7.9. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КИНОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Цаплин Игорь Семенович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: Ведущий научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-1. E-mail: [email protected]
Сайфуллин Ранис Рауфович, канд. с.-х. наук. Должность: научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-3. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы функционирования кинологической службы уголовно-исполнительной системы, предлагаются меры по совершенствованию организации ее деятельности в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, кинологическая служба, охрана, режим, безопасность, осужденные, лица, содержащиеся под стражей.
SOCIAL AND LEGAL ISSUES OF FUNCTIONING CANINE SERVICE IN MODERN CONDITIONS OF DEVELOPMENT THE PENAL CORRECTION SYSTEM
Tsaplin Igor Semenovich, PhD at law, associate professor. Position: Leading Research Scientist. Place of employment: Research Institute of FPS Russia. Department: SRC-1. Email: [email protected]
Sayfullin Ranis Raufovich, PhD in Agriculture. Position: researcher. Place of employment: National research Institute of the Federal penitentiary service of Russia. Department: SRC-3. E-mail: [email protected]
Annotation: The article deals with the actual problems of functioning of the canine service of the penal system, proposes measures to improve the organization of its activities in the context of reforming the penal system. Keywords: criminal-Executive system, canine service, security, regime, security, convicts, persons in custody.
Подразделениями кинологической службы уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) решаются серьезные вопросы оперативно-служебного характера. Кинологическая служба УИС, образовавшаяся в результате передачи функций охраны и конвоирования от внутренних войск МВД России в УИС, на сегодняшний день является самой крупной по численности из аналогичных служб, находящихся в распоряжении силовых министерств и ведомств Российской Федерации.
В числе основных задач подразделений кинологической службы УИС выделим такие, как:
- участие в обеспечении правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах (далее - учреждения УИС);
- обеспечение безопасности работников УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях учреждений УИС;
- участие в оперативно-разыскных мероприятиях по розыску и задержанию бежавших осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, обнаружению наркотиче-
ских средств, взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов;
- ну и, конечно же, одна из самых важных задач -обеспечение охраны учреждений УИС, конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования.
Правовая основа случаев применения служебных собак в качестве специального средства определена пунктами 1 - 3, 5 статьи 30 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Наставление по организации кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний, определяющее основы организации кинологической службы территориальных органов УИС, порядок применения служебных собак в оперативно-служебной деятельности, а также особенности их подготовки, содержания, кормления, разведения и ветеринарно-санитарного обеспечения, для выполнения оперативно-служебных задач устанавливает применение следующих категорий служебных собак: караульных, разыскных, пат-рульно-разыскных и специальных. Для воспроизводства и восстановления естественной убыли поголовья служебных собак предусмотрено использование племенных, ремонтных собак и щенков [1].
Таким образом, очевидно, что федеральным законодательством и федеральным органом исполнительной власти в лице ФСИН России урегулирован порядок применения служебных собак в оперативно-служебной деятельности УИС.
Ежесуточно для усиления охраны учреждений УИС и их объектов привлекаются свыше восьми тысяч караульных собак, с помощью которых перекрывается более 60% периметров охраняемых объектов. Служебные собаки выполняют задачи по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, используются при проведении оперативно-режимных и разыскных мероприятий, для поиска наркотических средств, взрывчатых веществ и боеприпасов.
Отметим эффективное применение служебных собак в ходе контртеррористических операций при выполнении служебно-боевых задач оперативной группой ФСИН России в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. В период проведения зимних Олимпийских и паралимпийских игр в городе Сочи была обеспечена безопасность объектов УФСИН России по Краснодарскому краю и Республике Адыгея с привлечением специалистов-кинологов УИС и специальных собак по поиску взрывчатых веществ [2].
Известно, что собаки распознают угрозы вторжения в тысячи раз лучше, чем охранники-люди. Собака как биологический датчик имеет много полезных природных преимуществ, не свойственных ни одному типу технологии. Кроме того, по мнению Астаховой Л.А. применение служебных собак является гуманным в сравнении с оружием и эффективным сдерживающим, профилактическим фактором предупреждения и пресечения правонарушений в учреждениях УИС [3]. Аналогичной позицией придерживается Масленников Е.Е., отмечающий, что служебные собаки своим видом и поведением заставляют правонарушителей отказываться от своих преступных намерений [4].
