в М УНИВЕРСИТЕТА
™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Светлана Александровна МУРАТОВА,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Правовая природа договора каршеринга и перспективы его развития
Аннотация. В настоящее время активно развивается экономическая модель совместного потребления, или шеринг-экономика. Вопросы законодательного регулирования шеринг-сервисов, использование которых активно популяризируется в России в последние годы, приобретают все большую значимость. Автор обращает внимание на существенное увеличение шеринг-сервисов, включая каршеринг. В статье анализируется правовая природа договора каршеринга на основе анализа законодательства, доктрины и договоров, предлагаемых каршеринг-сервисами. Автор статьи поддерживает концепцию, согласно которой договор каршеринга является разновидностью договора аренды транспортного средства без экипажа. Ключевые слова: экологические проблемы, защита окружающей среды, шеринг-экономика, каршеринг, аренда автомобилей, высокоавтоматизированное транспортное средство, беспилотное транспортное средство, правовая природа договора каршеринга.
DOI: 10.17803/2311-5998.2021.87.11.194-205
S. A. MURATOVA, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Associate Professor of the Department of dvil Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Legal Nature of Carsharing Agreement and Prospects for its Development Abstract. Nowadays, the economic model of collaborative consumption or sharing economy is actively growing. The issues of legislative regulation of sharing services, the use of which is now actively disseminated in Russia, are becoming increasingly important. The author pays attention to the significant increase in sharing services, including carsharing, at the present time. The legal nature of carsharing agreement, through analysis of legislation, of doctrine and of carsharing services agreements, is analysed in the article. The author of the article supports the concept that the carsharing agreement is a special kind of lease agreement for vehicles without crew. Keywords: environmental problems, environment protection, sharing economy, car sharing, car rental, unmanned vehicle, highly automated vehicle, legal nature of the carsharing agreement.
© С. А. Муратова, 2021
УНИВЕРСИТЕТА Правовая природа договора каршеринга имени o.e. кугафина(мгюд) и перспективы его развития
В настоящее время динамично развивается модель шеринг-экономики (англ. sharing economy), которая подразумевает коллективное пользование товарами и услугами. Этот вид экономики включает лишь временное пользование каким-либо материальным благом, без владения им.
По мнению И. А. Емелькиной, краткосрочное пользование чужим имуществом становится в определенных случаях более привлекательным, чем длительное владение на праве собственности1. Все больше людей сейчас признают преимущество модели временного пользования объектом, находящимся в общем доступе или принадлежащим другому лицу и бывшим в употреблении, над приобретением нового объекта в собственность2.
Указанная тенденция, безусловно, не могла обойти сферу транспортной инфраструктуры. В последние годы в крупных городах России появились сервисы, предоставляющие услуги проката велосипедов и самокатов через специальные приложения. Например, в Москве существует система «Велобайк»3, позволяющая арендовать велосипед поминутно, посуточно или на сезон.
Российские погодные условия препятствуют круглогодичному использованию велосипедов или самокатов в нашей стране, в отличие, например, от стран Западной Европы, где климат благоприятствует этому. Поэтому в России активно развиваются сервисы совместного использования автомобилей. Например, сервис райдшеринг (англ. ridesharing) — совместное одновременное использование автомобиля при поездке нескольких пассажиров в одном направлении. Среди таких сервисов можно назвать BlaBlaCar. Кроме того, в 2015—2016 гг. данный сервис начал использоваться рядом крупных агрегаторов такси (например, Uber, Gett).
Не стоит забывать и про общественный транспорт, который является классическим и широко используемым примером коллективного сервиса по перевозке пассажиров. Однако этот вид транспорта подходит далеко не всем пассажирам. Среди причин, побуждающих людей к отказу от общественного транспорта в пользу личного автомобиля, автолюбители называют физический и эмоциональный комфорт, независимость от расписания общественного транспорта, большую мобильность и безопасность пассажиров, показатель статуса владельца личного автомобиля. Кроме того, в эпоху пандемии одним из мотивов также является стремление людей изолироваться от потенциальных переносчиков инфекционных заболеваний.
