УДК 343.8 ББК 67.409.021 М31
Y.Y. MASLENNIKOV
IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL FOUNDATION OF CUSTODIAL SERVICE OF LOCAL PENAL AGENCIES IN THE LIGHT OF REALIZATION OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN
FEDERATION TILL 2020
Abstract: the article deals with the problems of management in custodial service of penal facilities and measures
on its improvement are offered.
Key words: local penal agency, improvement of the service activity, advanced experience introduction, the Concept of development of penal system of the Russian Federation till 2020.
ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ МАСЛЕННИКОВ,
соискатель кафедры управления и организации деятельности УИС (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы управления в области охраны учреждений уголовно-исполнительной системы и предлагаются меры по его совершенствованию Ключевые слова: территориальный орган УИС, совершенствование служебной деятельности, внедрение передового опыта, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года
Одним из признаков, характеризующих государство, служит наличие публичной власти. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения1. Любое общество не застраховано от проявления противоправных действий отдельных граждан. Уголовно-исполнительная система (УИС) является государственным институтом, ведающим исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом; обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда (до
изменения меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу)2. Между тем до настоящего времени масштаб УИС, ее содержательную составляющую нельзя признать адекватными состоянию преступности в стране и международным стандартам обращения с заключенными. В условиях развивающейся демократии и рыночной экономики в России до сих пор сохраняется советская исправительно-трудовая система3. Назрела необходимость преобразования и изменения уголовно-исполнительной политики в РФ.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
14 октября 2010 г. № 1772-р, наметила изменение структуры УИС, а также повышение эффективности управления с учетом ее новой структуры, среди прочих задач, которые предстоит решить для достижения поставленных целей. В рамках реализации положений Концепции разработаны ведомственные нормативные документы, носящие гриф ограниченного распространения, поскольку касаются вопроса развития охраны учреждений УИС. Ими предусмотрены реорганизация подразделений, обеспечивающих безопасность учреждений, и совершенствование системы управления и ведомственного контроля.
У стойчивое функционирование службы охраны напрямую зависит от организации взаимодействия с оперативно-режимными службами, поэтому еще в середине 90-х годов прошлого столетия предлагалось объединить службы охраны и надзора в одну службу4. В настоящее время вопрос реорганизации структурных подразделений, обеспечивающих безопасность учреждений, подразумеваетпод собой следующие мероприятия:
1) перевод подразделений охраны, режима и надзора в учреждениях и территориальных органах УИС на новую организационно-штатную структуру (2013-2020 гг.);
2) проработка вопроса и внесение предложений по передаче функций по текущему ремонту и обслуживанию интегрированных систем безопасности (ИСБ) подрядным организациям, имеющим соответствующие предложения (по мере перевода учреждений УИС на новую организационно-штатную структуру с 2013 г.);
3) внесение предложений по оптимизации численности в учреждениях и территориальных органах УИС служб, занимающихся ремонтом и обслуживанием инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН), с учетом передачи функций по текущему ремонту и обслуживанию ИСБ подрядным организациям (2013-2020 гг.).
В территориальных органах УИС для руководства создаваемыми подразделениями режима за счет реорганизации отделов организации службы охраны (ООСО), режима и надзора предстоит сформировать отделы организации службы режима, в состав которых организационно войдет кинологическая служба.
Принимая во внимание факт предстоящего переформирования и реорганизации отделов, считаем актуальным образование в структуре
ООСО группы профессиональной подготовки, в служебных обязанностях сотрудников которой закрепить кураторство вопроса организации служебной и физической подготовки и обучения сотрудниковподразделений охраны.
В целях совершенствования служебной деятельности кинологической службы ООСО целесообразно ввести в штатное расписание должность инспектора - ветеринарного врача для проведения комплексамероприятий по предупреждению, обнаружению и ликвидации инфекционных болезней среди служебных собак (проти-воэпизоотические и лечебно-профилактические мероприятия), осуществления контроля за их уходом и кормлением, а также ветеринарно-санитарного надзора за продовольствием, поступающим для нужд кинологической службы (условия хранения на складах, наличие ветеринарных сопроводительных документов на продукцию и т. д.).
