13 Особенности оборудования инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов, расположенных в особых условиях местности
14 Оборудование отдельно дислоцированных подразделений, складов (баз), отдельно стоящих административных зданий
15 Оборудование обменных пунктов и транспортных средств для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании
16 Оборудование вновь строящихся и подлежащих реорганизации учреждений уголовно-исполнительной системы. Использование систем электронного мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛО -НАСС/вР8 и систем электронного мониторинга поднадзорных лиц (СЭПЛ) в учреждениях и органах УИС
По нашему мнению, в рассматриваемом тематическом плане учебной дисциплины не учтены основные положения Концепции развития службы охраны, а именно одно из положений модернизации ИТСОН -дальнейшее внедрение интегрированных систем безопасности (ИСБ) на объектах УИС. На сегодняшний день более половины учреждений УИС оснащены различного рода компьютерными комплексами сбора и обработки информации [3]. Совершенно очевидно, что выпускникам завтрашнего дня в своей профессиональной деятельности придется столкнуться с эксплуатацией автоматизированных рабочих мест (АРМ) интегрированных систем безопасности при исполнении служебных обязанностей, а также организационными аспектами применения систем видеонаблюдения и систем контроля управления доступом (СКУД) вне зависимости от узкой специализации [4].
В результате изучения дисциплины «Инженерно-технические средства охраны и надзора» будущие выпускники должны стать уверенными пользователями автоматизированных рабочих мест интегрированных систем безопасности в части, их касающейся. Напомним, что согласно приказу Минюста России от 17 июня 2013 г. № 94 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 г. № 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы"» управление ИСБ на действующих объектах УИС осуществляется посредством следующих АРМ: АРМ оперативного дежурного, дежурного помощника начальника следственного изолятора, дежурного помощника начальника тюрьмы; АРМ начальника караула; АРМ часового-оператора ПУТСО; АРМ оператора ПУТСН (СОТ); АРМ операторов СОТ режимных зданий и помещений СИЗО и тюрем; АРМ операторов СОТ изолированных помещений со строгими условиями отбывания наказания учреждения УИС, а также у камер ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ; АРМ КПП для пропуска людей; АРМ сборного отделения; АРМ бюро пропусков; АРМ системного администратора ИСБ.
Таким образом, для узкой специализации - организация режима и надзора в УИС необходим практический опыт работы на АРМ оперативного дежурного, дежурного помощника начальника следственного изолятора, дежурного помощника начальника тюрьмы (ОД, ДПНСИ, ДГТНТ); АРМ оператора ПУТСН; для узкой специализации - организация охраны и конвоирования в УИС - на АРМ начальника караула (НК), АРМ часового-оператора ПУТСО; для узкой специализации -оперативно-розыскная деятельность в УИС - на всех вышеперечисленных АРМ [5].
В предлагаемой примерной программе предусмотрено изучение лишь одной темы, касающейся данной тематики, с общим названием - «Системы сбора и обработки информации. Статистическая отчетность состояния инженерно-технического обеспечения служебной деятельности учреждений и органов ФСИН России». Название темы подразумевает изучение целого перечня электронных устройств: концентраторы (приборы приемные контрольные охранно-пожарные); аналоговая система технических средств охраны «Ночь-12» (до сих пор довольно широко использующаяся разработка конструкторского бюро внутренних войск); компьютеризированные системы безопасности (системы, основой которых служит ЭВМ, но не имеющие интеграционных связей на программном и аппаратном уровнях); интегрированные системы безопасности. На наш взгляд, содержание данной темы охватывает слишком широкий круг электронных устройств и требует корректировки.
Следует отметить отсутствие в примерной программе темы, посвященной оборудованию учреждений УИС системами видеонаблюдения. Речь идет о требованиях, предъявляемых к техническим характеристикам видеокамер, рекомендациям по их установке на подступах к объекту, в запретной зоне, на внутренней территории объекта, использованию носимых видеорегистраторов. Нет также темы, раскрывающей требования к оборудованию учреждений УИС системами контроля и управления доступом, рекомендациям по размещению точек доступа на КПП, в запретной зоне, внутренней территории объекта (локальных участках, режим-
ных корпусах). Особое внимание следует уделить находящим все более широкое применение биометрическим системам контроля и управления доступом.
