Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании общественных отношений в сфере противодействия формированию этнических анклавов'

К вопросу о правовом регулировании общественных отношений в сфере противодействия формированию этнических анклавов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
этнический анклав / миграция / иностранные граждане / деликтность / правовое регулирование / общественные отношения в сфере миграции / противодействие / запреты / ограничения / ethnic enclave / migration / foreign citizens / tort / legal regulation / public relations in the field of migration / opposition / prohibitions / restrictions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Е.В., Кобзарь-Фролова М.Н., Сморчкова Л.Н.

статья посвящена актуальной проблеме совершенствования правового регулирования в сфере противодействия формированию этнических анклавов. Проблема обострилась в связи с ростом количества этнических анклавов и назревающей потенциальной угрозой общественному порядку и национальной безопасности на территории их образования, обусловленной повышением уровня деликтности среди жителей анклавов. Авторский коллектив, анализируя возникшую проблему, предлагает пути совершенствования и повышения эффективности действующего в Российской Федерации законодательства по нескольким направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Виноградова Е.В., Кобзарь-Фролова М.Н., Сморчкова Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of legal regulation public relations in the sphere of counteraction formation of ethnic enclaves

the article is devoted to the current problem of improving legal regulation in the field of countering the formation of ethnic enclaves. The problem has become aggravated due to the growing number of ethnic enclaves and the looming potential threat to public order and national security in the territory of their formation, due to an increase in the level of delinquency among residents of the enclaves. The team of authors, analyzing the problem that has arisen, suggests ways to improve and increase the effectiveness of the legislation in force in the Russian Federation in several areas.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании общественных отношений в сфере противодействия формированию этнических анклавов»

• ПРАВОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА •

Е.В. Виноградова,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права Российской академии наук

М.Н. Кобзарь-Фролова,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора административного права и административного процесса Института государства и права Российской академии наук

Л.Н. Сморчкова,

доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса Института государства и права Российской академии наук

E. V. Vinogradova,

Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of the Sector of Constitutional Law and Constitutional Justice of the Institute of State and Law ofRussian Academy of Sciences

M.N. Kobzar-Frolova,

Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of the Sector of Administrative Law and Administrative Procedure of the Institute of State and Law ofRussian Academy of Sciences

L.N. Smorchkova,

Doctor of Law, Associate Professor,

Leading Researcher

of the Sector of Administrative Law

and Administrative Process

of the Institute of State and Law

ofRussian Academy of Sciences

adminlaw@igpran.ru

DOI: 10.24412/1608-8794-2024-1-161-174

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКИХ АНКЛАВОВ

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме совершенствования правового регулирования в сфере противодействия формированию этнических анклавов. Проблема обострилась в связи с ростом количества этнических анклавов и назревающей потенциальной угрозой общественному порядку и национальной безопасности на территории их образования, обусловленной повышением уровня деликтности среди жителей анклавов. Авторский коллектив, анализируя возникшую проблему, предлагает пути совершенствования и повышения эффективности действующего в Российской Федерации законодательства по нескольким направлениям.

Ключевые слова: этнический анклав, миграция, иностранные граждане, де-ликтность, правовое регулирование, общественные отношения в сфере миграции, противодействие, запреты, ограничения.

с 00 ■е- а

ID -о

13 о

(D о

3 Й

0 0

1 п

с I

с 2

п 1

2 I

о 0 о

п

и Q>

0 S о

п

Н о

21

ф

о о

н з

а ф

с н

2 т КО

л О

Ш (D пн

о и п &

161

iagm 1 je S

обН

■SS?0

О у) ч

о » За

w л О

Ш § 3

^ Ш

I'

о п

Ш

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION PUBLIC RELATIONS IN THE SPHERE OF COUNTERACTION FORMATION OF ETHNIC ENCLAVES

Abstract: the article is devoted to the current problem of improving legal regulation in the field of countering the formation of ethnic enclaves. The problem has become aggravated due to the growing number of ethnic enclaves and the looming potential threat to public order and national security in the territory of their formation, due to an increase in the level of delinquency among residents of the enclaves. The team of authors, analyzing the problem that has arisen, suggests ways to improve and increase the effectiveness of the legislation in force in the Russian Federation in several areas.

