Научная статья на тему 'Социально-культурные условия взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков'

Социально-культурные условия взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ / ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FORMATION OF MUSICAL CULTURE OF THE TEENAGERS / INTERACTION OF FAMILY / SCHOOL AND ESTABLISHMENTS OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоренц В. В.

В статье рассматриваются социально-культурные условия взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков. Внимание акцентируется на формирование личности подростка, воспитание музыкальных и эстетических ориентаций и на оптимизацию его эмоционального потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лоренц В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and cultural conditions of interaction of the family, school and establishments of additional education are in the forming of teenager's musical culture

In clause the welfare conditions of interaction of family, school and establishments of additional education in formation of musical culture of the teenagers are considered. The attention addresses on formation of the person of the teenager, education of musical and aesthetic orientations and on optimization it is emotional of potential.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные условия взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков»

УДК 10.17.45

В.В.Лоренц

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматриваются социально-культурные условия взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков. Внимание акцентируется на формирование личности подростка, воспитание музыкальных и эстетических ориентаций и на оптимизацию его эмоционального потенциала.

Ключевые слова: формирование музыкальной культуры подростков, взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования.

W.W.Lorens Social and cultural conditions of interaction of the family, school and establishments of additional education are in the forming of teenager’s musical culture.

In clause the welfare conditions of interaction of family, school and establishments of additional education in formation of musical culture of the teenagers are considered. The attention addresses on formation of the person of the teenager, education of musical and aesthetic orientations and on optimization it is emotional ofpotential.

Key words: formation of musical culture of the teenagers, interaction of family, school and establishments of additional education.

Актуальность рассмотрения взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков обусловлена тем, что преобразования, происходящие в нашей стране, выявили острую необходимость подъема духовного развития подрастающего поколения, которое во многом обусловлено степенью приобщенности к музыкальной культуре общества.

В создавшихся условиях остро стоит вопрос о формировании и развитии музыкальной культуры подрастающих поколений с акцентизацией направленности на активное формирование личности, воспитание музыкально-эстетических ориентаций. Массовое музыкальное воспитание должно быть направлено не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала.

Традиционно особая роль в формировании музыкальной культуры подрастающего поколения принадлежала общеобразовательным школам и учреждениям дополнительного образования.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении, дополнительное образование ориентировано на достижение повышенного уровня образования в определённой сфере деятельности, на создание условий учебного диалога между педагогами и детьми, формирующего не только активное отношение к учению, но и позволяющего реализовывать их творческие способности.

С целью максимального расширения круга интересов детей деятельность учреждений дополнительного образования строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно, так как источник приобретения новых знаний и нового опыта может служить основой для трансформации этих знаний и опыта в другие сферы деятельности.

Массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества, которое по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей. Поэтому работа с детьми в системе дополнительного образования выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.

Осознание одного из основных требований, предъявляемых к разработке содержания деятельности учреждений дополнительного образования с детьми, - это требование не только количественного, но и качественного отличия программ и методик для различных категорий детей от программ и методик обучения их сверстников. В учреждениях дополнительного образования отсутствуют обязательные стандарты педагогической работы с детьми, что позволяет педагогу проявить творческий подход к обучению и воспитанию каждого ребенка.

Дополнительное образование является составной частью непрерывного образования и реализует мно-жество функций. В свою очередь, педагоги учреждений дополнительного образования в работе с детьми реализуют такие функции, как досуговую, формирование готовности личности к непрерывному образованию, допрофессиональную и профессиональную подготовку: развитие задатков, интересов личности, что обеспечивает самостоятельное решение проблем в различных сферах жизнедеятельности.

Изначально в учреждения дополнительного образования поступают дети, имеющие разные музыкальные способности, устойчивую положительную мотивацию к учению, готовые к творческому труду. По-этому деятельность педагогического коллектива направлена на создание условий для оптимального музыкального развития детей, в отношении развития их творческого потенциала. С другой стороны, перед педагогами дополнительного образования поставлена сложная задача - создать такую педагогическую систему, которая позволит осуществлять обучение и воспитание ребенка и обеспечить максимальную реализацию его способностей и возможностей.

Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать его музыкальному развитию.

Сложный период психического развития в подростковом возрасте характеризуется неустойчивостью личностных черт.

