References
1. Azhgikhin S.G. The content of teaching of students of universities designing in graphic design // Pedagogika iskusstva. № 2. 2010.
2. Lobanova S.A. Active methods of teaching as a means of developing the subject's position of student: abstr. diss. ... candidate of pedagogical science. Krasnodar, 2009.
3. Karagodina M.E. The influence of health-saving technologies on the efficiency of design students // Design and architecture: the synthesis of theory and practice. Krasnodar, 2017.
4. Miroshnikov V.V., Miroshnikova КМ. On a problem of trends in modern design // Italian science review. 2014. № 7. URL: http://www.ias-journal.org/archive/2014/july/Miros-hnikov.pdf
5. Miroshnikov V.V., Miroshnikova КМ. Problems of the organization of an effective system of visual communications in a modern urban environment // Konkurentosposobnost v globalnom mire: ekonomika, nauka, tehnologii. 2016. № 2.
УДК 37.013.44
М.А. ОЛЕЙНИК, В.В. ПУТИЛОВСКАЯ
ПУТИ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО
РЕГИОНАЛЬНОГО КАЗАЧЬЕГО КОМПОНЕНТА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Г. ВОЛГОГРАДА
Олейник Марина Алексеевна, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой вокально-хорового и хореографического образования Института художественного образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета (Волгоград, просп. Ленина, 27), [email protected]
Путиловская Виктория Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры вокально-хорового и хореографического образования Института художественного образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета, художественный руководитель фольк-лорно-этнографического ансамбля «Покров» (Волгоград, просп. Ленина, 27), [email protected]
Аннотация. Проблема регионализации дополнительного музыкального образования не теряет своей актуальности на настоящем этапе, поскольку ее решение обеспечивает духовно-нравственную и культурную преемственность поколений, патриотическое воспитание подрастающего поколения через привлечение к социально-значимой творческой деятельности, участие в формировании социально-культурной среды региона. Важной задачей процесса реализации этнокультурного казачьего компонента в музыкальном образовании Волгограда в настоящее время является обобщение и систематизация имеющегося опыта деятельности фольклорных коллективов, педагогов учреждений общего и дополнительного образования, научных исследований с целью определения единых подходов к разработке образовательных программ на основе казачьей культуры региона и возможностей их внедрения.
Ключевые слова: этнокультурный компонент образования, региональная казачья культура, дополнительное музыкальное образование, фольклорно-этнографический ансамбль.
UDC 37.013.44
M.A. OLEYNIK, V.V. PUTILOVSKAYA
WAYS AND FORMS OF REALIZATION OF THE ETHNOCULTURAL REGIONAL COSSACK COMPONENT IN MUSIC EDUCATION OF VOLGOGRAD
Oleynik Marina Alekseevna, PhD (Philosophy), professor, head of the cathedra of vocal-choral and choreographic education of the Institute of art education of the Volgograd state social pedagogical university (Volgograd, Lenina ave., 27), [email protected]
Putilovskaya Victorya Valeriyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the cathedra of vocal-choral and choreographic education of the Institute of art education, art director of folklore and ethnographic ensemble «Pokrov» (Volgograd, Lenina ave., 27), [email protected]
Abstract. The problem of regionalization of additional music education doesn't lose the relevance at the real stage as her decision provides spiritual and moral and cultural continuity of generations, patriotic education of younger generation through attraction to socially important creative activity, participation in formation of the social and cultural environment of region. An important problem of process of realization of an ethnocultural Cossack component in music education of Volgograd is generalization and systematization of the available experience of activity of folklore collectives, teachers of institutions of the general and additional education, scientific research for the purpose of definition of uniform approaches to development of educational programs on the basis of the Cossack culture of the region and opportunities of their introduction now.
Keywords, ethnocultural component of education, regional Cossack culture, additional music education, folklore and ethnographic ensemble.
Исследовательский интерес к проблеме реализации регионального компонента на различных уровнях музыкального образования постоянно повышается, включая в поле научных исследований многообразные факторы теоретического, практического и прикладного характера. Круг исследований здесь очень широк. На наш взгляд, следует назвать работы Л.М. Андрюхиной, Б.Н. Липник, О.Ю. Стреловой, В.М. Шадрикова и др., освещающие общие вопросы регионализации образования.
