Научная статья на тему 'Роль взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков'

Роль взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ / ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЬИ / ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FORMATION OF MUSICAL CULTURE OF TEENAGERS / INTERRELATION OF FAMILY / SCHOOL AND INSITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоренц Вероника Валерьевна

В статье раскрывается роль взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков. Представлен обзор проблем музыкального воспитания подрастающего поколения, определены особенности подросткового периода, влияющие на развитие музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лоренц Вероника Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INTERACTION OF FAMILY, SCHOOL AND INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION IN FORMATION OF TEENAGERS' MUSICAL CULTURE

In the article the role of interaction of family, school and institutions of additional education in formation of musical culture of the teenagers is opened. The review of problems of musical education of growing up generation is submitted, the features of the teenage period influencing development of musical culture are determined.

Текст научной работы на тему «Роль взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков»

УДК 78

РОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

© Вероника Валерьевна ЛОРЕНЦ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,

e-mail: [email protected]

В статье раскрывается роль взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков. Представлен обзор проблем музыкального воспитания подрастающего поколения, определены особенности подросткового периода, влияющие на развитие музыкальной культуры.

Ключевые слова: формирование музыкальной культуры подростков; взаимосвязь семьи, школы и учреждений дополнительного образования.

Экономические, политические и социальные преобразования, происходящие в нашей стране, выявили острую необходимость подъема духовного развития подрастающего поколения, которое во многом обусловлено степенью приобщенности к музыкальной культуре общества.

Этот процесс происходит под влиянием как объективной действительности, так и воспитания, поэтому проблема совершенствования форм и методов музыкального воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Важнейшим итогом музыкального воспитания является формирование музыкальной культуры личности.

Термин «музыкальная культура» имеет много интерпретаций. Это сложное искусствоведческое, культурологическое и социальное понятие.

В научной литературе раскрываются понятия музыкальной культуры общества и отдельной личности.

В определении музыкальной культуры общества ученые подчеркивают связь музыки и ее социального функционирования. Анализируя социальное поле музыкальной культуры, - по мнению Р.А. Тельчаровой, следует подчеркнуть единство социального и культурного в музыкальной жизни, их взаимопроникновение, выделить принадлежность музыкальной культуры обществу, ее социальный характер, невозможность функционирования и развития музыкально-культурных систем вне социальных механизмов [1]. Подтверждение этой мысли содержится в работах известных музыковедов и социоло-

гов Р.И. Грубера, А.К. Сохора, В.С. Цукер-мана. Подчеркивая, что музыкальная культура общества явление социальное по своему содержанию, структуре, способам и формам функционирования, А.Я. Сохор разграничивает четыре ее структурных «блока»: 1) творчество; 2) исполнительство; 3) распространение музыки; 4) ее восприятие [2].

Учитывая, что функционирование музыкального искусства в обществе происходит в ходе создания, распространения и освоения музыкально-культурных ценностей, приобщение к этому процессу является существенным в определении музыкальной культуры личности. Музыкальная культура личности характеризуется тем, в какой мере человек освоил эти ценности, считает Э.Б. Абдуллин

[3].

Вместе с тем музыкальная культура личности определяется не только сформирован-ностью теоретических знаний, но и мировоззрением, определяющим гуманистическое сознание индивида, показателем которого служит музыкально-эстетический идеал.

Реальный процесс музыкального развития подростков происходит на уровне музыкального воспитания и образования. В последние десятилетия произошло отчуждение образования от духовности личности. Музыкальное образование потеряло музыкальноэстетическую ориентацию, превратилось в однонаправленное обучение какому-либо виду исполнительской деятельности, а в современных экономических условиях стало уделом немногих. Сложившаяся кризисная ситуация в массовом музыкальном воспита-

нии привела к потере поколений слушателей, что отразилось на музыкальной жизни общества. Несмотря на то, что по объему охвата населения музыкальное искусство за счет радио, телевидения носит почти всеобщий характер, живые источники музыкальной культуры - концерты, филармонии посещаются недостаточно интенсивно.

