Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА, КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ'

К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА, КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО) / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чупина Ирина Павловна, Зарубина Елена Васильевна, Симачкова Наталья Николаевна, Журавлева Людмила Анатольевна, Фатеева Наталья Борисовна

На данный момент времени, крестьянские фермерские хозяйства, заняли свою определенную нишу в аграрном секторе экономики. Фермерская деятельность ассоциируется с динамично развивающейся частью многофункционального агропромышленного комплекса, которая вносит значительный вклад в развитие аграрного сектора и социальной сферы села России. Понятие крестьянского фермерского хозяйства и его правовой статус, на сегодняшний день закреплено в Федеральном законе от 11.06.2003 N 74-ФЗ (последняя редакция) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"[1]. Но вопрос окончательного определения правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства на сегодняшний день не решен. В данной статье рассматривается вопрос правового регулирования крестьянского фермерского хозяйства, как организационно-правовой формы. Авторы, определяют состояние организационно - правового развития крестьянских фермерских хозяйств на этапе современного развития российского государства. Выявляют основные проблемы, влияющие на эффективное развитие крестьянского фермерского хозяйства в Российской Федерации, а также предлагают пути разрешения проблем, выявленных в процессе анализа организационно - правового регулирования деятельности крестьянских фермерских хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чупина Ирина Павловна, Зарубина Елена Васильевна, Симачкова Наталья Николаевна, Журавлева Людмила Анатольевна, Фатеева Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF LEGAL REGULATION OF THE PEASANT (FARM) ECONOMY AS A LEGAL FORM

At this point in time, peasant farms have occupied their specific niche in the agricultural sector of the economy. Farming is associated with a dynamically developing part of the multifunctional agro-industrial complex, which makes a significant contribution to the development of the agricultural sector and the social sphere of the Russian countryside. The concept of a peasant farm and its legal status is currently enshrined in the Federal Law of June 11, 2003 N 74-FZ (last edition) "On a Peasant (Farm) Economy" [1]. But the question of the final definition of the legal status of the peasant (farm) economy has not been resolved to date. This article discusses the issue of legal regulation of a peasant farm as an organizational and legal form. The authors determine the state of organizational and legal development of peasant farms at the stage of modern development of the Russian state. They identify the main problems affecting the effective development of peasant farming in the Russian Federation, and also suggest ways to solve problems identified in the process of analyzing the organizational and legal regulation of the activities of peasant farms.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА, КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ»

Научная статья Original article УДК 349.4

DOI 10.55186/25876740_2023_7_1_16

К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА, КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ

ФОРМЫ

TO THE PROBLEM OF LEGAL REGULATION OF THE PEASANT (FARM)

ECONOMY AS A LEGAL FORM

Чупина Ирина Павловна, доктор экономических наук, профессор кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0003-2875-3306, тпасирта71 б@ешай. сот

Зарубина Елена Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, ethos08@mail.ru

Симачкова Наталья Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, ткрПпа73 @уа^ех.щ

Журавлева Людмила Анатольевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул.

International agricultural journal 1/2023

Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, ethos08@mail.ru

Фатеева Наталья Борисовна, старший преподаватель кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264 natbor73@mail.ru

Chupina Irina Pavlovna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural GAU", Yekaterinburg st. Turgenev 23, to 4410. tel. (343) 221-41-12, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0003-2875-3306, irinacupina716@gmail.com Zarubina Elena Vasilievna, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State Agrarian University", Yekaterinburg st. Turgenev 23, to 4410. tel. (343) 221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, ethos08@mail.ru

Simachkova Natalya Nikolaevna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State Agrarian University", Yekaterinburg st. Turgenev 23, to 4410. tel. (343) 221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, nikolina73 @yandex.ru

Zhuravleva Lyudmila Anatolyevna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State Agrarian University", Yekaterinburg, st. Turgeneva 23, room 4410. tel. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, ethos08@mail.ru

Fateeva Natalya Borisovna, Senior Lecturer, Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Ural State Agrarian University", 23, Turgeneva St., Ekaterinburg, 4410. tel. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264 natbor73@mail.ru

Аннотация. На данный момент времени, крестьянские фермерские хозяйства, заняли свою определенную нишу в аграрном секторе экономики. Фермерская деятельность ассоциируется с динамично развивающейся частью многофункционального агропромышленного комплекса, которая вносит значительный вклад в развитие аграрного сектора и социальной сферы села России. Понятие крестьянского фермерского хозяйства и его правовой статус, на сегодняшний день закреплено в Федеральном законе от 11.06.2003 N 74-ФЗ (последняя редакция) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"[1]. Но вопрос окончательного определения правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства на сегодняшний день не решен.