Другим проблемным вопросом, который предстоит решить для повышения эффективности функционирования кинологической службы, является отсутствие централизованных поставок в территориальные органы УИС специального снаряжения (ошейники, поводки, намордники) для служебных собак, оборудования и имущества для обеспечения помещений, где производится переработка и приготовление корма (кормокухни), и кабинетов ветеринарных специалистов. Часто имеющееся снаряжение, имущество и оборудование выработали нормативные сроки эксплуатации, а их дальнейший ремонт невозможен либо экономически нецелесообразен. Недостаточно выделяется финансов для закупок служебных собак, их ветеринарного обеспечения (приобретение медикаментов, вакцин), оформления ветеринарных сопроводительных документов на перевозку служебных собак в командировки и курсы повышения квалификации специалистов-кинологов.
Концепция обозначила повышение эффективности управления УИС, использование инновационных разработок и научного потенциала одним из основных направлений развития пенитенциарной системы России, которое предполагает совершенствование ведомственного контроля, создание и использование комплексной системы непрерывного мониторинга и оценки деятельности учреждений и органов УИС. Последнее весьма актуально, поскольку, согласно данным опросов, около 10 % респондентов не удовлетворены состоянием контроля в УИС.
Вопросы совершенствования системы управления и ведомственного контроля находят отражение и в нормативных документах, регулирующих вопрос охраны учреждений УИС. Контроль за деятельностью отделов режима учреждений, отделов организации службы режима планируется осуществлять с максимальным использованием возможностей современных информационных технологий (факсимильная связь, ведомственная электронная почта).
Развитие вертикальной подотчетности является перспективным направлением совершенствования организационной деятельности подразделений охраны5. Принимая во внимание специфику функционирования службы охраны, в том числе большое количество выездов сотрудников территориального органа УИС в подразделения охраны учреждений с целью оказания практической помощи начальникам отделов в организации служебной деятельности, контроля за качеством несения службы караулами по охране учреждений и их объектов, участия в подведении итогов выполнения служебных задач, проведения учебно-методических сборов, смотров-конкурсов, состязаний, соревнований и т. д., целесообразно повысить эффективность служебных командировок.
Требуетдальнейшего совершенствования институт кураторства, повышение его значимости, когда каждый сотрудник несет персональную ответственность за определенное направление курируемой им службы или отдела учреждения, что, в свою очередь, способствует реализации организационно-управленческой функции, включая искоренение формализма и самоустранения от оказания практической и методическойпомо-щи учреждениям. Чтобы не допускать безответственности в работе кураторов, потери ими управления и контроля за деятельностью подведом-
ственных учреждений, необходимоуделять больше внимания организации работы по изучению и внедрению в повседневную деятельность передового опыта других территориальных органов УИС, качественному анализу обстановки и прогнозированию ее развития.
Обеспечение надежной изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, остается одним из приоритетных направлений деятельности ФСИН России6. Выполняющая эту функцию служба охраны обладает достаточно четкой и слаженной системой управления и динамично развивается. Много положительного было сделано в последние годы, начиная с момента приема функций охраны от внутренних войск МВД России до настоящего времени. Тем не менее организационные основы функционирования службы охраны территориального органа УИС не в полной мере отвечают современным требованиям, определенным Концепцией и другими ведомственными нормативными документами. 85,7 % респондентов считают этот вопрос актуальным. Улучшение качества профессиональной подготовки и обучения сотрудников назвали перспективным направлением повышения эффективности ее функционирования 47,6 % опрошенных. 34,7 % респондентов выступают за искоренение формализма в повседневной деятельности, 9,1 - за усиление функции контроля и организационно-методического руководства охраной, 8,6 % - за максимальное использование передового опыта в вопросах организации служебной деятельности. С учетом значимости рассматриваемого вопроса в рамках статьи предпринята попытка обозначить аспекты, нуждающиеся в дальнейшей разработке, корректировке и систематизации.
1 См.: КомаровС.А., МалькоА.В. Теория государстваи права: учеб.-метод пособие. М., 1999. С. 130.
2 См.: http://ru.wikipedia.org.
3 См.: Реймер А.А. Выступление на научно-практической конференции по вопросам реформирования уголовно-исполнигельнойсистемы 10 сентября2009 г. // Ведомостиуголовно-исполнительной системы. 2009. № 10. С. 8.
4 См.: БалахоновЮ.А. Организация охраны объектовуголовно-исполнительнойсистемы, конвоирования осужденныхи розыска бежавших: учеб. пособие. М., 1996. С. 107.
5 См.: Цаплин И. С. Правовые и организационные основы охраны исправительных учреждений Минюста России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 18.
6 См.: Реймер А.А. Выступление на расширенном заседании коллегии ФСИН России 9 февраля 2012 г. // Пресс-бюро ФСИН России. М., 2012.