Во-первых, у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда большое количество увлечений подростка и их непостоянство, в том числе, в музыке. А недо-статочный объем знаний наряда с конкретностью мышления, его несамостоятельностью может способствовать выбору музыкальных ориентиров не лучшего качества.

Во-вторых, для подростков характерны искренность, непримиримость в оценке, стремление к справедливости, с одной стороны, и неумение разобраться в сложных явлениях жизни и искусства в силу ограниченности социального опыта, с другой. Данные черты обуславливают необъективность решений, противоречивость мнений, суждений. В музыкальных увлечениях это проявляется не только в формировании неадекватных оценок, но и в принятии соответствующей мировоззренческой платформы, что приводит, зачастую, к негативным проявлениям в поведении (например, панки, металлисты).

В-третьих, главным стержнем подростковых переживаний является поиск нравственных ценностей и норм, смысла жизни, своего места в ней. Наряду с этим для подростков характерна чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость. Поэтому в нравственных поисках подросток болезненно реагирует на прямолинейные или назидательные поучения взрослых, категорически отвергает готовые решения. Стремление к самостоятельному открытию истины приводит к принятию идеалов, в том числе, музыкально-эстетических, отвергаемых взрослыми, но культивируемых в среде сверстников.

В-четвертых, в этом возрасте ребенку хочется проявить себя как личность, самоутверждаться. Вместе с тем, ограниченный социальный опыт не позволяет этого сделать. Поэтому возрастает особая значимость броских аксессуаров внешнего вида. Это и пренебрежение к внешнему виду, характерное для хиппи; покрашенные в разные цвета волосы и прически причудливой формы у панков; железные украшения металлистов. Пристрастие к символике определяет принятие соответствующего музыкального стиля.

В-пятых, исключительно важной чертой личности, формирующейся в подростковом возрасте, является самооценка. Размышления о собственной личности способствуют усложнению содержания самооценки, включению в нее нравственных проявлений, отношений с окружающими, собственных возможностей. Возрастает значение самоуважения, состоящего в отношении к себе как к личности. Уровень самооценки, в свою очередь, влияет на познавательную активность подростков. Низкая самооценка в каком-либо виде де-ятельности определяет пониженный уровень притязаний в ней. Практика работы показывает, что часто так происходит в общении подростков с музыкой классических жанров.

В-шестых, специфической чертой подросткового периода является преобладание творчески-экспе-риментальной активности. Подростки склонны к игровой деятельности, дающей постоянный приток эмоций, и с трудом приспосабливаются к деятельности однообразной, специализированной. Данная черта определяет предпочтение подростками популярной музыки, которая сочетает элементы театра, хореографии, светоэффекты. Зрелищность исполнения, возможность принимать участие в музыкальном действе (станцевать, хлопать, подпевать) привлекают подростков. Вместе с тем, классическая музыка, требующая строгих условий восприятия, оказывается недоступной для понимания.

Перечисленные черты подростков определяют особенности их субкультуры, которую ряд исследователей (3.Фрейд, Л.Фойер, Ж.Мандель, К.Лоренц, М.Мид, П.Слейтер) связывают с феноменом «конфликта поколений». Наиболее последовательной является концепция М.Мид, которая выводит зависимость межпоколенческих отношений от темпов научно-технического и социального развития, что делает опору на опыт предыдущих поколений недостаточной. Отсюда М.Мид выводит «растущее значение юношеских групп, появление особой молодевшей культуры и всякого рода межпоколенческих конфликтов» [1].

Исследователь проблем молодежной музыки А.С.Запесоцкий отмечает, что музыка в развитии подростковой субкультуры играет исключительно важную роль: «.. .сущность этой роли - в выполнении функций центрального, «кристаллизующего» элемента, вокруг которого концентрируются соответствущие идеи, своеобразные мироощущения и способы самовыражения, характерные образцы поведения и взаимодействия людей, имиджи, лексиконы, символы, элементы материальной культуры и другие компоненты, образующие культурный комплекс» [2].

Отсюда очевидна необходимость поиска путей для решения проблемы формирования музыкальной культуры подростков, одним из которых представляется совместная деятельность семьи, школы и учреждений дополнительного образования.

Воспитание и образование подрастающего поколения, обладающего музыкальной культурой, не является исключительно педагогической задачей, тем не менее, с педагогом общество связывает свои надежды на новую школу. Анализируя состояние общецивилизационных проблем современности и размышляя об истоках и путях их решения, крупнейший мыслитель нашего времени академик Н.Н. Моисеев пишет, что всю историю человеческого общества можно изучать в контексте развития системы накопления и передачи знаний, культуры и образованности от одних поколений к другим. Именно педагог становится центральной фигурой в истории людей. Сегодня от педагога зависит очень многое.