В данной статье рассматривается вопрос правового регулирования крестьянского фермерского хозяйства, как организационно-правовой формы. Авторы, определяют состояние организационно - правового развития крестьянских фермерских хозяйств на этапе современного развития российского государства. Выявляют основные проблемы, влияющие на эффективное развитие крестьянского фермерского хозяйства в Российской Федерации, а также предлагают пути разрешения проблем, выявленных в процессе анализа организационно - правового регулирования деятельности крестьянских фермерских хозяйств.

Annotation. At this point in time, peasant farms have occupied their specific niche in the agricultural sector of the economy. Farming is associated with a dynamically developing part of the multifunctional agro-industrial complex, which makes a significant contribution to the development of the agricultural sector and the social sphere of the Russian countryside. The concept of a peasant farm and its legal status is currently enshrined in the Federal Law of June 11, 2003 N 74-FZ (last edition) "On a Peasant (Farm) Economy" [1]. But the question of the final definition of the legal status of the peasant (farm) economy has not been resolved to date.

This article discusses the issue of legal regulation of a peasant farm as an organizational and legal form. The authors determine the state of organizational and

International agricultural journal 1/2023

legal development of peasant farms at the stage of modern development of the Russian state. They identify the main problems affecting the effective development of peasant farming in the Russian Federation, and also suggest ways to solve problems identified in the process of analyzing the organizational and legal regulation of the activities of peasant farms.

Ключевые слова: крестьянское (фермерское хозяйство), правовой статус, организационно-правовая форма, правовое регулирование, земельное законодательство Российской Федерации, агропромышленный комплекс. Key words: peasant (farming), legal status, organizational and legal form, legal regulation, land legislation of the Russian Federation, agro-industrial complex.

На сегодняшний день, российская экономика, не взирая, на серьезные геополитические угрозы, переживает период своего динамичного развития, в особенности это связано с развитием предпринимательства и рыночной экономики в целом и в сельскохозяйственном производстве. В связи с этим, большое значение, получило развитие крестьянских фермерских хозяйств, появление которых стало результатом радикального реформирования аграрных правоотношений в Российской Федерации. В 90-е годы для России ознаменовались периодом реформации, в том числе в этот период и происходило создание качественно нового сектора сельхозпроизводства - крестьянского фермерского хозяйства, основанного на принципах экономической самостоятельности и частной собственности на средства производства и произведенную продукцию[4,С.189].

Но, не смотря на стремительное развитие крестьянских фермерских хозяйств, вопрос об организационно-правовой форме, является проблемным, на сегодняшний день.

Вопрос о том, должно ли крестьянское фермерское хозяйство быть юридическим лицом или оно может осуществлять деятельность без образования юридического лица, имеет более чем двадцатилетнюю историю. Он обсуждался еще на стадии принятия первого Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском

International agricultural journal 1/2023

(фермерском) хозяйстве»[1,2]. Тогда «победила» точка зрения, согласно которой, крестьянское фермерское хозяйство должно было иметь статус юридического лица. Однако с точки зрения юридической техники нормы названного Закона были несовершенны. Они неоднократно подвергались критике, в том числе и на том основании, что крестьянское фермерское хозяйство в соответствии с Законом 1990 г. не отвечало признакам юридического лица (за ним не закреплялось имущество ни на каком праве, земельный участок принадлежал главе хозяйства и т.п.)[3]. Так, в своем научном исследовании, посвященном развитию крестьянского фермерского хозяйства Швецов С.П., упомянул мнение советского и российского учёного-правоведа Е.А. Суханов, который назвал наделение фермерского хозяйства статусом юридического лица «юридическим недоразумением»[8,С.301].

