профессиональный подход к применению их на практике позволяет педагогическим коллективам сориентировать молодежь на трудовой образ жизни.
1. Макаренко А.С. Пед. соч.: в 8 т. М., 1985. Т. 5. С. 17.
2. Народное образование. 2003. № 3. С. 147-152.
3. Irving Kristol. // Wall Street Journal. June 26, 1979. P. 18.
4. Жукова Т. // Народное образование. 2004. № 7. С. 207-216.
5. Ивашкина Н. // Народное образование. 2004. № 9. С. 201-206.
Поступила в редакцию 12.07.2006 г.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
В.И. Строков, М.А. Павлов
Strokov V.I., Pavlov M.A. Problems of forming musical culture of teenagers at the modem stage of the development of society. The article deals with the problem of forming musical culture of teenagers, gives a detailed description of an idea of musical culture of a society and an individual in the theoretical, historical and pragmatic aspects; analyzes some indicators in the system of qualities of musical culture of a personality, which enable to estimate the level of his musical and cultural development, considering not only musical and cultural education, but also musical and cultural potentials. Investigation of musical culture of teenagers is impossible without taking into account the psychological peculiarities influencing their musical tastes, demands and preferences.
Процесс духовного развития подрастающего поколения во многом обусловлен степенью приобщенности подростков к музыкальной культуре общества. Он происходит под влиянием как объективной действительности, так и воспитания, поэтому проблема совершенствования форм и методов музыкального воспитания приобретает особую актуальность. Важнейшим итогом музыкального воспитания является формирование музыкальной культуры личности.
Термин «музыкальная культура» имеет много интерпретаций. Это сложное искусствоведческое, культурологическое и социальное понятие. В этой связи необходимо рассмотреть понятие музыкальной культуры подростков в теоретическом, историческом и практическом аспектах.
В научной литературе раскрываются понятия музыкальной культуры общества и отдельной личности. В определении музыкальной культуры общества ученые подчеркивают связь музыки и ее социального функционирования. Анализируя социальное поле музыкальной культуры, по мнению Р.А. Тельчаровой, следует подчеркнуть единство социального и
культурного в музыкальной жизни, их взаимопроникновение, выделить принадлежность музыкальной культуры обществу, ее социальный характер, невозможность функционирования и развития музыкально-культурных систем вне социальных механизмов [1]. Подтверждение этой мысли содержится в работах известных музыковедов и социологов А.К. Сохора, В.С. Цукермана [2; 3]. Подчеркивая, что музыкальная культура общества - явление социальное по своему содержанию, структуре, способам и формам функционирования, А.Я. Сохор разграничивает четыре ее структурных «блока»: 1) творчество; 2) исполнительство; 3) распространение музыки; 4) ее восприятие [2].
Учитывая, что функционирование музыкального искусства в обществе происходит в ходе создания, распространения и освоения музыкально-культурных ценностей, приобщение к этому процессу является существенным в определении музыкальной культуры личности. Музыкальная культура личности характеризуется тем, в какой мере человек освоил эти ценности, считает Э.Б. Абдуллин [4].
Вместе с тем музыкальная культура личности определяется не только сформирован-ностью теоретических знаний, но и мировоззрением, определяющим гуманистическое сознание индивида, показателем которого служит музыкально-эстетический идеал.
Для изучения понятия музыкальной культуры личности необходимо дифференцировать составляющие ее качества. Теоретическое обоснование явлений, образующих музыкальную культуру личности, содержат работы отечественных ученых-музыковедов, социологов, педагогов (О. А. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского, А.Н. Сохора и др.) [2; 5-10].
Особый интерес представляет классификационный подход Р. А. Тельчаровой, которой сформулированы следующие показатели музыкальной культуры личности [1]:
- участие в создании музыкально-прекрасного, музыкально-творческая деятельность во всем многообразии форм музыкального поведения;
- система музыкально-оценочных
представлений, формирующихся на основе опыта музыкального восприятия и творчества и проявляющаяся в музыкально-эстетических оценках, взглядах, убеждениях;
- объем, качество, системность художественно-эстетических и музыкальных знаний практического и теоретического характера как основы формирования эстетического отношения к явлениям музыкального искусства;
- влияние развитых форм музыкального сознания и деятельности на другие виды материальной и духовной деятельности, степень стимуляции внемузыкальных сфер жизнедеятельности человека.
