-элект-рошокером, выполненным в форме дубинки.

Правовая основа использования электрошо-ковых средств полицией закреплена в проекте федерального закона «О полиции».

Дальним «родственником» электрошокеров можно считать электрический хлыст для животных, изобретенный еще в 1915 г. Все черты современного электрошокера в 1974 г. придал этому изделию Д. Кавер и оформил патент на устройство под названием «Оружие для обездвижения и задержания», подразумевающее поражение человека переменным током высокого напряжения. Особенностью подхода Д. Ка-вера к изобретенному изделию было то, что он уделял большое внимание проблеме безопасного воздействия и отсутствия необратимых травм для человека.

В настоящее время ФСИН России проводит испытания и опытную эксплуатацию одной из отечественных систем электризуемых средств отталкивающего воздействия.

По нашему мнению, до внедрения в охрану учреждений УИС электризуемых средств отталкивающего воздействия необходимо учесть следующие основные требования, предъявляемые к таким средствам:

- устойчивая работоспособность при максимально низкой и высокой температурах окружающей среды и высокой влажности (система должна пройти испытания в разных регионах страны);

- адаптация к действующей системе охраны учреждений УИС;

- характеристики таких средств должны во многом изначально, при проектировании определяться практическими потребностями, предъявляемыми специалистами подразделений охраны УИС.

Таким образом, внедрение электризуемых средств отталкивающего воздействия в систему охраны учреждений представляется возможным после проведения соответствующих испытаний на реальных объектах, в разных регионах страны в течение года. Кроме того, потребуется разработка отдельной ведомственной инструкции по их использованию в учреждениях УИС, согласованной с прокуратурой Российской Федерации.

1 О состоянииуголовно-исполнительнойсистемы РоссийскойФедерации: доклад Президента РФ Д.А. Медведева на заседании Президиума Государственногосовета 11 февраля 2009 г. Вологда, 2009.

2 См.: Там же.

3 См.: ОжеговС.И., ШведоваН.Ю. Толковыйсловарь русскогоязыка М., 2006. С. 293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.