Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КАРШЕРИНГА В РФ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КАРШЕРИНГА В РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРШЕРИНГ / АРЕНДА / ДОГОВОР ПРОКАТА / ДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА БЕЗ ЭКИПАЖА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорокин Павел Павлович

С недавних пор в России в отрасли сделок по аренде автомобилей большую популярность приобрела краткосрочная аренда автомобилей с поминутной тарификацией под названием каршеринг. Эта услуга отличается удобством и доступностью, однако должного правового урегулирования она на данный момент не имеет. В статье рассмотрены некоторые проблемные аспекты правового регулирования услуги каршеринга. Отмечается, что при оформлении услуги заключаются договоры аренды, проката, однако исходя из особенностей каршеринга они недостаточно полно отражают сущность каршеринга, что ведет к некоторым проблемам. Отмечается, что на сегодняшний день отсутствует специальный поименованный договор и выдвигается предложение о необходимости включения в ГК РФ отдельных норм, посвященных непосредственно каршерингу. Предлагается рассматривать каршеринг как вид договора в группе договоров аренды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION OF CARSHARING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Recently in Russia in the car rental industry, a lot of popularity has been gained by short-term car rental with a minute-by-minute race called carsharing. This service requires usage and availability, however should be fair for now. The article discusses some of the problematic aspects of the regulation of carsharing services. It is noted that when registering services, lease and rental agreements are concluded, however, from the features of carsharing, they do not fully reflect the essence of carsharing, which is associated with some problems. It is noted that today there is no special named agreement and a proposal is put forward on the need to include in the Civil Code of the Russian Federation certain rules dedicated directly to carsharing. It is proposed to consider carsharing as a type of agreement in a group of lease agreements.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КАРШЕРИНГА В РФ»

К вопросу о правовом регулировании каршеринга в РФ On the issue of legal regulation of carsharing in the Russian Federation

Сорокин Павел Павлович

КГУ им. К.Э. Циолковского г.Калуга

Pasha. sorokin. 98@list. ru

Sorokin Pavel Pavlovich

Kaluga State University Named after K.E. Tsiolkovski Kaluga

Pasha. sorokin. 98@list. ru

Научный руководитель Семенова Наталья Константиновна

кандидат юридических наук, доцент КГУ им. К.Э. Циолковского

Supervisor

Semenova Natalia Konstantinovna

the candidate of legal sciences, assistant professor of Kaluga State University Named after K.E. Tsiolkovski

Аннотация.

С недавних пор в России в отрасли сделок по аренде автомобилей большую популярность приобрела краткосрочная аренда автомобилей с поминутной тарификацией под названием каршеринг. Эта услуга отличается удобством и доступностью, однако должного правового урегулирования она на данный момент не имеет. В статье рассмотрены некоторые проблемные аспекты правового регулирования услуги каршеринга. Отмечается, что при оформлении услуги заключаются договоры аренды, проката, однако исходя из особенностей каршеринга они недостаточно полно отражают сущность каршеринга, что ведет к некоторым проблемам. Отмечается, что на сегодняшний день отсутствует специальный поименованный договор и выдвигается предложение о необходимости включения в ГК РФ отдельных норм, посвященных непосредственно каршерингу. Предлагается рассматривать каршеринг как вид договора в группе договоров аренды.

Annotation.

Recently in Russia in the car rental industry, a lot of popularity has been gained by short-term car rental with a minute-by-minute race called carsharing. This service requires usage and availability, however should be fair for now. The article discusses some of the problematic aspects of the regulation of carsharing services. It is noted that when registering services, lease and rental agreements are concluded, however, from the features of carsharing, they do not fully reflect the essence of carsharing, which is associated with some problems. It is noted that today there is no special named agreement and a proposal is put forward on the need to include in the Civil Code of the Russian Federation certain rules dedicated directly to carsharing. It is proposed to consider carsharing as a type of agreement in a group of lease agreements.

Ключевые слова: каршеринг, аренда, договор проката, договор аренды транспортного средства без экипажа.

Key words: carsharing, rent, rental agreement, rental agreement for a vehicle without a crew

Термин каршеринг представляет собой сочетание двух слов из английского языка - car «легковой автомобиль» и sharing «делиться, в данном случае совместное использование, передача другому». Каршеринг представляет собой систему краткосрочного предоставления в пользование автомобиля лицу, которое не является его собственником. Впервые услуга каршеринга появилась в Швейцарии в середине двадцатого века и в течение следующих пятидесяти лет развивалась довольно медленными темпами. Однако, в начале двадцать первого века система услуг каршеринга набрала обороты, в том числе и в России.