А общение с серьезной музыкой рассчитано именно на непосредственное ее восприятие. В результате богатство классической и современной академической традиции, фольклорная культура оказываются недоступными для понимания современного массового слушателя. Между тем, определяющим критерием состояния музыкальной культуры общества служит отношение слушателей к музыке классических жанров.

Анализ реальной картины музыкальной жизни подростков представляет тревожные результаты. Социологические исследования последних лет показывают, что за несколько прошедших десятилетий музыкальное искусство выдвинулось на одно из первых мест в структуре предпочтений подростков (в середине 1960-х гг. ему отводилось в ряду других искусств четвертое-шестое места, во второй половине 1970-х гг. - уже второе, а в начале XXI в. - даже первое), это касается направлений, которые определяются как «легкие».

В создавшихся условиях остро стоит вопрос о формировании и развитии музыкальной культуры подрастающих поколений с акцентизацией направленности на активное формирование личности, воспитание музыкально-эстетических ориентаций. Массовое музыкальное воспитание должно быть направлено не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала.

Исследование музыкальной культуры подростков невозможно без учета психологических особенностей, влияющих на их музыкальные вкусы, запросы, предпочтения.

Подростковый возраст характеризуется сложными процессами перехода от детства к новому типу отношений в обществе. В результате перестройки организма происходит изменение в самосознании, типах отношений со взрослыми и сверстниками, в познавательной активности. Главным психическим новообразованием подросткового возраста

ученые считают самосознание. Осознание подростками своих возрастающих возможностей, стремление к самостоятельности обусловливают с одной стороны - потребность в признании, со стороны взрослых, с другой -смену ориентации со взрослых на сверстников. Оба эти качества важны для понимания музыкальных ориентаций подростков. Добиваясь признания своего равенства у взрослых, подросток не имеет достаточного интеллектуального, социального опыта. Отсюда возникают различные формы протеста и неподчинения подростка, отражающиеся во взглядах на искусство, в т. ч. - музыкальное. Конфликтные взаимоотношения провоцируют сознательное неприятие требований, взглядов, оценок взрослых, противопоставление им диаметрально противоположных норм и ценностей.

Сложный период психического развития в подростковом возрасте характеризуется неустойчивостью личностных черт.

Во-первых, у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда большое количество увлечений подростка и их непостоянство, в т. ч. в музыке. А недостаточный объем знаний наряда с конкретностью мышления, его несамостоятельностью может способствовать выбору музыкальных ориентиров не лучшего качества.

Во-вторых, для подростков характерны искренность, непримиримость в оценке, стремление к справедливости, с одной стороны, и неумение разобраться в сложных явлениях жизни и искусства в силу ограниченности социального опыта - с другой. Данные черты обусловливают необъективность решений, противоречивость мнений, суждений. В музыкальных увлечениях это проявляется не только в формировании неадекватных оценок, но и в принятии соответствующей мировоззренческой платформы, что приводит, зачастую, к негативным проявлениям в поведении (например, панки, металлисты).

В-третьих, главным стержнем подростковых переживаний является поиск нравственных ценностей и норм, смысла жизни, своего места в ней. Наряду с этим для подростков характерна чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость. Поэтому в нравственных поисках подросток болезненно

реагирует на прямолинейные или назидательные поучения взрослых, категорически отвергает готовые решения. Стремление к самостоятельному открытию истины приводит к принятию идеалов, в т. ч. музыкальноэстетических, отвергаемых взрослыми, но культивируемых в среде сверстников.

В-четвертых, в этом возрасте ребенку хочется проявить себя как личность, самоутверждаться. Вместе с тем ограниченный социальный опыт не позволяет этого сделать. Поэтому возрастает особая значимость броских аксессуаров внешнего вида. Это и пренебрежение к внешнему виду, характерное для хиппи; покрашенные в разные цвета волосы и прически причудливой формы у панков; железные украшения металлистов. Пристрастие к символике определяет принятие соответствующего музыкального стиля.

