Научная статья Original article УДК 346.25
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
PROBLEMS OF THE LEGAL STATUS OF PEASANT FARMING IN RURAL
AREAS
ЁШ
Водолазова Алла Андреевна, Магистрант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69), тел. 8(964) 037-22-41, email: [email protected]
Григорянц Сергей Анушанович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского процесса, (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69), 8(918) 527 13 14
Vodolazova Alla Alexandrovna, Master student of the Rostov State University of Economics (RINH) (344002, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya St., 69), tel. 8 (964) 037-22-41
Grigoryants Sergey Anushanovich, PhD in Law, Associate Professor, Professor of the Department of Civil Procedure of the Rostov State University of Economics (RINH), (344002, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya st., 69), tel. 8 (918) 527 13 14
Аннотация. Целью данной научной статьи является анализ правового положения субъектов малого предпринимательства в сельской местности и выявление основных проблем права в организации и ведении малого
1816
предпринимательства в сельской местности и предложение путей их решения. В данной статье в процессе определения правового положения малых форм предпринимательства было подобрано 2 варианта метода определения правовых проблем:
Первым методом определения правовой проблемы является сравнительно -правовой. Данный метод пользуется эффективностью в сравнении, характеристике и выявлении особых правовых положений у крестьянского фермерского хозяйства.
Вторым методом определения правовой проблемы выступает анализ правовых норм, судебной и правоприменительной практики. В разрезе анализа положений действующего законодательства Российской Федерации можно выявить само значение правовой нормы и его нормативы, определить уровень влияния на развитие социальных отношений, кем выступают в основной малые формы фермерства на сельской местности.
Для эффективной деятельности и работы на территории сельской местности появляется главная цель у представителей законодательства Российской Федерации в роли создания эффективной, стабильной и комфортной среды для мелких сельскохозяйственных кооперативов.
Abstract. The purpose of this scientific article is to analyze the legal status of small businesses in rural areas and identify the main problems of law in the organization and conduct of small businesses in rural areas and suggest ways to solve them. In this article, in the process of determining the legal status of small businesses, 2 options for the method of determining legal problems were selected: The first method of defining a legal problem is comparative legal. This method is effective in comparing, characterizing and identifying the special legal provisions of a peasant farm.
The second method for determining a legal problem is the analysis of legal norms, judicial and law enforcement practice. In the context of the analysis of the provisions of the current legislation of the Russian Federation, it is possible to identify the very meaning of the legal norm and its norms, to determine the level of influence on the
1817
development of social relations, who are the main small forms of farming in rural areas.
For effective activity and work in rural areas, the main goal of representatives of the legislation of the Russian Federation appears in the role of creating an effective, stable and comfortable environment for small agricultural cooperatives. Ключевые слова: индивидуальный предприниматель; КФХ; крестьянское фермерское хозяйство; сельское хозяйство; права; нормы; закон; проблема; село.
Keywords: individual entrepreneur; PF; peasant farming; Agriculture; rights; norms; law; problem; village.
Понятие самого Фермерского хозяйства, выявление действующих и будущих проблем и разработка мер по решению этих действующих проблем для дальнейшего успешного развития этой формы сельскохозяйственного предпринимательства и бизнеса за последние действующие годы является очень актуальной громкоговорящей темой.
Основные правовые положения о понятия любого правового аспекта на уровне законодательства разъяснены в Конституции Российской Федерации [1].
Согласно Гражданскому Кодексу Статьи 86.1. «Граждане и лица, которые ведут общую трудовую деятельность в области сельского хозяйства без образования юр., лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (К(Ф)Х), вправе создать юр., лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство (К(Ф)Х)» [2].
Но зачастую и встречаются различные своего рода ситуации, прописанные Федеральным Законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ, где в первой статье данного действующего существующего Закона говорится о понятии самого крестьянского фермерского хозяйства (далее КФХ) [3]. В данной научной статье понятие КФХ представляется собой как «объединение физических лиц и граждан, связанных родством и (или) семейным свойством,
1818
имеющих в общей собственности личное имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную фермерскую деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции и товаров материальной ценности), основанную на их личном участии и деятельности» [3].
Крестьянское Фермерское Хозяйство (далее КФХ) может быть также зарегистрировано правоприменительно в качестве индивидуального предпринимателя - Главы Крестьянского Фермерского Хозяйства (Глава К(Ф)Х).