От состояния музыкальной культуры педагога зависит эффект музыкального образования и воспитания учащихся, поэтому крайне важна готовность и умение педагога передавать свои знания детям. Для этого он должен быть подготовлен к выполнению своих профессиональных функций.

Достаточно много исследований посвящено рассмотрению проблемы преподавания музыки в общеобразовательной школе: Ю.Б.Алиев, Н.А.Ветлугина, Е.Б.Серёгина, Н.Б.Шумакова и др.

Успешное музыкальное воспитание и образование школьников может быть обеспечено лишь тогда, когда воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении. Только семья регулирует процесс нравственного и интеллектуального развития личности, способствует активизации положительных воздействий, нейтрализует отрицательные внешние факторы. Нравственное развитие ребенка в семье происходит не только под влиянием родителей, которые предъявляют ему различные требования, но и стихийно, под воздействием условий его жизни.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании ми-ровоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с ро-дителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности.

Для повышения эффективности использования социального потенциала семьи необходимо, чтобы школа и общественность оказывали родителям помощь в усвоении основ, необходимых для воспитания музыкальной культуры школьников.

Тем не менее, семья далеко не всегда может обеспечить педагогически обоснованную работу с ребенком. Часть родителей является недостаточно грамотной в отношении музыки, в связи с этим возникает необходимость целенаправленного руководства деятельностью семьи как в ходе музыкально-педагоги-ческого просвещения родителей, так и в процессе непосредственного руководства деятельностью семьи.

Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье.

Такое руководство тем более важно, что программа семейного воспитания отсутствует, а педагоги-ческая деятельность семьи осуществляется на основе личного опыта и традиций каждой семьи.

При построении взаимодействия семьи и школы должны учитываться определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей и пр.

В своих трудах В.А.Сухомлинский указывал на то, что успешная воспитательная работа школы была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей [3].

При организации работы с родителями должна учитываться степень их музыкальной культуры. Еще А.С.Макаренко обращал внимание на то, что главным секретом хорошего воспитания является

чувство гражданского долга и поведение родителей [4].

Главное условие взаимодействия школы и семьи - полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга, чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу.

Таким образом, формирование музыкальной культуры подрастающего поколения является частью всей системы образовательного и социально-культурного процессов.

Нами были выявлены социально-культурные условия формирования музыкальной культуры подростков в процессе взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования:

- обеспечение тесной связи учреждений общего и дополнительного образования с семьей подростка;

- цели и задачи деятельности учреждений общего и дополнительного образования, в основном, должны совпадать;

- построение педагогической деятельности на основе модельного представления, содержащего совокупность взаимосвязанных и последовательных компонентов, позволяющих достигнуть максимального результата;

- выявление и учет факторов, способствующих оптимизации деятельности по развитию музыкальной культуры подростка;

- деятельность учреждений общего и дополнительного образования ориентирована на потребности подростка;

- выбор рода занятий и степени активности определяется принципом добровольности;

- осуществление деятельности с учетом личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуального подходов к подростку;

- осуществление деятельности на основе разработанной нами педагогической программы, предполагающей вовлечение подростков в различные виды социально-культурной деятельности и применение наиболее эффективных форм, методов и технологий;

- педагоги школ и учреждений дополнительного образования подготовлены к осуществлению педагогической деятельности по разработанной нами программе, что позволит обеспечить психологопедагогическое сопровождение подростка;

- анализ и оценка педагогической деятельности осуществляется на основе разработанного критериального аппарата.

Таким образом, применение в педагогической деятельности разработанных нами социально-культур-ных условий позволит эффективно осуществлять формирование музыкальной культуры подростков.

Литература

1.Мид М. Культура и мир детства / Сост. и предисл. И. С. Кона. — М.: Наука, 1988.

2.Запесоцкий А.С. Эта непонятная молодежь...: Проблемы неформальных молодежных объединений. - М.: Профиздат, 1990.

3.Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. - 2-е изд. - М.: Сов.Россия, 1981.

4.Макаренко, А.С. Книга для родителей//Избр. пед. соч.: В 8 т. - М.,1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.