Научная статья на тему 'Инкорпорирование крестьянского (фермерского) хозяйства - шаг конкурентоспособности'

Инкорпорирование крестьянского (фермерского) хозяйства - шаг конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майборода В.А.

В сентябре 2014 года вступают в силу существенные изменения норм гражданского права, регулирующие статус участников гражданского оборота. Они коснутся и крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в качестве юридического лица. На них распространён режим корпоративного юридического лица. 1 марта 2015 года значимые изменения произойдут и в части предоставления земель публичной собственности, и для целей ведения сельского хозяйства. Крестьянское (фермерское) хозяйство, имеющее своим активом земельный участок (участки), получает возможности совершения операций с землей с использованием инструментов корпоративного права. Придание традиционной форме хозяйствования большей степени черт коммерческого предприятия, нежели семейной формы, послужит новым толчком в развитии предпринимательских форм хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инкорпорирование крестьянского (фермерского) хозяйства - шаг конкурентоспособности»

УДК 349.41, 347.19 ИНКОРПОРИРОВАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА -ШАГ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В.А. Майборода, к. ю. н. Юридический институт СевероКавказского федерального университета.

В сентябре 2014 года вступают в силу существенные изменения норм гражданского права, регулирующие статус участников гражданского оборота. Они коснутся и крестьянских (фермерских) хозяйств,

зарегистрированных в качестве юридического лица. На них распространён режим

корпоративного юридического лица. 1 марта 2015 года значимые изменения произойдут и в части предоставления земель

публичной собственности, и для целей ведения сельского хозяйства.

Крестьянское (фермерское)

хозяйство, имеющее своим активом земельный участок (участки), получает возможности совершения операций с землей с использованием инструментов корпоративного права. Придание традиционной форме хозяйствования большей степени черт коммерческого предприятия, нежели семейной формы, послужит новым толчком в развитии предпринимательских форм хозяйствования. Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство,

корпоративное право,

предоставление публичных

UDC 349.41, 347.17 INCORPORATION OF THE PEASANT (FARMER) ECONOMY IS-STEP OF COMPETITIVENESS

Mayboroda V., Cand.Yurid.Sci. Law Institute FGAOU SEI HPE «The North-Caucasian Federal University»

September, 2014 will come into force significant changes of civil law governing the status of partiecipants of civil turn.

They will touch peasant (individual) farms registered as a legal entity. The common mode of the corporate legal entity is extended to them. March 1, 2015 significant changes will take place both in the provision of land for the purposes of public property, and for agriculture conducting.

A peasant (individual) farm which has the asset of the land (plots) gets the possibility of land operations with the use of an instrument of corporate law.

Giving the traditional form of managing more features of commercial business, rather than the familial form, will serve as a new impetus to the development of entrepreneurial forms of management.

Key words: peasant (individual) farm, corporate law, granting of public lands

земель

Действующее гражданское законодательство предоставляет крестьянским фермерским хозяйствам (далее - КФХ) две возможные формы участия в гражданском обороте: предпринимателя без образования юридического лица, возглавляющего граждан, занимающихся производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства на основе соглашения о создании КФХ, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [1], и в

л

форме юридического лица, созданного в соответствии со ст. 86' ГК, то есть добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами КФХ имущественных вкладов. Объединение одним термином «крестьянское (фермерское) хозяйство» двух организационных возможностей (дополняемых третьей, когда юридическое лицо возглавляет фермер-предприниматель, зарегистрированный в соответствии с п. 2 ст. 23 ГК до его отмены Федеральным законом от 30.12.2012 № 302-Ф3, «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой ГК РФ» [2]) ведения хозяйствования является источником разных доктринальных представлений об их взаимосвязи.

л

Контент-анализ положений ч. 1 ст. 86' ГК в системной взаимосвязи вводного положения этой статьи, сформулированного в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 302-Ф3, позволяет прийти к выводу о том, что образование КФХ в форме юридического лица возможно двумя способами: крестьянское хозяйство, зарегистрированное в качестве юридического лица по закону РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [3], утратившему силу в связи с принятием одноименного закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ (существующего до 1 января 2021 года на основании п. 3 ст. 23 закона о КФХ), и крестьянское хозяйство -юридическое лицо, созданное на основе соглашения граждан о создании КФХ и зарегистрированное в качестве юридического лица по ст. 861 ГК. Интерес представляет изменение статуса КФХ, произведенное изменениями в ГК, внесенными законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, вступающими в силу с 01.09.2014 года [4]. В соответствии с п. 1