Таким образом, возникает острая необходимость учета и соблюдения баланса частных интересов граждан и общественного интереса. Решением данной проблемы может стать, например, долгосрочная или краткосрочная аренда авто- Д мобиля — каршеринг (англ. сarsharing, от car — машина, sharing — совместное
использование). П
К
□
1 Емелькина И. А. Право собственности на недвижимое имущество в условиях экономики совместного потребления и цифровизации // Гражданское право. 2021. № 4. С. 3—6. А
2 Аюшеева И. З. Гражданско-правовое регулирование расчетных отношений в условиях развития экономики совместного потребления (sharing economy) // Lex russica. 2019. № 9
(154). С. 45. Й
3 URL: https://velobike.ru (дата обращения: 17.10.2021). ДОГОВОР
и Р
>
в Я УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Для граждан такие альтернативные решения сочетают в себе все преимущества личного автомобиля и при этом позволяют избежать расходов на его содержание (оплаты транспортного налога, технического обслуживания, оплаты возможных штрафов, платы за парковку и др.), что оказывается для них одновременно комфортным и экономически выгодным.
Что касается общественного интереса, то сервисы совместного пользования машинами способны существенно разгрузить транспортную сеть, так как на одном каршеринговом автомобиле в течение дня может передвигаться несколько человек, это может существенно сократить количество автомобилей на дорогах и, следовательно, уменьшить вредные выбросы в атмосферу.
В данной статье мы проведем анализ нормативной базы, регулирующей кар-шеринг в Российской Федерации, выявим отдельные проблемы правового регулирования каршеринга, определим перспективы развития данного института.
В Российской Федерации каршеринг — относительно новое явление. Первые каршеринговые компании — московская AnyTime и петербургская StreetCar были основаны в 2012 г. В последующие годы число каршеринговых сервисов стремительно росло. На сегодняшний день можно выделить следующие крупные сервисы, представленные на российском рынке: «Яндекс.Драйв», YouDrive, «Делимобиль», Car 5 и BelkaCar, «Ситидрайв».
Согласно информации на официальном сайте мэра Москвы, по данным аналитического агентства «Автостат», Москва занимает первое место в мире по величине парка краткосрочной аренды машин (каршеринга). На начало 2021 г. каршеринг насчитывал около 28 тыс. автомобилей (включая несколько десятков электромобилей), на которых пользователи за этот год совершили 34,2 млн поездок. Ежегодно число активных пользователей каршеринга растет на 12—15 % и сейчас превышает 1 млн человек. На каждой каршеринговой машине совершается в среднем шесть поездок в день4.
Несмотря на почти десятилетнюю историю существования каршеринга в России и его активную государственную поддержку, на законодательном уровне данное правоотношение все еще в недостаточной степени урегулировано, не определена гражданско-правовая природа договора каршеринга, что может повлечь наступленение неблагоприятных правовых последствий как для компаний, предоставляющих данный сервис, так и для его пользователей.
Вопрос о гражданско-правовой природе договора каршеринга является дискуссионным. В гражданском законодательстве РФ нет специальных норм, регулирующих договорную конструкцию каршеринга.
Следует справедливо отметить, что Россия — не единственная страна, законодательством которой не определена гражданско-правовая природа договора каршеринга. Так, во Франции, несмотря на то, что нормы о каршеринге содержатся в Транспортном кодексе Франции, в Законе № 2010-788 от 12.07.2010 «О национальных обязательствах по охране окружающей среды (Grenelle 2)»5, в Законе
4 URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/2299/7676050/?utm_source=search&utm_term=serp (дата обращения: 17.10.2021).
5 La loi n° 2010-788 du 12 juillet 2010 portant engagement national pour l'environnement // Официальный сайт информационно-правового портала правительства Франции. URL: https:// www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000022470434 (дата обращения: 18.10.2021).
ЕСТНИК Муратова С. А. ПСЁ~7
УНИВЕРСИТЕТА Правовая природа договора каршеринга |д/
УНИВЕРСИТЕТА
имени o.e. кугафина(мгюд) и перспективы его развития
№ 2015-992 от 17.08.2015 «О переходе на энергоносители для экологически безопасного роста (TECV)»6, отсутствуют специальные нормы, определяющие правовую природу этого договора.