Однако значительное влияние на содержание образования, особенно музыкального и других видов художественного образования, оказывает национальная, историко-культурная, этнографическая специфика определенного региона. Основу регионального музыкального образования, по мнению многих исследователей (Н.И. Дьяковой (Краснодарский край) [2], Л.А. Тарасовой (Тверская область) [10], И.Н. Хазеевой (ХМАО) [13], Т.О. Шумилиной (Архангельская область) [14], О.А. Зарубиной, С.А. Михайлова (Чувашия) [3], О.В. Фроленко (Ростов-на-Дону) [12] и др.), составляет изучение традиционной культуры и фольклора конкретного региона.
Для реализации концептуального подхода к внедрению регионального казачьего компонента в систему музыкального образования г. Волгограда необходимо единство:
- цели образовательного процесса: возрождение интереса подрастающего поколения к культурно-историческим и художественным традициям донского казачества;
- содержания дополнительного музыкального образования, формируемого с учетом особенностей дошедшего до нас или сохраненного регионального фольклорного материала;
- профессиональной подготовки педагогов-музыкантов, которые становятся «носителями» региональной фольклорной традиции, способными транслировать ее своим ученикам.
Анализ состояния дополнительного музыкального образования г. Волгограда с точки зрения реализации регионального этнокультурного казачьего компонента показывает, что существующую ситуацию можно расценивать как динамично развивающуюся, но требующую глубокой разработки перспективы развития.
Этнокультурный компонент, в частности, реализуется в таких учреждениях общего и дополнительного образования г. Волгограда, как МОУ ДОД ДМШ № 8, МОУ ДЮЦ Советского района, МОУ Центр «Истоки», МОУ СОШ № 54, МОУ СОШ № 10, МОУ СОШ № 128, МОУ СОШ № 6, МОУ СОШ № 12 и др., где дети и подростки не только осваивают программы дополнительного музыкального образования, но и получают возможность участвовать в деятельности фольклорных коллективов и других творческих объединений — «Стригунок», «Ягодка», «Новолетие», «Троица», «Рождество» и др.
Важно отметить, что ведущими педагогами данных образовательных учреждений и руководителями коллективов являются выпускники ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», прошедшие многолетнюю школу
исследовательской и творческой деятельности по сохранению фольклорного наследия Донских казаков в фольклорно-этнографическом ансамбле «Покров». Получив по окончании вуза диплом педагога-музыканта, выпускники активно продолжают реализацию этнокультурного казачьего компонента в учреждениях общего и дополнительного образования г. Волгограда.
Проводимая работа в данном направлении позволяет говорить о построении особого образовательного пространства, ориентированного на реализацию регионального казачьего компонента. В выделении компонентов такого образовательного пространства мы считаем необходимым ориентироваться на систематизацию, предложенную М.Б. Кус-марцевым [4].
Прежде всего автор выделяет необходимость создания зон духовного и интеллектуального роста, способных обеспечить преемственность духовно-нравственных традиций культуры определенной территории, сберечь и расширить слой национальной и региональной духовной элиты. Такими зонами становятся образовательные учреждения, на базе которых функционируют творческие фольклорные коллективы. Они не ограничиваются исключительно созданием условий для осуществления образовательного процесса, но и объединяют широкий круг любителей народного искусства, семей обучающихся посредством организации и проведения праздников народного календаря и семейных праздников, тематических концертных программ, социальных акций и т.д.
Далее необходимо выделить такой компонент образовательного пространства, как социальная база культурной жизни, включающая социально-культурные инициативы и самодеятельную активность обучающихся. Расширение такой базы требует постоянного стимулирования и поддержки как на государственном, административном уровне, так и со стороны руководителей творческих фольклорных объединений. Плодотворной является, например, организация конкурсов и фестивалей, ориентированных на знание и позиционирование региональных казачьих традиций и культуры, таких как «Мы - внуки деда Ермака» (для детей младшего школьного возраста), «Казачок» (для детей, подростков и юношества), «Любо!» (для молодежи) и др.
Следует также отметить такие социально-культурные инициативы, как проведение интерактивных программ в детских садах, школах, интернатах, социальных учреждениях, библиотеках; творческих программ для призывников в военных комиссариатах («Проводы казака на службу»); концертов для ветеранов в госпиталях (к 23 февраля, 9 мая), и т. п. , которые на протяжении многих лет осуществляются участниками фольклорно-этнографического ансамбля «Покров» и детскими фольклорными коллективами-спутниками.
