Научная статья Original article УДК 332.2
DOI:10.24412/2588-0209-2021-10366
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ВЫПОЛНЕНИЯ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ACTIVITIES OF AGRICULTURAL PRODUCERS AS A FACTOR IN THE IMPLEMENTATION OF THE FOOD SECURITY DOCTRINE
Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно - экологических проблем и управления сельским хозяйством, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4213. тел. (343)221-40-47, ORCID: http://orcid.org/ 0000-00020912-7839, [email protected]
Чупина Ирина Павловна, доктор экономических наук, профессор кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0003-2875-3306, [email protected]
Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-4271-6264, [email protected]
Зарубина Елена Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, [email protected]
Симачкова Наталья Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург ул. Тургенева 23, к 4410. тел. (343)221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, nikolina73 @yandex.ru
Voronin Boris Aleksandrovich, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural GAU", Yekaterinburg st. Turgenev 23, room 4213 tel. (343) 221-40-47, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-0912-7839, [email protected]
Chupina Irina Pavlovna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural GAU", Yekaterinburg st. Turgenev 23, to 4410. tel. (343) 221-41-12, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0003-2875-3306, [email protected] Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural GAU", Yekaterinburg st. Turgenev 23, to 4410. tel. (343) 221-41-12, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-4271-6264, arizona72@mail .ru
Zarubina Elena Vasilievna, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State Agrarian University", Yekaterinburg st. Turgenev 23, to 4410. tel. (343) 221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, [email protected]
Simachkova Natalya Nikolaevna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State Agrarian University", Yekaterinburg st. Turgenev 23, to 4410. tel. (343) 221-41-12, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4271-6264, nikolina73@yandex. ru
Аннотация. Тема настоящей научной статьи является актуальной, поскольку Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации по целям и задачам является актуальным правовым актом, определяющим прогноз стратегического развития российского сельского хозяйства на долгосрочный период. Научная новизна темы настоящего исследования заключается в том, что из комплекса задач, связанных с обеспечением продовольственной безопасности, более подробно анализируются состояние и прогнозы развития российского сельского хозяйства, как рационального фактора полноценной реализации Доктрины продовольственной безопасности. Целью исследования является анализ правового обеспечения организации производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, способной наполнить продовольственный фонд страны отечественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, что будет способствовать фактическому решению проблемы продовольственной безопасности российского государства. Задачи исследования заключаются в выявлении эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих стратегическое развитие аграрного производства, обеспечивающего реализацию Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Теоретическая значимость настоящей работы обусловлена внесением материала исследования в науку аграрного права и науку аграрной экономики. Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в учебном процессе в учреждениях аграрного образования и системе управления сельскохозяйственной деятельностью. В статье использованы следующие методы
исследования: методы анализа и синтеза использованы для сравнительной характеристики Доктрины продовольственной безопасности. Метод прогнозирования использован при стратегическом развитии продовольственной безопасности страны. Метод обобщения выявляет общие закономерности развития сельскохозяйственных производителей при выполнении Доктрины продовольственной безопасности.
Abstract. The topic of this scientific article is relevant, since the Doctrine of Food Security of the Russian Federation in terms of goals and objectives is a relevant legal act that determines the forecast of the strategic development of Russian agriculture for the long term. The scientific novelty of the topic of this study lies in the fact that from a set of tasks related to ensuring food security, the state and forecasts of the development of Russian agriculture are analyzed in more detail as a rational factor in the full implementation of the Doctrine of Food Security. The aim of the study is to analyze the legal framework for the organization of production and economic activities of agricultural producers, capable of filling the country's food fund with domestic agricultural products and food, which will contribute to the actual solution of the problem of food security of the Russian state. The objectives of the study are to identify the effectiveness of legislative and other regulatory legal acts that determine the strategic development of agricultural production, ensuring the implementation of the Doctrine of Food Security of the Russian Federation. The theoretical significance of this work is due to the introduction of research material into the science of agrarian law and the science of agrarian economics. The practical significance of the work lies in the possibility of using the research results in the educational process in the institutions of agricultural education and in the agricultural management system. The article uses the following research methods: methods of analysis and synthesis are used for comparative characteristics of the Food Security Doctrine. The forecasting method was used in the strategic development of the country's food security. The method of generalization reveals the general patterns of development of agricultural producers in the implementation of the Doctrine of food security.