л

ст. 651 ГК в новой редакции, КФХ признаются корпоративными юридическими лицами, то есть такими лицами, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. Права участия в корпоративном юридическом лице закреплены в п. 1 ст. 652 ГК, среди которых: право на участие в управлении делами корпорации; на получение информации о деятельности корпорации и на знакомство с её бухгалтерской и иной

документацией; право обжалования решений органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия и др. КФХ, зарегистрированные в качестве юридического лица, могут состоять как из одного члена, так и из нескольких. Они могут быть несемейными, так как отсутствие закона не связывает юридическое лицо необходимостью наличия родства между его членами, в отличие от КФХ по закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ. Режим общей собственности на имущество предоставляет в соглашении возможность установления общей долевой собственности. КФХ может стать юридическим лицом только при наличии соглашения между участниками в соответствии со ст. 23 ГК, обязательные элементы которого закреплены в п. 3 ст. 4 закона о КФХ 2003 года. Сложение двух требований, предъявляемых законом к корпоративному юридическому лицу и КФХ, зарегистрированному в качестве юридического лица, дает сумму содержания корпоративных прав и обязанностей участников КФХ.

Крестьянское фермерское хозяйство не может быть таковым, не имея в качестве производственного базиса земельного участка. Земельный участок, как объект гражданских и земельных прав, является динамичной категорией соответственно гражданского и земельного права. Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» существенной новации, вступающей в силу с 1 марта 2015 года, подвергся весь Земельный кодекс (ЗК), в том числе и дефиниция земельного участка и институт его предоставления в собственность из публичных земель [5]. Возрожденная отменой статьи 111 ЗК часть 3 ст. 6 ЗК определяет земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК прав на землю, являющийся недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определенной вещи. Такое определение земельного участка, в отличие от индивидуализации участка по его границам, предоставляет существенные возможности увеличения оборота земельных участков, индивидуализация которых не исключается в том числе и указанием на неё в соглашении между членами КФХ при установлении долевой собственности.

Главой V1 измененного ЗК «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» определены новые процедуры получения земельных участков из земель публичной собственности. Исследование этих процедур представляет интерес при рассмотрении статуса юридического лица КФХ, поскольку наделенный корпоративными возможностями глава КФХ (и если физическое лицо - руководитель и если зарегистрированный предприниматель) получает право единоличного распоряжения этими участками, а члены КФХ юридического лица наделены правами по оспариванию этих сделок. Само по себе корпоративное юридическое

лицо, исходя из возможностей управления корпоративным имуществом как имущественными долями, может земельные участки объединять и разъединять, минуя специальные процедуры образования земельных участков. Измененная процедура приобретения в собственность земель из публичной собственности устанавливает примат конкурсного предоставления земель. Предоставление земельных участков без торгов возможно в ряде случаев, являющихся фактически недостижимыми на практике.

Земельное законодательство, в отличие от гражданского, не различает КФХ по форме хозяйствования. Поэтому права по получению земель в частную собственность из земель публичной собственности могут быть реализованы как главой КФХ, зарегистрированным в качестве предпринимателя, так и КФХ - зарегистрированным в качестве юридического лица. Такая ситуация в совокупности с предоставленной возможностью крестьянским хозяйствам быть возглавляемыми КФХ-предпринимателем предоставляют потенцию для участия одного и того же фермерского хозяйства в конкурсе в двух ипостасях, создавая видимость соблюдения конкурсного условия. Помимо этого, КФХ - это единственный субъект хозяйственной деятельности, относимый в качестве юридического лица к коммерческим корпоративным организациям, наделенный правом (в соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») использования земельных участков, размеры которых менее, чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов РФ. Облегченная индивидуализация земельных участков, как объектов гражданских прав в соглашении КФХ, позволит вводить эти участки в полноценный гражданский оборот на рыночных условиях.

Таким образом, законодательно созданные возможности существования одного и того же КФХ в двух формально разных лицах гражданского оборота, имеющего основным средством производства землю, при наличии законодательно выраженной воли ужесточения правил предоставления земли только на конкурсной основе, не может оцениваться иначе, нежели возможность, предложенная к реализации. Введение в гражданский оборот земель сельскохозяйственного назначения на рыночных условиях, предоставленных КФХ, может послужить привлекательным к инвестированию в КФХ стимулом привлечения свободных денежных средств, что, безусловно, явится существенным шагом повышения конкурентоспособности КФХ

относительно прочих хозяйств агропромышленного комплекса России.

Литература

1. Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-! «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990,. № 26. № Ст. 324.

2. Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ. 16.06.2003. № 24. Ст. 2249.

3. Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4

части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7627.

4. Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 12.05.2014. № 19. Ст. 2304.

5. Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» // Собрание законодательства РФ. 30.06.2014. № 26 (часть I). Ст. 3377.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.