Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
общая культура / подрастающая личность / культурно-просветительская работ / школьные учреждения / general culture / growing personality / cultural work / school institutions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Г.В., Павлова О.А.

Статья посвящена рассмотрению основных вопросов повышения общей культуры подрастающей личности в культурно-просветительской работе школьных учреждений в аспекте решения задач актуализации у детей и подростков дополнительной мотивации, личностных художественно-эстетических, духовно-нравственных предпочтений, культуро-творческого самовыражения и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Г.В., Павлова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUE OF INCREASING GENERAL CULTURE OF YOUNGER PERSON IN CULTURAL AND EDUCATIONALWORK OF SCHOOL INSTITUTIONS

The article is devoted to the consideration of the main issues of improving the general culture of the younger person in the cultural and educational work of school institutions in terms of solving the problems of actualizing additional motivation in children and adolescents, personal artistic and aesthetic, spiritual and moral preferences, cultural and creative self-expression, etc.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 37.032 Волкова Г.В., Павлова О.А.

Волкова Г.В.

магистрант 2 курса, гр. СКД/маг-21, направление «Социально-культурная деятельность» Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

Научный руководитель: Павлова О.А.

доктор филологических наук, доцент, кафедра социально-культурной деятельности, Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация: статья посвящена рассмотрению основных вопросов повышения общей культуры подрастающей личности в культурно-просветительской работе школьных учреждений в аспекте решения задач актуализации у детей и подростков дополнительной мотивации, личностных художественно-эстетических, духовно-нравственных предпочтений, культуро-творческого самовыражения и др.

Ключевые слова: общая культура, подрастающая личность, культурно-просветительская работ, школьные учреждения.

В условиях современности принципиально значимую роль в воспитании высокой культуры личности играет организация культурно-просветительской работы различных социальных институтах.

Особо следует отметить, что воспитательный потенциал культурно-просветительской деятельности имеет наибольший эффект с подрастающей личностью, т.к. дети и подростки наиболее восприимчивы, открыты для социально-культурного влияния на них, в особенности в условиях школьных учреждений, где содержаться соответствующие воспитательно-образовательные, интеллектуально-творческие, социально-культурные, материально-технические и иные ресурсы для достижений конкретной цели: оптимизации качества и интенсивности культурно-просветительской работы, удовлетворение культурных потребностей и всестороннего воспитания и личностного развития подрастающего поколения в аспекте повышения ее общей культуры.

Не вызывает сомнений, что повышение культурного уровня подрастающей личности - важнейшее условие ее полноценного формирования, более успешной адаптации к изменяющимся условиям и требованиям современной жизни, самосовершенствования, самовоспитания и самоактуализации.

Н.Г. Смирнова достаточно точно, на наш взгляд, дает определение уровня общей культуры личности в своей научной статье. Итак, «это прежде всего результат выбора личностью характера деятельности, когда проявляется само-деятельностная её позиция, социальная активность, субъектность в разновидности художественно-эстетических, нравственных предпочтений, интересов» [2].

В этой связи культурно-просветительская направленность процесса формирования общей культуры подрастающего поколения в школьных учреждениях должна происходить на основе реализации основных задач подобного формирования.

Описывая подобные задачи, Н.А. Власова справедливо считает, что процесс формирования общей культуры личности школьников должен происходить на основе достижения нижеперечисленных аспектов:

1) «расширение кругозора, приобретение знаний об общекультурных ценностях,

2) развитие духовности и нравственности в личности ребенка,

3) усвоение норм этики, формирование ценностных представлений,

4) развитие мотивационной сферы, поощрение творческого самовыражения,

5) формирование культурного, толерантного отношения к людям, положительного отношения к себе и окружающему миру,

6) развитие навыков моно- и поликультурного межличностного общения,

7) усвоение норм поведения, социально-одобряемых в современном обществе, включая правила этикета,

8) усвоение культуры здорового образа жизни, труда и отдыха,

9) привитие навыков соблюдения культурного внешнего вида» [1].

Таким образом, общая культура подрастающей личности отражает его

особенности, способности в социально-культурной деятельности, которые в результате влияния культурно-просветительской работы в школе приобретают необходимые для актуализации культурного потенциала детей и подростков дополнительную мотивацию, личностные художественно-эстетические, духовно-нравственные предпочтения, культуротворческого самовыражения, что непосредственным образом способствует достижению высокого культурного уровня подрастающего поколения.

Итак, резюмируя вышесказанное, считаем, что в культурно-просветительской работе школьных учреждений в аспекте повышения общей культуры подрастающего поколения взаимодействие субъекта и объекта подобной работы выступает в новом качестве - как присвоение и развитие уже достигнутого культурного богатства, созидательных сил, способностей, потребностей, знаний, свободных от узкопотребительских прагматических культурных интересов, что позволяет с максимальной эффективностью

позитивно воздействовать на повышение общего культурного уровня современных школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Власова Н.А. Содержание понятия «Общая культура младшего школьника»: педагогический аспект/ Н.А. Власова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 2 (32). - URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/soderzhame-ponyatiya-obschaya-kultura-mladshego-shkolnika-pedagogicheskiy-aspekt (дата обращения: 14.05.2023);

2. Смирнова Н. Г. Социально-педагогическая модель формирования общей культуры личности в системе непрерывного образования (на примере юношеского возраста)/ Н. Г. Смирнова // МНКО. - 2012. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-model-formirovaniya-obschey-kultury-lichnosti-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya-na-primere-yunosheskogo (дата обращения: 18.05.2023)

Volkova G. V., Pavlova O.A.

Volkova G.V.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

Scientific advisor: Pavlova O.A.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

ISSUE OF INCREASING GENERAL CULTURE OF YOUNGER PERSON IN CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK OF SCHOOL INSTITUTIONS

Abstract: the article is devoted to the consideration of the main issues of improving the general culture of the younger person in the cultural and educational work of school institutions in terms of solving the problems of actualizing additional motivation in children and adolescents, personal artistic and aesthetic, spiritual and moral preferences, cultural and creative self-expression, etc.

Keywords: general culture, growing personality, cultural work, school institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.