DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-162-167 NIION: 2018-0076-4/22-601 MOSURED: 77/27-023-2022-4-800
КОНДРАТЬЕВ Егор Александрович
e-mail: [email protected]
СОТАВОВ Али Халидович
e-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАРШЕРИНГА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Актуальность исследования вызвана серьезным развитием каршеринга в Российской Федерации, что вызвало некоторую неопределенность в вопросах правового регулирования каршеринга и его правовой природе. Цель исследования заключается в анализе каршеринга и выявление его места в среде гражданско-правовых договоров. Методологическую основу исследования составили общеметодологические методы (дедукция, индукция и пр.), общенаучные методы (сравнение, моделирование и др.), специальные правовые методы исследования (формально-юридический и др.). В результате, обосновано, что каршеринг является с позиции цивилистики договором аренды, также авторы установили, что к данному правоотношению применяются правила о договорной и деликтной ответственности.
Ключевые слова: каршеринг, договор аренды, арендатор, арендодатель, договорная ответственность, деликтная ответственность, арендная плата.
KONDRATIEV Egor Alexandrovich SOTAVOVAli Khalidovich
SOME ASPECTS OF THE REGULATION OF CAR SHARING AND THE RESPONSIBILITY OF THEIR USERS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. The relevance of the study is caused by the serious development of carsharing in the Russian Federation, which caused some uncertainty in the legal regulation of carsharing and its legal nature. The purpose of the study is to analyze carsharing and identify its place in the environment of civil law contracts. The methodological basis of the study was general logical methods (deduction, induction, etc.), general scientific methods (comparison, modeling, etc.), special legal research methods (formal-legal, etc.), as well as the authors found that the rules on contractual and tort liability apply to this legal relationship.
Key words: carsharing, lease agreement, tenant, landlord, contractual liability, tort liability,
rent.
Каршеринг - это услуга на основе членства, доступная для всех зарегистрированных водителей на соответствующей платформе. Никакого отдельного письменного соглашения не требуется каждый раз, когда участник резервирует и использует автомобиль. Каршеринг предлагает участникам доступ к рассредоточенной сети общих транспортных средств 24 часа, 7 дней в неделю в автоматах самообслуживания [1].
Каршеринг, в первую очередь, предназначен для более коротких поездок и поездок на короткие расстояния как расширение транспортной сети,
предоставляя общественные услуги для расширения возможностей мобильности.
После регистрации все, что нужно знать, — это где припаркованы машины и как их зарезервировать. Найти автомобили легко: необходимо зайти на сайт или в приложение оператора карше-ринга, там должен быть четко названный раздел, который показывает карту района с расположением всех автомобилей. Как только субъект узнает, какой из автомобилей является ближайшим, можно зарезервировать автомобиль онлайн или по телефону. Если конкретный каршеринг предлагает более одной модели, можно выбрать
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
соответствующую модель автомобиля (пикап для перевозки большого количества вещей, Рг^ для обычной езды и т.д.).
Добравшись до машины, субъект легко может разблокировать его с помощью мобильного устройства. Таким образом, с этого момента начинается непосредственное предоставление гражданско-правовой услуги.
Однако нормативного закрепления данное понятие не имеет, в связи с этим появляется необходимость в выявлении отличий по различным критериям договора каршеринга с другими схожими договорами.
Несомненно, по своей природе данный договор ближе всего к прокату и аренде транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. С данными договорами будет уместно провести сравнение по основным критериям договоров.
Договор каршеринга заключается через мобильное приложение, путем обмена письмами в мобильном приложении, что законодатель приравнивает к письменной форме. Данное положение также свидетельствует о рамочности данного договора [2].
Так же зачастую во многих договорах карше-ринга устанавливается запрет на использование ТС для коммерческих целей (абз. 5 п. 3.1 Договора присоединения АО «Каршеринг» [3]; п. 1 п/п. 5 Договора присоединения ООО «Каршеринг Рус-сия»), в отличие от договора проката и договоры аренды ТС.
По договору каршеринга предметом является весь доступный автопарк организации доступный для пользователя, однако пользователь может одновременно использовать только один конкретный автомобиль при условии, что тот свободен. Из данного следует, что конкретное ТС, которое пользователь использует, будет являться предметом дополнительного соглашения, которое будет заключаться в каждом новом случае предоставления услуг. Все вышеперечисленное лишний раз подтверждает рамочную специфику договора каршеринга, т.к. не обязывает пользователя при каждой новой сессии проходить регистрацию в сервисе.
Платежи по сравниваемым видам договора могут осуществляться в установленном договором порядке, по данному критерию договор каршеринга не будет отличаться от аренды и проката ТС.
