НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
к. к. боикоб k. к. boykov
преподаватель кафедры служебно-боевой и тактико-специальной подготовки ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, майор внутренней службы
Актуальные проблемы организационного и технического обеспечения системы охраны в учреждениях и органах УИС
Topical issues of organizational and technical support of security systems in institutions and bodies of FPS
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы состояния инженерных охранных сооружений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, использования электризуемых противопобеговых заграждений, возможности применения в современных условиях систем нелетальных электрошоковых воздействий.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, инженерные охранные сооружения, система нелетального электрошокового воздействия.
Abstract. In this article the author considers some issues of condition of engineering security constructions in establishments and bodies of a penal system as well as the opportunities of utilization of systems of not-lethal electro-shock influence in the current conditions.
Key words: federal penitentiary system, engineering security constructions, system of not lethal electroshock influence.
Анализ статистики побегов из-под охраны и покушений на побег осужденных и лиц, содержащихся под стражей [1], позволяет сделать вывод, что значительное количество побегов и попыток побегов совершается путем преодоления запретной зоны объектов УИС. При этом высокая степень оснащенности инженерно-техническими средствами охраны и надзора (ИТСОН) в соответствии с Наставлением по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы [2] не обеспечивает гарантированного задержания нарушителей сотрудниками охраны учреждений в пределах запретной зоны. Так, например, в 2014 году из шести побегов осужденных три совершены с объектов охраны, оборудованных комплексом ИТСОН по второй категории.
Низкая способность комплексов ИТСОН к обеспечению надежности охраны явилась определяющим фактором для закрепления одной из задач Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [3] (далее также Концепция) -модернизации и оптимизации системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов. Достижение данной задачи предполагается за счет создания системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также формирования единой технической политики в области их оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора. Повышение эффективности
научно-методическое обеспечение
комплекса ИТСОН должно стать определяющим условием для перевода подразделений охраны пенитенциарных учреждений на прогрессивные способы несения службы, позволяющие выполнять задачи по изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с привлечением оптимальной численности персонала, что также является одним из направлений развития УИС, закрепленных в Концепции.
Одним из основных сдерживающих факторов повышения категорийности оборудования объектов, внедрения прогрессивных способов охраны и усиления ее надежности является состояние инженерных охранных сооружений, особенно противопобеговых заграждений. В первую очередь это обстоятельство обусловлено высокой стоимостью работ по капитальному ремонту и реконструкции охранного комплекса. В настоящее время в силу недостаточной укомплектованности учреждений УИС современными техническими средствами охраны и контроля, а также прогрессирующего старения инженерных сооружений особенно остро стоит вопрос инженерно-технического переоснащения. Недостаточная плотность инженерных заграждений и их состояние, а также высокая побеговая активность осужденных вынуждает постоянно совершенствовать систему охраны, изыскивать наиболее эффективные инженерно-технические средства для обеспечения надежной изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
В связи с вышеизложенным, а также с проводимой широкомасштабной оптимизацией численности сотрудников УИС, затронувшей в том числе и подразделения охраны, в настоящее время широко обсуждаются вопросы возможности возврата к применению электризуемых заграждений как одного из направлений технического совершенствования охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов. Внутренними войсками МВД СССР и Российской Федерации на объектах исправительно-трудовых учреждений активно использовались электризуемые заграждения типа «Кактус». Основанием для оборудования исправительно-трудовых учреждений системой «Кактус» явились приказы МВД СССР 1973 и 1974 годов, которыми этот тип заграждения и инструкция по его применению были введены в опытную эксплуатацию на объектах охраны. Других нормативных правовых актов,
регламентирующих применение аппаратуры данного типа на объектах охраны УИС МВД России, не было. Учитывая, что вышеуказанные приказы устанавливали только опытную эксплуатацию и временное применение системы, ГУИН МВД России выпустил распоряжение от 12.09.1996 № 18/6-331 «О правомочности применения противопобеговой технической системы „Кактус" на объектах УИС», в котором предлагалось:
- станционную аппаратуру системы законсервировать;
- линейную часть использовать в качестве дополнительного противопобегового заграждения.