Keywords: ethnic enclave, migration, foreign citizens, tort, legal regulation, public relations in the field of migration, opposition, prohibitions, restrictions.

Изменения, происходящие в современном мире, созда-„о ют реальность, в которой возникают новые отношения, что обусловливает необходимость формирования их правового регулирования. Долгое время территории с компактным проживанием лиц, покинув-№ ших по тем или иным причинам страну, гражданами которой они яв-§ лялись, оставались вне правового поля. Считалось, что эти переме-§ щения временные, и для лиц, проживающих на территории другой 2 страны, наиболее применим статус беженцев или вынужденных пе-^ реселенцев. Однако со временем наличие таких территорий - анкла-— вов - создало много проблем.

§ Анклав - это территория, которая окружена территорией другого 25 государства и не имеет выхода к морю или океану. Правовое содержа-§ ние анклавов может варьироваться в зависимости от того, является ли ^ эта территория частью какого-либо государства или нет. В некоторых случаях анклав может быть признан международным правом как часть

00

о территории другого государства. Например, если анклав находится ^ на территории, которая контролируется другим государством, то он С может быть признан его территорией. Если анклав находится на территории, которая не контролируется никаким государством, то он может рассматриваться как независимая территория.

Важно отметить, что правовой статус анклава может меняться СЧ со временем. В некоторых случаях он может стать частью другого ® государства или потерять свой статус. Поэтому очень важно следить ^ за изменениями в законодательстве и международных договорах, связанных с анклавными территориями. Как примеры международных договоров, определяющих правовой статус анклава, можно привести:

■ Парижский договор 1947 г. (о статусе Западного Берлина);

162

■ Московский договор 1990 г. (о прекращении существования СССР и создании СНГ);

■ Будапештский меморандум 1994 г. (об условиях предоставления независимости Украине, Молдове и Беларуси);

■ Декларация о принципах международного права 1970 г. (принцип территориальной целостности государств).

Анклавами являются Ватикан (город-государство, расположенное внутри Рима, Италия), Косово (территория Сербии, которая была объявлена независимой после войны в 1999 г., но по-прежнему окружена территорией Албании и частично признана Сербией), Тайвань (независимое государство, которое контролирует только небольшую территорию вокруг острова Тайвань) и др. Все они относятся к образованиям, вокруг которых с той или иной периодичностью возникают межгосударственные споры и конфликты. ^

Анклавы могут формироваться на основе религиозных призна- о ков. Например, в Индии анклав мусульман-шиитов, проживающих о в городе Суратгарх. 1 0

В некоторых странах Западной Европы также есть признанные 3 § этнические анклавы: в Бельгии - Валлония,

щественно франкоязычными валлонцами, и Брюссель, который является ^ * столицей страны и населен главным образом фламандцами. Термин § .3 «этнический анклав» используется для описания территории, которая 1 населена определенным народом или группой людей, но при этом ^ £ находится за пределами их естественной среды обитания. Это может | I происходить по разным причинам, таким как политические конфликты, | Л миграция населения или исторические события [1]. » ц

Необходимо решать социальные вопросы, в частности трудоу- | £ стойства, медицинского обслуживания, образования. Требуется адап- § 2 тация переселенцев к культуре, традициям, праву «новой родины». £ £ Не последнюю роль в комплексе возникающих проблем стали играть § |

5 (О

вопросы правонарушении, а часто и преступного поведения «гостей». § |

Во всем мире в странах, где появились «этнические анклавы», возникает необходимость правового регулирования отношений с лицами, 163 покинувшими страну своего бывшего проживания. Считается, что ^^^ впервые термин «этнический анклав» был применен в ответ на публи- Ь 1 ® кацию А. Портеса и Л. Дженсона в 1980 г. Авторы дали определение £>?| третьего рынка труда как совокупности малых предприятий кубинских 5 Ц 5 иммигрантов, которые образуют экономику анклава [2, с. 329]. | ^ В научной литературе под этническим анклавом обычно по- 1 -0' нимается место компактного проживания этнически однородного 5 населения с созданием характерной культурной и экономической

среды, образующей сплоченные устойчивые национальные группы, что оказывает серьезное влияние на принимающие территории государства пребывания [3, с. 236]. Этнический анклав можно рассматривать как признанную на основании закона компактно проживающую на определенной территории общность иностранных граждан и лиц без гражданства, характеризующуюся внутренней сплоченностью, основанной на общей национальной, этнической, культурной, языковой, религиозной принадлежности [4].

