Долматов Вадим Евгеньевич
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров,
старший лейтенант внутренней службы, Академия ФСИН России e-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию основных направлений деятельности по противодействию нелегальной миграции в Российской Федерации. Автором обозначена актуальность и значимость рассматриваемой темы. Проанализированы ключевые тенденции в развитии и совершенствование комплекса организационно-правовых мер, направленных на противодействие и предупреждение нелегальной миграции. Обозначены актуальные проблемы, которые могут снизить эффективность активных действий соответствующих органов по противодействию незаконной миграции в России. В заключении отмечено, что по-прежнему существует необходимость кодификации миграционного законодательства, а также создания Миграционного кодекса РФ. Предполагается, что значимую роль в этом сыграет практика использования, уже находящегося на стадии разработки модельного Миграционного кодекса СНГ. Ключевые слова: нелегальная миграция, противодействие незаконной миграции, миграционный кодекс, регистрационный учет мигрантов, иностранный гражданин.
Dolmatov Vadim Evgenyevich
Associate Faculty of the Training of Scientific and Pedagogical Personnel, Senior Lieutenant of the Internal Service, Academy of Law and Management
e-mail: [email protected]
THE MAIN ACTIVITIES ON COUNTERACTION OF ILLEGAL MIGRATION
IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. This article is devoted to a research of the main activities on counteraction of illegal migration in the Russian Federation. The author has designated relevance and the importance of the considered subject. Key tendencies in development and improvement of a complex of the organizational and legal measures directed to counteraction and prevention of illegal migration are analyzed. Current problems, which can reduce efficiency of active actions of appropriate authorities for counteraction of illegal migration in Russia, are designated. In the conclusion, it is noted that there is still a need of codification of the migration legislation and also creations of the Migration code of the Russian Federation. It is supposed that the significant role in it will be played by practice of use of the model Migration code of the CIS, which is already at a stage of development.
Keywords: illegal migration, counteraction of illegal migration, migration code, registration accounting of migrants, foreign citizen.
Нелегальная миграция на современном этапе является одним из наиболее серьезных вызовов, как в национальном, так и международном масштабе, а противодействие этому феномену стало одним из ключевых направлений работы миграционных органов, и этому есть целый спектр причин. Так, в недостаточной степени урегулированный правовой статус, прежде всего, наносит ущерб самим мигрантам, приводя, в результате, к минимизации взаимодействия оных с государственными структурами, и, соответственно к стимулированию развития так называемого теневого рынка труда. Кроме того, нелегальные мигранты менее общительны с населением, что часто приводит к возникновению «нащ
анклавов, внутри которых часто встречаются криминальные, в том числе экстремистские проявления» [1], и, как следствие - проявление ксенофобии среди населения, обострение межэтнических противоречий между самими россиянами. Бесспорно, необходимость разработки мер по противодействию нелегальной миграции в России также обусловлена еще и тем, что это явление связано с такими опасными проявлениями противоправной деятельности, как терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков, рабство и торговля людьми и т.п., развитие теневой экономики, рост этнической, интернациональной и трансграничной преступности, организованных форм этих явлений [4, с. 93-94]. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. (ст. 10)7 проблема нелегальной миграции отмечена как она из императивных.
Наша страна занимает третьем место в мире после США и Германии по численности мигрантов, и невзирая на стагнирующие показатели (показатель снизился на 26% по сравнению с началом 2017 г.), в частности в отношении нелегальной миграции (по данным МВД, число нелегальных мигрантов снизилось в РФ с 2,6 млн. чел. до 2,4 млн. чел. в 2017 г.), все еще остается ряд вопросов, требующих решение в рамках совершенствования миграционной политики РФ.
Российской Федерации активно разрабатывается и обновляется целый спектр организационно-правовых мер, направленных на противодействие и предупреждение нелегальной миграции. Так, современное миграционное законодательство включает в себя более 240 нормативно-правовых актов. Его активное формирование началось с 90-х гг. прошлого века, - тогда акцент преимущественно делался на регулировании потока вынужденных беженцев и переселенцев. Сегодня же законодатель в большей степени концентрируется на вопросах трудовой иммиграции и совершенствования статуса мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность, возвращения в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, а также противодействия незаконной миграции и обеспечения государственной безопасности посредством создания действенной системы миграционного контроля и учета.
7 Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) "О Стратегии национальной Российской Федерации до 2020 года" // СПС Консультант Плюс
2017 Т.2 №2 Legal Bulletin
Так, в целях борьбы с нелегальной миграцией и предупреждением преступлений мигрантов-иностранцев в УК РФ была введены составы преступлений, предусмотренные ст. 322.1 «Организация незаконной преступности», ст. 322.3 «Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации» и ст. 322.3 «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации».