Перечисленные показатели в системе качеств музыкальной культуры личности позволяют определить уровень ее музыкальнокультурного развития, учитывая наличие не только музыкально-культурной образованности, но и усвоенного музыкально-культурного потенциала.
Реальный процесс музыкального развития подростков происходит на уровне музыкального воспитания и образования. В последние десятилетия произошло отчуждение образования от духовности личности. Музыкальное образование потеряло музыкальноэстетическую ориентацию, превратилось в однонаправленное обучение какому-либо
виду исполнительской деятельности, а в современных экономических условиях стало уделом немногих. Сложившаяся кризисная ситуация в массовом музыкальном воспитании привела к потере поколений слушателей, что отразилось на музыкальной жизни общества. Несмотря на то, что по объему охвата населения музыкальное искусство за счет радио, телевидения носит почти всеобщий характер, живые источники музыкальной культуры - концерты, филармонии - посещаются недостаточно интенсивно.
Тем не менее, общение с серьезной музыкой рассчитано именно на непосредственное ее восприятие. В результате богатство классической и современной академической традиции, фольклорная культура оказываются недоступными для понимания современного массового слушателя. Между тем определяющим критерием состояния музыкальной культуры общества служит отношение слушателей к музыке классических жанров.
В создавшихся условиях остро стоит вопрос о формировании и развитии музыкальной культуры подрастающего поколения с акцентизацией направленности на активное формирование личности, воспитание музыкально-эстетических ориентации. Массовое музыкальное воспитание должно быть направлено не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала.
Анализ реальной картины музыкальной жизни подростков представляет тревожные результаты. Социологических исследования последних лет показывают, что за прошедшие 15-20 лет музыкальное искусство выдвинулось на одно из первых мест в структуре предпочтений подростков (в середине 60-х гг. ему отводилось в ряду других искусств чет-вертое-шестое места, во второй половине 70-х гг. - уже второе, а в недавнем московском исследовании - даже первое), это касается, в первую очередь, направлений, которые определяются как «легкие». Социологические исследования, проведенные в последние годы, подтверждают сужение коэффициента разнообразия личностной музыкальной культуры подростков вокруг эпицентра рок-музыки.
Позиции воспитательной теории и практики в системе рок- и поп-культуры, ставших
популярным феноменом массового музыкального сознания подростков, не могут сложиться вне определения понятий «популярная музыка», «поп-музыка», «рок-музыка». Существует терминологическая неустойчивость, когда данными терминами называют одни и те же явления.
Встречающиеся в современной музыковедческой литературе термины «популярная музыка» и «поп-музыка» не являются идентичными. По мнению исследователей, главным признаком поп-музыки является коммерческий характер создания и распространения ее произведений.
Термин «популярная музыка» в широком смысле относится к совокупности наиболее известных, доступных и часто исполняемых произведений, в более узком - к формам и жанрам эстрадной музыки (в США - к «индустрии» развлечений)», - определено в Музыкальной Энциклопедии.
В последние четверть века популярным феноменом массового молодежного сознания стала рок-музыка, возникшая в 50-х гг. XX в. Исследователи подчеркивают социокультурную сущность рок-музыки, выражающую «реакцию молодежи на такое состояние общества и его культуры, которое по тем или иным причинам ее не устраивает». Рок-музыка представляет собой жанровую форму, отражающую новый стиль музыкального мышления. Рок органически связан с использованием современных технических средств -звукоусилителей, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры, средствами массовой коммуникации. В русле популярной музыки именно рок развивался как подростковое искусство: его потребители и, как правило, исполнители принадлежат к этой возрастной среде.
Исследование музыкальной культуры подростков невозможно без учета психологических особенностей, влияющих на их музыкальные вкусы, запросы, предпочтения. Подростковый возраст характеризуется сложными процессами перехода от детства к новому типу отношений в обществе [11]. В результате перестройки организма происходит изменение в самосознании, типах отношений со взрослыми и сверстниками, в познавательной активности.