Результаты исследования практики применения электризуемых заграждений позволили, например И. С. Цаплину, прийти к заключению об их высокой эффективности [4].
Электризуемые заграждения являются активными инженерными заграждениями, предназначенными для предотвращения несанкционированного прохода нарушителя через запретную зону периметра охраняемого объекта. В зависимости от выполняемых функций и физиологического воздействия на человека они делятся на две группы: поражающие и отталкивающие.
Поражающие заграждения применяются для безусловного воспрещения проникновения нарушителей на территорию (с территории) охраняемого объекта вплоть до их уничтожения. Однако применение таких средств противоречит основной цели Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года - гуманизации условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Отталкивающие электризуемые заграждения применяются для задержания в полосе охраны объектов нарушителей, не вооруженных защитными средствами, и для затруднения преодоления этой полосы нарушителями, имеющими защитные средства. Такие средства играют особую роль в связи с гуманизацией УИС, так как имеют наименьшую вероятность травмирования и летального поражения.
Одним из инновационных направлений в области оборудования запретных зон охран-но-защитными системами является использование нового поколения систем нелетального
электрошокового воздействия (СНЭВ), например разработанной отечественным производителем ООО «Группа Компаний „СНЭВ"».
В отличие от электризуемого заграждения «Кактус» принцип действия СНЭВ основан на безопасном, но крайне неприятном и болезненном для человека воздействии высоковольтными импульсами электрической энергии с амплитудным значением до 45 кВ путем перезарядки емкости тела нарушителя. Характер воздействия электризуемых элементов системы обладает отталкивающим свойством, основанным на естественной рефлекторной реакции живого организма. Фактор внезапности и специфичность воздействия СНЭВ могут вызвать у нарушителя судорожные сокращения мышц, ожоги кожных покровов, привести к временным функциональным нарушениям системы дыхания и расстройствам нервной системы, вызвать изменения в эмоциональном состоянии, вплоть до психологического шока. Но вместе с тем СНЭВ не наносит чрезмерно тяжелых ранений и не является источником неоправданного риска. Воздействие СНЭВ создает физическое препятствие нарушителю, вынуждая его отказаться от попыток преодоления запретной зоны либо значительно увеличивая время на их осуществление. Образуя новый или дополняя уже существующие рубежи охраны, СНЭВ усиливает техническую составляющую, чем повышает функциональность комплекса ИТСОН в системе охраны, преобразовывая его охранные функции в охранно-защитные, обеспечивая тем самым более выгодные условия для действий силам охраны.
Важную роль в эффективности применения СНЭВ играет ее технико-экономическая оценка. Затраты на капитальный ремонт или реконструкцию имеющихся комплексов ИТСОН на действующих объектах УИС несопоставимо выше стоимости возведения СНЭВ. При этом затраты на совершенствование существующих инженерно-технических комплексов систем охраны объектов путем оборудования СНЭВ незначительны в сравнении с существенным ростом показателей их эффективности.
Для исследования возможностей СНЭВ, выработки основных направлений и тактических основ ее применения, а также подготовки предложений для внесения корректив в соответствующие нормативные правовые документы
в период с 2006 года по настоящее время оборудование системы прошло ряд технических испытаний и опытную эксплуатацию в структурах МВД и ФСИН России. В ходе испытаний и опытной эксплуатации исследовалось соответствие основ применения охранно-защитной инженерно-технической системы СНЭВ действующему законодательству Российской Федерации, контролировались работоспособность системы, устойчивость ее элементов к погодным изменениям в различных климатических условиях, амплитудные значения напряжения на электризуемых элементах различных конфигураций, возможности совместной работы СНЭВ с техническими средствами охраны, основанными на различных принципах действия, управление системой в автоматическом и ручном режимах, а также работоспособность системы в специфических условиях, характерных для некоторых особенностей деятельности различных ведомств. По результатам испытаний СНЭВ получены положительные заключения.