Законодательно понятие каршеринга в нашей стране не установлено. Наглядно указанные правоотношения выглядят как аренда транспортного средства физическим лицом с поминутной тарификацией на относительно недолгий срок - как правило, до 24 часов, для личных целей и нужд у компании, которая получает денежные средства в свою пользу за предоставление автомобиля в аренду. Таким образом объясняется суть каршеринга на соответствующих сервисах операторами каршеринга (Делимобиль, Ситидрайв, Яндекс. Драйв, BelkaCar). Сам же термин упоминается, но не раскрывается в Постановлении Правительства г. Москвы от 31 августа 2011 г. № 405-ПП «О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве», а также в Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 г.

Правовой основой услуги каршеринга является заключение договора присоединения. Данный договор имеет ряд особенных черт, по которым его можно дифференцировать от других гражданско-правовых договоров, посвященных транспорту - договора аренды транспортного средства без экипажа, договора проката и т.д.

Доктрина права имеет разные точки зрения относительно сущности договора каршеринга. Ряд авторов считают, что каршеринг - это аренда транспортного средства без экипажа [4]. Другие авторы, напротив, придерживаются мнения о том, что указанный договор следует относить к договорам проката [6]. При этом, ряд компаний, предоставляющих услуги каршеринга, полагают, что его следует отнести к категории договоров об оказании услуг.

Ряд компаний, предоставляющих услуги каршеринга, определяют, что положения заключаемого договора урегулированы правилами, закрепленными в документах компании - политике компании, пользовательском и лицензионном соглашении, а также договором аренды транспортного средства [9].

Вторая категория компаний заключают с получателями услуги договоры аренды транспортного средства без экипажа.

Третья категория заключает договор, не указывая его конкретное наименование, но отмечая, что это договор присоединения. Особенностью такого соглашения следует выделить невозможность получателя услуги каким-либо образом изменить условия договора.

Указанные виды договоров установлены в основном нормативном акте, регулирующим договорные правоотношения гражданско-правового характера - Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Для верного понимания правовой природы и правовой конструкции договора каршеринга следует исследовать его более детально - определить ключевые элементы указанной договорной конструкции.

Нельзя не отметить, что основу правового регулирования правоотношений каршеринга на национальном уровне составляют статьи 27, 34, 35 Конституции РФ, определяющие базовые права граждан РФ на свободу передвижения, осуществление предпринимательской деятельности и распоряжение собственностью [1].

Продолжая характеризировать договор каршеринга, следует отнести его к категории рамочных договоров, следуя положениям статьи 429.1 ГК РФ. Это обусловлено тем, что объектом по договору является автопарк компании, предоставляющей услуги каршеринга, то есть большое количество транспортных средств. Однако, потребитель вправе использовать лишь один автомобиль, который на данный момент времени не занят другим потребителем, определенной марки и со своим собственным регистрационным знаком. Указанное обстоятельство порождает необходимость заключения факультативных договоров и соглашений, определяющих конкретный объект сделки.

Уточнение условий основного договора путем заключений дополнительных договоров также отражено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», согласно

которому рамочный договор может устанавливать определенные организационные, маркетинговые и финансовые условия взаимоотношений, условия договора. Заключение такого договора опосредовано рамочным договором и предполагает уточнение таких условий посредством заключения отдельных договоров для установления недостающих условий [2].

Исследуя точку зрения ряда авторов о принадлежности договора каршеринга к виду договоров проката каршеринг следует определить как договор публичный. В данном случае компания по предоставлению услуг каршеринга, которая по своей сути осуществляют предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, обязана заключить договор с потребителем, не оказывая предпочтений одному лицу перед другим.

Важно уточнить, что ряд правовых норм вступают в коллизию с правами и обязанностями сторон по договору каршеринга, если такой договор по конструкции представляет собой договор проката.

Согласно статье 627 ГК РФ арендатор управомочен отказаться от договора проката путем письменного уведомления арендодателя за 10 дней. Помимо этого, арендодатель имеет обязательство по ознакомлению арендатора с правилами эксплуатации предоставляемого транспортного средства, выдать его и проверить исправность в присутствии последнего [7, С. 46].

Исходя из вышеописанного, становится понятной позиция большинства компаний каршеринга, которые не определяют заключаемые с потребителями договоры как договоры проката.

В ходе развития цифровых технологий в практике заключения договоров появилось новое явление -смарт-контракты, т.е. заключение договора дистанционно в определенной программе. Договор каршеринга также является одним из данных видов договоров, что порождает ряд дополнительных обязательств. За арендатором закреплена обязанность произвести осмотр выбранного им автомобиля, установить наличие повреждений, проверить работоспособность предоставляемого транспортного средства. Результаты проведенного осмотра арендатор отражает в мобильном приложении сервиса каршеринга. Далее вся ответственность за сохранность предоставленного в аренду имущества устанавливается за лицом, пользующимся этим имущество на данный момент времени - за арендатором. Подобную категорию договоров следует относить к аллеаторным - договорам, в ходе заключения которых стороны не знают и не могут знать о результатах исполнения, наличии и размере получаемой в итоге выгоды или понесенных убытках.