Срок каршеринга установлен как сессия, которая зачастую ограничивается сутками. Исчисление же сроков происходит в минутах, что не характерно для норм гражданского законодатель-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
ства. Несмотря на это, срок соответствует нормам ГК РФ, т.к. составляет меньше года, что предусматривается для договора проката.
Одно из ключевых отличий договора проката и договора каршеринга заключается в обязанностях субъекта, а именно зачастую в обязанности клиента по договору каршеринга входит визуальный осмотр и проведение оценки технического состояния автомобиля, при обнаружении таковых клиент также обязан о них сообщить арендодателю. Данные положения применимы только к договору каршеринга и не встречаются в положениях про прокат.
Договоры каршеринга предусматривают обязанность «арендодателя» осуществлять текущий и капитальный ремонт (п. 1 пп. 29.2-29.5 п. 1 Договора присоединения ООО «Каршеринг Рус-сия»), что противоречит договору аренды ТС.
Некоторые суды в своих решениях приходят к выводу, что каршеринг -смешанный договор, состоящий из аренды транспортного средства и возмездного оказания услуг. Однако в договорах каршеринга не прописана цена таких услуг, хотя она является существенным условием договора по смыслу ст. 779 ГК РФ [4].
Следует также отметить, что момент передачи имущества в каршеринге происходит по требованию арендатора, а не в момент заключения договора, что характеризует каршеринг как кон-сенсуальный договор, чего нельзя сказать об аренде ТС, который сконструирован как реальный.
Еще одним спорным признаком данного договора является его публичность.
Она объясняется тем, что договоры каршеринга содержат ряд требований к пользователям. И если некоторые из них вполне понятны, то остальные больше похожи на дискриминацию.
Из-за неопределенности вида данного договора непонятна законность данных требований.
Это противоречие уже вылилось в судебные тяжбы.
1 августа 2018 г. в Лефортовский районный суд обратился гражданин И.Р. Сетдинов, утверждающий, что возрастные ограничения и ограничения по стажу являются дискриминационными. Кроме того, просит признать договоры каршеринга договорами проката, а следовательно, публичными.
Включение таких ограничений в договоры ответчики объясняют тем, что договор каршеринга - договор аренды ТС без экипажа, т.е. он не является публичным. Кроме того, ограничения необходимы для обеспечения соответствующего уровня безопасности транспортного средства, водителя и
других участников дорожного движения, т.к. само ТС является источником повышенной опасности.
С одной стороны, их заявление о безопасности вполне логично, но с другой - в соответствии с п. 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России это все же функция ГИБДД, а не коммерческих организаций.
21 декабря 2018 г. суд пришел к выводу, что каршеринг — это договор аренды транспортного средства. При этом довод истца о противоречии между положениями договора каршеринга и ст. 642 и 644 ГК РФ суд не принял, решив, что карше-ринг все же смешанный договор [5], хотя, как уже было сказано, это спорное утверждение.
Из-за определенного объекта - ТС, карше-ринг действительно ближе к аренде ТС без экипажа, но с определенно важными особенностями, которые необходимо учитывать. И желательно бы их учесть в ч. 21 § 3 гл. 34 ГК РФ.
Современное российское законодательство не содержит специальных норм о каршеринге, но при этом выделить предмет данных отношений -аренда транспортных средств, из этого следует, что субъектами данного договора выступают арендодатель и арендатор. Рассмотрим более подробно правовой статус этих субъектов.
Проведенный нами анализ рынка оказания каршеринговых услуг даёт возможность сделать вывод, что подавляющее большинство арендодателей на данном рынке являются субъектами предпринимательской деятельности, а также данные организации являются коммерческими, т.к. осуществляют на постоянной основе предоставление каршеринговых услуг, это также следует из возмездного характера рассматриваемого договора.
Правовой статус арендатора определяется нормами гражданского законодательства и положениями договора, а также нормами Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019, от 08.12.2020) «О безопасности дорожного движения»1 (далее - ФЗ № 196), поскольку отношения по каршерингу напрямую распространяются и на общественные отношения в области безопасности дорожного движения в результате того, что объектом данного договора является транспортное средство.
Для заключения договора каршеринга арендатор должен обладать, естественно, правоспособностью и главное - дееспособностью в полном объеме (согласно, соответственно, ст. 17 и 21 ГК РФ).
Арендатор по договору каршеринга должен обладать следующими признаками:
1 См.: СЗ РФ. - 11.12.1995. - № 50. - Ст. 4873.