Мы считаем, что к недостаткам примерной программы можно отнести следующее:
- темы № 9-11, 13, 14 являются узконаправленными, и их изучение не будет востребовано будущими выпускниками в их служебной деятельности;
- в теме № 16 рассматриваются три довольно больших вопроса, не взаимосвязанных друг с другом, поэтому считаем, что она сильно перегружена и требует разделения.
На основании изложенного предлагается внести следующие изменения в тематический план примерной учебной программы.
1. Исключить темы № 9-11, 13,14, являющиеся узконаправленными и не представляющими практический интерес для будущих выпускников в их профессиональной деятельности.
2. Изучение ИСБ предлагается разбить на 3 темы, имеющие следующие названия:
а) «Классификация систем сбора и обработки информации. Основные виды ИСБ, поставляемых на объекты УИС, их тактико-технические характеристики». Изучение данной темы позволит курсантам проследить историю развития систем сбора и обработки информации на объектах УИС, понять их технические возможности;
б) «Оборудование объектов УИС системами видеоконтроля, системами контроля управления доступом. Конфигурирование ИСБ на объектах УИС, основные способы программной интеграции подсистем, входящих в ее состав». Данная тема необходима прежде всего потому, что при монтаже системы или ее наращивании возникают вопросы, связанные с размещением датчиков обнаружения, видеокамер, точек доступа на внутренней террито-
рии учреждения, в запретной зоне охраняемого объекта. В этой работе (составление технического задания для дальнейшего его использования подрядчиком) принимают участие как сотрудники группы ИТО связи и вооружения, так и сотрудники отделов охраны и безопасности, непосредственно эксплуатирующие ИСБ. Важное значение имеют интеграционные связи между подсистемами, входящими в ИСБ. Алгоритмы взаимодействия подсистем (задание для поставщика программного обеспечения) также требуют участия сотрудников отделов безопасности и охраны;
в) «Автоматизированные рабочие места интегрированной системы безопасности». Изучение данной темы позволит курсантам ознакомиться с возможностями управления ИСБ с различных АРМ, отработать в ходе практических занятий действия ДПНК, НК при возникновении различных ситуаций в ходе служебной деятельности.
3. Из темы № 16 предлагается исключить вопрос оборудования вновь строящихся и подлежащих реорганизации учреждений уголовно-исполнительной системы и выделить его в отдельную тему, вопрос использования систем электронного мониторинга спутниковой навигации ГЛО-НАСС и ГЛОНАСС/ОР8 перенести в тему № 15, в которой идет речь о транспортных средствах для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании. Вопрос применения систем электронного мониторинга поднадзорных лиц (СЭПЛ) в учреждениях и органах УИС предлагается выделить в отдельную тему в связи с тем, что он является достаточно объемным и сложным для усвоения.
С учетом указанных изменений тематический план примерной программы будет отражать современные тенденции, происходящие в ходе модернизации ИТСОН на объектах УИС, и выглядеть следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Авторский тематический план примерной программы
№ п/п Наименование темы
1 Сущность и содержание учебной дисциплины. Основы инженерно-технического обеспечения служебной деятельности подразделений УИС
2 Ограждения и инженерные заграждения объектов
3 Инженерные сооружения и конструкции на постах, в специальных зданиях и помещениях
4 Оборудование контрольно-пропускных пунктов
5 Назначение, состав и классификация технических средств охраны и надзора. Рубежи обнаружения на объектах охраны. Техническая эксплуатация инженерно-технических средств охраны и надзора. Планирование технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора. Обязанности должностных лиц по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора
6 Периметровые датчики обнаружения
7 Классификация систем сбора и обработки информации. Основные виды ИСБ, поставляемых на объекты УИС, их тактико-технические характеристики
8 Оборудование инженерно-техническими средствами охраны и надзора постоянных объектов исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебных исправительных учреждений. Инженерно-техническое обеспечение службы временных караулов по экстренному конвоированию осужденных, подозреваемых и обвиняемых в лечебные учреждения и охрана их в период лечения
9 Оборудование объектов УИС системами видеоконтроля, системами контроля управления доступом. Конфигурирование ИСБ на объектах УИС, основные способы программной интеграции подсистем, входящих в ее состав
10 Автоматизированные рабочие места интегрированной системы безопасности
11 Оборудование инженерно-техническими средствами охраны и надзора следственных изоляторов (тюрем)
12 Оборудование вновь строящихся и подлежащих реорганизации учреждений уголовно-исполнительной системы.