Применение специальных собак на объектах УИС позволяет значительно улучшить эффективность работы УИС по обеспечению надежности изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, режима их содержания, оказывает существенную помощь в поис-
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КИНОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ке и обнаружении запрещенных предметов и наркотических веществ, что способствует снижению уровня преступности в учреждениях УИС.
Так, по информации ФСИН России, только в период с 2015 по 2016 год в результате умелых и решительных действий специалистов кинологов со служебными собаками пресечены 2 побега из-под надзора, 8 покушений на побег из-под охраны, пресечено более 700 попыток доставки в учреждения УИС запрещенных предметов.
При этом необходимо отметить, что из 377 попыток доставки в учреждения УИС запрещенных предметов в 2016 году 150 (39,8 %) пресечены при досмотре посылок, передач и посылок и другой почтовой корреспонденции, 159 (42,1 %) - при перебросе через запретную зону, 50 (13,2 %) - при проносе через контрольно-пропускные пункты для пропуска людей, 13 (3,4 %) -при досмотре транспортных средств на контрольно-пропускных пунктах учреждений для пропуска транспорта, 5 (1,4 %) - при досмотре личных вещей прибывших в учреждения осужденных и лиц, содержащихся под стражей [5].
В учреждениях УИС служебные собаки традиционно используются для изъятия наркотических средств. Например, в 2008 году было обнаружено 2 кг наркотических средств, то в 2013 году - 9 кг, в 2015 - 10,5 кг, в 2016 - более 8,5 кг.
Проводимая Федеральной службой исполнения наказаний в последние годы работа по развитию сети циклов кинологической службы позволила увеличить их количество и численность, укрепить кадровый потенциал преподавательского состава, расширить возможности по обучению специалистов-кинологов. Изменился качественный подход к образовательному процессу на циклах кинологической службы. С 1917 года вместо профессиональной переподготовки рядового и младшего начальствующего состава кинологических подразделений организовано профессиональное обучение специалистов-кинологов с присвоением квалификации «проводник (вожатый) служебной собаки 4 разряда».
Разработана концепция разведения и выращивания собак служебных пород в учреждениях уИс, предусматривающая увеличение в 2017 году на 45 % количества племенных питомников с размещением их по территориальному принципу и устанавливающая нормативы штатной численности питомников, а также систему распределения собак, выращенных на племенных питомниках, в территориальные органы ФСИН России.
Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на положительную динамику использования сил и средств кинологической службы в решении оперативно-служебных задач, возложенных на учреждения и органы УИС, в организации деятельности подразделений кинологической службы остаются еще отдельные вопросы,, требующие принятия комплексных мер по их решению.
Служебная собака - это уникальное по своим физиологическим качествам средство усиления охраны, режима и надзора. Но таким средством собака может стать только в умелых руках специалиста. А в вопросах дрессировки, тактики применения, содержания и ухода за служебными собаками проблем остается достаточно много. Анализ служебной деятельности подразделений кинологической службы позволяет нам отметить основные из них:
Цаплин И.С. Сайфуллин Р.Р.
1) нерациональное, без учета особенностей охраняемых объектов, расположение постов караульных собак, невыполнение требований нормативных документов по их оборудованию;
2) недостаточная организация по обучению специалистов-кинологов;
3) нарушение методик дрессировки служебных собак, проведения дрессировок без использования запа-ховых данных осужденных.
4) невыполнение в ряде регионов требований по приведению штатной численности кинологических подразделений в соответствие с объемами выполняемых ими задач;
На сегодняшний день использование служебных собак, в частности караульных, в территориальных органах УИС осуществляется с отдельными отступлениями от методических рекомендаций по тактике их применения. Так, например, караульные собаки несут службу практически круглосуточно на своих постах, что в значительной степени снижает их активность в работе. Зачастую отсутствует системность в подготовке собак на учебных объектах и на местах несения службы.
Безусловно, для всего этого имеются объективные причины - это нехватка специалистов-кинологов со специальным образованием, недостаточная учебно-материальная база, большая нагрузка на специалистов службы собак в связи с переработкой рабочего времени и т.д. Конечно, невзирая ни на что, специалисты-кинологи со служебными собаками должны выполнять поставленные перед ними задачи точно и в срок. Поэтому поиск новых решений по совершенствованию правовых и организационных основ функционирования подразделений кинологической службы УИС является актуальным.
