Научная статья на тему 'Технология обучения студентов вузов графическому дизайну'

Технология обучения студентов вузов графическому дизайну Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ажгихин Сергей Геннадьевич, Марченко Марина Николаевна

В статье показаны основные тенденции в области образования в сфере культуры и искусства. Представлены компоненты технологии обучения студентов высших учебных заведений проектированию в графическом дизайне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология обучения студентов вузов графическому дизайну»

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

С.Г. АЖГИХИН, М.Н. МАРЧЕНКО

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ

Ажгихин Сергей Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дизайна, технической и компьютерной графики факультета архитектуры и дизайна Кубанского государственного университета (Краснодар, ул. Ставропольская, 149), marina1hg@yandex.ru

Марченко Марина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой дизайна, технической и компьютерной графики факультета архитектуры и дизайна Кубанского государственного университета (Краснодар, ул. Ставропольская, 149), marina1hg@yandex.ru

Аннотация. В статье показаны основные тенденции в области образования в сфере культуры и искусства. Представлены компоненты технологии обучения студентов высших учебных заведений проектированию в графическом дизайне.

Ключевые слова: графический дизайн, развитие творческих способностей, дизайн-проектирование, содержание обучения, методы обучения.

UDC 378

S.G. AZHGIKHIN, M.N. MARCHENKO

TECHNOLOGY OF TRAINING OF THE UNIVERSITY STUDENTS

TO GRAPHIC DESIGN

Azhgikhin Sergey Gennadievich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, professor of the cathedra of design, technical and computer graphics of the faculty of architecture and design of the Kuban state university (Krasnodar, Stavropolskaya str., 149), marina1hg@yandex.ru

Marchenko Marina Nikolaevna, PhD (pedagogical sciences), professor, head of the cathedra of design, technical and computer graphics of the faculty of architecture and design of the Kuban state university (Krasnodar, Stavropolskaya str., 149), marina1hg@yandex.ru

Abstract. The article shows the main trends in education in the field of culture and art. The components of the training technology of the university students in graphic design engineering are presented.

Keywords: graphic design, development of creative abilities, design-engineering, content of training, training methods.

Современное общество выдвигает требования к выпускнику, связанные не только со знаниями, умениями и навыками в профессиональной сфере. Такие качества личности, как самообучаемость, самостоятельность, инициативность, оригинальность мышления, коммуникабельность, способность продуцировать идеи, легко ориентироваться в информационных потоках, готовность к решению проблемных ситуаций, проектных задач, не имеющих заранее выработанных алгоритмов и средств решения, играют не менее важную роль в профессиональной деятельности дизайнера, чем знание какого-либо предмета [1; 2; 3; 4; 5].

Выделим, на наш взгляд, основные отличия педагога-предметника (при традиционном обучении) от педагога, стоящего на позициях компетентностного подхода. Вместо передачи информации по конкретной дисциплине преподаватель должен стимулировать

личностное развитие обучающихся, создавать среду, способствующую формированию умений самостоятельного получения необходимой информации, ее критического анализа, самоорганизации проектной деятельности. Демонстрировать сложность и неоднозначность любого знания (в контексте с целью деятельности, ценностями и др.) и информации. Побуждать к постановке проблемных задач, анализу проектных ситуаций, выявлению требований к проекту, к апробации различных способов решения проектной ситуации. Создавать условия для проявления инициативы, не бояться показывать свое понимание проблемы. Стимулировать создание проектных ситуаций и корректировать их в зависимости от индивидуальной подготовки студентов и подготовки группы в целом. Уметь организовывать и руководить индивидуальной и групповой деятельностью студентов. Уметь организовывать коллективное обсуждение процесса и результатов проектной деятельности, дискуссии, не основанные на непререкаемом авторитете педагога. Использовать системы оценивания, максимально приближенные к практике, способствовать самооценке результатов дизайн-проектирования. Использовать оценки экспертов в межпредметных областях. Уметь занимать экспертную позицию в оценивании как этапов дизайн-проектирования, так и итоговых работ. Уметь оперативно корректировать свою деятельность.

