Научная статья на тему 'Особенности правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства'

Особенности правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4000
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лобода Виктория Игоревна

В статье рассматриваются актуальные вопросы определения статуса крестьянских (фермерских) хозяйств; анализируются изменения гражданского законодательства, регламентирующего их статус и формулируются конкретные предложения, направленные на совершенствование правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2015. № 1-2(17)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА

© В. И. Аобода

Довода Виктория Игоревна магистрант 2 курса Магистерская программа «Предпринимательское право. Коммерческое право»

Самарская

гуманитарная академия

В статье рассматриваются актуальные вопросы опрелеления статуса крестьянских (фермерских) хозяйств; анализируются изменения тражланското зако-нолательства, ретламентируюшето их статус и формулируются конкретные прелложения, направленные на совершенствование правовото ретулирования.

Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство, корпоративная ортанизаиия, ортанизаиион-но-правовая форма, инливилуальный прелприниматель.

С принятием 22 ноября 1990 г. Закона РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»1, крестьянское (фермерское) хозяйство (далее — КФХ) стало одним из первых субъектов предпринимательской деятельности на постсоветском пространстве. Указанный закон определили КФХ как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 1).

Таким образом, первые крестьянские хозяйства создавались как юридические лица.

С момента вступления в силу ГК РФ, определявшего, что лица могут быть только

1 Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324.

Особенности правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства

юридическими и физическими, фраза «с пра-вами юридического лица» потеряла смысл. Однако, как указывают А. В. Шатова и А. П. Мусатова, при кодификации законодатель не нашёл в системе юридических лиц должного места крестьянскому (фермерскому) хозяйству2. ГК РФ предусмотрел, что с момента регистрации КФХ его глава признаётся индивидуальным предпринимателем. Но члены хозяйства, как и само хозяйство, чёткий правовой статус не обрели. Государственная регистрация КФХ осуществлялась в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, но никакой регистрации самого хозяйства не предусматривалось.

С вступлением в силу нового Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»3 утратил силу прежний Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Новый Закон определил, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Законом уточняется, что КФХ осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Таким образом, в момент вступления в силу Закона в России продолжали действовать КФХ, созданные до 1995 года «с правами юридических лиц». Новый ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» должен был исключить одновременное существование разнородных по правовой природе КФХ, с этой целью в его текст была включена норма, предусматривающая право тех КФХ, которые создавались как юридические лица, сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года, позднее этот срок был продлен до 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»4 решил судьбу правового статуса КФХ, найдя место рассматриваемым хозяйствам в числе юридических лиц — коммерческих организаций. Соответственно, с 1 марта 2013 года утратил силу пункт 2 ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которым глава КФХ, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ.

Законодатель отнес КФХ к числу корпоративных организаций. Напомним, что участники таких юридических лиц обладают правом участия (членства) в них и в совокупности формируют их высший орган, соответственно, в

2 Шатова А. В., Мусатова А. П. Проблемы правового регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств // Никоновские чтения. 2009. № 14. С. 204.

3 Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 24. Ст. 2249.

4 Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-Ф3 (ред. от 04.03.2013) «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53. Ст. 7627.

связи с участием в корпоративной организации её участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (п. 2 ст. 65.1 ГК РФ), детальный перечень которых закреплён законодателем в ст. 65.2 ГК РФ. Такой подход кардинально отличается от концепции, лежащей в основе Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», довольно успешно «работавший» на практике почти 10 лет. Новая норма закрепляет право граждан заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой такого хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

По мнению А. Н. Танаги, в последнем правиле законодатель допустил излишнюю осторожность, так как соответствующая норма сформулирована способом, позволяющим с одинаковым успехом использовать противоположные интерпретации. В частности, если бы было указано, что главой хозяйства может быть лишь индивидуальный предприниматель, то такое указание поставило бы точку в части определения субъекта правовых отношений. Если же интерпретировать норму иным образом, получим возможность любого дееспособного физического лица стать главой хозяйства, не исключая такую возможность для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпри-нимателей5.

По нашему мнению, наиболее эффективным является создание КФХ как договорные объединения граждан. Этот договор, в силу места норм о нём в статье о предпринимательской деятельности, а также в силу характера самой деятельности, является направленным на совместное осуществление предпринимательской деятельности.

