_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.23672/SAE.2023.11.28.029 УДК 340
© ®
Attribution
сс by
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ПРИНЦИПАХ ФЕРМЕРСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ РЫНКА
Аннотация. Несмотря на существующие проблемы, в агропромышленном комплексе России происходит постепенное повышение предпринимательской активности, развитие разнообразных организационно-правовых форм хозяйствования на селе. Учитывая высокую социально-экономическую значимость и существенный потенциал для дальнейшего роста показателей в аграрной сфере в нашей стране, качественное правовое регулирование и развитие фермерского предпринимательства становится особенно актуальным.
Цель: рассмотреть вопросы правового регулирования и принципы фермерского предпринимательства в Российской Федерации в условиях развивающегося рынка.
Методы: анализ, синтез, обобщение и систематизации научных источников по проблеме исследования.
Результаты: рассмотрен основной источник права в Российской Федерации - нормативный правовой акт, как инструмент регулирования фермерского предпринимательства в условиях развивающегося рынка. Проанализированы основные нормативные правовые акты, регулирующие фермерское предпринимательство в современной России. Отмечено, что в качестве главного регулятора основ предпринимательской деятельности (в частности, базовые принципы и положения о ведении бизнеса в нашей стране, о свободе предпринимателей в реализации своих прав, и другое) в Российской Федерации выступает Конституция России
Выводы: сделан вывод о том, что фермерское предпринимательство играет ключевую роль в развитии сельских территорий России, представляя собой не только экономическую основу для многих регионов, но и способствуя социально-экономическому развитию. Отмечено, что в сельском хозяйстве фермерские хозяйства занимают особое место, так как они являются источником сырья для пищевой промышленности, а также обеспечивают продовольственную безопасность страны.
Ключевые слова: предпринимательство, рынок, правовое регулирование, фермерское хозяйство, агропромышленный комплекс, малые формы хозяйствования, личное подсобное хозяйство.
Abstract. Despite the existing problems, in the Russian agro-industrial complex there is a gradual increase in entrepreneurial activity and the development of various organizational and legal forms of farming in rural areas. Considering the high socio-economic importance and significant potential for further growth of indicators in the agricultural sector in our country, high-quality legal regulation and development of farm entrepreneurship becomes especially relevant.
Object: to consider issues of legal regulation and principles of farm entrepreneurship in the Russian Federation in a developing market.
Methods: analysis, synthesis, generalization and systematization of scientific sources on the research problem.
Findings. The main source of law in the Russian Federation is considered - a regulatory legal act, as an instrument for regulating farm entrepreneurship in a developing market. The main regulatory legal acts regulating farming entrepreneurship in modern Russia are analyzed. It is noted that the Constitution of Russia acts as the main regulator of the fundamentals of entrepreneurial activity
Кудашев С.Е.
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION AND PRINCIPLES OF FARM ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION IN A DEVELOPING MARKET
Sergey E. Kudashev
Moscow Financial and Industrial University «Synergy
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
(in particular, the basic principles and provisions on doing business in our country, on the freedom of entrepreneurs to exercise their rights, etc.).
Conclusions. It is concluded that farm entrepreneurship plays a key role in the development of rural areas in Russia, representing not only the economic basis for many regions, but also contributing to socio-economic development. It is noted that farms occupy a special place in agriculture, as they are a source of raw materials for the food industry, and also ensure the country's food security.
Keywords: entrepreneurship, market, legal regulation, farming, agro-industrial complex, small forms of farming, private farming.
Введение.
Сельскохозяйственная отрасль является стратегически значимой для жизнедеятельности современной России. Она представляет совокупность различных по форме хозяйствующих субъектов, занимающихся производством, переработкой и сбытом продукции. В условиях рыночной экономики существенное значение для отрасли, как показывает мировой опыт, приобретает фермерское предпринимательство. Так, следует признать, что развитие малых форм хозяйствования представляет из себя аспект развития не только бизнес-индустрии, но и является важнейшим фактором обеспечения сырьевой и продовольственной безопасности [13]. На 01 января 2023 года в России насчитывалось 39815 индивидуальных предпринимателей в сфере крестьянского (фермерского) хозяйства [13].