Этнические анклавы возникают в силу экономических, социальных, этнокультурных причин. Возникновению анклавов способствует перемещение этнических общностей между странами и территориями, вызванное стремлением к объединению одного этноса на территории чужой страны. При этом очень часто существует проблема в виде желания мигрантов сохранить привычный жизненный уклад страны „о своего происхождения. Иногда происходит принудительное территориальное сосредоточение представителей определенной этнической группы, что создает риски сегрегации и дискриминации. № Поток через принимающую страну временных трудовых мигран-§ тов усиливает сложности регулирования отношений в этой сфере. § Большое значение имеет отсутствие программ интеграции мигран-2 тов в принимающей стране либо их недостаточная эффективность ^ [3, с. 236].

— В связи с этим весьма важным видится решение проблем уста-§ новления и закрепления внутригосударственных механизмов и под-5 ходов к правоотношениям в сфере трудовой миграции иностранных § граждан и лиц без гражданства. Формирование юридической базы ^ для регулирования этих отношений предопределяет научный интерес к проблематике. Теоретические подходы к созданию приемлемых

99

о условий для цивилизованного сосуществования «гостей» и граждан ^ страны детерминируют глубокий анализ понятий, терминов, форматов С этих отношений.

Понятие «этнический анклав» вошло в российский юридический 164 оборот в постперестроечный период после отделения от СССР независимых республик и образования самостоятельных государств, когда СЧ граждане в условиях безработицы, порождающей неблагополучие на® селения, были вынуждены отправляться в другие страны, в частности ^ в Российскую Федерацию, для поиска заработка.

Этнический анклав - место массового проживания (местонахождения) иностранных граждан. Самостоятельная организация быта и условий взаимодействия в соответствии с национальными традициями и обычаями создает потенциальную угрозу общественному

порядку, а в некоторых случаях и национальной безопасности страны, на территории которой образован анклав.

Несмотря на то, что де-факто вид отношений с участием иностранных граждан - членов анклава, в том числе этнического, сложился и оказывает порой негативное влияние на существующий правопорядок, де-юре понятие «этнический анклав» в российском законодательстве не закреплено. В официальных документах концептуального и стратегического характера [5, 6, 7, 8], а также в программных и плановых документах, направленных на их реализацию, не могли не найти отражение вопросы обеспечения безопасности регионов, где преимущественно образуются места скопления иностранных граждан - членов этнических анклавов. На территории Российской Федерации этнические анклавы формируются как этнические кварталы мигрантского типа. Это преимущественно крупные мегаполисы ^ (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Ставрополь, | Нижний Новгород, Пермь [9]) либо отдельные сельские поселения, где ¡ о образуются анклавы поселкового типа [10] (не следует отождествлять Ц о с российскими национальными деревнями и этнопарками, создание 3 g которых приветствуется). ¡ g

В силу того, что формирование этнических анклавов вопрос q р не столько общенационального, сколько регионального значения, пра- § .3 вовое регулирование отношений во многом осуществляется на уровне р g законодательства субъектов РФ, а также на муниципальном уровне. р g И.В. Ирхин отмечает, что в документах регионального уровня нет | g описания средств реализации и решения проблем, связанных с угрозой | ^ возникновения этнических анклавов. Проведенный анализ позволил q q сформировать мнение о том, что региональные акты о противодей- | g ствии этническим анклавам используют абстрактные, неконкретные и х формулировки без разработки и закрепления соответствующего ме- g g ханизма [11, с. 50-52; 12, с. 8-11]. Ц ¡