Ключевые слова: сельскохозяйственные производители, аграрный комплекс, доктрина продовольственной безопасности, продовольственный фонд, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие.
Key words: agricultural producers, agrarian complex, Doctrine of food security, food fund, strategic planning, socio-economic development.
Введение
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 20 от 21 января 2020 года [1] является документом стратегического планирования, в котором отражены официальные взгляды на цели, задачи и направления государственной социально -экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
Продовольственная безопасность Российской Федерации определяется как состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, характеризуется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукцией, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления, необходимых для активного и здорового образа жизни.
В настоящей Доктрине развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 400 от 02.07.2021 г. [2] касающиеся продовольственной безопасности, учтены положения других документов стратегического планирования.
В статье 4 Доктрины продовольственной безопасности установлено, что настоящая Доктрина является основой для разработки нормативных правовых
актов в области обеспечения продовольственной безопасности, развития сельского и рыбного хозяйства.
Теоретико-методической базой для формирования нормативных правовых актов, обеспечивающих правовое регулирование реализации вышеизложенных направлений государственной аграрной политики является Федеральный закон № 264-ФЗ от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства» [3].
Разрабатываемые нормативные правовые акты должны быть ориентированы на устойчивое и экономически эффективное развитие сельскохозяйственной деятельности на основе научных достижений в области растениеводства и животноводства. Технологические процессы в аграрном производстве должны развиваться на принципах цифровой аграрной экономики и быть максимально экологизированными.
Тема продовольственной безопасности получила активное научно-практическое исследование, начиная с 2010 года, в связи с принятием Указа Президентом Российской Федерации № 120 от 30 января 2010 года [4]. За период с 2010 года по 2021 год было издано много научных статей в российских и зарубежных журналах и сборниках, издавались монографии, проходили защиты диссертационных работ.
В тоже время, следует отметить, что научные проблемы в сфере реализации комплекса задач по обеспечению продовольственной безопасности ещё остаются и востребуют продолжения исследования.
Результаты
Впервые в Российской Федерации была принята Доктрина продовольственной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 120 от 30 января 2010 года, в которой были установлены показатели производственной безопасности.
Такие же показатели и индикаторы их оценки установлены в новой редакции Доктрины, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 20 от 21.01.2020 г. Для сравнения приведем ряд показателей и индикаторов.
Таблица 1 - Показатели и индикаторы в новой редакции Доктрины продовольственной безопасности
№ Показатели Индикаторы, в процентах
Доктрина от 30.01.2010 г. Доктрина от 21.01.2020 г.
1 Зерно не менее 95 % не менее 95 %
2 Сахар не менее 80 % не менее 90 %
3 Растительное масло не менее 80 % не менее 90 %
4 Мясо и мясопродукты не менее 85 % не менее 85 %
5 Молоко и молокопродукты не менее 90 % не менее 90 %
6 Рыба и рыбопродукты не менее 80 % не менее 85 %
7 Картофель не менее 95 % не менее 95 %
8 Овощи и бахчевые культуры - не менее 90 %
9 Фрукты и ягоды - не менее 60 %
Как видно из вышеизложенных показателей, в новой редакции Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации идет увеличение показателей на сахар, растительное масло, рыбу и рыбопродукты. Впервые в содержание Доктрины включены овощи и бахчевые, фрукты и ягоды.
В совокупности выполнение всех показателей Доктрины потребует интенсификации аграрного производства, что в условиях кадровой нестабильности в современном российском хозяйстве необходимым станет более активное внедрение научных достижений и технологических процессов,
основанных на цифровизации, роботизации и иных направлениях интеллектуализации аграрного производства.