Так, в ст. L.1231-14 Транспортного кодекса Франции каршеринг определен как совместное использование одного автотранспортного средства или автопарка наземных транспортных средств абонентами или пользователями, авторизованных уполномоченным сервисом или автодиспетчером. Каждый абонент или авторизованный пользователь может получить доступ к транспортному средству без водителя для поездки по маршруту по своему выбору и в течение ограниченного времени7.
В Германии, в отличие от России и Франции, принят отдельный законодательный акт — Закон о каршеринге (Gesetz zur Bevorrechtigung des Carsharing (Carsharinggesetz — CsgG) от 05.07.20178, в котором немецкий законодатель определил правовую природу данного договора. Согласно Закону Германии, кар-шеринговое транспортное средство — это транспортное средство, доступное неограниченному количеству водителей, которые могут забронировать и использовать транспортное средство самостоятельно на основе рамочного соглашения и стандартного тарифа, на основе времени и/или пройденных километров, включая все затраты на энергию (п. 1 § 2)9.
Однако нельзя утверждать, что российский законодатель полностью игнорирует институт каршеринга. Согласно п. 1.1 постановления Правительства Москвы от 31.08.2011 № 405-ПП, под каршерингом понимается предоставление легковых автомобилей в краткосрочную (до 24 часов) аренду на основе поминутной тарификации физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее — услуга каршеринг)10.
6 La loi n°2015-992 du 17 août 2015 relative à la transition énergétique pour la croissance verte (TECV) // Официальный сайт информационно-правового портала правительства Франции. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/jorftext000031044385/ (дата обращения: 18.10.2021).
7 l'article L.1231-14 du code des transports comme : « la mise en commun d'un véhicule ou d'une flotte de véhicules de transport terrestre à moteur au profit d'utilisateurs abonnés ou habilités par l'organisme ou la personne gestionnaire des véhicules. Chaque abonné ou utilisateur habilité peut accéder à un véhicule sans conducteur pour le trajet de son choix et pour une durée limitée. » (URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/article_lc/LEGIARTI000039787287/ (дата обращения: 18.10.2021)).
8 Официальный сайт Федерального министерства юстиции и защиты прав потребите- р
лей Германии (Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz). URL: https://www.
> ж
gesetze-im-internet.de/csgg/BJNR223000017.html (дата обращения: 19.10.2021). Д
"A car sharing vehicle is a vehicle which is available to an indefinite number of drivers, who can book and use the vehicle independently on the basis of a framework agreement and a standard tariff based on time and/or kilometers, which includes all energy costs" (paragraph 1 □
of § 2 of the Car Sharing Act) (Официальный сайт White&Case. URL: https://www.whitecase. com/publications/article/car-sharing-act-new-benefits-car-sharing-offerings-germany (дата обращения: 21.10.2021)).
Постановление Правительства Москвы от 31.08.2011 № 405-ПП «О городской поддержке
таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве» (в ред. от 01.06.2021) // S
СПС «КонсультантПлюс». ДОГОВОР
>
9
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Следует отметить, что пресекательный срок — до 24 часов, установленный в постановлении Правительства Москвы № 405-ПП, был изменен постановлением Правительства г. Москвы от 14.09.2021 № 1422-ПП, на основании которого максимальный срок аренды автомобиля увеличен с 24 часов до семи календарных дней в выходные и праздничные дни11.
Согласно положению разд. I распоряжения Правительства РФ от 25.03.2020 № 724-р «Об утверждении Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования» под каршерингом следует понимать вид краткосрочной аренды транспортного средства у профильных компаний (carsharing)12.
Можно также привести в пример определение каршеринга, предложенное Коллегией Евразийской экономической комиссии как предоставление в аренду транспортных средств13.
Таким образом, можно отметить, что российский законодатель определяет каршеринг как краткосрочную аренду транспортных средств без экипажа.
Однако анализ действующего гражданского законодательства РФ выявил отсутствие специальных правовых норм, регулирующих договор каршеринга. Такой пробел правового регулирования данного правового института предоставляет каршеринговым компаниям широту усмотрения при составлении и заключении договоров с пользователями сервисов. При этом анализ договоров, размещенных на сайтах ряда каршеринговых компаний, свидетельствует об отсутствии единообразия подходов в квалификации договора каршеринга.