Создание социальной базы культурной жизни не может обеспечить максимальную эффективность проектируемого образовательного пространства без развития инфраструктуры, обеспечивающей условия сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества. Здесь необходима активная культурно-просветительская художественно-творческая деятельность казачьих фольклорных коллективов, которая не может быть сведена только к созданию концертных программ. Примером продуктивной культурно-просветительской деятельности, способствующей созданию образовательного пространства, реализующего этнокультурный казачий компонент, может служить деятельность фольклорно-этнографического ансамбля «Покров» (ФГБОУ ВО «ВГСПУ»). Традиционными и любимыми в г. Волгограде стали представляемые ансамблем литературно-музыкальные композиции («24 января - день геноцида казачьего народа», «Казачья слава и печаль», «Казачья воля да бабья доля», «Видехом свет истинный», «Дореволюционное прошлое Царицына» и пр.); этномузыкальные спектакли (на материале казачьих обрядов и праздников - «Круглый год», «Пасха», «Казаки на Троицу», зимние Святки, Масленица, казачья свадьба); семейные концерты - «День Петра и Февронии» у храма И. Предтечи, «День города по-казачьи» у памятника российскому казачеству.
С данным компонентом образовательного пространства тесно связано расширение партнерства социальных институтов и культурных процессов, образовательных и информационно-просветительских организаций, формирующих духовно насыщенную социокультурную среду города, взаимодействие с образовательными учреждениями города и области, учреждениями культуры, общественными организациями и СМИ. Так, в рамках сотрудничества с ВГТРК с 2016 года выходит телепрограмма «Завалинка», направленная на восприятие молодым поколением духовного опыта казачества, воспитание у молодежи уважения к отечественной и, в частности, региональной истории, культуре, традициям.
Механизм противодействия экспансии явлений массовой коммерческой культуры, ведущих к деградации личности и угрожающих нравственному здоровью подрастающего поколения, выделенный М.Б. Кусмарцевым как необходимый компонент образовательного пространства [4], - это сохранение самобытной культуры донского казачества. Опыт такого сохранения происходит в фольклорных экспедициях, объединяющих преподавателей и студентов филологического факультета и музыкального отделения Института художественного образования ВГСПУ; а также, например, в рамках Всероссийского семинара-практикума по казачьим традициям «На речке Камышинке» и пр.
Серьезную культурную альтернативу экспансии явлений массовой коммерческой культуры составляет система конкурсных мероприятий, охватывающих все социальные возрастные группы: для девушек «Донская красавица», конкурс для молодых женщин «Славная казачка», конкурс для юношей «А кто у нас атаманом будет», фестиваль -лагерная смена «Золотой щит - казачий Спас».
Результаты такой системной работы по формированию образовательного пространства, позволяющего реализовать этнокультурный казачий компонент, проявляются в формировании у обучающихся социокультурной идентичности личности, отождествления себя со значимым социокультурным образом - эталоном, психологическим переживанием ценностей культуры казачества как своих, а также и в повышении общего уровня коммуникативной культуры личности, способности понимать и ценить культурное многообразие, признавать и уважать религиозные убеждения и моральные нормы гражданственности и патриотизма личности. В связи с этим мы можем говорить обо всех уровнях результативности процесса - индивидуальном, социальном и социально-психологическом.
Самобытное народное искусство донских казаков представляет собой сложный сплав жанрово-стилистических, этнокультурных, интонационных и других компонентов, обрядовой и необрядовой культуры, системы духовно-нравственных ценностей и моральных эталонов и т.д., овладение которыми требует серьезного программного обеспечения образовательного процесса как в системе общего и дополнительного образования, так и в системе высшего профессионального педагогического образования. Кроме того, педагогу необходимо понимать специфику и закономерности влияния музыкально-художественной культуры казаков на окружающую среду, на формирование личности детей, подростков и юношества, чтобы иметь возможность приобщения обучающихся к национальным и этническим духовным ценностям, транслируемым через традиции казачьей культуры.
Мониторинг профессиональной деятельности выпускников на протяжении трех лет после окончания вуза, осуществляемый университетом, свидетельствует о том, что педагог-музыкант в своей практической деятельности сталкивается в первую очередь с отсутствием единого подхода к реализации этнокультурного казачьего регионального компонента в системе общего и дополнительного образования.