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее -Концепция УИС) предусматривается:
- системное применение современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов УИС для противодействия преступному поведению осужденных;
- оптимизация численности персонала, модернизация и оптимизация системы охраны учреждений УИС, перевод подразделений охраны на прогрессивные способы несения службы [6].
В соответствии с этим Концепция развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года (далее - Концепция охраны), разработанная и утвержденная ФСИН России в рамках реализации концептуальных положений Концепции УИС, предлагает принципиально новый подход к организации деятельности подразделений кинологической службы.
В рамках изменения системы охраны объектов УИС и перехода на прогрессивные способы ее обеспечения предполагается снятие с периметров и с контрольно-пропускных пунктов по досмотру транспортных средств и грузов постов караульных собак с сокращением их численности и расходов на содержание.
Совершебнствование кинологических подразделений предусматривает финансирование на закупку служебных собак и специального снаряжения для них, дальнейшей модернизации кинологических городков согласно требований ведомственных нормативных актов.
Предполагается проведение мероприятий по реконструкции вольеров для содержания служебных собак, созданию и реконструкции кормокухонь и складов продовольствия, оснащению их современным оборудованием для приготовления пищи и хранения продуктов, созданию условий для качественного оказания ветеринарной помощи служебным собакам.
Одной из основных целей Концепции охраны является создание в каждом охраняемом учреждении УИС, специальном подразделении по конвоированию необходимого набора объектов учебно-материальной базы, позволяющих осуществлять качественную профессиональную подготовку сотрудников. В число обязательных объектов учебно-материальной базы планируется включить класс подготовки специалистов-кинологов и кинодром. Характер и степень оборудования данных объектов учебно-материальной базы должны быть регламентированы ведомственными нормативными актами.
Создание условий для качественного несения службы предполагается осуществить также путем совершенствования обеспечения кинологических подразделений.
В целях реализации задач Концепции УИС Федеральной службой исполнения наказаний разработана и утверждена 29.11.2016 модель тактики применения и организационно-штатной структуры кинологических подразделений УИС (далее - модель), выработанная по результатам эксперимента.
В рамках эксперимента в 2016 году в 19 учреждениях УИС 11 территориальных органов ФСИН России апробирована модель, предусматривающая в организационно-штатной структуре учреждений УИС кинологическое подразделение (группу) численностью не менее 10 штатных единиц начальствующего состава. Данное подразделение способно выполнять службу в объеме 1,75 суточных поста. Моделью предусмотрена возможность увеличения объемов службы и штатной численности кинологических подразделений: например, дополнительными должностями вожатых караульных собак из расчета: 1 штатная единица - на учреждение УИС протяженностью охраняемого периметра от 1500 до 1999 погонных метров (далее - п.м.), 2 единицы -на учреждение УИС протяженностью охраняемого периметра от 2000 п.м. и более; дополнительно 1 единицей специалиста-кинолога при наличии объема службы по встречному конвоированию от 0,1 суточного п. и выше и др.
Модель предусматривает также и изменения в тактике применения сил и средств кинологической службы.
Предполагается, что внедрение в практическую деятельность учреждений УИС предложенной модели позволит повысить эффективность применения сил и средств кинологической службы в решении задач по обеспечению правопорядка и законности в учреждениях УИС, надежности охраны подведомственных объектов, профилактики побегов и поступления в учреждения УИС запрещенных предметов; снизить служебную нагрузку на специалистов-кинологов, привести ее в соответствие с нормами трудового законодательства, повысить уровень профессиональной подготовки специалистов-кинологов и натренированности служебных собак; обеспечить выполнение комплекса мероприятии, связанных с уходом за служебными собаками, их кормлением, разведением и выращиванием в условиях учреждений УИС.
В настоящее время в ФСИН России организована работа по внедрению модели в деятельность учреж-
дений УИС и осуществлению организационно-штатных мероприятий по приведению кинологических подразделений в соответствие с данной моделью.