Подтвержденная экономическими расчетами и практическими испытаниями эффективность применения СНЭВ не явилась решающим стимулом для повсеместного ее внедрения. Несмотря на то что Концепцией развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрена модернизация инженерно-технического оснащения охраняемых объектов, ни в ней, ни в утвержденных Минюстом России в 2013 году изменениях в Наставление по оборудованию ИТСОН объектов УИС [5] ничего не говорится о применении электризуемых проти-вопобеговых заграждений.
Данное обстоятельство, по мнению автора статьи, связано с нерешенными до настоящего времени вопросами, препятствующими практическому внедрению СНЭВ в учреждениях УИС.
Во-первых, в действующем законодательстве отсутствуют правовые нормы, определяющие порядок применения на объектах охраны УИС противопобеговых электризуемых заграждений. Производителем был проведен анализ действующего законодательства с целью нормативно-правового обоснования применения СНЭВ: «Согласно положениям ГОСТ Р 50940-96 „Устройства электрошоковые. Технические условия" по своей сущности, принципам применения и характеру
научно-методическое обеспечение
воздействия СНЭВ является охранно-за-щитной инженерно-технической системой и не относится ни к средствам вооружения, ни к специальным средствам (закон Российской Федерации от 13.12.1996 № 150-ФЗ „Об оружии"; изменение ГОСТ Р 50940-96 от 01.09.2008 № 3, утв. приказом Росстандарта от 02.07.2008 № 133-ст; постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 № 77 „О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 № 433", изменение 1.5, позиция 53). Применение электрошоковых устройств (ЭШУ), к которым согласно действующему в России законодательству относится СНЭВ, допускается со следующими ограничениями:
- исключительно отечественного производства;
- соответствующих требованиям специально предназначенных для ЭШУ государственных и ведомственных стандартов Российской Федерации;
- прошедших специальные медицинские исследования и имеющих заключения по результатам биофизических испытаний по воздействию на живые организмы в соответствующих, специально предназначенных для этого медицинских учреждениях» [5].
Указанным условиям соответствует СНЭВ на основе устройства базового элемента системы - защитного электрошокового устройства (ЗЭШУ) «ОХРА-О», разработанная ООО «Группа компаний „СНЭВ"». Применение СНЭВ направлено против злоумышленников, нарушителей и социально опасных лиц, действия которых выходят за рамки действующего законодательства, создают угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью людей, безопасности важных государственных и других социально значимых, критически важных и потенциально опасных объектов, работе органов управления, специальной техники и транспортных средств, могут привести к неоправданным жертвам и потерям, экологическим катастрофам, другим тяжким последствиям. Согласно положениям ГОСТ Р 50940-96 и оценке правомерности использования ЗЭШУ «ОХРА-О» в охране объектов Правовым департаментом МВД России применение СНЭВ в экстремальных ситуациях не противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Производитель указывает,
что «законодательство Российской Федерации, устанавливая случаи избирательности применения законов, регулирующих деятельность силовых правоохранительных ведомств и органов исполнительной власти (закон Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», ст. 14; федеральный закон от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», абзац первый ст. 25, подпункты «г», «е», «ж», «з» части первой ст. 27), тем не менее определяет обстоятельства, при которых такой избирательности быть не может ввиду возможности при ее применении и наступления более тяжких последствий» [6].
В то же время аналогичной правовой оценки применения СНЭВ для охраны учреждений УИС не сформулировано, что позволило, например Хабарову А.В., сделать вывод о важности и своевременности исследования многочисленных правовых, организационных вопросов повышения эффективности деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в сфере инженерно-технического обеспечения [7].