Исследование вопросов образования этнических анклавов поз- g | волило выявить группу проблем [13, с. 111; 14, с. 44-49; 15, с. 39; 16, с. 83-91], связанных с потенциальными угрозами общественному 165 порядку и национальной безопасности: ^ ^

■ изменение этнокультурного состава (этнической структуры) b i b населения на территориях с высокой степенью доминирования пред- ? g g ставителей этноса и риск снижения прироста местного населения Ц р Ц в условиях прироста числа мигрантов, поселяющихся и/или прожи- | ^ вающих в анклаве; g

■ возникновение проблем с трудоустройством для лиц из числа § местного населения вследствие возникающей разницы стоимости ра-

бочей силы мигранта и местного жителя, пусть даже с более высокой квалификацией;

■ высокая концентрация нелегальных трудовых мигрантов на территории, что способствует образованию нелегального автономного этнического бизнеса;

■ рост преступности с участием мигрантов, вызванной марги-нальностью их поведения на территории пребывания, в том числе высокие риски возникновения этнических преступных группировок в местах, где традиционно используется труд мигрантов (рынки, торговые центры, предприятия сферы услуг, строительная отрасль и т.д.).

■ рост латентности преступности с участием мигрантов на территории их пребывания;

■ формирующееся негативное отношение местных жителей „о к мигрантам вообще и иностранным гражданам - членам этнических го анклавов в частности, в том числе в связи с увеличением нагрузки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на социальную сферу, включая образование и здравоохранение; а ■ общий рост социальной напряженности из-за конфликтов § на бытовой почве, вызванных, с одной стороны, ксенофобией часа сти местных жителей, а с другой - поведением мигрантов, которые 2 не уважают общепринятые на территории пребывания социальные ^ нормы и правопорядок;

— ■ повышенные риски дестабилизации в области межнациональ-§ ных и межконфессиональных отношений в государстве в целом.

Проблемы, связанные с формированием этнических анклавов, приобретают все большую актуальность в связи с увеличением количества прибывающих мигрантов. Имеются статистические данные, согласно которым только за первое полугодие 2022 г. в Российской о Федерации миграционными службами зарегистрировано более 9,6 млн ^ иностранных граждан, включая лиц без гражданства, что на 32,6 % С больше, чем за аналогичный период 2021 г., когда это число составило менее 6,5 млн человек. В первом полугодии 2023 г. зафиксирован рост 166 количества приглашений иностранных граждан и лиц без гражданства и выдачи им виз, а также случаев оформления разрешений на работу (V иностранным гражданам и оформления патентов иностранным граж-® данам и лицам без гражданства [17].

^ Председатель Следственного комитета РФ А. И. Бастрыкин в ходе XI Петербургского международного юридического форума отметил, что вместе с увеличением количества мигрантов в стране растет число преступлений, которые они совершают. Если в 2021 г. число тяжких преступлений, совершенных мигрантами, составило 11 тыс.,

I

С

то в 2022 г. их уже зарегистрировано более 15 тыс., из них только убийств на 18 % больше [18].

В то же время оценка степени угрозы функционирования этнических анклавов на территории Российской Федерации и проблем создания комплекса мер противодействия их формированию в общественном дискурсе не имеет однозначных подходов. В обществе нередки высказывания о том, что вопрос миграции в Россию излишне политизируется, а российское законодательство в данной сфере комплексно отвечает запросам безопасности и не нуждается в усилении [19].

Наиболее взвешенным представляется мнение о том, что этнические анклавы как социально-экономический феномен являются неотъемлемой частью современной российской действительности. Необходимо признать, что любые девиантные проявления мигрантов ^ из общины (анклава) (или всей общности) способны создать угрозу о общественному порядку и национальной безопасности. На наш о взгляд, процедуры административно-правового (а в отдельных случаях 1 о и уголовного) воздействия и пределы применения мер юридического § § и специального (силового) воздействия обязательно должны иметь :§ § законодательное закрепление. ц *