На решение задач обеспечения продовольственной безопасности за счет увеличения объемов производства отечественной сельскохозяйственной продукции направлена стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Сельские территории являются местом жительства и трудовой занятости сельского населения. В настоящее время, в связи с уменьшением численности сельскохозяйственных организаций в отдельных субъектах Российской Федерации актуальной является проблема сохранения трудовых ресурсов и пополнения человеческого капитала в сельских поселениях.
Этого можно достичь через создание необходимых жилищных и иных социально-бытовых условий для сельских жителей, причем, в комплексе с обеспечением их трудовой занятости в сельскохозяйственных организациях и иных сферах сельской экономики.
Например, в Свердловской области была утверждена программа по созданию современного облика сельских территорий. Для этих целей денежные суммы для благоустройства сельских территорий более 1 млрд рублей до 2023 года будут распределены между муниципалитетами. Данная программа должна способствовать сокращению разрыва в качестве жизни между городом и селом.
Также в области уже запущена в 2014 году в действие программа «Уральская деревня», выполнение которой завершится в 2025 году. Объем финансирования на данную программу составил 32 млрд рублей. Цель данной программы также состоит в улучшении условий жизни сельского населения. Для этого необходимо решить проблему транспортной доступности территорий, заинтересовать сельскую молодежь не уезжать из сельской местности.
За пять лет реализации программы «Уральская деревня» создано более восьми тысяч рабочих мест, построено 85 тысяч квадратных метров жилья. Решается проблема и переселения жителей из аварийных домов. Были
предоставлены выплаты на приобретение жилья в сельской местности. Также с 2014 по 2019 годы введено в эксплуатацию в сельской местности более 650 километров газопровода и отремонтировано более 60 милометров автомобильных дорог. За эти же годы введено 104 модульных здания фельдшерско - акушерских пунктов и приобретено 5 передвижных фельдшерских пункта. И уже в настоящее время все сельские библиотеки свердловской области обеспечены доступом к сети интернет.
Финансово-экономические механизмы реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года заложены в Государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» [5].
Без кадров не может успешно функционировать и развиваться отечественное сельское хозяйство и поэтому мы делаем акцент на решение социальных проблем в сельских территориях.
При наличии квалифицированных работников сельскохозяйственные организации должны сосредоточиться на решении задач развития непосредственно аграрного производства, обеспечивающего продовольствием страну и экспортные поставки.
В настоящее время в Свердловской области насчитывается 290 сельскохозяйственных организаций, около 400 крестьянских фермерских хозяйств и более 440 тыс. граждан, которые ведут личное подсобное хозяйство. Продукция региональных производителей характеризуется высоким качеством и доступными ценами. Но низкий уровень заработной платы в сельской местности - 72 % к среднеобластному, вынуждает молодежь уезжать из села.
Удержать молодежь в сельской местности возможно при помощи программ по реализации доступного жилья для сельских жителей. Но темпы строительства жилья в сельской местности свердловской области довольно невысокие. В 2021 году в очереди на улучшение жилищных условий состоят 890 человек.
Продовольственная безопасность обеспечивается не только ростом объемов производства отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия, но и качеством производимой сельскохозяйственной продукции.
Принятая Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года [8] ориентирована на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышения качества жизни населения, стимулирования развития производства и обращения на рынке пищевой продукции надлежащего качества.
Развитие сельского хозяйства невозможно без механизации. Сельскохозяйственная техника - тракторы, комбайны, оборудования производятся в основном на предприятиях и в организациях, входящих в агропромышленный комплекс. Программным документом, характеризующим состояние отрасли сельскохозяйственного машиностроения и определяющим основные принципы государственной политики в области сельскохозяйственного машиностроения на среднесрочную и долгосрочную перспективы является «Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года» [6], [7].
