УДК 631.115.1(4/.5)
О ПОНЯТИИ «КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)
Я. В. ВОРОНИНА, старший преподаватель,
Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)
Ключевые слова: понятие, крестьянское (фермерское) хозяйство, законодательство, Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан.
Понятие «крестьянское (фермерское) хозяйство» вошло в научный и практический оборот в современной России с 1990 г., с принятием закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В настоящей статье рассматривается содержание понятия «крестьянское (фермерское) хозяйство» по законодательству Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, а также с точки зрения ряда российских ученых-экономистов. Анализ законов России, Беларуси и Казахстана показал, что содержащиеся в них определения понятия «крестьянское (фермерское) хозяйство» имеют много общего. Прежде всего, это предпринимательские структуры семейно-трудового типа, относящиеся к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей. Законы допускают существование фермерских хозяйств и в качестве индивидуальных предпринимателей. Имеются также отличия. Так, в Казахстане закон называется «О крестьянском или фермерском хозяйстве», что свидетельствует, на наш взгляд, о смешении понятий. Научно-практическая значимость проведенного анализа заключается в том, чтобы выработать наиболее унифицированное понятие фермерского хозяйства, чтобы в рамках Европейско-азиатско-экономического союза были созданы условия для качественного правового регулирования развития фермерства. Предложены авторские рекомендации по совершенствованию понятийного аппарата Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Его необходимо привести в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ и других законодательных актов, прямо или косвенно регулирующих отношения в сфере деятельности фермерских хозяйств в России. В научно-практическом плане сравнительный анализ содержания понятия «крестьянское (фермерское) хозяйство» по законодательству Республики Беларусь и Республики Казахстан весьма полезен и может стать теоретической основой для дальнейшего правотворчества.
ABOUT THE CONCEPT OF "PEASANT (FARMER) ECONOMY" IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION, THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN (COMPARATIVE AND LEGAL ANALYSIS)
Yа. V. VORONI^,
senior lecturer, Ural State Agrarian University
(42 K. Liebknechtа Str., 620075, Ekaterinburg)
Keywords: concept, peasant (farmer) economy, legislation, Russian Federation, Republic of Belarus, Republic of Kazakhstan. The concept "peasant (farmer) economy" was included into a scientific and practical turn in modern Russia since 1990, with adoption of law of RSFSR "About peasant (farmer) economy". In this article the content of the concept "peasant (farmer) economy" by the legislation of the Russian Federation, Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan, and also from the point of view of a number of the Russian scientists-economists considered. The analysis of laws of Russia, Belarus and Kazakhstan showed that the definitions of the concept "peasant (farmer) economy" containing in them have much in common. First of all, it is the enterprise structures of family and labor type relating to category of agricultural producers. Laws allow existence of farms as individual entrepreneurs. There are also differences. So, in Kazakhstan the law is called "About peasant or farmer economy" that testifies, in our opinion, to mixture of concepts. The scientific and practical importance of the carried-out analysis consists in developing the most unified concept of a farm that within European-Asian economic union conditions for high-quality legal regulation of development of farming were created. Author's recommendations about improvement of a conceptual framework of the Federal law of June 11, 2003 № 74-FZ "About peasant (farmer) economy" are offered. It needs to be brought into accord with standards of the Civil code of the Russian Federation and other acts directly or indirectly governing the relations in sphere of action of farms in Russia. In the scientific and practical plan the comparative analysis of the content of the concept "peasant (farmer) economy" by the legislation of Republic of Belarus and Republic of Kazakhstan is very useful and can become a theoretical basis for further law-making.
Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.
«Толковый словарь русского языка (современная версия)» В. И. Даля [1], дает следующее определение понятия: «Понятие - мысль, представление, идея; что сложилось уже и осталось в памяти по уразумению, постижению чего-либо».
В учебнике «Введение в философию и методологию науки» Е. В. Ушакова [2] понятие трактуется как «минимальная логическая форма представления знаний».
С логической точки зрения понятие - это форма мышления, включающая совокупность признаков, необходимых и достаточных для указания или выделения какого-либо предмета или класса предметов.
В учебно-методическом пособии под редакцией доктора юридических наук Ю. Г. Арзамасцева «Нормография. Теория и методология нормотворчества» [3] отмечено, что определение юридических понятий (законодательные дефиниции) - необходимое условие точного и ясного понимания нормативного текста, повышения юридической культуры законодательства.