Потребность в особенном правовом регулировании данного типа § 3 миграционных отношений также вызвана высокой степенью закры- 1* -I тости этнических групп, компактно проживающих на территории * £ страны пребывания. Данный фактор существенно осложняет работу § I правоохранительных органов по контролю за жителями анклавов | Л [20, с. 198]. Попытки взять под контроль жизнь анклава посредством ц Ц взаимодействия с активом анклава, его неформальными лидерами, | £ как правило не приносят ощутимого эффекта. Важно отметить, ^ 2 что эти меры в определенной степени способствуют профилактике £ £ правонарушений. § 1

О) (О

В связи с этим проблему контроля над этническими анклавами § | нужно рассматривать не только с точки зрения противодействия их формированию, но и с позиции усиления контроля за миграцион-

167

ными потоками в Россию. ь 2 ^

В настоящее время наиболее действенными правовыми средства- Ь Ь ® ми борьбы с рассматриваемым явлением следует признать уголовно- ? 1 £ правовые средства, направленные именно на контроль миграционных 5 * § потоков. Действующее российское уголовное законодательство § ^ § предлагает такой способ защиты, как криминализация ряда деяний, сопровождающих и/или способствующих незаконному перемещению § в Российскую Федерацию и пребыванию на ее территории иностран-

ных граждан (лиц без гражданства). Данные противоправные деяния входят в группу преступлений против порядка управления (гл. 32 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)) и закреплены в ст. 322, 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ.

К противоправным деяниям, в наибольшей степени способствующим легализации пребывания иностранных граждан в местах их этнического скопления, относятся деяния, предусмотренные ст. 322.2 УК РФ «Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации», а также ст. 322.3 УК РФ «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации». „о В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 г. № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, а связанных с незаконной миграцией» [21] дано официальное разъяс-§ нение сути деяний (преступлений), предусмотренных ст. 322.2 и 322.3 § УК РФ. Они могут совершаться только с прямым умыслом, а субъекта-2 ми преступления могут быть как сотрудник органа регистрационного ^ (миграционного) учета, осуществивший регистрацию (постановку — на учет) гражданина РФ, иностранного гражданина или лица без § гражданства, так и собственники или наниматели соответствующего § жилого помещения, уполномоченные ими лица, руководитель или иной § уполномоченный работник (член) организации, в которой иностранный ^ гражданин или лицо без гражданства в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ о деятельность, либо иные лица, действующие от их имени. ^ При рассмотрении дел о преступлениях, ответственность за С которые установлена ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, судам необходимо руководствоваться определениями понятий места жительства и места 168 пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иными положениями, содержащимися в Законе РФ от 25 июня 1993 г. (V № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвину жения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской ^ Федерации» [22], а также в Федеральном законе от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [23].

Административное законодательство также направлено на установление запретов и введение мер ответственности за нарушение пра-

вил миграционного учета, а также в связи с деликтностью лиц - жителей этнических анклавов [24]. В гл. 18 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) «Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации» содержится порядка 20 различных составов административных правонарушений, связанных с формированием и функционированием этнических анклавов.

Прямого запрета, как и прямых мер ответственности уголовного или административного характера за формирование (создание) мест массового проживания (скопления) иностранных граждан (этнических анклавов) и проживание в них, в российском законодательстве не имеется. ^

На наш взгляд, неверно будет признать целесообразной идею ока- | зания прямого (непосредственного) правового воздействия (в целях о противодействия образованию этнических анклавов) путем принятия § о специального федерального закона, который будет предусматривать 3 § введение прямых запретов или ограничительных мер. Такой подход :§ § непременно вступит в конфликт с конституционными принципами, з * гарантиями общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, § .3 включая принципы равноправия независимо от пола, расы, нацио- ^ § нальности, языка, происхождения, имущественного и должностного ^ £ положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, при- § § надлежности к общественным объединениям и иных обстоятельств | Л (ст. 19 Конституции РФ), а также принципами свободного пере- « <!> движения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27), свободы | £ вероисповедания (ст. 28) и прочими. 5 2

а ^

Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав £ £

и свобод людей (ст. 45), в том числе проживающих внутри и в непо- § |

средственной близости с этническими анклавами. Права и свободы § | человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом

в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституци- 169

онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов ^^^

других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства Р 1 Р

(ч. 3 ст. 55). §|§

По своему субъектному составу проживающие в этническом ан- 5 Ц 5

клаве лица могут иметь разный правовой статус. В самом общем виде § ^ §

это могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, законно § -0'

пребывающие на территории Российской Федерации (получившие § вид на жительство, временно проживающие, трудовые мигранты

и т.д.); иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно пребывающие на территории Российской Федерации (незаконные мигранты); беженцы и переселенцы; лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, но этнически относящие себя к доминирующему населению анклава и поддерживающие локальные правила проживания в анклаве в нарушение законодательства РФ, а также лица, прибывшие на территорию нашего государства и получившие российское гражданство.