На примере Свердловской области нужно сказать, что низкая техническая оснащенность сельскохозяйственной техникой является тормозом в производственном процессе сельскохозяйственных организаций и энергообеспеченность в три раза ниже, чем должна быть. На 100 га пашни она составляет 105 лошадиных сил, хотя должна быть не менее 300. В США на 100 га пашни энергообеспеченность равна 850 лошадиных сил, в странах европейского союза - не менее 450. В целом по Российской Федерации данный показатель равняется 150 лошадиных сил на 100 га пашни. Сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими хозяйствами ежегодно приобретается до 1200 единиц техники. Но этого недостаточно. Необходимо ежегодно приобретать не менее 3000 единиц техники.
Целям научно-технологического развития сельского хозяйства отвечает прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный приказом Минсельхоза России № 3 от 12 января 2017 г. [9].
Цель прогноза - определение наиболее перспективных направлений научно-технологического развития российского АПК на период до 2030 года, гарантирующих обеспечение продовольственной безопасности и позволяющих России стать мировым поставщиком продуктов питания.
Обеспечение продовольственной безопасности возможно лишь в условиях форсированного создания новых и развития существующих конкурентоспособных отечественных технологий мирового уровня и внедрения их в аграрное производство, обеспечения стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции (материала), технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала.
Выводы
Перечисленные в настоящей статье правовые акты по целям и задачам ориентированы на научно-техническое и технологическое обеспечение развития отечественного сельского хозяйства, вносящего весомый и решающий вклад в реализацию Доктрины продовольствия безопасности Российской Федерации.
В настоящее время сельскохозяйственная деятельность в рамках аграрного сектора экономики нуждается в новых подходах к развитию аграрной науки и системы обучения будущих специалистов и исследователей в науке.
Перечисленный далеко не полный перечень правовых актов федерального уровня, регулирующих аграрные отношения дифференцированно регулирует
отдельные направления сельскохозяйственной деятельности, и это позволяет решать проблемы организации аграрного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность государства[10].
В 2020 году в АПК страны наблюдался рост в растениеводстве на 6,9 % и в животноводстве на 3,2 %. Несмотря на пандемию коронавируса, экспорт сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации вырос на 20 % по сравнению с 2019 годом. В 2021 году правительство РФ наметило расширение государственной поддержки отечественных производителей.
В настоящее время модернизация сельского хозяйства в стране основывается на таких направлениях, как цифровизация. Это искусственный интеллект, который должен привести к сокращению производственных издержек. Немалую роль в производстве экологически чистой продукции выполняют фермерские хозяйства. За последние 5 лет производство продукции в фермерских хозяйствах выросло на 46 %. Поэтому фермерские хозяйства считаются наиболее перспективными и динамично развивающимися в решении проблемы продовольственного самообеспечения. При этом, показатели импорта постепенно снижаются, но пока медленными темпами. Потому что совпадают с экспортом.
Модернизация материально - технической базы тоже является одним из основных направлений отечественного АПК. В первом квартале 2021 года продажи сельскохозяйственной техники выросли более. Чем на 43 %. Это стало возможным при поддержке государственного субсидирования сельскохозяйственной техники. Доля отечественных производителей сельскохозяйственной техники на внутреннем рынке также увеличилась в среднем на 23 %. Экспорт российской техники за первое полугодие 2021 года вырос в два раза по сравнению с 2020 годом.
И если экспорт сельскохозяйственной продукции в 2020 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 20 %, то в 2021 году экспорт ожидается повысить еще на 2 - 3 %. Это произошло на фоне мирового продовольственного кризиса из - за пандемии коронавируса. Пока повысить показатели экспорта на
больший процент не представляется возможным. Но нужно отметить, что показатели импорта в 2020 году вырости по всем отраслям сельского хозяйства. По мясной и молочной продукции рост данного показателя составил в среднем 35 %, по зерновым культурам - 26 %, по масложировой продукции - 10 %. По итогам 2020 года у России получено право на экспортные поставки дополнительно в 25 стран мира по новым видам продукции, который насчитывается более 35 видов.