Если мы обратимся по аналогии к самому близкому институту совместной деятельности — товариществу, то увидим, что законом наложен запрет заключения направленного на осуществление предпринимательской деятельности договора о такой деятельности между или даже с участием лиц, не являющихся специальными субъектами предпринимательской деятельности (см. п. 2 ст. 1041 ГК РФ). Получается, что в обороте от имени такого хозяйства, не наделённого гражданской правосубъектностью, должно выступать определённое лицо, обладающее ею. Само же соглашение о создании хозяйства должно регулировать отношения членов хозяйства внутри самого хозяйства. Соответственно, лицом, выступающим от имени крестьянского (фермерского) хозяйства — договорного объединения граждан, может быть лишь индивидуальный предприниматель.

Гражданин может участвовать одновременно в нескольких договорных хозяйствах, но только в одном КФХ, что соответствует требованию лишь к полным товарищам во всех хозяйственных товариществах, с тем лишь отличи-

5 Танага А. Н. Гражданско-правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 103 (09). С. 76.

Особенности правовото статуса крестьянското (фермерското) хозяйства

ем, что к члену КФХ не предъявляется требование наличия статуса индивидуального предпринимателя. Указанное не позволяет квалифицировать хозяйство как товарищество. Таким образом, КФХ действительно представляет собой промежуточную (между обществами и товариществами) организационно-правовую форму. Между тем, правила об ответственности юридического лица строятся как в хозяйственных товариществах: отвечает по обязательствам само хозяйство, а субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства несут его члены.

Представляется, что законодателю следует дополнить абзац второй пункта 5 ст. 23 ГК РФ частицей «лишь» перед словами «гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя» - для исключения иных возможностей и достижения законодательной цели, которая не ограничивается лишь рассматриваемой статьей Гражданского кодекса РФ, а должна служить также основой, в частности, для правильного применения налоговых, иных административно-правовых норм.

Таким образом, ответ о правовой судьбе КФХ, зарегистрированных посредством регистрации главы хозяйства как индивидуального предпринимателя напрашивается сам собой: такие хозяйства продолжают существовать в своём статусе.

На основании п. 5 ст. 23 ГК РФ и продолжающего действие Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» допускается создание новых КФХ как договорных объединений граждан. Правовой основой деятельности таких хозяйств будет договор о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, а главой такого хозяйства может стать гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя.

Таким образом, «договорное хозяйство» является первичной формой крестьянского (фермерского) хозяйства. Эта форма может остаться незыблемой, а может стать базой для создания крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица. Правомерен и обратный вывод: нельзя создать крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо, минуя первичную (договорную) форму.

Представляют интерес нормы, посвященные разделу имущества фермерского хозяйства. Так, законодатель устанавливает, что при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В ст. 86.1 ГК РФ законодатель решил учесть максимум особенностей крестьянского (фермерского) хозяйства, предусмотрев, что при обращении взыскания кредиторов хозяйства на находящийся в собственности последнего земельный участок, участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению. Нельзя не согласиться с мнением А. Н. Танаги, что этим был решён важнейший экономический вопрос распадающегося крестьян-

ского (фермерского) хозяйства: сохраняется (при необходимости) целостность и целевое использование земельного участка6.

Таким образом, законодатель определяет КФХ как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

По своей правовой сути КФХ однозначно относятся к разновидности хозяйственных товариществ, тем не менее, обладая и определенным набором признаков хозяйственных обществ.

Законодательство о КФХ развивалось весьма противоречиво, то наделяя, то лишая их статуса юридических лиц. Решить ситуацию с существованием подобных разнородных КФХ можно внеся в законодательство поправки о том, что стать главой КФХ может лишь гражданин, обладающий статусом индивидуального предпринимателя. Более предпочтительным для конечного потребителя и экономики было бы дальнейшее развитие КФХ в качестве разновидности хозяйственных товариществ, предусматривающих полную ответственность участников по обязательствам хозяйства. Таким образом, «договорное хозяйство» останется первичной формой крестьянского (фермерского) хозяйства. В дальнейшем эта форма может остаться незыблемой, а может стать базой для создания КФХ как юридического лица. Так, создание КФХ в качестве юридического лица будет невозможным в обход первичной договорной формы.

6 Танага А. Н. Указ. соч. С. 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.