Обсуждение.
Фермерские предприниматели - малые формы хозяйствования (далее - МФХ) или крестьянско-фермерские хозяйства (далее - КФХ) - современные хозяйствующие субъекты, которые занимаются выращиванием, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, и предоставляют разнопрофильные услуги предприятиям сельскохозяйственной сферы деятельности.
В частности, в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее - ГК РФ) законодатель относит предпринимательскую деятельность к одному из видов деятельности, где основополагающим факторами её реализации являются: риски, систематическое получение прибыли, выполнение работ и услуг, а также посредническое представительство на основании специального разрешения или лицензии.
Крестьянское фермерское хозяйство представляет собой не просто форму организации сельскохозяйственного производства, но и уникальную социально-экономическую единицу, существенно отличающуюся от крупных агропромышленных комплексов или предприятий. Это - объединение, основанное на общих интересах и целях, часто укоренено в исторически сложившиеся традициях сельской местности, где ценится близость к земле и сельскохозяйственному труду.
Принципиально важной чертой крестьянского фермерского хозяйства является волевое реше-
ние его членов объединить усилия для совместного ведения хозяйства. В большинстве случаев это решение основывается на родственных связях, однако возможно также привлечение и других близких лиц, например, друзей или партнеров, которые разделяют общие взгляды на управление и развитие хозяйства, а также готовы нести совместную ответственность за его результаты.
Общая собственность на сельскохозяйственное имущество, включая землю, сельхозтехнику, постройки, скот и другие ресурсы, является фундаментом для стабильности и развития таких хозяйств. Совместное владение и управление способствуют более эффективной организации производственных процессов, позволяют оптимизировать расходы и усилия, а также обеспечивают возможность для масштабирования бизнеса
В.Ю. Меньшиков [11] и Т.П. Шишмарева [14], изучая особенности крестьянских фермерских хозяйств, подчеркивают их важность как формы семейного предпринимательства. Такое понимание подразумевает, что фермерское хозяйство включает не только экономическую составляющую, но и культурно-историческую, социальную и образовательную, так как семья, ведущая такое хозяйство, неизбежно вносит вклад в социальную структуру и культурную жизнь сельского сообщества.
Кроме того, крестьянские фермерские хозяйства часто становятся источником инноваций и экспериментальных подходов в агрономии, поскольку фермеры заинтересованы в увеличении производительности и качества своей продукции, что, в свою очередь, стимулирует их искать новые решения и адаптироваться к изменениям в сельскохозяйственной индустрии и рыночных условиях.
Стоит отметить, что указанный тип хозяйствования имеет свои стойкие и очевидные преимущества:
- гибкость к различным рыночным условиям и изменениям;
- оптимизация административного ресурса, и минимизация посредников в вопросах развития своего дела;
- исключение из модели хозяйствования достаточно большого спектра требований, которые, как правило, применяются к более крупным
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
агропромышленным и государственным предприятиям [12].
Однако, на наш взгляд, разумно согласиться и с точкой зрения авторов научной работы «Правовой статус крестьянского (фермерско-го)хозяйства: особенности становления, современное состояние и перспективы развития», которыми вопрос функционирования КФХ ставится в зависимость от их качественной пользы для развития сельского хозяйства [9].
Выступая в качестве коммерческой организации, ориентированной на получение прибыли от реализации, переработки либо от сбыта произведенной сельхоз продукции, фермерское хозяйство ставит своей целью ведение сельскохозяйственной производственной и иной сопутствующей экономической деятельности. При определенных условиях создание крестьянского фермерского хозяйства может быть достаточно прибыльным бизнесом.