Одним из важнейших событий текущего года стало внесение в ГД РФ проекта о введении уголовной ответственности за посредничество в незаконном получении документов, необходимых для въезда, пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ. За это предлагается наказывать или штрафом в размере до 200 тыс. руб., или принудительными работами на срок до трех лет, или лишением свободы на аналогичный срок. Данная нормативная новая актуальна, в частности, в связи с тем, что в последнее время набирают популярность компании, которые под видом оказания консультационных услуг в сфере миграции за плату предоставляют мигрантам полученные в обход законодательства необходимые для въезда, пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в России или их транзитного проезда через территорию страны. Авторы законопроекта уточнили, что нынешнее законодательство существенно затрудняет привлечение к уголовной ответственности лиц, не являющихся непосредственными организаторами незаконной миграции, однако, при этом, осуществляющих посредничество в незаконном получении необходимых нелегальным мигрантам документов. В целом законопроект направлен на совершенствование правоприменительной практики в сфере миграционных правонарушений.
Касаемо административной ответственности, наказание за нарушение государственной границы РФ и режима пребывания иностранных граждан или
2017 Т.2 №2 Legal Bulletin
лиц без гражданства на территории страны предусмотрено ст. 18 КоАП РФ. В конце 2017 г. были внесены изменения в ч. 3 ст. 18.9 «Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» КоАП РФ. Так, новыми поправками закон ужесточил административную ответственность за нарушение установленного порядка оформления документов на право пребывания и проживания иностранцев в РФ и увеличил размер административных штрафов за предоставление жилья, транспортных средств и услуг иностранным гражданам, которые находятся на территории страны с нарушением установленного порядка или которые нарушают правила транзита через территорию РФ. В частности, закон ужесточил штрафы за предоставление жилья нелегальным мигрантам и штрафы за предоставление транспорта нелегалам. Таким образом, в 2017 г. административные штрафы за помощь нелегальным мигрантам составила: от 2 тыс. до 5 тыс. руб. - штраф на физическое лицо; от 35 тыс. до 50 тыс. руб.- штраф на должностное лицо; от 400 тыс. до 500 тыс. руб. - штраф на юридическое лицо.
Как отмечает председатель Президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов Владимир Винницкий, периодическое ужесточение миграционного законодательства в РФ оправдано, о чем свидетельствуют и статистические данные. Так, доля нелегальных мигрантов от их общего числа в 2015-2016 гг. составляла от 33 до 36%, а в 2017 г. показатели снизились до 23-25%. За прошлый год сотрудники полиции выявили порядка 1,7 млн. административных правонарушений в сфере миграции, а суды вынесли свыше 93 тыс. решений об административном выдворении, при этом, в каждом втором случае - в принудительном порядке (ст. 3.10 КоАП). В рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»8 полицейские в прошлом году задержали около 2,8 тыс. иностранных граждан, преимущественно из стран СНГ, за участие в этнических конфликтах.
Стоит также отметить, что МВД РФ готовит оптимизированный проект Концепции государственной миграционной политики РФ взамен действующей
8 Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия" // Собрание законодательства Российской Федерации, N 19, 07.05.2012, ст.2339
2017 Т.2 №2 Legal Bulletin
сейчас Концепции на период до 2025 года9. Разработка нового документа связана, в большинстве своем, с необходимость актуализации целей концепции и уточнения ее основополагающих принципов. Так, в перечень ключевых принципов миграционной политики планируют включить защиту национальных интересов и обеспечение безопасности РФ, защиту интересов граждан России, поддержание межнационального и межрелигиозного мира и согласия в обществе. А проблему социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов планируется решать посредством подготовки соответствующего федерального закона, проект которого был разработан ФАДН России еще в мае 2017 г. во исполнение поручения Президента РФ10. Проектом предусматриваются внедрение в отечественное законодательство понятий «социальной и культурной адаптации» и «интеграции» иностранцев, определение перечня мер, направленных на это. Также документом устанавливается возможность участия некоммерческих организаций в социальной и культурной адаптации и интеграции иностранцев. Такие учреждения смогут создавать специальные центры адаптации и интеграции и проводить для иностранцев домиграционную подготовку (например, обучать языку).
Значительная роль в разработке мер по противодействию нелегальной миграции принадлежит институту упрощения получения гражданства для некоторых категорий иностранных граждан. Так, планируется упростить процедуру для лиц, окончивших с отличием российские ВУЗы, и отменить экзамен по русскому языку для желающих получить гражданство РФ выходцев из Украины и Белоруссии. Одновременно с этим, как отмечает заместитель начальника управления по вопросам гражданства Главного управления по вопросам миграции МВД России Ольга Сокольцова в отношении уже существующего упрощенного порядка для высококвалифицированных специалистов (п. «и» ч. 2 ст. 14 № 62-ФЗ), ускорить процедуру непосредственно приобретения гражданства такими лицами будет проблематично, в той связи, что
9 Проект Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении Концепции миграционной политики Российской Федерации" (подготовлен МВД России 28.06.2017) // СПС Гарант
10 Проект Федерального закона "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации" (подготовлен ФАДН России 30.05.2017) // СПС Гарант
для этого требуется их выход из гражданства иностранного государства, что в
свою очередь осуществляется по внутренним законам такого государства. Эксперт указала на то, что в большинстве случаев высококвалифицированные специалисты могут осуществлять трудовую деятельность в РФ и до приобретения статуса гражданина России (ст. 13.2 № 115-ФЗ).