Во-вторых, эксплуатация СНЭВ кроме использования по назначению подразумевает и весь комплекс мероприятий ее технического обслуживания. Сотрудники, обслуживающие СНЭВ, в соответствии с приложением № 1 к Межотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденным постановлением Минтруда России от 05.01.2001 № 3 и Приказом Минэнерго России от 27.01.2000 № 163, должны иметь IV группу допуска по электробезопасности, что потребует переобучения персонала. Кроме того, ощутимо возрастет нагрузка на сотрудников, эксплуатирующих СНЭВ, в связи со значительной трудоемкостью обслуживания линейной части системы. Высокая трудоемкость обслуживания обусловлена необходимостью периодической очистки полосы местности, прилегающей к системе, зимой от снега, а летом от растительности, полотна системы - от посторонних предметов. Непрерывная работа системы сопряжена c повышенной опасностью поражения электрическим током сотрудников охранно-режимных подразделений, имеющих доступ в запретную зону учреждения.
В-третьих, применение СНЭВ во всех без исключения учреждениях УИС не будет экономически и технически оправданно. Правильность выбора учреждений для оборудования электрошоковыми заграждениями будет зависеть от учета факторов, объединенных одним понятием особенности. Это и климатические условия региона, и условия местности, где расположен объект (геодезические, социальные и т. д.), и условия содержания осужденных, и степень оборудования инженерно-техническими средствами. Решающим условием для возможности использования СНЭВ будет являться конфигурация запретной зоны конкретных учреждений, так как для соблюдения действующих правовых норм применение СНЭВ возможно только после пересечения нарушителем «линии охраны», кроме того, перед электрошоковыми системами должны быть размещены устройства для оповещения и предупреждения нарушителя о его противоправных действиях и возможном физическом (электрическом) воздействии. Так, например, в учреждениях с недостаточной шириной запретной зоны, а также расположенных в местностях с обильным выпадением осадков линейную часть СНЭВ целесообразно выполнять в виде противопобеговых козырьков.
В заключение необходимо отметить, что применение систем нелетального электрошокового воздействия как активного инженерно-технического средства охраны высокоэффективно. В первую очередь эффективность СНЭВ обусловлена психологическим воздействием на спецконтингент. Эта система практически непреодолима без использования подручных средств, а также в одиночку, а необходимость использования нарушителем подручных средств увеличивает время преодоления других инженерных заграждений, расположенных перед системой, что обеспечивает дополнительное время на выдвижение резервных групп к месту нарушения. Следовательно, необходимо активизировать решение проблемных вопросов, препятствующих применению СНЭВ для охраны учреждений УИС. Дальнейшую работу по внедрению указанной системы в деятельность охраны учреждений УИС целесообразно проводить по следующим направлениям:
- определение видов и перечня учреждений УИС, в которых возможно применение систем нелетального электрошокового воздействия;
- изучение юридических аспектов применения СНЭВ и закрепление перечня оборудования и порядка его применения для охраны учреждений УИС на законодательном уровне;
- подготовка технических заданий для разработки и опытного производства СНЭВ в различных конфигурациях, обеспечивающих эффективную их работу в различных климатических и геофизических условиях;
- разработка организационно-практических мероприятий по безопасным условиям службы персонала УИС, использующего в своей деятельности СНЭВ. ^
1. Об объявлении решения коллегии Федеральной службы исполнения наказаний «О мерах по предотвращению побегов из учреждений уголовно-исполнительной системы» : приказ ФСИН России от 14.11.2014 № 630. Документ опубликован не был.
2. Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 04.09.2006 № 279. Документ опубликован не был.
3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р. (ред. от 31.05.2012) // СЗ РФ. 25.10.2010. № 43, ст. 5544.
4. Цаплин И. С. Правовые и организационные основы охраны исправительных учреждений Минюста России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
5. Нормативно-правовое обоснование применения СНЭВ // Системы защиты СНЭВ : [сайт]. URL: http://www.snev.ru/ index.php?option=com_con tent&view=article&id=77&Itemid=147 (дата обращения: 09.11.2015).
6. О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» : приказ Минюста России от 17.06.2013 № 94. Документ опубликован не был.
7. Хабаров А. В. Организация и правовые основы деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в сфере инженерно-технического обеспечения безопасности осужденных и персонала : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Псков, 2012.