Далее, проанализируем основные нормативные правовые акты, регулирующие фермерское предпринимательство в современной России. Так, в качестве главного регулятора основ предпринимательской деятельности (в частности, базовые принципы и положения о ведении бизнеса в нашей стране, о свободе предпринимателей в реализации своих прав, и другое) в Российской Федерации выступает Конституция России.
В свою очередь, принципы, относительно непосредственного создания субъектов предпринимательства, порядка их функционирования и легитимности на территории нашего государства, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и специальными федеральными законами (к примеру: «Об обществах с ограниченной ответственностью» [2], «Об акционерных обществах» [3], «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [4] и др.).
Начало правового регулирования основ фермерского берет в федеральном законодательстве и, в первую очередь, выражается в следующих нормативных актах: № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [2], № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» [6] и № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»[7]. Так, федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - № 74-ФЗ), непосредственно выделяются основные принципы и начала, а также особенности реализации указанного вида деятельности на практике. Кроме этого, в данном акте проводится параллель между позициями, которые затрагивают схожую модель регулирования на уровне признания той или иной деятельности сельскохозяйственной. В частности, в федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» [8], дается определение фермерского хозяйства, а также дается оценка возможного влияния на его развитие со стороны государственного управления.
Во второй главе Федерального закона Российской Федерации № 74-ФЗ подробно изложены нормы и правила, касающиеся формирования фермерских хозяйств (КФХ). Закон определяет правовые основы для создания таких хозяйств, а также устанавливает кто может быть инициатором и членами фермерского хозяйства. В соответствии с этими положениями, фермерское хозяйство может быть организовано как одним человеком, так и группой лиц, которые имеют цель заниматься сельским хозяйством.
Результаты.
В процессе образования КФХ необходимо заключить учредительное соглашение, в котором будут зафиксированы основные аспекты деятельности хозяйства. Соглашение должно содержать данные о каждом из членов КФХ, включая информацию о том, кто из членов будет признан главой хозяйства. Также, важным элементом является описание прав и обязанностей участников, правил внесения имущественного вклада в общее дело и условий распределения доходов и убытков.
Дополнительно в соглашении должны быть указаны механизмы принятия решений внутри КФХ, а также порядок вступления новых членов и выхода из состава хозяйства. Важной частью документации является приложение, содержащее документы, подтверждающие родственные связи между участниками КФХ, в случае если хозяйство образуется не одним человеком, а группой родственников.
После заключения соглашения и формирования пакета необходимых документов, КФХ подлежит государственной регистрации. Этот процесс осуществляется в Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, где фермерское хозяйство получает статус юридического лица, что позволяет ему в полной мере осуществлять свою деятельность в рамках законодательства Российской Федерации.
В случае, когда фермерское хозяйство создается одним гражданином, процедура упрощается, поскольку не требуется согласование условий с другими членами и подтверждение родственных связей, поскольку хозяйство будет единолично управляемым. Однако, и в таком случае необходимо пройти процедуру регистрации в государственных органах, чтобы получить официальный статус и иметь возможность вести хозяйственную деятельность.
В дополнение к основным положениям, изложенным в Федеральном законе № 74-ФЗ, уточняется, что крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) состоит из имущества, которое может включать в себя земельные участки, сельскохозяйственную технику, здания, сооружения, животных, а также иные материальные и нематериальные активы. Все эти компоненты являются
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
необходимыми для ведения сельскохозяйственной деятельности и формируют экономическую основу КФХ.
Согласно закону, правила об управлении и распоряжении имуществом КФХ устанавливаются на основании внутреннего соглашения между его членами. Это соглашение регулирует вопросы использования имущества, его распределения в случае получения доходов, а также порядок раздела в случае ликвидации хозяйства или выхода его членов. При этом важно отметить, что имущественные отношения в рамках КФХ должны соответствовать положениям Гражданского кодекса РФ, особенно это касается моментов наследования.
Наследование имущества КФХ регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, что означает применение общих правил наследования, определенных в данном кодексе. Таким образом, в случае смерти одного из членов КФХ, его доля в имуществе хозяйства переходит к его наследникам по закону или по завещанию.