1) правоспособность и дееспособность - это наиболее базовые требования для вступления в большинство гражданских правоотношений;
2) быть минимального допустимого возраста, указанного в большинстве договоров каршеринга, такой возраст составляет 20 лет. Стоит упомянуть, что положения об эмансипации не применяются в случае договора каршеринга;
3) иметь водительское удостоверение для управления легковым автомобилем категории «В», а также с минимальным водительским стажем 2 и более года. Для некоторых категорий транспортных средств может быть установлен и больший стаж, например для автомобилей «пре-миум класса».
Из-за того, что каршеринговые отношения не регламентированы специальным нормативным правовым актом, то во многом они регулируются договором пользователя с оператором карше-ринга, ввиду чего отсутствует какой-либо единый возрастной ценз на заключение такого договора и минимальный возраст для заключения договора, который составляет 18 лет.
Полагаем, что при включении в каршеринго-вый договор таких условий арендодатели исходят из того, что фактически заключается договор аренды транспортного средства без экипажа, а это означает, что арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством, а, значит, от его навыков в управлении автомобилем напрямую зависит сохранность объекта договора - транспортного средства, в чем непосредственно заинтересован арендодатель. Этим обуславливается увеличение возрастного ценза для заключения договора каршеринга, что, по мнению операторов каршеринга, должно служить гарантией более бережного и аккуратного использования арендованного имущества. В качестве правового обоснования своих действий операторы каршеринга зачастую ссылаются на ст. 421 ГК РФ, в частности, указывают, что условия договора определяются по усмотрению сторон.
В настоящий момент большинство каршеринговых компаний не отступают от первоначального замысла и работают только с физическими лицами, однако некоторые операторы начинают также взаимодействовать и с юридическими лицами, предоставляя автомобили каршеринга для корпоративных нужд: так, компания «Беримо-биль» предоставляет фургоны для бизнес-клиентов, ввиду чего теперь стало возможно говорить о том, что в качестве арендатора в договоре каршеринга может выступать также и юридическое лицо.
Но все же это является скорее единичным случаем, нежели широко распространенным явлением, поскольку одна из основных отличительных черт каршеринга - это краткосрочная
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
(зачастую поминутная) аренда автомобилей для быстрого перемещения в черте города. Поэтому на настоящий момент видится правильным рассматривать договор каршеринга в формате отношений арендодателя - юридического лица с арендатором - физическим лицом.
Что касается объема прав и обязанностей сторон договора каршеринга, то он определяется нормами гл. 34 ГК РФ «Аренда», а также субъективные права участников отношений по карше-рингу конкретизируются непосредственно положениям договора. При этом можно выделить общие нормы, которых должны придерживаться операторы каршеринга и пользователи. Так, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Объектом аренды, как уже было сказано ранее, является весь автопарк арендодателя (а не конкретный автомобиль), но в любом случае объектом по договору каршеринга выступают транспортные средства, что согласуется с положениями ст. 607 ГК РФ [6].
Поскольку одной из сторон договора карше-ринга является юридическое лицо (арендодатель), то данный договор всегда заключается в письменной форме, что соответствует п. 1 ст. 609 ГК РФ. В силу специфики договора, которая выражается в порядке его заключения, стороны не составляют письменный документ, а обмениваются электронными документами, что согласуется с п. 2 ст. 434 ГК РФ и абзацу 2 п. 1 ст. 160 ГК РФ (Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю).
Срок действия договора каршеринга заранее не определен и прекращается в любой момент после начала действия по волеизъявлению арендатора, однако, исходя из практики, срок договора не превышает 24 часов. Гражданское законодательство устанавливает определенные императивные требования к поведению участников договора аренды. Так, арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, которое сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относя-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
щимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), что соответствует положениям ст. 611 ГК РФ.
Передаваемое в аренду имущество (автомобиль) должно быть пригодно к эксплуатации и соответствовать требованиям безопасности, в частности, арендодатель своевременно должен проводить процедуру технического осмотра автомобиля в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2011 г. № 170-ФЗ (ред. от 01.04.2020 г.) «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 (далее - ФЗ № 170).
Основное же право арендодателя в данном договоре - взимание арендной платы с арендатора, которая определятся в виде определенных в твердой сумме платежей, исходя из установленного арендодателем тарифа. Арендатор в договоре каршеринга, соответственно, обязан уплачивать арендную плату за пользование арендованным транспортным средством.
Примечательно, что в договоре каршеринга арендатор не вправе сдавать арендованное транспортное средство в субаренду, а также извлекать какую-либо выгоду для себя от пользования автомобилем (запрещение использования транспортного средства в коммерческих целях). Кроме того, пользователь каршеринга не обязан осуществлять текущий и капитальный ремонт арендованного транспортного средства, поскольку договором эта обязанность целиком возложена на арендодателя.
