К.Х. Усаева
ПРОБЛЕМАТИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ПРИМЕРЕ КАРШЕРИНГА
В настоящее время прослеживается тенденция активного использования транспортных средств, все больше людей стали прибегать к услугам каршеринга. Актуальность данной статьи заключается в новизне данной услуги. Каршеринг определяется как вид краткосрочной аренды автомобилей. На сегодняшний день каршеринг ученые предлагают рассматривать в качестве договора проката, договора аренды транспортных средств без экипажа, поэтому данная тема требует более подробного изучения.
Ключевые слова: каршеринг, договор, аренда, прокат, аренда транспортных средств, имущество, гражданско-правовые обязательства.
На сегодняшний день прослеживается тенденция активного использования транспортных средств. Статистика показывает, что количество зарегистрированных пользователей использующих каршеринг постоянно растет, что оказывает влияние на транспортную ситуацию и экологию в целом. Появление краткосрочной аренды транспортных средств побуждает задуматься о перспективе и эффективности данной услуги. Каршеринг выступает как средство борьбы с транспортной загруженностью, снижением количества личного транспорта на улицах города.
В настоящее время каршеринг определяется как вид краткосрочной аренды автомобилей, но специальные нормы гражданского законодательства о каршеринге отсутствуют, как и конкретное определение к какому виду договора аренды можно отнести каршеринг.
В данной научной работе мы проведем анализ договора, который сравнительно недавно появился на территории Российской Федерации «каршеринг».
Принцип использования данного вида договора следующий - это коллективное использование транспортного средства, что позволяет арендатору получить транспортное средство в любое для него время и в любом месте.
Стоит также отметить, что договор каршеринга представляет собой краткосрочное использование транспортного средства с поминутной тарификацией для большого количества зарегистрированных в приложении клиентов.
Преимуществом данного договора является то, что заключение не предполагает письменного вида, а все действия происходят в онлайн формате телекоммуникационной сети «Интернет» с помощью приложений на смартфоне.
Для того, чтобы подробнее раскрыть сущность и правовую проблематику договора каршениг необходимо дать общеустановленные понятия данного правоотношения.
Сегодня существует ряд ученных-цивилистов, которые определяют данные правоотношения следующим образом:
М.А. Берфельд дает следующее понятие каршерингу: «Каршеринг (англ. carsharing от car "легковой автомобиль" и sharing "совместное использование; передача другому" от англ. (to) share "поделиться") — вид пользования автомобилем, когда одна из сторон не является его собственником. Это вариант аренды автомобиля у профильных компаний (чаще всего для внутригородских и/или коротких поездок) или частных лиц (на любой срок и расстояние поездки — по договоренности). [3, с.14]
И.А. Былинин анализируя в своей научной работе проблематику административного регулирования договора каршеринга, дает следующее обоснованное определение: «За правовую основу понятия каршеринг следует взять постановление Правительства Москвы от 31 августа 2011 г. № 405-1III. где каршеринг - это краткосрочная (до 24 часов) аренда легковых автомобилей на основе поминутной тарификации физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением такими физическими лицами предпринимательской деятельности. Однако, в целях совершенствования содержания договора в раздел права и обязанности сторон предлагаем внести соблюдение обязательных требований по обеспечению безопасности до-
© Усаева К.Х., 2021.
рожного движения в сфере эксплуатации транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В таком варианте условий договора появляется возможность осуществлять контроль за каршеринг компаниями, в части привлечения к ответственности за несоблюдение обязательных требований по обеспечению безопасности дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при технической эксплуатации транспортных средств.». [2, с.2]
Стоит также отметить, что такие виды правоотношений на данный момент не закреплены на законодательном уровне, что влечет за собой ряд проблем по их регулированию.
Таким образом, как отмечалось выше, в российском законодательстве нет определенной правовой природы договора каршеринга. Некоторые ученые считают, что договор каршеринга является типовым договором проката ссылаясь на краткосрочность использования и неопределенностью объекта аренды, то есть каждый арендатор имеет право на любое транспортное средство из автопарка и в договоре с юридическим лицом будет указано просто транспортное средство без выделения государственного регистрационного знака и это является особенностями договора проката.
С другой стороны существует другая позиция, которую регламентируют юридические лица, осуществляющие оказание услуги каршеринга, которые позиционируют свои правоотношения с арендатором как договор аренды. Такая позиция со стороны юридических лиц обоснованная, так как по договору аренды больше гарантии защиты и прав для оспаривания различных ситуации для арендодателя, чем по договору проката.
Также, стоит отметить мнение И.З. Аюшевой, которая в своей научной работе, на наш взгляд обоснованно, делает следующие выводы: «Сам смысл договора аренды транспортных средств заключается в том, что имущество передается прежде всего во владение и пользование арендатору, который по общему правилу получает также ограниченную возможность распоряжаться объектом аренды, извлекать из него выгоду, использовать по своему усмотрению в течение всего срока действия договора. Однако существо каршеринговых отношений не дает (и не должно давать) такой возможности пользователю. В договоре каршеринга всегда жестко ограничивается территория использования автомобиля, возможность парковки транспортных средств (запрещено парковать на закрытых территориях, например), кроме того, арендодатель имеет техническую возможность отследить перемещение автомобиля и заглушить его двигатель дистанционно.». [1, с.7-8]
Данная проблема актуальна и на сегодняшний день, поэтому мы предлагаем следующие пути решения данной проблемы:
1. Необходимо Правительству РФ рассмотреть вопрос о создании инструкции по использованию оказанию услуги каршенинга и определить его статус в нормативно правовых актах.
2. Также необходимо федеральным законодательным органам разработать проект нормативного акта для изменения гражданского кодекса в отношении договора аренды транспортного средства в части оказания услуги каршеринга и учесть все ее особенности использования.
Таким образом, договор каршеринга нельзя без внесения соответствующих изменений в нормы законодательства Российской Федерации обозначить ни в качестве договора проката, ни в качестве договора аренды транспортного средства без экипажа. В данный момент стоит предположить, что к отношениям каршеринга могут быть применены общие положения о договоре аренды с учетом действия принципа свободы договора. В связи с особенностью потребительских целей заключения договора каршеринга также могут быть применены положения законодательства о защите прав потребителей при их нарушении. При отсутствии императивных норм гражданского законодательства о договоре каршеринга трудно оценить пределы действия принципа свободы договора в этой сфере, в связи с этим это также требует дальнейшего осмысления и поиска путей решения обозначенной проблемы.
Библиографический список
1. Аюшева И.З. Гражданско-правовое регулирование отношений по совместному использованию траспортных средв на примере каршеринга // Вектор юридической науки - Москва: МГЮА, 2019. - №2, С. 8
2. Былинин Игорь Александрович К вопросу административно - правового регулирования каршеринга и применения федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения к его участникам // МБ: Административное право и практика администрирования. 2020. №3. С. 11
3. Берьфельд М.А. Московский каршеринг //Автомобиль, дорога, инфраструктура -Москва : МАДИ, 2019. -№1, С. 19
УСАЕВА КАРИНА ХАКИМОВНА - магистрант, Астраханский государственный университет, Россия.