В отношении каждой категории должен быть разработан и принят специальный комплекс правовых мер, применение которых позволило бы не допустить формирование новых этнических анклавов, а также способствовало бы нейтрализации проблем в существующих. Например, даже в отношении лиц, получивших гражданство РФ, но не владеющих русским языком и/или не знающих историю России „о и основы законодательства РФ, возможно прекращение гражданства го и депортация с территории РФ. Таким путем можно «прорядить» существующие этнические анклавы, особенно лиц, составляющих а его актив (неформальных лидеров).

§ Исходя из понимания этнических анклавов как мест массового § проживания (скопления) иностранных граждан, целей и задач право-2 вой политики в отношении формирования в Российской Федерации ^ этнических анклавов, а также действующих правовых средств защиты — от негативных факторов, возникающих в результате формирования § этнических анклавов, представляется, что правовое регулирование 25 в данной сфере общественных отношений нуждается не в кардиналь-§ ных изменениях, а в совершенствовании.

На основании изложенного видится преимущество косвенного (опосредованного) правового воздействия на общественные ото ношения в сфере миграции в целях противодействия образованию ^ этнических анклавов. Такое воздействие необходимо осуществлять С комплексно по нескольким направлениям. Прежде всего в части совершенствования нормативно-правового регулирования и управления 170 в сфере миграции. ^ Действенными мерами являются депортация - принудительная вы-(V сылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской ® Федерации в случае отсутствия, утраты или прекращения законных ^ оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в стране, реадмиссия, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица

без гражданства, предусмотренное ст. 3.10 КоАП РФ. Основания для применения каждой из вышеуказанных мер могут быть законодательно расширены именно в целях противодействия формированию мест массового проживания (скопления) иностранных граждан.

Интерес вызывает предложение ученых-генетиков об использовании в целях противодействия незаконной миграции современных научных достижений, например, введение обязательной геномной регистрации для иностранных граждан, в отношении которых существует запрет въезда в Российскую Федерацию, чтобы они не могли его осуществить путем получения ими новых удостоверяющих личность национальных документов с измененными персональными данными [25, с. 215].

Колоссальное значение для предотвращения разрастания этнических анклавов, которые могут представлять угрозу национальной ^ безопасности и общественному порядку, имеет не только усиление уго- .§_ 0 ловной ответственности, но и обеспечение неотвратимости наказания о виновных лиц за деяния, признанные противоправными, независимо 1 о от их гражданства и места пребывания (жительства). § 3

В сфере административно-правового регулирования и установле- £ I ния мер ответственности возможно расширение перечня составов так ц' * называемых миграционных правонарушений в целях противодействия § 3 формированию в Российской Федерации мест массового проживания 1* -I (скопления) иностранных граждан. * £

В отношении всех категорий лиц, законно проживающих в эт- § I нических анклавах, должна более активно применяться такая форма | Л профилактического воздействия, как правовое просвещение и право- ц ц вое информирование. Целесообразными видятся такие меры, как про- | £ филактические беседы и объявление официального предостережения ^ 2 (предостережения) о недопустимости действий, в условиях которых £ £ совершаются правонарушения и преступления, либо предостереже- § |

§ (О

ния о недопустимости продолжения антиобщественного поведения. § |

В целях предупреждения формирования новых этнических анклавов и нейтрализации возможных угроз в уже сложившихся необходимо 171 проводить комплекс мер организационного характера, направленных