Правовое юридически действующее положение Крестьянского Фермерского Хозяйства (К(Ф)Х) имеет особую проблему дуализма в отношении статуса юридически зарегистрированного предприятия. С одной интересно юридически-научно обоснованной стороны данная действующая весомая проблема дуализма права выражается том, что в индивидуализации прав главы Крестьянского Фермерского Хозяйства КФХ. Сегодня КФХ является по российскому законодательству индивидуальным
предпринимателем, но и может являться, если посмотреть с другой стороны дуализма, как выражение его характерными чертами действующего сельского хозяйства корпоративного субъекта, то есть как предпринимательская юридическая деятельность в сфере сельского хозяйства в условиях семейно-трудового коллектива [4].
Как раз вот по последнему семейному признаку выявляется ряд колоссальных существующих проблем. Исторически семейный признак был сформирован на традиционном фоне формирования и деятельности хозяйства всеми членами семьи. Однако, спустя время, и прошедшие неоднократные аграрные реформы данное исторически верное значение семейного признака исказилось в законодательном смысле [4].
Наконец, Гражданский Кодекс, который действует с правками после внесения в него изменений Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-Ф3 в статье 86.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации не регламентирует,
1819
кто является членами крестьянского фермерского хозяйства (КФХ), созданного в качестве юридического лица [2]. Вообще по смыслу самого понятия КФХ закон и законодательные его акты, нормативы и права никак не ограничиваются по факту семейным признаком. Если рассмотреть любой пример, то данная форма хозяйственного действования по идее, не имеет сугубого отличия от обычных производственных кооперативов.
Как говориться в Гражданском Кодексе той же статьи пункта пять «правовое положение КФХ, которое создано уже как юр., лицо должно быть урегулировано специальным законом» [2]. Но есть особый интересный момент - такой закон до сих пор не принят и не введен.
К чему же это все способствует и к какому выводу приводит для начала возникает такое повествование. Можно сделать заключение в том, что новая принятая и действующая модель КФХ, основанная и построенная на статье 86.1 ГК РФ полностью противоречит традиционной сущности и понятию Крестьянского (Фермерского) Хозяйства. Данная форма сельского хозяйства по своей сути перестала содержать семейный признак как основной фактор, ну что ко всему приводит к значению сельскохозяйственных кооперативов [2].
Изучив нормативные законодательные акты был выявлен определенный вывод, который прежде всего подразумевает изменение законодательных норм. Прежде всего, необходимо предусмотреть, что члены крестьянского хозяйства - это определённые граждане, состоящие в семейном родстве и являющиеся членами одной семьи. Также в процессе данного исследования выявилось особое предложение, которое выражается в нормативном закреплении значении фермерского хозяйства - прежде всего это многосемейные объединения граждан; членами различных типов фермерских хозяйств могут быть лица, являющиеся членами нескольких семей.
Следующая проблема КФХ является Законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве противоречиво и непоследовательно урегулировало правовой режим его имущества.
1820
Наконец ГК РФ (после внесения в него изменений Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-Ф3) п. 2 ст. 86.1 ГК РФ установил, что «имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного как юридическое лицо, принадлежит ему на праве собственности» [2].
Оптимальным будет установление режима общей совместной собственности членов хозяйства на его имущество, но не общей долевой собственности, как это закрепил указанный Закон. Такой подход подразумевает признание и равную защиту имущественных прав всех членов крестьянской семьи, как непосредственно ведущих сельскохозяйственное производство, так и ведущих домашнее хозяйство, помогающих своим опытом, специальными знаниями [4].
Для многосемейных фермерских хозяйств (хозяйств семейного типа), сконструированных Федеральным Законом № 74, оптимальным будет установление права общей долевой собственности членов хозяйства на его имущество, но не общей совместной, как это закрепил этот Закон [3].
«Лица, которые также являются членами нескольких семей, допустим дальние родственники, ну или те, кто не состоит в принципе в родственных связах (имея в виду Федеральный Закон № 74), если рассматривать с точки зрения логичности и объективности, по логическому факту они не должны иметь права на имущество фермерского крестьянского хозяйства «[3].
В общем положении можно закрепить для КФХ определенные условия, в которых должны быть закреплены права и основные условия и отношения участников КФХ и на многосемейные фермерские хозяйства.
Следует понимать, что, прежде всего, крестьянское хозяйство или иначе фермерство не является единоличным и самостоятельным, от его имени действуют вовсе не его определённые исполняющие обязанности органы, а сам глава этого хозяйства, являющийся индивидуальным предпринимателем
[4].