Объем прав и обязанностей участников договора каршеринга определяется положениями ГК РФ об аренде и конкретизируется уже непосредственно договором. Стоит также отметить, что для регулирования каршеринговых отношений одновременно применяются нормы о прокате и об аренде транспортного средства без экипажа.
При характеристике каршеринговых отношений необходимо отдельно рассмотреть вопросы гражданско-правовой ответственности их участников по отношению друг к другу, а также перед третьими лицами. При каршеринге гражданско-правовая ответственность участников данных отношений бывает двух видов:
- договорная;
- внедоговорная (деликтная).
Наступление договорной ответственности
происходит в соответствии с положениями гл. 25 ГК РФ. Закон связывает данный вид ответственности лица за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. В рассматриваемых арендных отношениях предусмотрена ответствен-
1 См.: СЗ РФ. - 04.07.2011. - № 27. - ст. 3881.
ность пользователя каршеринга в виде неустойки за ненадлежащее исполнение условий договора аренды транспортного средства без экипажа. Так, например, оператор каршеринга «МатрёшСаг» установил, что в случае передачи прав управления автомобилем любым третьим лицам, пользователь оплачивает арендодателю штраф в размере 100 000 руб., а также возмещает арендодателю ущерб, причиненный автомобилю в полном объеме [7].
Примечательно, что в договорах каршеринга предусмотрена ответственность арендатора за ненадлежащее исполнение обязательств в то время, как вопрос об ответственности арендодателя не оговорен, либо ее наступление возможно в крайне редких случаях. Вероятно, такое положение участников договора каршеринга обусловлено тем, что объект отношений - автомобиль -находится в ведении арендатора, который должен обеспечить сохранность имущества арендодателя.
Что касается внедоговорной (деликтной) ответственности, то, исходя из общих оснований ответственности за причинение вреда, предусмотренных ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в связи с чем пользователь каршеринга (водитель) несет материальную ответственность перед арендодателем за ущерб, причиненный транспортному средству в период его аренды (нанесение любых повреждений либо иного ущерба транспортному средству как умышленно, так и ввиду неосторожности).
Необходимо помнить о п. 2 ст. 1064 ГК РФ, согласно которому лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Поскольку гражданское право использует презумпцию вины при-чинителя вреда, то арендатору следует быть предельно внимательным при аренде конкретного автомобиля, т.к. он может понести ответственность за ущерб, причиненный транспортному средству предшествующим арендатором, - в противном случае пользователю каршерингом придется доказывать, что ущерб уже был причинен на момент аренды этого транспортного средства.
Поэтому во избежание подобной ситуации арендатору настоятельно рекомендуется зафиксировать все повреждения на транспортном средстве (желательно сделать фотографии) до начала аренды и уведомить о них арендодателя. Собственно говоря, операторы каршеринга указывают в Пользовательском соглашении о необходимости арендатора совершить данное действие.
Если в период аренды транспортного средства ему был причинен вред действиями третьих лиц (совершение поджога или акта вандализма), либо ввиду обстоятельств непреодолимой силы (стихийное бедствие), которые повлекли повреждение или же гибель транспортного средства, пользователь каршеринга освобождается от возмещения вреда в силу того, что вред автомобилю причинен не по вине арендатора.
Теперь рассмотрим ситуацию, при которой вред автомобилю каршеринга причинен в результате ДТП. В данной ситуации возможны следующие варианты нанесения ущерба автомобилю:
- арендатор вследствие нарушения ПДД стал виновником ДТП;
- виновным в причинении вреда является другой участник аварии или же группа участни-ков1.
Ввиду того, что автомобили застрахованы в рамках «каско», то неизбежным участником отношений по возмещению вреда, причиненного транспортному средству, станет страховая компания арендодателя, где застрахованы автомобили. Кроме того, одной из сторон деликтных отношений будет являться также и страховая компания, с которой у арендодателя (а также у других лиц) заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Итак, в первом случае, когда арендатор стал виновником ДТП и причинил вред автомобилю, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ он должен возместить его в полном объеме.
Кроме того, в случае ДТП, виновником в котором является арендатор, он также будет нести гражданско-правовую ответственность перед потерпевшими -третьими лицами. Важно учитывать, что, согласно ст. 1079 ГК РФ, арендатор в договоре каршеринга признается владельцем транспортного средства и обязан возместить вред, причиненный ввиду эксплуатации автомобиля, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Следует также отметить, что гражданско-правовая ответственность пользователя сервиса каршеринга застрахована в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020 г.) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»2 (далее - ФЗ № 40), поскольку в соответствии со ст. 1 данного ФЗ вла-
1 См.: постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» // САПП. - 22.11.1993. - № 47. - Ст. 4531.