13 Оборудование обменных пунктов и транспортных средств для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании. Использование систем электронного мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/вР8 при конвоировании
14 Использование систем электронного мониторинга поднадзорных лиц (СЭПЛ) в учреждения и органах УИС
Подводя итоги, необходимо отметить следующее: примерные программы основаны на ГОС, они не идеальны, поскольку их разрабатывают люди (которые могут ошибаться, неточно представлять реальную ситуацию или недобросовестно подхо-
дить к делу) и в неизменном виде редко могут обеспечивать учебный процесс, поэтому их необходимо анализировать и дорабатывать, что, бесспорно, возможно.
Список литературы
1. Краевский В. В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары, 2001. 244 с.
2. Образцов П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы. Орел, 2004. 317 с.
3. Масленников Е. Е. Совершенствование организационных основ функционирования службы охраны территориального органа УИС в условиях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Уголовно-исправительное право. 2012. № 1. С. 14-16.
4. Шелковников А. П., Литвишков В. М. Педагогические условия применения информационно-коммуникационных технологий в системе дополнительного профессионального образования ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 110-115.
5. Быков А. В., Шипилов В. В. К вопросу о понятии оперативной техники и социальной значимости оперативно-технических мероприятий // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1. С. 160-164.
ALEXANDER MIKHAYLOVICHKISELYOV,
doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of the department of mobilization and tactical and special preparation;
SERGEY ALEKSANDROVICH DENISYEV, lecturer of the department of the organization of the mode and supervision in penal system,
(Academy of the FPS of Russia) Е-mail: [email protected].
ABOUT THE ACTUAL PROBLEMS OF STUDYING OF DISCIPLINE «ENGINEERING AND TECHNICAL MEANS OF PROTECTION AND SUPERVISION» IN THE UNIVERSITIES
OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA
Annotation: the main educational programs of higher education institutions of the FPS of Russia in the specialty 031001.65 - Law-enforcement activity include 9 disciplines of a professional cycle implementing specialization: operational-investigative activity, legal regulation and the organization of the mode, legal regulation and the organization of supervision, the organization of protection, guarding, technical means of protection and supervision, safety, educational work with convicts, the organization of activity of criminal and executive inspections.
The study of special subjects is highly integrative and interdisciplinary nature, which is determined by the specifics of the future professional activity. Accounting interdisciplinary connections opens wide possibilities for the implementation of programs related training.
Engineering and technical means of protection and supervision is one of the academic disciplines of specialization, which connects the rest of the unit, it allows students to get an idea of "engineering architecture" of penal establishments, modern electronic filling, introduces modern computerized systems for acquisition and processing of information.
The question of relevance of a problem of studying of a subject matter «Technical means of protection and supervision» in higher education institutions of the FPS of Russia is brought up for the first time in this article.. One of the conceptual directions of development of establishments of FSIN of Russia - further introduction of the integrated security systems is regarded as of paramount importance.
According to authors, future graduates have to become experienced users of various automated workplaces by means of whom control of the integrated security systems is exercised.
The analysis of the thematic plan of used approximate program of educational discipline as a result of which studying of several subjects admits inexpedient as they will not be demanded by future graduates in their office activity is carried out.
Three issues devoted to studying of the integrated security systems are introduced in the approximate program, which will allow: to track history of development of application of the integrated security systems on objects of penal system, to learn their tactical technical characteristics, to master configuration, to understand capabilities of the program integration of the subsystems entering into its structure.
Ways of improvement of the approximate working program of a subject matter technical means of protection and supervision are considered.
Key words: technical means of protection and supervision, the integrated security system, system of the security and alarm system, system of security television, control and management system of access, system of a quick conference circuit, system of loud-speaking communication, the automated workplace, approximate program of a subject matter, thematic plan.