В соответствии со статьей 644 ГК РФ договор аренды транспортного средства без экипажа, в свою очередь, обязывает арендатора совершать определенные действия в отношении предоставленного в аренду транспортного средства - поддерживать надлежащее техническое состояние автомобиля, осуществлять ремонт на период срока действия заключенного договора. На практике становится очевидно, что по договору каршеринга арендатором указанные действия не производится. Также следует отметить, что законом срок действия договора определяется в годах, неделях, днях или часах. В свою очередь, срок действия договора каршеринга в большинстве случаев исчисляется в минутах. Помимо этого, договор аренды транспортного средства без экипажа обязывает арендатора застраховать полученное по договору аренды транспортное средство, а также устанавливает за ним право сдать транспортное средство в субаренду, не получая на это согласие арендодателя. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что договор каршеринга по многим аспектам не может являться договором аренды транспортного средства без экипажа.

В ходе сравнения следует сделать вывод о том, что правовая конструкция договора аренды наиболее схожа с договором проката. Но, в таком случае, статья 628 ГК РФ обязывает арендодателя проверить техническую исправность сдаваемого в прокат имущества в присутствии арендатора. [5, С. 342]. Также необходимо отметить, что договор проката должен быть заключается в письменной форме, а договор каршеринга

может заключаться в электронном виде через мобильное приложение. [3] Подобные отличия не позволяют обозначить договор каршеринга как договор проката в полной мере.

По итогам проведенного анализа стоит отметить, что договор каршеринга по своим отличительным чертам правовых конструкций нельзя отнести ни к одному из установленных ГК РФ видов договоров предоставления имущества во временное пользование. Договор каршеринга следует обозначить как смешанный договор, имеющий в своем содержании элементы нескольких видов договоров, определенных ранее. Тем не менее, условия каждого из установленных законодателем видов договоров нельзя обозначить как основополагающие для договора каршеринга. Исходя из этого становится очевидной потребность в правовом урегулировании данного вида договора путем определения договора каршеринга как отдельной правовой конструкции и закрепления ее на уровне федерального законодательства. В настоящий момент государством поддерживается идея развития правоотношений по краткосрочной аренды автомобилей с поминутной тарификацией и нормативное закрепление правовой природы каршеринга, что поспособствует разрешению огромного пласта возникающих проблемных аспектов.

Обращаясь к конкретным предложениям по данному вопросу, видится возможность определения договора каршеринга как отдельного вида договора в группе договоров аренды. В таком случае общие правила регулирования отношений, связанных с арендой имущества, могут применяться к каршерингу в рамках аналогии [8, с. 215]. При этом, следует принять во внимание возможность определения отдельных правил аренды транспортных средств согласно транспортным уставам или кодексам, что подразумевается в статье 649 ГК РФ.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // СПС КонсультантПлюс

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» // Российская газета, № 4, 11.01.2019.

3. Ахмедов, А.Я. Цифровое исполнение договора каршеринга / А.Я. Ахмедов, Ю.Н. Боярская, С.А. Филиппов // Державинские чтения: Сборник статей XVI Международной научно-практической конференци, Казань, 23-26 мая 2021 года. — Москва: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2021. — С. 487-490.

4. Аюшеева И.З. Гражданско-правовое регулирование отношений по совместному использованию транспортных средств на примере каршеринга. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019;(2):25-32. https://doi.org/ 10.17803/2311-5998.2019.54.2.025-032

5. Глобализация и институциональная модернизация экономики России. Теория и практика : монография / А. А. Акимов, Е. М. Ануфриева, Г. С. Арстанова [и др.] ; под редакцией В. В. Бондаренко [и др.]. — Москва : Прометей, 2019. — 656 с.

6. Бубновская Т.А., Суворов Ю.Б. К вопросу о каршеринге: правовые аспекты // https://bigenc.ru/b/k-voprosu-o-karsheringe-pra-7a43a9 (дата обращения: 05.08.2023).

7. Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Особенная часть / А.И. Иванчак -М.: Статут, 2018-160 с.

8. Позмогов А.И., Гергиев И.Э., Мардеян Н.А., Гасиева Н.А., Цораев З.О. Цифровая трансформация российского бизнеса: монография - М.: РУСАЙНС, 2019.- 456 с

9. Товалев Б. Хорошо ли арендаторы знают условия сделки, заключаемой ими с операторами каршериш^/URL:https://https://regforum.ru/posts/3636 horosho li arendatory znayut usloviya sdelki zaklyuchae moy (дата обращения: 05.08.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.