Появление нового для аграрной экономики хозяйствующего субъекта послужило развитию научной мысли, особенно в вопросах определения понятия крестьянского (фермерского) хозяйства, его правового статуса и в целом предмета и методов правового регулирования деятельности фермерских хозяйств.
По этой проблематике были изданы сотни научных работ, в том числе монографии, учебники, учебные пособия, научно-практические рекомендации, статьи в сборниках и научных журналах. Конечно, разброс мнений о понятии «крестьянское (фермерское) хозяйство» довольно велик, поэтому остановим внимание на высказываниях отдельных ученых-экономистов.
Так, известный экономист, академик Л. И. Абалкин [8] считает, что фермерское хозяйство - частное сельскохозяйственное предприятие предпринимательского типа, ведущееся индивидуальным товаропроизводителем или семьей на собственной или арендованной земле.
Академик А. Н. Азриелян дает такое определение: «Хозяйство крестьянское (фермерское) - личное хозяйство, представляющее собой форму свободного предпринимательства, на основе использования находящейся в его собственности или арендованной им земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции» [9].
Э. М. Кайяли и Н. С. Харитонов в «Пособии по экономике и организации крестьянских (фермерских) хозяйств» [10] дали такое определение: крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой экономически и юридически самостоятельное, действующее в режиме самофинансирования, т. е.
развивающееся за счет собственных средств, товарное сельскохозяйственное предприятие, основанное на собственности и труде одной или нескольких (как правило, родственных) семей, а также отдельных граждан.
А. Н. Семин, Г. П. Селиванова, И. А. Шевченко и В. М. Шарапова в монографии «Фермерский хозяйственный уклад: вопросы теории и практики» дают такой комментарий о статусе крестьянского (фермерского) хозяйства: «Начавшийся в России переход к рыночной экономике обусловил необходимость развития в сельском хозяйстве предпринимательской деятельности, осуществляемой на свой страх и риск и направленной на систематическое получение прибыли от использования земли и продажи сельскохозяйственной продукции» [11]. Именно такой формой предпринимательства не селе является крестьянское (фермерское) хозяйство.
Необходимо отметить, что все высказывания вышеупомянутых ученых относятся к начальному периоду формирования законодательства о фермерстве.
Цель настоящего исследования - на основе метода сравнительного правоведения провести анализ понятия «крестьянское (фермерское) хозяйство» в законах «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, с использованием методов анализа и синтеза разработать рекомендации по совершенствованию содержания российского закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Интерес к правовому регулированию создания и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств в Беларуси и Казахстане вызван тем, что эти страны вместе с Россией являются создателями Таможенного союза, а сегодня дополнительно с Арменией и Киргизией - Европейско-Азиатского экономического союза.
В Беларуси и Казахстане, как и в России, в закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» вносились изменения и дополнения, адекватные развитию экономики и общественных отношений. Рассмотрим, как раскрывается содержание исследуемого понятия в законах о фермерских хозяйствах.
В Законе РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 говорится следующее.
Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства.
1. Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном
наследуемом владении или в собственности земельных участков.
2. Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.
3. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.
4. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.
Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ так определяет понятие «крестьянское (фермерское) хозяйство».
1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон Республики Беларусь от 18 февраля 1991 г. № 611-ХП (с изм. от 1 июля 2012 г.) в статье первой дает следующее определение.
1. Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, пре-
доставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель (далее - фермерское хозяйство).
2. Фермерскому хозяйству принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд фермерского хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности.
3. Члены фермерского хозяйства имеют обязательственные права в отношении этого фермерского хозяйства.
Закон КазССР от 21 мая 1990 г. определил понятие «крестьянское хозяйство» без упоминания о фермерстве.
Статья 1. Крестьянское хозяйство.
1. Крестьянским хозяйством признается семей-но-трудовое объединение лиц, совместно ведущих сельское хозяйство, в котором производство основано преимущественно на личном труде членов крестьянского хозяйства и совместной собственности на средства производства и иное имущество.
2. Членами крестьянского хозяйства считаются супруги, дети, приемные дети, родители, иные родственники, совместно ведущие сельское хозяйство.
3. В состав крестьянского хозяйства не входят граждане, работающие в хозяйстве по трудовому договору, в том числе родственники, с которыми заключен трудовой договор.
4. Интересы крестьянского хозяйства во взаимоотношениях с государственными, кооперативными, общественными организациями, предприятиями, учреждениями и отдельными гражданами представляет глава этого хозяйства, на чье имя оформлен государственный акт на право владения землей или с кем заключен договор аренды земли. Главе крестьянского хозяйства выдается удостоверение.