На смену пассивному приобретению предметной информации, основанной на прилежании и посещении, приходит заинтересованность в саморазвитии студентов. Контекстная, личностно ориентированная технология обучения проектированию в графическом дизайне, направленная на профессионально-личностное развитие студентов вузов в соответствии с моделью специалиста, должна соответствовать следующим требованиям: мобильности и вариативности содержательных компонентов обучения в соответствии с особенностями проектной деятельности на современном этапе исторического, идеологического и социально-экономического общественного развития, научными и технологическими инновациями и др.; диалогового и интерактивного характера обучения; направленности учебного процесса на самостоятельное формирование общекультурных и профессиональных компетенций, индивидуальной траектории профессионального и личностного развития студентов в процессе проектной деятельности; вариативного и свободного выбора обучающимися адекватных современному уровню знаний содержания и средств обучения, поиска путей решения проектных задач, способов осуществления дизайнерской деятельности, создания условий для формирования профессиональной мотивации; ориентации обучающихся на свободный выбор путей решения проектных задач в области графического дизайна в условиях, максимально приближенных к реалиям профессиональной деятельности; установки процесса обучения на создание условий для профессионально ориентированной творческой активности студентов, саморегуляции, самоконтроля, формирования индивидуального стиля проектной деятельности в области графического дизайна; вариативного сочетания различных методов обучения проектированию в графическом дизайне и форм контроля за результатами проектной деятельности студентов в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности; наличия специально разработанных комплексов проектных заданий, ориентированных на решение профессиональных задач в дизайнерской деятельности студентов; вариативного и индивидуального подходов к регламентации времени планирования и осуществления проектной деятельности обучающихся на различных этапах.

Следует отметить элемент, играющий важную роль в профессиональной деятельности, - понимание своей профессиональной миссии. И никакими компетенциями ее не заменить. Кроме того, успех во многом зависит от широты кругозора, понимания опыта предыдущих поколений, умения взаимодействовать со смежными специалистами, вести аналитическую работу в процессе проведения предпроектного анализа. Особенно важно понимание порочности следования модным (актуальным) и прочим тенденциям. Подобное следование формирует вторичное мышление. А для дизайнера важно умение заглядывать в будущее, прогнозировать тенденции развития дизайна.

Методы обучения дизайн-проектированию составляют общую систему, должны взаимодействовать и дополнять друг друга. Степень их применения, количество и глубина воздействия зависят от педагога, уровня подготовленности группы и индивидуума. Временной период и характер использования каждого метода, степень участия педагога в решении задач, стоящих перед проектом, могут существенно варьироваться. Активные и интерактивные методы обучения дизайн-проектированию: метод композиционного анализа, образно-креативный метод, метод вариативного моделирования, рекламно-комму-никативного проектирования, метод контекстного проектирования, метод комплексного проектирования, метод технологического анализа.

Условно можно выделить пять типов заданий, используемых в предлагаемой нами технологии обучения проектированию в графическом дизайне: пропедевтические, исследовательские, аналитические, проектно-графические, проектно-технологические и творческие комплексные задания. Пропедевтические задания подготавливают студентов к новому для них виду деятельности. Цель заданий - формирование «графического», «знакового» мышления обучающихся. В процессе выполнения пропедевтических заданий перед студентами должны быть поставлены определенные задачи: оригинальность решений, использование ассоциаций различных уровней и др. В ходе выполнения заданий исследовательского типа, посвященных изучению требований, предъявляемых к проектированию отдельных объектов, студенты проводят сбор информации, необходимой для проведения предпроектного анализа в ходе самостоятельной работы. Задания аналитического типа направлены на проведение предпроектного анализа (например, анализ дизайна конкурентов), определение проектной концепции и рассмотрение промежуточных результатов проектной деятельности (например, после тестирования фокус-группой). Проектно-графические задания характеризуются непосредственным исполнением проекта от эскиза до итогового макета. Задания проектно-технологичес-кого типа направлены на доведение дизайнерского решения до стадии промышленного исполнения. Творческие комплексные задания ориентированы на формирование инновационного мышления будущих дизайнеров. Условность представленной классификации связана с тем, что описанные типы заданий могут широко применяться в комбинированном виде.