Так, например, на сайте сервиса «Делимобиль» (ООО «Каршеринг Руссия») размещены два вида договоров: договор Делимобиль и договор аренды транспортного средства.
Изначально пользователь сервиса заключает с компанией договор Делимобиль посредством присоединения, в котором указано, что он не является договором проката, не является публичной офертой. Заключая данный договор, лицо становится пользователем сервиса «Делимобиль».
Однако для того, чтобы взять каршеринговый автомобиль, пользователь должен заключить с компанией отдельный договор, а именно договор аренды транспортного средства. Из самого названия договора следует, что речь идет об аренде транспортного средства, а в тексте договора отдельно подчеркнуто, что он не является договором проката (преамбула к договору).
11 Постановление Правительства Москвы от от 14.09.2021 № 1422-ПП «О внесении изменений в Постановления Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. № 32-ПП и от 17 мая 2013 г. № 289-ПП». П. 2.5 // URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/47066220/ (дата обращения: 17.10.2021).
12 Распоряжение Правительства РФ от 25.03.2020 № 724-р «Об утверждении Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования» // СЗ РФ. 2020. № 13. Ст. 1995.
13 Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2020 № 35 «О стимулировании производства и использования колесных транспортных средств с электрическими, гибридными двигателями и двигателями, работающими на природном газе, в государствах — членах Евразийского экономического союза на 2021—2025 годы». Пп. 6 п. 5 // СПС «КонсультантПлюс».
УНИВЕРСИТЕТА Правовая природа договора каршеринга имени o.e. кугафина(мгюд) и перспективы его развития
В отличие от договора Делимобиль, в тексте данного договора указано, что он является публичной офертой, адресованной действительным активированным и незаблокированным пользователям сервиса «Делимобиль» и соответствующей на момент заключения настоящего договора требованиям, предъявляемым к пользователям в соответствии с договором Делимобиль.
Таким образом, из вышеуказанных положений договора можно сделать вывод, что речь идет об оферте для ограниченного круга лиц, а именно пользователей сервиса «Делимобиль», заключившим с компанией договор Делимобиль. Однако компания ошибочно определяет его как публичную оферту, которая адресуется неопределенному кругу лиц (ст. 437 ГК РФ).
Согласно п. 2.1 договора Демимобиль заключение договора аренды ТС также осуществляется посредством присоединения (ст. 428 ГК РФ) к нему арендатора в электронной форме через мобильное приложение. При этом создается электронная подпись в порядке, определенном договором Делимобиль14.
Таким образом, предоставление сервиса каршеринга рассматривается компанией не как отдельный договор, а как система правовых действий, направленных на организацию отношений по аренде автомобиля.
Представляется интересной позиция Арбитражного суда Уральского округа, изложенная в постановлении от 29.04.2021 № Ф09-1188/21 по делу № А60-33607/ 202015 по итогам рассмотрения кассационной жалобы ООО «Каршеринг Руссия» к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области. Указанным постановлением суд отменил решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.10.2020 и постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по тому же делу и отправил дело на новое рассмотрение.
Арбитражный суд Уральского округа указал, что общество взаимодействует с клиентами на основании договора Делимобиль и договора аренды транспортного средства. Суд кассационной инстанции отмечает, что для правильного разрешения настоящего спора судам нижестоящих инстанций надлежало дать квалификацию характеру взаимоотношений сторон по упомянутым договорам, что не было произведено.
Кассационный суд подчеркнул, что согласно преамбуле имеющегося в деле договора Делимобиль, он не является договором проката и не является публичной офертой, в соответствии со ст. 421 ГК РФ арендодатель свободен в заключении договора. Клиент в случае присоединения к договору однозначно определяет и оценивает свою возможность и необходимость заключения договора (присоединения к нему), что также свидетельствует о том, что договор является Д
договором присоединения, поскольку его условия определены арендодателем и
принимаются клиентом только посредством присоединения к договору в целом □
К
□
П А
ш □
14 URL: https://delimobil.ru/terms/contract (дата обращения: 19.10.2021).
15 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.04.2021 № Ф09-1188/21 по S
делу № А60-33607/2020 // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был. ДОГОВОР
(ст. 428 ГК РФ).