5. Главой крестьянского хозяйства может быть любой дееспособный гражданин Республики Казахстан, достигший 18 лет.
6. В случае болезни или длительного отсутствия глава крестьянского хозяйства может уполномочить какого-либо из членов хозяйства исполнять свои функции.
Закон Республики Казахстан от 31 марта 1998 г. № 214-1 имеет название «О крестьянском или фермерском хозяйстве».
Статья 1. Крестьянское или фермерское хозяйство.
1. Крестьянским или фермерским хозяйством признается трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также с переработкой и сбытом этой продукции.
Субъектами крестьянского или фермерского хозяйства являются граждане Республики Казахстан и (или) оралманы, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Положения настоящего закона о гражданах Республики Казахстан применяются к оралманам, если иное не установлено законами Республики Казахстан.
2. Членами крестьянского или фермерского хозяйства являются супруги, близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) и другие лица, совместно ведущие общее хозяйство.
3. Крестьянское или фермерское хозяйство может выступать в формах:
- крестьянского хозяйства, в котором предпринимательская деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной собственности;
- фермерского хозяйства, основанного на осуществлении личного предпринимательства;
- фермерского хозяйства, организованного в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной деятельности.
4. Главой крестьянского или фермерского хозяйства может быть дееспособный гражданин Республики Казахстан, достигший 18 лет.
Сравнивая содержание понятия «крестьянское (фермерское) хозяйство» в законах Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, можно выделить следующие общие черты фермерского хозяйства.
Во-первых, это организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность по производству, переработке, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Во-вторых, производственная и коммерческая деятельность осуществляется на основе личного трудового участия и использования имущества, в том числе земельного участка, находящегося в собственности или аренде. В-третьих, крестьянское (фермерское) хозяйство может быть семейно-трудо-вого типа или создано одним гражданином в качестве индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем имеются определенные различия. В РФ и Республике Беларусь законы носят название «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», тогда как закон Республики Казахстан - «О крестьянском или фермерском хозяйстве».
В нормативных актах России и Казахстана сказано, что фермерское хозяйство создается без образования юридического лица. В законе Республики Беларусь упоминания о юридическом лице нет.
По закону РК такое хозяйство может выступать наряду с семейной и индивидуальной формами в виде простого товарищества.
Мы говорим лишь о понятиях фермерского хозяйства, сравнивая их определение по законам Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, но конечно же, если провести подробный анализ содержания всего законодательного акта, то можно найти разные подходы законодателей к правовому статусу фермерского хозяйства.
Выводы. Анализ определений понятия фермерского хозяйства по законодательству Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан выявил, что трактовка этого термина в законе Республики Казахстан отличается от тех, что приводятся в российском и белорусском законодательных актах.
Если в России и Беларуси все принятые законы имели название «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», то в Казахстане первый закон назывался «О крестьянском хозяйстве», а второй закон «О крестьянском или фермерском хозяйстве».
Фермерское хозяйство - это аграрное предпринимательство, агробизнес, и этим занимаются в основном жители сельских населенных пунктов. А что такое сегодня крестьянское хозяйство? И в России, и в рассматриваемых государствах нет деления населения на классы, как нет и классовой борьбы.
Да, когда-то в России и других республиках СССР были классы рабочих и крестьян, а также трудовой интеллигенции, но сегодня все мы живем в бесклассовом обществе. Правомерно ли говорить о крестьянстве, о крестьянском хозяйстве? В экономической, юридической и других науках в настоящее время используются понятия «аграрная экономика», «аграрный предприниматель», «агробизнес», «аграрное право», «аграрная политика» и другие родственные категории.
О крестьянстве можно найти публикации лишь у историков. В связи с этим считаем, что переходный период в развитии фермерства закончился, и из названия закона правомерно убрать слово «крестьянское», а оставить «фермерское хозяйство» как организационно-правовую форму аграрного предпринимательства и малую форму хозяйствования в аграрной сфере.
Таким образом, убирается путаница в понятиях, и выстраивается иерархия форм хозяйствования на селе:
а) личное подсобное хозяйство (ЛПХ) по закону не предпринимательская структура - его задача заключается в выращивании продукции для питания членов семьи, при этом возможна реализация излишков;
б) фермерское хозяйство - агробизнес, предпринимательство, малая форма хозяйствования на селе;
в) хозяйственные товарищества и общества;
г) государственное и муниципальное унитарное предприятие.