2 См.: СЗ РФ. - 06.05.2002. - № 18. - Ст. 1720.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
дельцем транспортного средства признается не только его собственник, но также и лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.).
Таким образом, пользователь каршерингом является субъектом отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Согласно ст. 7 ФЗ № 40 лицам, пострадавшим от действий арендатора транспортного средства, будет выплачена страховая сумма в следующих размерах:
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тыс. руб.;
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тыс. руб.
Во втором случае, когда арендатор невиновен в совершении ДТП, арендодатель получит полное возмещение ущерба в рамках договора «каско», заключенного им со страховой компании, а та, в свою очередь, уже затем в порядке ст. 965 ГК РФ обратится к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования, с требованием о возмещении вреда, либо, если страховка «каско» не будет распространяться на данную ситуацию, арендодатель может напрямую обратиться к виновному лицу с требованием о возмещении вреда. И при таких обстоятельствах пользователь каршеринга возмещать причиненный вред не должен.
Следует подчеркнуть, что непосредственно сам арендатор, хотя и является участником деликтных отношений, не получает страхового возмещения за вред, причиненный транспортным средством виновника ДТП, о чем свидетельствует п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»1, согласно которому право на получение страхового возмещения в связи с повреждением имущества принадлежит потерпевшему - лицу, владеющему имуществом на праве собственности или ином вещном праве; лица, владеющие имуществом на ином праве (в частности, на основании договора аренды) либо использующие имущество в силу полномочия, основанного на доверенности, самостоятельным правом на страховую выплату в отношении имущества не обладают.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что гражданско-правовая ответствен-
1 См.: Росс. газ. - 2017. - 29 дек. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
ность в сфере каршеринга подразделяется на договорную и внедоговорную (деликтную). Договорная ответственность выражена в форме неустойки и чаще всего применяется по отношению к арендатору транспортного средства. Деликтная ответственность наступает за причинение вреда автомобилю при наличии вины арендатора, а также в случае вины третьих лиц.
Список литературы:
[1] Кориненко Р.И. Исследование основных параметров, влияющих на развитие каршеринго-вого сервиса в Санкт-Петербурге: сб. докладов: в 3 ч. - 2018. - С. 115.
[2] Гражданское право: учеб. / под ред. Б.М. Гонгало. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Статут,
2017. - Т. 1. - С. 221.
[3] Правила пользования каршерингом. URL: https://belkacar.ru/
[4] Решение № 2-1179/2017 от 26 апреля
2017 г. по делу № 2-1179/2017. URL: https://sudact. ru/ (дата обращения: 19.04.2021).
[5] Решение № 2-3451/2018 от 25 декабря
2018 г. по делу № 2-3451/2018. URL: https://mos-gorsud.ru/ (дата обращения: 20.04.2021).
[6] Гудовичева Л.Б. Разовые сделки в законодательстве и судебной практике: материальные и процессуальные вопросы // Экономическое правосудие в Уральском округе. - 2018. - № 45. - С. 86-198.
[7] Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Особенная часть - М.: Статут,
2018. - С. 35.
Spisok literatury:
[1] Korinenko R.I. Issledovanie osnovnyh par-ametrov, vliyayushchih na razvitie karsheringovogo servisa v Sankt-Peterburge: sb. dokladov: v 3 ch. -2018. - S. 115.
[2] Grazhdanskoe pravo: ucheb. / pod red. B.M. Gongalo. - 2-e izd. pererab. i dop. - M.: Statut, 2017.
- T. 1. - S. 221.
[3] Pravila pol'zovaniya karsheringom. URL: https://belkacar.ru/
[4] Reshenie № 2-1179/2017 ot 26 aprelya
2017 g. po delu № 2-1179/2017. URL: https://sudact. ru/ (data obrashcheniya: 19.04.2021).
[5] Reshenie № 2-3451/2018 ot 25 dekabrya
2018 g. po delu № 2-3451/2018. URL: https:// mos-gorsud.ru/ (data obrashcheniya: 20.04.2021).
[6] Gudovicheva L.B. Razovye sdelki v zakono-datel'stve i sudebnoj praktike: material'nye i proces-sual'nye voprosy // Ekonomicheskoe pravosudie v Ural'skom okruge. - 2018. - № 45. - S. 86-198.
[7] Ivanchak A.I. Grazhdanskoe pravo Rossi-jskoj Federacii: Osobennaya chast' - M.: Statut, 2018.
- S. 35.