Суд округа считает ошибочным вывод апелляционного суда о квалификации указанного договора как публичного.
и Р
>
Арбитражный суд Уральского округа посчитал, что судами допущено неправильное толкование положений ст. 426 и 428 ГК РФ во взаимосвязи со ст. 421 ГК РФ, ошибочно определен статус договора Делимобиль.
Определением Верховного Суда РФ от 27.08.2021 № 309-ЭС21-14028 по делу № А60-33607/2020 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суд округа направил дело на новое рассмотрение и исходил из того, что судами нижестоящих инстанций не дана квалификация характеру взаимоотношений сторон по спорным договорам, ошибочно определен статус договора, что привело к неверному установлению фактических обстоятельств дела и их неверной оценке применительно к предмету спора16.
На сайте другого крупного каршеринг-сервиса BelkaCar (АО «Каршеринг»), пользователям предлагается для подписания лишь один вид договора, поименованный как договор присоединения и уточняется, что данный договор не является договором проката и публичной офертой (п. 10.10 договора). Стороны договора именуются как арендодатель и пользователь.
Кроме того, в п. 4.2.2 договора предусмотрена обязанность пользователя с использованием функционала приложения BelkaCar подписать (электронно) Акт приема-передачи Автомобиля17.
Сервис «Ситидрайв» (ООО «Новые транспортные системы») предлагает пользователям заключить договор аренды транспортного средства без экипажа посредством присоединения к условиям договора в электронной форме в порядке, установленном договором (п. 3.1 договора).
Согласно п. 3.3.2 договора, ознакомление арендатора в полном объеме с условиями настоящего договора путем проставления отметки («галочки») в специальном поле при регистрации в мобильном приложении «Ситидрайв», которую арендодатель и арендатор признают аналогом собственноручной подписи арендатора, равным по юридической силе собственноручной подписи арендатора по договору на бумажном носителе18.
В правилах использования сервиса «Яндекс.Драйв» указывается, что использование сервиса регулируется условиями использования сервиса «Яндекс. Драйв», а также документами ООО «Яндекс»: пользовательским соглашением сервисов «Яндекса», лицензией на использование поисковой системы «Яндекс», политикой конфиденциальности, лицензионным соглашением на использование программы «Яндекс.Драйв» для мобильных устройств, условиями подписки на «Яндекс.Плюс», правилами программы лояльности «Яндекс.Плюс Кэшбэк», лицензионным соглашением на использование программы «Яндекс.Драйв» для мобильных устройств, договором аренды транспортного средства (далее — договор аренды) в случае регистрации пользователя в Сервисе, а также дополнительными соглашениями к Договору19.
16 Определение Верховного Суда РФ от 27.08.2021 № 309-ЭС21-1402 // СПС «Консультант-Плюс». Документ опубликован не был.
17 URL: https://belkacar.ru/legal/contract.pdf (дата обращения: 20.10.2021).
18 URL: https://citydrive.ru/oferta (дата обращения: 20.10.2021).
19 Условия использования сервиса Яндекс.Драйв // URL: https://yandex.ru/legal/drive_ termsofuse/ (дата обращения: 20.10.2021).
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. КупнЬина ГМПОА1
УНИВЕРСИТЕТА Правовая природа договора каршеринга 2UI
имени o.e. кугафина(мгюд) и перспективы его развития
Проведенный выше анализ договоров позволяет сделать вывод о неоднозначном подходе каршеринговых компаний к квалификации договора каршеринга. Но, исходя из содержания договоров, речь в них идет об аренде транспортных средств без экипажа.
В доктрине также нет единства мнений относительно правовой природы договора каршеринга. Одни ученые относят этот договор к договору аренды транспортного средства без экипажа, другие — к договору проката20, третьи считают его договором краткосрочной аренды автомобиля,21 четвертые относят каршеринг к самостоятельному виду договора аренды22.