Главным психическим новообразованием подросткового возраста ученые считают
самосознание [12]. Осознание подростками своих возрастающих возможностей, стремление к самостоятельности обуславливают, с одной стороны, потребность в признании со стороны взрослых, с другой - смену ориентации со взрослых на сверстников. Оба эти качества важны для понимания музыкальных ориентации подростков. Добиваясь признания своего равенства у взрослых, подросток не имеет достаточного интеллектуального, социального опыта. Отсюда возникают различные формы протеста и неподчинения подростка, отражающиеся во взглядах на искусство, в том числе - музыкальное. Конфликтные взаимоотношения провоцируют сознательное неприятие требований, взглядов, оценок взрослых, противопоставление им диаметрально противоположных норм и ценностей.
Вместе с тем первостепенное значение приобретает общение со сверстниками, которое помогает осваивать нормы, цели, средства социального поведения, определять значимость культурных ценностей. «...Есть основания полагать, что ведущей деятельностью в этот период развития является деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредуют поступки подростков», -заключает Д.Б. Эльконин [13]. Объединение подростков в группы обуславливает их ориентации на ценности, принятые в них. Это порождает стремление к подражанию стандартам. «Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Данное качество способствует росту неформальных подростковых объединений: «брейкеры»,
«рокеры», «футбольные фанаты» и т. д. Это относится и к музыкальным предпочтениям подростков, ориентированным на различные направления популярной музыки, в частности, рок-музыки.
Сложный период психического развития в подростковом возрасте характеризуется неустойчивостью личностных черт.
Во-первых, у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда большое количество увлечений подростка и их непостоянство, в том числе, в музыке. А недостаточный объем знаний наряду с конкретностью
мышления, его несамостоятельностью может способствовать выбору музыкальных ориентиров не лучшего качества.
Во-вторых, для подростков характерны искренность, непримиримость в оценке, стремление к справедливости, с одной стороны, и неумение разобраться в сложных явлениях жизни и искусства в силу ограниченности социального опыта - с другой. Данные черты обуславливают необъективность решений, противоречивость мнений, суждений. В музыкальных увлечениях это проявляется не только в формировании неадекватных оценок, но и в принятии соответствующей мировоззренческой платформы, что приводит зачастую к негативным проявлениям в поведении (например, панки, металлисты).
В-третьих, главным стержнем подростковых переживаний является поиск нравственных ценностей и норм, смысла жизни, своего места в ней. Наряду с этим для подростков характерна чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость. Поэтому в нравственных поисках подросток болезненно реагирует на прямолинейные или назидательные поучения взрослых, категорически отвергает готовые решения. Стремление к самостоятельному открытию истины приводит к принятию идеалов, в том числе музыкально-эстетических, отвергаемых взрослыми, но культивируемых в среде сверстников.
В-четвертых, в этом возрасте ребенку хочется проявить себя как личность, самоутвердиться. Вместе с тем ограниченный социальный опыт не позволяет этого сделать. Поэтому возрастает особая значимость броских аксессуаров внешнего вида. Это и пренебрежение к внешнему виду, характерное для хиппи; покрашенные в разные цвета волосы и прически причудливой формы у панков; железные украшения металлистов. Пристрастие к символике определяет принятие соответствующего музыкального стиля.
В-пятых, исключительно важной чертой личности, формирующейся в подростковом возрасте, является самооценка. Размышления о собственной личности способствуют усложнению содержания самооценки, включению в нее нравственных проявлений, отношений с окружающими, собственных возможностей. Возрастает значение самоуважения, состоящего в отношении к себе как к
личности. Уровень самооценки, в свою очередь, влияет на познавательную активность подростков. Низкая самооценка в каком-либо виде деятельности определяет пониженный уровень притязаний в ней. Практика работы показывает, что часто так происходит в общении подростков с музыкой классических жанров.
В-шестых, специфической чертой подросткового периода является преобладание творчески-экспериментальной активности.
Подростки склонны к игровой деятельности, дающей постоянный приток эмоций, и с трудом приспосабливаются к деятельности однообразной, специализированной. Данная черта определяет предпочтение подростками популярной музыки, которая сочетает элементы театра, хореографии, светоэффекты. Зрелищность исполнения, возможность принимать участие в музыкальном действе (станцевать, хлопать, подпевать) привлекают подростков. Вместе с тем классическая музыка, требующая строгих условий восприятия, оказывается недоступной для понимания.