Обычный индивидуальный предприниматель (ИП) осуществляет хозяйственные операции и деятельность на свой страх и риск. Однако в
1821
крестьянском (фермерском) хозяйстве (К(Ф)Х) риск неблагоприятных последствий и имущественную ответственность несут члены этого сельскохозяйственного фермерства или иначе говоря КФХ, обладающие правом собственности на имущество этого действующего фермерства/КФХ.
К выводу изучения данной проблематики в разрезе фермерства/КФХ целесообразно разработать и принять новый федеральный закон "О крестьянских и фермерских хозяйствах" [5].
В разработанном ФЗ России необходимо урегулировать правовое положение семейно-трудового сельского и крестьянского (фермерского) хозяйства и различных моделей полисемейных фермерских хозяйств [6].
В новом федеральном законе России "О крестьянских и фермерских хозяйствах" мы предлагаем выделить два раздела [7,8].
Первый раздел К(Ф)Х должен урегулировать правовое положение крестьянских хозяйств состоящих из одной семьи[5,9].
Во втором разделе закона о К(Ф)Х должно быть содержание о правовом положении фермерских хозяйств, т.е., предлагается формализовать и разработать основные модели фактически существующих фермерских хозяйств и урегулировать их правовое положение [10].
Для односемейных фермерства/КФХ следует установить юридически правильное право общей совместной собственности членов крестьянского хозяйства на его имущество. Для многосемейных фермерских сельских хозяйств нужно закрепить юридически целесообразное право общей долевой собственности членов фермерского сельского хозяйства на его имущество.
Одним из основных учредительных основных документом, представляющими КФХ должно быть специальное соглашение о создании фермерского сельского хозяйства, в обязательном порядке предъявляемым при государственной регистрации фермерского сельского хозяйства.
В соглашении о создании фермерского сельского хозяйства должны содержаться правила распределительных имущественных отношений в данном фермерском хозяйстве.
1822
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. 1993;
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 9.12.2021) Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 6.10.2002 № 127-ФЗ;
3. Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
4. Статья с информационно-аналитического портала Предпринимательство и право//Актуальные проблемы правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства (Тютерева Н.Н.)// 07.08.2019 // Электронный ресурс: [lexandbusiness.ru];
5. Статья 23 часть 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая);
6. Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
7. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция); Электронный ресурс: [http://www.consultant.ru/];
8. Статья на тему: Особенности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств//Ермакова Анна Николаевна, к.э.н., доцент кафедра прикладной информатики// ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»;
9. Экономический механизм функционирования фермерских хозяйств: стратегия, инновация, финансы: Учебное пособие для Вузов / Н. В Банникова, Н. Ю. Ермакова, Т. Н. Костюченко и др.- Ставрополь: ЗАО «Диамант», 2005. - 166 с.
1823
References
1. The Constitution of the Russian Federation. 1993;
2. "Civil Code of the Russian Federation (Part One)" dated November 30, 1994 No. 51-FZ (as amended on December 21, 2021) (as amended and supplemented, effective from December 9, 2021) Federal Law "On Insolvency (bankruptcy)" from 6.10.2002 No. 127-FZ;
3. Federal Law No. 74-FZ of June 11, 2003 (as amended on December 6, 2021) "On Peasant (Farm) Economy";
4. Article from the information and analytical portal Entrepreneurship and Law//Actual problems of the legal status of the peasant (farm) economy (Tyutereva N.N.)// 08/07/2019 // Electronic resource: [lexandbusiness.ru];
5. Article 23 part 1 of the Civil Code of the Russian Federation (part one);
6. Federal Law of July 25, 2011 N 260-FZ (as amended on June 11, 2021) "On State Support in the Field of Agricultural Insurance and on Amendments to the Federal Law "On the Development of Agriculture"
7. Federal Law "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation" dated July 24, 2007 N 209-FZ (last edition); Electronic resource: [http://www.consultant.ru/];
8. Article on the topic: Peculiarities of the functioning of peasant (farm) farms//Ermakova Anna Nikolaevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Applied Informatics// FGOU HPE " Stavropol State Agrarian University";
9. The economic mechanism of the functioning of farms: strategy, innovation, finance: Textbook for High Schools / N.V. Bannikova, N.Yu. from.
© Водолазова А.А., Григорянц С.А., 2022 Научно-образовательный
журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2022
Для цитирования Водолазова А.А., Григорянц С.А. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
ПОЛОЖЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ
МЕСТНОСТИ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей
«StudNet» №3/2022
1824