Нельзя не отметить значимость такого направления деятельности по противодействию нелегальной миграции РФ, как международное сотрудничество с целью обеспечения согласованности действий стран по вопросам регулирования миграционных потоков. Так, например, РФ подписала Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов ШОС в борьбе с преступностью (принято 11 июня 2010 г., г. Ташкент), в соответствии с которым стороны сотрудничают в предупреждении, пресечении, выявлении и раскрытии преступлений, связанных с незаконной миграцией, в том числе совершаемых организованными группами.
Все же, невзирая на столь активно развивающуюся нормативно-правовую базу и организационные аспекты по нормированию миграционных процессов в России, в частности в отношении нелегальной миграции, остаются нерешенными такие проблемы, как вопрос регистрационного учета мигрантов. Одним из направлений решения данной задачи стала идея о внедрении дактилоскопии для некоторых категорий иностранцев, въезжающих на территорию РФ. Так, на современном этапе, обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию проходят граждане, которые приезжают в нашу страну в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории нашей страны. Также дактилоскопию проходят лица, подавшие заявления о признании их гражданами РФ или приеме в гражданство России, и лица, которые обратились за получением разрешения на временное проживание, разрешения на работу или патента. Кроме того, обязательная дактилоскопическая регистрация проводится в отношении граждан, которые незаконно находятся и работают на территории России. Иными
словами, дактилоскопию проходят только те люди, которые обращаются в ОВД за
2017 Т.2 №2 Legal Bulletin
получением необходимых им документов, или же это правонарушители, которые были выявлены в ходе проверок. Одновременно с этим, достаточно большое количество иностранных граждан, прибывающих в безвизовом порядке, такую процедуру не проходят, невзирая на то, что находятся в России достаточно длительное время, более 30 суток. В настоящее время МВД РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатывается вопрос дальнейшего совершенствования законодательства в контексте проведения обязательной дактилоскопической регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, что безусловно станет актуальным организационно-правовым инструментом противодействия нелегальной миграции.
С позиции экспертов НИУ ВШЭ одним из важнейших вопросов, который остался без внимания - это совершенствование инфраструктурной базы, которая сможет обеспечить интеграцию мигрантов. Так, отказ от соответствующей политики в ближайшем будущем может привести к нарастанию в России ощущения «угрозы» со стороны мигрантов и возникновению межэтнических конфликтов. Данная проблема усугубляется тем фактом, что в нашей стране растет «собственное» поколение мигрантов, и отсутствие направленных на них программ может привести к росту этнической дифференциации, что актуально для современной Европы. Предполагается, что последствиями могут стать и террористическая опасность, и усиление ксенофобии в отношении представителей различных народов России, и пр. Иными словами, организационно-правовые меры по противодействию нелегальной миграции и минимизации последствий данного феномена не будут столь эффективны, как этого ожидают органы государственного аппарата.
В заключении, считаем необходимым еще раз подчеркнуть необходимость кодификации миграционного законодательства, а также создания Миграционного кодекса РФ. Положительным моментом в данном аспекте является то, что уже в настоящее время осуществляется подготовка модельного Миграционного кодекса СНГ, который будет большим интегрированным документом, где планируется
учесть, как основные вопросы регулирования миграции, так и смежные, касающиеся защиты прав и обязанностей трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также национальной безопасности государств. Предполагается, что данные меры будут способствовать снижению тренда нелегальных миграционных потоков.
Список используемых источников:
1. Егорова Е. Нелегальная миграция в России. - 21.07.2013 // РСМД. - ULR: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/nelegalnaya-migratsiya-v-rossii/
2. Муркштис М. Й. Объект незаконного (криминального) оборота оружия, осуществляемого общими субъектами // Legal Bulletin, 2016. - T.1. - С. 22-34.
3. Муркштис М. Й. Криминальный оборот оружия в системе преступлений и иных правонарушений, совершаемых с оружием // Legal Bulletin, 2017. - T.2. -№1 - С. 15-20.
4. Никитенко, И. В. Миграционная безопасность России (криминологический аспект): монография / И. В. Никитенко; под ред. Ю. М. Антоняна. -Науч. изд. -М.: Изд. дом Шумиловой И. И. - 2013. - 351 с.