Здесь необходимо отметить, что работа над нормативным и социально-педагогическим обеспечением реализации казачьего этнокультурного компонента в образовании на территории Волгоградской области ведется [8]. В частности, опубликован Устав Ассоциации образовательных учреждений Юга России, реализующих этнокультурный
казачий компонент в образовании, ресурсным центром которого является «Волгоградский кадетский казачий корпус»; обозначены основные направления деятельности ассоциации. Наряду с созданием казачьих классов общеобразовательных учреждений, казачьих гимназий, казачьих кадетских корпусов, казачьих центров военно-патриотического воспитания, спортивных казачьих секций и клубов (конный спорт, казачьи единоборства), летних учебно-оздоровительных казачьих лагерей и других структур, ассоциация ставит своей задачей разработку, внедрение и распространение на образовательное пространство Юга России инновационных идей, концепций, проектов, программ, методик и технологий реализации этнокультурного казачьего компонента в образовании в свете федеральных государственных образовательных стандартов [8].
К сожалению, необходимость решения данной, на наш взгляд, ключевой задачи остается на уровне декларирования. Согласно статистическим данным [8, с. 30], расчетная численность членов казачьих обществ (вместе с семьями) по отношению к общей численности населения Волгоградской области составляет около 2,3%. Исходя из этих данных, мы определили параметры регионального казачьего компонента в системе непрерывного образования Волгоградской области. При этом учреждения дополнительного образования, имеющие возможность приобщить значительное число детей и подростков, не входящих в казачьи общества, к активной познавательной и художественно-творческой деятельности по изучению и сохранению музыкального фольклора казаков, в эту систему не входят. Педагоги дополнительного музыкального образования, руководители детских фольклорных коллективов самостоятельно, с учетом интересов местного населения, разрабатывают и внедряют компоненты регионального казачьего компонента в рамках образовательных программ учреждений.
В качестве примера можно привести немногочисленные программы дополнительного образования, реализующие этнокультурный казачий компонент: «История казачества в России» Береглезовой Н.И., Полежаева Д.В., Хижняк И.В.; программа дополнительного образования «История родного края - история казачества» Кутеповой В.В.; дополнительная образовательная программа «Центр изучения казачьей культуры» Ромашкиной Г.А., Епифановского П.В.; «История, культура и традиции Волгодонского края»: программа дополнительного образования детей дошкольного возраста Волоховой Н.Н., Тимофеевой Л.О., Князевой В.Ф., Богачевой И.В., Тимофеевой Т.В., Полежаева Д.В.; образовательная программа фольклорного казачьего ансамбля «Семья» дополнительного образования детей интегрированной направленности Буровой Н.В. и Бурова Д.В.
Следует отметить, что в общей массе программно-методических разработок в данной области программы дополнительного образования немногочисленны, а наибольшее количество составляют сценарии мероприятий и праздников, факультативные курсы или их тематические разделы, планирование внеурочной деятельности обучающихся.
На наш взгляд, для реализации регионального казачьего компонента в дополнительном музыкальном образовании педагогам может быть предложено обращение к способам, используемым в школьном образовании: полипредметному интегративному; монопредметному, представленному специальными учебными дисциплинами; элективному, связанному с конкретными образовательными областями.
Таким образом, на наш взгляд, регионализация дополнительного музыкального образования в соответствии с этнокультурным казачьим компонентом может проходить в нескольких направлениях:
- социально-досуговом: посредством создания фольклорных коллективов и творческих объединений, организации и проведения фестивалей, конкурсов, этнографических праздников, выставок и т.д.;
- предметном: предусматривающем дополнение основных образовательных программ этнокультурным казачьим компонентом в музыкально-эстетическом направлении;
- интегративном: в рамках которого разрабатываются комплексные образовательные программы дополнительного музыкального образования, опирающиеся на казачью культуру как целостный самобытный социально-культурный феномен.
Литература
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент исторического образования. М., 2008. 160 с.
2. Дьякова Н.И. Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2001. 19 с.
3. Зарубина О.А., Михайлов С.А. Региональный компонент в музыкальном образовании школьников // Педагогические инновации: от теории к практике. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». URL:http:/interactive-plus.ru/ru/article/117270/discussion_platform
4. Кусмарцев М.Б. Ценностно-смысловые детерминанты патриотического воспитания // Ученые записки. 2012. № 3 (23). Т. 1.: URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/ 025-016.pdf
5. Мухлынина Т.В. Регионализация современной системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования // Инновационные педагогические технологии: материалы III Международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань, 2015. С. 111-113.