Перечисленные черты подростков определяют особенности их субкультуры, которую в некоторых случаях связывают с феноменом «конфликта поколений».
Как отмечают ученые, элементами субкультуры подрастающего поколения служат жаргонные слова и выражения, следование моде в одежде, прическе, а также «определенный стиль поведения... пристрастия в музыке и танцах, в тех или иных занятиях в свободное время». Данные элементы являются средством самоутверждения, идентификации и коммуникации в подростковой среде. Исключительно важную роль в развитии подростковой субкультуры играет музыка.
Исследователь проблем молодежной музыки А.С. Запесецкий отмечает, что «сущность этой роли - в выполнении функций центрального, «кристаллизующего» элемента, вокруг которого концентрируются соответствующие идеи, своеобразные мироощущения и способы самовыражения, характерные образцы поведения и взаимодействия людей, имиджи, лексиконы, символы, элементы материальной культуры и другие компоненты, образующие культурный комплекс» [14]. Не вступая в полемику о правомерности термина «молодежная музыка», следует подчеркнуть ее социокультурную
сущность. Каждое поколение подростков увлекалось различными направлениями популярной музыки. Еще в 50-х гг. отмечалась роль популярной музыки в подростковых группах. С тех пор популярностью пользовались различные стили поп- и рок-музыки.
Таким образом, музыка представляет интерес прежде всего как социальный феномен, как элемент образа жизни.
1. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1991.
2. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М., 1961.
3. Цукерман В.С. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М., 1972.
4. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя. М., 1983.
5. Апраксина О.А. Становление и развитие музыкально-эстетического воспитания. М., 1971.
6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе искусств. М., 1983.
7. Апраксина О.А. // Музыкальное воспитание в школе. М., 1975.
8. Кабалевский Д.Б. Как рассказать о музыке. М., 1989.
9. Кабалевский Д.Б. Избранные статьи музыки. М., 1963.
10. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. М., 1984.
11. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. тр. М., 2004.
12. Петровский А.В. Быть личностью. М., 1990.
13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М., 1989.
14. Запесецкий А.С. Музыка и молодежь. М., 1988.
Поступила в редакцию 12.07.2006 г.
ТРУДНОСТИ А ДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ К ОСОБЕННОСТЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Н.Ю. Милованова
Milovanova N.Y. Problems of adaptation of the students to the specific features of life and activity of the military school. The article characterizes the process of adaptation of the students to different spheres of life and activity of the military school, reveals the problems of adaptation, their grounds and forms of representation, formulates the tasks of social and pedagogical work with first-year students of military schools.
Проблема адаптации учащихся к специфическим условиям кадетского корпуса была поставлена еще в начале ХХ в. Уже в это время исследователи отмечают позитивные и негативные аспекты жизненной ситуации кадетов, влияющие на особенности их адаптации.
Так, в докладе бюджетной комиссии Думы в 1901 г., посвященном деятельности кадетских корпусов, были указаны трудности, с которыми сталкивались воспитанники, попадая в данное учебное заведение. Среди них выделялись «... слишком большая и вредная для кадетов и дела перегрузка всякого рода занятиями, доходящая в некоторых кадетских корпусах до того, что у воспитанников не остается ни одной свободной минуты; внесение в строй школы сухого казарменно-
го характера, который особенно вредно отражается на младших воспитанниках, ибо детская душа ищет ласки, а не казарменной выправки; неестественное предъявление к воспитанникам младшего возраста некоторых обязательных требований по отношению воинского платья, что иной раз приводит к хроническим болезням...» [1].
Изучение процесса адаптации первокурсников Тамбовского кадетского корпуса имени Л.С. Демина позволило нам выявить типичные трудности адаптации кадетов к новым условиям жизнедеятельности, присущим данному виду образовательно-воспитательного учреждения. В ходе исследования были рассмотрены такие сферы жизнедеятельности кадетского корпуса, как социально-бытовая, учебная, профессионально-слу-