В-пятых, исключительно важной чертой личности, формирующейся в подростковом возрасте, является самооценка. Размышления о собственной личности способствуют усложнению содержания самооценки, включению в нее нравственных проявлений, отношений с окружающими, собственных возможностей. Возрастает значение самоуважения, состоящего в отношении к себе как к личности. Уровень самооценки, в свою очередь, влияет на познавательную активность подростков. Низкая самооценка в каком-либо виде деятельности определяет пониженный уровень притязаний в ней. Практика работы показывает, что часто так происходит в общении подростков с музыкой классических жанров.

В-шестых, специфической чертой подросткового периода является преобладание творчески-экспериментальной активности.

Подростки склонны к игровой деятельности, дающей постоянный приток эмоций, и с трудом приспосабливаются к деятельности однообразной, специализированной. Данная черта определяет предпочтение подростками популярной музыки, которая сочетает элементы театра, хореографии, светоэффекты. Зрелищность исполнения, возможность принимать участие в музыкальном действе (станцевать, хлопать, подпевать) привлекают подростков. Вместе с тем классическая музыка, требующая строгих условий восприятия, оказывается недоступной для понимания.

Перечисленные черты подростков определяют особенности их субкультуры, которую ряд исследователей (З. Фрейд, Л. Фойер, Ж. Мандель, К. Лоренц, М. Мид, П. Слейтер) связывают с феноменом «конфликта поколений». Наиболее последовательной является концепция М. Мид, которая выводит зависимость межпоколенческих отношений от темпов научно-технического и социального развития, что делает опору на опыт предыдущих поколений недостаточной. Отсюда М. Мид выводит «растущее значение юношеских групп, появление особой молодевшей культуры и всякого рода межпоколенческих конфликтов» [4]. Как отмечают ученые, элементами субкультуры подрастающего поколения служат жаргонные слова и выражения, следование моде в одежде, прическе, а также «определенный стиль поведения, ...пристрастия в музыке и танцах, в тех или иных занятиях в свободное время» [4]. Данные элементы являются средством самоутверждения, идентификации и коммуникации в подростковой среде.

Исключительно важную роль в развитии подростковой субкультуры играет музыка. Исследователь проблем молодежной музыки А.С. Запесоцкий отмечает, что «сущность этой роли - в выполнении функций центрального, «кристаллизующего» элемента,

вокруг которого концентрируются соответ-ствущие идеи, своеобразные мироощущения и способы самовыражения, характерные образцы поведения и взаимодействия людей, имиджи, лексиконы, символы, элементы материальной культуры и другие компоненты, образующие культурный комплекс» [5]. Не вступая в полемику о правомерности термина «молодежная музыка», следует подчеркнуть ее социокультурную сущность.

Перечисленные обстоятельства диктуют необходимость поиска путей для решения проблемы формирования музыкальной культуры подростков.

На наш взгляд, одним из путей решения данной проблемы является совместная деятельность семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков.

Формирование музыкальной культуры личности в рамках учреждений дополнительного образования рассматривалось довольно широко Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлин-

ским, Н.С. Лейтес, В.И. Пановым, Т. К. Эль-кинд и др.

Воспитание и образование подрастающего поколения, обладающего музыкальной культурой, не является исключительно педагогической задачей, тем не менее, с педагогом общество связывает свои надежды на новую школу. Анализируя состояние общецивилизационных проблем современности и размышляя об истоках и путях их решения, крупнейший мыслитель нашего времени академик Н.Н. Моисеев пишет, что всю историю человеческого общества можно изучать в контексте развития системы накопления и передачи знаний, культуры и образованности от одних поколений к другим. Именно педагог становится центральной фигурой в истории людей. Сегодня от педагога зависит очень многое.

От состояния музыкальной культуры педагога зависит эффект музыкального образования и воспитания учащихся, поэтому крайне важны готовность и умение педагога передавать свои знания детям. Для этого он должен быть подготовлен к выполнению своих профессиональных функций.

Достаточно много исследований посвящено рассмотрению проблемы преподавания музыки в общеобразовательной школе: Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Е.Б. Серегина.

Н.Б. Шумакова и др.