В заключении нужно отметить, что развитие агропромышленного комплекса в РФ продолжает наращивать показатели как в экспорте, так и на внутреннем рынке страны за счет отечественных товаропроизводителей. Модернизация материально - технической базы постепенно также продвигается. В производственные процессы внедряются новые технологические инновации. Данный процесс не может быть быстрым по темпам экономического роста в настоящем времени. Причина здесь не только в пандемии коронавируса, но и в глобальном изменении климата, в росте мировых цен, в неравномерном развитии регионов. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется развитию наукоемких отраслей АПК, производству отечественной продукции сельского хозяйства и снижению импортной зависимости. Российские компании в настоящее время активно включаются в глобальный рынок агротехнологий.
Литература
1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации утв. Указом Президента Российской Федерации № 20 от 21.01.2020 г.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации № 400 от 02.07.2021 г.
3. Федеральный закон № 264-ФЗ от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства» / Собрание законодательства РФ. 2007 № 1 (ч I) ст 27.
4. Указ Президента Российской Федерации № 120 от 30.01.2010 г. «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» / СЗ РФ 2010 г. № 5, ст 502.
5. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ № 151-р от 02.02.2015 г. / СЗ РФ 2015, № 6.
6. Постановление Правительства Российской Федерации № 696 от 31.05.2019 г. «Об утверждении Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» / Эл. Система КонсультантПлюс, 2019 г.
7. Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1455 -р от 7 июля 2017 г.
8. Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации до 2030 года. Утв. приказом Минсельхоза России № 3-р от 12 января 2017 г.
9. Федерация научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. Утв. постановлением Правительства РФ № 996 от 25 августа 2017 г.
10. Западнюк Е. А. Институциональная среда развития социального предпринимательства // Вестник экономической интеграции. 2013. № 8. С. 48 - 54.
Literatura
1. Doktrina prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii utv. Ukazom Prezidenta Rossiiskoi Federatsii № 20 ot 21.01.2020 g.
2. Strategiya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii № 400 ot 02.07.2021 g.
3. Federal'nyi zakon № 264-FZ ot 29.12.2006 g. «O razvitii sel'skogo khozyaistvA» / Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007 № 1 (ch I) st 27.
4. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii № 120 ot 30.01.2010 g. «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii» / SZ RF 2010 g. № 5, st 502.
5. Strategiya ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda, utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF № 151 -r ot 02.02.2015 g. / SZ RF 2015, № 6.
6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii № 696 ot 31.05.2019 g. «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoi programmy «Kompleksnoe razvitie sel'skikh territoril» i o vnesenii izmenenii v nekotorye akty Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii» / Ehl. Sistema Konsul'tanTPlyus, 2019 g.
7. Strategiya razvitiya sel'skokhozyaistvennogo mashinostroeniya Rossii do 2030 goda. Utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii № 1455-r ot 7 iyulya 2017 g.
8. Prognoz nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda. Utv. prikazom Minsel'khoza Rossii № 3-r ot 12 yanvarya 2017 g.
9. Federatsiya nauchno-tekhnicheskaya programma razvitiya sel'skogo khozyaistva na 2017-2025 gody. Utv. postanovleniem Pravitel'stva RF № 996 ot 25 avgusta 2017 g.
10. Zapadnyuk E. A. Institutsional'naya sreda razvitiya sotsial'nogo predprinimatel'stva // Vestnik ehkonomicheskoi integratsii. 2013. № 8. S. 48 - 54.
© Воронин Б. А., Чупина И. П, Воронина Я. В., Зарубина Е. В., Симачкова Н. Н., 2021. International agricultural journal, 2021, № 5, 182-196.
Для цитирования: Воронин Б. А., Чупина И. П, Воронина Я. В., Зарубина Е. В., Симачкова Н. Н. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ВЫПОЛНЕНИЯ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ//Intemational agricultural journal. 2021. № 5, 182-196.