Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ'

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
592
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / ПРАВОВОЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демин Евгений Васильевич

В данной статье исследуются законодательные основы гражданского права, регулирующие отношения, возникающие в процессе функционирования крестьянского (фермерского) хозяйства, как самостоятельного хозяйствующего субъекта. Рассматриваются изменения отдельных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, проводится сравнение нормативной основы регулирования крестьянских (фермерских) хозяйств до и после внесения изменений в упомянутый нормативно-правовой акт. Анализ положений законодательства проведен с учетом того, что малое предпринимательство, в данном случае в лице крестьянских (фермерских) хозяйств, играет важную роль в развитии аграрной сферы экономики Российской Федерации. Отмечается оперативность реакции и адаптации крестьянских (фермерских) хозяйств к преобразованиям как в экономике, так и в нормативной области, участие в разрешении локальных проблем сельских поселений. При изложении материала использовалась современная нормативная терминология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE REGULATION OF THE LEGAL STATUS OF PEASANT (FARM) ENTERPRISES

This article examines the legislative foundations of civil law regulating the legal status of a peasant (farmer) economy as an independent economic entity. The amendments to certain provisions of the Civil Code of the Russian Federation are considered, the legal status of peasant (farmer) farms is compared before and after the amendments to the said regulatory legal act. The analysis of the provisions of the legislation is carried out taking into account the fact that small business, in this case represented by peasant (farmer) farms, plays an important role in the development of the agrarian sector of the economy of the Russian Federation. The responsiveness of the reaction and adaptation of peasant (farmer) farms to transformations both in the economy and in the regulatory field, participation in the resolution of local problems of rural settlements is noted. When presenting the material, modern normative terminology was used.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ»

Нормативное регулирование правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств

Демин Евгений Васильевич,

соискатель, кафедра гражданского и предпринимательского права, ФГБОУ ВО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» E-mail: [email protected]

В данной статье исследуются законодательные основы гражданского права, регулирующие отношения, возникающие в процессе функционирования крестьянского (фермерского) хозяйства, как самостоятельного хозяйствующего субъекта. Рассматриваются изменения отдельных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, проводится сравнение нормативной основы регулирования крестьянских (фермерских) хозяйств до и после внесения изменений в упомянутый нормативно-правовой акт. Анализ положений законодательства проведен с учетом того, что малое предпринимательство, в данном случае в лице крестьянских (фермерских) хозяйств, играет важную роль в развитии аграрной сферы экономики Российской Федерации. Отмечается оперативность реакции и адаптации крестьянских (фермерских) хозяйств к преобразованиям как в экономике, так и в нормативной области, участие в разрешении локальных проблем сельских поселений. При изложении материала использовалась современная нормативная терминология.

Ключевые слова: гражданское законодательство, крестьянское (фермерское) хозяйство, правовой статус.

см см

Аграрный сектор экономики Российской Федерации имеет тесную взаимосвязь с деятельностью сельскохозяйственных производителей, поэтому воздействие на последних оказывает влияние и на упомянутую часть экономики государства. Предпринимательство должно свободно развиваться, сельскохозяйственное производство совершенствоваться. Однако для достижения таких целей необходимо создание государством соответствующих условий.

Крестьянское (фермерское) хозяйство занимает высокое положение в процессе развития рыночных отношений, обусловленных функционированием сельского хозяйства. В последние годы возрастает количество сельских хозяйств. Учреждение крестьянского (фермерского) хозяйства и последующее его функционирование регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации [1], Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [2] и другими законодательными актами. Изначально отношения в рамках сельского хозяйства в нашем государстве регулировались Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [4].

Крестьянское (фермерское) хозяйство функционирует на основе задач, обусловленных назначением данного субъекта гражданского оборота, некоторые из которых связаны с получением прибыли, а другие определены сельскохозяйственной деятельностью. Это обуславливает законодательное регулирование положения крестьянских (фермерских) хозяйств, обладающих необходимыми для реализации предпринимательской деятельности правами и обязанностями.

Отношение законодателя к крестьянским (фермерским) хозяйствам изменилось, что отразилось во внесении дополнений в действующее законодательство в 2012 году Федеральным законом «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [2].

Статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразовалась законодателем, также кодекс был дополнен статьей 86.1., содержащей положения о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Согласно внесенным изменениям, крестьянское (фермерское) хозяйство приобрело возможность регистрации в государственных органах наряду с организациями [1].

Статья 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установила, что крестьянским (фермерским) хозяйством признается независимый союз физических лиц, являющихся членами хо-

зяиства, созданный в целях реализации совместной хозяйственной деятельностью в сельскохозяйственном секторе, обладающих общей собственностью на имущество хозяйства [1].

Существуют некоторые трудности, связанные с характеристикой нормативного положения крестьянского (фермерского) хозяйства, так как оно создается не одним гражданином, а несколькими. Традиционно крестьянское (фермерское) хозяйство создается объединением граждан, среди которых избирается глава.

Статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, как уже упоминалось, была изменена. Изменения коснулись правовой основы предпринимательской и экономической деятельности граждан, осуществляемой в рамках функционирования крестьянского (фермерского) хозяйства. Так пунктом пятым указанной статьи установлено, что граждане имеют право реализовывать хозяйственную деятельность в сфере производства сельскохозяйственной продукции в рамках функционирования крестьянского (фермерского) хозяйства как участника экономических отношений, не являясь юридическим лицом [1].

Указанная выше предпринимательская деятельность осуществляется в соответствии с нормами, регулирующими отношения, возникающие ввиду функционирования крестьянского (фермерского) хозяйства, которые содержат положения о том, что хозяйство может быть образовано впоследствии заключения соглашения о его создании. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен надлежащим образом зарегистрировать в государственных органах, что он занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Уже упоминаемый выше Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» обладал самым ранним упоминанием о том, что такое крестьянское (фермерское) хозяйство. Нормативным актом времен СССР было закреплено, что «крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков» [4].

В 90-х годах крестьянское (фермерское) хозяйство не могло функционировать как юридическое лицо. Так как данное образование не было наделено обязанностями, а также не несло ответственность своим имуществом. Законодательство того времени не присваивало крестьянскому (фермерскому) хозяйству роль юридического лица ввиду определенных причин, зависящих от экономического и правового регулирования в государстве [6].

В 2003 году был принят новый закон, регулирующий отношения, складывающиеся в рамках

функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств - Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Указанный нормативно-правовой акт установил, что крестьянское (фермерское) хозяйство является субъектом предпринимательства.

В статье 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» упоминается, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой группу граждан, объединенных по родственному и (или) свойственному признаку, имеющими совместное право собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, реализующих предпринимательскую деятельность в форме функционирования крестьянского (фермерского) хозяйства.

Преобразования были обусловлены тем, что следовало на новом этапе развития страны распространять сельскохозяйственную занятость во всем государстве, так как этого требовали экономические изменения. Так для данных субъектов была предусмотрена возможность самостоятельного определения ими своей организационно-правовой формы или выбора статуса юридического лица [5]. Однако если крестьянским (фермерским) хозяйством будет инициирована смена организационно-правовой формы, то такие изменения повлекут лишение субъекта многих положительных условий.

Для крестьянских (фермерских) хозяйств характерен принцип семейности, который имеет некоторые отрицательные черты. Так глава хозяйства по определенным причинам может изъявить желание передать хозяйство, например, в случае нетрудоспособности, старости и т.д. Тогда преемнику придется заново проходить процедуру создания и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Это обусловит дополнительные финансовые расходы, потерю времени [7].

Необходимо выделить проблему, состоящую в том, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства несет ответственность по обязательствам хозяйства собственным имуществом. При ином положении дел его участники, в том числе и глава, отвечают по обязательствам только долей имущества в хозяйстве [11].

Также ограничением для крестьянского (фермерского) хозяйства является то, что оно не может заниматься конкретными отдельными видами деятельности, например, племенным животноводством, если оно не зарегистрировано как юридическое лицо [10].

Российским гражданским законодательством установлено, что имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве общей собственности. В соответствии с кодексом, члены крестьянского (фермерского) хозяйства действуют независимо, когда осуществляют какие-либо действия с имуществом хозяйства, совершают при наличии согласия других членов хозяйства различные действия в отношении данного имущества.

5 -о

сз

<

CM CM

В настоящее время существует несколько разновидностей крестьянских(фермерских)хозяйств, т.е. хозяйства обладают различным статусом. За 10 лет многие фермерские хозяйства в России ликвидировались, однако возросло количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сельской местности [9].

Крестьянские (фермерские) хозяйства организуют сельскохозяйственное производство, что является характерным только для данного вида коммерческой организации. Немаловажной особенностью является и то, что для крестьянского (фермерского) хозяйства характерно наличие семейных и родственных связей между членами организации.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что крестьянское (фермерское) хозяйство может обладать статусом юридического лица, если лица, являющиеся его потенциальными членами, уже ведут совместную сельскохозяйственную деятельность без образования юридического лица, принимая во внимание только соглашение, которым было учреждено по общему согласию всех членов данного хозяйства [8]. Это связано с федеральным законом, регулирующим правовой институт крестьянского (фермерского) хозяйства, который закрепляет в качестве основного признака то, что хозяйство является объединением граждан, которые связаны родством или свойством.

Родственные и свойственные связи не должны являться определяющим признаком для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Отмечается тенденция, что коммерческие корпорации, связанные такими признаками, не получают должного развития и не могут достигнуть основных целей, закрепленных учредительными документами организации.