6. Олейник М.А. Функции музыки в европейской культуре: философско-антрополо-гический аспект: монография. Волгоград, 2008. 214 с.
7. Путиловская В.В. Образовательные программы по духовно-нравственному и художественно-эстетическому направлению. Ч. 2. Музыкальный фольклор и народное пение. Волгоград, 2008. 156 с.
8. Сборник образовательных программ и методических рекомендаций по реализации этнокультурного казачьего компонента в образовании. Волгоград, 2012. 226 с.
9. Стрелова О.Ю. Теоретические основы национально-регионального компонента общего гуманитарного образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Хабаровск, 2002. 46 с.
10. Тарасова ЛЛ. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 1997. 49 с.
11. Туравец Н.Р. Региональный компонент профессионального музыкального образования: методология, теория, практика: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. Москва, 1999. 48 с.
12. Фроленко О.В. Идея регионализации образовательных учреждений на Дону: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-н/Д, 2001. 21 с.
13. Хазеева И.Н. Реализация регионального компонента в музыкально-педагогическом образовании (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югра): монография. Нижневартовск, 2009. 105 с.
14. Шумилина Т.О. Основные подходы к реализации национально-регионального компонента в образовании // Северная Двина. 2005. № 5. С. 4-6.
References
1. Vyazemskiy E.E., Strelova O.Yu. Natsionalno-regionalnyy component istoricheskogo obrazovaniya [National and regional component of historical education]. Moscow, 2008. 160 p.
2. Dyakova N.I. Theoretical and practical bases of formation of musical culture of younger school children on the material of regional art: abstr. diss. ... candidate of pedagogical science. Krasnodar, 2001. 19 p.
3. Zarubina O.A., Mihaylov S.A. Regional component in music education of school children // Pedagogical innovations: from theory to practice. Cheboksary. URL: http:/interactive-plus.ru/ru/article/117270/discussion_platform
4. Kusmartsev M.B. Valuable and semantic determinants of patriotic education // Uchenye zapiski. 2012. № 3(23). V. 1. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/025-016.pdf
5. Muhlynina T.V. Regionalization of modern system of additional education of children in the conditions of modernization of education // Innovative pedagogical technologies: materials
of the III International scientific conference. Kazan, 2015. Pp. 111-113. URL: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/183/8780/
6. Oleynik M.A. Funktsii muzyki v evropeyskoy kulture: filosofsko-antropologicheskiy aspekt: monografiya [Functions of music in the European culture: philosophical and anthropological aspect: monograph]. Volgograd, 2008. 214 p.
7. Putilovskaya V.V. Obrazovatelnye programmy po duhovno-nravstvennomu i hu-dozhestvenno-esteticheskomu napravleniyu. Ch. 2. «Muzykalnyy folklor i narodnoe penie» [Educational programs in spiritual, moral, artistic and aesthetic direction. Part 2. «Musical folklore and national singing»]. Volgograd, 2008. 156 p.
8. Sbornik obrazovatelnyh programm i metodicheskih rekomendatsyy po realizatsii etnokulturnogo kazachyego komponenta v obrazovanii [Coll. of educational programs and guidelines for the implementation of ethnic and cultural Cossack component in education]. Volgograd, 2012. 226 p.
9. Strelova O.Yu. Theoretical bases of a national and regional component of the general humanitarian education: abstr. diss. ... doctor of pedagogical science. Khabarovsk, 2002. 46 p.
10. Tarasova L.A. The theory and practice of musical study of local lore in the system of modern music education: abstr. diss. ... doctor of pedagogical science. Moscow, 1997. 49 p.
11. Turavets N.R. Regional component of professional music education: abstr. diss. ... doctor of pedagogical science. Moscow, 1999. 48 p.
12. Frolenko O.V. The idea of regionalization of educational institutions on the Don: abstr. diss. ... candidate of pedagogical science. Rostov-on/D, 2001. 21 p.
13. Hazeeva I.N. Realizatsiya regionalnogo komponenta v muzykalno-pedagogicheskom obrazovanii (na primere Hanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga) [Realization of a regional component in musical pedagogical education (on the example of Khanty-Mansiysk autonomous region]: monograph. Nizhnevartovsk, 2009. 105 p.
14. Shumilina T.O. The main approaches to realization of a national and regional component in education // Severnaya Dvina. 2005. № 5. Pp. 4-6.