Кроме того, Федеральный закон № 74-ФЗ содержит нормы, регламентирующие процедуру прекращения деятельности КФХ. Это может произойти в различных случаях, таких как решение учредителей, признание фермерского хозяйства банкротом, по решению суда и по иным основаниям, предусмотренным законодательством. Порядок ликвидации КФХ также детально прописан в законе, который включает в себя этапы подачи соответствующих заявлений, уведомление кредиторов, проведение расчетов с долгами и распределение оставшегося имущества между членами хозяйства.
В дополнение к этому, упомянутый ранее Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» направлен на регулирование деятельности ЛПХ, которые хотя и имеют схожие черты с КФХ, тем не менее, отличаются по целям и условиям ведения. ЛПХ обычно не предполагает коммерческой деятельности и служит для обеспечения нужд семьи владельца. Данный закон устанавливает основания для создания, ведения и прекращения деятельности личных подсобных хозяйств, а также определяет их правовой статус и порядок использования земельных участков и других ресурсов.
Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации, а также содержит основные дефиниции таких понятий как «сельскохозяйственная кооперация», «сельскохозяйственный кооператив», «член кооператива», «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и др.
Заключение.
Подводя итоги настоящего исследования, отметим, что фермерское предпринимательство играет ключевую роль в развитии сельских территорий России, представляя собой не только экономическую основу для многих регионов, но и способствуя социально-экономическому развитию. В сельском хозяйстве фермерские хозяйства занимают особое место, так как они являются источником сырья для пищевой промышленности, а также обеспечивают продовольственную безопасность страны.
Во-первых, создание и успешная деятельность КФХ способствует решению важнейшей задачи -организации рабочих мест в сельской местности. Это обусловлено необходимостью наращивания трудовых ресурсов для обработки земельных участков, ухода за животными и реализации продукции. При этом фермерские хозяйства часто используют инновационные технологии и подходы, что повышает их конкурентоспособность и эффективность.
Во-вторых, благодаря развитию фермерских хозяйств улучшается качество жизни сельского населения. Это достигается за счет обеспечения стабильного дохода для фермеров и создания социальной инфраструктуры: в результате их деятельности в селах строятся новые жилые дома, появляются магазины, аптеки, медицинские пункты, что делает проживание в сельской местности более комфортным и привлекательным.
В-третьих, заметное влияние КФХ оказывается на культурное развитие сельских территорий. Фермеры заинтересованы в создании благоприятного образа своего региона, что побуждает их вкладывать средства в строительство и восстановление школ, детских садов, культурных учреждений, дорог и храмов. Это, в свою очередь, приводит к возрождению и сохранению культурного наследия регионов, традиций и обычаев.
В-четвертых, фермерские хозяйства вносят значительный вклад в развитие сельского туризма -одного из перспективных направлений, которое привлекает в села туристов [11]. Сельский туризм позволяет гостям ознакомиться с жизнью сельской местности, принять участие в сельскохозяйственных работах, попробовать местную продукцию и насладиться уникальной природой. Это не только способствует дополнительному доходу фермерских хозяйств, но и укрепляет связь между городом и сельской местностью, позволяя городским жителям лучше понять истоки своей еды и важность сельского хозяйства.
Таким образом, фермерское сельское хозяйство обладает огромным потенциалом для развития российской экономики и обеспечения устойчивого роста и процветания сельских территорий.
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
2. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
3. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.
5. Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 24. Ст. 2249.
6. Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О личном подсобном хозяйстве» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 28. Ст. 2881.
7. Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О сельскохозяйственной кооперации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.
8. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О развитии сельского хозяйства» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (часть 1). Ст. 27.
9. Бычко М.А. Правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства: особенности становления, современное состояние и перспективы развития / М.А. Бычко, И.А. Комаревцева // Правовая политика и правовая жизнь. 2018. № 2. С. 63.