В целях совершенствования правового регулирования деятельности кинологической службы полагаем необходимым разделить позицию Акопова Э.М. о включении в основные задачи подразделений кинологической службы и нормативном закреплении участие в оперативно-разыскных мероприятиях по обнаружению средств мобильной связи и коммуникаций либо комплектующих к ним, обеспечивающих их работу [7].
В заключении хотелось бы отметить, что кинологическая служба УИС, накопив колоссальный опыт, достигла заметных результатов в обеспечении надежности охраны объектов УИС, законности и правопорядка в учреждениях УИС. Вместе с тем возможности для их улучшения далеко не исчерпаны.
Список литературы:
1. Приказ ФСИН России от 29.04.2005 № 336 «Об утверждении Наставления по организации кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Астахова Л.А. Роль и задачи кинологической службы ФСИН России на современном этапе развития УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2014. - № 7. - С. 28-31.
3. Астахова Л.А. Кинолог - интересная и нужная профессия // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2013. - № 1. - С. 36-41.
4. Масленников Е.Е. Обеспечение правопорядка и законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы с использованием служебных собак // Вестник Кузбасского института. - 2015. - № 2. - С. 102-104.
5. Обзорное письмо ФСИН России от 03.03.2017 № исх.-08-12928 «Об итогах служебной деятельности кинологических подразделений в учреждениях и органах УИС в 2016 году и мерах по ее совершенствованию».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 25.10.2010. № 43. Ст. 5544.
7. Акопов Э.М. Взаимодействие кинологической службы с отделом режима и безопасности при проведении режимных мероприятий // Сборник трудов конференции «Уголовно-исполнительная система России: проблемы и перспективы» Самарского юридического института ФСИН России. 2016 / Самара: Юридическая наука и практика. - 2017. - С. 15-17.
8. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
9. Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1193 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы» // «Собрание законодательства Российской Федерации». 24.11.2014. № 47. Ст. 6553.
10. Кушхов Р.Х., (2017), Обстоятельства, подлежащие установлению, при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Пробелы в российском законодательстве, 3: 78-80.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КИНОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
11. Синодов И.А., Лебедев В.М. Участие органов внутренних дел в мероприятиях гражданской и территориальной обороны: статья // Закон и право. Журнал. - 2008. № 8.
12. Синодов И.А. Использование Виртуального полигона» в проведении учений Академии управления МВД России - как способ дальнейшего повышения качества учебного процесса: статья // Труды Академии управления МВД России. Журнал. - 2013. № 2 (26).
13. Синодов И.А. Княжев В.Б. Обеспечение мобилизационной готовности в Российской Федерации: статья // Труды Академии управления МВД России. Журнал. -2017. № 2 (42).
14. Синодов И.А. Вопросы совершенствования гражданской обороны в органах внутренних дел Российской Федерации: статья // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - Выпуск №7 2017 г.
15. Синодов И.А. Актуальные вопросы организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций: статья // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - Выпуск №2 2018 г.
Рецензия
на рукопись научной статьи И.С. Цаплина, Р.Р. Сайфуллина «Социально-правовые вопросы функционирования кинологической службы в современных условиях развития уголовно-исполнительной системы»
Цаплин И.С. Сайфуллин Р.Р.
Статья «Социально-правовые вопросы функционирования кинологической службы в современных условиях развития уголовно-исполнительной системы» посвящена решению серьезных проблем развития кинологической службы в период реформирования уголовно-исполнительной системы.
Статья оценивалась по следующим критериям, это точность и достоверность изложения, актуальность, новизна и прикладной характер для уголовно-исполнительной системы, а также оригинальность текста.
Проблематика, раскрытая в рецензируемой статье, актуальна и своевременна. Содержание статьи соответствует заявленной теме, тема раскрыта подробно и полностью. Статья изложена грамотным литературным языком. Стиль изложения и оформление материала соответствуют требованиям, предъявляемым к научным статьям.
Оригинальность текста, по результатам проверки в системе «Антиплагиат» составляет 80,91%, что отвечает предъявленным требованиям.
С учетом вышесказанного рекомендую статью «Социально-правовые вопросы функционирования кинологической службы в современных условиях развития уголовно-исполнительной системы» для опубликования в журнале входящем в перечень ВАК.
Старший научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор военных наук, профессор Г.И. Пещеров
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста 80,91%.