Следует уделить особое внимание вариативным формам контроля учебной деятельности будущих дизайнеров, способам оценивания их проектных работ (письменные опросы, анкетирование, экзамены, коллективные просмотры, фокус-группы, тесты, портфо-лио, балльно-рейтинговая система, самоконтроль и др.). Оптимальный отбор в учебном процессе форм контроля, способов и критериев оценивания проектных работ будет содействовать профессионально-личностному развитию будущих дизайнеров.

Литература

1. Ажгихин С.Г. Содержание обучения студентов вузов проектированию в графическом дизайне // Педагогика искусства. № 2. 2010.

2. Лобанова С.А. Активные методы обучения как средство развития субъектной позиции студента: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2009.

3. Карагодина М.Е. Влияние здоровьесберегающих технологий на работоспособность студентов-дизайнеров // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики. Краснодар, 2017.

4. Мирошников В.В., Мирошникова В.М. О проблеме трендов в современном дизайне // Italian science review. 2014. № 7. URL: http://www.ias-journal.org/archive/2014/july/ Miroshnikov.pdf

5. Мирошников В.В., Мирошникова В.М. Проблемы организации эффективной системы визуальных коммуникаций в условиях современной городской среды // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 2.

References

1. Azhgikhin S.G. The content of teaching of students of universities designing in graphic design // Pedagogika iskusstva. № 2. 2010.

2. Lobanova S.A. Active methods of teaching as a means of developing the subject's position of student: abstr. diss. ... candidate of pedagogical science. Krasnodar, 2009.

3. Karagodina M.E. The influence of health-saving technologies on the efficiency of design students // Design and architecture: the synthesis of theory and practice. Krasnodar, 2017.

4. Miroshnikov V.V., Miroshnikova КМ. On a problem of trends in modern design // Italian science review. 2014. № 7. URL: http://www.ias-journal.org/archive/2014/july/Miros-hnikov.pdf

5. Miroshnikov V.V., Miroshnikova КМ. Problems of the organization of an effective system of visual communications in a modern urban environment // Konkurentosposobnost v globalnom mire: ekonomika, nauka, tehnologii. 2016. № 2.

УДК 37.013.44

М.А. ОЛЕЙНИК, В.В. ПУТИЛОВСКАЯ

ПУТИ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО

РЕГИОНАЛЬНОГО КАЗАЧЬЕГО КОМПОНЕНТА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Г. ВОЛГОГРАДА

Олейник Марина Алексеевна, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой вокально-хорового и хореографического образования Института художественного образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета (Волгоград, просп. Ленина, 27), marolejn@yandex.ru

Путиловская Виктория Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры вокально-хорового и хореографического образования Института художественного образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета, художественный руководитель фольк-лорно-этнографического ансамбля «Покров» (Волгоград, просп. Ленина, 27), vhi@yandex.ru

Аннотация. Проблема регионализации дополнительного музыкального образования не теряет своей актуальности на настоящем этапе, поскольку ее решение обеспечивает духовно-нравственную и культурную преемственность поколений, патриотическое воспитание подрастающего поколения через привлечение к социально-значимой творческой деятельности, участие в формировании социально-культурной среды региона. Важной задачей процесса реализации этнокультурного казачьего компонента в музыкальном образовании Волгограда в настоящее время является обобщение и систематизация имеющегося опыта деятельности фольклорных коллективов, педагогов учреждений общего и дополнительного образования, научных исследований с целью определения единых подходов к разработке образовательных программ на основе казачьей культуры региона и возможностей их внедрения.

Ключевые слова: этнокультурный компонент образования, региональная казачья культура, дополнительное музыкальное образование, фольклорно-этнографический ансамбль.

UDC 37.013.44

M.A. OLEYNIK, V.V. PUTILOVSKAYA

WAYS AND FORMS OF REALIZATION OF THE ETHNOCULTURAL REGIONAL COSSACK COMPONENT IN MUSIC EDUCATION OF VOLGOGRAD

Oleynik Marina Alekseevna, PhD (Philosophy), professor, head of the cathedra of vocal-choral and choreographic education of the Institute of art education of the Volgograd state social pedagogical university (Volgograd, Lenina ave., 27), marolejn@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.