10. Муравьева М.В. Проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских индивидуальных предпринимателей / М.В. Муравьева, И.Л. Воротников, А.Ш. Ситалиев // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2023. Т. 16. № 1(76). С. 244.
11. Меньшиков В.Ю. Крестьянское (фермерское) хозяйство как форма семейного предпринимательства / В.Ю. Меньшиков // ПРЭД. 2022. № 4. С. 45.
12. Очирова Т.Ч. Проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств / Т.Ч. Очирова // Молодой ученый. 2021. № 2(344). С. 266.
13. Число крестьянских (фермерских) хозяйств на 01 января 2023 года. ЫЯЬ : https://www.akkor.ru/sites/ default/files/chislo_kfh_na_1.01.2023.pdf (дата обращения 25.08.2023).
14. Шишмарева Т.П. Правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства как семейного предприятия / Т.П. Шишмарева // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2022. № 12(100). С. 147-154.
References:
1. The Civil Code of the Russian Federation (Part One) dated 11/30/1994 № 51-FZ (as amended on 07/24/2023) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1994. № 32. Art. 3301.
2. Federal Law № 14-FZ dated 02/8/1998 (as amended on 06/3/2023) «On Limited Liability Companies» // Collection of legislation of the Russian Federation. 1998. № 7. Art. 785.
3. Federal Law № 208-FZ dated 12/26/1995 (as amended on 08/04/2023) «On Joint-Stock Companies» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. № 1. Art. 1.
4. Federal Law № 129-FZ dated 08.08.2001 (as amended on 07/24/2023) «On State Registration of Legal Entities and Individual Entrepreneurs» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2001. № 33 (Part I). Art. 3431.
5. Federal Law № 74-FZ dated 11.06.2003 (as amended on 12/06/2021) «On peasant (farm) farming» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2003. № 24. Art. 2249.
6. Federal Law № 112-FZ dated 07.07.2003 (ed. from 06/13/2023) «On personal subsidiary farming» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2003. № 28. Art. 2881.
7. Federal Law № 193-FZ dated 08.12.1995 (as amended on 08.08.2023) «On agricultural cooperation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1995. № 50. Art. 4870.
8. Federal Law № 264-FZ of 12/29/2006 (as amended on 08/04/2023) «On the development of agriculture» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2007. № 1 (1 part). Art. 27.
9. Bychko M.A. The legal status of a peasant (farmer) farms: peculiarities of formation, current state and prospects of development / M.A. Bychko, I.A. Komarevtseva // Legal policy and legal life. 2018. № 2. P. 63.
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
10. Muravyeva M.V. Problems and prospects of development of peasant (farm) farms and rural individual entrepreneurs / M.V. Muravyeva, I.L. Vorotnikov, A.Sh. Sitaliev // Bulletin of the Voronezh State Agrarian University. 2023. Vol. 16. № 1(76). P. 244.
11. Menshikov V.Yu. Peasant (farm) economy as a form of family entrepreneurship / V.Yu. Menshikov // PRAED. 2022. № 4. P. 45.
12. Ochirova T.Ch. Problems and prospects of development of peasant (farm) farms / T.Ch. Ochirova // Young scientist. 2021. № 2(344). P. 266.
13. The number of peasant (farm) farms as of January 01, 2023. URL : https://www.akkor.ru/sites/default/files/ chislo_kfh_na_1.01.2023.pdf (date of application 08/25/2023).
14. Shishmareva T.P. The legal status of a peasant (farmer) farm as a family enterprise / T.P. Shishmareva // Bulletin of the O.E. Kutafin University. 2022. № 12(100). P. 147-154.
Информация об авторе
Кудашев Сергей Евгеньевич
аспирант,
Московский финансово-промышленный университет «Синергия» semenkorol02@gmail.com
Sergey E. Kudashev
Postgraduate Student,
Moscow Financial
and Industrial University «Synergy»
semenkorol02@gmail.com