г ~ ~ Г Ь Г1

на обеспечение социальной и культурной адаптации и интеграции 1 Ь и

мигрантов, использование механизмов влияния на формирование ^ I £

и изменение рынков труда. Некоторые из них также могут потребовать 5 * §

правового закрепления либо совершенствования уже действующего § ^ §

законодательства. 1 -0'

В качестве подобных мер возможно предложить ограничение § трудовых квот (квот на рабочие патенты) по региональному и отрас-

левому принципам. Например, создавать единые центры распределения (локации) мигрантов, уполномоченные осуществлять выдачу направлений на работу в конкретные муниципальные образования согласно запросам (потребностям) в данной рабочей силе в той или иной хозяйственной отрасли с учетом состояния экономики региона, привлечение в которую проживающих на данной территории граждан РФ по объективным причинам невозможно или затруднительно. В перспективе возможно разработать интегрированный информационный ресурс (в информационно-коммуникационных сетях), предоставляющий сведения о вакансиях для мигрантов и предлагаемых вариантах жилья [26, с. 53-54].

Следует отметить, что в Российской Федерации сложилась и действует система нормативных правовых актов, закрепляющих комплекс мер административно-правового и уголовно-правового характера, способствующих противодействию формированию этнических ан-^ клавов. Рост деликтности в этнических анклавах свидетельствует о необходимости повышения действенности контроля за миграцион-^ ными потоками в страну, совершенствования действующего законо-§ дательства и эффективности его норм во всех сферах общественных ^ отношений, связанных с образованием и функционированием этни-с; ческих анклавов.

^ Полагаем, что нецелесообразно вводить прямой (непосредствен-^ ный) правовой запрет на образование этнических анклавов путем ¡» принятия специального нормативного правового акта (федерального закона) и прямых мер ограничительного характера, поскольку данный подход вступает в определенное противоречие с положениями

|

Конституции РФ. Конституционные гарантии права каждого гражданина

оа на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а такса же на работу предопределяют преимущество косвенного (опосредо-^ ванного) правового воздействия на общественные отношения в сфере миграции в целях противодействия формированию мест массового 172 проживания (скопления) иностранных граждан (этнических анклавов), — которое необходимо осуществлять комплексно по ряду обозначенных ^ выше направлений (сфер).

¡^ Список литературы:

1. Виноградова, Е. В. Концепция национального суверенитета в формате автономий и анклавов / Е.В. Виноградова // Образование и право. - 2023. - № 9. - С. 16-20.

2. Мельникова, А.С. Изучение факторов формирования национальных анклавов в условиях мегаполисов / А.С. Мельникова // Сборник статей

VIII Уральского демографического форума. - 2017. - Т. II. - С. 329-333.

- ШЬ: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/55735/1/8udf2_065.pdf (дата обращения: 01.10.2023).

3. Виноградова, Е.В. Конституционное право на труд в аспекте проблем трудовой миграции / Е.В. Виноградова // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 8. - С. 236-238.

4. Кобзарь-Фролова, М.Н. Этнический анклав: юридические проблемы новой угрозы национальной безопасности / М. Н. Кобзарь-Фролова, А.А. Гришковец, Л.Н. Сморчкова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». - 2023. - № 11.

- С. 147-158.

5. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг. : указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 (в ред. от 12 мая 2023 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О Стратегии государственной национальной политики Российской О § Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. |0§ № 1666. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». О §

7. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Рос- о сийской Федерации до 2025 года : указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. §8^ № 344. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». | §

8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : § | указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. - Доступ из справ.-правовой § § системы «КонсультантПлюс». О §

9. Внутри России появились «страны-паразиты»: обозначены тревожные | § точки на карте. - ШЬ: 1^://ШШШШ1.ги/а^ес4аР&ВтАМ90 (дата § § обращения: 10.10.2023). |

10. В России появился первый национальный анклав. - и^Ь: 8 О https://rg.ru/2018/05/30/v-rossii-poiavilsia-pervyj-nacionalnyj-anklav. I 3 Мш^сЫ=1п|0раг^29689323 (дата обращения: 10.10.2023). О |

11. Ирхин, И.В. Проблемы методологии правового регулирования во- | § просов предупреждения формирования национально-этнических анклавов £ § в Российской Федерации / И.В. Ирхин // Конституционное и муниципальное § | право. - 2020. - № 8. - С. 48-53. § |

12. Емелин, С.М. Мигранты в России: современное положение и перспективные пути развития / С.М. Емелин // Миграционное право. - 2023. 173

- № 1. - С. 8 -11.