References
1. Krajewski V. V. Metodologija pedagogiki [Methodology of pedagogy]. Cheboksary, 2001, 244 p.
2. Obraztsov P. I., Kosukhin V. M. Didaktika vysshej voennoj shkoly [Didactics higher military school]. Orel, 2004, 317 p.
3. Maslennikov E.E. Sovershenstvovanie organizacionnyh osnov funkcionirovanija sluzhby ohrany territo-rial'nogo organa UIS v uslovijah realizacii Koncepcii razvitija UIS Rossijskoj Federacii do 2020 goda [Improving the organizational framework for the security service of the territorial body of the FPS of Russia under the concept of the penal system of the Russian Federation until 2020]. Ugolovno-ispravitel'noe pravo - Penal law, 2012, no. 1, pp. 14-16.
4. Shelkovnikov A. P., Litvishkov V. M. Pedagogicheskie uslovija primenenija informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija FSIN Rossii [Pedagogical conditions of use of information and communication technologies in the system of additional vocational training of the FPS Russia]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2012, no. 4, pp.110-115.
5. Bykov A. V., Shipilov V. V. K voprosu o ponjatii operativnoj tehniki i social'noj znachimosti operativno tehnicheskih meroprijatij [On the concept of operational art and the social significance of operational and technical measures]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man : Crime and Punishment, 2013, no. 1, pp. 160-164.
УДК 159.9:343 .83 ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА КРАСИКОВА,
ББК 88.472 кандидат психологических наук,
К78 начальник кафедры психологии профессиональной деятельности
в уголовно-исполнительной системе; ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА ВЛАСОВА,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности
в уголовно-исполнительной системе (Академия ФСИН России) Е-mail: [email protected].
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН РОССИИ В ИЗМЕНЕННЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реферат: сотрудники спецподразделений ФСИН России выполняют служебные и служебно-боевые задачи в восстановлении конституционного порядка на территории вооруженных конфликтов. Успешная деятельность в экстремальной ситуации требует особых мероприятий по сохранению психологического и психического здоровья. От степени и качества профессиональной и морально-психологической подготовки сотрудников зависят психодинамические особенности, отражающие существенные аспекты их личностного роста, которые неизбежно происходят в экстремальных условиях службы в спецподразделениях ФСИН России и в разных по уровню экстремальности условиях. Исследование позволило экспериментально изучить и показать различия личностного роста в более экстремальных служебно-боевых и менее экстремальных, текущих служебных условиях службы. Исследование подтверждено примером эмпирического исследования.
Были изучены психодинамические особенности личности сотрудников спецподразделений ФСИН России, отражающие аспекты их личностного роста, которые неизбежно происходят в экстремальных условиях службы. Альтернативой личностному росту в экстремальных условиях службы рассматривалось посттравматическое стрессовое расстройство. В исследовании показаны различия личностного роста в более экстремальных (Чеченская Республика) и менее экстремальных (г. Нальчик) условиях службы. Меньшая экстремальность условий службы ведет к накопительному, постепенному личностному росту, когда развитие протекает поступательно, с формированием готовности к изменениям. Большая экстремальность ведет к обострению внутриличностного конфликта, каковой всегда присутствует у развивающейся личности в условиях меняющейся среды. Личностный рост при этом происходит в соответствии с кризисным сценарием развития. Посредством энергии внутреннего конфликта внутри личности происходит трансформация, порождающая новые качества.
Общая картина изменений психодинамики поведения сотрудников спецподразделений ФСИН России после возвращения из зоны вооруженного конфликта представляет два существенных момента:
- нарастание внутреннего конфликта между сознанием профессиональной самодостаточности и неосознаваемой острой потребностью понимания близким окружением;
- нарастание внутреннего конфликта между осознаваемой защищенностью, устроенностью и неосознаваемой социальной дезадаптацией.
Данные были эмпирически подтверждены расчетом психодинамических коэффициентов Д. В. Со-чивко по цветовым выборам теста Люшера.
Ключевые слова: сотрудники спецподразделений ФСИН России, служебно-боевые задачи, экстремальные условия, чрезвычайная ситуация, психическое здоровье, психологическое здоровье, стресс, дистресс, личностные изменения, морально-психологические качества личности.