В комментарии к ст. 626 ГК РФ С. П. Гришаев, Ю. П. Свит, Т. В. Богачева отмечают, что сфера применения договора проката как разновидности договора аренды достаточно широка: граждане берут напрокат коньки, лодки, свадебные платья и т.д. В последнее время к договору проката относят и каршеринг23.
Авторы, которые оспаривают то, что договор каршеринга является разновидностью договора аренды транспортного средства без экипажа, обосновывают свою позицию требованием об обязательной письменной форме для договора аренды транспортного средства без экипажа, установленной законом (ст. 643 ГК РФ), тогда как договор каршеринга заключается посредством мобильного приложения либо через сайт агрегатора24.
Однако действующая редакция ст. 160 ГК РФ устанавливает, что письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.
Таким образом, заключение договора каршеринга посредством мобильного приложения или интернет-сайта не противоречит требованиям о письменной форме договора.
Кроме того, авторы указывают на отличие договора аренды транспортного
средства без экипажа от договора каршеринга по сроку действия. Так, если первый договор может заключаться на неограниченный срок, то каршеринг является краткосрочной арендой.
Бубновская Т. А., Суворов Ю. Б. К вопросу о каршеринге: правовые аспекты //
А
Ж
Юрист. 2018. № 7. С. 33 ; Соковиков М. О. Перспективы правового регулирования дого- Д
вора аренды (на примере специфической формы проката — каршеринга) // Нотариус.
2019. № 6. с. 13—15. П
21 Шестакова Е. В. Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2019 году //
СПС «КонсультантПлюс». 2019. П
22 Дерюгина С. Р. Каршеринг и райдшеринг: к проблеме правовой природы договоров // Гражданское право. 2019. № 4. С. 21.
23 Гришаев С. П., Свит Ю. П., Богачева Т. В. Постатейный комментарий к Гражданскому
кодексу Российской Федерации. Часть вторая // СПС «КонсультантПлюс». 2021. 5
24
Бубновская Т. А., Суворов Ю. Б. Указ. соч. С. 35. ДОГОВОР
>
А. И. Бычков определяет каршеринг как краткосрочную аренду автомобиля с поминутной тарификацией для внутригородских поездок большого количества клиентов25. Его концепцию разделяет Е. В. Шестакова26.
Ю. Н. Боярская подчеркивает, что для отдельных видов аренды в законодательстве выделены отдельные параграфы: аренда транспортных средств с экипажем и без него, прокат и т.д., при этом сохраняется связь с договором аренды как с родовым понятием, в случаях недостаточности специальных правил субсидиарно применяются общие положения об аренде. По ее мнению, аренда транспортных средств должна регулироваться различными положениями в зависимости от целей использования (коммерческой или потребительской) арендованных транспортных средств и, соответственно, их определенного субъектного состава27.
Таким образом, и в законодательстве, и в доктрине остается открытым вопрос: относится ли этот договор к одному из существующих видов договора аренды или является отдельным договором?
Полагаем целесообразным квалифицировать договор каршеринга как разновидность договора аренды транспортного средства без экипажа, обладающего следующими специфическими признаками:
— по субъектному составу арендодателями могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, а по «народному каршерингу» — физические лица; арендаторами могут быть только физические лица;
— объектом аренды являются только легковые автомобили, которые передаются во временное владение и пользование;
— каршеринг является краткосрочной арендой;
— договор каршеринга — это возмездный договор, в котором оплата устанавливается в зависимости от тарифа.
В настоящее время институт каршеринга продолжает активно развиваться в России и в мире. В связи с его социальной значимостью каршеринг получает в нашей стране мощную поддержку и стимулирование со стороны государственных органов. Так, в условиях пандемии коронавируса COVID-19 в ходе совещания по вопросам развития автомобильной промышленности и поддержки автопрома
24.04.2020 Президент России В. В. Путин подчеркнул, что в последние годы получили активное развитие так называемые каршеринговые услуги. Чтобы такие компании могли не только пройти непростой период, но и расширить, обновить свой автопарк, повысить доступность услуг для граждан в регионах, Президент заявил о необходимости выделить 2,5 млрд рублей на реализацию программы льготного лизинга для каршеринговых сервисов28.