13. Гришковец, А.А. Административно-правовое регулирование в миграционной сфере / А. А. Гришковец // Вестник ВИПК МВД России. - 2022. о -1

§£

О ^ §

о у) ^

Р I Р

- № 2. - С. 109-115.

ч § о

14. Кобзарь-Фролова, М. Н. Миграционные процессы в России в услови- | ях действия ограничений covid-19 / М. Н. Кобзарь-Фролова // Правовые и ор- 5 .0 § ганизационные проблемы обеспечения миграционных процессов : сб. матер. § " междунар. науч.-практ. конф. (Домодедово, 10 июня 2021 г.). - Домодедово : $ ВИПК МВД России, 2021. - С. 44-49.

15. Гришковец, А. А. Некоторые проблемы в сфере миграции и возможные пути их решения (административно-правовые аспекты) / А. А. Гришковец // Правовые и организационные проблемы обеспечения миграционных процессов : сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. (Домодедово, 10 июня 2021 г.). - Домодедово : ВИПК МВД России, 2021. - С. 33-39.

16. Кобзарь-Фролова, М. Н. Об отдельных проблемах миграции граждан Украины в Россию / М. Н. Кобзарь-Фролова // Противодействие незаконной миграции в Российской Федерации и за рубежом : сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. (Домодедово, 9 июня 2022 г.). - Домодедово : ВИПК МВД России, 2022. - С. 83-91.

17. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-июнь 2023 года. - URL: https:// xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/40034115/ (дата обращения: 10.10.2023).

18. Бастрыкин, А. И. Доклад на XI Петербургском международном юридическом форуме / А.И. Бастрыкин // Московский комсомолец. - 2023.

„О - 11 мая. - URL: https://www.mk.ru/politics/2023/05/11/bastrykin-zayavil-ob-¡^ atakuyushhikh-tyly-rossii-migrantakh.html (дата обращения: 10.10.2023). § 19. «Этнические анклавы» или «активное население»? Бастрыкин вспом-

* нил про мигрантов//Национальная служба новостей. -2022. - 13 янв. -URL: ^ https://nsn.fm/society/etnicheskie-anklavy-ili-aktivnoe-naselenie-bastrykin-§ vspomnil-pro-migrantov (дата обращения: 10.10.2023).

® 20. Курманалиев, Н.Ж. Анализ формирования замкнутых этниче-

ских и религиозных анклавов, создающих предпосылки для совершения ^ преступлений экстремистской направленности / Н. Ж. Курманалиев //

Академическая мысль. - 2022. - № 4. - С. 195-201. « 21. О судебной практике по делам о незаконном пересечении

I— Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией : постановление Пленума Верховного Суда РФ

0 С

1

от 9 июля 2020 г. № 18. - URL: https://vsrf.ru/documents/own/29122/?ysclid=l npstfws4a346186685 (дата обращения: 10.10.2023).

22. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, S выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации : ® закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I // Рос. газ. - 1993. - 10 авг. С; 23. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации : федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ // 174 Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 30, ст. 3285. - 24. Кобзарь-Фролова, М.Н. Теоретико-правовые и прикладные проблемы налоговой деликтологии : дис. ... д-ра. юрид. наук / М.Н. Кобзарь-^ Фролова. - Люберцы, 2011. - 486 с.

{у 25. Кудин, О.В. Административно-правовые режимы в сфере мигра-

ции / О.В. Кудин // Вестник экономической безопасности. - 2021. - № 4. ^ - С. 211-217.

26. Ирхин, И.В. Национально-этнические анклавы в современном мире: природа, инструменты регуляции (публично-правовой аспект). Часть 2 / И.В. Ирхин // Lex Russica. - 2021. - Т. 74, № 12 (181). - С. 44-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.