Таким образом, следует вывод, что законодательное регулирование отношений в рамках крестьянского (фермерского) хозяйства подвергалось ряду изменений в течение всего периода существования данного правового института в нашем государстве. Преобразования были реализованы в связи с необходимостью установления благоприятных условий повышения эффективности российского фермерского хозяйства в рамках его участия в развитии аграрной сферы экономики государства.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.

2. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ // Российская газета. № 115. 17.06.2003.

3. Федеральный закон «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30.12.2012 № 302-ФЗ // Российская газета. № 3. 11.01.2013.

4. Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990 № 348-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, № 26, ст. 324 (утратил силу).

5. Авдонина О.Г. Правовой статус и имущественные права крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта гражданского права. Юрист. 2014. № 23. С. 188.

6. Калинина Л.А. Сущность крестьянских (фермерских) хозяйств и их роль в производстве сельскохозяйственной продукции / Л.А. Калинина, А.М. Борхонов // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития АПК», Издательство: Иркутский ГАУ (Молодежный), 2017. С. 43.

7. Михалев А. Основа продовольственного благополучия страны. АПК: экономика, управление. 2005. № 1.С. 283.

8. Попова И.В. Управление рисками крестьянских (фермерских) хозяйств / И.В. Попова // Материалы международной научно-практической конф // Актуальные проблемы развития АПК. Иркутский ГАУ им. А.А. Ежевского, 2017. С. 92.

9. Развитие сельских подсобных производств и промыслов: Учебное пособие. Иркутский ГАУ. Иркутск, 2020. С. 76.

10. Рыбаков В.А. Организационные отношения в крестьянском (фермерском) хозяйстве без статуса юридического лица. Гражданское право. 2015. № 3. С. 124.

11. Рыбаков В.А. Право собственности крестьянского (фермерского) хозяйства со статусом юридического лица: методологические и док-тринальные аспекты. Гражданское право. 2013. № 5. С. 332.

NORMATIVE REGULATION OF THE LEGAL STATUS OF PEASANT (FARM) ENTERPRISES

Demin E.V.

Russian State Academy of Intellectual Property

This article examines the legislative foundations of civil law regulating the legal status of a peasant (farmer) economy as an independent economic entity. The amendments to certain provisions of the Civil Code of the Russian Federation are considered, the legal status of peasant (farmer) farms is compared before and after the amendments to the said regulatory legal act. The analysis of the provisions of the legislation is carried out taking into account the fact that small business, in this case represented by peasant (farmer) farms, plays an important role in the development of the agrarian sector of the economy of the Russian Federation. The responsiveness of the reaction and adaptation of peasant (farmer) farms to transformations both in the economy and in the regulatory field, participation in the resolution of local problems of rural settlements is noted. When presenting the material, modern normative terminology was used.

Keywords: civil legislation, peasant (farmer) economy, legal status. References

1. The Civil Code of the Russian Federation (Part One) of 30.11.1994 No. 51-FZ // Rossiyskaya Gazeta. No. 238-239. 08.12.1994.

2. Federal Law «On peasant (farmer) economy» dated 11.06.2003 No. 74-FZ // Rossiyskaya Gazeta. No. 115. 17.06.2003.

3. Federal Law «On Amendments to Chapters 1, 2, 3 and 4 of Part One of the Civil Code of the Russian Federation» dat-

ed 30.12.2012 No. 302-FZ // Rossiyskaya Gazeta. No. 3. 11.01.2013.

4. The Law of the RSFSR «On peasant (farm) economy» dated 22.11.1990 No. 348-1 // Vedomosti of the SND and the Supreme Soviet of the RSFSR, 1990, No. 26, Article 324 (expired).

5. Avdonina O.G. The legal status and property rights of a peasant (farmer) farm as a subject of civil law. Lawyer. 2014. No. 23. p. 188.

6. Kalinina L.A. The essence of peasant (farmer) farms and their role in the production of agricultural products / L.A. Kalinina, A.M. Borkhonov // Collection of materials of the international scientific and practical conference «Actual problems of agricultural development», Publishing House: Irkutsk State University (Youth), 2017. p.43.

7. Mikhalev A. The basis of the country's food well-being. Agro-industrial complex: economics, management. 2005. No. 1.P. 283.

8. Popova I.V. Risk management of peasant (farm) farms / I.V. Pop-ova // Materials of the international scientific and practical conference // Actual problems of agro-industrial complex development. Irkutsk State University named after A.A. Yezhevsky, 2017. p. 92.

9. Development of rural subsidiary industries and crafts: A textbook. Irkutsk GAU. Irkutsk, 2020. p. 76.

10. Rybakov V.A. Organizational relations in a peasant (farmer) farm without the status of a legal entity. Civil law. 2015. No. 3. p. 124.

11. Rybakov V.A. The right of ownership of a peasant (farmer) farm with the status of a legal entity: methodological and doctrinal aspects. Civil law. 2013. No. 5. p. 332.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.