Правительство Москвы также в целях повышения популярности каршеринг-сер-виса как разумной альтернативы владению личным автомобилем, внесло ряд изменений в правила и регламент предоставления услуг каршеринга постановлением от
14.09.2021 № 1422-ПП. В нем были увеличены максимальные габариты автомобиля
25 Бычков А. Поворкуем о коворкинге // ЭЖ-Юрист. 2017. № 42. С. 10.
26 Шестакова Е. В. Указ. соч.
27 Боярская Ю. Н. Анализ общих и специальных норм гражданского законодательства, регулирующих договор каршеринга // Юрист. 2019. № 8. С. 41.
28 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63274 (дата обращения: 22.10.2021).
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. КупнЬина ГМПОА1
УНИВЕРСИТЕТА Правовая природа договора каршеринга имени o.e. кугафина(мгюд) и перспективы его развития
каршеринга (длина не должна превышать 495 сантиметров, ширина — 200 сантиметров); повышен экологический класс автомобиля каршеринга с «Евро-4» до «Евро-5» для снижения объема вредных выбросов в атмосферу. Максимальный срок аренды автомобиля был увеличен с 24 часов до семи календарных дней.
Также добавлено требование по интеграции операторов каршеринга в приложение «Московский транспорт» с возможностью бронировать и оплачивать аренду автомобиля. Выдача льготных парковочных разрешений для машин каршеринга переведена в электронный вид.
Кроме того, в конце апреля 2021 г. Департамент транспорта города Москвы запустил в тестовом режиме в Москве и в Санкт-Петербурге проект «народного каршеринга». Данный сервис получил название «Рули». Он позволяет гражданам сдавать свой автомобиль в аренду другим физическим лицам. При этом собственник машины самостоятельно решает, кому и на каких условиях сдать в аренду свой автомобиль29. В России данный сервис пока работает в тестовом режиме, однако в других странах он успешно применяется уже достаточно давно. Так, в США этот вид каршеринга, получивший название Peer-to-Peer (P2P) carsharing урегулирован на законодательном уровне ряда штатов: Калифорнии (2010 г.), Колорадо (2019 г.), Индианы (2019 г.), Мэна (2019 г.), Мэриленда (2018 г.), Огайо (2019 г.), Орегона (2011 г.) и Вашингтона (2012 г.)30.
Общемировая задача защиты окружающей среды и сохранения природных ресурсов нашла выражение в Рекомендациях Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2020 № 35. Рекомендации предлагают предоставление налоговых и иных финансовых льгот и оказание административной помощи со стороны государственных органов государств — членов Коллегии (выделение земельных участков для парковки и установки зарядных установок и метановых топливозаправочных пунктов, упрощение процедур выдачи разрешительных документов) для компаний (инвесторов), готовых реализовать проекты по предоставлению в аренду транспортных средств (каршеринг) и по использованию такси с электрическими, гибридными двигателями и двигателями, работающими на компримированном и сжиженном природном газе31.
Правительство РФ распоряжением от 23.08.2021 № 2290-р приняло аналогичную Концепцию на внутринациональном уровне. В документе подчеркнуто, что эксплуатация электротранспортного средства уже может быть более выгодной, чем использование автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Экономия от потребления топлива делает выгодным использование электромобиля как мини- Р
мум в качестве такси и для краткосрочной аренды автотранспортного средства (каршеринга) в условиях города32. Д
А
I
29 URL: https://i.transport.mos.ru/ruli (дата обращения: 21.10.2021). П
30 Since 2010, at least 8 states — California, Colorado, Indiana, Maine, Maryland, Ohio, Oregon □ and Washington — approved P2P car sharing legislation. Сайт National Conference of State Legislatures (URL: http://www.ncsl.org/research/transportation/car-sharing-state-laws-and- А legislation.aspx#support (дата обращения: 20.10.2021)).
31 Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2020 № 35. Пп. 6 п. 5.