П
пецифика служебной деятельности со- сти сотрудников, но и к их личностным качествам,
трудников спецподразделений ФСИН Рос- эмоционально-волевой устойчивости, характеру по-
сии в последнее время предъявляет высокие требо- ведения, особенностям реагирования в экстремаль-
вания не только к профессиональной подготовленно- ных ситуациях. В условиях резкого обострения опе-
ративной обстановки в учреждениях УИС им приходится сталкиваться с враждебным отношением, неуправляемым поведением, открытым противоборством и проявлением агрессии со стороны осужденных, а иногда нападением и захватом заложников исправительных учреждений.
Сотрудники спецподразделений ФСИН России выполняют не только служебные, но и служебно-боевые задачи в восстановлении конституционного порядка на территории вооруженных конфликтов. Отметим, что обстоятельства в стране и мире складываются таким образом, что командировки в зоны вооруженных конфликтов еще некоторое время будут неизбежны.
Сама специфика служебной деятельности сотрудников ФСИН России априори содержит факторы угрозы безопасности. И. Н. Смирнова и А. В. Щербаков провели социологическое исследование с сотрудниками УИС, выделив три основные угрозы безопасности: 1) связанная с посягательствами преступного характера на жизнь и здоровье сотрудников УИС; 2) связанная с социально-экономической и социально-правовой незащищенностью (недостаточная оплата труда, сверхнормативная работа, не всегда удовлетворительная подготовка кадров); 3) подразумевающая возможность профессиональной деформации [1]. Все три угрозы безопасности взаимосвязаны и требуют мер, направленных на укрепление и восстановление морально-психологического состояния сотрудников УИС. В связи с этим все более актуальной становится проблема сохранения и восстановления психического и психологического здоровья сотрудников спецподразделений ФСИН России до, во время и после выполнения служебно-боевых задач в горячих точках как находящихся в наиболее напряженных условиях труда.
Необходимо дать определение психического и психологического здоровья, чтобы четко обозначить цель и направление деятельности психологов УИС, осуществляющих подготовку, сопровождение и содействие в восстановлении сотрудников отделов специального назначения ФСИН России.
Психическое здоровье - психические свойства, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Сюда относят соответствие формируемых у человека субъективных образов объективной реальности, адекватность в восприятии себя, способность концентрировать внимание на предмете, способность к удержанию информации в памяти, критичность мышления, то есть ментальная, эмоциональная, поведенческая сферы должны соответствовать объективной реальности, а базовые психические процессы (память, внимание, восприятие и др.) быть способны-
ми гибко подстраиваться под меняющуюся действительность. Противоположность психическому здоровью - психические отклонения, психические расстройства и психические заболевания.
Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, моти-вационной, познавательной и волевой сферам, а также к проявлению человеческого духа. Основные критерии психологического здоровья: адекватное восприятие окружающей среды, осознанное совершение поступков, активность, работоспособность, целеустремленность, способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план, ориентация на саморазвитие, целостность личности. Противоположность психологическому здоровью - неэффективность социальной адаптации (неуспешность), нереализованность, снижение качества жизни, хроническое чувство неудовлетворенности.
Мы видим, что перечисленная совокупность критериев психологического здоровья более субъективна, нежели психического.
Научная категория «психологическое здоровье» была введена и наиболее детально разработана И. В. Дубровиной. Она дает определение психологического здоровья как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих внутреннюю и внешнюю гармонию, а также возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности [2, с. 17-21].
Психическое здоровье более открыто для инструментального исследования, психодиагностики, психологическое же здоровье требует определенных личностных качеств, которые сложно диагностировать и которые, в свою очередь, могут проявиться только в условиях повышенной напряженности (экстремальности).
По мнению А. М. Столяренко, наиболее выражено и ярко человек обнаруживает себя как личность только в экстремальных ситуациях, особенно опасных для жизни. При этом проявляются главные особенности его мотивации, морали и иных доминирующих качеств. У подготовленных и личностно здоровых сотрудников это проявляется:
- в полной самоотдаче и решительности в достижении главных жизненных целей и защите лич-ностно значимых ценностей;