Что касается категории юридического лица, то в России 5 мая 2014 г. принят Федеральный закон № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу IV части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [12]. Пункт 2 ст. 50 этого закона гласит, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Как известно, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).
Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (в ред. ФЗ от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ).
Юридическое лицо создается на основании решения учредителя (учредителей) о создании юридического лица. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его создании принимается этим лицом единолично. В случае создания юридического лица двумя или более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.
В силу ст. 65.1 закона № 99-ФЗ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их
высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Таким образом, с 1 сентября 2014 г. (дня вступления в силу закона № 99-ФЗ) крестьянские (фермерские) хозяйства становятся юридическими лицами и производственными коммерческими корпоративными организациями.
В связи с изложенным предлагаем внести изменения в название Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», убрав слово «крестьянское», а также изменения о правовом статусе фермерского хозяйства как юридического лица и корпоративной организации.
Следует определиться, нормами каких законов сегодня руководствоваться фермерам: закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ или от 25 декабря 2012 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона „О крестьянском (фермерском) хозяйстве"», которым был определен срок перерегистрации КФХ в статус юридического лица до 1 января 2021 г.?
Сегодня очевидно, что понятийный аппарат федерального закона № 74-ФЗ необходимо привести в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ и других законодательных актов, прямо или косвенно регулирующих отношения в сфере деятельности фермерских хозяйств в России.
В научно-практическом плане сравнительный анализ содержания понятия «крестьянское (фермерское) хозяйство» по законодательству Республики Беларусь и Республики Казахстан весьма полезен и может стать теоретической основой для дальнейшего правотворчества.
Литература
1. Даль В. И. Толковый словарь русского языка (современная версия). М. : Эксмо-Пресс, 2000.
2. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки : учебник. М. : Кнорус, 2008.
3. Нормография. Теория и методология нормотворчества : учеб.-метод. пособие / под ред. Ю. Г. Арзамасцева. М. : Академический проект, 2007.
4. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327.
5. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. № 12. Ст. 125.
6. URL : http://online.zakon.kz/Document.
7. СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2249.
8. Абалкин Л. И. Избранные труды : в 4 т. / сост. О. М. Грибанова. М. : Экономика, 2000. Т. 1.
9. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азриеляна. М., 2002.
Аграрный вестник Урала № 9 (139), 2015 г. - < JJJ^^L ^^^
Экономика
10. Кайяли З. М., Харитонов Н. С. Пособие по экономике и организации крестьянских (фермерских) хозяйств. М. : НВЦ, 1990.
11. Семин А. Н., Селиванова Г. П., Шевченко И. А., Шарапова В. М. Фермерский хозяйственный уклад: вопросы теории и практики : монография. Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ-СИНХ, 2003.
12. Официальные документы и разъяснения. 2014. № 7.
13. Воронин Б. А., Воронина Я. В. Экономико-правовые проблемы развития крестьянских (фермерских) хозяйств // Аграрное и земельное право. 2014. № 9. С. 14-20.
References
1. Dal V. I. Dictionary of Russian language (modern version). M. : Eksmo-Press, 2000.
2. Ushakov E. V. Introduction to the philosophy and methodology of science : a textbook. M. : Knorus, 2008.
3. Rulemaking. Theory and methodology of rule-making : a textbook / under the editorship of Yu. G. Arzamastsev. M. : Academic project, 2007.
4. Sheets of Congress of People's Deputies and Supreme Council of RSFSR. 1990. № 26. Art. 327.
5. Sheets of the Supreme Council of Republic of Belarus. 1991. № 12. Art. 125.
6. URL : http://online.zakon.kz/Document.
7. SZ RF. 2003. № 24. Art. 2249.
8. Abalkin L. I. Chosen works : in 4 vol. / ed. O. M. Gribanova. M. : Economy, 2000. Vol. 1.
9. The big economic dictionary / under the editorship of A. N. Azriyelyan. M., 2002.
10. Kaiyali Z. M., Haritonov N. S. Manual for the economy and the organization of peasant (farmer) households. M. : NVC, 1990.
11. Semin A. N., Selivanova G. P., Shevchenko I. A., Sharapova V. M. Farmer's economic structure: the theory and practice : a monograph. Ekaterinburg : Publ. of USUE-SINE, 2003.
12. Official documents and explanations. 2014. № 7.
13. Voronin B. A., Voronina Y. V. Economical and legal problems of development of peasant (farmer) economies // Agrarian and land law. 2014. № 9. P. 14-20.