По моему мнению, если отношения с участием крестьянского фермерского хозяйства, к примеру, земельные, налоговые, пенсионные и др. урегулировать должным образом, то фермеры вполне могут обойтись без статуса юридического лица и выступать как особая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности. Такого же мнения придерживаются и такие ученые - юристы, как Копылов М.Н, Дегтярев С.Ю. Однако, на практике этого, к сожалению, не происходит[6,С.6].

Российское законодательство, ввиду своего несовершенства, не воспринимает эту форму как «особую» и, как правило, исходит из того, что лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность, является только глава хозяйства, забывая, что крестьянское фермерское хозяйство основано на членстве, со всеми вытекающими отсюда последствиями (ущемление прав членов хозяйства и самого главы, когда на него возлагается ответственность за деятельность хозяйства в целом)[4,С.237]. Однако, сами фермеры с 1995 г. постоянно высказываются за то, чтобы не только сохранить данный статус за ранее созданными хозяйствами, но и закрепить в ГК РФ возможность создания новых крестьянских фермерских хозяйств с правами юридического лица. При этом, они еще до конца не определись, должно ли крестьянское фермерское хозяйство быть самостоятельной организационно-правовой формой или особой разновидностью общества с ограниченной ответственностью.

International agricultural journal 1/2023

На данный момент времени, вопрос, касающийся организационно-правовой формы крестьянского фермерского хозяйства вновь приобрел актуальность в связи с разработкой изменений и дополнений в ГК РФ в соответствии с Концепцией развития гражданского законодательства.

В самом проекте Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ никаких изменений в правовом статусе крестьянского фермерского хозяйства не предполагается (за исключением того, что по проекту имущество фермерского хозяйства должно признаваться на совместной, а долевой собственностью). На мой взгляд, это плохо, так как те проблемы, о которых неоднократно говорилось в литературе по-прежнему остаются нерешенными. Решить эти проблемы можно было бы двумя путями: либо урегулировав статус крестьянского фермерского хозяйства как особой разновидности «коллективной» предпринимательской деятельности без образования юридического лица, либо признав крестьянское фермерское хозяйство юридическим лицом. И то, и другое одинаково сложно. Поскольку о «первом варианте» уже неоднократно писали, однако законодателем эта конструкция не воспринимается, остановимся подробнее на втором варианте, тем более что именно на нем настаивают фермеры.

По моему мнению, если уж закреплять в ГК возможность создания КФХ как юридического лица, то это должна быть именно особая организационно-правовая форма. В юридической литературе высказывалось мнение, что фермерское хозяйство не может быть признано юридическим лицом, поскольку данная форма не отвечает признаку универсальности организационно-правовых форм юридических лиц. Однако что это за «признак универсальности», где он закреплен, признается ли он в теории гражданского права? Как отмечала в своей монографии Кирсанова А.С. «Представляется, что суждения о наличии данного признака появились после того, как в одной из своих статей советский и российский юрист С.Ф.Зыбин отметил, что «универсальный характер нормальных коммерческих структур позволяет осуществлять в форме, допустим, акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью в принципе любую производственно-хозяйственную деятельность»»[5]. С этой точки зрения крестьянское фермерское хозяйство,

International agricultural journal 1/2023

конечно, не «универсально», так как в этой форме осуществляется деятельность только в сельском хозяйстве. Однако, по моему мнению, все дискуссии по поводу крестьянских фермерских хозяйств происходят именно из-за попытки «подвести» его правовой статус под «универсальные» формы.

Опыт функционирования крестьянских дворов в России до революции и 20-летний опыт деятельности крестьянских фермерских хозяйств в постсоветский период свидетельствует об уникальности данной формы, которая не вписывается в рамки «универсальности», в какой бы форме оно не осуществлялось[9,С.170].

