УДК 343 81 Ye. Ye. MASLENNIKOV*
ББК 67.409.13 М31
CONTROL OVER PERFORMANCE OF SERVICE TASKS IN SECURITY OF PENAL INSTITUTIONS IN RUSSIA
Аннотация: в статье раскрывается понятие контроля за службой караулов и рассматриваются меры по ее совершенствованию!
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, территориальный орган УИС, контроль за службой караулов
Annotation: in the article the concept of control over guard service is studied and the measures of its development are considered.
Key words: penal system, territorial body of penal system, control over guard service.
ЕВГЕНИИ
ЕВГЕНИЕВИЧ
МАСЛЕННИКОВ*
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО ОХРАНЕ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Успешное и эффективное выполнение поставленных перед подразделениями охраны уголовно-исполнительной системы (УИС) России задач зависит и от степени организации контроля за функционированием учреждений со стороны территориального органа УИС.
Контроль является разновидностью деятельности по управлению объектами и процессами с целью проверки выполнения законов, приказов, решений и других нормативных актов.
Нормативные акты, регламентирующие вопросы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, закрепляют требования к осуществлению контроля за выполнением служебных задач по охране учреждений, к которым относятся: непрерывность, своевременное качественное и точное выполнение поставленных задач, оказание практической помощи, изучение и обобщение положительного опыта, устранение на месте выявленных недостатков и причин, их порождающих. Следует отметить, что в территориальных органах УИС в целях выполнения указанных требований разрабатывается ежемесячный график контроля за службой караулов (служебных нарядов) должностными лицами, допущенными приказом после успешной сдачи зачетов к проверке службы караулов и служебных нарядов. Эта функция возлагается на начальника отдела организации службы охраны (ООСО) во взаимодействии с заместителем начальника территориального органа УИС, курирующего службу охраны.
В первую очередь контролируются своевременность получения, доведения до исполнителей и организация исполнения нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность по охране
* Старший инспектор отдела охраны (УФСИН России по Ярославской области). E-mail: [email protected].
Управление
Управление
объектов; качество выполнения служебных задач; готовность караулов к действиям при осложнении обстановки и возникновении чрезвычайных обстоятельств; организация взаимодействия и управления. Служба караулов и служебных нарядов контролируется на различных этапах выполнения ими поставленных задач. С этой целью определен минимум норм проверок качества несения службы караулами и служебными нарядами в зависимости от того, на какой промежуток времени наряжен караул либо служебный наряд. Например, караулы и служебные наряды, наряжаемые на 24 часа, должны проверяться не менее пяти раз в сутки, тогда как наряжаемые на 12 часов - не менее трех раз, а при продолжительности несения службы до 12 часов - не менее двух раз в период несения службы караулом (служебным нарядом). Несмотря на то что нормативно определена продолжительность проверки, которая составляет не менее часа, до сих пор до конца не изжит формализм в действиях лиц, прибывающих проверять службу караулов (служебных нарядов), не в полной мере отрабатывающих вопросы проверки, перечисленные в нормативных актах. В целях совершенствования служебной деятельности и оказания практической помощи сотрудникам, проверяющим службу караулов (служебных нарядов), в территориальных органах УИС разрабатываются методические рекомендации по организации и осуществлению проверки, а также памятки с указанием требований приказов, указаний и распоряжений, регламентирующих деятельность службы охраны. Другим положительным моментом является закрепление в действующих нормативных актах и внедрение в практику территориальных органов УИС передового опыта ГУФСИН России по Ростовской области по ежесуточному назначению оперативных групп для внезапной проверки служебной деятельности учреждений, в том числе контроля за организацией и качеством несения службы караулами и дежурными сменами.
Заслуживает особого внимания опыт УФСИН России по Томской области по установке в учреждениях на рабочих местах начальников караулов и оперативных дежурных (ДПНСИ) систем видеонаблюдения с выводом изображения и звукового сопровождения на мониторы оперативного дежурного территориального органа УИС. В свою очередь, в целях усиления и совершенствования контроля за качеством несения службы караулами по охране учреждений представляется возможным вывод изобра-
жения на монитор у заместителя начальника территориального органа УИС, курирующего службу охраны, либо начальника ООСО. Кроме того, для контроля за своевременным и качественным устранением недостатков, выявленных сотрудниками службы охраны территориальных органов УИС в ходе проверок организации служебной деятельности подразделений охраны, в том числе несения службы караулами, предлагается проводить, по необходимости, сеансы видеоконференцсвязи с должностными лицами учреждений, ответственными за их устранение.
Важным аспектом в осуществлении контроля является повышение значимости института кураторства, когда каждый сотрудник территориального органа УИС несет персональную ответственность за определенное направление деятельности курируемой службы или отдела учреждения, что способствует эффективности реализации организационно-управленческой функции, включая искоренение формализма и самоустранение от оказания практической и методической помощи учреждениям.
Разумеется, в территориальных органах УИС существует практика подведения итогов выполнения служебных задач по охране учреждений и их объектов. Наиболее проблемные и насущные вопросы выносятся для рассмотрения на коллегиях и оперативных совещаниях при начальнике территориального органа УИС, по итогам проведения которых выносятся управленческие решения, направленные на повышение эффективности использования сил и средств в обеспечении надежности охраны учреждений и их объектов, осуществление качественного контроля за выполнением в учреждениях требований приказов, распоряжений и указаний Минюста и ФСИН России.
В обзорном письме ФСИН России от 31 июля 2009 г. № 10/9-557 безответственность в работе руководителей ряда территориальных органов УИС, потеря ими управления и контроля за деятельностью подведомственных учреждений, игнорирование требований нормативных правовых актов, распоряжений и указаний ФСИН России, направленных на профилактику побегов из-под охраны, указаны как основные причины, мешающие полностью исключить побеги из-под охра-ны1. Естественно, в целях усиления контроля актуальным является повышение уровня спроса с должностных лиц учреждений и кураторов в территориальных органах УИС, включая такую форму реагирования, как освобождение в установленном порядке от занимаемой должности.
Намного больше внимания следует уделять организации работы по изучению и внедрению передового опыта других территориальных органов УИС,
качественному анализу обстановки и прогнозированию ее развития, своевременному устранению выявленных недостатков.
1 См.: О состоянии надежности охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов за 7 месяцев 2009 года: обзорное письмо ФСИН России от 31 июля2009 г. № 10/9-557.
Управление