32 Распоряжение Правительства РФ от 23.08.2021 № 2290-р «Об утверждении Концепции S
по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта ДОГОВОР
>
Стремительное развитие новых технологий ставит перед социумом новые вызовы. На 78-й сессии Глобального форума по безопасности дорожного движения, членом которого является Российская Федерация, проходившего в Женеве 25—29 марта 2019 г., была принята Резолюция о внедрении в практику высоко-и полностью автоматизированных транспортных средств в условиях дорожного движения. Данный документ служит руководством для сторон Конвенции о дорожном движении, подписанной в Вене 08.11.1968, по безопасному внедрению в практику высоко- и полностью автоматизированных транспортных средств в условиях дорожного движения с целью способствовать повышению безопасности дорожного движения, мобильности и социально-экономическому прогрессу33.
В Российской Федерации действует Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.03.2020 № 724-р34. Согласно этой концепции, в ближайшей и среднесрочной перспективе ожидается активное внедрение в практику перевозок беспилотного такси, сопровождаемое расширением применения бизнес-моделей совместного использования транспортных средств в крупных мегаполисах (кар-шеринг, райдшеринг) (абз. 2 раздела IX постановления).
При этом под беспилотным транспортным средством в соответствии с концепцией понимается высоко- или полностью автоматизированное транспортное средство, функционирующее без вмешательства человека (в беспилотном режиме).
Согласно абз. 2 разд. X постановления, распространенной моделью развития транспортных услуг будет совместное использование высокоавтоматизированных транспортных средств и соответствующих информационных сервисов путем краткосрочной аренды транспортных средств — каршеринга или совместных поездок — райдшеринга.
В заключение подчеркнем, что, по нашему мнению, договор каршеринга, безусловно, нуждается в дополнительном нормативно-правовом регулировании. Считаем, что нормы, регулирующие этот вид договора и определяющие его правовую природу, должны быть введены в гражданское законодательство, а именно в § 3 гл. 34 Гражданского кодекса РФ. Полноценное нормативно-правовое регулирование каршеринга будет способствовать дальнейшему развитию данного института и шеринг-экономики в целом, а следовательно, обеспечит охрану природных ресурсов и окружающей среды, а также защиту прав и законных интересов участников правоотношений по договору каршеринга.
УНИВЕРСИТЕТА
O.E. КупнЬина ГМПОА1
в Российской Федерации на период до 2030 года». Абз. 12 разд. 2 // СЗ РФ. 2021. № 35. Ст. 6327.
33 URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/ece/trans/wp.1/2018/4/rev.3 (дата обращения: 19.10.2021).
34 Распоряжение Правительства РФ от 25.03.2020 № 724-р «Об утверждении Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования» // СЗ РФ. 2020. № 13. Ст. 1995.
УНИВЕРСИТЕТА Правовая природа договора каршеринга ^S^J^J
имени o.e. кутафина(мгюА) и перспективы его развития
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аюшеева И. З. Гражданско-правовое регулирование расчетных отношений в условиях развития экономики совместного потребления (sharing economy) // Lex russica. — 2019. — № 9 (154). — С. 43—50.
2. Боярская Ю. Н. Анализ общих и специальных норм гражданского законодательства, регулирующих договор каршеринга // Юрист. — 2019. — № 8. — С. 39—43.
3. Бубновская Т. А., Суворов Ю. Б. К вопросу о каршеринге: правовые аспекты // Юрист. — 2018. — № 7. — С. 32—36.
4. Бычков А. И. Поворкуем о коворкинге // ЭЖ-Юрист. — 2017. — № 42 (993).
5. Гоишаев С. П., Свит Ю. П., Богачева Т. В. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая // СПС «Консультант-Плюс». — 2021
6. Дерюгина С. Р. Каршеринг и райдшеринг: к проблеме правовой природы договоров // Гражданское право. — 2019. — № 4. — С. 20—23.
7. Емелькина И. А. Право собственности на недвижимое имущество в условиях экономики совместного потребления и цифровизации // Гражданское право. — 2021. — № 4. — С. 3—6.
8. Соковиков М. О. Перспективы правового регулирования договора аренды (на примере специфической формы проката-каршеринга) // Нотариус. — 2019. — № 6. — С. 13—15.
9. Шестакова Е. В. Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2019 году // СПС «КонсультантПлюс». — 2019.
и
А Ж
Д А I П
К
□
А
ш □
ш □
S
ДОГОВОР
>