Известно, что каждая организационно-правовая форма юридического лица отличается от другой по одному или нескольким признакам: составу участников, органам управления, порядку принятия решений, ответственности участников по долгам юридического лица. С этой точки зрения крестьянское фермерское хозяйство обладает рядом уникальных признаков - семейный характер учредительства, запрет на участие юридических лиц, особый «орган управления» - глава хозяйства. По другим признакам крестьянское фермерское хозяйство должно сочетать в себе черты общества с ограниченной ответственностью и кооператива.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что вполне допустимо выделить крестьянское фермерское хозяйство как особую организационно-правовую форму юридического лица, тем более что такая практика есть уже в странах СНГ. В Украине, Беларуси, Узбекистане, Азербайджане, Туркменистане, Кыргызстане -крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют свою деятельность, как юридические лица, и являются юридическими лицами, то есть признак «универсальности» во внимание не принимается [8,С.178].

Таким образом, подводя итог, необходимо сделать вывод о том, что, на данный момент времени, российское законодательство, в вопросе определения правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства далеко несовершенно и требуются если не изменения, то дополнения в действующее законодательство.

Литература

1. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (последняя редакция) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве'7/КонсультантПлюс.

International agricultural journal 1/2023

2. Земельный кодекс РФ от25.10.2001 № 136 - ФЗ (последняя редакция)

3. Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 (ред. от 21.03.2002) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Утратил силу)//КонсультантПлюс.

4. Богданов Е.В. Развитие гражданского права России. Тенденции, перспективы, проблемы: Монография//под редакцией Богданов Е.В., Богданова Е.Е.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 335 с.

5. Кирсанова А. В. Правоотношения юридической ответственности: монография - Самара : Изд-во СаГА, 2009. - 174 с.

6. Симачкова Н. Н. Государственный кадастр недвижимости: современное состояние, проблемы модернизации // В сборнике: Актуальные проблемы истории, политики и права сборник статей VI Всероссийской научно -практической конференции. Пензенский государственный университет. 2018. С. 75-77.

7. Троценко О. С. Правовое обеспечение землеустройства и государственного кадастра недвижимости: Учебное пособие. - Изд. - Уральский государственный экономический университет. Екатеринбург, 2017. С.105.

8. Швецов С.П. Материалы по исследованию крестьянского и инородческого хозяйства в Томском округе // под редакцией С.П. Швецов. - М.: 2015. - 322 с.

9. Юкша Я. А. Учебное пособие «Гражданское право»:— 4-е изд.: ИНФРА-М, 2022. — 400 с.

Literature

1. Federal Law of 11.06.2003 N 74-FZ (last edition) "On Peasant (Farm) Economy"//ConsultantPlus.

2. Land Code of the Russian Federation dated October 25, 2001 No. 136 - FZ (last edition)

3. Law of the RSFSR of November 22, 1990 N 348-1 (as amended on March 21, 2002) "On the peasant (farm) economy" (No longer valid) // Consultant Plus.

4. Bogdanov E.V. Development of civil law in Russia. Trends, prospects, problems: Monograph // edited by Bogdanov E.V., Bogdanova E.E.: UNITY-DANA, 2016. - 335 p.

5. Kirsanova A. V. Legal relationship of legal liability: monograph - Samara: Publishing House of Saga, 2009. - 174 p.

6. Simachkova N. N. State real estate cadastre: current state, problems of modernization // In the collection: Actual problems of history, politics and law, a collection of articles of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference. Penza State University. 2018. S. 75-77.

7. Trotsenko O. S. Legal support of land management and the state real estate cadastre: Textbook. - Ed. - Ural State University of Economics. Yekaterinburg, 2017. P.105.

8. Shvetsov S.P. Materials on the study of the peasant and foreign economy in the Tomsk region // edited by S.P. Shvetsov. - M.: 2015. - 322 p.

9. Yuksha Ya. A. Textbook "Civil Law": - 4th ed.: INFRA-M, 2022. - 400 p.

© Чупина И. П, Зарубина Е. В., Симачкова Н. Н., Журавлева Л. А., Фатеева Н. Б. 2023. International agricultural journal, 2023, №1, 215-223

Для цитирования: Чупина И. П, Зарубина Е. В., Симачкова Н. Н., Журавлева Л. А., Фатеева Н. Б., «К проблеме правового регулирования крестьянского (фермерского) хозяйства, как организационно-правовой формы», //International agricultural journal. 2023. №1, 215-223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.