Кроме того, успешное музыкальное воспитание и образование школьников может быть обеспечено лишь тогда, когда воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении. Только семья регулирует процесс нравственного и интеллектуального развития личности, способствует активизации положительных воздействий, нейтрализует отрицательные внешние факторы. Нравственное развитие ребенка в семье происходит не только под влиянием родителей, которые предъявляют ему различные требования, но и стихийно, под воздействием условий его жизни.

Для повышения эффективности использования социального потенциала семьи необходимо, чтобы школа и общественность оказывали родителям помощь в усвоении основ, необходимых для воспитания музыкальной культуры школьников.

Однако семья в большинстве случаев не может обеспечить педагогически обоснованную работу с ребенком. Часть родителей является недостаточно грамотной в отношении музыки, в связи с этим возникает необходимость целенаправленного руководства деятельностью семьи как в ходе музыкальнопедагогического просвещения родителей, так и в процессе непосредственного руководства деятельностью семьи.

Такое руководство тем более важно, что программа семейного воспитания отсутствует, а педагогическая деятельность семьи осуществляется на основе личного опыта и традиций каждой семьи.

В своих трудах В. А. Сухомлинский указывал на то, что успешная воспитательная работа школы была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей [6].

При организации работы с родителями должна учитываться степень их музыкальной культуры. Не случайно еще А.С. Макаренко обращал внимание на то, что главным секретом хорошего воспитания является чувство гражданского долга и поведение родителей

[7].

В связи с этим родителей по отношению к проблемам музыкального воспитания детей условно можно разделить на следующие группы:

- безразличные родители (безразличны к интересам ребенка, музыкальное воспитание не считают важным, а считают прихотью детей, не развивают эстетические чувства к музыке и т. д.);

- понимающие необходимость музыкального воспитания, но не всегда выполняющие его условия (контролируют детей, поощряют интересы к музыке, обсуждают проблемы, но склонны к вербализму, их поведение нередко расходится со словами);

- проявляющие серьезное отношение к музыкальному воспитанию детей (рекомендуют и обсуждают проблемы, поощряют и направляют интересы к произведениям искусства, развивают музыкальные чувства и эмоциональную отзывчивость, обсуждают с детьми телепередачи и фильмы, организуют позитивную музыкальную деятельность ребенка).

Выявление уровней музыкальной культуры родителей позволяет организовать с ними дифференцированную просветительскую работу.

Таким образом, формирование музыкальной культуры подрастающего поколения является частью всей системы образовательного и социально-культурного процессов.

Проведя анализ литературных источников, взаимодействие семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков мы рассматриваем как педагогический процесс воздействия на сознание и поведение подростков с целью развития их способностей, обеспечивающих возможности для творчества, обогащения жизни, с целью воспитания музыкально-эстетических ориентаций и оптимизации эмоциональноличностного потенциала подростка. Музыкальное воспитание не может и не должно идти в отрыве от воспитания творческой и свободной личности, поскольку конечная цель музыкального образования и воспитания реализуется в рамках единого педагоги-

ческого процесса. Совместная работа этих социальных институтов является приоритетным направлением в области музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.

1. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. М., 1991.

2. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975.

3. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983.

4. Мид М. Культура и мир детства / сост. и пре-дисл. И.С. Кона. М., 1988.

5. Запесоцкий А.С. Эта непонятная молодежь...: проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990.

6. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1981.

7. Макаренко А. С. Книга для родителей // Макаренко А.С. Избр. пед. соч.: в 8 т. М., 1985.

Поступила в редакцию 12.01.2012 г.

UDC 78

ROLE OF INTERACTION OF FAMILY, SCHOOL AND INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION IN FORMATION OF TEENAGERS’ MUSICAL CULTURE

Veronika Valeryevna LORENTS, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

In the article the role of interaction of family, school and institutions of additional education in formation of musical culture of the teenagers is opened. The review of problems of musical education of growing up generation is submitted, the features of the teenage period influencing development of musical culture are determined.

Key words: formation of musical culture of teenagers; interrelation of family, school and insitutions of additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.